Скачать 288.29 Kb.
Дата06.02.2018
Размер288.29 Kb.

План Введение Определение понятий Органы юстиции зарубежных государств Органы исполнения наказаний зарубежных государств Органы юстиции США органы исполнения наказаний США судебная система Франции Особенности исполнения наказаний в фрг



План
Введение

Определение понятий

Органы юстиции зарубежных государств

Органы исполнения наказаний зарубежных государств

Органы юстиции США

Органы исполнения наказаний США

Судебная система Франции

Особенности исполнения наказаний в ФРГ

Заключение

Список использованной литературы


Введение

На мой взгляд, проблема оптимального устройства и функционирования органов юстиции и органов исполнения наказания в настоящее время является актуальной не только для развивающихся стран, но и для высокоразвитых государств. Необходимость реформы органов исполнения наказаний с целью адаптации их к современным реалиям требует глубокого изучения уголовно-исполнительного права. Как утверждают социологи, положительным опытом для системы исполнения наказания является ресоциализация осужденных, когда они могут вернуться к нормальной жизни. Главной оценкой эффективности органов юстиции – сведение к минимуму судебных ошибок, судебной волокиты и прочих негативных моментов.

В своей работе я рассмотрю органы юстиции и исполнения наказаний, как общие моменты, так и конкретные институты зарубежных государств.. На мой взгляд, именно страны с устоявшимися демократическими формами правления представляют особый интерес для изучения. К примеру, США по количеству заключённых на тысячу человек опережает не только все западные государства, но и Китай, хотя уровень содержания заключённых в США несоизмеримо выше, чем в развивающихся странах. Во Франции, к примеру, лучше, чем в других странах развита система условно-досрочного освобождения, а также альтернативных исправительных мер, не связанных с лишением свободы. С другой стороны, особенностью системы исполнения наказаний в ФРГ является наличие тюрем открытого типа, где отсутствует тотальный контроль за осужденными, что позволяет последним сохранять социализованность, позволяет заключённым лучше адаптироваться к жизни на свободе. Как отмечают Власов И.С. и Кузнецова Н.Ф.1, штраф в уголовном праве Германии альтернативен лишению свободы.

Положительный опыт в рассматриваемых областях может быть использован развивающимися государствами, в том числе и Республикой Беларусь, с целью реформирования национальных законодательных систем, приведение их в соответствие с международными стандартами.

В работе я использовал такие источники, как учебное издание по конституционному праву зарубежных государств Михаила Филипповича Чудакова, «Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии: Общая часть уголовного права», журнальные статьи, посвящённые исследуемой проблеме и некоторые другие источники.

Основной задачей я считаю рассмотрение системы органов юстиции и исполнения наказаний в зарубежных странах, выделив их особенности, достоинства и недостатки.


Определение понятий. Органы юстиции и органы исполнения наказаний зарубежных государств

Понятие органы юстиции тождественно понятию судебные органы государства, то есть органы, которые применяют государственные санкции и назначают наказание за нарушение общеобязательных правил, установленных законодательством2. Судебные органы рассматривают гражданские, уголовные и другие дела на основании действующего законодательства и в соответствии с установленными процессуальными правилами. Органы юстиции неразрывно связаны с органами исполнения наказаний, то есть с такими органами, которые осуществляют содержание обвиняемых и подозреваемых в следственных изоляторах, а осужденных - в тюрьмах и колониях в соответствии с требованиями закона; проводят среди осужденных воспитательную работу в целях предупреждения совершения ими новых правонарушений, осуществляют профессиональное обучение осужденных. Наказание - это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда к лицам, совершившим преступление либо правонарушение. Наказание имеет множество форм (штраф, запрет занимать должность, исправительные работы), в том числе связанных с лишением и ограничением свободы.

В начале своей работы, перед тем как переходить к исследуемым институтам определённых государств, я считаю целесообразным рассмотреть общую картину судебных органов и органов исполнения наказаний зарубежных стран.

Органы юстиции в зарубежных государствах выполняют целый ряд функций по оказанию содействия правоохранительным органам, преимущественно в области правового обеспечения их деятельности. Органы юстиции также в определённой степени регулируют отношения государства с общественными организациями, физическими и юридическими лицами, с учреждениями, способствующими охране прав граждан и оказывающими юридическую помощь населению. На органы правосудия возлагаются две основные функции: функция наказания за совершённые преступления и функция арбитража, когда споры возникают ни между государством и физическими либо юридическими лицами, а между гражданами и государственными органами3. Кроме того, органы правосудия разрешают споры между государственными структурами.

Судебные системы зарубежных стран имеют ряд особенностей, различий в структуре, количестве судебных инстанций и т.д. К примеру, в США существует департамент юстиции, который является основным правоохранительным органом, обладает широким спектром функций (от околосудебной работы до обеспечения безопасности участников судебного разбирательства), а также имеет свой собственный аппарат. Отличительной особенностью юстиции ФРГ является сравнительно большое количество судей – 200 на миллион жителей (для сравнения, в Англии — 51, Италии — 101, Швеции — 100 судей). К рассмотрению органов юстиции этих государств мы ещё вернёмся в основной части работы.

В Австрии имеются суды, не входящие в общую систему: суды по трудовым делам, которые должны разрешать конфликты между предпринимателями и работниками с участием их представителей (в соответствии с законом 1946 г.), а также третейские суды по вопросам социального страхования, разбирающие конфликты в этой области в соответствии с Общим законом о социальном страховании 1955 г. Во Франции, в соответствии с законом от 1977 г., на осуществление правосудия при рассмотрении гражданских и административных дел возлагаются на государство.

Общими для органов юстиции зарубежных государств будут принципы деятельности, включающие независимость суда, право на обжалование решений, коллегиальность при рассмотрении большинства дел и прочие. Главная роль в судебном заседании принадлежит судьям, хотя в нём могут участвовать как магистраты (прокуроры, судебные следователи и проч.), так и служащие судебных учреждений (секретари, судебные приставы и т.д.). Общим также является предъявление достаточно высоких требований к магистратам, причём не только связанных с высшим образованием, но и с возрастом, моральными качествами судьи, прокурора.

Что касается системы судебных органов, то она может различаться в зависимости от формы государственного устройства – взаимоотношения центральных и местных органов власти4. В унитарных государствах обычно существует единая система общих судов. В федеративном государстве может быть единая система (Канада), но возможна и отдельная система федеральных судов, и отдельная система судов субъектов федерации (например, в США). Существуют также органы юстиции, которые содействуют осуществлению судебной власти. К ним относятся прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, судебная полиция, судебные исполнители и проч. Они поддерживают обвинение и защиту, охраняют порядок во время судебного заседания.

Теперь поговорим об органах исполнения наказаний в зарубежных странах. Любая система уголовной юстиции — аппарат, с помощью которого общество защищает правила поведения, необходимые для охраны интересов как отдельной личности, так и всей общины. Система действует, используя арест, судебное преследование и осуждение тех ее членов, которые нарушают основные правила общежития. Помимо немедленного наказания нарушителя закона любая акция против него преследует три цели: 1) удалить из общества человека, представляющего для него опасность; 2) удержать остальных членов общества от преступного поведения; 3) дать обществу возможность сделать из преступников законопослушных граждан5.

Отличительная особенность французской системы уголовной юстиции — наличие в ней фигуры судьи по исполнению наказаний, который, согласно полномочиям, предоставленным ему Уголовно-Процессуальным Кодексом 1958 г. и последующими законами, вправе активно вмешиваться в процесс отбывания наказания осужденными, в том числе и к лишению свободы. Он организует надзор за осужденными, получившими «отсрочку с испытанием», решает вопрос об изменении режима содержания осужденных к лишению свободы и т.д. Отличительная черта системы органов расследования в США – децентрализация государственной функции дознания и предварительного следствия, наделение ею различных учреждений исполнительной власти, не связанных между собой узами подчиненности. Это своеобразие организации расследования по уголовным делам вытекает из особенностей американской государственности и, в частности, из принципа федерализма.

При рассмотрении системы исполнения наказаний государств Западной Европы выясняется, что среди них, странами, применяющими самую либеральную систему исполнения наказаний являются Скандинавские страны. Данные страны по сравнению с государствами Центральной и Южной Европы стремятся к применению альтернативных мер наказания и максимальному ограничению применения наказания в виде лишения свободы6.

Таким образом, органы юстиции и исполнения наказаний, будучи неразрывно связанными, выполняют ряд важнейших функций, включающих не только справедливое рассмотрение дела (гражданского, уголовного), но и контроль за приведением в жизнь судебного решения.


Судебная система и прокуратура как неотъемлемые элементы правосудия

В этой части своей работы я рассматриваю такие органы юстиции, как судебная система, прокуратура и адвокатура.

Прокуратура - орган, функции которого заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде, в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и содержания лиц в местах лишения свободы.

Прокуратура может занимать различное положение в структуре государственных органов. Нередки случаи, когда прокуратура отсутствует. Однако, при наличии, прокуратура может находиться в составе министерства юстиции (США, Франция, Польша, Япония), может быть включена в состав корпуса (магистратуры) и находится при судах (Испания, Италия) либо может быть выделена в отдельную систему7.

Если прокуратура находится в составе министерства юстиции, то министр юстиции –одновременно и генеральный прокурор, которому подчинены все остальные. В странах с федеративным государственным устройством в каждом субъекте федерации может действовать своя система прокуратуры (США), когда прокуроров назначают губернаторы.

Ярким примеров страны, где прокуратура включена в состав судебного корпуса, является Испания, где прокуратура содействует юстиции в защите законности, прав граждан и охраняемого законом публичного интереса, следит за соблюдением независимости трибуналов и добивается перед ними удовлетворения публичного интереса. Будучи включена в систему судебной власти с функциональной автономией, прокуратура выполняет свою задачу в соответствии с принципами единства действий и иерархической зависимости. Органы прокуратуры действуют при судах вплоть до провинциального уровня. Главой органа является генеральный прокурор государства, назначаемый Королем по представлению Правительства после заслушания мнения Генерального совета судебной власти.

Страны, где прокуратура выделена в отдельную систему, как правило принадлежат к социалистическому лагерю и выполняют двойную функцию. То есть, кроме непосредственно основной, ещё и функция общего надзора как за государственными органами, общественными объединениями и т.д.

Немаловажным аспектом является тот факт, что демократические страны как правило не фиксируют функции прокуратуры в своих конституциях, социалистические же, напротив, регулируют статус прокуратуры как одного из важнейших государственных органов.

Согласно Конституции КНДР (ст. 143–146), прокурорскую деятельность осуществляют Центральная прокуратура, провинциальные (городов центрального подчинения), городские (районные), уездные прокуратуры и специальные прокуратуры. Прокуратура не только исполняет надзор за точным исполнением государственных законов госорганами, но защищает власть от посягательств, осуществляет контроль за государственной и общественно-кооперативной собственности.

Все прокуратуры подчиняются вышестоящим прокуратурам и Центральной прокуратуре, которая за свою деятельность ответственна перед Верховным народным собранием, Президентом и Центральным народным комитетом. Такая зависимость прокуратура обусловлена отсутствием разделения властей в недемократических государствах и необходимости сосредоточения всей полноты государственной власти в руках небольшого числа лиц.

В Великобритании прокуратуры вовсе нет, а функции государственного обвинения выполняется представителями адвокатского корпуса8.

Что касается судебной системы, то это понятие имеет несколько разный смысл в зависимости от правовой системы. В странах англосаксонской правовой системы суды, как правило, образуют единую систему, в которой различные ветви замыкаются на единый верховный суд. В странах континентальной Европы наблюдается другая тенденция: обычно создается несколько независимых друг от друга систем общих и специализированных судов во главе со своими высшими судами. В качестве примера можно привести Конституцию ФРГ 1949 года, которая предусматривала учреждение наряду с Федеральным конституционным судом (ст. 92–94) еще пяти высших судов: Федеральной судебной палаты, Федерального административного суда, Федеральной финансовой палаты, Федерального трудового суда и Федерального социального суда9.

В странах с романской правовой системой и некоторых иных часто наряду с системой судов общей юрисдикции (т.е. рассматривающих главным образом гражданские и уголовные дела) создается отдельная система административной юстиции, возглавляемая органом, который обычно именуется государственным советом

Отдельно следует сказать о конституционных судах, которые в некоторых конституциях рассматриваются в разделах, посвященных не судебной власти, а конституционным гарантиям (Италия, Франция). Такие суды своим решением могут отменять принятые государственными органами законы, если те противоречат конституции.

Теперь несколько слов об адвокатуре в зарубежных странах. Адвокат – это независимый юрист, не состоящий на службе у государства или каких-либо организаций и получающий доход в виде гонораров от своих клиентов10. Основной закон страны большинства государств закрепляет право гражданина на бесплатную помощь адвоката в уголовном процессе, а в некоторых – даже в гражданском процессе. Адвокат, как независимый представитель интересов обвиняемого или потерпевшего играет ключевую роль в судебном процессе, помогая реализации принципа состязательности.

Таким образом, независимая судебная власть, прокуратура, адвокатура – важнейшие институты обеспечения прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, без которых конституционные законы остаются простыми декларациями.


Органы юстиции и исполнения наказаний в США


Во второй части своей работы я считаю целесообразным поговорить об органах юстиции и исполнения наказаний отдельных государств, чтобы посмотреть, каковы их функции и полномочия.

Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке, имеющее огромную территорию и численность населения. Конституция США, принятая в 1787, является старейшей из ныне действующих. Именно в ней закреплены основные принципы правосудия, о которых рассказывалось в начале работы. США, как старейшее демократическое государство представляет особый интерес для исследователя.

Изначально в США не было центрального юридического ведомства. Генеральный прокурор работал один, у него не было подчиненной ему бюрократической структуры. В 1867 году юридическая комиссия Конгресса США, возглавляемая Уильямом Лоуренсом, пришла к выводу о необходимости создания "департамента юстиции". 19 февраля 1868 в конгресс был внесён соответствующий законопроект, однако он не был принят. В феврале 1870 года однако Томасом Дженкесом был представлен другой законопроект, и он был принят конгрессом и сенатом. В 1872 году новому ведомству был опередано управление тюрьмами, а с течением времени его функции существенно выросли и расширились. Тем не менее, американские авторы подчёркивают некоторую разобщённость данной системы11.

Департамент юстиции обладает рядом полномочий. Во-первых, в сфере нормотворческой деятельности: подготовка проектов законов, проектов Президента, других нормативных актов. Во-вторых, консультация должностных лиц (включая Президента США), органов исполнительной власти по вопросам законодательства.

Важнейшими функциями являются расследование преступлений и подбор кандидатов на должности судей различных судов. Функцией департамента юстиции является не только околосудебная работа, но и непосредственно проведение судов первой и второй инстанции, включая подготовку гражданских и уголовных дел для ведения их в федеральных, иностранных, международных судах и судах штатов. Департамент юстиции через свой аппарат осуществляет как поддержку обвинения в судах по уголовным делам, проведение оперативно-розыскных мероприятий, так и обеспечение безопасности свидетелей и иных участников судебного разбирательства.

Департамент юстиции имеет свой собственный аппарат, включающий около 100.000 сотрудников. Его возглавляет Генеральный атторней, или Генеральный прокурор (Attorney General), назначаемый Президентом по совету и согласию Сената. Глава департамента юстиции – юридический советник Президента США, может лично выступать в Верховной Суде США по делам особой важности. Генеральный атторней представляет своё государство по правовым вопросам, консультирует секретарей департаментов. Второе лицо в департаменте юстиции США – заместитель Генерального атторнея (Deputy Attorney General), который осуществляет любые делегированные ему полномочия. Кроме того, заместитель Генерального атторнея осуществляет надзор за реализацией программ министерства, контролирует деятельность всех организационных подразделений министерства и замещает Генерального Атторнея при его отсутствии.

Компаньон Генерального Атторнея (Associate Attorney General) осуществляет помощь в формировании политики по гражданским и миграционным делам. Генеральный солиситор (Solicitor General) является главным адвокатом и имеет следующую компетенцию. Во-первых, представляет Правительство США в Верховном Суде, во-вторых, осуществляет наблюдение за ходом устных прений в Верховном суде, в-третьих, излагает официальную позицию департамента юстиции12.

Структура департамента юстиции США. Компетенция основных отделов органа

Департамент юстиции США имеет сложную разветвлённую структуру, включающую, помимо руководящих должностей, подразделения, агентства и офисы.

Существует восемь подразделений департамента юстиции США


  1. Антитрестовское (United States Department of Justice Antitrust Division);

  2. Гражданское (United States Department of Justice Civil Division);

  3. Гражданских прав (United States Department of Justice Civil Rights Division);

  4. Уголовное (United States Department of Justice Criminal Division);

  5. Окружающей среды и природных ресурсов (United States Department of Justice Environment and Natural Resources Division);

  6. Управления (United States Department of Justice Justice Management Division);

  7. Национальной безопасности (United States Department of Justice National Security Division);

  8. Налогов (United States Department of Justice Tax Division)

Выделяется также несколько агентств, таких как Бюро алкоголя, табака, оружия и взрывчатых веществ (Bureau of Alcohol, Tobacco, Firearms, and Explosives), Управление по борьбе с наркотиками (Drug Enforcement Administration), Федеральное бюро расследований (Federal Bureau of Investigations), Федеральное бюро тюрем (Federal Bureau of Prisons), Служба судебных исполнителей США (United States Marshals Service).

Следующим звеном в структуре департамента юстиции США выступают отделы:

- Отдел правового советника (Office of legal counsil);

- Отдел законодательства (The Office of Legislative Affairs);

- Отдел разработки политики (The Office of Policy development);

- Отдел общественных дел (Office of Public Affairs);

- Отдел по помилованию (The Office of the pardon attorney);

- Отдел межобщинных соглашений (Community Relations Services);

- Отдел управления юстиции (Justice Management division);

- Отдел профессиональной ответственности (Justice of Professional Resposobility);

- Отдел разведывательной политики и надзора (The Office of Intelligence Policy and Review);

- Исполнительный отдел атторнея США (The Executive Office of the U.S. Attorneys);

- Исполнительный отдел опекунов (The Executive Office of the U.S. Trustees);

- Отдел главного инспектора (The Office of the General Inspector);

- Отдел внутреннего контроля (Office of the Inspector General);

- Оперативные отделы департамента юстиции США (уголовное управление и гражданское управление).

Каждый отдел имеет определённую компетенцию, сферу полномочий и обязанностей.

Основными функциями отдела правового советника являются подготовка проектов ответов на запросы министров, правительственных учреждений, разрешение споров или вопросов, относящихся к законопроекту, проверка проектов законов точки зрения формы и законности.

В компетенцию отдела законодательства входит подготовка докладов по законопроектам, которые вносит департамент юстиции, помощь лицам, которые назначаются на должности департамента, подлежащих утверждению Сената.

Отдел разработки политики занимается планированием, разработкой и координацией политических инициатив Генерального Атторнея в области уголовной и гражданской юстиции, а также осуществляет политику в области связей с общественностью.

Отдел общественных дел информирует СМИ о политике Министерства, следит за полнотой, точностью, актуальностью информации.

Отдел по помилованию не только помогает издавать Президенту США акты милосердия, но и ответственен за смягчение наказания, освобождение от уплаты штрафа, отсрочкой исполнения приговоров.

Служба межобщинных соглашений отвечает за предупреждение межобщинных, межрасовых конфликтов, оказывает помощь беженцам из государств Карибского бассейна, занимается проблемой снижения напряженности между общинами.

Отдел управления юстиции обеспечивает безопасность связи; подготовку, переподготовку и управление персоналом, отвечает за равное трудоустройство в департаменте. Кроме того, этот отдел осуществляет управление имуществом и обработку информации с помощью компьютера.

Отдел профессиональной ответственности, возглавляемый Советником по профессиональной ответственности, осуществляет надзор за ФБР, за администрацией по борьбе с наркотиками, определяет ответственность служащих за уголовные преступления и неэтичное поведение.

Немаловажное внимание уделяется национальной безопасности, контрразведке, осуществляемой отделом разведывательной политики и надзора, который возглавляет Совет по иностранной разведке и выносит своё мнение относительно законопроектов, затрагивающих разведывательные вопросы13.

Таким образом, департамент юстиции США представляет единый консультативный и правоприменительный орган с чётко разграниченными функциями и полномочиями, обеспечивающий правовую помощь Президенту, судам, Конгрессу.

Система органов уголовной юстиции США

Следует сделать оговорку, что система органов уголовной юстиции США имеет несколько отличительных особенностей, представляющих трудность для исследователя.

Во-первых, органы, входящие в систему уголовной юстиции США, относятся к разным ветвям государственной власти. Суды образуют самостоятельную ветвь, другие органы входят составной частью преимущественно в структуру исполнительной власти. Кроме того, в соответствии с конституционным устройством США государственная власть децентрализована как по горизонтали (разделение властей), так и по вертикали (федеративное устройство и значительная самостоятельность органов местного самоуправления)14.

Во-вторых, имеется разница в определении сущности правовых норм в странах континентальной Европы, репетировавших классическое римское право (континентальный тип), и США, входящих в семью общего права. В первом случае сначала формулируются понятия и принципы, затем определяются структура отрасли права и ее институты, наконец даются дефиниции отдельных правовых норм15. При этом прежде всего обращается внимание на наиболее «крупные» субъекты исследуемой области отношений: составляются схемы структур, классифицируются административные учреждения, определяется их иерархия, указываются полномочия и т. д. Лишь после этого появляется самый «мелкий» субъект — гражданин.

Тем не менее, есть смысл говорить о системе органов уголовной юстиции США именно как о системе. Несмотря на разобщённость (в каждом графстве, городке и т.д. система уголовной юстиции своя), они опираются на одни и те же принципы, преследуют одни и те же цели и одинаково отвечают за свою работу. Но в силу специфического устройства, США не нуждается в единообразии данных органов юстиции.

Система уголовной юстиции США состоит из трех самостоятельных частей — полиции, судов и исправительных учреждений. Каждая из них имеет свои, четко сформулированные задачи. Однако нельзя сказать, что эти части совершенно независимы друг от друга. Суд имеет дело только с теми, кого арестовывает полиция, исправительные учреждения сталкиваются лишь с теми, кто направлен в них по приговору суда. Успех или неуспех исправления и перевоспитания осужденных зависит от того, будет ли полиция заниматься освободившимися из исправительных учреждений и найдет ли практика исправления отражение в решениях суда. Деятельность полиции подвергается тщательной проверке в суде. Наблюдается взаимозависимость частей друг от друга, характерная для органов государственного аппарата.

В справочнике по учреждениям уголовной юстиции (Criminal Justice Agencies), изданном в 1970—1972гг. правительство США органы уголовной юстиции классифицированы следующим образом:


  • суды (Courts);

  • правоприменяющие органы (Law Enforcement Agencies);

  • исправительные учреждения (Correction Institutions);

  • учреждения, контролирующие поведение условно осужденных и условно-досрочно освобожденных (Probation and Parole Agencies);

  • государственные обвинители (Prosecutors);

  • государственные защитники (Public Defenders);

  • другие учреждения уголовной юстиции.

Подводя итоги, следует заметить, что система органов уголовной юстиции США имеет сложную структуру в силу принадлежности органов к разным ветвям власти, что является одновременно и позитивным, и негативным моментом. С другой стороны, такая разветвлённая структура делает систему органов уголовной юстиции неповоротливой для модернизации и нововведений, поскольку, как уже отмечалось, каждый структурный элемент имеет отличия от других в системе органов уголовной юстиции.

Судебная система в зарубежных государств

Судебная власть — одна из трех ветвей власти государства, без которой невозможна реализация принципа разделения властей. Некоторые зарубежные авторы, впрочем, ставят под сомнение этот тезис, потому что разделение властей существует внутри одной бюрократической машины: «судьи неизбежно определяют общественный интерес с позиций своего класса, который естественным образом становится интересом власть имущих, будь то правительство, Сити или церковь. Он включает в себя поддержание порядка, защиту частной собственности, решение определенных экономических задач, сдерживание профсоюзного движения и сохранение правительства»16. Однако, на мой взгляд, очень тяжело согласиться с такой точкой зрения, поскольку в наши дни судебная власть имеет очень сложную структуру, где любая ошибка или злоупотребление властью предполагает ответственность.

Основное направление деятельности судебной власти — рассмотрение споров, имеющих юридическое значение. Судебная власть в отличие от законодательной и исполнительной характеризуется децентрализацией: она осуществляется комплексом судов. Совокупность всех судов данного государства называется юстицией, а совокупность вопросов их компетенции — юрисдикцией.

Как отмечалось, общие принципы деятельности судебной власти закрепляются в конституциях большинства зарубежных государств. Следует отметить, что судебная система будет иметь свои особенности в зависимости от правовой системы государства. Существуют следующие правовые системы:



  • Правовые системы, в основу которых положено каноническое право (системы мусульманского, иудейского, индусского права).

  • Традиционалистские правовые системы. В своем формировании они опираются прежде всего на народные обычаи и традиции, которыми пронизаны общественная и государственная жизнь (Китай, Таиланд, Вьетнам, Япония, государства Центральной Африки).

  • Идеологизированные правовые системы, где интересы государства доминируют над правами и свободами человека. Такие правовые системы характерны для стран социалистического лагеря.

  • Европейская континентальная, или романо-германская правовая система.

  • Англосаксонская (англо-американская) правовая система, или система общего права17.

Доминируют в мире европейская континентальная и англосаксонская правовые системы (или семьи права). При всех различиях континентальной и англо-американской семей права, в настоящий момент между ними наблюдается некоторое сближение. Так, в США прецедентное право хотя и продолжает оставаться основой юриспруденции, но все шире применяются решения федеральных законодательных органов и законодательных органов штатов (статутное право). В связи с резко увеличившейся нагрузкой на суды первой инстанции (в 60–80-е годы XX века количество поступивших туда дел утроилось), американские судьи вынуждены все активнее обозначать свою роль, в том числе и на ранней стадии судопроизводства, контролируя дела и всячески поощряя досудебное разрешение споров, в том числе так называемые «сделки с правосудием».

Вместе с тем обозначилась и тенденция к индивидуализации механизмов правового регулирования каждого государства, поскольку право любой страны — не простая совокупность норм, а сложная система18. То же самое касается и судебной системы. Дабы проверить это, я рассмотрел судебную систему некоторых государств.


Судебная система ФРГ

IX раздел Основного Закона ФРГ устанавливает основы судебной системы, вверяя судебную власть судьям. Судопроизводство федерации ограничено деятельностью Федерального конституционного суда, Федеральной общей судебной палаты, Федерального суда по трудовым спорам, Федерального суда по социальным вопросам19.

Федеральный конституционный суд — это орган конституционной юстиции. Он состоит из 16 федеральных судей, половину из которых избирает Бундестаг, а половину — Бундесрат. Часть судей Федерального конституционного суда избирается из числа судей других высших судебных органов, а часть — из состава граждан, достигших 40 лет и имеющих диплом, дающий право занимать должность судьи. Избранные судьи назначаются на должность Федеральным президентом. Основной закон устанавливает правило о несовместимости должности судьи Федерального конституционного суда: он не может входить ни в состав Бундестага, ни в состав Бундесрата, ни в состав Федерального правительства, ни в соответствующие органы земель. Срок полномочий судей составляет 12 лет, а предельный возраст их пребывания в должности — 68 лет.

Федеральный конституционный суд разделен на две палаты, каждая из которых включает по 8 судей.

Компетенция конституционного суда охватывает разрешение следующих категорий дел:


  1. о толковании федерального Основного Закона по поводу споров о компетенции между органами публичной власти, предусмотренными конституцией;

  2. о соответствии законодательства земель федеральной конституции или иному федеральному праву — по предложению Федерального правительства, правительства земли или 1/3 депутатов Бундестага;

  3. о лишении основных прав;

  4. о неконституционности политических партий;

  5. по обвинениям в отношении Федерального президента;

  6. споры между федерацией и землями о компетенции, иные споры публично-правового характера между федерацией и землями, между землями или в пределах одной земли, поскольку не предусмотрен иной порядок;

  7. конституционные жалобы, которые могут быть поданы каждым, кто утверждает, что государственная власть нарушила одно из его основных прав или некоторых иных прав, предусмотренных конституцией (на сопротивление, равноправие, право избирать и др.);

  8. конституционные жалобы общин и общинных союзов на нарушение их права на местное самоуправление федеральным законом, а также законом земли, если жалоба не может быть передана в конституционный суд земли.

Решения Федерального конституционного суда имеют постановляющий характер.

В Основном Законе ФРГ говорится еще о пяти ветвях юстиции: общей, административной, финансовой, трудовой и социальной, которые возглавляются соответственно Федеральной судебной палатой, Федеральным административным судом, Федеральным финансовым судом, Федеральным судом по трудовым делам и Федеральным судом по социальным делам.

Система общих судов включает действующие в землях участковые суды (суды первой инстанции), суды земель (апелляционная инстанция, а по некоторым делам — первая), высшие суды земель (апелляционная и надзорная инстанция) и Федеральную судебную палату, выступающую надзорной инстанцией.

Система специальных судов имеет, как правило, три уровня: первой, апелляционной и надзорной инстанции.

Основной Закон закрепляет главные принципы судебной системы — несменяемость и независимость судей, подчинение их только закону, недопустимость создания чрезвычайных судов, учреждение судов только законом. Обращает на себя внимание также норма об отмене смертной казни (ст. 102).

Органы прокуратуры в ФРГ действуют при судах соответствующего уровня.


Судебная система Франции

Судебная система Франции является сложной и многоступенчатой. Она включает систему судов общей юрисдикции, административных и специальных судов.

Систему судов общей юрисдикции образуют:


  1. Трибуналы малой инстанции, действующие как минимум по одному в каждом главном городе департамента, а также в судебных округах, и рассматривающие гражданские дела с суммой иска до 20 тыс. франков, а также уголовные дела, за которые возможно назначить лишение свободы до 2 месяцев или штраф до 6 тыс. франков (при рассмотрении уголовных дел эти суды именуются трибуналами полиции);

  2. трибуналы большой инстанции, создаваемые, как правило, по одному в каждом департаменте и рассматривающие большую часть уголовных и гражданских дел;

  3. апелляционные суды, создаваемые по одному на 2—4 департамента;

  4. суды присяжных, имеющиеся в каждом департаменте, состоящие из трех профессиональных судей и девяти присяжных, слушающие только уголовные дела;

  5. кассационный суд, возглавляющий судебную систему страны.

Система административной юстиции является обособленной от судов общей юрисдикции. Она состоит из административных, апелляционных административных судов и Государственного совета, который возглавляет систему органов административной юстиции.

Особое место в судебной системе Франции занимает судебный контроль, осуществляемый следственным судьей и обвинительной камерой. Данный вид контроля действует на всех досудебных стадиях уголовного процесса: дознании и предварительном расследовании. Это помогает укрепить статус обвиняемого и не допустить судебных ошибок на этапе предварительного расследования. В уголовном процессе Франции следственный судья является единственным следственным органом первой инстанции. Независимое процессуальное положение позволяет следственному судье контролировать деятельность органов дознания по соблюдению законности и обоснованности принимаемых решений по любым уголовным делам. Следственным органом второй инстанции выступает обвинительная камера. Она имеется в составе каждого апелляционного суда и наделена широкими полномочиями: надзор за законностью деятельности следственного судьи, рассмотрение споров о подследственности, применение санкций к органам предварительного расследования первой инстанции.

Специфические органы, которые именуются судами, но не входят в судебную систему, - Высокий суд правосудия и Суд правосудия республики. Высокий суд правосудия, состоящий из 12 депутатов Национального собрания и 12 членов Сената, а также 12 заместителей судей из числа парламентариев, предназначен для реализации ответственности президента и ни разу не использовался на практике.

Суд правосудия Республики создаётся в составе парламентариев (по 6 от каждой палаты) и трёх судей Кассационного суда для рассмотрения дел об уголовной ответственности членов правительства. Вышеупомянутые суды действуют на тех же принципах, что и обычные суды20.



Таким образом, несмотря на различные особенности судебной системы в зависимости от правовой системы и государственного устройства, существуют две основные системы: централизованная и децентрализованная.

1 Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии: Общая часть уголовного права. – М.: Юрид. лит., 1991. С. 111.

2 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. пособие / М.Ф. Чудаков. – Мн.: Новое знание, 2001, - С. 461

3 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. пособие / М.Ф. Чудаков. – Мн.: Новое знание, 2001, - С. 461

4 Общая теория государства и права: Учебник/ под редакцией В.В.Лазарева. – М.:Юристъ, 1996. – С. 45.

5 Рогов А. И. Система органов уголовной юстиции США : Структурный аспект /А. И. Рогов. //Правоведение. -1991. - № 5. – С. 99

6 Назим Зиядов Органы исполнения наказаний и система наказаний в Швеции/. – М.Юристь, 2001 – С. 36.

7 Бельсон Я.М. Суд, прокуратура и тюрьмы в современном буржуазном государстве. М.: ЮЛ, 1972. С. 22.

8 Бельсон Я.М. Суд, прокуратура и тюрьмы в современном буржуазном государстве. М.: ЮЛ, 1972. С. 23.

9 Судебные системы западных государств. М.: Наука, 1991. С. 17–18.

10 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. С. 315

11 Боуза А.В. Административная юстиция, Нью Йорк, 1978, - стр. 291—292.

12 Пульянов В. З., Законодательство зарубежных стран : Структура и функции департаментов США /В. З. Пульянов ;. Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства. Отдел научной информации. - М.,1980. -24 с

13 Лафитский В. И. Административная юстиция в США. //Журнал российского права. -1997. - N 7. - С. 117 - 125

14 Рогов, А. И. Система органов уголовной юстиции США : Структурный аспект /А. И. Рогов. //Правоведение. -1991. - № 5. - С. 98

15 Давид Р. Основные правовые системы современности. М., - 1988. С. 37

16 Брейнсм Ф. Три этапа юридического образования // Юридическое образование: новые подходы в России и Западной Европе. М., 2001. - С. 56.

17 Барциц И. Н. Типология современных правовых систем. М., 2000. - С. 5.

18 Давид Р., Жофре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. С. 18–19.

19 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - С. 442

20 Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. - С. 448




Главная страница
Контакты

    Главная страница



План Введение Определение понятий Органы юстиции зарубежных государств Органы исполнения наказаний зарубежных государств Органы юстиции США органы исполнения наказаний США судебная система Франции Особенности исполнения наказаний в фрг

Скачать 288.29 Kb.