Скачать 74.37 Kb.
Дата13.02.2020
Размер74.37 Kb.

Персонифицированная модель обучения взрослых в контексте идей непрерывного образования



РЕКОМЕНДАЦИИ

Международной научно-практической конференции «ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Оренбург, 26 февраля 2015 г.,

ИПКиППРО ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Международная научно-практическая конференция «Персонифицированная модель обучения взрослых в контексте идей непрерывного образования» отметила концептуальную и практическую значимость основного направления научно-исследовательской деятельности Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ - «Гуманитарное проектирование системы непрерывного образования взрослых». Концептуальным ядром гуманитарного проектирования системы непрерывного образования является персонифицированная модель повышения квалификации, разработанная коллективом института и представленная в монографических исследованиях.



Гуманитарность в контексте модернизации дополнительного профессионального образования педагога рассматривается нами как обращенность к личности учителя через неукоснительное соблюдение его прав, свобод, интересов, удовлетворение его потребностей, развитие способностей, то есть обеспечение его субъектности как потребности и способности к самодетерминируемому, самоорганизуемому, саморегулируемому и самоконтролируемому поведению.

Основными идеями гуманитарного проектирования персонифицированной модели повышения квалификации работников образовании стали следующие:



  • трансформация позиций государства, общества, ценностей других людей в личностные;

  • соблюдение прав и свобод, удовлетворение потребностей и интересов основных субъектов образования;

  • учет андрагогических особенностей организации образовательного процесса в системе повышения квалификации.

Соответственно, целью деятельности системы повышения квалификации в условиях гуманитарного проектирования персонифицированной модели повышения квалификации работников становится поддержание актуального уровня профессиональной компетентности педагогических работников региона через удовлетворение потребностей педагогических и руководящих работников, других потребителей в непрерывном образовании.

Конференция показала инновационный потенциал фундаментальных идей, позиций и практик, разработанных в региональной системе повышения квалификации для достижения позитивных результатов. В ходе конференции были выделены проблемы, требующие осмысления.



  1. ГОТОВНОСТЬ И СПОСОБНОСТЬ К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Конференция отмечает:

Реализация идеи гуманитарного проектирования системы непрерывного образования взрослых требует не только развития системы повышения квалификации, но и готовности педагога к продолжению учения на протяжении всей жизни. Опыт показывает низкую готовность взрослых к непрерывному образованию, слабое понимание специфики непрерывности образования как принципиально нового явления, не умение использовать информационный и технологический потенциал открытого общества для своего развития, грамотно выстраивать поведение в качестве участников процесса непрерывного образования. (И.А. Колесникова). Трендом в области европейского образования становится: от повышения квалификации – к профессиональному развитию (Джианкарло Черини, Италия).



В связи с этим, конференция рекомендует:

Руководителям отделов образования муниципалитетов, руководителям РМК/РМО, руководителям образовательных организаций, профессионально-общественным организациям, научным и учебным организациям уделить вопросам формирования у взрослых (педагогов) культуры непрерывного образования, которая формируется в профессиональном сообществе по средствам накопления и распространения способов профессионального самоопределения, саморазвития, самообразования, выработки запросов к системе повышения квалификации, сформированности мотивации выбора и свободы развития средствами образования, повышения квалификации. А именно:



  • проводить широкую разъяснительную работу о принципах непрерывного образования; об основных рисках и возможностях, связанных с персонифицированной моделью повышения квалификации; о рекомендациях по повышению конкурентоспособности в сфере образования муниципалитетов, школ, педагогов-профессионалов;

  • совершенствовать дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, связанные с профессиональной педагогической деятельностью, включив в них: изучение принципов и норм непрерывного образования, мотивационных механизмов формирования компетенций в области обучения, образования, социокультурной сферы; описание предстоящих изменений макроэкономических условий, способы повышения конкурентоспособности образовательных организаций, основные принципы международного образовательного права, обзор судебной практики проведения торгов в выборе образовательных учреждений, осуществляющих образовательные услуги;

  • приглашать и направлять на обучение по теме непрерывного образования педагога руководителей отделов образования, РМО/ГМО, руководителей образовательных организаций, организаторов.

2. КАЧЕСТВО, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ



Конференция отмечает:

Серьезными проблемами отечественной системы образования: с одной стороны – невысокий уровень качества подготовки выпускников, с другой стороны – отсутствие у большинства образовательных организаций желания менять привычный сложивший стиль деятельности. Пока еще велика доля образовательных организаций, которые формально считаются прошедшими сертификацию по системе менеджмента качества, но на самом деле серьезно проблемами качества не занимающихся, в то время как в обостряющейся конкуренции смогут выстоять и устойчиво развиваться лишь те образовательные организации, которые не формально (на бумаге), а реально (на практике) применяют передовые методы управления и организации образовательного процесса.



В связи с этим, конференция рекомендует:

Руководителям отделов образования, РМК/ГМК – содействовать внедрению, руководителям образовательных организаций внедрять передовые методы организации образовательного процесса (такие как «Система менеджмента качества» – ИСО 9001), а также передовые методы управления, соответствующие высоким уровням зрелости управления образовательной организацией (процессное управление, управление по целям и показателям, стратегический менеджмент).

Продолжить работу по системным обновлениям (обновление содержания и технологий образования; обновления системы оценки качества образования), проектированию гуманитарной информационно-образовательной среды, способной вызвать личностное движение, внутреннее приращение субъекта за счет


  • разработки вариативных модулей, учитывающих профессиональные затруднения и/или интересы работников образования;

  • организации информирования, анализа и обобщения позитивного опыта осуществления модернизационных процессов в региональной системе дошкольного образования;

  • совершенствования технологического комплекса (индивидуальный маршрут, тьюторская поддержка, электронное обучение);

  • продолжения работ в области построения системы оценки качества дополнительного профессионального образования (СОК ДПО):

  • разработка региональной политики в области СОК ДПО;

  • разработка типовых моделей СОК ДПО, моделей их внедрения;

  • создание нормативной базы СОК ДПО;

  • подготовка специалистов в области СОК ДПО;

  • ревизия и отбор лучших практик в построении СОК ДПО;

  • становлении институтов независимой СОК ДПО;

  • разработка, отбор, экспертиза оценочно-измерительных средств, подготовка рекомендаций по их использованию;

  • создание программного обеспечения для осуществления автоматизированных процедур работы с информацией;

  • разработка дорожных карт работ по построению на различных уровнях управления СОК ДПО;

  • разработка и совершенствование технологий системы оценивания, включающей самооценку, взаимооценку, экспертную оценки.



  1. КУЛЬТУРА НОРМИРОВАНИЯ И СТЕПЕНЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СТАНДАРТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция отмечает:

Преемственность, опережающий характер стандартов - инструмент личностного и профессионального развития, обеспечивающий устойчивость и преемственность образовательного процесса, позволяющий максимально снижать риски оценочных процедур; ориентир для формирования компетенций, необходимых для решения проблем, которые, согласно прогнозам, появятся в перспективе.

«Профессиональный стандарт педагога» указывает на необходимость вариативности форм и способов получения образования, что должно стать ориентиром для наращивания профессиональной компетентности, расширения диапазона профессиональных действий, увеличения степени осмысленности профессионального поведения.



В связи с этим, конференция рекомендует:

Совершенствовать процесс проектирования практико-ориентированных продуктов в части регламентации аналитических сессий призванных оптимизировать контрольную процедуру, связанную с отслеживанием степени реализации практико-ориентированных продуктов (проектов).

Осуществлять выборочную рефлексию по практической реализации практико-ориентированных продуктов; изучать разработанные проекты в регламенте собеседований по территориальному признаку.

Усилить практическую направленность дополнительных профессиональных программ за счет привлечения ресурсов стажировочных площадок региона в различных форматах (с использованием поливалетного актового зала, на базе образовательной организации), ориентированных на максимальное удовлетворение образовательных запросов слушателей.