Скачать 213.87 Kb.
Дата25.09.2018
Размер213.87 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка Духовно-нравственное воспитание на традициях казачества выступает одним из направлений совершенствования регионального компонента содержания



Пояснительная записка

Духовно-нравственное воспитание на традициях казачества – выступает одним из направлений совершенствования регионального компонента содержания обрзования и перестройки внеклассной работы на основе ознакомления учащихся с семейно-бытовыми, военными, культурными традициями, закрепленными в обрядах, песнях, танцах, промыслах, ремеслах. Традиции казачества позволяют привить учащимся духовно-нравственный иммунитет против пошлости, аморализма: в них заключено высокое целомудрие, пафос добра и правды, высокой духовно-нравственной культуры, патриотизма, поиски красоты вечной и непреходящей.

Культура казачества, объединив в себе культуры различных народов, выработала существенные качественные основы духовности и нравственности личности. Педагогический потенциал культуры казачества заключается в личностной направленности воспитания, приоритете нравственных и моральных установок, доминанте патриотизма и гражданственности, ориентации на семейные ценности. Использование культуры казачества в воспитании учащихся может существенно способствовать модернизации образовательного процесса современной школы.

Востребованность потенциала культуры и педагогики казачества возможна не только в казачьих учебных заведениях, но и, при разработке соответствующей теоретической базы, в массовой общеобразовательной школе для решения проблем воспитания и социализации в современном, динамично развивающемся, обществе. Специфика организации воспитания на основе казачьей народной педагогики образовательном заведении,  будет заключаться в следующем: направленность воспитания на формирование чувства долга, патриотизма, товарищества, гражданственности; отношение к труду как к самодостаточной ценности; - опора на внутрисемейную культуру взаимоотношений детей и родителей.

Воспитание  гражданственности  и  патриотизма  -  это целенаправленная и систематическая деятельность школы  по формированию у молодежи высокого патриотического сознания,  чувства верности своему Отечеству, готовности  к  выполнению  гражданского  долга  и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Оно направленно  на развитие личности,  обладающей  качествами  гражданина-  патриота  Родины  испособной успешно выполнять  гражданские  обязанности  в  мирное  и  военное время. 

Подростку, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что  наряду со множеством профессий, предоставленных  ему  обществом  для  выбора,  есть такая,  которой  он  должен  овладеть  обязательно -  профессия   защитника Отечества.

История – это наше прошлое. Но это не только то, что уже ушло и никогда не вернется.  История -  это фундамент, на котором мы с вами строим настоящее и  будущее.  Хорошо известно,  что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, - он исчезает.  Люди остаются, но  они  оторваны от родных  своих  корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов. Подобный процесс происходит часто на наших глазах. А сколько сейчас  живет в России потомков первых казаков,  не знающих  своего прошлого…

Казаки понимали: чем крепче корни,  тем  больше  порядка и дисциплины. У  них  до сих пор сохранился  боевой  дух,  и они готовы нести службу,  жить и работать на земле  одной семьей. Казачество  невозможно без  России,  как и Россия  без казачества.  И сегодня оно  вновь становится активным  творцом  одним  из  надежных  гарантов   национальных интересов  России.

Воспитание детей было  одним из главных задач  для казаков. Им прививали   любовь к родной земле, ответственное отношение к порученному делу – к защите  рубежей своей Отчизны.

Изменения в общественной жизни современной России повлекли за собой необходимость пересмотра как самой структуры образования, так и тематики изучаемых проблем. В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. Народные предания и былины ставят казаков вровень с богатырями. Самого популярного героя русского эпоса – Илью Муромца в былинах называют казаком. О казаках написано немало. Казачью тему разрабатывали корифеи отечественной истории Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О.Ключевский. Она вдохновляла писателей и поэтов от А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого до М.А. Шолохова. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». А между тем, как недостаточно, в сущности, мы знаем об истории казачества! Профессиональные историки спорят о том, откуда взялся термин «казак». В массовом же сознании представление об истории казачества весьма фрагментарно. История казачества в прошлом не являлась предметом глубокого, всестороннего анализа; лишь отдельные ее аспекты нашли отражение в научной литературе. Между тем интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Мы являемся свидетелями того, как считавшееся давно похороненным российское казачество возрождается и крепнет. Поэтому изучение истории казачества в школах представляется достаточно актуальным.

Учащиеся - это будущее нашей малой родины, и они должны знать историю, культуру и традиции казачества. Богатая культура российского казачества представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания. В условиях благоприятного развития нашего региона изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодежи: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество.

Самая доступная форма освоения ребятами культурных традиций казачества - это занятие в ансамбле казачьей песни. Где же, как не в песне раскрывается истинная душа человека, а казака особенно. Ведь недаром есть поговорка- « Казак без песни - не казак». Немаловажное значение имеет наличие хороших концертных костюмов, чтобы дети не комплесовали по поводу своего внешнего вида и могли достойно, с удовольствием нести культуру своего народа. Чем больше мы изучаем песен, чем больше выступаем, тем больше дети узнают о казачестве, ведь в песнях - вся жизнь казака.

Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты. Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы. С двумя первыми причинами тесно связана третья причина — снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания, образования путём включения и систематизации знаний об основах, истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Комплексная программа призвана обеспечить преподавание в образовательном учреждении в классах казачьей направленности. Она рассчитана на учащихся 5-х классов общеобразовательных школ. В нее входит несколько направлений:

-       история казачества;

-       обращение к истокам;

-       быт, культура, традиции казаков;

-       вокальное искусство.

Каждое направление рассчитано на год в количестве 37 часов (1 час в неделю). Реализация данной программы предполагается через внеклассную кружковую работу.



Цели программы - формирование у школьников целостного представления об истории казачества, традициях, быте и культуре, о роли и месте казаков в историческом становлении и важность сохранения культурно-национального единства;

 

Задачи программы:

-       формирование у пятиклассников познавательного интереса к истории и традициям казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края;

-       изучение бытовых и духовных традиций и правил поведения казаков;

-       совершенствование физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества;

-       воспитание гражданственности, патриотизма, развитие мировоззренческих убеждений учащихся;

-       изучение православной религиозной традиции;

-       овладение знаниями, умениями и навыками традиционного казачьего   рукоделия, русских традиций и обрядов.

 

Практическая часть направлена на проведение экскурсий по станицам, встречи с казаками, посещение концертов с участием казачьего хора, изучение казачьих песен, танцев, участие в фестивалях, концертных программах.

Особое внимание будет уделено организации и функционированию школьного музея, который должен стать основной практической деятельностью учащихся, изучающих историю казачества.

 

 

Формы работы:



-       уроки-лекции;

-       практикумы (работа с документами);

-       встречи, беседы с представителями казачества;

-       просмотр фильмов о казаках, фотографий;

-       использование мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов;

-       экскурсии;

-       участие в культурно-массовых мероприятиях.

 

Принципы работы

Принципы, которыми мы руководствуемся при реализации программы:

1. Личностный подход в воспитании:

-       признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью

-       добровольность включения детей в ту или иную деятельность

2. Природосообразность воспитания:

-       обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

3. Культуросообразность воспитания:

-       изучение и освоение культуры народа

4. Гуманизация межличностных отношений.
Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

-       историю казачества, традиции, культуру, быт;

-       основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность казачества;

-       особенности исторического пути Амурского казачества и историческую обусловленность современных общественных процессов.

 

 Должны уметь:



-       использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

-       осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА



Тема занятий

Количество часов

Дата

По плану

По факту

1

Кто такие казаки

1







2

Возрождение казачества

2













3

История происхождения казачества

2













4

Казачье управление

2













5

Хозяйственный уклад казаков

2













6

Запреты в жизни казаков

2













7

Быт казаков

2













8

Усадьба казака

2













9

Казачий курень

2













10

Обряды казаков

2













11

Казачья культура

2













12

Казачьи ремесла и промыслы

2













13

Гордость и слава казачества

2













14

Казачьи поселения и система их самоуправления


2













15

Обычаи и традиции вокальной казачьей культуры

2













16

Знакомство с народными казачьими песнями

2













17

Рукоделие, как одно из ремесел казаков

3



















18

Вышивка, как одно из ремесел казаков

3



















 

ВСЕГО:

37 часов









Список литературы

1.            Агафонов О.В. “Казачьи войска Российской империи” М. “Русская культура” 1995г.

2.            Алмазов Б.А. “Казаки” иллюстрированная история Отечества. С-П. “Золотой век” ДИАМАНТ, 1999 г.

3.            Бугай Н.Ф., Гонов А.М. “По решению правительства Союза ССР” Нальчик Издат. дом Эль-Фа, 2003 г.

4.            Главацкий М.Е. “Хрестоматия по истории России 1917 – 1940 г.г.”, М. 1995 г.

5.            Гоголь Н.В. “Тарас Бульба” М, Детская литература, 1976 г.

6.            Гордеев А.А. “История казачества” М. Вече 2006

7.            Глущенко В.В. “Казачество Евразии” М. Вузовская школа, 2000

8.            Данилов А.А. Справочные материалы “История России 9-19 в.в.”, М. 1998 г.

9.            Журнал “Родина” Казаки. Спецвыпуск. 5-2004 г.

10.        Иванов В.А. , Чугунов С.М. “История казачества на Урале”. Учебное пособие. Оренбург, ОГПУ, 2003

11.        История казачества Азиатской России”.Т1,2,3. Екатеринбург, УрО РАН,1995 г

12.        “Казачество – щит Отечества” М. Издат. дом. ТОНЧЦ,2005 г.

13.        Леонтьева Г.А. “Землепроходец Ерофей Павлович Хабаров” М. П. 1991 г.

14.        Научный вестник ЯНАО Салехард №11 2002 г, №5 2005 г.

15.        Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. “Древний Обдорск и заполярные города - легенды”. Москва “Ополо” 1998 г.

16.        Патрикеев Н. “Ямал: страницы былого”. Салехард 1995 г.

17.        Письмо главе администрации г. Салехарда от казаков о создании кадетского корпуса в Салехарде от 05.12.1994 г.

18.        Савельев Е.П., Фоменко А.Т. “Древняя история казачества” М. Вече 2004.

19.        Скрынников Р.Г. “Ермак”. М. П. 1992 г

20.        Степанченко В.И., “Казачьему роду нет переводу”. С- П. 2001 г

21.        Степанченко В.И. “Боевое искусство. Крепость духа и тела в истории казачества и российских единоборств” ж-л “Ямальский меридиан” 6-2006 г.

22.        Энциклопедия “История России IX – XVII в.в.” “ОЛМА – ПРЕСС” 2004 г.

23.        Казачество. Энциклопедия. М, 2003;

24.        Российское казачество. Научно-справочное издание: РАН Институт этнологии и антропологии. М, 2003;

25.        История казачества России. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2001;

26.        Матвеев О.В. Казачество в исторических взглядах А. С. Пушкина // Вопросы казачьей истории и культуры. Майкоп, 2003. Вып.2;

27.        Матвеев О.В. Лермонтов и казачество // Вопросы казачьей истории и культуры. Майкоп, 2002. вып. 1;

28.        Слава Тебе, Господи, что мы - казаки! Сост. Б.А. Алмазов. 2-е изд. СПб., 1993;

29.        Трут В.п. Казачество: происхождение, сущность, реалии, перспективы. Ростов-на-Дону, 1997;

30.        Очерки традиционной культуры казачества России. М. Краснодар, 2002. Т. 1; 2005. т. II;

31.        Православие, традиционная культура, просвещение. (К 2000 летию христианства). Краснодар, 2000

32.        Бигдай АД. Песни казаков. Краснодар, 1992. Т. 1;

33.        Песни линейных казаков;

34.        Бойко ин. Плясовые припевки. Краснодар, 1993;

35.        Куракеева М Ф. Семейная обрядность казаков. Черкесск, 1996;

36.        Чернышев В.Н Казачество и его традиции. Минводы, 1992;

37.        Учебное пособие по военно-патриотическому воспитанию и основам военной службы. Краснодар, 2005;

38.        Земцов В.Н., Ляпин В.А. Униформа казачьих войск в XVII на чаше ХХ в. // Казачество на государственной службе. Екатеринбург,1993;

39.        Православие, традиционная культура, Просвещение. (К 2000-летию христианства). Краснодар, 2000;

40.        Бугай Н Ф. Казачество России: отторжение, признание, возрождение (1917 -1990 годы). М, 2000;

41.        Громов В.п. Возрождение казачества - новый импульс /Кубань, 1992. М 1. С 45 – 50;

42.        Масалов А.Г. Современное казачество на охране региональной безопасности и общественного порядка. Ставрополь, 2001;

43.        Учебное пособие по военно-патриотическому воспитанию и основам военной службы. Краснодар, 2005;



44.        Традиционная культура и дети. Краснодар, 1994.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Пояснительная записка Духовно-нравственное воспитание на традициях казачества выступает одним из направлений совершенствования регионального компонента содержания

Скачать 213.87 Kb.