страница1/4
Дата27.05.2018
Размер0.74 Mb.
ТипМетодическое пособие

Пособие для организатора профильного обучения


  1   2   3   4

Томский областной институт

повышения квалификации и переподготовки работников образования



Пособие


для организатора

профильного обучения

Томск - 2011

Пособие для организатора профильного обучения. Методическое пособие./ Сост. Лыба А.А., Казакова И.И., Колбас С.В. - Томск: ТОИПКРО, 2011.

Методическое пособие посвящено проблемам организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях городского и сельского типов. В пособии представлены необходимые нормативно- правовые документы, учебные планы, раскрываются особенности содержания и организации профильного обучения.

Пособие составлено на основе практического опыта школ России и города Томска и адресовано организаторам профильного обучения.

Материал, представленный в пособии, собран экспериментально-инновационным отделом и утверждён учебно-методическим советом ТОИПКРО.



Научный редактор: Дозморова Е.В.



ВВЕДЕНИЕ

Одним из ведущих направлений модернизации российского образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, то есть создание системы специализированной подготовки (профильного обучения). Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, отражающая данное направление, предусматривает реализацию следующих основных целей:



  • обеспечит углубленно изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

При этом в организации профильного обучения необходимо видеть его существенную разницу от профессионального обучения. Назначение профильного обучения - создание условий для реализации личности старшеклассника в том или ином профиле как основы подготовки к будущему освоению любой профессии в рамках данного профиля (физико-математического, гуманитарного, естественнонаучного и т.д.), а не узкая ориентация лишь на одну профессию - профессионализация (медицинский, юридический класс и т.д.).

Цели профильного обучения, по замыслу авторов Концепции, могут быть решены как в рамках профильной школы как основной институциональной формы их реализации, так и иными перспективными формами: отдельными профилями в рамках общеобразовательной школы, другими образовательными учреждениями и т.д.

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения.

Что должно измениться в структуре образовательного процесса?

Какие изменения должны произойти в его содержании?

Что должна содержать структура профильной школы?

Как оценивать учебные достижения учащихся в условиях профильного обучения?

Как строить учебный план в условиях профильной школы?

На эти и другие практические вопросы помогут ответить составители пособия, предлагаемого вашему вниманию.



Методическое письмо.

Внутришкольная профилизация обучения.
1 В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение.
2. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002, профильное обучение является «средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».
3. Смысл перехода к старшей профильной школе так же, как и содержание и состав профилей, определяется теми результатами образования, которые планируется достичь на выходе из старшей школы. Необходимо отметить:

  • Школа как учреждение, осуществляющее общеобразовательную подготовку, должна обеспечивать качественный уровень именно общего образования, не подменяя собой учреждения профессионального образования.

  • Общее образование на старшей ступени имеет для учащегося самостоятельную ценность и не может рассматриваться только как подготовительный этап к продолжению образования в вузе.

  • Обучение в школе должно строиться на основе компетентностно-ориентированного подхода. Одной из целей, поставленных в Концепции профильного обучения, является «расширение возможности социализации учащихся». Ключевые компетентности так же, как достаточная ресурсная база из предметных знаний, умений, навыков, должны быть сформированы к окончанию 9 класса на том уровне, который позволит учащемуся социально адаптироваться и выбрать дальнейший путь (продолжение образования в школе, учреждении среднего профессионального образования и/или трудоустройство).

  • Обучение в профильной старшей школе должно строиться с учетом запросов, способностей и склонностей учащихся, в то же время обеспечивая минимальный (базовый) уровень освоения государственных стандартов общеобразовательной подготовки. Как следствие, профильная старшая школа не подразумевает специального отбора учащихся при условии принципиальной способности продолжать обучение в старших классах.

  • Профильное обучение в старшей школе должно взять на себя «компенсаторную функцию коррекции содержания общего среднего образования в контексте большей готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению»; оно должно также преодолеть предметную раздробленность школьного знания и его оторванность от практики. Таким образом, профильное обучение не может быть приравнено к углубленному изучению отдельных предметов (или цикла предметов).

  • Профильное обучение в старшей школе, при его социально-профессиональной ориентированности, не должно повторять структуру собственно профессиональных деятельностей и быть жестко связанным с существующим набором профессий или сегодняшними требованиями рынка труда.

4. Основной целью профилизации старшей школы является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора.

В рамках обучения в старшей профильной школе также должны быть сформированы основания для продолжения образования:


  • базовый общеобразовательный уровень (мировоззренческая картина, культурные основания для восприятия теоретических курсов),

  • более высокий по сравнению с основной школой уровень ключевых компетентностей.

Эти задачи должны решаться через непрофильный (базовый) блок содержания образования в старшей профильной школе.
5. Выбор специальности для обучения в высшей школе происходит для большей части

выпускников на основании социальных стереотипов. Готовность выпускника к поступлению на ту или иную специальность зачастую не означает его готовности к обучению по данной специальности.

В рамках обучения в старшей профильной школе учащийся должен получить опыт изучения специализированных дисциплин в рамках выбранного направления, а не только систематических курсов, пусть даже подразумевающих существенное углубление с академических позиций.

Эта задача должна решаться средствами профильных дисциплин, содержание которых может быть представлено:

а) отдельными тематическими модулями под общим грифом «предмет для…» (например, математика для социальной сферы: основы статистики),

б) пропедевтическими курсами, содержание которых находится за рамками предметов общеобразовательного учебного плана.

Важно, чтобы помимо «академического настоящего» у старшеклассника появился опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя не столько профессиональную, сколько социально-профессиональную роль.

Эта задача должна решаться средствами элективных курсов, содержание которых может быть представлено освоением определенных способов деятельности со значительной долей социальных практик.
6. Необходимо учитывать собственно познавательные интересы учащегося, которые могут быть направлены на самые разнообразные предметы, далекие как от базового содержания общего образования, так и от социально-профессионального самоопределения. Эти интересы также следует использовать для интенсификации процессов самоопределения учащегося, а, следовательно, в определенной степени они должны быть удовлетворены в рамках старшей профильной школы.

Это может решаться средствами дополнительного образования, элементы которого должны быть интегрированы в образовательный процесс старшей профильной школы


7. Одной из целей, поставленных в Концепции профильного обучения, является формирование «условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ». Поэтому, говоря о содержании образования в старшей школе, следует иметь в виду, что речь идет об индивидуализированном «профиле учащегося».

Для того чтобы учащийся мог сформировать профиль своего обучения, школа должна предоставить ему возможность выбора любых профильных и элективных курсов, ориентироваться в которых ученик сможет, исходя из планов, касающихся его деятельности в будущем. Поэтому в основу планирования профильных и элективных курсов должен быть положен «профиль обучения», связанный с тем или иным видом деятельности.


Профиль обучения

Профильные классы могут быть двух видов: предметно – ориентированными или профессионально – ориентированными. Предметно – ориентированные классы предполагают углубленное изучение блока предметов без ориентации на конкретную профессиональную сферу и дают возможность поступления в широкий спектр вузов, где предусмотрены вступительные испытания по предметам, изучавшимся углубленно. Примерами предметно – ориентированных классов являются: гуманитарный, естественно – научный, физико-математический и другие.

Профессионально – ориентированные классы предполагают изучение курсов с ориентацией на конкретную профессиональную сферу. Эти профильные классы дают возможность учащимся подробнее ознакомиться с предполагаемой профессией и даже получить начальные профессиональные знания и навыки и попробовать себя в профессии. Примером профессионально – ориентированных классов являются психолого-педагогические, медицинские, сельскохозяйственные, экономические, юридические и другие.

В зависимости от реализуемых профилей обучения общеобразовательные учреждения могут быть однопрофильными или многопрофильными.



Формами организации профильного обучения могут быть:

- профильные классы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения;

- профильные классы, имеющие сборный состав учащихся из школ региона;

- профильные группы, состоящие из учащихся одного общеобразовательного учреждения;

- профильные группы, имеющие сборный состав учащихся;

- индивидуальное обучение учеников по специальной программе.
Стратегия перевода школы третьей ступени на профильное обучение предполагает выбор одного из вариантов, приемлемых для конкретной школы. Такими вариантами могут быть:

  1. Организация профильных классов, ориентированных на учреждения высшего или среднего профессионального образования, где образовательный процесс строится на основе индивидуальных учебных планов, предусматривающих углубленное изучение предметов с учетом профиля вуза или учреждения среднего профессионального образования.

  2. Открытие профильных классов, в которых осуществляется углубленное изучение группы взаимосвязанных предметов без ориентации на конкретное учреждение профессионального образования. Как правило, это классы физико-математического, естественно – научного, гуманитарного, технико-технологического и других профилей, где изучение профильных предметов ведется по специальным программам и учебникам;

3.Создание классов гибкого состава, учебный план которых состоит из двух частей:

- обязательной – для всех учащихся с обязательным минимумом содержания образования по всем предметам;



  • вариативной, предусматривающей изучение отдельных предметов или групп предметов на углубленном уровне, при котором класс делится на группы. Такая модель наиболее приемлема для школ, не имеющих параллельных классов.

При этом необходимо отметить, что решение о введении профильного обучения в том или ином общеобразовательном учреждении принимает учредитель по представлению администрации школы, согласованному с органом самоуправления общеобразовательным учреждением. Тем самым, учредитель должен принимать решение в отношении конкретного общеобразовательного учреждения, руководствуясь не только собственно его пожеланиями и характеристиками, но и своим видением конкретной перспективы, своим реальным проектом развертывания сети профильного обучения на подведомственной территории в целом. Учредитель также определяет и порядок комплектования профильных классов в общеобразовательных учреждениях старшей ступени.

Число возможных профилей не должно быть большим и напрямую связанным с существующими профессиями.

Профиль должен охватывать целую сферу деятельности, имеющую общие основания, которые можно найти в позиции субъекта деятельности (в его целеполагании). При этом объекты воздействия могут быть различными. В таблице 1 представлен набор профилей, выделенных по основанию ведущей деятельности. Профили обучения выделены таким образом, чтобы они охватывали все основные виды человеческой деятельности.

Описанная в таблице 1 карта профилей школы представляется достаточной для самоопределения учащегося относительно основных видов деятельности в современном обществе. Она играет роль координатной сетки при планировании содержания образования в профильном и элективном блоках.



Оптимальной является такая ситуация, в которой школа (группа школ) готова реализовывать все возможные профили, поскольку она отвечает потребностям учащихся, степень определенности жизненных планов которых различна:

  • учащиеся, чьи жизненные планы еще не ясны, имеют возможность для самоопределения через сочетание в своей образовательной траектории элементов различных профилей,

  • учащиеся, выбравшие для себя то направление деятельности, которое ляжет в основу их профессионального и жизненного самоопределения, смогут осваивать курсы, связанные с выбранным профилем, приобретать опыт реализации выбранного вида деятельности в ходе социальных практик,

  • учащиеся, уже имеющие четкие представления о своей дальнейшей образовательной траектории и профессиональном самоопределении, смогут выбрать курсы, обеспечивающие подготовку к профессиональному образованию и деятельности, в том числе из различных профилей.

Ограниченность ресурсов в каждом конкретном случае может стать основанием для сокращения числа профилей, обеспеченных образовательным процессом в конкретном учреждении. Школа не может предложить подготовку по одному профилю, это лишает учащегося возможности индивидуализации своей образовательной траектории в соответствии с его жизненными планами и интересами. Таким образом, школа должна предлагать максимально широкий спектр профилей и обеспечить его освоение.

Таблица 1

Карта профилей школы

Название профиля

Ведущая деятельность

Возможные объекты воздействия

Инженерный

Моделирование и конструирование материальных объектов с заданными полезными свойствами и технологий получения таких объектов

  • устройства и механизмы,

  • технологические процессы в промышленном и сельскохозяйственном производстве, сфере услуг,

  • здания и сооружения,

  • вещества,

  • виртуальные объекты.




Художественный

Создание субъективно значимых (наделенных субъективным смыслом) образов

  • визуально воспринимаемые образы,

  • музыкальные образы,

  • синтетические образы (театр, перформанс…),

  • художественный текст.

Социальный

Коммуникация и управление

  • массовые коммуникации,

  • экономические отношения,

  • правовые отношения,

  • взаимодействие социальных групп,

  • каналы трансляции культуры (в т.ч. образование),

  • военное дело.

Естественный*

Превращение естественного потенциала в ресурс человеческой деятельности

  • человек (медицина),

  • человек (психология),

  • природопользование (в промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг).

Технологический

Получение заданного результата через воспроизведение технологии

  • материальные объекты,

  • виртуальные объекты.

*понимаем, что название выглядит несколько нелепо, но сказать «естественнонаучный», значит, опять закрепить связь с определенным набором академических знаний и только.


Таблица 1 позволяет конкретизировать роль профильных элективных курсов. Первые нацелены на введение учащегося в наиболее общие способы деятельности и формирование базы знаний и умений для их реализации. Вторые позволяют получить опыт применения освоенных способов деятельности в работе с конкретными объектами воздействия в реальной или модельной (образовательной) ситуации. При этом набор элективных курсов, разумеется, будет уточнять прорисовку профиля и зависеть от запросов местного сообщества и местных рынков труда. Но представить себе конкретизацию профиля через единственный тип объектов воздействия нельзя – это будет ситуация жесткой специализации и предпрофессиональной подготовки, складывание которой опасно для самой идеи профильной школы.
Профиль учащегося.
Понятно, что название профиля(-ей), заявленного(-ых) школой, является основанием для первичного самоопределения учащегося. Однако этот выбор не определяет полного набора образовательных услуг, которые получает ученик, он лишь становится ориентиром для формирования индивидуального профиля учащегося.

Осуществление осознанного выбора профиля обучения должно обеспечиваться специально организованным предпрофильным этапом, во время которого учащийся имеет возможность и постоянно ставится в необходимость осуществлять выбор определенного числа из многих элективных курсов, покрывающих собой возможно большее содержание различных предметных областей и сфер человеческой деятельности. На этом этапе осуществляется мониторинг и сопровождение процесса освоения учеником различных курсов, подросток получает информацию, собранную на основе диагностики и самодиагностики, касающуюся его познавательных интересов, способностей и склонностей, которая поможет ему определиться с выбором дальнейшего пути: продолжать ли образование в старших классах и если да, то по какому профилю. Желательно, чтобы элективные курсы были практико-ориентированными и давали бы представление о применении тех или иных учебных предметов в профессиональной деятельности.

В 10-11 классах учащийся должен с большей или меньшей частотой, но постоянно осуществлять выбор курсов, относящихся к разным разделам учебного плана, для изучения.

Все учащиеся, не зависимо от выбранного профиля, осваивают базовый блок:

Математика

Литература и русский язык

Иностранный язык

Физическая культура

Обществознание

Естествознание

Выбор профиля означает появление первого основания для определения профиля учащегося. Ученик получает рекомендацию по определению профильных курсов для изучения. Эти курсы «надстраиваются» над базовым уровнем отдельными модулями. Не дублируя его по содержанию, они являются прикладными по своей ориентации. В школьном расписании возможность выбора профильного курса организуется следующим образом:

Образовательные области

Инженерный профиль

Социаль

ный профиль



Художественный профиль

Естественный профиль

Технологический профиль

Математика

Названия 1-3 профильных курсов
на пересечении предметной области и вида деятельности (профиля)
Например:
математика для социальной сферы:
математические модели в экономике
Некоторые ячейки на пересечении предметной области и вида деятельности (профиля) могут оставаться незаполненными

Литература и русский язык

Иностранный язык

Обществознание

Естествознание

Искусство

Технологии

Таким образом, выбрав один из заявленных школой профилей обучения, учащийся ориентируется на те профильные курсы, которые предлагаются по данному профилю. Однако если учащийся не до конца определился или, напротив, имеет четкое представление о своей будущей образовательной траектории, он имеет возможность выбрать профильные курсы из другого профиля.

Поскольку профильные курсы строятся по модульному принципу, учащийся обязан закончить изучение модуля и пройти предусмотренные по нему формы контроля. Изменить свое решение он может лишь после этого, в момент выбора профильных курсов для изучения в следующем полугодии. Содержание этих курсов является законченным и самостоятельным, что не требует от учащегося дополнительной самостоятельной работы при смене профиля или выборе профильного курса из другого профиля.

Содержание элективных курсов, как говорилось выше, призвано связать способ деятельности, который лег в основу определения профиля, и конкретные объекты воздействия, в том числе в режиме практик. Учащийся выбирает элективные курсы из всего набора, предлагаемого в школе.

Предполагается следующее соотношение учебного времени, отводящегося на изучение базовых, профильных и элективных курсов: ½ : ¼ : ¼.

Таким образом формируется индивидуальная образовательная траектория ученика. При этом в задачи педагогического сопровождения входит организация анализа причин выбора и рефлексии полученного опыта.




  1   2   3   4