Скачать 307.2 Kb.
Дата02.12.2019
Размер307.2 Kb.

Понятия «имидж» и «позиционирование» страны




«Влияние участия Российской Федерации в БРИКС на позиционирование и продвижение имиджа страны на мировой арене» (Анастасия Баранова, 2017)

Содержание



Содержание 1

1. Имидж Российской Федерации и позиционирование страны на мировой арене 1

1.1 Понятия «имидж» и «позиционирование» страны 1

1.2Имидж и позиционирование РФ в современном мире 4

2. БРИКС как платформа для закрепления страны на мировой арене 5

2.1 БРИКС: история становления и основные понятия 5

2.2 Анализ публикаций Западных стран по отношению к БРИКС 7

2.3Продвижение имиджа РФ с помощью БРИКС 10

Заключение 13

Список литературы 13




1. Имидж Российской Федерации и позиционирование страны на мировой арене

1.1 Понятия «имидж» и «позиционирование» страны


В нашей стране термин «имидж» изначально употреблялся только в политологии, был связан с имиджем политиков. В дальнейшем данный термин был распространен на другие объекты (имидж товара, имидж фирмы)1

Существует множество определений имиджа.

В Социологическом энциклопедическом словаре даны сразу два определения: - Имидж – это «внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других»; - Имидж – это «совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему».

Международное определение имиджа территории, которое было дано Всемирной организацией по туризму, таково – «это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа».

Виды имиджа (образа) территории. Различают несколько видов по различным основаниям.

По воспринимающему имидж субъекту он делится на: внутренний и внешний. Носителями внутреннего образа являются жители данного региона, внешнего – гости региона и население других поселений. Целенаправленно формируемый образ территории (имидж) по этому же основанию разделяется на подаваемый и принимаемый. Подаваемый имидж отражает мнение жителей о восприятии их региона остальным населением. Принимаемый имидж – мнение жителей других населенных пунктов о данном регионе. Если подаваемый и принимаемый имидж значительно отличаются друг от друга, значит, субъекты имиджа неверно позиционируют свой регион.

Носителями внешнего образа являются жители других стран, потенциальные инвесторы, туристы, представители государственных структур. В данной работе мы рассмотрим этот образ, так как следует оценить каков имидж Российской Федерации в глазах иностранцев, в частности представителей государственных структур.

По способу восприятия образ региона делится на: осязаемый и неосязаемый. Осязаемый образ создается вследствие восприятия города при помощи 5 чувств: впечатление о регионе складывается из того, что можно увидеть, услышать, почувствовать, вдохнуть, потрогать. К этому виду относится все, начиная от названия, его символики, заканчивая архитектурой и чистотой улиц. Неосязаемый образ региона представляет собой эмоциональные связи с определенным местом. Зачастую средства массовой информации формируют предпосылки неосязаемого образа.

Свойства образа региона:

1. Изменчивость. Имидж территории не статичен и изменяется во времени. Он складывается и изменяется как стихийно, так и целенаправленно. Изменение образа зависит от многих факторов: экономическая ситуация, государственная и градостроительная политика, технические новации.

2. Историчность. Имидж места не может быть вне нации, менталитета, мировоззрения. Он имеет свою судьбу. Каждая эпоха порождает свое особое восприятие; смена эпох создает постоянно меняющийся - текучий образ региона и вместе единый в чем-то основном, составляющем его сущность как органического целого.

3. Относительная устойчивость. Устойчивость имиджа места зависит от его яркости, места в мирохозяйственном понимании и сложившихся стереотипов.

4. Комплексность. Все составляющие части имиджа места взаимосвязаны, изменение какой-либо черты влечет за собой переосмысление других черт.

5. Плюрализм точек зрения. Не существует какой-то одной точки зрения, с которой можно было бы охватить территорию как единое целое.

6. Зависимость от объективных характеристик регионального развития.

Стратегическое управление имиджем (СУИ) – непрекращающийся процесс изучения, какой имидж места складывается у разных аудиторий, сегментирования и выявления целевых аудиторий, позиционирования достопримечательностей места таким образом, чтобы они поддерживали желаемый имидж, и распространения информации об этих достопримечательностях в целевых группах.

Э.А. Галумов считает, что имидж может выступать в качестве некой базы, определяющей, какую репутацию приобретает та или иная страна в сознании мировой общественности вследствие различных акций ее субъектов. Галумов рассматривает имидж страны как особый «комплекс объективных, взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы сформировавшихся в процессе эволюционного развития государственности, как сложной подсистемы мирового устройства, эффективность взаимодействия звеньев которой определяет тенденции социально-экономических и иных процессов в стране»2.

Рассмотрим рабочие определения имиджа государства, основным из них является следующее: имидж государства - комплексное стереотипизированное представление о государстве, которое основано, с одной стороны, на объективных качествах государства при учете исторических его особенностей развития, а с другой стороны – на мифологизации и информационно-коммуникативных технологиях, опосредованных в свою очередь опытом народа3.

Имиджевое сообщение должно быть адресовано той или иной целевой группе, но при этом акценты будут меняться не только по географическому направлению – США, постсоветское пространство, Европейский Союз, но будут отличаться для зарубежных партнеров, иностранных средств массовой информации, а также потребителей товаров и инвесторов. 4

Для того, чтобы пользоваться успехом в информационном мире имиджей, необходима целенаправленная стратегия долгосрочной имиджевой реализации. Имиджевая стратегия государства рассчитана на длительный исторический период (от 25 до 30 лет). Программа, рассчитанная на длительный срок системного влияния на мировое общественное суждение через каналы СМИ и публичной дипломатии по формированию устойчивого положительного внутриполитического и внешнеполитического имиджа страны.

Воплощение долговременной имиджевой стратегии является довольно новым явлением, но в условиях увеличивающейся глобальной конкуренции, (во внутренней и внешней среде), страны часто осуществляют планомерную работу с имиджем, чтобы осуществить5:

- привлечение туристов;

- стимулирование инвестиции, увеличение экспорта;

- привлечение талантов;

- повышение стабильности национальной валюты;

- восстановление международного доверия и повышение интереса инвесторов;

- избежание понижения международного рейтинга;

- усиление влияния на международной арене;

- активизирование международного партнерства и поддержание процесса национально-государственного конструирования6.

В период глобализации и увеличения влияния информационных технологий защита, а также продвижение национального имиджа может позволить странам, которые наращивают «мягкую силу», увеличение своего геополитического влияния на мировой арене. Страны, которые не уделяют внимание имиджу, переживают сложные времена, вследствие которых имидж стал обязательной частью стратегического капитала.

Далее рассмотрим понятия «позиционирование» государства на примере нашей страны.



Позиционирование в сознании потребителей территории - это не только процесс осознания фактически существующих, сложившихся ха­рактеристик территории, это еще и активная политика, направленная на формирование и поддержку «нужных», «правильных» ассоциаций, свя­занных с территорией.

Основания и уровни позиционирования территории.
Иссле­дователи Санкт-Петербургского института «Евроград» отмечают, что позиционирование региона можно и нужно проводить на четырех уров­нях, основываясь на учете таких широко распространенных и развиваю­щихся явлений, как конкуренция и соревнование регионов, с одной сто­роны, и партнерство и сотрудничество различных типов территориальных образований, с другой стороны.

Первый уровень— внутреннее позиционирование — это выявление роли региона для внутренних целевых групп: жителей конкретных городов и районов и регионального центра, предпринимателей и деловых кругов, общественности, властей муниципальных образований. Внутреннее пози­ционирование осуществляется посредством опросов, анкетирования, интервьюирования и т. п., в ходе которых определяется значимость региона и его центра для целевых групп, производится оценка ими различных сто­рон и конкурентных преимуществ своего региона.

Второй уровень — макрорегиональный, — представляет собой опреде­ление места и усиление роли региона в большом регионе в рамках административно-территориального деления страны. Для российских регио­нов в качестве макрорегионов выступают федеральные округа, а также трансграничные регионы (например, регион Балтийского моря, Баренц- регион и т. п.). Методами определения позиции региона в макрорегионе являются сопоставительный анализ показателей развития, тенденций межрегиональной миграции населения, различные региональные рейтин­ги, экспертные оценки, конкурсы среди регионов и входящих в их состав территориальных образований.

Третий уровень позиционирования — национальный — имеет важное значение для всех регионов. Здесь эффективными на­правлениями укрепления позиции региона являются флагманские проекты и крупные события национального масштаба, проводимые в регионе, а также участие в национальных конкурсах, выставках, ярмарках, фестива­лях. Все более важное значение имеет сотрудничество в сетевых нацио­нальных организациях регионов — союзах, ассоциациях.

Четвертый уровень позиционирования — международный — особенно важен для крупных, активных регионов и регионов, занимающих пригра­ничное положение. К способам международного позиционирования можно отнести укруп­ненные международные сопоставления уровня развития регионов и их городов, интернациональные рейтинги по различным характеристикам и сферам развития, специальные международные научные исследования программах, что также добавляет очки в национальный рейтинг региона.7

В данной работе мы будем анализировать имидж и позиционирование Российской Федерации на четвертом уровне – международном.


    1. Имидж и позиционирование РФ в современном мире


В современных условиях глобализации государства становятся все более похожи друг на друга, а это объективно влечет за собой увеличивающийся спрос на национальную идентичность. Страны, которые не уделяют особого внимания своему имиджу, могут переживать не лучшие времена. В информационном обществе приобретает все большее значение имидж, так как он является продуктом обработки большого количества информации. Имидж, в переводе с английского означает «репутация, изображение или мысленный образ». В имидже страны противоречиво сочетаются целенаправленные формируемые мифы, установки, в которых стихийно возникают представления, основанные на личном опыте. 8

Имидж России сложен и многогранен и формируется на основании многих факторов. С одной стороны, он измеряется отношением людей к России и россиянам. С другой стороны, имидж России в высокой степени определяется содержанием зарубежных средств массовой информации.

Согласно данным недавнего исследования (Kohut, Wike, Horowitz 2016), в  рамках которого в большинстве стран мира были осуществлены замеры позитивного и  негативного отношения респондентов к различным государствам, достаточно позитивный образ России характерен для стран СНГ и стран третьего мира, при этом в несколько меньшей степени – для Латинской Америки и Ближнего Востока; впрочем, в странах Ближнего Востока образ России значительно более позитивен, чем образ США. Заметно более негативен образ России в странах Запада (при этом в несколько меньшей степени в США, Канаде и Великобритании). Для стран Восточной Европы характерна очень сильная вариация (например, в Болгарии образ России выраженно позитивен, а в Польше – выраженно негативен).

Опрос жителей девяти крупных стран, проведённый Фондом Бертелсманна Bertelsmann Foundation 2016), показывает, что Россию до сих пор в мировом пространстве воспринимают как мировую державу. Она воспринимается как третья по  важности мировая держава после США и Китая. В целом 39% респондентов сочли Россию мировой державой. Больше всего – немцы (70%) и британцы (66%), они склонны рассматривать Россию как сверхдержаву и при этом даже в несколько большей степени, чем сами россияне (58%).

В западных СМИ (особенно британских и американских) преобладают не слишком позитивные оценки России и российского руководства. Исследования имиджа России в прессе США показали, что американские журналисты воспринимают Россию сквозь призму политики, видя в ней ядерную и энергетическую державу. Точно так же  освещается такая открыто враждебная США страна, как Иран. В то же время в  статьях, например, о союзнике США Великобритании преобладают материалы об  обществе, культуре, жизни людей и т.п.

Результаты исследования имиджа России в американской прессе методом анализа частоты встречаемости смысловых категорий (по ценностному словарю Г. Лассуэлла) в текстах статей New York Times, Wall Street Journal и U. S. Today свидетельствуют о значительном доминировании категорий «Власть» – 36,8%, «Просвещение» – 20,3% и «Богатство» – 19,6% (категории «Благополучие», «Справедливость», «Любовь», «Уважение», «Знания» получили 4,2–5,2%).

Важно отметить, что опережение категории «Власть» означает пристальное внимание прессы США к проблемам реализации власти в России, а именно к  политическим конфликтам и договорённостям. Во многом это является следствием своеобразия политического процесса в России, в частности, того, что принятие ключевых решений, влияющих на развитие нашей страны и контакты с другими государствами, осуществляется высшим эшелоном правящей элиты или лично Президентом РФ. Это определяет высокий уровень «политизированности» макроэкономических связей России с её внешнеполитическими партнёрами.

При этом наиболее значимыми в дискурсе анализируемых американских изданий являются сферы энергетики и государственности. То есть Россия интересует американскую прессу прежде всего с геополитической и макроэкономической точек зрения. Среди проблем, оказывающих негативное влияние на имидж России, указываются коррупция и преступность. Последнее неудивительно, учитывая, что в  14% американских фильмов, где есть русские персонажи, они изображаются как головорезы, убийцы или мафиози.


2. БРИКС как платформа для закрепления страны на мировой арене

2.1 БРИКС: история становления и основные понятия


В конце XX века мировое общество находилось на пороге новейшего развития. В новых реалиях США стали рассматривать возможность главенствования на лидирующую роль практически всех сфер мирового развития. Неоднозначным являлось и отношение ведущих стран Запада по отношению к развивающимся странам. К примеру, многим странам отказали в доступе передовых технологий, а с некоторыми были заключены сомнительные и невыгодные торгово-экономические договоры, что в свою очередь тормозило их развитие. Помимо этого, политическая элита стран третьего мира осознала необходимость в объединении сил по созданию реального противовеса Западу.

Во второй половине 90-х годов ситуация изменилась. Именно в данный период были просмотрены первые тенденции по объединению крупных стран, развивающихся быстрыми скачками. В начале 90-х годов имела распространение идея по созданию стратегического партнерства России, Индии и Китая под названием «группа РИК». Реакцией на озвученное предложение было молчание, так как взаимоотношения предполагаемых участников этого альянса были сложными, и говорить о каких-либо интеграционных проектах на данном этапе не представляется возможным.

Действия США, направленные вовне, показали мировому сообществу, что главная цель их — это закрепление гегемонии США в мире. Понятно, что ни одна из существующих стран не сможет при условии угрозы противостоять в одиночку Америке, и в данном контексте идея интеграции ряда многих стран «незападного мира» стала накапливать силу. Началась планомерная и интенсивная проработка проблем по взаимодействию России, Индии и Китая в области экономики, внешней политики и безопасности. Предпосылками новой интеграционной структуры послужило непрерывное взаимодействие России, Индии и Китая, а также участие присоединившейся к ним Бразилии при рассмотрении основных процессов в мире9.

Аббревиатура БРИК изначально появилась в 2001 году. Страны, которые входили в такое объединение, были ориентированы на развитие в экономическом и дипломатическом сотрудничестве. С 2001 по 2005 г. отношения стран проходили новый подъем в развитии. Весьма значительным стал саммит стран БРИК, который состоялся в Екатеринбурге в 2008 году. В итоге там было принято решение о придании официального статуса в структуре БРИК.

Первый саммит глав государств Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК) происходили в июне 2009 года в Екатеринбурге10.

В ходе проведения встречи были отработаны основные направления по взаимодействию по ключевым вопросам международных отношений и по укреплению основ институциональных групп. Главы государств данных стран договорились о взаимовыгодном отстаивании интересов на международной арене на основе поддержки, многогранности и приоритета международного права. Помимо этого, были согласованы позиции основных направлений по борьбе с экономическим кризисом и по развитию основ сотрудничества широкого спектра вопросов, таким как, к примеру, экономика, энергетика, наука и образование.

Формат БРИК не поддерживал доминирование какой-либо одной страны, в то же время давал возможность принять решение на равноправной основе. Главным образом были изменены взаимоотношения между Индией и Китаем. В рамках данного диалога двух стран были найдены определенные точки соприкосновения, позволившие улучшить их отношения. В 2003 году была принята «Декларация о принципах отношений и всестороннем сотрудничестве», она позволила определять положительную тенденцию взаимоотношений Китая и Индии. Согласно данной Декларации, отношения между данными странами должны основываться на доверии и взаимной выгоде, а также территориальные споры были отложены на неопределенное время.

Начиная с января 2005 года начал действовать «Совет мудрецов», который состоял главным образом из важных экспертов, которые могли заниматься обсуждением данной проблемы китайско-индийских отношений, анализировали международные проблемы. В форме взаимоотношений Индии и Китая было выявлено о стратегическом взаимодействии, отношениях сотрудничества. Индия становится постоянным участником в Совбезе ООН. Торговля между Китаем и Индией развивалась быстрыми темпами, в скором времени стала самой быстрорастущей во всем мире. С 2005 по 2008 г. объем торговли между Китаем и Индией достиг наилучших показателей того периода времени.11

Российско-китайские отношения трансформировались определенным образом. Большой Договор о дружбе 2001 г. стал основой их взаимоотношений, согласно нему, многие территориальные разногласия были разрешены. Тем самым был основан фундамент по двухстороннему стратегическому сотрудничеству. В первом 10-летии XXI века товарооборот двух стран вырос практически в 10 раз12.

Российско-индийские отношения претерпевали достаточно долговременную корректировку. Товарооборот этих двух стран составил около 5—7 млрд. долл. Основополагающими статьями по торговле выступает военная техника, энергоресурсы. При этом, и Россия, и Индия были заинтересованы расширением по взаимовыгодному сотрудничеству13.

Бразилия представляла в то время особенную страну в силу своего дальнего расположения от остальных стран-партнеров. Однако, она являлась одной из крупнейших промышленных держав. В начале XXI века данная страна активизировала поиск новых партнеров по реализации разных интеграционных инициатив в форме регионального сотрудничества. Преимущество состояло в том, что те страны, которые в потенциальном значении схожи с Бразилией, рассматривались с рамках отношений с такими странами как Россия, Индия и Китай. Поэтому началось активное экономическое и политическое взаимодействие Бразилии с ними.

В 2009 году Китай можно было назвать наиболее крупным торговым партнером Бразилии. Очень интенсивно развивалась кооперация Бразилии и Индии, Китая в областях: биотехнологий, фармацевтики, возобновляемых источников энергии (этанол, биодизель), ядерной энергии, космоса. Отношения между Россией и Бразилией были установлены еще в начале XIX века, на современном этапе они продолжают весьма активно развиваться.

В первом 10-летии XXI века взаимодействие стран БРИК поднялось на новый уровень развития. Альянс БРИК стал более серьезным «игроком», который способен оказать сильное влияние на расстановку своих сил на мировой арене. В 2011 г. в состав данной организации была также принята пятая страна — Южно-Африканская Республика. В связи с чем изменилось название данного интеграционного объединения — вместо БРИК - БРИКС.

Таким образом, на мировой арене появляется новый политический игрок, поспособствовавший выходу интеграционных процессов на качественно новый уровень. В современности страны БРИКС активно выступают за коллективный подход по решению глобальных и основательных проблем в современности


2.2 Анализ публикаций Западных стран по отношению к БРИКС


Насколько мы знаем, в 2015 году в Уфе состоялся саммит БРИКС. Counter Punch (США) упоминает, что данные мероприятия выступают переломным моментом, после которого влияние США достаточно в большой степени снизится. Counter Punch отмечает, что участники саммитов «осознают, что не имеют возможности достичь финансовой стабильности, в то время как Вашингтон диктует правила, печатая фактически международную валюту и контролируя кулючевые рычаги в области инансов»14:

Вот благодаря чему государства БРИКС приняли решений пойти другим путем, поэтапно избавляясь от существующей Бреттон-Вудской системы и формируя параллельную, отвечающую по большей части их собственным интересам. Они заострили свое внимание, на элементах, лежащих на базе нынешней системы во главе с США, на институтах, из которых формируется исключительная мощь США. Речь идет о долларе, торговле американскими долговыми облигациями и МВФ. Исходя из данной логики, при условии замены данных элементов не имеющая себе равных держава превращается в просто государство, пытающиеся свести концы с концами».

Counter Punch

Всё верно, однако стоит отметить, что в США произошло достаточно мало новостей по данному важному информационному поводу: «Ни одно из основных средств массовой информации не рассказывает подробно проходящие (на саммите) встречи и не пытается объяснить, что там происходит. В результате США в большей степени остаются в неведении относительно крупного и сильного объединения наций, которое создает альтернативный комплекс, что в достаточной степени снизит влияние США в мире и поставит крест на сегодняшней эпохе владычества супердержавы»15.

И правда, не смотря на то, что «Уфимская декларация глав стран-участников Шанхайской организации сотрудничества (г. Уфа, 9-10 июля 2015 года)», как и все документы подобного типа, содержит обтекаемые формулировки, не смотря на это существует однозначное указание на расширение организации:

«Страны-участники убеждены, что прием новых участников и дальнейшее совершенствование сотрудничества со странами-наблюдателями и партнерами по диалогу имеет ключевое значение в процессе развития Организации, способствует увеличению ее потенциала. Исходя из этого они с удовлетворением констатируют принятие решения о старте процесса приема Индии и Пакистана в ШОС, а также о предоставлении Республике Беларусь уровня страны-наблюдателя при ШОС и статуса партнера по диалогу ШОС – Азербайджанской Республике, Республике Армения, Королевству Камбоджа и Федеративной Демократической Республике Непал».

И ещё важные цитаты:

«Страны-участники убеждены, что одностороннее и неограниченное наращивание некоторыми странами или группами стран комплексов противоракетной обороны нанесет ущерб международной безопасности и дестабилизирует обстановку в мире»16;

«Страны-участники продолжат работу над формированием Фонда развития (Специального счета) ШОС и Банка развития ШОС для стимулирования торговых и инвестиционных связей в регионе»;

«Страны-участники поддерживают инициативу Китайской Народной Республики по формированию “Экономического пояса Шелкового пути”. Они отмечают достаточно важным наладить консультации и информационный обмен между соответствующими ведомствами стран-участников ШОС».

Необходимо рассмотреть публикации на тему саммитов в зарубежных СМИ17:

National Interest (США): «Встреча на прошлой неделе в Уфе лидеров Индии, России, Бразилии, Китая и ЮАР на VII саммите БРИКС упоминает не только о том факте, что Россия не изолирована из-за введения западных санкций», но и «знаменует трансформацию клуба БРИКС в формирующееся объединение держав со своими приоритетами, отличающимися от приоритетов Вашингтона или Брюсселя», и «хотя государства-члены БРИКС стараются напрямую не выступать против американской гегемонии, они оспаривают претензии Запада на беспрестанный руководящий статус в существующем комплексе». 18

Newsweek (США) публикую такую информацию про ШОС: «Данной международной организации, практически неизвестной на Западе, необходимо объявить о том, что в скором времени будет включать страны, которые представляют половину населения мира», и выказывает беспокойство «относительно того, что мировой уклад постепенно меняется»19.

Financial Times (Великобритания) также высказывают мнение о том, что страны-члены БРИКС «двигаются вперед в формировании альтернативы международным многосторонним институтам, которые они давно критиковали». Исходя из этого, можно сказать, что все-таки стоило прислушаться к критике. В связи с тем, что теперь «с банком и пулом резервных валют БРИКС более организационно оформлен, чем Группа семи (G7)», причём с перспективами: «Невзирая на некоторые разочарования в сфоре некоторых экономик БРИКС, их совокупный вес в глобальном ВВП продолжает увеличиваться, и, следовательно, растет их вес в международных делах».

Особое внимание стоит уделить отрывку из The Times: «Может быть, НБР БРИКС и пул резервных валют пока не будут иметь возможности соперничать с МВФ и Всемирным банком по ресурсам». «Возможно», да. А может, и смогут, знаете ли — особенно в будущем20.

Мнение Китая как члена ШОС и БРИКС является особенно интересным.

«Хуаньцю шибао» скромно, но достаточно уверенно заметил: «Саммит отразил неприятие принципа однополярности в комплексе международных отношений со стороны увеличивающихся сил и надежду на создание диверсифицированного мирового порядка в политике и экономике». Давно необходимо отменить «новый мировой порядок» и ввести за место него справедливый мировой порядок21.

China Daily уделяет особое внимание экономическому аспекту: «Формирование Нового банка развития (НБР) БРИКС отражает, что сотрудничество государств объединения стало обладать прагматической степенью. НБР принесет достаточно большие выгоды и даст возможность финансировать проекты во всевозможных областях, в том числе промышленность». И, стоит отметить, КНР в этом примет активное участие.

Индия является страной-участником БРИКС и яро выражает уверенность в будущем данной организации. The Hindu Business Line пишет: «Избавляясь от условий выдачи кредитов, которые установил МВФ, и господства доллара, эти новые инициативы (Новый банк развития и пул резервных валют БРИКС — прим. ТАСС) обеспечивают столь нужную динамику в глобальной финансовой архитектуре». Существует ли возможность привести хотя бы единичный пример ситуации, когда кредиты МВФ, которые предоставлялись на достаточно характерных условиях, оказали бы помощь бы хоть какому-либо народу поднять уровень жизни, стране — развиться и т.д.?

Газета «Минт» также называет «очевидным становление БРИКС в качестве мощной финансовой и политической силы, которое вряд ли будет кем-то игнорироваться».

Газета «Хинду» немного подробнее раскрывает важность ШОС для Индии: «Первоначально, это откроет области торговли и энергетики в регионе, а также транзитные маршруты между Россией и Китаем, проходящие сквозь Центральную Азию. Саммит ШОС также станет достаточно важной площадкой для взаимодействия Афганистана со своими соседями, когда ситуация с безопасностью в данной стране достаточно меняется».

Газета Mail & Guardian (ЮАР, входит в БРИКС) говорит о том, что Новый банк развития государств-членов БРИКС достаточно быстро сформирован за три года, и уже устанавливает новые правила игры: «Данное решение отражает анафему таким Бреттон-Вудским институтам, как Всемирный банк», отмечая, что в банке БРИКС все государства обладают равным голосом22.

Главным аспектом выступает то, что в МВФ ключевым «весом» в области голосов обладают Япония, Германия, США, Великобритания и Франция, при этом 84% участников МВФ имеют менее чем 40% голосов. Учитывая условие, что в Совете управляющих решения по ключевым вопросам, которые имеют оперативный либо стратегический характер, принимаются «специальным большинством» (70 или 85 %) голосов, США, особенно вместе со странами ЕС, имеют возможность налагать вето на основные решения. Не удивительно, что Новый банк развития вызывает интерес — США до сих пор не выказывает желания ратифицировать давно предложенный пакет реформ МВФ.

Существуют и более прагматичные рассуждения. GloboNews (Бразилия) пишет: «Бразильские производители реализуют 58% российского импорта говядины и 84% свинины, в тоже самое время Бразилия анализирует способность закупки в России зерна и рыбы», и вообще «ключевая идея, которую отстаивала делегация Бразилии в России на проходивших переговорах по сельскому хозяйству, состоит в нужности формирования глобальных цепей производства продуктов питания». Вопрос питания достаточно важен, как банковский. И необходимо решать вопросы продовольственной безопасности юридически в рамках ВТО, а фактически – между союзниками.

При этом союз стран в границах БРИКС— не только экономический. Не просто так радиостанция «Голос Америки» говорит, что впервые в истории два государства, которые обладают ядерным оружием — Пакистан и Индия — станут участниками одной организации, которая нацелена на обеспечение безопасности в регионе.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что поступенно, но достаточно уверенно и уже практически гарантированно формируется абсолютно новый геополитический полюс на планете — и, очередной раз стоит отметить, вне концепции глобализма, базируясь на сотрудничестве независимых национальных стран.



    1. Продвижение имиджа РФ с помощью БРИКС


Важнейшим для России направлением деятельности в БРИКС является политическое взаимодействие с участниками группы. На сегодняшний день БРИКС не является политическим блоком. Отношения участников развиваются в направлении выработки общих подходов к решению важных международных проблем. Здесь Россия ведет активную политику.

По сути БРИКС представляет собой новую модель международных отношений. Это альтернатива однополярному проамериканскому мировому устройству, ориентированному на потребности развитых стран. Страны БРИКС стремятся к реформированию мировых финансовых институтов, продвижению дипломатических и политических методов решения конфликтов. Главная цель – расширение участия развивающихся стран в мировых экономических и политических отношениях на справедливых основаниях, взаимодействие с развитыми странами на равных.

Для России участие в БРИКС – это способ разрешения проблем, которые возникают в отношениях с США и странами Запада. Среди них: развитие военного потенциала РФ, отношения со странами СНГ, интересы России в ключевых регионах мира, установление справедливого экономического климата. Поэтому для России блок БРИКС – это важный инструмент диалога с Западом.

В то же время Россия не использует БРИКС как плацдарм для жесткого противоборства с Западом. Такой сценарий одинаково невыгоден для обеих сторон. На первом плане и для развитых, и для развивающихся государств стоит экономическая стабильность. Поэтому Россия избегает антизападной политики, так как сама зависит от благоприятных отношений с Западом. Москву более устраивает роль посредника между Западом и Востоком – так она может обеспечить себе достойное место в мировой политике и стабильное экономическое развитие.

Именно поэтому Россия не только выступила инициатором создания группы БРИКС, но и способствовала проведению регулярных встреч на высшем уровне и расширению повестки дня. Действия России в рамках БРИКС полностью совпадают с ее нынешним статусом страны с развивающейся экономикой и способствуют налаживанию разнообразных связей на международном уровне. Таким образом, БРИКС – это гарантия, что Россия не останется в политической и экономической изоляции.23

Однако партнеры из других стран не однозначно относятся к России. Это можно заметить, основываясь на анализе рейтинговых агентств.

Fitch и Standard & Poor's в марте 2014 г. ухудшили прогнозы по кредитному рейтингу России со «стабильного» на «негативный»24. Агентства объяснили такую динамику «растущими геополитическими и экономическими рисками»25.

18 октября в СМИ появились сообщения, что агентство Moody’s понизило кредитный рейтинг России в связи с кризисом на Украине и экономическими санкциями США и Европы, среди других факторов называются ограничения для российского бизнеса на кредиты за рубежом и доступ к иностранному рынку, отток капитала, а также снижение цен на нефть26.

Среди рейтинговых показателей последнего времени можно привести в пример и относительно положительные результаты. Так Россия заняла 17-е место в рейтинге стран с лучшими условиями жизни для экспатов, подготовленном банком HSBC. При формировании списка аналитики учитывали ряд факторов, в том числе уровень зарплат иностранцев в стране, возможность воспитывать детей, доступность языка, легкость интеграции в общество и другие27.

Индекс рейтинга The New Persuaders III («новые увещеватели») рассчитывается по пяти показателям28:

– культура (качество производимых проектов и их распространение на международном уровне);

– государственное управление (оценка деятельности государственных институтов, её результатов, действующих в государстве политических ценностей);

– дипломатия (влияние государства на международной арене);

– образование (качество образовательных учреждений, привлечение иностранных студентов) и бизнес/инновации (открытость и привлекательность экономической системы страны, готовность к инновациям).

Еще один авторитетный международный рейтинг составляется на основе Индекса восприятия коррупции, он отражает восприятие распространения коррупции среди официальных публичных должностных лиц и политиков экспертами (живущими в данном государстве, так и зарубежными) и представителями деловых кругов29.

В 2014 году Россия заняла 136 место наравне с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном. Эксперты полагают, что из-за нерешительности в борьбе с коррупционными преступлениями и хаотичности мер по предотвращению коррупции Россия остаётся на последних позициях Индекса30.

Имидж России, который выстраивается сейчас на международной арене, касательно ее участия в БРИКС выглядит не совсем позитивно.

«Вместо того чтобы войти в западные организации, например во Внешнеторговую организацию, Российская Федерация выбирает формирование своих “потемкинских союзов”, публикует немецкое издание Frankfurter Rundschau.

Россия планомерно передвигается от одной дипломатической победы к другой. В понедельник она абсолютно одна при помощи вето в Совете Безопасности высвободила Абхазию от всех 180 наблюдателей Организации объединенных наций. Во вторник на саммите ШОС объединила пол-Азии против диктатуры доллара. В тот же день, в том же месте ту же цель обозначили перед собой государства-члены БРИК с их бурно развивающейся экономикой. Но стоит отметить, что согласования никаких обязывающих мер не произошло. Зато Российская Федерация в составе таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией выступила против Всемирной торговой организации. До сегодняшнего дня мир не оценил масштабов данного поступка: спустя 16 лет достаточно тяжелых переговоров Москва приняла решение присоединиться к свободной мировой торговле наравне с автократами и сторонниками плановой экономики из Астаны и Минска. Стоит предположить, ранее XXII века из этого ничего не выйдет, опубликовано в тексте статьи Deutsche Welle. Антипатию России по отношению к Западу можно объяснить не только неким образом врага, который сохранился с советского времени, но и тем, что на Западе никто не прислушивается к речам российских вождей».

Во Франции данная тема достаточно полно раскрыта у L'Echo: «Проводя данную встречу, президент России Владимир Путин направляет США и европейцам два послания. Он дает им возможность понять, что Российская Федерация не только остается страной, с которой стоит считаться, но и государством, которое заключает новые союзы, повернув свой взгляд на Восток, первостепенно в направление Китая, но также и на южное полушарие с ее новыми быстро развивающимися странами». Кстати, упоминая Францию, неободимо привести мнение Il Giornale: «Путин — единственный соперник США».

Japan Times пишет: «Китай и Россия отразили свои амбиции к динамике международного финансового комплекса, который вращается вокруг Всемирного банка и Международного валютного фонда и сосредотачивается около США, Европы и Японии». Япония явно призадумалась.

Таким образом, можно отметить, что Россия старается позиционировать себя дружелюбно по отношению к станам Запада, старается урегулировать все конфликты и найти оптимальные точки сотрудничества стран. В то же время Западные страны видят в России угрозу, ее имидж складывается таким образом, что страна представляется врагом в глазах иностранцев.



Заключение


В данной креативной работе удалось изучить процесс формирования имиджа Российской Федерации на мировой арене посредством ее вхождения в БРИКС, а также позиционирование страны в современном мире, отношения западных стран.

Объектом исследования выступил тезис: влияние участия России в БРИКС.

Предмет исследования – выстраивание позиции и имиджа России

Достигнута цель исследования: комплексное изучение позиционирования и выстраивания имиджа России на мировой арене за счет ее участия в БРИКС
Были решены следующие задачи:

  1. Определены термины «Имидж» и «Позиционирование».

  2. Определены основные факторы работы БРИКС.

  3. Проанализирована общая ситуация в мире по отношению к данной организации.

  4. Рассмотрен характер публикаций иностранных СМИ, в которых выражено негативное отношение Запада к БРИКС, в частности к России.

  5. Проанализирован общий настрой западных стран к участию России в БРИКС


Практическая значимость работы

При сборе и последующем изучении практического материала использованы методы наблюдения, сравнения зарубежных публикаций в СМИ и отношения России к западным партнерам. Работа направлена на изучение аспектов, влияющих на становление имиджа России в глазах мирового сообщества, а также соответствие желаемого имиджа и действительности.



Данная работа может быть использована специалистами в сфере связей с общественностью, политологами, специалистами в сфере международных коммуникаций, экономистами, социологами с целью изучения влияния участия страны в международных экономических сообществах на отношение к ней иностранных коллег.

Список литературы


  1. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М.: Алгоритм, 2004

  2. Б.Мартынов, Многополярный или многоцивилизационный мир? Международные процессы, Том 7, № 3(21), сентябрь – декабрь 2009

  3. Бурстин Д. Имидж. М., 2007.

  4. Василенко И.А. Имидж России: концепция национального брендинга // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2012. № 4. С. 67.

  5. Владимирова А. В., Королев В. А., Трунина А. А. Страновой брендинг и его отражение в глобальных рейтингах «мягкой силы» // Вестник международных организаций. 2014. Т. 9. № 2. С. 214

  6. Гаджиев К.С. Имидж государства в контексте идеологий. М.: Андалус, 2007. С 40.

  7. Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М.: Известия, 2005. С. 371.

  8. Гордеева О.И. Политический имидж в избирательной кампании // Технологии и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 2009. с. 37

  9. Горчакова В. Г. Имиджелогия. Теория и практика: учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 335 с.

  10. Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели // Медиаскоп. 2008. № 2.

  11. Дегоев В. Самоослепление. Новая политическая мифология России. Политический журнал. 4 декабря 2006. No 45/46. С. 5.

  12. Елшина Е. Имидж и репутация // Мой профсоюз. – 2009. – 22 сентября (№ 38)

  13. Извеков Н.Н. Факторы, формирующие образ страны в окружающем мире // Обозреватель. 2010. № 1. С. 55.

  14. Кара-Мурза С.Г. Матрица Россия. М.: Алгоритм, 2007.

  15. Краткий психологический словарь / составитель Л. А. Карпенко, под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1985. – 431 с.

  16. Платонов О.А. Русская цивилизация. М., 1992.

  17. Почепцов Г. Г. Профессия: имиджмейкер. – 2-е изд., мспр. и доп. – СПб. : Алетейя, 2001. – 256 с

  18. S. Lavrov. BRICS: a new-generation forum with a global reach. In “BRICS: the 2012 New Delhi Summit”, eds. J. Kirton, M. Larionova, Y. Alagh, Newsdesk Media, 2012.

  19. Реакция читателей западных СМИ на празднование годовщины Дня Победы http://russian.rt.com/inotv/2015-05-09/Reakciya-chitatelej-zapadnih-SMI-na

  20. Самые влиятельные люди мира – 2014: рейтинг Forbes [Электронный ресурс]. http://www.forbes.ru/rating- photogallery/272505-samye-vliyatelnye-lyudi-mira-2014-reiting-forbes/photo/1

  21. Valdai. Discussion Club [Электронный ресурс]. – Режим доступаhttp://valdaiclub.com/club/




1 http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php? 28.10.217

2 Галумов Э.А. Международный имидж России. М., 2010.с. 109

3 Улитина М. О. Имиджевый потенциал России в условиях глобализации и возможности его использования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2014. No 2 (688). С. 199.

4 http://ug.ria.ru/politics/20070705/81588349.html 28.10.217

5Семененко И.С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности // Полис. Политические исследования. 2008. № 5. С. 10.

6Елшина Е. Имидж и репутация // Мой профсоюз. – 2009. – 22 сентября (№ 38)

7 https://lektsia.com/9x45c0.html 02.11.2017

8 Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М.: Известия, 2014. С. 371.

9 Dinnie K. Nation branding: concepts, issues, practice. Oxford: Butterworth-Heinemann, 2008. P. 17.

10 Георгий Толорая, Россия и БРИКС: стратегия взаимодействия. Стратегия России, №8, август 2011, [Электронный ресурс] - Режим доступа: – Режим доступа http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?


11 Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – 2-е изд., стер. – М.: «Омега-Л», 2008. – 266 с.

12 Краткий психологический словарь / составитель Л. А. Карпенко, под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.


13 Галумов Э.А. Международный имидж России. М., 2010.с. 109.

14 Country Brand Index 2014-15 [Электронный ресурс] - Режим доступа:. http://www.futurebrand.com/images/uploads/studies/cbi/CBI_2012-Final.pdf

15 Рейтинг конкурентоспособности стран мира 2012 года (The IMD World Competitiveness Yearbook 2012) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://gtmarket.ru/news/2012/05/31/4423

16 Использование информационных и коммуникационных технологий в организациях [Электронный ресурс] - Режим доступа:. http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d02/21-01.htm

17 Историк: Западные лидеры проявляют слабость, отказываясь приехать в Москву на парад Победы http://russian.rt.com/article/90492

18 Michael McFaul, Current history, USA. Oct.6.2010.

19 Nye, Jr., Joseph S. Public Diplomacy and Soft Power // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2008. № 616. P. 95.

20 S. Lavrov. BRICS: a new-generation forum with a global reach. In “BRICS: the 2012 New Delhi Summit”, eds. J. Kirton, M. Larionova, Y. Alagh, Newsdesk Media, 2012.

21 Nye, Jr., Joseph S. Soft power: the means to success in world politics. New York: PublicAffairs, 2004. P. 5.

22 Англо-русский словарь общей лексики «Lingvo Universal». Англо-русский словарь общей лексики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/image/перевод/#lingvo

23 Киреев Алексей Александрович// РОЛЬ РОССИИ В ГРУППЕ БРИКС, 2015

24 Fitch ухудшило прогноз по рейтингу России до «негативного» [Электронный ресурс]. http://top.rbc.ru/economics/21/03/2014/912552.shtml

25 Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М.: Аспект-Пресс, 2002. С 21.

26 Moody’s понизило суверенный рейтинг России [Электронный ресурс]. http://top.rbc.ru/economics/18/10/2014/54418479cbb20f3438ddf4e3

27 Россия вошла в двадцатку лучших стран для экспатов [Электронный ресурс]. http://lenta.ru/news/2014/10/23/expat/

28 Nye, Jr., Joseph S. Public Diplomacy and Soft Power // The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. 2008. № 616. P. 99.

29 Нисневич Ю. А., Стукал Д. К. Многоликая коррупция и ее измерение в исследованиях международных организаций // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 3. С. 85

30 Индекс восприятия коррупции-2014: оценка России упала на один балл [Электронный ресурс]. http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/indeks-vospriiatiia-korruptcii-2014-otcenka-rossiiupala-na-odin-ball