страница1/10
Дата14.05.2019
Размер1.68 Mb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка характеристика вида спорта футбол 2


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



c:\documents and settings\user1\рабочий стол\для сайта\2018год\футбол\футбол\титульный лист.jpg

СОДЕРЖАНИЕ


1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Характеристика вида спорта футбол

4

1.2.

Структура системы многолетней подготовки

5

1.2.1.

Этап начальной подготовки

7

1.2.2.

Тренировочный этап

8

2.

Учебный план

9

2.1.

Продолжительность и объемы реализации Программы

10

2.2.

Соотношение объемов тренировочного процесса

11

2.3.

План-схема годичного цикла подготовки

12

2.4.

Учебный материал

17

2.4.1.

Теория и методика физической культуры и спорта

17

2.4.2.

Общая физическая подготовка

23

2.4.3.

Специальная физическая подготовка

24

2.4.4.

Техническая и тактическая подготовка

27

3.

Методическая часть

38

3.1.

Содержание и методика работы по предметным областям, этапам (периодам) подготовки

41

3.1.1.

Теория и методика физической культуры

42

3.1.2.

Физическая подготовка

42

3.1.2.1.

Общая физическая подготовка

42

3.1.2.2.

Специальная физическая подготовка

43

3.1.3.

Избранный вид спорта

47

3.1.3.1.

Технико-тактическая и психологическая подготовка

47

3.1.3.2.

Инструкторская и судейская практика

54

3.1.3.3.

Восстановительные мероприятия и медицинское обследование

55

3.1.3.4.

Участие в соревнованиях

56

3.1.4.

Другие виды спорта и подвижные игры

57

3.2.

Воспитательная работа

58

3.3.

Требования техники безопасности и предупреждение травматизма

61

3.4.

Объемы максимальных тренировочных нагрузок

62

4.

Система контроля и зачетные требования

63

4.1.

Требования к результатам освоения Программы по предметным областям

64

4.2.

Методические указания по организации аттестации

67

4.3.

Требования к результатам освоения программы, выполнение которых дает основание для перевода на программу спортивной подготовки

71

5.

Перечень информационного обеспечения Программы

75




  1. Пояснительная записка

Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта футбол разработана на основе Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (часть 4 ст. 84), Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам (Приказ Минспорта РФ от 12.09.2013 г. № 730), с учетом требований федеральных стандартов подготовки по виду спорта футбол, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, нормативно-правовых документов, определяющих функционирование спортивных школ, основополагающих принципов и положений теории и методики спортивной тренировки, результатов научных исследований и обобщения передового опыта работы детско-юношеских спортивных школ.



Основными задачами реализации Программы являются:

  • формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

  • формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации.

  • выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте

Программа направлена на:

  • отбор одаренных детей;

  • создание условий для их физического образования, воспитания и развития;

  • формирование знаний, умений и навыков в области физкультуры и спорта;

  • подготовка к поступлению в организации, реализующие профессиональные образовательные программы в футболе;

  • подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;

  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;

  • организацию досуга детей и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

Программа предназначена для тренеров-преподавателей спортивных школ, ведущих тренировочные занятия в группах начальной подготовки и группах тренировочного этапа. Программа содержит следующие предметные области:

- теория и методика физической культуры и спорта;

- общая физическая подготовка,

- избранный вид спорта;

- специальная физическая подготовка.

Период освоения программы - 7 лет. Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки, предусматривающий обучение на 2 этапах:



  • этап начальной подготовки (до 2-х лет);

  • тренировочный этап (до 5-ти лет).




    1. Характеристика вида спорта футбол

Футбол (англ. football, от foot — нога и ball — мяч), спортивная командная игра, цель которой - забить как можно больше мячей в ворота соперника, и не пропустить в свои, используя индивидуальное ведение и передачи мяча партнерам ногами, головой и др. частями тела — кроме рук. В матче побеждает команда, забившая больше голов.

По популярности и распространённости на планете футбол является игровым видом спорта номер один, членами международной федерации футбола (FIFA) являются 208 национальных футбольных федераций. Во многих странах эта игра является частью национальной культуры и объектом национальной гордости, что во многом определяет тот уровень интереса, который проявляется к футболу, и тем процессам, которые его окружают, во всем мире.

Футбол - это прежде всего командная игра, где исход встречи зависит не столько от каждого игрока в отдельности, сколько от умения этими игроками взаимодействовать друг с другом. Успех команды также зависит от скоростных и скоростно-силовых способностей футболистов, умения делать грамотные передачи, видеть партнера по команде и молниеносно принимать решения. Но футбол основан не только на командных взаимодействиях и тактике, но и на индивидуальной технике каждого игрока, умения нанести удар, обвести противника, обыгрывать соперника. Все эти качества требуют огромной физической и технической подготовленности и нарабатываются путем многолетних тренировок.

В результате занятий футболом укрепляется опорно-двигательный аппарат, укрепляются мышцы, улучшается работа кровеносной и дыхательной систем. Развивается ловкость, координация, быстрота реакции, игровое мышление, повышаются скоростно-силовые характеристики и выносливость, укрепляются морально-волевые качества игрока.




    1. Структура многолетней подготовки футболистов

Спортивная подготовка футболистов – это многолетний целенаправленный процесс, представляющий собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп. Для реализации многолетней спортивной подготовки футболистов в учреждении была разработана данная программа.

Прием на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта проводится на основании разрешения врача-педиатра (предоставление справки) и результатов индивидуального отбора, проводимого в целях выявления лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы способности в области физической культуры и спорта, в порядке, установленном Минспортом России по согласованию с Минобрнауки России.



Особенностями проведения индивидуального отбора занимающихся, а также промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, являются:

  • перевод обучающихся на этап (период) реализации образовательной программы осуществляется на основании результатов промежуточной аттестации и с учетом результатов их выступления на официальных спортивных соревнованиях по избранному виду спорта;

  • по окончанию обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта обучающемуся (выпускнику) выдается документ, образец которого устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации.

ДЮСШ обеспечивает непрерывный тренировочный процесс с занимающимися с учетом следующих особенностей:

  • сроки начала и окончания тренировочного процесса (далее – спортивный сезон) определяются с учетом сроков проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в которых планируется участие занимающихся с 01 сентября текущего года по 31 августа следующего года;

  • набор (индивидуальный отбор) занимающихся осуществляется с осени, не позднее 15 сентября текущего года, т.к. начинается спортивный сезон с осени.

Тренировочный процесс в образовательной организации ведется в соответствии с годовым учебным (тренировочным) планом (далее – учебный план), рассчитанным по дополнительным предпрофессиональным программам (в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по данным программам (далее – федеральные государственные требования).

Этап начальной подготовки. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники и тактики футбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на тренировочный этап подготовки.

Тренировочный этап. На этом этапе формируется группа учащихся на конкурсной основе из здоровых детей, прошедших необходимую подготовку в течение 3 лет и более и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимся контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке (табл. 1).
Особенности формирования групп и определения объема недельной тренировочной нагрузки занимающихся с учетом этапов (периодов) подготовки (в академических часах)
Таблица 1

Этапы подготовки

Год обучения

Минимальный возраст для зачисления

Кол-во часов в неделю

Мини-

мальное


кол-во учащихся

(чел)


Макси-

мальное


кол-во учащихся

(чел)


Требования по спортивной подготовке

Начальная

подготовка



1-й год

8 лет


6

14

25


Выполнение нормативов по ОФП и СФП

2-ой год

8

12

20


Выполнение нормативов по ОФП и СФП

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Начальной специализации

1-ый год

10 лет


10

12

14


Выполнение нормативов по ОФП и СФП

ехнике


2-ой год

12

12


14


Выполнение нормативов по ОФП и СФП и квалификационные требования – 3 юн. разряд

юношеский разряд



Углубленной специализации



3-ий год

14

12


12-14


Выполнение нормативов по ОФП и СФП и квалификационные требования - 3 юн. разряд (подтвердить)

4-ый год

16

10


12-14


Выполнение нормативов по ОФП и СФП и квалификационные требования - 2 юн. разряд

5-ый год

18

8


12-14


Выполнение нормативов по ОФП и СФП и квалификационные требования - 2 юн. разряд (подтвердить)

Основной целью многолетней подготовки юных футболистов является подготовка высококвалифицированных спортсменов, способных показывать высокие спортивные результаты на соревнованиях высокого уровня.

В этом аспекте процесс построения многолетней подготовки должен осуществляться на основе следующих факторов: специфики игры «футбол», основных концепций теории и методики футбола, модельных характеристик высококвалифицированных футболистов и возрастных особенностей юных футболистов.

Многолетняя подготовка юных футболистов - это единый педагогический процесс, состоящий из следующих этапов:



  • Этап начальной подготовки;

  • Тренировочный этап (этап спортивной специализации), подразделяется на 2 раздела: - начальная специализация;

- углубленная специализация.

Каждый этап имеет определенную педагогическую направленность и на нем решаются определенные, свойственные ему задачи.


1.2.1. Этап начальной подготовки - этап предварительной спортивной подготовки.

Основные задачи:



  • укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, закаливание организма;

  • развитие определенных качеств и способностей (координации движений, быстроты, гибкости, способности ориентироваться в меняющейся обстановке, скоростно-силовых качеств, общей выносливости);

  • обучение основам техники и тактики игры;

  • приучение к игровым условиям;

  • формирование у занимающихся стойкого интереса к занятиям спортом, трудолюбия;

  • подготовка и выполнение нормативов по технической и физической подготовке;

  • освоение основ гигиены, самоконтроля, самостоятельного занятия;

  • первичный отбор способных к занятиям футболом.

На этапе начальной подготовки должна быть обеспечена строгая последовательность и непрерывность всего становления мастерства юных спортсменов, преемственность в решении задач укрепления здоровья, формирования осанки, совершенствования функций анализаторов и вегетативных систем организма, привития устойчивого интереса к занятиям спортом, трудолюбия, создания предпосылок для достижения высокого спортивного мастерства, воспитания интеллектуальных, нравственных качеств.

Основным показателем в конце каждого учебного года является выполнение программных требований, предъявляемых к уровню подготовленности учащихся.


1.2.2. Тренировочный этап (этап спортивной специализации) подразделяется на этап начальной специализации 1-го и 2-го годов обучения и этап углубленной специализации 3-го, 4-го и 5-го годов обучения.

Основные задачи этапа начальной специализации 1-го и 2-го годов обучения:

  • всесторонняя общая и специальная физическая подготовка, закаливание организма;

  • развитие специальных способностей, необходимых для освоения основами техники и тактики футбола;

  • приобретение соревновательного опыта;

  • на базе разносторонней физической подготовки создание физиологических, морфологических и психологических предпосылок для углубленной специализированной подготовки в футболе;

  • воспитание морально-этических и волевых качеств;

  • освоение основ гигиены, самоконтроля, самостоятельного занятия;

  • подготовка и выполнение нормативов по технической и физической подготовке;

  • формирование коммуникативных навыков.

Основные задачи этапа углубленной специализации 3-го, 4-го и 5-го годов обучения:

  • всесторонняя физическая подготовка, закаливание организма, повышение уровня общей физической подготовки;

  • развитие специальных способностей, необходимых дли совершенствования техники и тактики;

  • прочное освоение основами современной техники и тактики и умение применять в игре;

  • определение игрового амплуа и развитие соответствующих индивидуальных качеств и навыков;

  • приобретение навыков в организации и проведении соревнований;

  • воспитание морально-волевых качеств;

  • совершенствование навыков самостоятельных занятий;

  • формирование коммуникативных навыков.

  • Этап функциональной грамотности предусматривает:

  • объективное усложнение учебного материала;

  • увеличение объемов тренировочных нагрузок;

  • дифференцированный, индивидуальный подход к определению содержания, объема и интенсивности физических упражнений в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей занимающихся;

  • повышение интенсивности занятий, а также использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья спортсменов.

Основные показатели работы спортивной школы по футболу - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей по выполнению программных требований по уровню подготовленности занимающихся, вклад в подготовку и выступление сборных команд области; результаты выступлений в соревнованиях.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10