страница1/4
Дата03.03.2018
Размер0.72 Mb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка I. Нормативная часть


  1   2   3   4

c:\users\admin\pictures\2017-05-16\007.jpg


Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………………….....3

I. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………….......4

1.1. Этапы спортивной подготовки ………………………………………......5

1.2. Учебный план ……………………………………………………………...5

1.3. Режим тренировочной работы ………………………………………......5

1.4. Планирование подготовки ………………………………………………....6

1.5. Соревновательная деятельность ……………………………………..........8

1.6. Порядок организации тренировочных сборов …………………………......8

1.7. Требования к материально-технической базе ……………………………..9

II. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ……………………………………………………...10

2.1. Организационно методические указания …………………………………..10

2.2. Теоретическая подготовка …………………………………………….....13

2.3. Воспитательная работа ……………………………………………………...13

2.4. Психологическая подготовка ……………………………………………….16

2.5. Восстановительные средства и мероприятия ……………………………30

2.6. Инструкторская и судейская практика …………………………………..31

2.7. Педагогический и врачебный контроль …………………………………..31

2.8. Программный материал …………………………………………….....34

III. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ……………………..44

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ……………………..45

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………46

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кикбоксинг - вид спорта на основе восточных единоборств: каратэ, тхэквондо, муай-тай (тайского бокса), ушу и английского бокса. В переводе с английского языка. «kick» - бить ногой и «boxing» - бокс.

Наиболее эффективные удары ногами, заимствованные из восточных единоборств, в сочетании с боксерской техникой рук делают кикбоксинг сбалансированной и универсальной системой.

Этот вид единоборств зародился в середине 70-х годов практически одновременно в США и Западной Европе. Чуть позже в кикбоксинг были добавлены элементы техники из тхэквондо-до и тайского бокса. С тех пор, кикбоксинг стал и до сегодня является тем боевым искусством, которое наиболее удачно объединило многовековые традиции и опыт Запада и Востока. В период с 1974 по 1985 кикбоксинг начал стремительно развиваться в Европе и Америке. С 1985 года берёт начало и «женский» кикбоксинг.

Занятия кикбоксингом в полной мере обеспечивают: укрепление здоровья, всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, привитие здорового образа жизни, обеспечение необходимых условий для личностного развития детей, нравственного воспитания, морально-волевых качеств, формирование жизненно - важных двигательных умений и навыков, создание условий для раскрытия физических и психологических способностей детей.

Современный кикбоксинг включает в себя следующие дисциплины:

1. Семи-контакт (поинтфайтинг). Поединок по этим правилам проводится с остановкой после каждого точного попадания одного из соперников. Цель остановки – начисление очков, разбор боевой ситуации, коррекция поведения спортсменов. Побеждает спортсмен, набравший наибольшее количество очков.

2. Лайт-контакт (легкий контакт). Поединок проходит без остановки для начисления очков. Тяжелые удары запрещены. Засчитываются удары, достигшие

цели. В данной дисциплине кикбоксинга разрешены удары выше пояса, подсечки.

3. Фулл-контакт (полный контакт). Разрешены удары в полную силу, в отличие

от режима лайт-контакт. Порядок начисления очков и разрешенные цели те же, что и в режиме лайт-контакт. Побеждает спортсмен, нанесший большее количество точных ударов.



Цель программы - определение содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении личностного, социального и познавательного развития обучающихся, в формировании у обучающихся здорового образа жизни и потребностей к регулярным занятиям физкультурой и спортом.

Задачи программы:

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в обществе;

- укрепление здоровья;

-формирование и развитие спортивных способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

- выявление и поддержка детей и взрослых, проявивших выдающиеся способности в спорте.


  1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по кикбоксингу (далее программа) предназначена для тренеров- преподавателей и руководителей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и является основным документом для построения тренировочной и воспитательной работы.

Программа разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);

- Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями);

- приказом Министерства спорта Российской Федерации от 10.06.2014 №449 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по кикбоксингу»;

- приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в Российской федерации от 12.05.2014 г.

В основу программы заложены основополагающие принципы спортивной

подготовки, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

Принципы комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения, в целях обеспечения в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа подготовки, индивидуальных особенностей, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи. Программа содержит материал для обучающихся различного возраста на спортивно-оздоровительном этапе.

Обучающиеся на спортивно-оздоровительном этапе проходят подготовку в спортивно-оздоровительных группах (СОГ). Тренером-преподавателем при подборе учебного материала применяется дифференцированный подход, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей обучающихся (уровень физической, технической подготовленности).

Срок реализации программы составляет 1 год.

1.1. Этапы подготовки

Длительность этапов подготовки, минимальный и максимальный возраст лиц

для зачисления и их минимальное и максимальное количество в группе приведены в Приложении 1.

Основные задачи подготовки на спортивно-оздоровительном этапе:

- привлечение максимально возможного числа детей, подростков и молодежи

к занятиям кикбоксинг, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятиям спортом и здоровому образу жизни;

- содействие укреплению здоровья;

- расширение диапазона двигательных умений и навыков;

- развитие физических качеств;

- освоение и совершенствование техники и тактики кикбоксинга;

- привитие знаний о режиме дня, личной гигиене, значении занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья;

- воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств, а так же навыков культуры поведения;

- воспитание нравственных и волевых качеств в процессе занятий, формирование личностных качеств;

- организация пропаганды среди окружающих в потребности здорового образа жизни и расширение их знаний о пользе занятий физическими упражнениями и кикбоксинга в частности.

1.2. Учебный план

Учебный план разрабатывается из расчета 46 недель тренировочных занятий в условиях школы. Учебный план тренировочных занятий представлен в Приложении 2.

Процентное соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по этапам обучения представлено в Приложении 3.

Соотношение средств общей и специальной физической подготовки по этапам обучения представлено в Приложении 4.

Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляются в соответствии с конкретными задачами многолетней тренировки.

1.3. Режим тренировочной работы

В основу комплектования групп положена система многолетней подготовки с

учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства.

На обучение по данной программе принимаются лица, имеющие стойкую мотивацию к занятиям кикбоксинга и не имеющие медицинских противопоказаний. Состав и наполняемость групп определена с учетом соблюдения правил техники безопасности, учетом возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм.

Возраст обучающихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в группу.

При проведении занятий с обучающимися из разных групп необходимо соблюдать следующие условия:

- разница в уровне подготовки обучающихся не должна превышать двух спортивных разрядов или званий;

- не превышена единовременная пропускная способность спортивного зала;

- максимальный количественный состав определяется по группе, имеющей меньший показатель максимальной наполняемости.

Содержание тренировочного процесса определяется тренерским советом спортивной школы, в соответствии с программой.

Расписание тренировочных занятий утверждается администрацией спортивной школы по представлению тренеров-преподавателей, а так же с учетом возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм.

Продолжительность одного занятия не должна превышать - 2-х часов.



1.4. Планирование подготовки

Планирование годичных циклов подготовки

Годичный цикл тренировки делится на определенные периоды, каждый из которых имеет цель, задачи, комплекс средств и методов тренировки, специфическую динамику тренировочных нагрузок и других компонентов тренировочного процесса. Объективной основой периодизации тренировки являются закономерности развития спортивной формы. В соответствии с этим годичный цикл тренировки подразделяется на три периода: подготовительный (период приобретения спортивной формы), соревновательный (период относительной стабилизации спортивной формы и реализации ее в спортивных достижениях), переходный (период временной утраты спортивной формы).

Продолжительность каждого периода годичного цикла тренировки зависит от возрастных особенностей и квалификации обучающегося, специфики планирования учебного процесса в общеобразовательной школе (начало и окончание учебных занятий, продолжительность летних и зимних каникул, сроки экзаменов), календаря спортивно-массовых мероприятий.

Основа будущих успехов юных кикбоксеров закладывается в подготовительном периоде. Совершенствование в подготовительном периоде проходит на фоне большой работы, направленной на улучшение всестороннего физического развития обучающегося, на повышение функциональных возможностей организма и овладение техникой кикбоксинга. Важным фактором, характеризующим тренировочный процесс, является интенсивность нагрузок: скорость выполнения упражнений, количество упражнений и энергозатраты организма обучающегося в единицу времени.

Необходимость в большом объеме тренировочных нагрузок в подготовительном периоде входит в противоречие с их интенсивностью, если они все время находятся на высоком уровне. Проведение длительных тренировок с высокой интенсивностью приводит к истощению нервной системы и разрушению энергетических запасов организма. Задача «владения техникой» также не может быть решена. Поэтому для динамики тренировочных нагрузок в годичном цикле рациональным является постепенное наращивание тренировочных нагрузок в течение подготовительного и соревновательного периодов при волнообразном изменении их по этапам тренировки.

Подготовительный период подразделяется на два этапа: общеподговительный и специально-подготовительный. У начинающих спортсменов обще подготовительный этап более продолжителен, чем специально-подготовительный. По мере повышения спортивной квалификации длительность обще подготовительного периода сокращается, а специально-подготовительного - увеличивается.

Основная направленность первого этапа подготовительного периода - создание необходимых предпосылок для приобретения спортивной формы:

повышение функциональных возможностей организма обучающихся, развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков. На этом этапе тренировки удельный вес средств общей подготовки преобладает над объемом средств специальной подготовки.

Основными средствами специальной подготовки являются специально- подготовительные упражнения. Соревновательные упражнения на тренировке, как правило, на этом этапе не используются. Методы тренировки специализированы в меньшей степени. Предпочтение отдается методам, которые отличаются менее жесткими требованиями к обучающимся (игровой, равномерный, переменный).

Темпы увеличения объема нагрузок должны опережать темпы возрастания их интенсивности.

Основная направленность специально-подготовительного этапа подготовительного периода - непосредственно становление спортивной формы. Изменяется содержание различных сторон подготовки, которая теперь направлена на развитие специальных физических качеств, освоение технических и тактических навыков и умений. Увеличивается удельный вес специальной подготовки и изменяется состав ее средств, включаются соревновательные упражнения, хотя и в небольшом объеме. Их интенсивность постепенно увеличивается.

Основная цель тренировки в соревновательном периоде – это поддержание спортивной формы, реализация ее в максимальных результатах. В этом периоде используются соревновательные и специально подготовительные упражнения, направленные на повышение специальной работоспособности. Удельный вес средств ОФП несколько ниже, чем на специально-подготовительном этапе. В этом периоде пользуются соревновательный метод, методы повторного и интервального упражнения. Варьируя частоту и общее число соревнований, можно управлять динамикой спортивных результатов, однако их оптимальное число следует определять индивидуально для каждого обучающегося. Интервалы отдыха между соревнованиями должны быть достаточными для восстановления и повышения работоспособности юных кикбоксеров.

Для кикбоксеров, проводивших напряженную тренировку и принимавших участие в соревнованиях, целесообразно по окончании соревновательного периода установить трех-четырех недельный переходный период. Главной задачей этого периода являются активный отдых и вместе с тем поддержание определенного уровня спортивной работоспособности. Основное содержание занятий в этом период составляет общая физическая подготовка, при этом следует избегать однотипных нагрузок, так как они препятствуют полноценному активному отдыху.

Необходима смена характера двигательной активности и обстановки занятий. В переходном периоде снижается общий объем интенсивности тренировочной нагрузки, однако нельзя допускать чрезмерного ее спада. Важная задача переходного периода - анализ проделанной работы в течение прошедшего года, составление программы тренировок на следующий год.



Текущее и оперативное планирование

На основании годового плана тренировок разрабатывается оперативное планирование на месяц, неделю и каждое тренировочное занятие. В месячном плане общая нагрузка распределяется по неделям и дням; обозначаются дни соревнований и полного отдыха, регламентируется время.

Текущее планирование связано с оптимизацией тренировочного процесса, подготовкой к отдельным соревнованиям или их серии.

С одной стороны, планируются определенные "блоки" из серии тренировочных занятий с конкретными задачами подготовки, с другой – проводится постоянный текущий контроль за специфической работоспособностью обучающегося путем различных тестов, ибо важно выявить эффективность подготовки после каждого "блока" тренировочных занятий.

Оперативное планирование, или управление тренировочным процессом - определяет степень физической, технической, тактической подготовленности обучающегося. Оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма, реакции на отдельные виды физических упражнений, продолжительность пауз между ними. Оперативное планирование предусматривает контроль всех сторон спортивной подготовки. На спортивно-оздоровительном этапе подготовки первого года периодизация тренировочного процесса носит условный характер, основное внимание уделяется разносторонней физической и функциональной подготовке с использованием, главным образом средств ОФП, освоению технических элементов и навыков.

1.5. Соревновательная деятельность

Спортивные соревнования, их характер и сроки проведения планируются заранее. Основными документами планирования и проведения соревнований являются календарный план и положение о соревнованиях.

Соревнования должны планироваться таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным перед обучающимся на данном этапе подготовки.

Данная программа не предусматривает обязательное принятие участия обучающимися в соревновательной деятельности.


1.6.Порядок организации тренировочных сборов

В целях качественной подготовки, обучающиеся могут привлекаться к участию в тренировочных сборах. Направленность, содержание и продолжительность тренировочных сборов рекомендуется определять в зависимости от уровня подготовленности обучающихся.



1.7.Требования к материально-технической базе

- наличие тренировочного зала;

- наличие тренажерного зала;

- наличие раздевалок, душевых;

- наличие медицинского кабинета;

- обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимым для

прохождения обучения по программе представлено в Приложении 5


  1. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Организационно-методические указания

2.1.1. Организация тренировочного процесса

Эффективность тренировочного процесса может быть обеспечена на основе определенной структуры, представляющей собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов тренировочного процесса, их общую последовательность и закономерное соотношение друг с другом.

Основными формами тренировочных занятий в спортивной школе являются: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, групповые тренировочные занятия, тренировочные занятия по индивидуальным планам, участие в спортивных соревнованиях, занятия в спортивно-оздоровительном лагере и участие в тренировочных мероприятиях.

Спортивные занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию. Их эффективность зависит от рациональной организации, обеспечивающей должную плотность занятий, выбора оптимальной дозировки нагрузки, тщательного учета индивидуальных особенностей обучающихся. В зависимости от перечисленных факторов и этапа подготовки предпочтение может быть отдано различным организационным формам тренировочных занятий: групповой, индивидуальной, фронтальной, а также самостоятельным занятиям.



При групповой форме проведения занятий имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата в процессе занятий, взаимопомощи обучающихся при выполнении упражнений.

При индивидуальной форме обучающиеся получают задание и выполняют его самостоятельно, при этом сохраняются оптимальные условия для индивидуального дозирования нагрузки, воспитания у юного спортсмена самостоятельности, творческого подхода к тренировке.

При фронтальной форме группа обучающихся одновременно выполняет одни и те же упражнения. В этом случае тренер имеет возможность осуществлять общее руководство и индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Одной из форм тренировочного процесса являются самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по заданию тренера, который рекомендует комплексы упражнений, последовательность их выполнения, необходимую методическую литературу.

В тренировочном процессе различают занятия по общей физической подготовке и специальные занятия, основная задача которых – специальная физическая, техническая, тактическая подготовка кикбоксеров.

Тренировочное занятие состоит их трех частей: подготовительной, основной, заключительной. Конкретное содержание каждой из них определяется задачами, которые ставятся на данном занятии.



Задачей подготовительной части является предварительная организация обучающихся: построение в шеренгу, рапорт, сообщение задач тренировки и т.д.

Центральное место в подготовительной части занимает функциональная подготовка обучающихся к основной деятельности, что достигается выполнением дозируемых и непродолжительных физических упражнений.

Подбор средств для подготовительной части занятия определяется задачами и содержанием основной части. Подготовительная часть занимает, как правило, 30-40 мин.

Таблица 1
Распределение времени по частям занятия в зависимости от его типа (мин)


Часть занятия


Тип занятия

учебный

Учебно-тренировочный

тренировочный

контрольный

Вводно-подготовительная

30

25

20

Разминка проводится самостоятельно

Основная

50

55

65

80

Заключительная

10

10

5

10

Итого

90

90

90

90

Разминка повышает функциональные возможности организма обучающегося, создает условия для проявления максимальной работоспособности. Она состоит из двух частей – «разогревания» организма и настройки на предстоящую спортивную деятельность. Задача первой части разминки – повысить общую работоспособность обучающегося усилением главным образом вегетативных функций организма.

Задача второй части разминки – подготовить обучающегося к выполнению первого тренировочного упражнения основной части занятия. Общая продолжительность разминки – не менее 25 -30 мин.

Решение наиболее сложных задач занятия осуществляется в основной части, которая характеризуется наибольшей физиологической и психической нагрузкой, достигающей уровня, необходимого для решения задач совершенствования всех сторон подготовленности юного спортсмена. При планировании и проведении основной части занятия целесообразно руководствоваться следующими положениями. Задачи технической подготовки, как правило, решаются в первой трети основной части, когда спортсмен находится в состоянии оптимальной готовности к восприятию новых элементов осваиваемой спортивной техники. Наибольшая нагрузка выполняется во второй трети основной части и постепенно снижается в последней трети.

Последовательность применения упражнений различной направленности должна быть примерно следующей: сначала выполняются упражнения на быстроту; затем упражнения, направленные на развитие силы; упражнения для улучшения координации движений, как правило, выполняются в начале основной части; упражнения на гибкость обычно чередуются с другими упражнениями (особенно силовыми и скоростно-силовыми).

Ее продолжительность – 80-90 мин.



Заключительная часть занятия обеспечивает постепенное снижение нагрузки,

создает предпосылки для последующей деятельности, подводит итог занятию. Ее

примерное содержание: выполнение несложных упражнений с постепенно понижающейся интенсивностью, строевые и порядковые упражнения, упражнения на расслабление. Продолжительность заключительной части занятия– 8-10 мин.

Преимущественная направленность тренировочного занятия, его задачи, средства и методы, величина и характер тренировочных нагрузок определяются

недельным планом тренировки. Продолжительность тренировочного занятия зависит от года обучения, возраста, квалификации кикбоксеров и задач тренировки. Время проведения занятий в течение дня планируется в зависимости от условий тренировки, режима учебы и отдыха. Тренер должен следить за тем, чтобы время занятий оставалось по возможности стабильным, так как перестройка режима тренировки сопровождается понижением работоспособности обучающихся, ухудшением процессов восстановления после тренировочных нагрузок, что отрицательно сказывается на эффективности тренировочного процесса.

  1   2   3   4