Скачать 248.33 Kb.
Дата24.08.2019
Размер248.33 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка Анатомия человека одна из наиболее важных фундаментальных учебных дисциплин, раскрывающая важнейшие общебиологические закономерности строения тела человека




Составители:

Е.С. Околокулак, заведующий кафедрой нормальной анатомии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

Д.А. Волчкевич, доцент кафедры нормальной анатомии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук

Рецензенты:

Кафедра анатомии человека с курсом оперативной хирургии и топографической анатомии учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет;



П.Г. Пивченко, заведующий кафедрой нормальной анатомии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой нормальной анатомии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

(протокол № 24 от 4 июня 2013 г.);

Центральным научно-методическим советом учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

(протокол № 9 от 26 июня 2013 г.);

Научно-методическим советом по специальности 1 – 79 01 05 «Медико-психологическое дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 1 от 19 сентября 2013г.)


Пояснительная записка
Анатомия человека – одна из наиболее важных фундаментальных учебных дисциплин, раскрывающая важнейшие общебиологические закономерности строения тела человека. Анатомия человека относится к циклу общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин, обеспечивающих фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится вся подготовка будущего врача-специалиста. Знание анатомического строения тела человека является необходимой базой при изучении всех специальных учебных дисциплин.

За последние годы учебная дисциплина «Анатомия человека» обогатилась новым содержанием, в частности данными по вариантной анатомии органов и систем, новыми методами исследования строения тела живого человека.

Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Анатомия человека» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- образовательным стандартом высшего образования по специальности 1-79 01 05 «Медико-психологическое дело», утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 г. № 87;

- типовым учебным планом по специальности 1-79 01 05 «Медико-психологическое дело», утвержденным первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.05.2013 г. (регистрационный № L 79-1-006/тип.).

Цель преподавания и изучения учебной дисциплины «Анатомия человека» состоит в формировании у студентов уровня анатомической компетентности в системе медицинского образования, обеспечивающего последующее изучение общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин. Анатомическая компетентность у выпускника способствует развитию профессиональной деятельности врача как интегративного результата образования в учреждении высшего медицинского образования.

Задачи изучения учебной дисциплины «Анатомия человека»:

– освоить строение тела человека, составляющих его систем, органов и тканей на основе современных достижений макро- и микроскопической анатомии, физиологии, биологии в соответствии с задачами преемственного обучения студентов на теоретических и клинических кафедрах университета;

– рассмотреть индивидуальные, половые и возрастные особенности организма, включая пренатальное развитие органов (органогенез); анатомо-топографические взаимоотношения органов; показать варианты изменчивости органов;

– сформировать у студентов системный подход к пониманию строения организма в целом, всесторонне раскрыв взаимосвязь и взаимозависимость отдельных частей организма;

– выработать у студентов научное представление о взаимозависимости и единстве структуры и функции органов человека, их изменчивости в процессе филогенеза и онтогенеза, показать взаимосвязь организма в целом с изменяющимися условиями среды, влияние труда и социальных условий на развитие и строение организма;

– научить владеть «анатомическим материалом», т.е. ориентироваться в строении тела человека, свободно находить и определять положение и проекцию органов и их частей;

– воспитать у студентов этические нормы поведения в «анатомическом театре», уважительное и бережное отношение к органам человеческого тела и трупу, которые студенты изучают во имя живого человека.

Анатомия человека является комплексной учебной дисциплиной, имеющей широкие междисциплинарные связи. Знания, умения и навыки, приобретенные в ходе изучения анатомии человека, будут использованы при изучении ряда вопросов следующих смежных учебных дисциплин:



Гистология, цитология, эмбриология. Виды тканей. Строение внутренних органов. Строение и функции эндокринных желез.

Акушерство и гинекология. Таз в целом. Размеры таза. Строение и функции женских половых органов.

Неврология и нейрохирургия. Строение и функции отделов головного мозга. Топография и области иннервации спинномозговых и черепных нервов. Локализация корковых и подкорковых центров анализаторов.

Хирургические болезни. Внутренние болезни и военно-полевая терапия. Особенности строения, топографии и функции внутренних органов. Синтопия, голотопия, скелетотопия.

Педиатрия. Особенности развития внутренних органов. Пороки развития и аномалии внутренних органов.

Структура типовой учебной программы «Анатомия человека»:

1. Введение в учебную дисциплину «Анатомия человека».

2. Опорно-двигательный аппарат.

3. Спланхнология.

4. Сердечно-сосудистая система. Органы кроветворения и иммунной системы.

5. Неврология.

6. Эстезиология.

Требования к подготовке студента по окончании изучения учебной дисциплины

Студент должен знать:



- терминологию анатомии человека;

- строение органов человека;

- анатомо-топографические взаимоотношения внутренних органов и их проекцию на скелет и поверхность тела человека;

- единство структуры и функции органов;



уметь:

- правильно определять положение и взаимоположение органов;

- использовать анатомические знания при изучении клинических дисциплин и в практической деятельности;



владеть:

- медико-анатомическим понятийным аппаратом.

Методы обучения

Основными методами обучения, адекватно отвечающими целям изучения учебной дисциплины «Анатомия человека», являются:

– объяснение и консультация;

– опрос по анатомическим препаратам;

– макропрепарирование;

– элементы проблемного обучения (учебно-исследовательская работа студентов);

– научно-исследовательская работа студентов (работа в студенческом научном обществе при кафедре).

На изучение учебной дисциплины «Анатомия человека» по специальности 1-79 01 05 «Медико-психологическое дело» отведено 410 академических часов. Из них 227 аудиторных часов, в том числе лекций – 36 часов, лабораторных занятий – 191 час, самостоятельной работы – 183 часа.

Формы текущей аттестации: зачет – 1,2 семестры, экзамен – 3 семестр.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование раздела (темы)

Количество часов аудиторных занятий

лекций

лабораторных

1. Введение в учебную дисциплину «Анатомия человека»

2

-

2. Опорно-двигательный аппарат

6

56

2.1. Остеология

2

22

2.2. Артросиндесмология

2

14

2.3. Миология

2

20

3. Спланхнология

8

31

3.1. Пищеварительная система

2

14

3.2. Дыхательная система

2

5

3.3. Мочевая система

2

3

3.4. Половая система

2

9

3.5. Эндокринная система

-

4. Сердечно-сосудистая система. Органы кроветворения и иммунной системы


6


27

4.1. Сердце. Кровеносная система

4

23

4.2. Лимфатическая система. Органы кроветворения и иммунной системы

2

4


5. Неврология

12

68

5.1. Центральная нервная система

8

32

5.2. Периферическая нервная система (спинномозговые нервы)

1

12


5.3. Периферическая нервная система (черепные нервы)

1

14


5.4. Вегетативная нервная система

2

10

6. Эстезиология

2

9

6.1. Органы чувств

2

9

Всего часов

36

191



Содержание учебного материала



1. Введение в учебную дисциплину «Анатомия человека»

Анатомия человека как наука и учебная дисциплина. Виды анатомии, антропология. Методы исследования в анатомии. Методы изучения анатомии на трупном материале; методы изучения анатомии живого человека.

Анатомия в системе морфологических дисциплин, место анатомии в медицине. Основные стадии эмбриогенеза человека. Зародышевые листки и их производные. Понятие о норме и вариантах нормы. Типы телосложения. Возрастные, половые и индивидуальные особенности строения тела человека. Влияние внешней среды, образа жизни, профессии, питания, физических упражнений, условий труда и быта на строение тела человека.

История анатомии. Становление представлений о строении тела человека.

Анатомия в Беларуси. Преподавание анатомии и начало анатомических исследований в первых медицинских учебных заведениях XVIII-XIX вв. в Гродно (Ж.Э. Жилибер), в Вильно (С.Л. Бисси, И.А. Лобенвейн, В.Пеликан, А. Белькевич, Л.С.Севрук).

Современная история анатомии: создание школы белорусских анатомов (С.И. Лебедкин, Д.М. Голуб). Научные направления, разрабатываемые белорусскими анатомами. Разработка белорусской анатомической терминологии.



2. Опорно-двигательный аппарат

2.1. Остеология

Общие данные о скелете. Развитие костей. Классификация костей. Строение кости. Химический состав, физические и механические свойства кости. Надкостница. Кость как орган. Влияние социальных и биологических факторов на развитие и строение скелета. Возрастные, индивидуальные и половые особенности строения черепа.

Осевой скелет. Позвоночный столб. Особенности строения позвонков различных отделов позвоночного столба. Возрастные и половые особенности строения позвонков.

Скелет грудной клетки. Ребра и грудина. Строение ребер. Классификация ребер. Строение грудины.

Кости конечностей. Краткие данные о филогенезе и онтогенезе костей конечностей.

Кости верхней конечности. Пояс верхней конечности: ключица, лопатка; скелет свободной верхней конечности: плечевая кость, кости предплечья и кисти; сесамовидные кости.

Кости нижней конечности. Пояс нижней конечности: тазовая кость, ее части. Скелет свободной нижней конечности: бедренная кость, кости голени, стопы; сесамовидные кости.

Череп. Развитие черепа (филогенез и онтогенез). Мозговой и лицевой отделы черепа. Кости, составляющие мозговой череп: лобная, клиновидная, теменная, затылочная, височная, решетчатая. Кости лицевого черепа: верхняя и нижняя челюсти, скуловая, носовая, нёбная, слезная, нижняя носовая раковина, сошник. Подъязычная кость. Особенности строения отдельных костей мозгового и лицевого черепа в связи с их развитием и функциями.

Череп в целом: свод черепа, наружное и внутреннее основания черепа. Передняя, средняя и задняя черепные ямки, глазница, полость носа; костная основа ротовой полости; височная, подвисочная и крыловидно-небная ямки.

Возрастные особенности черепа: череп новорожденного (роднички и другие признаки).



2.2.Артросиндесмология

Развитие соединений (филогенез и онтогенез). Классификация соединений костей соответственно их строению и функциям. Непрерывные соединения: фиброзные, хрящевые, синостозы. Симфизы.



Строение сустава. Классификация суставов по строению и форме суставных поверхностей и соответственно функциям. Простые и сложные, комплексные и комбинированные суставы. Одноосные, двуосные и многоосные суставы. Виды движений в суставах и их элементарный анализ (оси вращения, плоскости движения).

Соединения костей туловища. Межпозвоночные диски, соединения и связки позвоночника. Позвоночный столб в целом (изгибы, возрастные и половые особенности). Реберно-позвоночные и грудино-реберные суставы (соединения). Грудная клетка в целом. Формы грудной клетки. Аномалии строения грудной, клетки.



Соединения костей черепа. Швы, роднички и синхондрозы; височно-нижнечелюстной сустав.

Суставы пояса верхней конечности. Акромиально-ключичный и грудино-ключичный суставы. Связки лопатки.

Суставы свободной верхней конечности. Плечевой сустав. Локтевой сустав. Соединения костей предплечья. Лучезапястный и среднезапястный суставы. Суставы кисти.

Суставы пояса нижней конечности. Соединения тазовых костей друг с другом (лобковый симфиз) и с крестцом (крестцово-подвздошный сустав). Таз как целое, размеры женского таза. Половые особенности таза.

Суставы свободной нижней конечности. Тазобедренный сустав Коленный сустав. Соединения костей голени. Голеностопный сустав. Суставы стопы. Своды стопы.



2.3. Миология

Виды мышечной ткани, особенности строения, функции скелетной мышцы. Мышца как орган. Классификация мышц. Вспомогательный аппарат мышц. Основы биомеханики мышц. Развитие скелетных мышц. Основные варианты, аномалии и пороки развития скелетных мышц.

Мышцы и фасции спины. Поверхностные и глубокие мышцы спины. Фасции спины.

Мышцы и фасции груди. Поверхностные и глубокие мышцы груди. Диафрагма, строение, топография. Фасции груди и диафрагмы.

Мышцы и фасции живота. Боковые, передние и задние мышцы живота. Брюшной пресс. Топография живота. Влагалище прямой мышцы живота. Белая линия живота, пупочное кольцо. Паховый канал. Фасции живота.

Мышцы и фасции шеи. Поверхностные мышцы шеи. Мышцы, расположенные выше и ниже подъязычной кости. Глубокие мышцы шеи. Подзатылочные мышцы. Топография (треугольники) шеи. Фасции шеи.

Мышцы и фасции головы. Мимические и жевательные мышцы. Особенности строения и функции.

Мышцы верхней конечности. Мышцы и фасции пояса верхней конечности (плечевого пояса). Мышцы и фасции плеча, предплечья, кисти. Топография верхней конечности: подмышечная ямка, подмышечная полость, локтевая ямка, борозды и каналы плеча, предплечья и кисти.

Мышцы нижней конечности. Мышцы и фасции пояса нижней конечности (тазового пояса). Мышцы и фасции бедра, голени, стопы. Топография нижней конечности: отверстия, каналы, ямки, борозды. Фасции, синовиальные сумки и сухожильные влагалища.

3.Спланхнология

3.1. Пищеварительная система

Понятие о развитии внутренних органов. Классификация внутренних органов. Общие принципы строения полых и паренхиматозных органов. Железы: классификация, строение, функции. Проекционные линии на поверхности тела, области, части тела человека. Скелетотопия, голотопия и синтопия внутренних органов. Основы рентгеноанатомии внутренних органов.

Развитие пищеварительной системы. Первичная кишка, ее части и отделы. Основные аномалии и пороки развития. Общие принципы строения стенки пищеварительной трубки. Пищеварительные железы.

Полость рта: ее стенки, преддверие рта. Щеки. Губы. Небо: твердое и мягкое. Небные миндалины. Аномалии развития лица и ротовой полости.

Зубы: строение зубов. Молочные зубы, сроки их прорезывания и выпадения. Постоянные зубы.



Язык: строение, мышцы языка.

Большие слюнные железы: околоушная, поднижнечелюстная, подъязычная, малые слюнные железы. Небные миндалины.



Глотка: топография, части, строение. Зев. Акт глотания. Лимфо-эпителиальное кольцо.

Пищевод: топография, части, строение стенки. Сужения пищевода.

Желудок. Топография. Проекция желудка на переднюю брюшную стенку. Анатомическая и рентгеноанатомическая номенклатура частей желудка. Строение стенки желудка.

Тонкая кишка, ее части. Двенадцатиперстная кишка, варианты ее формы и положения. Анатомия и топография брыжеечной части (тощей и подвздошной) тонкой кишки. Функции тонкой кишки.

Печень: топография, строение, функции. Проекция печени на поверхность тела. Внутри- и внепеченочные пути выведения желчи, желчный пузырь (части, топография, строение стенки); особенности кровообращения в печени (печёночная артерия, воротная вена).



Поджелудочная железа: топография, строение, функции.

Толстая кишка: отделы. Строение стенки толстой кишки. Слепая кишка. Червеобразный отросток, варианты его положения; проекция на переднюю брюшную стенку. Ободочная кишка, ее части, отношение к брюшине. Прямая кишка, ее части, строение, топография и отношение к брюшине.



Брюшина: париетальная, висцеральная. Топография: этажи, сумки, карманы, ямки, каналы, синусы, связки, брыжейки, большой и малый сальник. Функция брюшины.

3.2. Дыхательная система

Развитие дыхательной системы. Основные аномалии и пороки развития. Дыхательные пути, органы дыхания. Общие принципы строения дыхательных путей.

Наружный нос. Полость носа. Околоносовые пазухи. Носовая часть глотки.

Гортань. Топография, функции. Строение: хрящи, связки, суставы, мышцы гортани, их функции. Деление полости гортани. Механизмы голосообразования.



Трахея и бронхи: топография и строение.

Легкие: топография, строение, функция. Внешнее и внутреннее строение: бронхиальное дерево, альвеолярное дерево (ацинус), сегменты. Проекции границ легких на поверхность тела.



Плевра: висцеральная и париетальная плевры. Полость плевры. Плевральные синусы. Проекция границ плевры на поверхность тела.

Средостение: деление, содержимое отделов.



3.3. Мочевая система

Развитие мочевых органов. Особенности строения и функции. Основные аномалии и пороки развития.

Почка. Строение, топография, функции. Нефрон. Особенности строения кровеносного русла почки. Фиксирующий аппарат почки.

Мочевыводящие пути. Почечные чашки, почечная лоханка.

Мочеточник. Части, топография, строение стенки мочеточника, его сужения, функция.

Мочевой пузырь. Строение стенки, топография.

Мочеиспускательный канал. Строение, топография, функции. Половые отличия.

3.4. Половая система

Развитие наружных и внутренних половых органов. Особенности строения и функции мужских и женских половых органов.

Внутренние мужские половые органы. Яичко, его топография и строение. Придаток яичка. Оболочки яичка. Закладка и процесс опускания яичка. Семенной канатик. Семявыносящий и семявыбрасывающий протоки. Предстательная железа. Семенной пузырек. Бульбоуретральные железы, их топография, строение.

Наружные мужские половые органы. Половой член, его строение и функции. Мошонка.

Внутренние женские половые органы. Яичник, его топография, строение, функции. Циклические и возрастные изменения яичника. Матка, ее топография, части, строение стенки матки. Маточная труба, ее части, топография, строение, функции. Влагалище, свод влагалища, строение стенок влагалища.

Наружные женские половые органы. Большие и малые половые губы. Преддверие влагалища. Железы преддверия, клитор. Девственная плева.

Промежность. Диафрагма таза, мочеполовая диафрагма у мужчины и женщины.

3.5. Эндокринная система

Щитовидная железа: топография, строение, функции.

Паращитовидные железы: топография, строение, функции.

Гипофиз: топография, строение, функции.

Шишковидное тело (эпифиз): топография, строение, функции.

Надпочечник: топография, строение, функции надпочечника. Парааортальные тельца, сонный гломус.



Эндокринная часть поджелудочной железы (панкреатические островки): строение, функция.

Эндокринные части половых желез: яичник, яичко.

4. Сердечно-сосудистая система. Органы кроветворения и иммунной системы

4.1. Сердце. Кровеносная система

Общая анатомия сердечно-сосудистой системы (круги кровообращения). Этапы развития сердца. Основные аномалии и пороки развития сердца.



Сердце. Внешнее строение сердца. Стенка сердца: эндокард, миокард, эпикард. Клапанный аппарат сердца. Проводящая система сердца. Кровоснабжение сердца. Топография: проекция клапанов сердца, границы сердца. Перикард. Строение, полость перикарда, синусы.

Строение и положение сердца на рентгенограммах, ультразвуковых и компьютерных томограммах.



Артерии. Закономерности строения, хода, ветвления артерий, их классификация, особенности гемодинамики. Коллатеральное кровообращение. Анастомозы.

Артерии малого круга кровообращения. Легочный ствол, легочные артерии (разветвления внутри легкого). Топография артерий малого круга кровообращения.

Артерии большого круга кровообращения. Аорта: части, топография.

Восходящая часть аорты. Венечные артерии, области кровоснабжения, анастомозы.

Дуга аорты. Ветви дуги аорты: плечеголовной ствол, левая общая сонная артерия, левая подключичная артерия.

Артерии головы и шеи. Общая сонная артерия, ее топография. Наружная сонная артерия, ее топография. Внутренняя сонная артерия, ее топография, ветви. Кровоснабжение головного и спинного мозга. Подключичная артерия, ее топография, отделы, ветви. Анастомозы между артериями головы и шеи.

Артерии верхней конечности. Подмышечная артерия, ее топография, отделы, ветви. Плечевая артерия, ее топография, ветви. Лучевая и локтевая артерии. Ладонные (поверхностная и глубокая) артериальные дуги: артерии их образующие, топография, ветви, анастомозы.

Нисходящая часть аорты. Грудная часть нисходящей аорты, топография, париетальные и висцеральные ветви. Брюшная часть нисходящей аорты, топография, париетальные, непарные и парные висцеральные ветви.

Артерии таза. Общая подвздошная артерия. Наружная подвздошная артерия, ее топография, ветви. Внутренняя подвздошная артерия, ее топография, париетальные и висцеральные ветви.

Артерии нижней конечности. Бедренная артерия, ее топография, ветви. Подколенная артерия, ее топография, ветви. Передняя и задняя большеберцовая артерии, малоберцовая артерия, их топография, ход, ветви, анастомозы. Тыльная артерия стопы, ее топография, ветви. Латеральная и медиальная подошвенные артерии, их топография, ветви. Артериальные дуги стопы.

Места прижатия артерий к костям для остановки кровотечения и определения пульса.



Вены. Особенности строения, хода, ветвления и формирования вен, их классификация, особенности гемодинамики. Микроциркуляторное русло. Межсистемные и внутрисистемные анастомозы. Кровообращение плода.

Вены малого круга кровообращения. Легочные вены, топография.

Вены большого круга кровообращения. Верхняя полая вена: ее притоки, топография. Вены головного мозга, синусы твердой мозговой оболочки. Поверхностные и глубокие вены головы и шеи. Внутренняя, наружная и передняя яремные вены, притоки, топография. Плечеголовные вены, формирование правого и левого венозного угла. Подмышечная и подключичная вены, притоки, топография. Поверхностные и глубокие вены верхней конечности. Межреберные вены. Непарная и полунепарные вены, формирование, притоки. Позвоночные венозные сплетения. Нижняя полая вена: формирование, топография, притоки. Поверхностные и глубокие вены нижней конечности. Наружная подвздошная вена, топография, притоки. Внутренняя подвздошная вена, топография, притоки: венозные сплетения таза. Кава-кавальные анастомозы.

Воротная вена, основные корни, притоки, топография, разветвления в печени. Портокавальные анастомозы.

4.2. Лимфатическая система. Органы кроветворения и иммунной системы

Принцип строения и функции лимфатической системы, связь с венозным руслом (сходства и различия). Факторы, обеспечивающие движение лимфы. Функциональная анатомия органов кроветворения и иммунной системы, их классификация.



Лимфатические капилляры, их строение, отличие от кровеносных капилляров, функции.

Лимфатические сосуды, сети, крупные сосуды и коллекторы, строение, топография.

Лимфатический узел, функции, топография, строение, классификация, регионарные лимфатические узлы.

Лимфатические стволы, их формирование, топография, функции.

Лимфатические протоки: формирование, топография. Грудной проток, правый лимфатический проток.

Лимфатические сосуды и регионарные лимфатические узлы областей тела человека: верхней и нижней конечностей, таза, брюшной и грудной полостей, головы и шеи.

Органы лимфоидной системы. Первичные лимфоидные органы. Костный мозг (красный и желтый) локализация, строение, функции. Тимус: строение, топография, функции.

Вторичные лимфоидные органы. Селезенка: строение, топография, функции. Лимфатические узлы. Лимфоидные образования пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем (миндалины, лимфоидные узелки, групповые лимфоидные узелки, червеобразный отросток и др.).

5. Неврология

5.1. Центральная нервная система

Общий план анатомического строения нервной системы, основные функции, развитие. Рефлекторная дуга. Нейрон, волокна, пучки, корешки, ядра, узлы. Подразделение нервной системы на центральную и периферическую, соматическую и вегетативную (автономную).

Развитие спинного и головного мозга, функции. Ретикулярная формация. Лимбическая система. Понятие об анализаторе. Локализация функций в коре полушарий большого мозга. Образование и отток спинномозговой жидкости.

Спинной мозг. Топография, внутреннее строение. Сегмент спинного мозга. Корешки, спинномозговые узлы.



Головной мозг. Отделы головного мозга, развитие, функции. Ствол головного мозга: продолговатый мозг, мост, средний мозг.

Продолговатый мозг: топография, внешнее и внутреннее строение, функции.

Задний мозг (мост, мозжечок): топография, внешнее и внутреннее строение, функции.

Топография, внешнее строение, функции, состав ножек мозжечка. IV желудочек, строение, пути оттока спинномозговой жидкости. Ромбовидная ямка, рельеф, топография ядер черепных нервов. Перешеек ромбовидного мозга.



Средний мозг. Топография, крыша, покрышка, ножки мозга, водопровод среднего мозга. Функции среднего мозга.

Передний мозг: промежуточный мозг (таламус, эпиталамус, метаталамус. гипоталамус), строение, функции. III желудочек.

Передний мозг: конечный мозг, полушария большого мозга (плащ, базальные (подкорковые) ядра, обонятельный мозг). Доли, борозды, извилины плаща, мозолистое тело, свод. Боковые желудочки.

Проводящие пути центральной нервной системы (волокна ассоциативные, комиссуральные, проекционные - восходящие и нисходящие).

Оболочки головного мозга. Кровоснабжение головного и спинного мозга.

5.2. Периферическая нервная система (спинномозговые нервы)

Общая анатомия спинномозговых нервов, их образование. Строение нерва, его состав.



Спинномозговой нерв, его ветви: передняя, задняя, менингеальная, соединительная.

Задние ветви шейных, грудных, поясничных, крестцовых и копчиковых спинномозговых нервов. Передние ветви спинномозговых нервов, образование сплетений.



Шейное сплетение, формирование, строение, топография, ветви, области иннервации.

Плечевое сплетение, формирование, строение, топография, ветви, области иннервации.

Межреберные нервы, их топография и области иннервации.

Поясничное сплетение, формирование, строение, топография, ветви, области иннервации.

Крестцовое сплетение, формирование, строение, топография, ветви, области иннервации.

5.3. Периферическая нервная система (черепные нервы)

Развитие, общая характеристика и классификация черепных нервов. Принцип формирования, ядра, их локализация, ветви и области иннервации, связь черепных нервов с вегетативной (автономной) нервной системой и с органами чувств (анализаторами).



Подъязычный нерв (XII пара) и добавочный нерв (XI пара): ядра, состав волокон, топография нервов и их ветвей, связи с черепными и спинномозговыми нервами, области иннервации.

Блуждающий нерв (Х пара) и языкоглоточный нерв (IX пара): ядра, состав волокон, топография нервов и их ветвей, связи с вегетативной нервной системой и черепными нервами, области иннервации.

Преддверно-улитковый нерв (VIII пара): ядра, узлы, состав волокон, топография нерва и его ветвей, функции.

Лицевой (промежуточно-лицевой) нерв (VII пара): ядра, узел, состав волокон, топография нерва и его ветвей, связи с вегетативными узлами и черепными нервами, области иннервации.

Тройничный нерв (V пара): ядра, узел, состав волокон, топография нерва и его ветвей, связи с вегетативными узлами и черепными нервами, области иннервации.

Глазодвигательный нерв (III пара), блоковой нерв (IV пара), отводящий нерв (VI пара): ядра, состав волокон, топография нервов, ветви, области иннервации.

Обонятельный нерв (I пара), зрительный нерв (II пара): образование, состав волокон, топография, функции.

5.4. Вегетативная нервная система

Развитие и общая характеристика вегетативной нервной системы, строение, сходства и различия с анимальной нервной системой. Вегетативная рефлекторная дуга. Подразделение на симпатическую и парасимпатическую части: анатомо-физиологическая и фармакологическая характеристика. Центры вегетативной нервной системы: сегментарные и надсегметарные. Вегетативные узлы: строение, клетки, сплетения, волокна, нервы.



Симпатическая часть вегетативной нервной системы: центры в спинном мозге, симпатический ствол, узлы, ветви. Вегетативные сплетения и узлы в области шеи, грудной и брюшной полости.

Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы: центры в головном и спинном мозге. Периферический отдел вегетативной нервной системы: узлы и волокна в составе черепных нервов-III, VII, IX, Х пар, крестцовых сегментов спинного мозга (тазовые внутренностные нервы, тазовые узлы и ветви).

Иннервация отдельных органов тела человека. Иннервация сосудов. Интероцептивный анализатор.



6. Эстезиология

6.1. Органы чувств

Анатомо-функциональная характеристика органов чувств. Периферически-воспринимающие, проводниковые части и корковые центры анализаторов, их функциональное единство.

Орган зрения. Топография, строение, функции. Глазное яблоко. Оболочки глазного яблока. Камеры глазного яблока. Стекловидное тело, хрусталик. Водянистая влага. Аккомодационный аппарат глаза. Вспомогательные органы глаза. Мышцы глазного яблока, фасции глазницы. Слезный аппарат. Проводящий путь зрительных импульсов и зрачкового рефлекса.

Орган слуха и равновесия: строение, функции, наружное, среднее (барабанная полость, слуховые косточки, слуховая труба) и внутреннее ухо (перепончатый и костный лабиринты), слуховой и статокинетический анализаторы.

Орган обоняния. Обонятельная область слизистой оболочки носа. Обонятельный анализатор.

Орган вкуса. Вкусовые почки языка, их топография. Проводящие пути органа вкуса.

Общий покров. Кожа, строение, функции. Виды кожной чувствительности: осязание, боль, температура и др. Производные кожи. Молочная железа.

Информационно-методическая часть

Литература



Основная:

1. Привес, М.Г. Анатомия человека: учебник для мед. вузов / М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. – 11-е изд., перераб. и доп. – СПб: Гиппократ, 2000. – 704 с.

2. Привес, М.Г. Анатомия человека: учебник для мед. вузов / М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. – 12-е изд., перераб. и доп. – СПб: Гиппократ, 2006. – 720 с.

3. Борзяк, Э.И. Анатомия человека. В 2-х томах: учебник для мед. ин-тов / Э.И. Борзяк, В.Я. Бочаров, М.Р. Сапин; под ред. М.Р. Сапина. – М.: Медицина, 1986.

4. Синельников, Р.Д. Атлас анатомии человека. В 4-х томах: учебн. пособие для студ. мед. вузов. – М.: Медицина, 1996.

5. Фениш, Х. Карманный атлас анатомии человека на основе Международной номенклатуры: учебн. пособие / При участии В. Даубера; пер. с англ. С.Л. Кабак, В.В. Руденок; пер. под. Ред. С.Д. Денисова. – 4-е изд.- Мн.: Вышэйш. шк., 2001. – 466 с.


Дополнительная:

6. Учебно-методическое пособие по анатомии человека: в 2 ч. / Е.С. Околокулак [и др.]. – Гродно: ГрГМУ, 2003. Ч.2. - 155 с.

7. Ковалевич, К.М. Межсистемные венозные анастомозы: пособие / К.М. Ковалевич, М.Н. Щербакова. – Гродно: ГрГМУ, 2005. – 13 с.

8. Лобко, П.И. Вегетативная нервная система. Атлас: учебн. пособие / П.И.Лобко [и др]. – Мн.: Вышейш. шк., 1988. – 271 с.

9. Щербакова, М.Н. Вегетативная нервная система: учебн. пособие / М.Н. Щербакова. – Гродно: ГГМИ, 2000. – 40 с.

Диагностика компетенций студента

Для диагностики сформированности анатомической компетентности рекомендуется использовать тесты и традиционные методы: устный и (или) письменный опрос по анатомическим препаратам и другим наглядным материалам.

Диагностика компетенций студента проводится в виде текущего контроля усвоения знаний и умений по соответственным разделам и проводится в форме устного зачета или тестирования с разноуровневыми заданиями. Важным требованием к разработке тестовых заданий выступает их разноуровневость, что позволит диагностировать у студентов уровни усвоения деятельности (уровень узнавания; воспроизведения или алгоритмический уровень; эвристический уровень; исследовательский уровень).

Требования к компетентности студента при прохождении итогового контроля

Студент должен знать:

- понятие, значение и место анатомии человека в системе наук о человеке и обществе;

- специфические особенности строения костей различных отделов тела человека;

- виды соединений костей, специфические особенности их строения на различных участках тела человека;

- строение и биомеханику мышц, а также особенности топографии различных областей тела человека;

- анатомическое строение органов пищеварительной, дыхательной, мочеполовой и эндокринной систем;

- особенности строения и топографии сердца, уметь проецировать границы сердца и его клапаны на внешние покровы.

- особенности расположения артериальных и венозных сосудов, их отличия, проекцию на наружные покровы; особенности кровоснабжения органов человеческого тела;

- функциональное значение структур лимфатической системы, особенности лимфооттока от различных органов тела человека;

- основные моменты развития нервной системы и органов чувств, их аномалии и пороки развития, иметь представление о роли нервной системы и органов чувств в жизнедеятельности и функционировании организма;

- анатомическое строение органов чувств и нервной системы и их функциональное значение;

- корковую локализацию концов анализаторов, изменения в организме, связанные с их нарушением.

Требования к компетентности студента при прохождении текущей аттестации

Студент должен знать:

- основные понятия и термины анатомии, место анатомии и связи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами, иметь представление об истории анатомической науки;

- анатомическое строение органов и систем, их индивидуальные половозрастные особенности, основы развития, аномалии и пороки органов и систем.

Студент должен уметь:

- находить анатомические образования на трупном материале и наглядных пособиях;

- использовать полученные анатомические знания в профессиональной деятельности, а также при изучении смежных дисциплин.

Организация самостоятельной работы студентов

Содержание и формы самостоятельной работы студентов, а также модель рейтинговой системы оценки знаний, обеспечивающие контрольно-оценочную деятельность преподавателя за результатами обучения студентов, разрабатываются (или выбираются и адаптируются) учреждениями высшего образования и кафедрами в соответствии с целями и задачами подготовки специалистов.



Самостоятельная работа заключается в изучении основной и дополнительной литературы, монографий, периодической литературы; подготовке рефератов, кратких докладов и сообщений по наиболее актуальным проблемам дисциплины.

Сведения об авторах (разработчиках) учебной программы

Околокулак Евгений Станиславович

Заведующий кафедрой нормальной анатомии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор

 служебный

72-13-78

E-mail:

oes-anatomy@mail.ru

Волчкевич Дмитрий Александрович

Доцент кафедры нормальной анатомии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук

 служебный

72-13-78

E-mail:

donn7@tut.by

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Пояснительная записка Анатомия человека одна из наиболее важных фундаментальных учебных дисциплин, раскрывающая важнейшие общебиологические закономерности строения тела человека

Скачать 248.33 Kb.