Скачать 187.9 Kb.
Дата10.06.2019
Размер187.9 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа разработана в соответствии с






Направленность:

социально-педагогическая

Срок реализации:

8 месяцев

Возраст обучающихся:

15-17 лет


Автор-составитель:


Блажко А.А.,

преподаватель, доцент Алтайского государственного медицинского университета

БАРНАУЛ


2018
Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа разработана в соответствии с:



  1. Федеральным законом РФ от 29.12.2012 «273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Закон Алтайского края от 04.09.2013 №56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»

  3. Устава МБОУ «Лицей №101»

  4. Договора о сотрудничестве между ГБОУ ВПО АГМУ Минздрава России и МБОУ «Лицей №101» г. Барнаула от 15.04.2016

  5. Положением об оказании платных образовательных услуг, утвержденное приказом директора МБОУ «Лицей №101» от 30.09.2016 №412

  6. Положением о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе, утвержденным приказом директора МБОУ «Лицей №101» от 28.08.2018 №351

Направленность программы – социально-педагогическая.

Программа предназначена для обучающихся 15-17 лет.

Программа направлена на профильное и профессиональное самоопределение учащихся, расширение их представлений о мире медицины.

Программа разработана на 32 часа (1 занятия в учебную неделю) и рассчитана на 8 месяцев. Занятия проводятся с 12.09.2018 по 30.04.2019.

Продолжительность занятия – 40 минут.



Цель и задачи освоения программы

Цель: сформировать у обучающихся систему знаний и представлений о функционировании организма человека в целом, его систем, органов, тканей и клеток, об основных закономерностях функционирования и механизмах регуляции жизнедеятельности, о влиянии на функции организма факторов внешней среды, а также умений, необходимых врачу для постановки предварительного диагноза и оказания квалифицированной медицинской помощи больным на догоспитальном этапе.

Развитие профессиональных компетенций при подготовке обучающихся путем формирования на основе системного подхода современных естественнонаучных знаний в области общей и частной физиологии, представлений о жизнедеятельности организма человека как открытой саморегулирующейся системы, обеспечивающей адаптивное взаимодействие организма с внешней средой. В процессе освоения данной дисциплины обучающиеся формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции: ОК-1, ПК-3, ПК-9, ПК-12 ПК-16.




Задачи:

- приобретение обучающимися знаний об общих закономерностях жизнедеятельности организма человека и закономерностях функционирования различных систем в обычных условиях и в зависимости от действия факторов окружающей и производственной среды;

- ознакомление обучающихся с основными закономерностями морфо-функциональной организации различных тканей, органов и систем, функционирования физиологических систем организма здорового человека;

- освоение обучающимися методик оценки функционального состояния систем и организма человека в целом, широко используемых в медицинской практике;

- формирование у обучающихся навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;

- формирование у обучающихся навыков общения с коллективом;

- обучение системному подходу в процессе изучения физиологических механизмов и процессов, лежащих в основе функционирования органов и систем, а также регуляции жизненно-важных функций организма;

- изучение современных методов исследования основных физиологических функций, развитие физиологического мышления, понимание возможностей управления жизненными процессами;

- формирование навыков оценки состояния органов и систем организма, необходимых для функциональной диагностики;

- формирование навыков соблюдения техники безопасности в исследовательских и учебных лабораториях

Планируемые результаты

Освоение программы направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:






Индекс

компе

тенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные

средства

1

2

3

4

5

6

7

1.




- способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

принципы анализа социально-значимых проблем и процессов в различных видах профессиональной и социальной деятельности

использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

методами гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

собеседование по ситуационным задачам

2.




- способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности


принципы формирования системного подхода к анализу медицинской информации; принципы поиска решений

формировать системный подход к анализу медицинской информации и поиску решений в целях совершенствования профессиональной деятельности

методами анализа информации с использованием принципов доказательной медицины; методами поиска решений с использованием теоретических знаний и практических умений

собеседование по ситуационным задачам






















3.




- способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач

принципы работы медико-технической аппаратуры, используемой в работе с пациентами

получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач

владеть компьютерной техникой, навыками получения информации из различных источников и работы с ней

собеседование по ситуационным задачам


4.




способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям

перечень профилактических мероприятий по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; критерии оценки эффективности диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными

осуществлять мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья; давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой; оценивать эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными

навыками составления программ двигательных режимов, занятий физкультурой и составления рациона питания; методами оценки эффективности диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными

собеседование по ситуационным задачам







физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными













5.




- способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

закономерности функционирования отдельных органов и систем; критерии оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростков

анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем; использовать знания анатомо-физиологических основ для оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростков

основными методиками обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

собеседование по ситуационным задачам


Содержание программы

№ п/п

Наименование разделов

Содержание разделов и тем дисциплины в дидактических единицах

Формы рубежного контроля

1

2

3

4




Вступительное занятие. Физиология – наука о жизнедеятельности организма. Клиническая физиология – основа медицины.

Организм как открытая саморегулирующаяся система. Единство организма и внешней среды. Гомеостаз. Физиологическая функция. Клетка ее функции. Ткани организма. Орган. Физиологические особенности. Физиологические основы функций.

собеседование по ситуационным задачам

1.

Раздел 1. Общая физиология

1.1.

Физиология клетки. Клеточные мембраны.

Строение биомембран, их свойства и функции. Мембранные белки, их виды и роль. Рецепторная функция клеточных мембран. Мембранные рецепторы, их свойства. Ионотропные рецепторы. Метаботропные рецепторы, их разновидности. Участие в реализации эффектов. Вторичные посредники. Трансмембранный обмен, его виды. Простая и облегченная диффузия. Унипорт, симпорт, антипорт. Белки-переносчики. Сопряженный транспорт. Активный транспорт, его виды и особенности.

собеседование по ситуационным задачам



1.2.

Биоэлектрические явления в возбудимых тканях.

Раздражимость, возбудимость. Мембранные и внутриклеточные процессы при раздражении клеток. Барьеры и компартменты. Транспорт, виды транспорта. Электрические процессы на клеточных мембранах. Процесс возбуждения, понятие порога. Адекватные раздражители. Законы раздражения возбудимых тканей.

собеседование по ситуационным задачам

1.3.

Физиологические свойства нервной ткани.

Физиология нервных волокон, законы проведения нервных импульсов. Физиология синапсов.

собеседование по ситуационным задачам

1.4.

Физиологические свойства мышц.

Физиологические свойства и функции поперечно-полосатых и гладких мышц. Сила мышц, ее характеристики. Современная теория мышечного сокращения и расслабления.

собеседование по ситуационным задачам

2.

Раздел 2. Регуляция физиологических функций

2.1.

Общие принципы регуляции. Рефлекторная деятельность ЦНС. Особенности распространения возбуждения и торможения в ЦНС. Клинико-физиологическая оценка рефлекторной деятельности.

Понятие о регуляции функций. Рефлекс – основной механизм приспособительного реагирования функций. Этапы развития рефлекторной теории. Роль ЦНС в интегративной и приспособительной деятельности организма. Клеточное строение ЦНС. Свойства нервных центров. Торможение в ЦНС. Иррадиация возбуждения. Методы исследования функций ЦНС. Физиология спинного мозга, продолговатого мозга и мозга, среднего мозга, мозжечка, ретикулярной формации, промежуточного мозга, подкорковых структур и коры больших полушарий.

собеседование по ситуационным задачам

2.2.

Нервная регуляция вегетативных функций. Физиологические свойства и особенности ВНС, её клинико-физиологическая оценка.

Центры автономной регуляции. Нейротрансмиттеры автономной нервной системы. Участие автономной нервной системы в регуляции функций.

собеседование по ситуационным задачам

2.3.

Гуморально-гормональная регуляция функций. Частная эндокринология. Клинико-физиологическая оценка гипо- и гиперфункции желёз.

Эндокринная система. Механизмы действия гормонов. Методы исследования. Гипоталамо-гипофизарная система. Щитовидная железа. Околощитовидные железы. Эндокринная функция поджелудочной железы. Надпочечники. Половые железы. Менструальный цикл. Зачатие, беременность, род. Контрацепция. Мужская потенция. Эпифиз. Вилочковая железа. Диффузная нейроэндокринная система.

собеседование по ситуационным задачам

3.

Раздел 3. Физиология системы крови

3.1.

Свойства крови. Лейкоциты. Иммунитет. Клинико-физиологическая оценка содержания лейкоцитов.

Понятие о системе крови. Функции крови. Основные константы внутренней среды и их регуляция. Физико-химические свойства крови. Лейкоциты. Методы исследования крови.

собеседование по ситуационным задачам

3.2.

Физиология эритроцитов. Гемоглобин. Клинико-физиологическая оценка показателей крови.

Эритроциты, их функция. Виды гемоглобина, его соединения, их физиологическое значение. Клинико-физиологическая оценка эритроцитов, гемоглобина. Цветовой показатель. СОЭ. ОРЭ. Гемолиз.

собеседование по ситуационным задачам

3.3.

Группы крови. Физиология переливания крови. Методы определения.

Понятие о системах групп крови. Система АВО, система резус-фактора. Клинико-физиологическая оценка. Физиологические основы переливания крови

собеседование по ситуационным задачам



3.4.

Гемостаз. Тромбоциты. Оценка коагулограммы.

Понятие о гемостазе. Виды гемостаза. Роль тромбоцитов и сосудистой стенки в обеспечении гемостаза. Процесс свертывания крови, его фазы. Плазменные и тромбоцитарные факторы свертывания. Внешний и внутренний пути свертывания крови Противосвертывающие факторы. Фибринолитическая система крови.

собеседование по ситуационным задачам

4.

Раздел 4. Физиология сердечно-сосудистой системы

4.1.

Физиологические свойства сердечной мышцы.

Физиологические свойства сердечной мышцы. Возбудимость сердечной мышцы, ее характеристика. Потенциал действия кардиомиоцитов. Особенности возбудимости сердечной мышцы. Современные представления о субстрате, природе и градиенте автоматии сердца. Проводимость сердечной мышцы, ее особенности. Реакция сердечной мышцы на дополнительные раздражения. Экстрасистолы: желудочковая, предсердная.

собеседование по ситуационным задачам



4.2.

Фазовый анализ сердечного цикла. Внешние проявления сердечной деятельности. Электрокардиография, её клинико-физиологическая оценка.

Электрические, механические, звуковые проявления сердечной деятельности. Кардиоцикл. Фазы сердечного цикла. Изменение давления и объема крови в полостях сердца в различные фазы кардиоцикла. Методы оценки проявлений сердечной деятельности.

собеседование по ситуационным задачам



4.3.

Гемодинамика. Артериальное давление. Микроциркуляция. Клинико-физиологическая оценка гемодинамических показателей.

Функциональная классификация сосудов. Сосудистый тонус. Законы гемодинамики. Давление крови и факторы его определяющие. Методы исследования кровеносных сосудов, измерение давления крови. Органное кровообращение, методы его исследования. Депо крови. Микроциркуляция. Цереброспинальная жидкость. Физиология лимфатической системы.

собеседование по ситуационным задачам



4.4.

Регуляция деятельности сердца и кровообращения.

Регуляция работы сердца. Саморегуляция сердечной деятельности. Законы саморегуляции. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца. Кардиальные рефлексы. Сосудистый тонус, его виды. Базальный тонус, его характеристика, местная гуморальная регуляция. Неврогенный тонус. Сосудодвигательный центр, его эфферентные влияния. Роль БАВ в дистантной регуляции сосудистого тонуса. Регуляция системной гемодинамики. Система мониторирования АД и ОЦК. Рефлексогенные зоны, их характеристика. Объем циркулирующей крови (ОЦК), факторы, его определяющие.

собеседование по ситуационным задачам

5.

Раздел 5. Физиология дыхания

5.1.

Внешнее дыхание. Методы оценки параметров внешнего дыхания.

Значение дыхания для организма. Этапы дыхательного процесса. Дыхательный цикл. Давление в плевральной полости. Методы исследования внешнего дыхания.

собеседование по ситуационным задачам

5.2.

Газообмен. Регуляция дыхания. Клинико-физиологическая оценка показателей газообмена.

Газообмен в легких. Парциальное давление, напряжение газов. Недыхательные функции легких. Транспорт газов. Регуляция дыхания. Дыхание при физической работе. Онтогнез дыхания.


собеседование по ситуационным задачам



6.

Раздел 6. Пищеварение. Энергообмен. Выделение

6.1.

Секреторная функция желудочно-кишечного тракта, её клинико-физиологическая оценка.

Функции пищеварительного тракта. Типы пищеварения. Методы изучения пищеварения. Пищеварение в полости рта. Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Регуляция желудочной секреции. Фазы отделения желудочного сока. Моторика желудка. Методы исследования секреторной и моторной функций желудка. Зондирование. Пищеварение в 12-перстной кишке. Состав и свойства сока поджелудочной железы. Регуляция панкреатической секреции. Роль печени в пищеварении. Желчь, ее состав и физико-химические свойства, значение в пищеварении. Моторика желчного пузыря и желчных путей. Состав и свойства кишечного сока. Особенности пищеварения и моторики в толстой кишке.

собеседование по ситуационным задачам

6.2.

Моторная функция желудочно-кишечного тракта. Всасывание. Регуляция пищеварения. Методы оценки пищеварения.

Виды моторики пищеварительного тракта. Механизм мышечных сокращений. Работа сфинктеров пищеварительного тракта. Регуляция движения пищевого комка по пищеварительному тракту. Всасывание веществ в различных отделах пищеварительного тракта. Виды и механизмы всасывания веществ через биологические мембраны. Принципы регуляции деятельности пищеварительной системы. Роль рефлекторных, гуморальных и местных механизмов регуляции.

собеседование по ситуационным задачам



6.3.

Обмен веществ и энергии. Терморегуляция, их клинико-физиологическая оценка.

Общее понятие об энергетическом обмене. Основной и рабочий обмен. Факторы его определяющие, величина. Калориметрия. Температура тела человека и ее суточные колебания. Гомеотермия. Ядро и оболочка тела. Теплопродукия и теплоотдача. Способы теплоотдачи в разных условиях внешней среды. Терморецепция. Гипоталамический термостат. Физиологические основы закаливания.

собеседование по ситуационным задачам



6.4.

Выделение. Методы оценки экскреторной функции почек.

Выделение. Почка как гомеостатирующий орган. Образование конечной (вторичной) мочи. Механизмы канальцевой реабсорбции, их регуляция. Поворотно-множительная система, ее значение в процессе образования конечной мочи. Процессы секреции, механизм секреции. Основные показатели выделительной функции почек, их клинико-физиологическая оценка. Регуляция функции почек. Значение почек в регуляции АД. Нервная и гуморальная регуляция функции почек. Водный баланс организма, факторы поддержания баланса, регуляция. Водные пространства, их характеристика.

собеседование по ситуационным задачам



7.

Раздел 7. Физиология высшей нервной деятельности

7.1.

Общие свойства анализаторов. Зрительный анализатор, его клинико-физиологическая оценка.

Классификация и свойства сенсорных систем. Органы чувств. Рецепторы. Принципы кодирования информации.

Зрительный анализатор.


собеседование по ситуационным задачам



7.2.

Физиология анализаторов. Слуховой, вестибулярный, тактильный и температурный анализаторы. Ноцицепция. Их клинико-физиологическая оценка.

Слуховой, вестибулярный, двигательный, тактильный, температурный, обонятельный, вкусовой анализаторы. Интерорецепция. Методы исследования сенсорных систем. Биологическое значение боли. Виды боли. Теории боли. Методы исследования болевой чувствительности. Физиологические механизмы и методы обезболивания. Боль: теории, виды. Ноцицептивная и антиноципетивная системы.

собеседование по ситуационным задачам

7.3.

Врожденные и приобретенные формы поведения. Условные рефлексы. Типы высшей нервной деятельности. Методы оценки поведенческих реакций.

Биологические основы поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения как способ адаптации к изменениям внешней среды. Физиология условных рефлексов. Динамический стереотип. Типы высшей нервной деятельности. Методы исследования ВНД. Корковое торможение, его виды, их характеристика. I и II сигнальные системы, их характеристика.

собеседование по ситуационным задачам



7.4.

Эмоции. Мотивации. Память. Архитектоника целенаправленного поведенческого акта. Методы оценки памяти.

Физиология эмоций, памяти. Сознание, мышление, речь. Межполушарные взаимодействия. Целенаправленное поведение. Физиология труда и спорта, проблема утомления, режимы труда и отдыха. Центральная архитектоника функциональной системы поведенческого акта.

собеседование по ситуационным задачам


Лист корректировки


Дата и тема непроведенного занятия

Группа

Причина ( № приказа)

Способ восстановления

Дата проведения

Педагог, подпись













































































































Главная страница
Контакты

    Главная страница



Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа разработана в соответствии с

Скачать 187.9 Kb.