Скачать 270.04 Kb.
Дата11.05.2018
Размер270.04 Kb.
ТипЗакон

Положение о взаимодействии поисково-спасательных формирований



Приложение 2

ПРОЕКТ


ПОЛОЖЕНИЕ

о взаимодействии поисково-спасательных формирований

МЧС России, Минздрава России, органов управления туризмом субъектов

Российской Федерации и других структур по вопросам обеспечения безопасности

Туристов

г. Москва, 2004

Общие положения


1.1. Настоящее Положение разработано на основе федеральных законов “Об основах туристической деятельности в Российской Федерации”, “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” и постановления Правительства Российской Федерации “О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов”.

1.2. В Положении применяются следующие основные понятия:

авария — происшествие в туристской (альпинистской) группе на маршруте или в месте дислокации туристов (альпинистов), вызванное нарушением требований безопасности или стихийными (природными) явлениями; при определенных условиях авария может привести к чрезвычайной ситуации;

аварийно-спасательные работы (АСР) — действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов;

аварийно-спасательное формирование (АСФ) — структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

бедствие — обстановка, связанная с угрозой жизни (здоровью) туристов, возникшая вследствие воздействия природных, техногенных факторов или неосторожных и неумышленных действий туристов при проведении туристских мероприятий;

безопасность туризма — личная безопасность туристов, сохранность их имущества и не нанесение ущерба природной среде при совершении путешествий;

категориро ванный туристский маршрут — туристский маршрут, содержащий технически трудные природные препятствия, классифицированные по категориям трудности, преодоление которых требует от туриста специальной подготовки и опыта;

маршрутно-квалификационная комиссия (МКК) — комиссия федерации спортивного туризма (альпинизма), осуществляющая контроль за подготовкой и выпуском на категорированный маршрут туристов (альпинистов);

орган управления туризмом субъекта Российской Федерации

государственное учреждение, организующее работу в сфере туризма на территории субъекта Российской Федерации;

орган, специально уполномоченный решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций — орган, предназначенный для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; министерства, комитеты, главные управления, управления, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе


или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления);

организация взаимодействия при ликвидации ЧС — комплекс мероприятий, направленных на согласование действий органов управления, сил и средств при совместном выполнении ими задач по ликвидации последствий ЧС и проводимых руководителями задействованных служб и формирований;

организации самодеятельного туризма — объединения туристов, безвозмездно оказывающие содействие самостоятельно организующим путешествие туристам, при условии членства их в данной организации;

поисково-спасательные формирования (ПСФ) — специализированные службы, оснащенные специальной техникой, оборудованием и снаряжением, предназначенные для проведения поисково-спасательных работ;

поисково-спасательные работы (ПСР) — действия по поиску и спасению людей, терпящих бедствие;

продвижение туристского продукта — комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и другое);

послеаварийные действия — комплекс мероприятий, выполняемых с целью снижения тяжести и ликвидации последствий ЧС, включающий в себя действия по обнаружению, оповещению, обеспечению прибытия на место происшествия специализированных служб, оказанию экстренной и медицинской помощи пострадавшим и расследованию происшествия;

силы и средства ликвидации последствий ЧС — силы и средства территориальных, функциональных и ведомственных или отраслевых подсистем и звеньев единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенные или привлекаемые для выполнения задач по ликвидации последствий ЧС;

туризм — временный выезд (путешествие) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность — туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

туризм внутренний — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

туризм выездной — путешествия лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

туризм въездной — путешествия в пределах Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

туризм социальный — путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;

туризм самодеятельный — путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно;

турист — гражданин, посещающий страну, место временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки;

туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил;

туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих тур операторскую и тур агентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов — переводчиков;

тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов — переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия;

туристский продукт — право на тур, предназначенное для реализации туристу;

туроператорская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее- туроператор);

турагентская деятельность — деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее- турагент);

туристская путевка — документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта;

туристский ваучер — документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура и подтверждающий факт их оказания;

туристская документация — документы, на основании которых проводится тур, туристское мероприятие (путевка, маршрутная книжка, маршрутный лист, положение о соревнованиях и др.);

туристские мероприятия — путешествия, походы, экскурсии, соревнования и слеты, организуемые со спортивной, оздоровительной, познавательной, учебной или иными целями в городской и природной среде обитания;

туристский маршрут — заранее спланированный путь движения туриста во время путешествия;

территория обслуживания (ответственности) — территория, которая с учетом административно-территориального образования Российской Федерации закрепляется за органами управления, силами и средствами, предназначенными для организации и проведения работ по ликвидации последствий аварий;

услуги гида — переводчика — деятельность профессионально подготовленного физического лица по ознакомлению туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания;


' чрезвычайная ситуация в туристской (альпинистской) группе или в месте дислокации туристов (альпинистов) — обстановка в группе, на маршруте или в месте дислокации туристов, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, для ликвидации последствий которой необходима помощь ПСФ.

1.3. Положение определяет принципиальные основы взаимодействия органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, привлекаемых к спасению терпящих бедствие туристов и туристических групп и ликвидации последствий ЧС в туризме.

1.4. Основными целями ликвидации последствий аварий и ЧС являются спасение пострадавших и оказание им медицинской помощи в возможно короткие сроки.

1.5. Комплекс первоочередных мероприятий по ликвидации последствий аварий и ЧС включает:

спасение пострадавших, оказание им первой медицинской помощи; эвакуацию пострадавших в лечебные учреждения для оказания им

медицинской помощи.

2. Силы и средства ликвидации последствий аварий

и чрезвычайных ситуаций

2.1. При возникновении бедствия на маршруте туристы обязаны при их соответствующей квалификации принять меры по спасению пострадавших, организовав спасательные работы собственными силами и направив сообщение о происшествии в ПСС МЧС России.

2.2. В зависимости от сложившейся обстановки и уровня чрезвычайной ситуации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3.08.96 г. # 924 “О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” определяется следующий состав сил и средств для ликвидации аварий и ЧС:

а) основными силами постоянной готовности, выполняющими задачи по предупреждению, оказанию помощи и спасению туристов, являются ПСС МЧС России. Они, в зависимости от количества туристов, степени потенциальной опасности маршрута и других факторов, определяют необходимый состав сил и средств постоянной готовности поисково-спасательного формирования;

б) могут привлекаться так же аварийно-спасательные и аварийно- технические формирования федеральных органов исполнительной власти; формирования, учреждения и службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) привлекаются силы и средства территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных


ситуаций и их звеньев (субъектов Российской Федерации, городов, районов и объектов).

2.3. Привлечение сил и средств, закрепление территорий, на которых они несут ответственность за ликвидацию последствий аварий и ЧС, производится в порядке, установленном Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. # 794, в соответствии с федеральным планом действий, планами действий (взаимодействий) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях регионов, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъектов Российской Федерации, городов, районов, других административно-территориальных образований, учреждений и организаций.

2.4. К ликвидации последствий аварий и ЧС и проведению неотложных работ может привлекаться в соответствии с Федеральным законом “Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей” на добровольной основе население, а также отдельные граждане (с их согласия), оказавшиеся на месте аварии и не являющиеся спасателями.

3. Основы организации управления и взаимодействия при ликвидации

последствий аварий и чрезвычайных ситуаций

3.1. С целью повышения оперативности и эффективности ликвидации последствий аварий и ЧС федеральными органами исполнительной власти и организациями Российской Федерации, подведомственными им региональными, территориальными и местными органами управления, а также аварийно- спасательным формированиями на месте аварий и ЧС организуется взаимодействие, которое обеспечивается:

взаимным оповещением и информированием о факте аварии или ЧС, о составе и готовности сил и средств;

совместными и скоординированными действиями органов управления, сил и средств;

эффективным управлением работами по спасению пострадавших и ликвидации последствий аварий и ЧС.

3.2. Основные цели взаимодействия:

скорейшее оказание помощи пострадавшим людям;

обеспечение возможности расследования обстановки на месте, до прибытия лиц, специально расследующих происшествие;

ускорение восстановления нормального режима функционирования в районе аварии или ЧС;

3.3. Основные принципы взаимодействия:

соблюдение законности;

гуманное отношение к пострадавшим;

комплексное использование сил и средств;

персональная ответственность руководителей служб за выполнение возложенных на них функций;


подчинение лиц, участвующих в работах на месте аварии и ЧС, указаниям должностного лица при выполнении им оперативно-следственных действий;

самостоятельность действий ПСС МЧС России (при отсутствии на месте представителей других органов власти) с обязательной фиксацией ими первоначальной обстановки на месте аварии или ЧС;

взаимное информационное обеспечение;

согласованность планирования послеаварийных действий;

оперативное принятие мер по ликвидации последствий аварий или ЧС.

3.4. Основными задачами по ликвидации последствий аварий и ЧС являются:

а) для органов здравоохранения Российской Федерации, территориальных и местных органов здравоохранения:

привлечение дежурных сил и средств (в том числе службы медицины катастроф) для оказания медицинской помощи пострадавшим;

обеспечение эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

оказание пострадавшим медицинской помощи.

б) для федеральных, региональных, территориальных и местных органов управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сил и средств, привлекаемых ддя ликвидации последствий ЧС:

непосредственное выполнение АСР;

организация управления и координация действий всех органов управления, сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий ЧС, связь и оповещение на месте ЧС;

обеспечение доставки на место аварии или ЧС бригад экстренной медицинской помощи, специалистов территориальных и местных служб и организация эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;

в) для комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объектовых комиссий:

назначение руководителя ликвидации последствий аварий и ЧС (при чрезвычайной ситуации местного или территориального уровня);

организация передачи оперативной информации в центр управления в кризисных ситуациях, информационные центры федеральных органов исполнительной власти, региональные информационно-управляющие центры, информационно-управляющие центры органов управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий субъектов Российской Федерации, абонентские пункты городских и районных органов управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, информационные центры организаций;

принятие решения о привлечении сил и средств для ликвидации последствий ЧС;

руководство работами по ликвидации последствий ЧС;

организация эвакуационных мероприятий, размещение эвакуируемых;

обращение при недостаточности собственных сил и средств за помощью к федеральным органам исполнительной власти;

информирование органов социальной защиты населения при органах исполнительной власти, органах местного самоуправления о гражданах, пострадавших в ЧС, для оказания помощи пострадавшим в соответствии с законодательством Российской Федерации;

контроль и оценка результатов деятельности по совершенствованию взаимодействия при ликвидации последствий аварий и ЧС.

3.5. При получении сигнала бедствия или истечения контрольного срока возвращения туристов ПСФ МЧС России:

организует поисково-спасательные работы, исходя из возможностей ПСС; привлекает к участию в спасательных транспортировочных работах необходимое количество спасателей, а при необходимости альпинистов, туристов, совершающих походы (восхождения) в данном районе, а также необходимый транспорт (в том числе и воздушный), дополнительные технические средства и снаряжение;

обращается, в случае недостаточности сил и средств, за помощью к местным органам власти, органам управления туризмом субъектов Российской Федерации, региональным поисково-спасательным отрядам, другим организациям;

осуществляет общую координацию деятельности всех организаций по проведению поисково-спасательных работ и оказанию помощи туристам, терпящим бедствие;

обеспечивает (организует) проведение необходимых действий.

3.6. Первый из прибывших на место аварии или ЧС руководителей подразделения взаимодействующих органов управления, сил и средств принимает на себя полномочия руководителя ликвидации последствий аварий и ЧС и исполняет их до прибытия назначенного Комиссией по чрезвычайным ситуациям руководителя работ по ликвидации последствий ЧС.

3.7.Руководитель работ по ликвидации последствий аварий и ЧС обязан:

оценить обстановку на месте аварии и ЧС и немедленно организовать действия по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи, эвакуации в лечебные учреждения, при необходимости организовать пункт медицинской помощи;

передать информацию в соответствующий орган управления об уровне чрезвычайной ситуации (локальной, местной, территориальной, региональной, федеральной), составе сил и средств, введенных в действие, объемах работ по ликвидации последствий ЧС, наличия опасности воздействия различных поражающих факторов, потребности в дополнительных силах и средствах; организовать безопасные условия для аварийно-спасательных работ; определить необходимое количество сил и средств, способы и приемы

ведения аварийно-спасательных работ;

поставить задачи аварийно-спасательным формированиям, организовать их взаимодействие и обеспечить выполнение поставленных задач;

при необходимости привлекать дополнительные силы и средства и создать резерв сил и средств, организовать круглосуточную работу;

определить порядок убытия с места аварии или ЧС взаимодействующих органов управления, сил и средств;

4. Оповещение и связь в ходе ликвидации последствий аварий

и чрезвычайных ситуаций

4.1 Предварительная оценка обстановки на месте аварии и ЧС и доведения ее (оповещение) до соответствующих дежурных (диспетчерских) служб органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации возлагается на территориальные органы исполнительной власти.

4.2. Оповещение должно обеспечивать оперативную передачу первичной информации об аварии и ЧС, включающей время возникновения ЧС, район характер и масштабы ЧС.

4.3. Для обеспечения надлежащего и оперативного управления ликвидацией последствий аварии и ЧС, организации взаимодействия привлекаемых органов управления, сил и средств, обмена информацией на месте аварии и ЧС с взаимодействующими и вышестоящими органами управления организуется связь с использованием каналов проводной радиосвязи.

4.4. На начальном этапе ликвидации последствий ЧС используются каналы и средства связи взаимодействующих органов управления, сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий аварии и ЧС.

5. Действия медицинских служб

5.1. Медицинские службы, вызванные для оказания медицинской помощи (фельдшеры фельдшер ско-акушерских пунктов, врачи сельских участковых больниц, амбулаторий и др.), производят:

бережный вынос пострадавшего, перенос его в безопасное место, защищая его от неблагоприятных метеорологических условий;

наложение стерильной повязки на рану, иммо 6 илизация переломов подручными средствами или специальными шинами;

оказание необходимых реанимационных мероприятий во время транспортировки.

5.2. Объем медицинской помощи, оказываемой пострадавшему в пути следования в лечебное учреждение, определяется состоянием пострадавшего и направлен в основном на поддержание сердечной и дыхательных функций, проведение противошоковых мероприятий.

5.3. Если пострадавший транспортируется санитарным автотранспортом с наличием врача или фельдшера, то в пути следования должен проводиться весь комплекс мероприятий по восстановлению или поддержанию жизненно важных функций организма (переливание крови и кровезаменителей - при острой кровопотере и резком снижении артериального давления; дача кислорода, а при необходимости — средств для наркоза (закись азота, фторотан и др.), применение искусственного дыхания при помощи портативного аппарата, а в необходимых

случаях - применение дефибриляции сердца и др. Врач или фельдшер санитарной машины должен четко определить маршрут движения, исходя из главного принципа — доставка больного по назначению, то есть в медицинское учреждение, где ему может быть оказана медицинская помощь в максимальном объеме.

6. Территории обслуживания (ответственности) органов управления

сил и средств ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций

6.1. С целью повышения эффективности ликвидации последствий аварий и ЧС федеральными органами исполнительной власти, организациями Российской Федерации, подведомственными им региональными, территориальными и местными органами управления, а также аварийно-спасательными формированиями, определяются территории обслуживания (ответственности).

6.2. Территории обслуживания ликвидации последствий аварий и ЧС устанавливаются ведомственной нормативно-правовой документацией в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации по согласованию с соответствующей комиссией по чрезвычайным ситуациям, и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6.3. Размеры территорий обслуживания (ответственности) определяются с учетом статистических данных о количестве и масштабах ЧС, возможности сил и средств ликвидации последствий аварий и ЧС.

6А Взаимодействие между органами управления, силами и средствами, обслуживающими соседние территории, осуществляется на основе договоров, совместных планов, указаний и инструкций.

6.5. Нормы времени прибытия сил и средств ликвидации последствий аварий и ЧС определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации исходя из местных условий.

7. Взаимодействие органов управления туризмом субъектов

Российской Федерации, туристских организаций

и ПСФ МЧС России

7.1. Органы управления туризмом субъектов Российской Федерации и ПФС МЧС России совместно разрабатывают и согласовывают документы, отражающие вопросы их взаимодействия по следующим направлениям:

организация и проведение поисково-спасательных работ на основе договора с туроператором (турагентом);

участие совместно с туристскими организациями на договорной основе в оценке возможных рисков, связанных с путешествиями по туристским маршрутам, проведении превентивных мероприятий по их минимизации, классификации туристских маршрутов на территориях субъектов Российской Федерации;

организация и проведение профилактических мероприятий, включающих систематические проверки и контроль соответствия уровня подготовленности туристов инструкторов, проводников и других сотрудников туристских организаций, непосредственно участвующих в организации, проведении и обеспечении туристских мероприятий;

организация разъяснительной работы, учебных занятий, инструктажей по вопросам предупреждения несчастных случаев и оказания помощи туристам, терпящим бедствие;

обучение туристов приемам профилактики и защиты от травм и несчастных случаев, оказание первой медицинской помощи.

7.2. Туристская организация, продавшая тур (проводящая туристское ~(

мероприятие) в малонаселенной, горной, . лесной, пустынной местности, на акваториях рек и озер, связанный с повышенной опасностью для здоровья и жизни туристов, ставит туристов на учет в ПСС МЧС России по месту проведения тура, мероприятия.

При проведении туристского мероприятия по категорированным маршрутам она выпускает туристов на маршруты при наличии разрешения ПСС МЧС России.

ПСС МЧС России проводят консультации по выбору маршрутов, вопросам организации и проведения путешествий, осуществляют контроль за подготовкой туристских (альпинистских) групп, проверку знаний и навыков по соблюдению мер безопасности при прохождении категорированных маршрутов, проводят разборы несчастных случаев, нарушений правил в путешествиях, ведут работу по предупреждению чрезвычайных ситуаций на маршрутах.

7.3. Порядок получения разрешения ПСС МЧС России:

не позднее, чем за 25 дней до выхода на маршрут, в ПСС МЧС России представляется маршрутная книжка (либо другой документ), подтверждающая необходимый опыт руководителя (гида — проводника) и туристов;

ПСС МЧС России проверяет разработку маршрута и графика движения по основному и запасному вариантам (если таковой имеется), соответствие опыта туристов проводимому мероприятию, знание ими условий передвижения, естественных препятствий на маршруте и способов их преодоления, намеченных мер по обеспечению безопасности, достаточность картографического материала, набора снаряжения, продуктов и медикаментов, правильность выбора контрольных пакетов и сроков. Убедившись в полной готовности, ПСС МЧС России ставит в маршрутную книжку отметку о согласовании;

ПСС МЧС России имеет право не давать положительного заключения, если, по ее мнению, туристы, хоть и выполнившие все формальные требования, недостаточно подготовлены к туристскому мероприятию.

7.4. Порядок постановки на учет (снятия с учета) в поисково-спасательных службах МЧС России:

не позднее, чем за 15 дней до выхода на маршрут, на имя начальника ПСС МЧС России подается сообщение о проводимом туристском мероприятии (туре). В сообщении приводятся сведения о количестве туристов в группе, их гражданстве, местожительстве без указания адресов, фамилия, имя, отчество руководителя туристской группы (гида — проводника), название, адрес и телефоны туристской организации, сроки начала и окончания мероприятия, трасса маршрута с указанием начального, конечного и не менее четырех промежуточных пунктов маршрута. Полученное извещение ПСС МЧС России вносит в журнал учета туристских групп;

при проведении туристского мероприятия (тура) по категорированному маршруту сообщение подается при наличии положительного заключения ПСС МЧС России;

не позднее срока начала мероприятия в ПСС МЧС России направляется телеграмма, подтверждающая выход группы на маршрут. В телеграмме также указываются сведения об изменении состава участников, маршрута и сроков проведения;

непосредственно после выхода группы с маршрута, не позднее установленного в сообщении контрольного срока в ПСС МЧС России подается телеграмма об окончании тура, туристского мероприятия.

7.5. Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму Минздрава России (далее — Агентство Минздрава России) обеспечивает создание базы данных, аккумулирующей информацию об учете туристских потоков, оценке состояния природной среды и анализе несчастных случаев в туризме. Кроме того, к Агентству Минздрава России относится функция учета и контроля деятельности коммерческих и общественных организаций по данному направлению службы.

7.6. МЧС России отвечает за сбор и обобщение информации о состоянии региона проведения туристских мероприятий и предоставление ее по запросу туристских организаций; контроль, учет и консультации туристских групп, проходящих в зоне их действия, спасение туристов при возникновении ЧС, а также принимает участие в профилактических мероприятиях с другими заинтересованными организациями.

7.7. Гидромет обеспечивает всю инфраструктуру туризма оперативным и долгосрочным прогнозом состояния погоды и других аномалий, возникающих в регионах туристских путешествий на территории России, и по отдельному запросу — в отдельных регионах мира.

7.8. Территориальные органы власти ежеквартально, а также по мере появления нестандартной ситуации в районе путешествия, сообщают информацию о появлении или исчезновении мостов, дислокации научных партий и других изменениях в туристской инфраструктуре. Сведения направляются в соответствующие подразделения ПСС МЧС России.

7.9. Туристические фирмы и туристские общественные организации ежегодно сообщают в Агентство Минздрава России информацию о параметрах туристского потока, проходящего через их организацию, по установленным формам.

7.10. Оплата за проведенные поисково-спасательные работы ос

уществляется за счет следующих источников финансирования:

средств туристских организаций по договорам обслуживания с ПСС МЧС России, заключаемым на период проведения тура, путешествия, либо на долгосрочный период;

страховых средств по договорам медицинского страхования туристов; общественных фондов, создаваемых за счет взносов и добровольных

пожертвований граждан;

средств федерального (местных) бюджетов, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и обеспечение деятельности поисково-спасательных формирований в установленном порядке.

8. Задачи органов управления сил и средств субъектов Российской

Федерации, туристских организаций и ПСС МЧС России в обеспечении

профилактических мер по предупреждению аварий и чрезвычайных ситуаций в

туризме


8.1. Основные задачи органов управления туризмом субъектов Российской Федерации в их деятельности по предупреждению аварий и ЧС:

разработка нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности туристов на территории субъекта Российской Федерации, с учетом местной специфики;

ведение реестра туристских организаций и видов туристской деятельности; получение от ПСС МЧС России сведений о туристских потоках, о

несчастных случаях на туристских маршрутах, анализ информации и разработка рекомендаций по предупреждению бедствий с туристами;

представление в федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма аналитико-статистических данных по вопросам безопасности в туризме;

участие в создании поисково-спасательных формирований, предназначенных для оказания помощи туристам;

ведение реестра лицензий на право осуществления туроператорской и турагентской деятельности;

определение туристических маршрутов областного значения (формирование банка данных о туристических маршрутах по территории субъектов с указанием их основных характеристик);

определение порядка предоставления информации о возможных опасностях (природного и техногенного характера), с которыми могут встретиться туристы;

отработка вопроса незамедлительного информирования территориальных дежурных служб о чрезвычайных ситуациях на маршрутах;

определение состава сил и средств областной подсистемы РСЧС, привлекаемых к проведению поисково-спасательных работ на туристских маршрутах;

разработка карты субъекта с нанесением туристских маршрутов и мест дислокации АСФ, планируемых для оказания помощи;

контроль за подготовкой инструкторов, проводников и других сотрудников;

разработка памяток для туристов о соблюдении правил безопасности в туристических походах;

выдача рекомендаций туристским организациям.

8.2. Основные задачи туристских организаций в их деятельности по предупреждению бедствий и ЧС:

получение сертификата на туристские услуги, связанные с путешествиями по туристским маршрутам;

участие в категорировании туристских маршрутов; участие в оборудовании туристских маршрутов;

проверка и контроль физической, тактической, технической и специальной подготовки туристов, совершающих путешествие по категорированным туристским маршрутам;

материально-техническое и медицинское обеспечение туристов, участвующих в путешествиях по туристским маршрутам;

обучение туристов приемам профилактики и защиты от травм и несчастных случаев, проведение инструктажей по оказанию первой медицинской помощи, информирование об опасности, обусловленной характером маршрута и поведением самих туристов, выдача рекомендаций о способах предупреждения опасности; разработка и реализация специальных требований по обеспечению безопасности туристов при проведении походов по горным, лыжным, водным и иным туристским маршрутам, а также при работе пассажирских канатных дорог;

разработка мер по предупреждению бедствий в соответствии с государственными стандартами, нормативами, правилами, инструкциями, издаваемыми в установленном порядке органами государственной власти, а также правилами и инструкциями федераций спортивного туризма и альпинизма.

8.3. В целях осуществления практической работы по обеспечению безопасности туристов, оказания необходимой помощи лицам, терпящим бедствие, туристские организации могут создавать в соответствии с Федеральным законом “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” свои поисково-спасательные формирования. Они взаимодействуют с органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ПСС МЧС России, местными органами здравоохранения.

8.4. Основные задачи ПСС МЧС России в их деятельности по предупреждению аварий и ЧС:

выявление и учет на туристских маршрутах объектов, имеющих потенциальную опасность природного и техногенного характера;

проведение по договорам с туристскими организациями профилактических мероприятий на туристских маршрутах, имеющих потенциальную опасность природного и техногенного характера;

предоставление в органы управления туризмом субъектов Российской Федерации информации о потенциально опасных объектах на территории, по которой проходят туристские маршруты, а также выработка рекомендаций по изменению маршрутов в целях повышения безопасности туристов;

поста


новка на учет обратившихся в ПСС МЧС России туристских организаций, туристов, проводящих туристское мероприятие в зоне ответственности ПСС МЧС России;

инструктаж туристов по безопасному прохождению потенциально опасных участков маршрута, в том числе с учетом погодных условий;

контроль за прохождением туристами маршрута с отслеживанием контрольных сроков и времени возвращения групп;

извещение органов управления туризмом субъектов Российской Федерации о недостатках в обеспечении безопасности туристов со стороны туристских организаций, контроль за принятием мер по их устранению;

проведение с туристскими организациями разъяснительной работы, учебных занятий, инструктажей по вопросам предупреждения бедствий и оказания помощи туристам, терпящим бедствие;

использование средств массовой информации для проведения профилактической работы по обеспечению безопасности туристов, создания положительного мнения в обществе о необходимости медицинского страхования при проведении туристских мероприятий;



обращение в органы управления туризмом субъектов Российской Федерации с заявлениями о нарушениях требований безопасности туристов;