Скачать 161.5 Kb.
Дата13.03.2019
Размер161.5 Kb.
ТипОсновная образовательная программа

Пояснительная записка к рабочей программе по физической культуре для учащихся 1–4 классов



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    к рабочей программе по физической культуре
    для учащихся 1–4 классов


Рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта начального общего образования, рабочей программы В.И.Лях «Физическая культура», Предметная линия учебников В.И.Ляха 1-4 классы: Москва, «Просвещение»,2013г.

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию учебного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ первоначальных представлений о значении физической культуры и ее влияние на развитие человека.



Предметом обучения физической культуры в начальной школе является укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, освоение определенных двигательных действий, развитие мышления, творчества и самостоятельности.

Выполнение данной цели связано с решением следующих образовательных задач:

-укрепления здоровья, улучшения осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;

-формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;

-овладение школой движений;

-развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;

-формированию элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических способностей;

-выработке представлений об основных видах спорта, снарядах, инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

-формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

-приобщения к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

-воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействия развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной активности.



2.Общая характеристика учебного предмета

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью.



Важнейшим требованием проведения современного урока является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

-требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования представленной в Федеральном государственном стандарте начального образования;

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

-Законе об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

-Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;



- Указ Президента Российской Федерации от24.03.2014г. №172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» «ГТО».

-Постановление Правительства ГФ от 11.06.2014г. №540 (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2015г. №1508) Положение о Всероссийском физкультурно0спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» «ГТО»

-Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г.;

-примерной программе начального образования;

-приказе Минобрнауки от 30.08.2010г. № 889

3.Место курса в учебном плане

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в начальной школе, на его преподавание отводится 102 часа в год.(3раза в неделю)



Рабочая программа рассчитана на 405 часов на четыре года обучения: в 1 классе -99ч.(33 учебные недели), во 2 классе-102 ч.(34 учебные недели), в 3 классе-102 ч.(34 учебные недели), в 4 классе-102 ч.(34 учебные недели).
В программе В. И. Лях при планировании учебного материала настоящей программы допускается для бесснежных районов Российской Федерации заменять тему «Лыжные гонки» на углубленное освоение содержание тем «Гимнастика», «Плавание», и «Подвижные игры», в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой), раздел «Плавание» в виду отсутствия технической базы заменен на раздел «Подвижные игры».

Распределение учебного времени
при реализации программного материала
по физической культуре (1–4 классы)



п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Класс

I

II

III

IV

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Подвижные игры, элементы спортивных игр

33

36

36

36

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

21

21

21

21

1.4

Легкоатлетические упражнения

29

29

29

29

1.5

Лыжная подготовка

-

-

-

-

1.6

Кроссовая подготовка

16

16

16

16

1.7

Плавание

-

-

-

-




Итого

99

102

102

102


4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г.№373)данная рабочая программа для 1-4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностными результатами изучения курса «Физическая культура» являются:

-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

-оказание помощи своим сверстникам и уважения к ним.

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами изучения курса «Физическая культура» являются:

- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления;

-общение и взаимодействие со сверстниками;

-обеспечение защиты и сохранности природы во время спортивных мероприятий, турпоходов и др.;

-занятия физическими упражнениями с учетом требований безопасности.

Предметными результатами изучения курса «Физическая культура» являются:

-овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.)

-формирование первоначальных представлений о значении физической культуры как укрепления здоровья человека(физического, социального и психического),о её позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

-изложение фактов истории физической культуры;

-измерение показателей физического развития(рост, вес, ЧСС)

-бережное обращение с оборудованием и инвентарем.

Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся, начинающееся во втором классе в соответствии с решением педагогического совета школы. Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса дается в форме игры. Программный материал расширяется по разделам каждый год за счет увеличения и усложнения элементов на базе ранее пройденных.

5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА включает:

Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной).

Освоение базовых основ физической культуры необходимо для каждого ученика. Базовый компонент составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в области физической культуры. Вариативная часть физической культуры связана с учетом индивидуальных способностей учащихся, с учетом местных особенностей работы школы.



Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.



Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
6.Способы физкультурной деятельности

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня(утренняя зарядка, физкультминутка)

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивной площадке и в спортивном зале)
Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Комплексы физических упражнений для утренней гимнастики, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.




Спортивно-оздоровительная деятельность

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.

Название снарядов и гимнастических элементов. Правила безопасности во время занятий. Признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки. Значение напряжения и расслабления мышц. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.



Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.

Акробатические комбинации.Например:1)мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев;2)кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок назад.

Упражнения на низкой перекладине. Висы, махи, перемахи.

Опорный прыжок. С разбега через гимнастического козла.

Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижения по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазания и перелезания, переползания, передвижения по наклонной гимнастической скамейке.

Легкая атлетика. 1–2 классы. Понятия короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и высоту. Техника безопасности на занятиях.

3–4 классы. Понятие эстафета. Команды «Старт!», «Финиш!». Понятия о темпе, длительности бега. Влияние бега на здоровье человека. Элементарные сведения о правилах соревнований в прыжках, беге и метании. Техника безопасности на уроках.

Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением ,с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения : на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением ;в длину и в высоту; спрыгивание и запрыгивание;

Броски: большого мяча(1кг) на дальность разными способами.

Метание :малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Совершенствование навыков бега и развития выносливости: равномерный, медленный бег 1-2класс-до 6 минут,3-4класс до 8 минут, кросс по слабопересеченной местности до1000 м.

Подвижные и спортивные игры. Название и правила игр, инвентарь, оборудование, организация. Правила проведения и безопасность.

На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнения на внимание, силу, ловкость, координацию. «Смена мест», «Бой петухов»,

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» «К своим флажкам», «Два мороза», «Пятнашки», «Прыгающие воробышки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «Кто дальше бросит», «Точный расчет», «Метко в цель», «Волк во рву», «Пустое место», «Охотники и утки»

На материале спортивных игр:

Футбол : удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола, мини-футбол.

Баскетбол : специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. «Играй, играй, мяч не теряй», «Мяч водящему», «Школа мяча» «Мяч в корзину», «Попади в обруч»,мини-баскетбол.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; подвижные игры на материале волейбола, мини-волейбол.

7.Описание учебно-методического обеспечения

Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:

– Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 № 80-ФЗ;

– Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. № 751;

– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 30.08.2002 г. № 1507-р;

– Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 9.02.1998 г. № 322;

– Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1235;

– О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002 г. № 30–51–197/20.

- Лях В.И. Рабочие программы. Физическая культура. Предметная линия учебников.1-4 классы .:М: «Просвещение»2013г

-А.В.Шишкина, О.П.Алимпиева, Л.В.Брехов « Физическая культура» учебник 1-2класс.М.:- «Академкнига» Учебник,2013г.

-А.В.Шишкина, О.П.Алимпиева, Л.В.Брехов « Физическая культура» учебник 3-4 класс. М.:- «Академкнига» Учебник,2013г.

-Р.Р.Хайрутдинов «Физическая культура»1-4классы.Рабочая программа по учебнику В.И.Ляха.: «Учитель»2013г.

Интернет-ресурсы:

edsovet.Su.-Режим доступа:http://pedsovet.su

-Proшколу.Ru-Режим доступа: http://www.proshkoly.ru

-Педсовет.org.Режим доступа: http://pedsovet. org

Описание материально-технической базы
1.Стенка гимнастическая.

2.Скамейка гимнастическая 2м.,4м

3.Мячи: мяч малый (теннисный),мяч малый (мягкий)мяч большой (1кг).

4.Мячи: футбольные, баскетбольные, волейбольные

5.Палка гимнастическая (на каждого ученика)

6.Скакалка детская (на каждого ученика)

7.Маты гимнастические

8.Кегли


9.Обруч пластиковый

10.Фишки разметочные.

11.Рулетка измерительная.

12.Набор инструментов для подготовки прыжковой ямы.

13.Сетка для переноски мячей.

14.Аптечка.

15.Стол для игры в настольный теннис

16.Сетка и ракетки для игры в настольный теннис.

17.Шахматы.

18.Шашки.


8.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.



Демонстрировать:

Физические
способности

Физические упражнения

Маль-
чики

Девочки

Скоростные

Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, с.

6,5

7,0

Силовые

Прыжок в длину с места, см

130

125

Сгибание рук в висе лежа, количество раз

5

4

Выносливость

Бег 1000 м

Без учета времени

Координация

Челночный бег 3 × 10 м/с

11,0

11,5

Гибкость

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснуться пальцами пола

Уметь:

-выполнять комплексы упражнений направленные на формирование правильной осанки;

- выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток;

-играть в подвижные игры;

-демонстрировать уровень физической подготовленности;

-выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;

-подсчитывать частоту сердечных сокращений (ЧСС) при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой;



-выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для освоения технических действий игры в футбол, баскетбол и волейбол.

-выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

-оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потёртостях.



Аттестация учащихся планируется по четвертям по текущим оценкам, а также по результатам тестирования по каждому разделу программы.