страница1/4
Дата25.08.2019
Размер0.58 Mb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка Нормативная часть


  1   2   3   4




СОДЕРЖАНИЕ
Введение в программу…………………………………………………………………………….3

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………4

  2. Нормативная часть………………………………………………………………………...6

  3. Методическая часть……………………………………………………………………...10

3.1.Теоретическая подготовка…………………………………………………………..10

3.2.Практическая подготовка……………………………………………………………11

3.3.Врачебный контроль…………………………………………………………………13

3.4.Психологическая подготовка………………………………………………………..13

3.5.Восстановительные мероприятия…………………………………………………...13

3.6.Воспитательная работа………………………………………………………………14



  1. Система контроля и зачётные требования……………………………………………..15

  2. Информационное обеспечение………………………………………………………….16

  3. План спортивно-массовых мероприятий………………………………………………19

  4. Годовой календарный учебный график………………………………………………..20

  5. Литература………………………………………………………………………………..21


ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ
Легкая атлетика объединяет большинство общедоступных упражнений, которые сопровождают человека в повседневной жизни, и потому является одним из наиболее массовых видов спорта. К тому же, легкоатлетические упражнения составляют основу государственных тестов и нормативов для оценки физической подготовки населения России, начиная с дошкольников и заканчивая лицами зрелого возраста. Занятия легкой атлетикой имеют оздоровительное значение: положительно влияют на развитие всех органов и систем человеческого организма. Таким образом, с помощью легкоатлетических упражнений, при условии их регулярности, полностью решается задание гармоничного физического развития школьников всех возрастных групп. Легкая атлетика имеет большое прикладное значение, ведь с ее помощью развиваются основные физические качества — выносливость, сила, скорость, гибкость, что широко применяются в повседневной жизни, в частности — в трудовой деятельности. Во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. Люди, которые занимаются легкоатлетическим спортом, приобретают специальные знания относительно техники исполнения физических упражнений, основных функций человеческого организма, организации тренировочных занятий, режима личной гигиены, питания, работы и отдыха.

Кроме этого, легкая атлетика имеет воспитательное значение, способствуя популяризации здорового образа жизни. Правильная организация и методика проведения занятий и соревнований положительно влияют на формирование личности человека, развитие ее моральных качеств (воли, целенаправленности, выдержки) и умственных способностей (самооценки собственных возможностей и тому подобное).

Легкоатлетические упражнения требуют от спортсмена высокого уровня развития физических качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способности в конкретных и разнохарактерных видах спортивных упражнений.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика» (далее Программа) составлена в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных общеразвивающих программ подготовки в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» (приказ Минспорта РФ от 12.09.2013г. № 730) с учетом основных положении и требований нормативных и правовых документов:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273–ФЗ;

- Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЭ (с изм., внесенными Федеральными законами от 17.12.2009 N 313-ф3, от 13.12.2010 N 358-ФЭ, 06.11.2011 N 301-Ф);

- Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- «Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта лёгкая атлетика» (приказ Министерства спорта РФ от 6 июня 2013г. № 28699);

- Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

- Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12 сентября 2013г. № 731 «Порядок приема на обучение по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта».

Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса легкоатлетов на спортивно-оздоровительном этапе.

Программный материал предполагает решение следующих основных задач на спортивно-оздоровительном этапе:

- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

- привлечение максимально возможного количества детей и подростков к

систематическим занятиям спортом;

- утверждение здорового образа жизни;

- всестороннее гармоническое развитие физических качеств;

- укрепление здоровья, закаливание организма спортсменов;

- освоение основ техники по виду спорта лёгкая атлетика;

- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду

спорта лыжные гонки.


Основные показатели выполнения программных требований на спортивно-оздоровительном этапе:

- вовлечение в систему регулярных занятий;

- формирование знаний, умений и навыков в избранном виде спорта
Основные задачи:

1. Укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие юных спортсменов.

2. Подготовка инструкторов-общественников и судей по легкой атлетике.

3. Приобретение теоретических знаний по спортивной тренировке, основам биомеханики, физиологии, лечебной физической культуре, психологии спорта.

Образовательная программа рассчитана на учащихся следующих возрастов:


  • Этап спортивно – оздоровительный 7 – 17 лет


Основные принципы образовательной программы:

  • единства общей и специальной подготовки;

  • волнообразности и вариативности нагрузок;

  • единства взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовки;

  • возрастной динамики развития юных спортсменов.

Реализация указанных принципов позволяет учитывать как возрастные особенности юных спортсменов, так и требования, которые будут предъявлены к ним в будущем на дальнейших этапах подготовки.
2.НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Особенности формирования групп и определения объёма недельной тренировочной нагрузки занимающихся с учётом этапов (периодов) подготовки


Этап подготовки

Период

Минимал. наполн. группы (человек)

Оптимальный (рекомендуемый) количественный состав группы)

Максим.

количественный состав группы (человек)

Максимальный объём тренировочной нагрузки в неделю в академических часах

Спортивно-оздоровительный этап

Весь период

10

15-20

30

6



ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Учебно-тренировочные занятия проводятся по учебным планам, рассчитанным на 46 недель учебно-тренировочных занятий непосредственно в условиях спортивной школы.

Количество тренировочных дней, учебных часов (академических по 45 мин.) каждый тренер рассчитывает в зависимости от спортивной квалификации занимающихся и периода подготовки (спортивно-оздоровительный), составляя учебный план-график для каждой группы.

Таким образом, учебный план ДЮСШ реализует целый комплекс мероприятий, связанных с физкультурно-оздоровительной и воспитательной работой среди подростков, направленной на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие.


Примерный учебный план на 46 недель учебно-тренировочных занятий в спортивно-оздоровительной группе по лёгкой атлетике (ч)




Содержание занятий

спортивно-оздоровительный этап


Весь период

1.

Теоретическая подготовка


6

2.

Практическая подготовка


270

1.

Общая физическая подготовка


154


2.

Специальная физическая подготовка

41


3.

Техническая подготовка

42


4.

Тактическая и психологическая подготовка

9

5.

Участие в соревнованиях, КН

10

6.

Медицинский контроль



4

7.

Восстановительные мероприятия

10




Всего часов:

6/276

Примерный учебный план-график на 2016-2017 учебный год стр.27 приложение № 7


Соотношение объёмов тренировочного процесса по видам подготовки на спортивно-оздоровительном этапе


Разделы подготовки

Спортивно-оздоровительный этап

Бег на средние и длинные дистанции

Общая физическая подготовка (%)

71-87

Специальная физическая подготовка (%)

Техническая подготовка (%)

15-17

Тактическая, теоретическая,

психологическая подготовка (%)



5-6

Участие в соревнованиях (%)

0,5-1







Планируемые показатели соревновательной деятельности

в годичном цикле (кол-во соревнований)


Виды соревнований

Спортивно-оздоровительный этап

Контрольные

5-9

Отборочные

-

Основные

-


Примерные сенситивные (благоприятные)

периоды развития


Морфофункциональные показатели, физические качества

Возраст, лет

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Рост
















+

+

+

+







Мышечная масса
















+

+

+

+







Быстрота







+

+

+



















Скоростно-силовые качества










+

+

+

+

+










Сила
















+

+

+










Выносливость (аэробные возможности)




+

+

+













+

+

+

Анаэробные возможности







+

+

+










+

+

+

Гибкость

+

+

+

+






















Координационные способности







+

+

+

+
















Равновесие

+

+




+

+

+

+

+











Нормативы максимального объёма тренировочной нагрузки


Этапный норматив

Спортивно-оздоровительный этап

Количество часов в неделю

6

Количество тренировок в неделю

3

Общее количество часов в год

276

Общее количество тренировок в год

138

СТРУКТУРА ГОДИЧНОГО ЦИКЛА

(название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов).
Спортивно-оздоровительный этап

Годичный цикл подготовки юных бегунов на короткие дистанции состоит из двух полуциклов, каждый их которых включает подготовительный и соревновательный периоды. Для достижения наивысшей специальной работоспособности к основным соревнованиям года целесообразна следующая периодизация годичного цикла тренировки:

Первый подготовительный период разбивается на 2 этапа – обще подготовительный (базовый) продолжительностью 6 недель и специально-подготовительный (4 недели). В первый соревновательный период (7 недель) юные бегуны принимают участие в 4-6 соревнованиях.

Второй подготовительный период также делится на 2 этапа - обще подготовительный продолжительностью 6 недель и специально-подготовительный (4 недели). Второй, более продолжительный соревновательный период (22 недели) следует разбить на 3 этапа: ранний соревновательный (9 недель), специализированной подготовки (4 недели), основной соревновательный (9 недель).



Структура годичного цикла

(название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов).

План-схема годичного цикла спортивно-оздоровительный этап)


МЕСЯЦЫ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

АВГУСТ

НЕДЕЛИ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Структура

годичного цикла

периоды



подготовительный



соревновательный

этапы


Обще-подготовительный


соревновательный

Основные

задачи

по этапам подготовки


повышение уровня общей физической подготовки



МЕСЯЦЫ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

НЕДЕЛИ

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

Структура

годичного цикла

периоды



подготовительный

этапы


Обще-подготовительный

Основные

задачи

по этапам подготовки


повышение уровня общей физической подготовки



3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
На спортивно-оздоровительном этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап.

Задачи на этапе подготовки



  • укрепление здоровья;

  • улучшение физического развития;

  • выявление задатков и способностей, привитие интереса к тренировочным занятиям;

  • разносторонняя физическая подготовленность;

  • овладение основами техники выполнения упражнений;

  • воспитание устойчивой психики.


3.1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
На спортивно-оздоровительном этапе основными методами теоретической подготовки являются: беседы, демонстрация простейших наглядных пособий (плакатов, стендов), просмотр учебных кинофильмов и видеофильмов. Задачи теоретической подготовки включают в себя следующие вопросы:
  1   2   3   4