Скачать 373.07 Kb.
страница1/3
Дата07.02.2019
Размер373.07 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка дошкольный возраст наилучшее время для


  1   2   3

c:\users\елена семёновна.рабочий\desktop\2017_07_30\1_0010.jpg


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст – наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро. От того, как проведёт ребёнок этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть многое. Именно поэтому задача всех работников дошкольного учреждения – обеспечить условия для разностороннего развития ребёнка. Использование физических упражнений в воспитательно-образовательном процессе способствует формированию у детей готовности к обучению и позволяет ребёнку полноценно проявлять себя в жизни.

Таким образом, в дошкольном учреждении физическая культура – один из ведущих компонентов деятельности детей.

Ребёнок XXI века, по мнению профессора Ю.Ф. Змановского и академика Н.М. Амосова, значительно отличается от сверстников 70-80-х годов.

Он сталкивается с тремя пороками современной цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, искусственной пищей и её перееданием и гиподинамией, увеличением времени пребывания возле телевизора и компьютера. Два последних обстоятельства, по мнению учёных, ведут к асинхронному (негармоничному) развитию организма ребёнка. Во-первых, наблюдается ускоренное развитие организма ребёнка, в первую очередь, увеличение роста и веса тела. А во-вторых – отставание в развитии внутренних органов. В результате такой диспропорции возникают различные заболевания и отклонения.

В настоящее время при всём разнообразии игрового материала, у детей нет должной мотивации и заинтересованности в двигательной деятельности и занятиях физической культурой.



В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Формирование физических качеств, двигательных умений, развитие музыкального слуха и способности сочетания движений с музыкой, все это тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка. Помогает развивать музыкально-двигательное творчество дошкольников ритмическая гимнастика, имея множество преимуществ:


  • дети учатся соотносить движения с музыкой,

  • повышается эмоциональная отзывчивость,

  • формируется привычка заниматься физическими упражнениями,

  • повышается интерес детей к правильному, красивому выполнению движений.

Цель программы: содействовать гармоничному физическому развитию детей и формированию двигательных навыков, музыкальности, пластичности, развитию слуха, эмоциональности по средствам использования ритмической гимнастики.

Задачи:

  • Укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

  • Развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации движений, ритма. Формирование навыков пластичности, изящества.

  • Воспитание умения эмоционального выражения в движениях комплекса, творчества.

Программа построена на педагогических принципах:

  • Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства необходимо соблюдение системности, непрерывности всего материала и повторение его на последующих занятиях.

  • Оздоровительной направленности. При проведении занятий необходимо учитывать возраст детей, их физическую подготовку и обеспечить рациональную двигательную нагрузку совместно со старшей медицинской сестрой.

  • Доступности и индивидуализации. Планируя занятия, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.

  • Гуманизации. Все занятия строятся на основе комфортности, доверительного общения с взрослым и сверстниками.

  • Творческой направленности, результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.

  • Наглядности. Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.

Ожидаемые результаты:

Систематические занятия ритмической гимнастикой:

  • помогут естественному развитию организма ребёнка и привитию потребности заботиться о своём здоровье;

  • разовьют опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы детей;

  • сформируют у дошкольников навыки самостоятельного выражения движений под музыку, разовьют инициативу, мышечную силу, гибкость, выносливость, координацию движений, чувство ритма.

  • сформируют навыки пластичности, изящества.

Организационные условия реализации программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 6-7 лет, с октября по апрель – 28 занятий из расчёта проведения 1 раз в неделю, длительностью 30 минут.

Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Место проведения : физкультурный зал.



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН







Наименование тем

Кол – во часов

виды детской деятельности

Музыкально – ритмический репертуар

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь



1

«Радостная встреча»

1

Игровая

Двигательная

коммуникативная


Коммуникативные танцы-игры: «Найди себе пару», игры с именами. Игровые композиции: «Белочка», «Кот-Леопольд», «Поросята».

2

«Осенние фантазии»

1

Музыкально художественная

коммуникативная



Музыкально-ритмические композиции «Упражнения с листьями», игра «Эхо», игры с листиками.

3

«Танцующие зонтики»

1

Игровая

двигательная



Композиция «Осенний парк»

4

«Осенние листики»

1

Музыкально художественная

двигательная



Упражнения с осенними листьями

Н
О
Я
Б
Р
Ь


5

«Осенние настроения в музыке»

1

Двигательная

игровая


Музыкально-ритмические композиции с осенними листьями

6

«Осенняя ярмарка»

1

Двигательная

игровая


Танцевальные импровизации: «Подарки Осени», танец с платками

7

«Осенняя грусть»

1

Двигательная

Коммуникативная

игровая


Упражнения: «Прыжки через лужицы», «С осенними веточками»

8

«Осенний карнавал»

1

Двигательная

игровая


Повторение любимых музыкально-ритмических композиций осенней тематики.

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь



9

Праздник первой снежинки и зимнего ветерка

1

Двигательная

Коммуникативная




Музыкально-пластические этюды, композиции с ленточками

10

Счастливые снеговики

1

Двигательная

Коммуникативная

игровая


Музыкально-ритмическая композиция «Снежинки»

11

Путешествие в зимний лес


1

Двигательная

Коммуникативная




Пластические этюды

12

Новогодний карнавал

1

Двигательная

Коммуникативная

Игровая


Музыкально-ритмическая композиция «Гномы», «Скоморохи»

Я
Н
В
А
Р
Ь



13

Прощай, ёлочка!

1

Двигательная

Коммуникативная

Игровая


Музыкально-ритмические композиции «Конфетки», «Снеговики», «Снежинки»

14

Снежные фантазии

1

Двигательная

Коммуникативная




Музыкально-ритмическая композиции «Белоснежка», «Красная шапочка»

15

Ледяные фигуры

1

Музыкально - художественная

Двигательная




Музыкально-ритмическая композиция «Ледяная фигура замри»

16

День здоровья

1

Двигательная

Игровая


Коммуникативная

Музыкально-ритмические композиции с обручами, палками, мячами.

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь



17

Путешествие на лесную поляну

1

двигательная

Музыкально-ритмические композиции «Зайчата», «Лисята»

18

День Защитников

1

Двигательная

игровая


Музыкально-ритмические композиции «Морячки», «Военный марш»

19

Музыкальные подарки для пап

1

Двигательная

коммуникативная



Музыкально-ритмические композиции «Богатыри»

20

Праздник масленицы


1

двигательная

Музыкально-ритмическая композиция «Весенний хоровод»

М
А
Р
Т



21

Ожидание весны

1

Двигательная

Игровая


Коммуникативная

Музыкально-ритмическая композиция «Веснянка», «Красный сарафан»

22

Подарки для бабушек и мам

1

Двигательная

игровая


Музыкально-ритмическая композиция «Хлопайте в ладоши»

23

Для маминой улыбки

1

Двигательная

коммуникативная



Музыкально-ритмическая композиция «Весёлый танец»

24

Встречаем птиц

1

двигательная

Музыкально-ритмическая композиция «Воробушки»

А

П
Р
Е
Л
Ь


25

Звонкие ручейки

1

Двигательная

игровая


Музыкально-ритмическая композиция «Ручейки», «Весёлая капель»

26

Любимые игрушки

1

Двигательная

коммуникативная



Музыкально-ритмическая композиция «Неваляшки», «Куклы и мишки».

27


Любимые песенки

1

Двигательная

Игровая


Коммуникативная

Музыкально-ритмические композиции под любимые мелодии

28

Праздник первых цветов

1

Двигательная

Игровая


Коммуникативная

Музыкально-ритмическая композиция «Танец с цветами»




Итого часов:

28







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Ритмическая гимнастика как вид физкультурно-спортивной деятельности

« Основа жизни человека – ритм, данный

каждому его природой, дыханием».

К.С.Станиславский.

Ритмическая гимнастика является одним из видов оздоровительной гимнастики. Раскрывая ее основное содержание, необходимо сказать, что ритмическая гимнастика – это своеобразное сочетание общеобразовательных упражнений, бега, прыжков, элементов танца и других гимнастических упражнений, выполняемых под эмоциональную ритмичную музыку преимущественно поточным способом, т.е. без пауз и остановок. Проведенные исследования выявили, что занятия ритмикой оказывают многостороннее воздействие на организм занимающихся. Она активно влияет на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и приближается в этом качестве к таким физическим нагрузкам, как ходьба, бег, езда на велосипеде и т.д.

Комплексное воздействие на нервно-мышечный аппарат и эмоциональную сферу делают ритмическую гимнастику привлекательной для устранения и профилактики отклонений в здоровье занимающихся. У них увеличивается двигательная активность, улучшается осанка, снижается избыточный вес, появляется хорошее настроение и жизнерадостность .

Однако ритмика используется не только в оздоровительных целях. При адекватной дозировке она позволяет развивать все основные физические качества, оказывает положительное влияние на повышение уровня работоспособности, устойчивости организма к утомлению. Продолжительность занятий определяется теми задачами, которые решаются в процессе занятий. Занятия ритмической гимнастикой в студийных группах, проводимых опытными инструкторами, ставят перед собой задачу развития и совершенствования функциональных возможностей организма, развития основных физических качеств. Основным содержанием в таких группах является выполнение специально разработанных адаптационных программ .



Разновидности ритмической гимнастики

Исторически складывалось так, что различными видами пластической гимнастики занимались преимущественно женщины. В настоящее время ритмическая гимнастика является монополией женщин, но юноши и мужчины все активнее проникают в ряды занимающихся. И это предопределено многогранностью воздействия ритмической гимнастики на человека.

По особенностям воздействия на организм человека ритмическая гимнастика подразделяется на:


  • оздоровительную;

  • лечебную ;

  • прикладную.

Но выделение лечебной ритмической гимнастики носит весьма условный характер, так как она сама по себе служит цели оздоровления .

Поскольку важнейшим компонентом ритмической гимнастики являются положительные эмоции, то по их силе, окраске, методам создания условий эмоционального фона она может иметь виды направленности:



  • игровая;

  • танцевальная;

  • атлетическая;

  • психорегулирующая .

Ритмическую гимнастику как вид двигательной деятельности можно подразделить и в возрастном аспекте:

  • детская (в дошкольных учреждениях и начальных классах школы)

  • подростковая и юношеская (молодежная);

  • для людей зрелого возраста;

  • для пожилых людей.

Такое деление естественно, так же как и естественно стремление человека любого возраста к радости жизни, в любых формах ее проявления .

Ритмическая гимнастика в дошкольных учреждениях и с учениками младших классов должна носить игровую направленность. Образно говоря, воспитателю, учителю надо «играть» в ритмическую гимнастику . В этой связи важно упомянуть имя известного специалиста Карла Орфа, создавшего целую систему детской гимнастики, центральным содержанием которой являются средства и методы развития физических качеств детей, музыкальных способностей. И что чрезвычайно важно, К.Орф построил свою систему на интеллектуальной основе занятий, что является безусловным фактором формирования осознанной потребности маленького человека в культурных движениях, в культурной физической нагрузке.



Роль и особенности использования ритмической гимнастики в жизни ребёнка дошкольного возраста

Привычка к физической культуре, потребность в движении легче всего формируются и должны быть сформированы в дошкольном возрасте. Двигательная активность, как правило, вызывает у ребенка «мышечную радость». Это фундаментальные факторы гармоничного развития личности, ее психического и физического совершенства .

Само словосочетание «ритмическая гимнастика» указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка. Хорошо известно, что даже такой генетически заложенный акт, как сосание, сопровождается не только ритмическими движениями губ и языка, но и пальчиков кисти ребенка. До 4,5 месяцев малыш во время купания ритмично гребет руками и ногами (затем этот автоматизм утрачивается). В 5-6 месяцев ребенок во время игры ритмично взмахивает руками, а в 8 выполняет ритмичные прыжки . На этом этапе развития малыш непроизвольно стремится к выполнению ритмически повторяемых движений, и они приносят ему видимое наслаждение. В дальнейшем склонность детей к стихам, танцам, музыке отражает естественное стремление к ритму.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет) характеризуется значительным развитием центральной нервной системы, но функциональные показатели ее еще далек и от совершенства. Недостаточная сила и уравновешенность нервных процессов, высокая реактивность, преобладание возбуждения над торможением могут приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, к быстрому утомлению . Вместе с тем дети этого возраста легко могут овладеть сложными по координации движениями, поскольку им свойственна высокая пластичность нервной системы. Однако при действии сильных и монотонных двигательных раздражителей у них снижается устойчивость к внешним воздействиям и развивается запредельное торможение. Избежать этого можно путем внесения разнообразия в занятия физическими упражнениями, введения элементов игры, чем так богаты профессионально подготовленные занятия по ритмической гимнастике .

В процессе роста и развития ребенка происходят большие изменения в сердечно-сосудистой системе. Увеличиваются масса и объем сердца, совершенствуются регуляторные функции.

По мере взросления постепенно замедляется частота сердечных сокращений. У старших дошкольников деятельность сердца мало экономна и невелики его функциональные возможности. Это особенности сердечно-сосудистой системы, а также относительно низкое артериальное давление обусловливает значительную напряженность деятельности системы кровообращения при мышечной работе. В связи с этим при передозировке нагрузки у них могут возникать нарушения сердечного ритма и резкие изменения давления крови.

Дыхательные возможности у детей старшего дошкольного возраста также ниже, чем у подростков и у взрослых людей. Дети этого возраста имеют с точки зрения физиологии очень ограниченную способность работать «в долг», что требует соблюдения осторожности в применении упражнений при кратковременных физических нагрузках максимальной интенсивности.

Ритмическая гимнастика сочетает в себе также компоненты, которые как нельзя лучше отвечают и другим особенностям детского возраста. Потребность детей в двигательной активности, как говорилось выше, полнее всего реализуется в игре, особенно в дошкольном возрасте. Главным побудителем игры является удовольствие и приятность траты накопившихся сил и энергии. Поэтому включение игровых элементов делает занятия ритмической гимнастикой привлекательными для детей .

Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание, они учатся сосредоточиваться в каждый момент времени на том, что им преподается, делают обычно это легко и весело, без большого напряжения. В упражнениях достигается четкая определенность, их нельзя «смазать», сделать поспешно. Каждый ребенок на виду, и каждое его неверное движение бросается в глаза и сразу корректируется. Так формируется способность к устойчивому вниманию и собранность, являющиеся важными предпосылками успешной учебной деятельности. Дети становятся ловкими, изящными, координированными и свободными в движениях, красиво сидят и ходят, их походка делается легкой и грациозной .

Ритмическая гимнастика придает естественную уверенность и непринужденность, в значительной мере обусловленную сознанием власти над движениями своего тела в пространстве. Главный же результат занятий ритмической гимнастикой - воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению, красоте. Ритмическая гимнастика способствует не только физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на развитие, в общем .

Занятия ритмической гимнастикой являются формой педагогической работы при обучении детей в детском саду движениям. Максимальная эффективность занятий может быть обеспечена, если деятельность детей организуется с учетом выполнения принципов:

- систематичности;

- доступности;

- активности;

- сознательности.

Подбор музыкального сопровождения осуществляется путем отбора нескольких музыкальных жанров ( записи с детскими песнями, современной популярной и классической музыки).

Использование методики – ритмической гимнастики, помогает увлечь ребенка заниматься физической культурой, сформировать потребность, а в последующем привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни. Недостаточный двигательный режим – одна из причин ослабления организма ребенка. С помощью проведения ритмической гимнастики можно восполнить недостаток двигательной активности, которая присутствует в дошкольных учреждениях, в первую очередь из-за большой переполняемости групп. В наше время встречается очень много гиперактивных детей, которые нуждаются в дополнительной двигательной активности. Системные занятия благотворно влияют на деятельность ЦНС, на развитие и укрепление мышечной системы. Органов кровообращения и дыхания. Под влиянием упражнений увеличивается объем мышц, растет их сила и эластичность. В процессе упражнений развивается и тренируется сердечная мышца. Тренированное сердце при каждом сокращении выталкивает в аорту значительно большую часть крови, чем нетренированное. Укрепляются органы дыхания, увеличивается объем грудной клетки. Очень важно следить за дыханием на протяжении всего занятия

  1   2   3