Скачать 386.95 Kb.
страница1/3
Дата09.09.2019
Размер386.95 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка Организационно методические указания


  1   2   3

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа»




Контроль и самоконтроль за здоровьем и физической подготовленностью обучающихся

Составитель:

Байлагашев Илья Ильич,

тренер-преподаватель

МБУ ДО ДЮСШ г. Таштагола

Кемерово 2017

Содержание:


  1. Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом……………………………………………………………………………………………………………………..3

  2. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………...3

  3. Организационно - методические указания……………………………………………………………….4

3.1. Задачи учебно-тренировочного процесса………………………………………………………….6

3.2. Процессы подготовки волейболистов…………………………………………………………………6

3.3. Этапы подготовки………………………………………………………………………………………………...8

- Первый этап……………………………………………………………………………………………………………..8

- Второй этап……………………………………………………………………………………………………………...9

- Третий этап…………………………………………………………………………………………………………..….9



  1. Физическая культура и спорт в России…………………………………………………………………..…10

  2. Краткий обзор развития волейбола………………………………………………………………………….11

5.1. Характеристика волейбола. Значение и место игры в системе физического воспитания………………………………………………………………………………………………………..……….11

5.2. Основы техники и тактики волейбола……………………………………………………………….11

5.3. Основы и методика обучения и тренировки…………………………………………………….12

5.4. Правила соревнований. Организация и проведение соревнований……………..12

5.5. Оборудование, инвентарь и уход за ними……………………………………………………….12

5.6. Физическая подготовка. Общая физическая подготовка…………………………………12

5.7. Специальная физическая подготовка……………………………………………………………….14

5.8. Техническая и тактическая подготовка……………………………………………………………..16

5.9. Интегральная подготовка (спортивные игры)…………………………………………………..17

5.10. Психологическая подготовка и воспитательная работа………………………………...18

5.11. Правила соревнований по волейболу……………………………………………………………..19

5.12. Судейство и правила ведения игры………………………………………………………………...21



  1. Список литературы……………………………………………………………………………………………………..24


Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом

Диагностика - это процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье и заболевании.

Занятия физическими упражнениями и спортом оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздействия. Только правильно организованные занятия с соблюдением принципов физического воспитания и спортивной тренировки под наблюдением преподавателя и врача укрепляют здоровье, улучшают физическое развитие, повышают физическую подготовленность и работоспособность организма человека, способствует росту спортивного мастерства.

Чтобы занятия физическими упражнениями не вредили здоровью, необходимо проводить регулярный контроль состояния организма. Это задача не только тренеров-преподавателей, но и самих физкультурников.

Основные виды диагностики: врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.

Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

Перед диагностикой стоят следующие задачи:
1. Регулярно проводить врачебный контроль за здоровьем всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

2. Оценивать эффективность применяемых средств и методов учебно-тренировочных занятий.

3. Выполнять план учебно-тренировочных занятий.

4. Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности спортсменов с точки зрения физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической.

5. Прогнозировать достижения отдельных спортсменов.

6. Выявлять динамику развития спортивных результатов.

7. Отбирать талантливых спортсменов.
Врачебный контроль

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом. Он дает возможность своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки без ущерба для здоровья занимающихся. Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование.

Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены - 2 раза в год. Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное и дополнительное.

Первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Повторное врачебное обследование проводится, чтобы убедиться, насколько соответствует объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перенесенных заболеваний или травм, при неблагоприятных субъективных ощущениях, а также перед соревнованиями по направлению преподавателя физического воспитания или тренера.

Основное предназначение медицинского осмотра в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по группам: основной, подготовительной, специальной. Кроме этого, некоторая часть студентов совсем освобождается от практических занятий на какое-то время.

Обычно такое обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента, его направляют на более детальное обследование к специалистам.

Углубленной формой врачебного наблюдения является диспансеризация - система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемая на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния. Диспансерному наблюдению подлежат спортсмены-разрядники, учащиеся детско-юношеских спортивных школ, спортсмены, имеющие отклонения в состоянии здоровья и нуждающиеся в систематическом квалифицированном врачебном наблюдении.

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:


  • регулярные медицинские обследования занимающихся физической культурой и спортом (первичные, повторные, дополнительные);


  • врачебно-педагогические наблюдения за студентами во время занятий и соревнований;


  • медицинское обеспечение физического воспитания студентов в учебных отделениях;


  • санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий и спортивных соревнований;


  • предупреждение спортивного травматизма и заболеваемости;


  • медицинское обслуживание массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, а также мероприятий, проводимых в оздоровительно-спортивных лагерях;


  • санитарно-просветительная работа и пропаганда физической культуры и спорта в вузе.



Оценка физического развития
Физическое развитие человека - это процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. 

При оценке физического развития обычно рассматривают:



  • осанку; 

  • форму грудной клетки, принимают во внимание

  • форму ног и стопы;

  • тип сложения человека;

  • рост;

  • массу тела;

  • жизненную емкость легких (ЖЕЛ);

  • силу мышц кисти;

  • становую силу.

На физическое развитие влияет природная (биологическая) основа, передаваемая по наследству, и социальные факторы (воспитание, труд, быт и т.п.). В этой совокупности факторов особая роль принадлежит физическому воспитанию. С помощью средств и методов физического воспитания можно направленно воздействовать на физическое развитие человека.

При определении физического развития проводят внешний осмотр (соматоскопия) и антропометрию (соматометрию).

Внешний осмотр (соматоскопия) дает возможность оценить телосложение, состояние опорно-двигательного аппарата (форму грудной клетки, ног, рук, стопы), осанку.

Антропометрия предполагает в основном измерение следующих параметров человеческого тела: рост (стоя), масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила.

Осанка. Это - привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения. В сохранении правильной осанки главную роль играет не сила мышц, а согласованность произвольного и непроизвольного тонического напряжения различных мышечных групп.

Гармоничное физическое развитие и здоровье связаны с правильной осанкой. Она является одним из свойств телесной красоты человека и в определенной степени выражает внешне его поведенческие черты (чувство достоинства, собранность и т.п.).

Различают 5 типов осанки (рис. 7.1): прямой (I); прогнутый (II); сутулый (III); наклонный (IV); изогнутый (V).

http://rudocs.exdat.com/data/35/34139/34139_html_m5d179be9.jpg

Рис. 7.1. Различные типы осанки

Нормальным считается прямой тип осанки. Остальные в той или иной степени относятся к аномалиям.

Правильное положение частей тела при нормальной осанке следующее:



  • стопы на ширине ступни, параллельны;

  • колени выпрямленны;

  • живот подтянут;

  • туловище вертикально, угол наклона таза - 45;

  • плечи отведены назад и опущены, лопатки приближены к позвоночнику;

  • руки свободно опущены по средней линии туловища;

  • голова прямо, лоб и подбородок располагаются на одной вертикальной линии.

В норме не должно быть боковых искривлений позвоночника - сколиозов. Сколиозы бывают грудные, поясничные, тотальные, а по направлению - лево - или правосторонние и S-образные (рис. 7.2).

http://rudocs.exdat.com/data/35/34139/34139_html_m2c83781b.png

Рис. 7.2. Виды сколиозов: а - правосторонний; б - левосторонний; в, г - S-образный
Одной из основных причин искривлений позвоночника является недостаточное физическое воспитание детей в семье и школе, а также недостаточная двигательная активность, общая функциональная слабость организма. Другой причиной является неправильное положение при работе за столом.

Форма грудной клетки. Бывает коническая, цилиндрическая и уплощенная (рис. 7.3).

http://rudocs.exdat.com/data/35/34139/34139_html_73c3ddcd.png

Рис. 7.3. Формы грудной клетки: а - уплощенная; б - цилиндрическая; в – коническая
Занятия физическими упражнениями, спортом способствуют увеличению объема грудной клетки, ее диаметров. У спортсменов чаще наблюдается цилиндрическая форма. Для не занимающихся спортом характерна коническая форма грудной клетки. У взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни, наблюдается уплощенная грудная клетка. У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.

Форма ног. Наблюдается нормальная, X-образная и О-образная форма ног. При нормальной форме ног в основной стойке пятки, внутренние лодыжки, икры, внутренние мыщелки и вся внутренняя поверхность бедер или соприкасаются, или между ними есть небольшие просветы в области коленей и над внутренними лодыжками.

http://rudocs.exdat.com/data/35/34139/34139_html_36b68f1a.png

^ Рис. 7.4. Формы ног: 1 - нормальная; 2 - Х-образная; 3 - О-образная.
При О-образной форме ноги соприкасаются только в верхней части бедер и в области пяток. При Х-образной форме ноги сомкнуты в области бедер и коленных суставов и расходятся в области голени и пяток.

О - и Х-образные ноги могут быть результатом перенесенных заболеваний, недостаточного развития мышц или результатом перенесения детьми или подростками больших физических нагрузок, не соответствующих степени развития костей и мышц нижних конечностей. У спортсменов, как правило, ноги бывают нормальные или слабо выраженной О-образной формы.
Форма стопы (рис.7.5). 

http://rudocs.exdat.com/data/35/34139/34139_html_67d83c1.png

Рис. 7.5. Формы стопы: а - плоская; б - уплощенная; в - нормальная; г – полая
Тип сложения человека. По внешним признакам физического развития можно определить тип сложения человека. Различают астенический, нормостенический и гиперстенический типы сложения (рис. 7.6). 


http://rudocs.exdat.com/data/35/34139/34139_html_534a4ce7.png

Рис. 7.6. Типы сложения: а - астенический; б - нормостенический; в - гиперстенический.
Астенический тип характеризуется длинными и тонкими конечностями, узкими плечами, длинной и тонкой шеей, длинной, узкой и плоской грудной клеткой, слабо развитыми мышцами. Люди нормостенического типа имеют пропорционально развитые основные формы тела: правильное соотношение продольных и поперечных размеров, коническую или цилиндрическую форму грудной клетки, умеренное развитие костной системы, мышечной и жировой ткани. Признаками гиперстенического типа являются: короткие конечности, массивная костная система, короткая и толстая шея, широкая, короткая грудная клетка, хорошо развитая мускулатура.

С помощью специально подобранных физических упражнений, особенно в детском, подростковом и юношеском возрасте, можно сгладить некоторые нежелательные признаки или отклонения в телосложении.

 Рост (длина тела). Это - важный показатель физического развития. У девушек длина тела увеличивается до 17-19 лет, у юношей - до 19-22 лет. На рост влияет много факторов - питание, заболевания (особенно желез внутренней секреции, таких как гипофиз, щитовидная железа, надпочечники), географическая среда и климатические условия, двигательная нагрузка. Но, прежде всего, на рост влияет наследственность.

По мнения специалистов рост детей можно прогнозировать по росту родителей, применяя следующие формулы:



  • окончательная длина тела мальчиков = (рост отца + рост матери) х 0,54 - 4,5;

  • окончательная длина тела девочек = (рост отца + рост матери) х 0,51 - 7,5.

Принимая во внимание должные показатели роста можно дать оценку темпам роста (табл. 7.1.). 

Таблица 7.1
Рост мальчиков и девочек (в %) от окончательной величины роста взрослого человека

Возраст, лет


Процент от окончательной величины роста взрослого человека




Мальчики

Девочки

10

78,75

84,15

11

80,68

86,59

12

83,24

92,07

13

86,65

94,51

14

90,06

96,95

15

94,60

97,26

16

98,29

98,78

17

99,32

99,70

18

99,77

100,0

19

99,89

100,0

20

100,0

100,0


Пример. Рост отца - 171 см., матери - 160 см. Получается, что должный рост их сына - 174,24 см, а в 10 лет у него рост 133 см. Это составляет 76% от должного. По таблице рост 10-летнего мальчика должен составлять 78,75%. Значит в приведенном примере рост мальчика пока отстает.

При оценке перспективы роста ребенка следует иметь в виду хорошо известный факт: девочки наследуют в большей степени рост отца, а мальчики – матери.

Масса тела. Включает жир тела, вес скелета, скелетные мышцы и воду.

Выделяют относительно активную в энергетическом отношении массу тела (клеточная вода, все белки и весь минерал в клетках и внеклеточной жидкости) и относительно малоактивную (жир тела, костный минерал, внеклеточная вода).

Путем определения индекса активной массы (ИАМ) можно определить степень развития мускулатуры:

ИАМ = М/(Р*10),

где - активная масса тела (кг);

Р - рост тела (м).
Чем выше тренированность, тем выше ИАМ. Например, у подростков, не занимающихся спортом, ИАМ составляет 0,77 - 0,86, а у спортсменов - 0,98 - 1,04.

На практике для получения оперативной информации, как правило, ограничиваются определением весовых значений общего жира, мышечной массы, массы скелета и подкожного жира.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Это количество воздуха, которое индивидуум способен выдохнуть после максимально глубокого вдоха.

ЖЭЛ измеряется с помощью спирометра. Обследуемый предварительно 2-3 раза делает глубокий вдох и выдох, а затем, сделав максимальный вдох, плотно берет в рот мундштук спирометра и, зажав свободной рукой нос, равномерно выдыхает воздух до отказа. Измерение проводится три раза, учитывается наибольший показатель.

ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела, состояния тренированности и определяется с помощью спирометра. Она бывает в следующих пределах: у мужчин - 3,5-5,0 литров; у женщин - 2,5-4,0 литра. У спортсменов эта величина может достигать: у мужчин 7,0 литров и более, у женщин - 5,0 литров и более. В отдельных случаях у людей очень высокого роста ЖЕЛ может достигать 9,0 литров.

Сила мышц кисти. Для измерения сгибательной силы кисти используют метод кистевой динамометрии. Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Проводятся по два измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат. Средние показатели силы правой кисти (если человек правша) у мужчин - 35 - 50 кг, у женщин - 25 - 33 кг, средние показатели силы левой кисти обычно на 5 - 10 кг меньше.

Любой показатель силы обычно тесно связан с объемом мышечной массы, т.е. с массой тела. Поэтому при оценке результатов динамометрии важно учитывать как основную абсолютную силу, так и относительную, т.е. отнесенную с массой тела. Они выражаются в процентах. Для этого показатель силы правой кисти умножается на 100 и делится на показатель массы тела. Средние показатели относительной силы у мужчин - 60 -70% массы тела, у женщин - 45 - 50%.

Становая сила. Сила мышц разгибателей спины измеряется становым динамометром. Его ножка закрепляется на полу (или на нее становятся ногами), ручка устанавливается на уровне коленей. Обследуемый должен равномерно, без рывков тянуть за ручку с максимальной силой, сохраняя прямыми руки и ноги. Становую силу нельзя измерять при болях в пояснице, при повреждении мышц живота и спины, а у женщин - во время менструации и при беременности.

Становая сила взрослых мужчин в среднем равна 130 - 150 кг, женщин - 80 - 90 кг.

Показатель относительной силы определяется, как и при кистевой динамометрии и в среднем составляет 180 - 240%. Величина относительной становой силы менее 170% считается низкой, 170 - 200% - ниже средней, 200 - 230% - средней, 230 - 250% - выше средней, выше 260 - высокой.
Методы оценки физического развития
Метод антропометрических стандартов. Эти стандарты определяют путем вычисления средних величин антропометрических данных, полученных при обследовании различных групп людей, одинаковых по полу, возрасту, социальному составу, профессии др. Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину (М-mediana) и среднее квадратическое отклонение (-сигма), которые определяют соответственно границы однородной группы (нормы) для каждого признака и характеризует величину его колебаний (вариаций). Так, например, если мы возьмем средний рост студентов 173 см (М) 6(), то большинство обследованных (68-75%) имеют рост в пределах от 167 см (173-6.0) до 179 см (173+6.0), у остальных рост может быть или меньше 167 см, или больше 179 см.

При определении оценки по стандартам сначала определяется, насколько ваши показатели больше или меньше аналогичных показателей по стандартам. Например, ваш рост 181,5 см, а средний показатель по стандартам (М) равен 173 см (при =6), значит ваш рост на 8,5 см больше по сравнению со средним (181,5-173=8,5). Затем полученная разница делится на показатель . Оценка данного антропометрического признака определяется в зависимости от величины полученного частного: меньше -2.0 - очень низкое; от -1.0 до -2.0 - низкое; от -0.6 до -1.0 - ниже среднего; от -0.5 до +0.5 - среднее; от +0.6 до +1.0 - выше среднего; от +1.0 до +2.0 - высокое; больше +2.0 - очень высокое.

Индивидуальные отклонения антропометрических признаков от средних стандартов физического развития можно наглядно представить в виде антропометрического профиля (рис.7.7). 

При наличии показателей ниже средних и низких по отдельным признакам в занятия физическими упражнениями и спортом рекомендуется включать специальные упражнения, способствующие ликвидации имеющихся недостатков в физическом развитии.

http://rudocs.exdat.com/data/35/34139/34139_html_12327d6e.png

^ Рис. 7.7. Пример антропометрического профиля

Наряду с антропометрическим профилем в практике врачебного контроля применяются номограммы - графики геометрических величин, используемые при расчетах физического развития и физической работоспособности (рис. 7.8). 

Для оценки массы с учетом роста в номограмме необходимо найти фактическую массу и рост обследуемого, например 70 кг и 170 см, восстановить из найденных точек перпендикуляры до их пересечения. Из точки пересечения провести мысленно вправо вверх линию, параллельную линии М. Эта "мысленная" линия на правой стороне номограммы выходит на середину между точками М и +1. Следовательно, оценка массы по росту будет +0,5, т.е. в пределах средних значений.

Недостаток метода стандартов заключается в том, что в качестве показателя изменчивости признаков физического развития используется среднее квадратическое отклонение. Вместе с тем известно, что этот статистический показатель может служить мерилом изменчивости только для свободных, т.е. не связанных друг с другом признаков.


http://rudocs.exdat.com/data/35/34139/34139_html_7525af1.jpg

Рис. 7.8. Номограмма оценки массы по росту стоя
  1   2   3