страница1/7
Дата10.07.2019
Размер1.06 Mb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка 3 Нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в доу 4


  1   2   3   4   5   6   7

f:\на сайт. доработки\титулки сканы\20181024_165242.jpg

Содержание





  1. Пояснительная записка 3

  2. Нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в ДОУ 4

  3. Аналитическое обоснование программы 6

  4. План реализации мероприятий, направленных на улучшение здоровья

воспитанников 12

  1. Медико-профилактическая деятельность 17

  2. Физкультурно – оздоровительная деятельность 33

  3. Основные направления программы 40

7.1 Работас детьми 40

    1. Работа с педагогами 44

    2. Работа с родителями 45

Глоссарий 47

1. Пояснительная записка

Современная социально-экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов:

- Законами РФ: «Об образовании»,

- «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения РФ»,

- Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ»,

- «Конвенцией о правах ребенка».

На современном этапе развития системы дошкольного образования оздоровительное направление работы детских садов становится все более значимым.

Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха.

Наши возможности каким-то образом, повлиять на сложившуюся ситуацию и социальное положение родителей, минимальны.

Реально оказать влияние на здоровье в условиях ДОУ можно лишь через создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья детей, а также пропагандируя и внедряя здоровый образ жизни среди родителей воспитанников. Комплексный подход в воспитании здорового ребенка – дошкольника, включающий различные компоненты его физического, психического и социально - нравственного здоровья – в совокупности объединен в понятие «полноценное здоровье».

Проблема здоровья часто длительно болеющих детей и детей с ослабленным здоровьем выдвигает на первый план индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, понимаемую как организацию адаптации личности в процессе развития, воспитания и оздоровления. В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, и системности. Единство физического, психологического здоровья и эмоционального благополучия ребенка, не сводится к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Оно предусматривает создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении. Это:

- профессионализм педагогических кадров;

- соответствующее материально-техническое оснащение ДОУ;

- организация деятельности ДОУ, основанная на эффективных результатах научно-методических исследований в области развития и оздоровления дошкольников;

- мотивация коллектива на внедрение инновационных процессов, способствующих развитию и укреплению здоровья воспитанников;

- целенаправленное финансово-экономическое обеспечение развития ДОУ.



2. Нормативно-правовое и програмно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности ДОУ

Первоосновой здоровьесберегающей деятельности выступает нормативно-правовая база. Она включает в себя федеральные и региональные законодательные документы, уставные документы ДОУ:



  • Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»

  • Законом Кировской области от 03.02.2003 № 133-30;

  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.13 г. № 1014 Зарегистрированного от 26.09.13 № 30038 « О порядке и организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;

  • Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;

  • Образовательная программа МДОУ «Детский сад «Чебурашка».

  • Устав МДОУ «Детский сад «Чебурашка».

Программно-методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности включает в себя:

Методическое сопровождение медико-профилактической деятельности:

  • организация мониторинга здоровья дошкольников (Приказа Минздрава РФ от 03.07.2000 N 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»);

  • разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья («Настольная книга медицинской сестры детского сада» В.П. Обижесвет, В.Н. Касаткина, С.М. Чечельницкая);

  • организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста (СанПиН 2.4.1.3049-13);

  • контроль за физическим развитием дошкольников (оценка интегральных показателей (физического и нервно-психического развития, физической подготовленности, отнесение к определенной группе здоровья, медицинской группе для занятий физкультурой) проводится в соответствии с Приказом Минздрава России и Минобразования России N 186/272 от 30.06.92 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях», Приказом Минздрава России от N 60 от 14.03.95 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов» и Методическими рекомендациями «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (утв. Минздравом РФ, 1993);

  • закаливание (Программа «Как воспитать здорового ребёнка» В.Г. Алямовская);

  • организация профилактических мероприятий (СанПиН 2.4.1.3049-13);

  • организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

  • организация здоровьесберегающей среды в ДОУ (СанПиН 2.4.1.3049-13)

Методическое сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • развитие физических качеств, двигательной активности (комплекс физических упражнений и подвижных игр);

  • становление физической культуры дошкольников (методические рекомендации В.Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребенка»);

  • дыхательная гимнастика

  • профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки

  • профилактика зрения

Методическое сопровождение здоровьесберегающей образовательной деятельности:

  • Формирование у детей здорового и безопасного образа жизни (методические наработки творческой группы педагогов ДОУ с использованием материалов программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»);

  • Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей (методические наработки творческой группы педагогов ДОУ).


3. Аналитическое обоснование программы
Актуальность

Жизнь в XXI веке ставит много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни (по определению Всемирной организации здравоохранения). Поскольку понятие «здоровье» определяется как физическое, психическое и социальное благополучие человека, такая трактовка поднимает роль решения вопросов, связанных со здоровьем детей совершенно на новый уровень. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние семьи, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счёте – отношение государства к проблемам здоровья.

Состояние здоровья детей в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Анализ заболеваемости воспитанников детского сада, работы по сохранению и укреплению здоровья, а также физическому развитию детей, привели коллектив детского сада к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере не только физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, актуализации внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их валеологическое просвещение. 

Также при разработки программы мы исходим из понимания того, что здоровье человека включает несколько взаимозависимых и взаимообусловленных аспектов. Это физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный, личностный и духовный аспекты здоровья.

Под физическим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем.

Под интеллектуальным – как мы получаем информацию, знание того, где можно получить важную информацию и как пользоваться уже полученной информацией.

Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их.

Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающим. Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаём себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под успехом.

Духовный аспект здоровья - суть нашего бытия, то, что действительно важно для нас, то, что мы более всего ценим.

В ДОУ есть: физкультурный зал, оснащённый современным оборудованием; площадки на улице; медицинский, процедурный кабинет.

Медицинское обслуживание осуществляют: старшая медсестра.

В течение учебного года реализуется оздоровительная работа с детьми: закаливание, витаминопрофилактика, профилактические прививки, витаминизированное питание. В течение всего года родителей информируем о лечебно-оздоровительной работе, о заболеваемости детей.

Система обеспечения безопасной жизнедеятельности предполагает изучение правил дорожного движения и техники безопасности на занятиях и в совместной деятельности.

Физическое воспитание в ДОУ осуществляют воспитатели. В ДОУ ведется целенаправленная работа с родителями воспитанников, так как, только в тесном контакте педагогов и родителей можно добиться хороших результатов, укрепить и сохранить здоровье ребенка.

Кроме этого, в каждой группе создана система по укреплению физического здоровья детей: во всех возрастных группах организация двигательной активности сочетается с закаливающими мероприятиями.

Мы считаем, в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

В результате мониторинга была выстроена система оздоровительной работы, включающая в себя комплекс медицинских, педагогических мероприятий, в том числе физкультурно-оздоровительных режимов в разных возрастных группах, что послужило основой для формирования культуры здоровья у детей.

Программа «Здоровье» разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей, она отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников ДОУ, определяет основные направления, цели и задачи, а также план действий по реализации программы в течение четырёх лет.



Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.

Сроки реализации программы: 2018 - 2022г.г.

Цель программы: создание оптимальных здоровьесберегающих условий в ДОУ для детей дошкольного возраста и педагогов.

Задачи программы:

  1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма.

  2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

  3. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры.

  4. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.

  5. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых знаниях и мотивациях физических упражнений.

  6. Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.

  7. Помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них мотивации и здоровья, поведенческих навыков у них здорового образа жизни.

Основные принципы программы:

  • Принцип научности подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

  • Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

  • Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

  • Принцип социальной компенсации - обеспечение социальной и правовой защиты детей.

  • Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.

  • Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

  • Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

  • Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

  • Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

  • Принцип успешности заключается, в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задание, которое он способен успешно выполнить.

  • Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

  • Принцип целостно-смыслового равенства взрослого и ребенка подразумевает, что в ДОУ создаются условия для наиболее полного раскрытия личности ребенка, а педагог старается максимально развить способности детей.

  • Принцип индивидуального выбора решает задачу формирования у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.

  • Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

  • Принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей в процессе эмоционально – двигательного музыкального тренинга.

  • Принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

  • Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

  • Реализация программы базируется на комплексном подходе в работе с детьми.

Предполагаемые результаты реализации программы
1. Повысится компетентность в области здоровьесбережения, педагоги внедрят в практику своей деятельности методы поддержания психоэмоционального здоровья.
2. Расширится осведомлённость родителей о системе здоровьесбергающей работы в детском саду. Родители и члены семей станут более активно включаться в планирование и организацию мероприятий, направленных на поддержание здоровья.
3. У детей будет формироваться осознанное отношение к своему здоровью, к специфическим мероприятиям по оздоровлению. Будет отмечаться положительная динамика в снижении заболеваемости детей. Дети овладеют навыками самооздоровления. И в целом, отношения взрослых участников образовательного процесса станут более доверительными, открытыми, поддерживающими. Деятельность по здоровьесбережению в ДОУ и семье будет основываться на принципе преемственности.

4. Будут достигнуты стабильные качественные показатели оздоровительной работы;

5. Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;

6. Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду;

7. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;

8. Снижение уровня заболеваемости детей;

9. Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;

10. Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)

11. Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического, психического и социально-личностного развития ребенка; ведение индивидуального контроля за двигательной нагрузкой детей; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы;

12.Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий.



Оценка результатов реализации программы

1. Качественная и количественная система контроля будет отслеживать исполнение мероприятий.
2. Качественная оценка реализации программы субъективная удовлетворённость педагогов, родителей, детей будет отслеживаться при помощи анкетирования, опросов, собеседования.
3. Динамика заболеваемости и посещаемости детей будет отслеживаться по результатам изучения медицинских карт и журнала посещаемости.
В конце учебного года полученные результаты будут анализироваться. Это станет основой для коррекции программы на последующий период.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка.

2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.

3. Обеспечение статистического учёта, контроля, и анализа на всех уровнях.

4. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

5. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.

6. Повышение квалификации работников дошкольных учреждений.

7. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.



Портрет идеально здорового ребенка.

Прежде всего, если он и болен, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относиться к окружающим его людям - взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переносятся им стойко и без вредных последствий.

Развитие его физических, прежде всего двигательных качеств, проходят гармонично. Нормальный, здоровый ребенок (это самое главное) достаточно быстр, ловок и силен.

Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена, здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована. Поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела.



С целью обеспечения высокого уровня охраны и укрепления здоровья детей, их физического, психического развития, реализации программы дошкольного учреждения, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями в ДОУ созданы все необходимые условия:

  • имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: несколько гимнастических скамеек, спортивные маты, «бегущая дорожка», наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, массажные коврики для профилактики плоскостопии, массажёры для стоп в т. ч. из нестандартного оборудования для «игровых дорожек», оборудование для вестибулярного аппарата (диски «здоровья»), имеются в наличии мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность занятий;

  • спортивная площадка для занятий на воздухе оснащена необходимым инвентарём и оборудованием: баскетбольное кольцо «полоса препятствий» для развития выносливости;

  • имеется картотека для подвижных игр;

санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические мероприятия:

- рациональный режим жизни;

- двигательная активность во время образовательного цикла (физминутки, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, специальные оздоровительные подвижные игры, игровые часы);

- комплекс закаливающих мероприятий (утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, оздоровительный бег, гимнастика после дневного сна, обширное умывание);

- работа с детьми по воспитанию культурно-гигиенических навыков и формированию здорового образа жизни;

- использование «здоровьесберегающих» технологий и методик (дыхательные гимнастики, индивидуальные физические упражнения и игры, ритмопластика и др.);



  • режимы проветривания и кварцевания.

  • имеется большая картотека для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр;

  • в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

  • в каждой возрастной группе имеются зоны уединения для снятия эмоционального напряжения.

Пропаганда и организация образа жизни в ДОУ – целенаправленная деятельность всего коллектива. Данная организация деятельности осуществляется специалистами:

- врач-педиатр;

- медицинская сестра;

- педагог-психолог;

- инструктора по физической культуре;

- воспитатели;


  1   2   3   4   5   6   7

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Пояснительная записка 3 Нормативно-правовое и методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности в доу 4