Скачать 312.57 Kb.
Дата06.09.2019
Размер312.57 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка. 3 Глава Теоретические аспекты воспитания как педагогическая категория



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

«Воспитание ответственности у младших школьников



в учебно-воспитательном процессе»

(методические рекомендации по нравственному воспитанию младших школьников)

Учитель начальных классов

Шайдуллина Эльвира

Исмагиловна

Мой персональный

идентификатор

231-158-984

г. Нижнекамск, Нижнекамский район, Республика Татарстан,

ул. Студенческая, д.16, кв. 265
Содержание


Пояснительная записка.


3

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания как педагогическая категория.





1.1. Пути воспитания ответственности.


4

1.2. Ответственность младших школьников.


5

Глава 2. Экспериментальные исследования путей воспитания ответственности у младших школьников.





2.1. Методы и методики изучения ответственности.


6 - 10

2.2. Система работы учителя по воспитанию ответственности.


11

Список литературы.


12 - 14

Приложения.





Пояснительная записка
В методических рекомендациях представлены методы и методики изучения ответственности у младших школьников; разработка системы работы учителя по воспитанию ответственности; занятия с учащимися и их родителями.

Адресуется для администрации учреждений образования, воспитателей групп продленного дня.

Ответственность в психологической литературе - волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности (А.И. Голубева, Л.С. Славина, Р.С. Немов). Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий.

Наиболее актуальным формирование ответственности становится с момента поступления ребенка в школу. Переход к школьному обучению означает коренную перестройку всего образа жизни ребенка. Перед первоклассником выдвигается целый ряд требований: он должен ходить в школу, заниматься тем, что предусмотрено школьной программой, выполнять требование учителя, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения, добиваться результатов в учебе. Однако из-за недостаточной произвольности и несформированности волевых качеств многие первоклассники не могут подчинить свое поведение установленным правилам.

Учителя и родители нередко требуют от ребенка прилежания и ответственности, не проявляя достаточной заботы о формировании этих качеств. Задача обучения и воспитания должна заключаться в том, чтобы на протяжении первых лет обучения ребенка в школе научить его сознательно управлять своим поведением и сформировать у него требуемые для этого качества личности, в том числе ответственность.

Цель методических рекомендаций – оказать методическую помощь учителям начальных классов, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам нравственного воспитания младших школьников; составить алгоритм подготовки и проведения мероприятий по воспитанию ответственности у учащихся.

Особенность работы заключается в том, что предлагаемые занятия и диагностические методики прошли практическую применимость и показали высокую эффективность использования.

При составлении методической разработки были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, связанной с темой исследования, наблюдения за реакцией детей на информацию учителя, иллюстрированный материал, анкетирование школьников и беседы с ними.


Глава 1. Теоретические аспекты воспитания как педагогическая категория
1.1 Пути воспитания ответственности.

Ответственность – нравственно-этическая категория, характеризующая отношение личности к обществу, выполнение его требований, проявление личностных качеств: добросовестности и совестливости, точности и аккуратности, инициативности и исполнительности в учебной, трудовой, общественно-политической, культурно-массовой и спортивной работе; умение проявлять активность и настойчивость, творчество и изобретательность. Уровень ответственности измеряется параметрами ее устойчивости, мотивами деятельности и целевой установкой на достижение цели.

В процессе накопления опыта сознательного поведения исключительную роль играют самооценка и контроль. Школьники устанавливают сходные или отличительные признаки своего поведения, сравнивают с действиями других членов коллектива.

Ответственное отношение более активно формируется в процессе трудового воспитания и обучения [16, 15].

Внеучебные дела классных и общешкольных коллективов, как показывает опыт, тесно связаны с урочной работой, дополняют ее, удовлетворяют запросы и интересы школьников; являются более динамичной действенно-практической мерой воздействия, создают благоприятные условия для проявления учащимися моральной ответственности. Однако недостатков еще много. В практике работы нередко на уроке и внеучебных занятиях педагоги больше разъясняют сущность понятие «ответственность» и реже организуют так общественно полезную деятельность, чтобы учащиеся могли осознать свои обязанности и проявить свои возможности. Правильно поступают те педагогические коллективы, которые чувство ответственности у школьников воспитывают в процессе практической деятельности [16, 16].

Воспитанию личной ответственности способствуют разные формы краеведческой работы: походы по родному краю, археологические поиски, встречи с замечательными людьми, сбор экспонатов для школьного музея, знакомство с природой и т. д. [16, 17].

1.2. Ответственность младших школьников

В качестве составляющих компонентов ответственности выступает целый ряд других качеств и умений личности. Среди них честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за последствия своих действий. Названные качества не могут реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость по отношению к другим людям. Исполнение любой обязанности требует проявления других волевых качеств: настойчивости, усердия, стойкости, выдержки. Таким образом, ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, осознании, мировоззрении, в разных формах поведения личности.

Среди показателей ответственности у детей младшего школьного возраста К.А.Климова выделяет: осознание ребенком необходимости и важности выполнения поручений, имеющих значение для других; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ребенок вовремя приступает, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца и др.); эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дали серьезное поручение, беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других и т.п.); осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела.

Большой круг исследователей рассматривает волевые качества, в том числе ответственность, как устойчивую характеристику субъекта, стабильную черту личности. В младшем школьном возрасте это качество находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра - учение - труд), какая деятельность в настоящий момент является ведущей, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности младшего школьника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности. Целесообразно рассматривать проявление ответственности у младших школьников отдельно в разных видах деятельности.

В качестве основных критериев проявления ответственности в учебной деятельности, по мнению М.В.Матюхиной и С.Г.Яриковой, могут выступать: умение выполнять требования учителя сразу и до конца; умение планировать и организовывать свою деятельность; умение проявить самостоятельность на уроке и в подготовке домашних заданий; умение дать нравственную оценку своего поведения и поведения товарищей; проявление положительного отношения к учению и требованиям учителя, получение удовлетворения от преодоления трудностей в учении; применение волевых усилий при выполнении задания и др. Ответственный ученик понимает социальные ценности учения, проявляет критичность в оценке своего отношения к учению, своего поведения, своих личностных качеств, умеет признавать свои ошибки, правильно истолковать их причины.

Исследования С.Я. Лайзане показали, что волевые качества, в том числе ответственность, проявляются в младшем школьном возрасте преимущественно в игровой деятельности, затем - в трудовых действиях, и только на третьем месте, по мере формирования позиции школьника, - в учебной деятельности.



Глава 2. Экспериментальные исследования путей воспитания ответственности у младших школьников.

2.1. Методы и методики изучения ответственности.

  Для изучения ответственности младшего школьника можно использовать различные методы и методики.  

1. Изучение представлений об ответственности.

Изучение представлений об ответственности. Чтобы выявить, как младшие школьники осознают понятие "ответственность", какого ученика они считают ответственным можно провести опрос:  

  Как ты понимаешь, что такое ответственность?  

Какого ученика ты бы назвал ответственным?  

Назови самых ответственных ребят в классе. Почему?  

Назови самых безответственных ребят в классе. Почему?  

Учитель фиксирует ответы и делает вывод, насколько правильно ученик понимает значение этого слова, умеет ли он оценить проявление ответственности у своих сверстников.

2. Изучение самооценки ответственности.

  Изучение самооценки ответственности. Методика, разработанная М.В.Матюхиной, С.Г.Яриковой [17, 41], позволяет определить, как ученик оценивает свою личную ответственность. Предлагается инструкция: "Внимательно прочитай утверждения и подчеркни то, которое описывает тебя".  

Я очень ответственный ученик.  

Я ответственный, но не всегда.  

Я не очень ответственный.  

Я безответственный.  

Далее учитель просит ребенка объяснить, почему он выбрал то или иное утверждение. Было выявлено, что младшему школьнику достаточно сложно отделить свой конкретный поступок от образа себя в целом: "Я хорошо решил задачу, поэтому я ответственный", "Вчера я сделал уборку в своей комнате, и меня похвалила мама", "Я безответственный, потому, что потерял тетрадь по математике". Очень редко встречались ответы типа: "Я не всегда ответственный, потому, что одни дела я делаю так, как нужно, другие не всегда хорошо".  

3. Самооценка волевых качеств 7

  Для того чтобы рассмотреть, как учащиеся начальных классов оценивают свой уровень сформированности ответственности, можно использовать методику "Самооценка волевых качеств" М.В. Матюхиной, С.Г. Яриковой [17, 41] . Методика представляет собой модифицированный вариант шкалы оценки личностных качеств Дембо-Рубинштейна. Учащимся предлагаются бланки, на которых изображена 5-ступенчатая лесенка . Дается инструкция: "Представь себе, что знакомые тебе сказочные персонажи расположились на 5 ступеньках лестницы так, что самые ответственные из них находятся на верхней (пятой ступеньке), а самые безответственные - на нижней (первой ступеньке)". Оговаривается, что такое "ответственность", каких людей (сказочных персонажей) можно назвать ответственными. Экспериментатор записывает ответы детей, распределяя сказочных героев на пяти ступеньках. Затем предлагается задание: "А теперь обозначь "крестиком", на какой ступеньке, рядом с каким персонажем стоишь ты". Количество набранных баллов приравнивается выбранному номеру ступеньки.  















5










4

высокий







3

средневысокий







2

средний







1

средненизкий










низкий













Лесенка ответственности.  

  Одновременно учителю предлагается оценить проявление ответственности у учащихся по 5-балльной шкале. Если ученик проявляет ответственность в учебной деятельности практически всегда, то он получает 5 баллов; не всегда, но достаточно часто - 4 балла; иногда проявляет, иногда нет - 3 балла; проявляет редко - 2 балла; не проявляет совсем - 1 балл. Уровни ответственности определяются так: 5 баллов - высокий уровень, 4 - средневысокий, 3 - средний, 2 - средненизкий, 1 - низкий уровень ответственности.  

  Результаты методики "Самооценка волевых качеств" сопоставляются с мнением учителей для того, чтобы определить, насколько критично подходят учащиеся к оценке своих волевых качеств. Если оценки ученика и учителей совпадают, то можно говорить об адекватной самооценке ответственности. Если ученик оценивает проявление качества выше, чем учитель, то самооценка неадекватная, завышенная. В случае если оценка ученика ниже оценки учителя, мы говорим о неадекватной, заниженной самооценке.  

  Изучение направленности ответственности. Бесспорным является факт, что люди, которые склонны брать на себя ответственность за события, происходящие в их жизни, лучше адаптированы, нежели те, кто стремится приписывать ответственность за все внешним факторам. Один человек чувствует себя хозяином своей судьбы, другой предпочитает "плыть по воле волн". В первом случае ответственность за все, что происходит в жизни человека, заранее приписывается собственным способностям и стараниям, во втором - внешним силам (другие люди, окружающая среда, судьба или случай).  

  8

Речь идёт о разных видах локуса контроля, означающего "качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результат своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля)". По мнению Дж. Роттера, предложившего эти термины, интернальность и экстернальность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе её социализации. Люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверенны в себе и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны и независимы, у них доминирует мотив стремления к успеху.



 4.Характер личной ответственности

  Для изучения характера личной ответственности младшего школьника, её направленности (интернальной - экстернальной) предлагаем использовать методику решения воображаемых экспериментальных ситуаций, разработанною М.В.Матюхиной, С.Г.Яриковой [17, 41] . Детям предлагается представить 10 конкретных школьных ситуаций, связанных с невыполнением учащимися каких-либо заданий учителя, школьных правил поведения. Возможные причины невыполнения заданий учителя можно разделить на два вида: 1) причиной невыполнения является сам ученик, его особенности (субъективные причины); 2) причиной невыполнения является другой человек, внешние обстоятельства (объективные причины). Учащиеся должны проанализировать предложенные суждения и объяснить причину своего поведения в подобной ситуации. Создавая эту методику, авторы исходили из того, что ответственный ученик не винит других людей, сложившиеся обстоятельства, а объясняет невыполнение поручений своими субъективными особенностями.  

  Каждому ученику дается карточка, на которой описаны 10 событий и их возможные причины. Учащимся предлагается инструкция: "У каждого из нас могут произойти неприятности: мы можем забыть учебник дома, не выполнить важное задание, опоздать на урок. На карточках, которые вы получили, описано 10 таких ситуаций. Представьте, что это случилось с вами. Постарайтесь объяснить причину того, как это могло произойти. Для этого внимательно прочитайте два варианта ответа, указывающие на возможную причину произошедшего, и выберите один. Обведите выбранный ответ кружком".  

 -Я не выполнил поручение, потому что:  

я неорганизованный,  

у нас дома была уборка.  

-Я не выучил стихотворение, потому что:  

забыл о задании,  

не нашел книги с этим стихотворением.  

-Я не выполнил свое обещание, так как:  

9

ходил с родителями в гости,  



забыл о своем обещании.  

- Я отвлекался на уроке, потому что:  

у меня нет усидчивости, хорошего внимания,  

сосед мешал работать.  

- Я не справился с контрольной, потому что:  

плохо выучил правила,  

сосед просил подсказать ему.  

- Я опоздал на урок, так как:  

медленно собирался,  

часы подвели.  

- Я не выполнил задание учителя, потому что:  

задание было очень трудное,  

я ненастойчивый.  

- Я не решил задачу, потому что:  

был невнимательным,  

забыл дома ручку.  

- Я забыл учебник дома, потому что:  

я рассеянный,  

маленький братик или сестренка все берет  

и перекладывает.  

 - Я плохо вел себя на уроке, так как:  

я не всегда дисциплинированный,  

урок был неинтересный.  

10

При обработке результатов учитывается количество ответов с указанием субъективной причины произошедшего. Таким образом, каждый ученик класса может набрать от 0 до 10 баллов. Если ученик набирает количество баллов от 0 до 5, то можно говорить об экстернальной направленности ответственности, от 5 до 10 - интернальной.  



  5. Изучение атрибуции ответственности

Локус контроля тесно связан с атрибуцией ответственности (приписывание ответственности за успех и неудачу). Достигнув успеха или потерпев неудачу, школьник объясняет их причины, т.е. осуществляет каузальную атрибуцию. Для изучения типа атрибуции младшим школьникам предлагаем анкету, разработанною М.В.Матюхиной, Т.А.Саблиной [17, 40], состоящую из двух вопросов и перечня ответов на них. Ответственность за успехи и неудачи в учебной деятельности приписывается двум интернальным - усилие и способности - и двум экстернальным факторам - трудность задачи и случай. На вопрос "В чем ты видишь причину своих успехов в учебе?" примерные ответы таковы: "Я хорошо стараюсь"; "Я хорошо думаю"; "Задание легкое"; "Просто везет". На вопрос "В чем ты видишь причину своих неудач в учебе?" - "Я мало стараюсь"; "Я мало думаю"; "Задание трудное"; "Просто не везет". Если причину успеха или неуспеха ученик видит в себе самом и приписывает это усилиям или способностям, то считается, что у него внутренняя атрибуция. Если же причина успеха или неуспеха объясняется учеником внешними обстоятельствами, и он приписывает причину успеха (неуспеха) уровню сложности задания или случайности, везению, то у него внешняя атрибуция.  

Очень важно, чтобы дети объясняли свои неудачи недостатком усилий, стараний. Это не вызывает сильного огорчения, так как не заставляет усомниться в своих способностях. Исследования Х.Хекхаузена [39, 36] и других авторов показали, что если школьники терпят неудачу, а их заставляют почувствовать ответственность за свой провал, приписывая его недостаточным усилиям, то такая "атрибутивная терапия" способствует улучшению деятельности, росту достижений.  

  6. Изучение реального проявления ответственности в учебной деятельности.

Методика "Задание с пятницы на понедельник" М.В.Матюхиной, С.Г.Яриковой [17, 41] позволяет определить реальное проявление ответственности у учащихся в учебной деятельности. Учитель после окончания уроков в пятницу предлагает ученикам выполнить задание (например, нарисовать иллюстрацию к сказке), не акцентируя внимания на запись этого задания в дневнике. В понедельник, после выходных, учитель спрашивает, кто из учеников класса выполнил это задание. Выполнение задания качественно и в срок означает, что ученик в данной ситуации проявил ответственность (оценивается 1 баллом). Невыполнение задания свидетельствует о недостаточно сформированном качестве (0 баллов). Учитель также отмечает детей, которые выполнят задание во вторник, в среду, т.е. позже назначенного срока. Ответственность у этих учеников оценивается 0,5 баллами.  

2.2 Система работы учителя по воспитанию ответственности

  В основе экспериментальной работы лежит ориентация на развитие морально-нравственной регуляции поведения у младшего школьника. Морально-нравственная регуляция призвана обеспечить выбор "правильного" поступка в ситуации альтернативы между своими узколичными интересами и интересами других людей, общества в целом в отсутствии внешнего контроля.  

  Экспериментальная работа проводится с учащимися 1 -4 классов. Работа ведется по двум направлениям: 1) формирование представлений учащихся об ответственности; 2) упражнение, тренировка в проявлении ответственности. Большое внимание должно уделяться формированию адекватной, обоснованной, дифференцированной самооценки ответственности. Для этого рекомендуется ввести индивидуальную шкалу роста "Я сам", на которой учащиеся фиксируют свои ответственные поступки, отмечают продвижение в своем личностном развитии. Таким образом, даже незначительные продвижения в развитии ответственности каждого учащегося выявляются путём сравнения с его собственными достижениями, а не с результатами других учеников (ориентация на индивидуальные относительные нормы).  

  Занятия с детьми рекомендуется проводить через день в течение 3 месяцев на уроках окружающего мира, а также во внеучебное время. Формой проведения занятий становится игра. Введение игры несёт большую смысловую нагрузку:  

  Игра интересна детям, что обеспечивает вовлечение в эксперимент всех учащихся, поддерживает их желание посещать занятия.  

Игра предполагает постановку чётких, ясных ребёнку целей и вариативность их достижения.  

Время игры, её продолжительность устанавливают сами дети, что исключает давление со стороны взрослых.  

Игра предполагает разумное соревнование и каждый её участник не чувствует себя проигравшим.  

В игре каждый её участник имеет возможность совершить рискованное действие, и его последствия не отражаются на результатах учебы.  

В игре не ограничивается, а только поощряется рост участников.  

В игре каждый может отличиться, показать свои знания и умения.  

На последних занятиях осуществляется перенос приобретённых в игре навыков в учебную деятельность: сначала с помощью организации дежурства детей на переменах, затем через систему поручений, непосредственно связанных с учением. Учитель организовывает дежурство детей на переменах и во внеучебное время. Родители дают своим детям выполнение посильной работы по дому. Таким образом, процесс формирования ответственности у младших школьников является непрерывным.  

 

 

Список литературы



1. Веденов А.В. Воспитание воли у ребенка в семье. - М., 1952.

2. Веденов А.В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности.- М., 1957.

3. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. -М., 1978.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1997

6. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. - 1978. № 4; 1979. №2,4.

7. Борисова З.Н. Дежурства в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста: Автореф. канд.дис. - Л., 1953.

8. Горбачева В.А. К освоению правил поведения детьми дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. - 1945. - Вып.1.

9. Грядунова Л.И. Социальная ответственность личности в условиях развитого социализма. - Киев, 1979.

10. Захарова А.В., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьному обучению. Сообщ. 1. Структура и содержательные характеристики самооценки старшего дошкольника // Новые исследования в психологии. - М.: Педагогика, 1985. № 2.

11. Захарова А.В., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор готовности к школьному обучению // Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1986. № 1.

12. Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет. - В кн.: Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. - М., 1968.

13. Краткий психологический словарь. - М. 1985.

14. Крутецкий В.А. Воспитание воли. - М., 1957.

15. Макаренко А.С. Лекции для родителей. - М.: Учпедгиз, 1940.

16. Марьенко И.С. Ответственность школьников: пути воспитания. - // Совет-ская педагогика. – 1987. № 5.

17. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб. пособие / ВГПИ. - Волгоград, 1983.

18. Муздыбаев К. Локус контроля в исследованиях массовой коммуникации. - В кн.: Современные методы исследования массовой коммуникации. - Таллин, 1983.

13

19. Муздыбаев К. Психология ответственности. - Л., 1983.



20. Ореховский А.И. Ответственность и ее социальная природа. - Томск, 1978.

21. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.,1995.

22. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

23. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.

24. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. - М.,1998.

25. Селиванов В.И. Воспитание воли школьника. - М., 1954.

26. Селиванов В.И. Воспитание воли и характера детей в семье. - Рязань, 1960.

27. Селиванов В.И. Воспитание воли в процессе соединения обучения с производственным трудом. - М.: Профтехиздат, 1960.

28. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. - М., 1958.

30. Славина Л.С. Знать ребенка. Чтобы воспитывать. - М.. 1976.

31. Славина Л.С. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей // Вопросы психологии. - 1956. №4.

32. Славина Л.С. Роль мотива и способов поведения при выполнении школьниками общественных поручений. - В кн.: Вопросы психологии личности школьника. - М., 1961.

33. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

34. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2004.

35. Субботский Е.В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника: Автореф. дис. :докт. психол. наук. - Тбилиси, 1985.

36. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / Изб. педагогич. соч. - М., 1979.

37. Фартухова Г.В. Социальная ответственность личности и атеизм. - М., 1980.

38. Флейвелл Д.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. - М., 1967.

39. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т.; Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского. - М.:Педагогика, 1986.

40. Шульга Т.И. Возрастные особенности волевых качеств школьников и их формирование в процессе физического воспитания: Автореф. дис.: канд. психол. наук. - М., 1986.

14

41. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. - 1971. №4.



42. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М., 1984.

43. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников: Метод. Рекомендации / Сост. М.В.Матюхина, Т.А. Саблина. - Волгоград, 1994.

44. Теоретико-методологические основы учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Сборник научных трудов /ВГПИ. - Волгоград, 1984.

Приложения

 

  Занятие 1.  



  Задачи:  

  1.Выявить отношение к нравственным нормам, определяющим сущность волевого качества "ответственность" 

2.Способствовать формированию представлений об ответственности через понятия "долг", "обязанность" по отношению к членам своей семьи 

Знакомство с понятием "ответственность" проводится через систему обязанностей между членами его семьи. Для занятия требуется книжка-раскраска "Моя семья" и набор цветных карандашей. Книжка-раскраска представляет собой чистые листы с надписями: "Кто ходит в магазин? Кто помогает нести покупки?", "Кто кладет игрушки на место?", "Кто выносит мусор?", "Кто готовит обед?", "Кто убирает комнату?", "Кто провожает вас в школу?" К книжке прилагаются готовые портреты всех членов семьи, которые необходимо раскрасить и приклеить на нужную страницу. В конце книжки имеется таблица с колонками: "Члены моей семьи", "Обязанности",  "Профессия".  

  Занятие начинается с работы над книжкой-раскраской. Готовая книжка помогает ребёнку представить всех членов своей семьи, перечислить их обязанности. Учитель задаёт вопросы: "Что делает папа, чем занята мама? Чем обычно занят ты?" и др. Дети перечисляют домашние обязанности всех членов семьи, отмечают свои обязанности.

Делают вывод, что:  

  обязанность - это определённое обязательство перед другими выполнить посильную работу;  

обязанности возлагаются на человека либо по его инициативе, либо по договоренности с другими членами семьи;  

обязанности позволяют распределить работу, сэкономить время каждого члена семьи;  

обязанности выполнять не всегда легко, но необходимо, так как от одного члена семьи зависит благополучие других;  

все члены семьи ответственны друг перед другом за выполнение своих обязанностей.  

Проводится беседа, всегда ли дети выполняют свои обязанности, или им приходится постоянно о них напоминать? Рассуждают о том, что произойдёт, если один из членов семьи забудет выполнить свои обязанности (пример безответственного поведения). Занятие завершается тем, что дети ещё раз отмечают, что во многих случаях существует разница между их желаниями и тем, что необходимо делать, между "хочу" и "должен". Человек выбирает сам, как ему поступить. Но он должен думать не только о себе, но и о тех, кто находится рядом.  

  Для закрепления полученных знаний проводится игра "Идём в поход". Дети делятся на две группы. Это две семьи, решившие отдохнуть и отправиться в поход. Распределяются роли всех членов семьи. Разыгрывается ситуация подготовки к походу. Учитель объясняет, что для того, чтобы отправиться путешествовать, требуется длительная подготовка. Необходимо заранее распределить обязанности между всеми членами семьи, чтобы поход прошёл организованно. Кто-то заготавливает продукты, кто-то готовит рыболовные снасти, кто-то пакует вещи и палатки и др. На доску прикрепляются листочки с изображением "важных и необходимых дел". Учитель усложняет задачу, отметив только некоторые дела, необходимые для выполнения, и дает детям возможность самостоятельно распределить обязанности. Две "семьи" независимо друг от друга начинают готовиться к походу. Под картинками с изображениями членов семьи они отмечают поручаемые им дела.

    Эту работу необходимо проводить, наладив тесный контакт с родителями учащихся. С первых дней занятий у ребёнка должно появиться несколько посильных обязанностей в семье.  

  Занятие 2.  

  Задачи:  

 - показать, что человек несёт ответственность за свои поступки не только перед членами своей семьи, но и перед другими членами общества;  

 - развитие умения анализировать примеры ответственного и безответственного поведения.  

 Дети заполняют последнюю таблицу в книжке-раскраске "Моя семья". Отмечают, что члены их семей имеют разные профессии, подчёркивают большое значение этих профессий для всех членов общества. Каждая профессия требует выполнения определённых профессиональных обязанностей и ответственного отношения к их выполнению. Например, пекарь работает для того, чтобы мы могли купить хлеб. Он работает с раннего утра до вечера: готовит тесто, раскладывает его в формы, выпекает, складывает. Пекарь должен следить за качеством своей работы, чтобы хлеб был вкусным, пропечённым, радовал покупателей. Для того, чтобы хлеб появился на прилавках наших магазинов, необходим труд не только пекаря. Дети перечисляют профессии, связанные с производством хлеба и его транспортировкой, продажей (хлебороб, пекарь, водитель, продавец). Если одно звено выпадает из этого процесса, то продукт не будет произведен или его качество будет хуже. Некачественный хлеб может привести к различным заболеваниям людей. Поэтому хлебороб, пекарь и другие производители хлеба ответственны перед нами, покупателями, за свой труд.  

 Вводится понятие "общество". Дети приводят примеры, составить модель мира безответственных людей. Они перестают ходить на работу, для них больше не существуют правила. Пекарь печёт хлеб из глины, врач ставит не тот диагноз, швея шьёт только летнюю одежду. Дети приходят к выводу, что так жить нельзя, необходимо выполнять свои обязанности, ответственно подходить к делу, которое сам выбрал. Ответственность - это быть в ответе перед кем-либо (родителями, учителями, обществом, самим собой) за свои дела и поступки.  

  Проводится обсуждение, могут ли ученики проявлять ответственность в учении. На доске учитель записывает слова: общество, обязанность, ответственность, образование, качество. В ходе обсуждения дети делают вывод, что не только взрослые, но и ученики ответственны за выполнение своего дела. Их задача - хорошая учёба. Знания помогут им в будущем обрести хорошую профессию, стать мастером своего дела. Уровень благосостояния общества зависит от образованных, знающих, умеющих людей.  

 Занятие 3-4.  

 Задачи:  

  -выделение структурных компонентов ответственности;  

-формирование самооценки ответственности.  

На предыдущих занятиях учащиеся узнали, что человек должен выполнять требования, предъявляемые ему обществом. Ему хочется посмотреть телевизор, но надо проявить ответственность, идти на работу. Школьники также являются членами общества и имеют много обязанностей: нужно посещать школу, делать уроки, много заниматься. При этом им приходится отказываться от более приятных занятий. Убедиться в этом можно, заполнив таблицу "Я должен, я могу, я хочу":  

  Итогом работы является составление модели ответственного ученика, позволяющей ребёнку сравнить, насколько его собственное поведение соответствует данному образцу, и наметить пути самосовершенствования. На доске и в тетради каждого ребёнка подготовлена таблица:  


Показатели ответственности  


Примеры  

Оценка проявления ответственности у себя

 


 

В первой колонке под диктовку учащихся учитель записывает, в чем может выражаться ответственное поведение ученика: выполняет требования учителя; серьёзно относится к порученным обязанностям; умеет преодолевать трудности; если начинает дело, то доводит его до конца; работает самостоятельно на уроке; самостоятельно выполняет домашнее задание; если допускает ошибки, то стремится их исправить и др. Ученики приводят примеры, в каких ситуациях им удавалось проявить ответственность, и оценивают у себя степень проявления перечисленных показателей этого качества. В каждом пункте они ставят значки: "плюс", если они считают, что качество сформировано; "знак вопроса", если качество проявляется в некоторых ситуациях, а в некоторых нет; "минус", если качество не проявляется.  

 Занятие 5-15.  

 Задача: формирование самооценки ответственности.  

  Формировать самооценку ответственности у учащихся можно непосредственно на учебных занятиях с помощью введения системы жетонов, которыми награждается ученик, ответственно относящийся к делу. Жетоны самые разнообразные: "Самому ответственному дежурному", "Самому аккуратному", "За оказание помощи товарищу", "Самому внимательному", "За серьёзное отношение к учению" и др. Важно, чтобы поощрение было немедленным после исполнения действий. Отсроченное поощрение не вызывает научения. Полученные жетоны дети наклеивали в тетрадь "Ответственных поступков". Тетрадь содержала несколько разделов: "Учение", "Труд", "Игра". Дети отмечали своё ответственное отношение к делу в разных видах деятельности. Ребёнок, имеющий мало жетонов в разделе "Учение", не считал себя "плохим", ведь он сумел проявить себя в других видах деятельности. Подчёркивалось, что если он постарается, то сможет добиться успехов и в учении. Акцент в этой работе делался не на сравнение ученика с другими детьми, а на его собственный личностный рост.    Занятие 16.  

 Задача: развитие умений анализировать ситуации нравственного поведения людей, учитывая их намерения.  

  Учащимся предлагается для анализа несколько ситуаций нравственного поведения. Анализируются: 1) преднамеренный и случайный поступок (неловкость персонажа); 2) случаи преднамеренной и неумышленной кражи; 3) случай сознательной лжи и безвредного преувеличения. Герой каждого из рассказов совершает какой-либо поступок, имеющий нравственный смысл. Например:  

  А. Вера хотела сделать подарок маме на день рождения, погладить её любимое платье. Она включила утюг, достала из шкафа платье. Утюг оказался слишком горячим, платье было сильно испорчено. Вера очень расстроилась.  

  Б. Надя шила куклам платье, не хватило маленького лоскутка. Надя достала мамино платье и аккуратно вырезала небольшой лоскуток так, что было почти незаметно.  

Рассказывая истории, учитель просит испытуемого заполнить таблицу "Лист ответов", сравнить степень виновности героев, определить, кого из них он считает наиболее непослушным и почему: того, кто случайно разбил 15 чашек, или того, кто разбил только одну, пытаясь добыть джем без разрешения? Кого из провинившихся следует наказать строже? Задаются также различные уточняющие вопросы о том, откуда происходят правила, можно ли их изменить и др. Анализируются основания оценивания детьми поступков и действий героев: 1) оценка действий человека на основе его мотивов и намерений; 2) оценка действий и поступков по их последствиям, ориентация на поощрение или наказание взрослых.  

  В предложенном задании возможны следующие пути обсуждения: 1) виноваты обе девочки, потому что испорчены платья (буквальная ответственность); 2) виновата та, что причинила больший ущерб (объективная ответственность); 3) учитываются намерения, смягчающие вину обстоятельства (субъективная ответственность). Дети рассуждают, что в случае с Верой был "нечаянный поступок": хорошая девочка нечаянно причиняет кому-то вред. А Надя поступила безответственно, нарушила требование мамы. Надя должна быть наказана больше, хотя причинённый ею ущерб незначителен. Делается вывод, что в некоторых случаях человек не виноват в том, что были нарушены правила. Человек несёт ответственность только в случае сознательного нарушения правил. Чтобы определить степень виновности героя, необходимо проанализировать ситуацию.  

 ЛИСТ ОТВЕТОВ.  



? ситуации

Ответ участника

Правильный ответ

Количество набранных  баллов   

1

Надя

Надя

10

2

Витя

Витя

10

3

Серёжа




0

4.2 Упражнение в проявлении ответственности.  

 Задания этого направления предполагают тренировку учащихся в проявлении ответственности. Основными задачами направления являются:  

  развитие умений учащихся планировать и организовывать свою деятельность;  

тренировка учащихся в осуществлении выбора между двумя альтернативными поступками и развитие умений брать ответственность за результат своего решения на себя;  

развитие самооценки и самоконтроля.  

В исследовании на одном из теоретических занятий учитель говорит, что на следующем занятии дети будут строить дом для кукол. Обсуждается, что необходимо для строительства дома (план, материалы). Учащиеся указывают на то, как должен быть построен дом: качественно, аккуратно, как для самих себя, старательно, быстро. Как должны работать строители? Они должны подойти к своей работе ответственно, именно от строителей зависит, насколько быстро вселятся жильцы, и в каких условиях они будут жить.  

 Занятие 1.  

  Задача: обучение учащихся планированию и организации своей деятельности.  

  На уроках окружающего мира ребята познакомились, что такое план. Выполнялась практическая работа по составлению плана одного из этажей школы. На этом занятии учащиеся готовят план дома, который они хотели бы построить для кукол. Подготовленные "планы" рассматриваются "комиссией" с точки зрения практической пользы (размеры, удобство планировки и др.), доступности изготовления. Работа по строительству дома коллективная, поэтому утверждается один, общий план. Экспериментатор отмечает, что строительство дома - это очень сложная, трудоёмкая работа. Важно не ошибиться, сделать всё правильно. Для этого необходимо планирование работы. Вниманию детей предлагается плакат "Строительство дома":  

Цель

Планирование

Выполнение работы

Контроль




1










2










3







Каждую колонку дети обозначают условным значком: "цель" - стрела, направленная вверх; "планирование" - цифры 1,2,3 и др. Дети планируют свою работу по строительству дома, выделяют наиболее трудные и ответственные участки работы. Отмечают, сколько времени отводится на определённый вид работы. Повторяют, что строители должны чувствовать ответственность перед жильцами, стараться работать быстро и качественно.  

  Занятие 2.  

  Задача: вызвать переживания детей за судьбу общего дела.  

  Дети готовы к выполнению практической работы, но учитель говорит, что организации-поставщики нарушили договоренность и не завезли на стройку кирпичи. Есть всё для строительства дома (цемент, шифер для крыши и т.д.), кроме кирпичей. Что делать? Интересны замечания детей в адрес поставщиков (они поступили безответственно, нужно им звонить, так как куклы нуждаются в жилье и т.д.). Ещё раз проговаривают, что такое ответственность, ответственный и безответственный поступок. Поступили предложения детей начать работу с крыши. Но один ученик высказал мнение, что нужно придерживаться плана, который сами составили. Это настоящее строительство, и начинать строить дом с крыши нельзя. Решают отложить работу на следующий день, поручают учителю дозвониться до поставщиков.  

  Занятие 3 - 17.  

  Задача: тренировка в проявлении волевых качеств (ответственности и настойчивости).  

  Материалы: плакат "Строительство дома", индивидуальный план строительства, бумага, ножницы, клей, набор фломастеров.  

  Учитель сообщает детям, что сегодня они освоят профессию строителя: "Мы будем строить дом по заказу кукол. Это коллективная работа, мы будем строить дом вместе. Работа должна быть выполнена в срок - 15 занятий. Одно из занятий мы пропустили из-за безответственного отношения к делу наших поставщиков. Остаётся 14 занятий. Необходимо работать быстро, но качественно". Обращается внимание детей на содержание рабочего места в чистоте.  

  Сначала дети работают над изготовлением объёмных кирпичей из бумаги. Учитель предлагает шаблон для изготовления кирпича. Объясняет этапы работы: 1) обвести шаблон; 2) вырезать; 3) сложить по линиям сгиба; 4) раскрасить; 5) склеить. Устанавливается объём работы: каждый строитель должен сделать по 3 кирпича за занятие. Качество изготовленных кирпичей проверяет назначенный детьми ученик-контролёр. Учитель выступает в роли наблюдателя, оказывает ненавязчивую помощь в тех случаях, когда это необходимо.  

  На первых занятиях некоторые дети пытаются получить более высокий количественный результат, делают по 5-6 кирпичей. Как правило, это достигается за счёт снижения качества выполняемой работы. Многие кирпичи идут в "брак" как не пригодные для строительства дома. Важно провести беседу о том, что потрачено много материала, а работа нерезультативна. Это случилось, потому что кто-то из строителей хотел быть первым, не думал о качестве, надеялся, что контролёр будет оценивать работу не так строго. Учащиеся делают вывод, что выполнение коллективной работы требует ответственности от каждого из них.  

  На последующих занятиях по строительству дома учащиеся доделывают кирпичи, делают фундамент, скрепляют кирпичи "цементом" (полоски бумаги), делают перекрытия между этажами и черепичную крышу. Эту работу ученики выполняют самостоятельно, им уже не нужен контролёр. Они научились оценивать и следить за качеством своей работы.  

  В конце работы учитель у учащихся спрашивает о том, что бы они хотели улучшить в своей работе (ребята сделали лужайку перед домом, ограждение). Задаются вопросы: трудно было строить дом? были ли моменты, когда хотелось оставить работу на завтра? что было наиболее трудным? как вам удавалось преодолевать трудности? Учащиеся делают вывод, что ответственное отношение к делу позволило им преодолеть все трудности, выполнить работу в срок.  

  Занятие 18 - 24.  

  Задачи:  

  тренировка проявления волевых качеств;  

развитие умений планировать и организовывать деятельность;  

формирование самоконтроля и самооценки.  

Работа рассчитана на 7 дней. Ребята назначаются дежурными в столовой (методика К.А. Климовой). Изучаются обязанности дежурного (расстановка стульев, сервировка стола, учёт порций и др.) Детям показывают, как выполнять ту или иную функцию, учат планировать свою работу. Дежурные назначаются учителем сроком на одну неделю. Учащимся объясняется значимость и необходимость обязательного и хорошего выполнения данного им поручения. Подчёркивается, что выполнение поручения имеет большое значение для всех членов коллектива. Контроль за работой дежурных в первое время осуществляет учитель. При выполнении ребёнком поручения учитывается: 1) осознание ребёнком необходимости и важности обязательного выполнения данного поручения, имеющего значение для других; 2) характер действий, направленных на успешное выполнение порученного задания (вовремя приступает, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца); 3) эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дали серьёзное поручение; беспокоится за успех; испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения; переживает оценку других и т.д.); 4) осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела.  

  В исследовании контроль за выполнением поручений осуществлялся с помощью заполнения "Рабочего листа". Рабочий лист выдаётся в конце дня, то есть ребёнок получает задание на завтрашний день, формулирует цель, планирует выполнение задания. Последний рабочий лист выдаётся в субботу. Если в понедельник ребёнок забывает о своём поручении, целесообразно увеличивается количество практических занятий, вводятся дополнительные поручения в школе и дома. Ежедневно учащиеся делают отчёт о выполнении работы, говорят о своих успехах, пытаются объяснить причины недоработок.  

 Рабочий лист  

 Дата_____________________________________________________________

 Дежурный по столовой____________________________________________ 

 Ответственен за__________________________________________________ 

 

Время исполнения______________________________________________________



Отчёт о выполнении_____________________________

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Пояснительная записка. 3 Глава Теоретические аспекты воспитания как педагогическая категория

Скачать 312.57 Kb.