страница1/5
Дата27.08.2019
Размер430 Kb.
ТипДоклад

Перспективы российской экономики и особенности развития структурных кризисов


  1   2   3   4   5


c:\users\alikinavv\documents\работа 2015\варламова в\логотипы фбк грант торнтон\logos_fbk_gti_rus_new_bw.jpg

Институт стратегического анализа

Перспективы российской экономики и особенности развития структурных кризисов

Аналитический доклад

Москва | 2016

Авторы: И.А. Николаев, доктор экономических наук

Т.Е. Марченко

О.С. Точилкина

Оглавление


Перспективы российской экономики и особенности развития структурных кризисов 1

Аналитический доклад 1

Москва | 2016 1

Всемирный банк 4

ОЭСР 6

МВФ 7

Standard&Poor’s 8

Moody's 10

Минэкономразвития России 10

Банк России 11

ФБК 12

2.1. Структурные кризисы в развитых странах 14



Финляндия (1990-1993 гг.) 14

Греция (2008-н.вр.) 15

2.2 Структурные кризисы в странах с переходной экономикой 16



Россия (1990-1998 гг.). 16

Болгария (1989-1997 гг.) 17

Польша (1980-1984 гг., 1990-1991 гг.) 18

Румыния (1988 – 1992 гг.) 18

2.3 Структурные кризисы в развивающихся странах. 19



Кувейт (1980-1988 гг.). 20

Саудовская Аравия (1982-1993 гг.) 21

Ирак (1981-1991 гг.) 23

Иран (1980-1988 гг.) 24

Ливия (1980-1987 гг., 1992-1998 гг.) 24

Алжир (1986-1994 гг.) 25

Замбия (1982-1984 гг., 1989-1994 гг.) 25

Боливия (1982-1986 гг.) 26

1.В качестве главной причины экономического роста в России, начиная с 2017 года, практически во всех прогнозах называется оживление потребительского и инвестиционного спроса. Обоснование возможной активизации спроса не является достаточно убедительным (в 2016 году отмечается отрицательная динамика реальных располагаемых денежных доходов населении, оборота розничной торговли, инвестиций в основной капитал). 28

2.Несмотря на структурный характер текущего экономического кризиса в России, преодоление структурных диспропорций и несоответствий в экономике не выдвигается в прогнозах в качестве обязательного условия перехода к устойчивому экономическому росту. Однако, не решая данные проблемы, ожидая роста цен на нефть и реализуя, прежде всего, меры денежно-кредитной политики, направленные на стабилизацию курса рубля и снижение инфляции, можно рассчитывать только на кратковременный эффект. 28

3.Проведённый впервые в исследовательской практике страновой анализ структурных экономических кризисов свидетельствует об их продолжительном характере. Нигде такого рода кризисы не были преодолены за 1-2 года. Таким образом, обещанная для России 2-хлетняя продолжительность нынешнего экономического кризиса является крайне маловероятной. 28

4.Уровень экономического развития страны является важнейшим определяющим фактором с точки зрения перспектив развития структурного кризиса. Если это высокоразвитая экономика, то вероятность развития структурного кризиса в ней крайне мала. Причины структурных кризисов – это накопленные вследствие неправильной социально-экономической политики и запаздывания с принятием необходимых решений диспропорции и структурные несоответствия в экономике. Развитые экономические институты в высокоразвитых экономиках предохраняют от критического накопления структурных проблем. 28

5.Траектории развития структурных кризисов могут различаться. Как правило, это не постоянно, в течение нескольких лет, набирающий силу спад, переходящий потом в подъем. Обычно спад бывает «ступенчатым». Объясняется это тем, что каким бы ни был шок от начального этапа спада, всё равно происходит некоторая адаптация экономики. Плюс, к тому же, этому могут помочь эффективные меры денежно-кредитной политики. Однако потом выявляется, что структурные проблемы не решены (а они не могут быть решены за столь короткий промежуток времени), и начинается новая волна спада. И так может происходить неоднократно или до решения структурных проблем, или до существенного снижения негативного влияния внешних шоков (к примеру, длительный период низких цен на нефть может резко смениться их значительным ростом). 28

6.Перспективы развития (преодоления) структурных кризисов зависят от: 28

7.Эффективность антикризисной политики предопределяется способностью не только признавать структурный характер кризиса, но и подготовить в возможно короткие сроки такой набор мер, в результате реализации которых структурные несоответствия и диспропорции были бы устранены. 29

8.На основании только признания структурного характера кризиса вряд ли возможно точно спрогнозировать динамику ВВП. Важно другое: такое признание позволяет делать более обоснованные прогнозы о продолжительности кризиса и его траектории. 29

9.Структурные экономические кризисы, как правило, стимулируются (вызываются) внешними шоками. К примеру, таковым может быть резкое падение цен на сырьё в экономиках, критично зависимых от соответствующего экспорта. Однако возможно развитие кризисов такого типа и без шоков. К примеру, российская экономика «вползала» в структурный экономический кризис к середине 2014 года и без внешних шоков (в первой половине 2014 года и цены на нефть были больше 100 долл. США за баррель, санкций против России ещё не было). Перспективы выхода из структурных кризисов также сильно зависят от наличия (отсутствия) внешних шоков. 29

10.В условиях, когда в 2017 году все структурные диспропорции российской экономики сохраняются, а внешние шоки в виде относительно низких мировых цен на нефть и санкционного противостояния также остаются, ожидать перехода к экономическому росту не следует. Прогноз Института стратегического анализа ФБК на 2017 год: ВВП России снизится на 1%. 29
  1   2   3   4   5