Скачать 157.92 Kb.
Дата13.04.2018
Размер157.92 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка Спортивно-танцевальная студия



e:\недостающие документы\2.bmp

Основа жизни человека - ритмика,

данный каждому его природы, дыханием.

К.С.Станиславский

Пояснительная записка

Спортивно-танцевальная студия «Горошинки»

Программа разработана педагогов, работающих в учреждениях дополнительного образования спортивной направленности, и в том числе, развивающих художественную гимнастику.

Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию.

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях упражнениями художественной гимнастики. Учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Благодаря спортивной направленности программы, учащиеся, смогут более плодотворно учиться, меньше болеть, успешно освоившие программу, смогут участвовать в школьных, районных и окружных мероприятиях своего детского учреждения.


Цели и задачи

Занятия художественной гимнастикой направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Цель программы - формирование физического, хореографического, музыкального развития воспитанников, чтобы на основе интереса детей к занятиям художественной гимнастикой создать благоприятные условия для раскрытия способностей формирующейся личности, развития в дальнейшем стремлении к спортивному самосовершенствованию и укреплению здоровья.
Задачи программы: обучающие, воспитывающие, развивающие.

Укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма занимающихся.

Формирование правильной осанки и гимнастического стиля.

Разносторонняя, сбалансированная общая и специальная физическая подготовка (начальное развитие физических способностей).

Овладение основными приемами техники и тактики;

Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы.

Привитие учащимся организаторских навыков;

Повышение специальной, физической, тактической подготовки;

Подготовка учащихся к творческим мероприятиям;

Отбор лучших учащихся для группы «Талант»




Средства ритмической гимнастики.


Упражнения ритмической гимнастики делятся на подготовительный и основной разделы.

Подготовительный раздел

Основной раздел




Ходьба и бег, прыжки ,равновесие и повороты,

1.Строевые упражнения

элементы народного танца, упражнения

2.Общеразвивающие упражнения

с предметами и без, специальные упр.

3.Акробатическик упр.

на согласования движении с музыкой.

4.Хореографические упр.




5.Прикладные упр.




6.Элементы техники классического танца



Ритмическая гимнастика является одним из видов оздоровительной гимнастики.

Раскрывая его основное содержание, необходимо сказать, что ритмическая гимнастика-

Это своеобразное сочетание общеобразовательных упражнений, бега, прыжков, элементов

Танца и других гимнастических упражнений, выполняемых под эмоциональную ритмичную музыку, преимущественно поточным образом, то есть без пауз и остановок. Занятия ритмикой оказывают многостороннее воздействие на организм ребенка. Она активно влияет на деятельность сердечно -сосудистой и дыхательной систем организма и приближается в этом качестве к таким физическим нагрузкам, как ходьба, бег, езда на велосипеде.

У занимающихся увеличивается двигательная активность, улучшаются осанки,

снижается избыточный вес, появляется хорошее настроение и жизнерадостность.

Однако ритмика используется не только в оздоровительных целях. При активной дозировке она позволяет развивать все основные физические качества, оказывает положительное влияние на повышение уровня работоспособности, устойчивости организма к утомлению. Двигательная активность ,как правило вызывает у ребенка «мышечную радость». Продолжительность занятия может составлять 30-45 мин.Само словосочетания «ритмическая гимнастика» указывает на ритмический характер движений,

а они отражают естественную потребность ребенка.

Ритмическая гимнастика - сложнокоординационный вид спортивной деятельности.

Она содержит в себе огромное количество разновидностей общеразвивающих упражнений, средства развития физических качеств, включает в себя как упражнения художественной гимнастики и хореографии применяются в основном, как дополнения к общеразвивающим упражнениям и также, как правило, характеризуется многократной повторяемостью, Использование танцевальных элементов на занятии ритмической гимнастики-неприменное условие их эмоциональности, красочности и привлекательности.

Можно использовать упражнения с предметами: мячи, шары, флажки, ленты, шарфы,

гимнастическую скамью, шведскую стенку. Бросание, подбрасывание, ловля, катание,

перекатывание, прыжки с предметами. Все физические упражнения выполняются под приятную, грамотно подобранную музыку. Занимающиеся непроизвольно «подключаются» с выражаемым в ней чувством и настроением. Музыка очень полезна во время физических упражнений, она должна выполняться как музыкотерапией. Такое состояние дает хороший эффект на уроках.



Все это позволяет говорить о том, что в руках воспитателей, школьных учителей, родителей, имеется хорошее средство для нормализации психического состояния детей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Спортивно-танцевальной студии «ГОРОШИНКИ



месяц

09

10

11

12

01

02

03

04

05

теория

8

8

-

-

8

-

8

-

-

техника

20

20

22

20

20

20

10

5

1

техника

20

20

20

20

20

20

20

7

1

экзамен









1

1

1

1

1

1

всего

48

48

42

41

49

41

39

13

3

Всего в год

























324

ТЕОРИЯ: Спортивные виды ходьбы и бега, шаги на носках, в приседе, бег и высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени , прыжковая работа, разминочные упражнения, растяжка, танцевальная программа.

32ч.

ТЕХНИКА: Специфические формы ходьбы и бега: мягкий, перекатный, пружинный, высокий ,острый ,вальсовый и т.д. Разминочные упражнения, растяжка, доразминка. 137ч.


ТЕХНИКА: Танцевальные шаги ,элементы и соединения, разминочный характер (историко-бытовые , народные, современные, восточные) или музыкально-двигательные задания на воспроизведение темпа, ритма или динамика музыки, хореографические упражнения. 149ч.

ЭКЗАМЕН: 6ч.

ВСЕГО ЧАСОВ ЗА ОДИН ГОД: 324 часов

.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является:

- формирование правильной осанки у детей;

- развитие эмоциональной выразительности и понимание красоты

линий в движениях;

- воспитание умения слышать и понимать музыку

- выработка легкости, изящности и непринужденности движений.

- воспитание творческих способностей девочек.



Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 4 -10лет

Дополнительная образовательная программа по художественной гимнастике рассчитана на 3 года

Материал программы дается в разделах:

- основы знаний

- общая физическая подготовка;

- специальная физическая подготовка;

- техническая подготовка ;

Основы знаний : 1.Соблюдение техники безопасности на занятиях в секции художественной гимнастики.

2. Краткий обзор состояния и развития художественной

гимнастики в России.

3. Влияние физических упражнений на строение и

функции организма человека.

4. Гигиена, закаливание , режим и питание спортсменов. Общая физическая подготовка является основой развития физических качеств , способностей , двигательных навыков гимнасток на различных этапах их подготовки. Поэтому большое внимание на занятиях художественной гимнастики будет уделяться развитию двигательных качеств гимнасток и совершенствованию : силы, быстроты, выносливости, ловкости и координации движений.

Специальная физическая подготовка занимает очень важное место в тренировке гимнасток, поэтому будет уделяться большое внимание развитию гибкости, ловкости, выносливости, а так же развитию скоростно - силовых качеств.

Техника упражнений художественной гимнастики включает в себя целостность, динамичность, танцевальность . Следовательно, на занятиях большое внимание будет уделяться хореографии и умению работы с предметами : лентой, мячом, обручем, скакалкой. Слитность движений тела с движением предмета, эмоциональность и музыкальность – главные цели каждой гимнастки.

Формы и режим занятий.

Урок является основной формой организации учебного процесса.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям художественной гимнастикой и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий: - словесные методы, наглядные методы, практические (игровой, соревновательный, метод упражнений и метод круговой тренировки). Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Упражнения разучиваются двумя методами - в целом и по частям.



Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы рассчитаны на 3 года

В конце изучения программы гимнастки получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования. Приобретут необходимые знания и умения, что позволит учащимся принимать участие в школьных, районных, окружных соревнованиях, смотрах – конкурсах



Содержание изучаемого материала.

Группа первого года обучения.

КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ :



  1. Укрепление здоровья занимающихся.

  2. Формирование правильной осанки.

  3. Общее физическое развитие занимающихся.

  4. Начальное развитие двигательных качеств, необходимых для последующих занятий художественной гимнастикой.

Основы знаний

1. Соблюдение техники безопасности на занятиях в секции художественной гимнастики.

2. Краткий обзор состояния и развития художественной гимнастики. 3. Влияние физических упражнений на строение и функции организма человека. 4. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсменов.

Общая физическая подготовка.



  1. Строевые упражнения. Понятия: Строй, шеренга, колонна, интервал, дистанция, направляющий, замыкающий, «становись!», «смирно!» « равняйсь!» «вольно!» « По порядку – рассчитайсь!» и т.д.

  2. Повороты: направо, налево, кругом.

  3. Построения: в шеренги, колонны, круги.

  4. Виды передвижения: строевой шаг, бег, подскоки.

Общеразвивающие упражнения.

  1. Развитие физических качеств: силы, гибкости, выносливости, быстроты.

  2. Упражнения без предметов: Для рук и плечевого пояса, для мышц туловища и ног.

  3. Упражнения с предметами : С набивным мячом, с гимнастической палкой, упражнения на гимнастической скамейке, на гимнастической

Специальная физическая подготовка

Упражнения для развития гибкости: Упражнения на растягивание, наклоны вперед, в сторону, назад из различных исходных положений; мосты; шпагаты; поднимание ноги вперед, в сторону, назад с помощью партнера ( в положении лежа на полу, у опоры); Активные движения: махи, удержание ноги.

Упражнения для развития скоростно – силовых качеств:

Пружинный шаг; пружинный бег; прыжки из глубокого приседа; прыжки со скакалкой ,прыжки с вращением обруча; прыжки сгибая ноги вперед, назад.



Упражнения для развития выносливости:

Прыжки на двух ногах со скакалкой, постепенно увеличивая время; прыжки ноги врозь, медленный бег на1000 метров.



Упражнения для развития ловкости:

Простейшие жонглирования мячом, обручем, двумя мячами, обручами.



Упражнения для развития равновесия:

Ходьба на носках, ходьба на носках с одновременными движениями головой; максимальная задержка в стойке на носках после выполнения элементов классического танца (у опоры, на середине зала), волн, взмахов; вертикальное, переднее, боковое, заднее равновесие на всей ступне, на полупальцах, у опоры, на середине зала, равновесие с закрытыми глазами, повороты переступанием.



Музыкально – двигательное воспитание

Конкретные задачи:

1. Обучить детей постепенно переходить от одного темпа к другому (О.Газманов « Вперед, Россия! »).

2. Обучить детей изменять скорость движения в соответствии с темпом музыки(Валентина Рябкова «Святая Русь».

Выполнение разновидностей шагов, бега в различном темпе.

Шаги польки, галопа в медленном и быстром темпе.

Движения руками, ногами, туловищем в различном темпе.

Изменение амплитуды движения в зависимости от темпа.

Ускорение и замедление темпа.

Упражнение на сохранение заданного темпа

Музыкальные игры: « Лягушата», « Танец зайчат», « Тройка», «Бабушкины аладушки».


Хореографическая подготовка

Элементы классического танца.

У опоры: 1. Изучение позиций ног ( 1, 2, 3, 4, 5 ).

2. Деми плие в 1, 2, 3 позициях (лицом и боком к опоре).

3. Гран плие во всех позициях (лицом и боком к опоре).

4. Батман тандю из 1 позиции (вперед, в сторону, назад ).

5. Батман фраппэ в сторону, вперед, назад.

6. Батман фондю на всей ступне опорной ноги нога выпрямляется носком в пол или поднимается на 45 градусов вперед, в сторону, назад, крестом.

7. Батман тандю жэтэ вперед, в сторону, назад.

8. Рон де жамб пар терр вперед, назад.

9. Гран батман жэтэ из 1, 3 позиций по 4 раза вперед, в сторону, назад. Изучение положения пассэ. Ролевэ в 1, 2, 3 позициях в медленном темпе ( 16 – 32 раза).

На середине зала: 1. Изучение позиций рук ( 1, 2, 3 и подготовительной ) . Переводы рук из подготовительной позиции в 1, затем в 3 и через1 вновь в подготовительную.

Элементы народных танцев: 1. У опоры.

2. На середине зала ( движения русского народного танца, восточные танцы).

Техническая подготовка.

Разновидности ходьбы и бега. 1. Ходьба на носках: вперед, назад, в сторону, скрестным шагом.

2. Ходьба в полуприседе, приседе. Мягкий шаг, острый шаг на месте, с продвижением вперед, назад. Мелкий бег, острый бег.



Волны и взмахи. 1. Волнообразные движения руками.

2. Волны туловищем: Из упора на коленях прогибание и выгибание спины, поочередно переставляя руки вперед до касания грудью пола; Выгибание спины, переставляя руки в исходное положение; Из седа на пятках прогибание и выгибание спины; Из седа на пятках ( голова и плечи опущены) встать на колени, прогнуться в поясничном отделе позвоночника (плечи и голова еще опущены); то же, поднимая последовательно руки вверх.(лебеди,аисты)



Взмахи руками. 1. Взмахи руками вперед, в стороны, вверх; Из стойки ноги врозь взмахи руками вправо, влево, с одновременным переносом тяжести тела на правую (левую) ногу(птицы)

Равновесия. 1. Стойки на носках у опоры, на середине зала; стойки ноги врозь; движения руками в стойках на носках; остановки на носках после различных видов ходьбы, бега; вертикальное равновесие на всей ступне, свободная нога вперед, в сторону, назад (у опоры и на середине зала ).

Повороты. 1. Приставлением ноги, переступанием на прямых ногах, в полуприседе на 180, 360, 540, 720 градусов. 2.Повороты скрестным шагом вперед, назад на 180, 360 градусов.

Прыжки. 1.Прыжки в 1,2 позициях. . 2.Повороты со сменой позиций ног (из 1 во 2 и наоборот). 3.Открытый и закрытый прыжки.

Упражнения с предметами.

Со средним мячом: 1. Броски (невысокие) и ловля мяча двумя руками и одной. То же с пружинными движениями ногами. 2. Броски мяча из одной руки в другую перед собой. 3. Броски мяча поочередно правой, а затем левой рукой. 4. Бросок мяча вверх и ловля после отбива об пол. 5. Броски мяча под руку, под ногу, ловля той же или другой рукой. 6. Стоя на коленях, перекаты мяча по полу влево и вправо перед телом. 7. Перекатывание мяча вперед, в сторону, назад сидя на полу, стоя на коленях, в упоре присев, в различных построениях (кругах, колонне, шеренге ). 8.Перебрасывание мяча друг другу различными способами, стоя попарно ( лицом, боком, спиной друг к другу ).

С обручем: 1. Хваты обруча; Держать обруч вертикально впереди двумя руками, повороты обруча, наклоняя туловища влево, вправо. 2. Повороты обруча в различных плоскостях, стоя на месте. 3. Вращение обруча в лицевой плоскости одной рукой по часовой стрелке и против часовой стрелки. То же с пружинными движениями ногами.

Со скакалкой: 1. Прыжки на месте толчком двумя, вращая скакалку вперед, назад. То же с промежуточным прыжком. 2. Прыжки на одной ноге, вращая скакалку вперед, назад. То же с промежуточным вращением. 3. Прыжки по очередно толчком двумя и одной, вращая скакалку вперед и назад. 4. Махи скакалкой в различных плоскостях.

С лентой: 1. Махи лентой в лицевсй плоскости вниз, вверх из различных исходных положений. То же в горизонтальной плоскости. 2. Круги лентой в лицевой плоскости ( вниз, вверх, внутрь, наружу), то же в боковой плоскости. 3. Круги лентой в горизонтальной плоскости. 4. Сочетание махов и кругов лентой с танцевальными шагами и изученными элементами без предмета. 5. Вертикальная змейка по полу с продвижением вперед, назад, в сторону. 6. Горизонтальная змейка лентой в лицевой плоскости из исходного положения руки вверх ( с танцевальными шагами).

Акробатическая подготовка.

Кувырки: 1. Вперед, назад, в сторону, то же в стойку на колено, другую в сторону на носок, руки в стороны;

2. Кувырок назад через плечо в упор в стоя на колено, другую назад.

3. Мост из положения лежа .

4. Мост из положения стоя и поворот в упор присев.

5. Стойка на лопатках с помощью рук.

6. Стойка на руках у стенки с помощью партнера.

7. Переворот в сторону ( вправо, влево ).

8. Переворот вперед на две ноги ( в мост ).

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Занятия по художественной гимнастике начинаются после окончания уроков , исходя из этого необходимо тщательно подбирать упражнения для первой (подготовительной) части урока.

Чтобы подготовить организм гимнасток к предстоящей большой физической нагрузке, в этой части урока, я буду включать легкодозируемые , короткие и несложные технически упражнения, не требующие длинных объяснений, проводимые живо и весело. Это подвижные и музыкальные игры знакомые гимнасткам. Общий характер всех упражнений, музыка, эмоциональность показа должны создавать жизнерадостное настроение и повышать интерес к занятиям.

В первой половине основной части урока решаются задачи разносторонней общей и специальной физической подготовки. Поэтому все упражнения необходимо выполнять одновременно всей группой. Это ведет к успешному овладению сложными техническими навыками. Во второй половине основной части урока изучаются и совершенствуются основные упражнения художественной гимнастики.

В заключительной части урока постепенно снижается нагрузка и подводятся итоги проделанной работы. Применение упражнений на расслабление, потряхивания ног и рук ускоряет восстановительные процессы в мышцах. Учитывая большую нагрузку на мышцы ног, целесообразно научить занимающихся простейшим приемам самомассажа Для успокоения нервной системы применяются спокойные игры, плавные и мягкие движения руками, медленные и спокойные танцевальные шаги.

Первое условие красоты человеческого тела – это правильная осанка. Следовательно, необходимы стенды, наглядные пособия с крупными фотографиями иллюстрирующие правильную осанку и демонстрирующие силу, гибкость и красоту тренированного тела.

При обучении следует учитывать быструю утомляемость девочек. Поэтому необходимо чередовать трудные упражнения с легкими.

Очень важно проводить показательные или открытые уроки, которые проводятся в форме отчета о проделанной работе перед родителями и администрацией школы. Их цель – заинтересовать родителей проводимой работой с детьми и привлечь их к участию в ней. После урока проводится беседа с родителями, в которой разбираются успехи и недостатки каждого ребенка.



Материально – техническое обеспечение занятий.

  1. Скакалки

  2. Средние и большие мячи

  3. Обручи

  4. Ленты

  5. Булавы

  6. Гимнастическая скамейка

  7. Гимнастические маты

  8. Музыкальный центр

  9. Секундомер .