Скачать 244.85 Kb.
Дата15.05.2019
Размер244.85 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка программа элективного курса «Российская цивилизация»






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса « Российская цивилизация» составлена на основе программы Российская цивилизация./Авт. – сост. В.К. Романовский. / Элективные курсы предметной области «Обществознание» для старших классов общеобраз. учреждений. – Н.Новгород: НРЛ, 2009. и ориентирована на учебник И.Н. Ионова «Российская цивилизация» и учебное пособие под редакцией А.А.Радугина «История России (Россия в мировой цивилизации)».



Особенность курса «Российская цивилизация». Настоящий элективный курс не дублирует курс отечественной истории, а дополняет, расширяет, обобщает знания учащихся о родном отечестве. Ключевыми и принципиально значимыми проблемами элективного курса «Российская цивилизация» являются нормы поведения, особенности веры и общественного сознания, менталитет, национальные ценности, традиции россиян. В рамках настоящего элективного курса такие аспекты гражданской истории, как, например, государственное устройство или хозяйство являются вторичными. В истории локальных цивилизаций важны не столько форма государства (она может меняться), сколько традиционное отношение народа к власти и праву, не форма хозяйства (их может быть несколько), а отношение к труду и собственности. Учебный курс нацелен на преодоление противоречий между представлений национальной самобытности России и либеральными ценностями современной мировой цивилизации через сравнение исторического пути России с основными тенденциями истории цивилизаций Востока и Запада. При этом цивилизация рассматривается как социокультурная система, основанная на иерархии ценностей. В российской цивилизации выделяются архаические, традиционные и современные (модернизационные) элементы и соотношение между ними на разных этапах истории было различным.

Таким образом, главная цель элективного курса – расширение и углубление знаний учащихся об исторических, цивилизационных особенностях родной страны, формирование представлений об индивидуальности, неповторимости российской цивилизации, обладающей собственной логикой исторического развития.



Основные задачи курса:

-выявить предпосылки формирования и проанализировать важные вехи становления и развития российской цивилизации;

-раскрыть уникальность российской цивилизации, её место и значение в истории мировой цивилизации;

-осмыслить глубинный ход российской истории с точки зрения влияния норм, ценностей и идеалов национальной культуры, воздействия на них культурной традиции Востока и Запада;

-акцентировать внимание на культурном диалоге славянских и тюркских культур, ставших основной развития российского многонационального государства;

-проанализировать основные этапы роста общественного самосознания в стране: (языческо-родоплеменное, христианско-православное, национально-имперское, цивилизационное, глобально-космическое).

-способствовать формированию национального самосознания, патриотизма и гражданственности учащихся.

В основу программы положено сведущие подходы: цивилизационный подход (изучение истории методом соединения локального и стадиального подхода, который даёт возможность выделить наиболее существенные факторы, определяющие облик цивилизации, её уникальность и неповторимость); культурологический подход (исходит из того, что культура есть всё то, что создано руками и разумом человека, культура – это «система норм и ценностей», «память человечества», «способ жизни человека», «способ адаптации к природе», через неё отражается специфика народа); антропологический подход (в процессе познания мира человек с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения, многообразными формами деятельности находится в центре внимания); интегративный подход (позволяет синтезировать различные научные знания и через взаимосвязь с учебными курсами истории, обществознания, литературы и других учебных дисциплин усвоить необходимый учебный материал).

В результате изучения учебного курса «Российская цивилизация» учащийся должен:



Знать:

- важнейшие проблемы социально-экономического и государственно-политического развития России;

- факторы, влиявшие на развитие страны и определявшие её цивилизационные особенности на протяжении тысячелетнего развития;

- периодизацию российской истории и характерные особенности важнейших её исторических периодов;

- альтернативы, возникавшие периодически в истории России и причины исторического выбора российской нации.

Уметь:

- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;

- объективно оценивать формы организации и эволюции государственного и общественного устройства России на разных этапах её развития;

- выявлять и обосновывать значимость исторических знаний для анализа политического процесса в России.



Владеть навыками:

- самостоятельной работы с рекомендуемой учебной, научно-исследовательской литературой и источниками по истории России;

- сравнительного анализа исторических факторов, событий и явлений общественной жизни на основе исторического материала;

- введение дискуссий по проблемам изучаемого курса;

- использование полученных исторических знаний в основных сферах деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение

Понятие «цивилизация». Цивилизация и культура. Мировая цивилизация. Локальная цивилизация; сущность и особенности. Россия – локальная цивилизация. Русские мыслители об особенностях исторического пути России.



Раздел 1. Природные и культурные предпосылки развития российской цивилизации

Тема 1. Природные и географические факторы в истории России.

Географические условия и национальный характер. Природная среда и тип хозяйства. Индивидуализм и коллективизм. Колонизация земель и этапы истории России. Россия: часть Европы или Азии?



Тема 2. Верования восточных славян

Язычество и «религия спасения». Этапы развития славянского язычества. Языческие обычаи в русской культуре XIX-XX вв. Языческая культура и культурные традиции.



Тема 3. Ценностные ориентации народной русской культуры

Значение ценностей для культуры и общества. Ценностные ориентации древних славян. Типы взаимодействия ценностей в древнерусской культуре. Коллективная деятельность и духовный идеал коллектива. Понятие правды, лада, воли.



Раздел 2. Единое древнерусское государство

Тема 4. Древняя Русь

Племенной строй у восточных славян. Создание древнерусского государства. Княжеская власть и славянские традиции. Государственность и родовые принципы, идеалы и ценности.



Тема 5. Цивилизационная альтернатива. Иудаизм, ислам, христианство

Язычество и проблема единства древнерусского государства. Великие религии: общие черты. Иудаизм. Ислам. Византийское православие и значение его принятия для истории России.



Тема 6. Цивилизационная альтернатива. Католичество и православие

Противоречия между западным и восточным христианством. Отношение к государству. Взаимодействие ценностей и типы личности. Рационализм и спиритуализм. Католицизм – основа европейской цивилизации. Россия – восточнохристианская цивилизация.



Тема 7. Диалогические элементы древнерусской культуры

Представление древних русских о власти. Авторитаризм и соборность. Светская и духовная власть. Аскетизм и «труженичество». «Двоеверие». Родоплеменное и сословное право. Национальное самосознание.



Раздел 3. Государственная раздробленность Древней Руси: XIIXV вв.

Тема 8. Возникновение удельных княжеств

Разложение социально-экономической основы единого государства. Ослабление Киева и возникновение новых центров власти. Особенности русского феодализма.



Тема 9. Цивилизационная альтернатива. «Вызов» Востока и «вызов» Запада

Вызов Востока. Империя Чингиз-хана и русские земли. Вызов Запада. Поход на Русь крестоносцев. Исторический выбор князя Ярослава Невского. Политические и культурные последствия монголо-татарского ига. Русь и Западная Европа: углубление различий.



Тема 10.Усиление Московского княжества в XIV-XV вв.

Идея единовластия и пути её осуществления. Москва – центр сопротивления монголо-татарскому владычеству. Своеобразие процесса создания централизованного государства в России.



Тема 11. Цивилизационный вариант. Новгородская республика

От элементов демократии к боярской олигархии. Новгород и Европа: Сходства и различия. Новгород и Москва: противостояние и его последствия. Особенности культуры Новгорода.



Раздел 4. Московское государство во второй половине XV-XVI

Тема 12. Создание идеологического фундамента и органов центральной власти

Москва-третий Рим: теория и практика. Альтернативны развития власти и культуры. Влияние европейского возрождения. Иван IV: абсолютизм или самодержавие? Восток и Запад в политике Ивана IV.



Тема 13.Сословное общество во второй половине XV-XVI вв.

Положение сословий в Европе и России. Особенности государственного феодализма. Тягловые общины. Земские соборы и царская власть.



Тема 14. Цивилизационный вариант. Объединение русских земель в Литовском государстве в XIII-XVI вв.

Образование литовского государства. Общественный строй Литвы. Государственное устройство. Особенности культуры. Литва и Москва.



Тема 15. Традиционная культура Московского государства

Традиционализм как явление. Роль семьи в традиционном обществе. Традиционализм и модернизация. Идеал традиционной культуры. Связи православной и мусульманской культур. Проявление традиционализма в науке, искусстве и литературе.



Раздел 5. Смутное время и дальнейшее укрепление самодержавия

Тема 16. Смутное время

Начало становления мировой цивилизации в России. Переход от ориентации. На восток к ориентации на Запад. Поиски «настоящего» царя. Перспектива сословной монархии. Противоречивое наследство Смутного времени.


Тема 17. Законодательное оформление крепостного права и начало кризиса традиционализма

Компромисс государства и сословий. Тягловое сословное общество – опора самодержавия. Крепостное право и общественная нравственность. Начало поворота к Западу и война на Украине. Первые западники. Наступление на традиционализм.



Тема 18. Социокультурная инверсия. Казачество

Понятие социокультурной инверсии. Формирование казачества. Идеалы изначального казачества. Кризис идеалов казачества в XVII-XVIII вв. Казаки-опора самодержавия.



Тема 19. Социокультурная инверсия. Раскол и старообрядчество.

Церковная реформа и борьба с ней. Духовный потенциал старообрядчества. Роль старообрядцев в развитии русского предпринимательства.



Раздел 6. Петровские реформы и начало модернизации российского общества.

Тема 20. Цивилизационная альтернатива. Реформы Петра I

Европеизация России как ценность. Внешнеполитические успехи Петра I. Противоречия процесса европеизации. Развитие крепостного права. Развитие дворянской культуры и культурный раскол общества. Россия-европейская держава.



Тема 21. Противоречия модернизации и зарождение либерализма

Смерть Петра I и вступление России в период длительного кризиса власти. Эпоха женщин – императриц и её социально-экономические последствия. Дальнейшее усиление крепостничества. Развитие рынка и рост мануфактур. Влияние идеалов либерализма. Екатерина II и эпоха просвещённого либерализма. Крестьянская война под руководством Е.П.Пугачёва и дворянская реакция.



Тема 22. Превращение России. В великую европейскую державу и становление имперского сознания

Рост авторитета России в Европе. Превращение России в великую державу. Восточная политика России. Имперский характер русского самосознания.



Раздел 7. Российская империя в первой половине XIX в.

Тема 23. Александр I. Противостояние либеральных идеалов и имперского сознания.

Либеральные идеалы и либеральные преобразования. Войны с наполеоновской Францией. Консервативный период Царствования Александра I. Раскол между образованным обществом и властью. Зарождение революционного либерализма. Движение декабристов.



Тема 24.. Николаевская реакция и неоправданное стремление к господству России в Европе.

Идеалы и политика консерватизма. «Государственный феодализм» в сельском хозяйстве и промышленности. Внешнеполитическое противостояние России и Европы. Крымская война и её последствия.



Тема 25. Развитие русского национального самосознания. Западники и славянофилы.

Взаимодействие западноевропейской и русской культуры. Проблема исторической самобытности России. Славянофилы. Западники. Революционные демократы. Пути к цивилизационному самосознанию.



Раздел 8. Россия в годы либеральных реформ и пореформенный период. Вторая половина XIX в

Тема 26. Социально-экономическая интеграция России и Европы и её противоречия

Необходимость преобразований в России. Либеральные реформы и эра модернизации страны. Смена политического курса. Эпоха реакции.



Тема 27. Социокультурная инверсия. Особенности буржуазного развития в пореформенной России

Тенденции буржуазного развития. Сопротивление крестьянства разложению общины. Государство и буржуазия. Традиционные ценности у рабочих. Противоречивые результаты социально-экономического развития.



Тема 28. Становление цивилизационного самосознания и признаки цивилизационного кризиса в России

Россия и становление славянского самосознания. Первая теория российской цивилизации. Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». Кризис ценностей модернизации и попытки его разрешения в России.



Тема 29. Революционное движение в пореформенный период

Народничество: течения и лидеры. Появление социал-демократии в России. Возникновение большевизма, его связь с традиционной культурой и общинной психологией.



Раздел 9. Россия в начале XX века: между реформой и революцией

Тема 30. Столкновение ценностей модернизации и традиционациолизма

Россия и мировая цивилизация. Противоречивый характер развития России. Рост сил консерваторов. К.П.Победоносцев. Русский либерализм: новые цели и методы борьбы. Развитие крестьянского и рабочего движения.



Тема 31. Русская революция 1905-1907 года.

Положение в русско-японской войне и революционный кризис. Манифест от 17 октября 1905 года – победа буржуазного конституционализма. Становление российского парламентаризма.



Тема 32. Буржуазная эволюция российского общества и самосознания

Углубление модернизации общества. Столыпинская реформа. Политическое лавирование царизма. Усиление раскола революционной и либеральной интеллигенции. Серебряный век русской культуры.



Тема 33. Россия в. Первой мировой войне (1914-1917) Мировая война и революция 1917 года.

Причины и характер. Первой мировой войны. Россия в годы войны. Углубление кризиса в российском обществе.



Раздел 10. Становление и развитие советской общественной системы: 1917-1953 гг.

Тема 34. Русская революция 1917 года и рождение советского общества (1917 – 1921)

Февральская революция: причины, итоги и альтернативы развития страны. Вооружённый захват власти большевиками. Установление советской власти и формирование советской государственности. Конституция РСФСР 1918 года.

Социальная и экономическая политика большевиков. «Военный коммунизм»: Сущность и характерные черты.

Гражданская война в России: причины, характер, этапы, противоборствующие стороны, методы борьбы. Итоги, последствия и уроки гражданской войны.

Революция 1917 года как проявление цивилизационного кризиса в России.

Тема 35. Россия в годы нэпа. (1921-1927)

От военного коммунизма к новой экономической политике, её сущность, характерные черты, противоречия.

Нэп и особенности поэтического развития страны. Основные задачи и противоречивые тенденции внешнеполитического курса России – СССР.

Тема 36. Советская модернизация: конец 1920-1930-е годы.

Социалистическая индустриализация: причины проведения, сущность, задачи, особенности, источники, методы осуществления, итоги и цена.

Коллективизация сельского хозяйства: причины проведения, задачи, методы осуществления, экономические и социальные последствия.

Советская политическая система и советское общество в 30-е годы. «Культурная революция»

Советская внешняя политика: этапы, основные задачи, результаты.

Тема 37. СССР на кануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945)

Причины и начало. Второй мировой войны. Внутриполитические и внешнеполитические решения советского руководства в новых международных условиях.

Великая Отечественная война: основные периоды и крупнейшие военные кампании. Важнейшие факторы Победы, её значение и цена.

Тема 38. СССР в послевоенные годы (1945-1953)

Советский Союз и Запад после окончания войны. Нарастание конфронтации и начало «холодной войны».

Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития. Политическое развитие СССР и советское общество после войны.

Раздел 11. Кризис и крах советской общественной системы (1953-1991)

Тема 39. Советский Союз в 1953-1964 гг.

Смерть Сталина и политическая десталинизация: направление и результаты. Основные тенденции социально-экономического развития.

« Оттепель» в культуре. Внешняя политика: дипломатия мирного существования, нарастание противоречий между СССР и союзниками.

Тема 40. СССР в 1964-1985 гг.

Падение Н.С.Хрущёва и смена политического курса, его сущность и последствия.

От стабилизации к кризису: противоречия экономического и социального развития. Борьба демократических и консервативных тенденций в культурной и духовной жизни.

Советская внешняя политика в условиях конфронтации, разрядки и нового витка напряжённости.



Тема 41. Советская перестройка и крушение советского социализма: 1985-1991гг.

Советская экономика: от курса на «ускорение» к поиску путей перехода к рынку. Социально-экономический кризис на рубеже 1980-1990-х годов.

От «Совершенствования» советской политической системы к её демократизации. Кризис в межнациональных отношениях и распад СССР.

Новый курс советской внешней политике.



Раздел 12. Россия в условиях системной трансформации: Конец 20 века – начало 21в.

Тема 42. Россия на этапе радикальных либеральных преобразований: 1991-1999гг.

Рыночные реформы в России: Сущность, направления, результаты. «Олигархический» капитализм.

Политическое развитие России. Становление президентской республики, характерные черты нового политического режима. Проблемы строительства новой модели российского федерализма.

Россия в контексте международных отношений.



Тема 43. Россия в начале 21 в.

Основные направления политического курса президента В.В.Путина.

Социально-экономическая политика: углубление преобразований и начало экономического оздоровления. Национальные проекты. Внешнеполитические приоритеты суверенной России.

Д.А. Медведев: по пути преемственности, стабилизации и развития. Россия в условиях мирового финансового и экономического кризиса.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию всемирной и отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

Уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторства источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использую для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнеси своих действий и поступков окружающих с историческими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторического сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познава­тельной - осознавать сферы своих познавательных интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;

- определять причины возникших трудностей и пути их устранения;

- развивать способности и готовность учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;

-понимать ценность образования как средства развития личности.


Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • индивидуально-групповая;

  • фронтальная;

  • практикумы;

  • проектно-исследовательская.

Формы контроля ;


  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • презентации;

  • практикум;

  • тестирование;

  • проектная деятельность;


Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Российская цивилизация» в 10 классе
Учитель: Одинцова Л.Ю.


урока



Тема урока

Кол-во часов

Плановые сроки

Фактические сроки

Примечание

1

Введение

1

05.09







2

Природные и географические факторы в истории России.

1

12.09







3

Верования восточных славян.

1

19.09







4

Ценностные ориентации народной русской культуры.

1

26.09







5

Древняя Русь.

1

03.10







6

Цивилизационная альтернатива: иудаизм, ислам, православие.

1

10.10







7

Цивилизационная альтернатива: католичество и православие.

1

17.10







8

Диалогические элементы древнерусской культуры.

1

24.10







9

Возникновение удельных княжеств.

1

31.10







10

Цивилизационная альтернатива: “вызов” Востока и “вызов” Запада.

1

14.11







11

Усиление Московского княжества в XIV-XV вв.

1

21.11







12

Цивилизационный вариант: Новгородская республика.

1

28.11







13

Создание идеологического фундамента и органов центральной власти.

1

05.12







14

Сословное общество во второй половине XV-XVI вв.

1

12.12







15

Цивилизационный вариант: Литовское государство в XIII-XVI вв.

1

19.12







16

Традиционная культура Московского государства.

1

26.12







17

Смутное время.

1

17.01







18

Оформление крепостного права и кризис традиционализма.

1

24.01







19

Социокультурная инверсия: казачество.

1

31.01







20

Социокультурная инверсия: раскол и старообрядчество.

1

06.02







21

Цивилизационная альтернатива: реформы Петра I.

1

13.02







22

Противоречия модернизации и зарождение либерализма.

1

20.02







23

Превращение России в великую державу и становление имперского сознания.

1

27.02







24

Александр I. Противостояние либеральных идеалов и имперского сознания.

1

06.03







25

Николаевская реакция и стремление к господству России в Европе.

1

13.03







26

Развитие русского национального самосознания. Западники и славянофилы.

1

20.03







27

Смена варианта взаимодействия с Европой. Социально-экономическая интеграция России и Европы и её противоречия.

1

03.04







28

Социокультурная инверсия. Особенности буржуазного развития в пореформенной России.

1

10.04







29

Становление цифилизационного самосознания и признаки цивилизационного кризиса в России.

1

17.04







30

Революционное движение в пореформенный период.

1

24.04







31

Столкновение ценностей модернизации и традиционализма.

1

08.05







32

Русская революция 1905-1907 гг.

1

15.05







33

Буржуазная эволюция российского общества и самосознания.

1

22.05







34

Россия в Первой мировой войне.

1

29.05







итого




34











Календарно – тематическое планирование элективного курса « Российская цивилизация» в 11 классе

Учитель: Одинцова Л.Ю.


урока



Тема урока

Кол-во часов

Плановые сроки

Фактические сроки

Примечание

1-3

Революция 1917 года и рождение советского общества (1917-1921 гг.)

3

5,!2,19,09







4-5

Россия в годы нэпа: 1921-1927 гг.

2

26,3.10







6-9

Советская модернизация: конец 1920-1930-е годы.

4

10,17.24,

31.10








10-11

СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны: 1939-1945 гг.

2

14,21.11







12-13

СССР в послевоенные годы: 1945-1953 гг.

2

28,5.12







14-17

СССР в 1953-1964 гг.

4

12,19,26,

17.01








18-21

СССР в 1964-1985 гг.

4

24,31 06,13.02







22-25

Советская перестройка и крушение советского социализма: 1985-1991 гг.

4

20,27,06,

13.03








26-29

На этапе радикальных либеральных преобразований: 1991-1999 гг.

4

20,3,10,

17.04








30-33

Россия в начале XXI века.

3

24,8,15.05







34

Итоговое тестирование

1

22.5







35

Итоговое повторение по курсу « Россия в 20 веке

1

29.05







Итого




35