страница1/3
Дата04.02.2018
Размер0.63 Mb.
ТипДиплом

Педагогический контроль за технико-тактической деятельностью игроков команды по мини-футболу


  1   2   3

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теоретических основ физической культуры

Специальность 050720.65 Физическая культура


Д И П Л О М Н А Я Р А Б О Т А
на тему: Педагогический контроль за технико-тактической деятельностью игроков команды по мини-футболу

СТУДЕНТ___________________________________________ Заренков


РУКОВОДИТЕЛЬ ______________________________доцент Стафеева А.В.

Допустить к защите
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ _________ канд. пед. наук, Д.И. Воронин

“ ” 2014 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме………………………………………………………………………….3

1.1.Современные тенденции технико-тактической деятельности в мини-футболе..……………………………………………………………..……………7

1.2. Цели, задачи общей и специальной подготовки и принципы обучения техническим действиям в мини- футболе………………………………………9

1.3. Особенности технико-тактической подготовки в мини-футболе.……….21

1.4. Педагогический контроль в футболе………………...…………………….26

Глава II. Методы и организация исследования……..……………………..36

2.1.1.Анализ научно- методической литературы……………………...............36

2.1.2. Педагогические наблюдения……………………………………………..36

2.1.3. Хронометрирование…………………..…………………………………..37

2.1.4. Контрольные испытания…..……………………………………………...38

2.1.5.Методы математической статистики……………………………………..38

2.2.Организация исследования………………………………………………….38

ГЛАВА III. Реализация педагогического контроля за технико-тактической игровой деятельностью в мини-футболе……………………41

Заключение………………………………………………………………...........50

Выводы..................................................................................................................52

Список литературы…………………………………………………………….53
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Под педагогическим контролем за технико-тактической деятельностью игроков команды в мини-футболе понимается система мероприятий, обеспечивающих научно-обоснованную проверку запланированных показателей игровой деятельности в атаке и обороне, соотношение начальных, промежуточных и итоговых данных, анализ этой деятельности с точки зрения эффективности и результативности для внесения корректив в учебно-тренировочный процесс. В настоящее время наблюдается несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки игроков мини-футбольных команд, и существующей практикой педагогического контроля [14].

На научно-теоретическом уровне обнаруживаются противоречия между востребованностью на практике в процессе тренировочной, игровой и особенно соревновательной деятельности научно обоснованной модели, и достигнутым уровнем разработанности научных основ обеспечения педагогического контроля. В мини-футболе управление командой в соревнованиях специально не исследовалось. Естественно, неразработанность проблемы управления тренировочным процессом в мини-футболе еще не определяет степень ее актуальности. Однако анализ современной литературы и опыт собственной практической работы в этом направлении приводит к мысли, что сегодня одна из причин трудностей, которые испытывают тренеры при решении практических задач в управлении командой в соревнованиях, состоит в рассогласовании между успехами в теоретической разработке проблем подготовки в различных видах спортивных игр и их недостаточным воплощением в практику[8] .

На научно-методическом уровне исследование связано с преодолением негативных различий в обеспечении теоретической и практической подготовкой игроков. Существует необходимость четких представлений о педагогическом контроле, его сущности, структуре и уровнях сформированности у тренеров и несформированностью этих представлений в теории спортивных игр, что отражается на практике соревновательной деятельности мини-футбольных команд. Отдельные стороны спортивной подготовки в мини-футболе были рассмотрены в работах С.Н.Андреева, Д.М.Конурова, С.Н.Петько, А.А.Полозова. Однако в них затрагиваются лишь некоторые аспекты совершенствования тактической подготовки в атаке и защите, исследование величин и параметров физических нагрузок в мини-футболе, классификации тренировочных упражнений, взаимосвязи физической и тактической подготовки футболистов, использование шкалы рейтинга в тренировочном процессе. Большинство исследований преимущественно направлено на реализацию функциональной подготовленности футболистов в ущерб технико-тактическому компоненту [21;32].

Таким образом, нами было выявлено достаточно выраженное противоречие между возрастающими требованиями к уровню технико-тактической подготовленности игроков, предъявляемыми специфическими условиями соревновательной деятельности, и недостаточной эффективностью существующего педагогического контроля за этой деятельностью. Это определило проблему и выбор возможностей организации педагогического контроля в процессе тренировочной, игровой и соревновательной деятельности, и тему исследования: «Педагогический контроль за технико-тактической деятельностью игроков команды по мини-футболу».



Цель исследования: разработать и обосновать модельные характеристики технико-тактических действий квалифицированных спортсменов в игровой деятельности по мини-футболу для осуществления педагогического контроля.

Объект исследования: технико-тактическая деятельность игроков в мини-футболе.

Предмет исследования: педагогический контроль за технико-тактической деятельностью в тренировочном и соревновательном процессами в мини-футболе.

Гипотеза исследования:

- совершенствование технико-тактической деятельности игроков команды по мини-футболу, вероятно, возможно при строго регламентированном педагогическом контроле за соревновательной деятельностью, как основополагающей составляющей управления этим процессом, которое возможно при определении сущности педагогического контроля в мини-футболе

- модельные характеристики уровня технико-тактической подготовленности отдельных игроков и команды в целом, по-видимому, дадут возможность тренерам оперативно и объективно оценивать их действия;

- выявление соотношения отдельных технико-тактических элементов игры (атаки с хода, позиционные атаки, стандартные положения, удары по воротам и т.д.), позволят тренеру успешнее управлять игроками команды в соревновательной деятельности;

- осуществление сравнительного анализа технико-тактических действий студенческих команд в игровой деятельности с модельными характеристиками команд высокой квалификации, позволят оперативно вносить корректировку в тренировочный процесс.

На основании поставленной цели и положений гипотезы были сформулированы следующие задачи:



  1. Изучить современное состояние спортивной подготовки и педагогического контроля за технико-тактической деятельностью в мини-футболе.

  2. Выявить теоретические и практические основания для разработки и реализации технологии педагогического контроля за технико-тактической деятельностью игроков команды по мини-футболу, которая основана на модельных характеристиках уровня технико-тактической подготовки игроков и команды.

  3. Экспериментально обосновать научно-практические рекомендации по реализации педагогического контроля за соревновательной технико-тактической деятельности игроков команды по мини-футболу.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что полученные материалы и выводы позволят тренерам и педагогам вести педагогический контроль за технико-тактической деятельностью команд в мини-футболе и постоянно сопоставлять текущее состояние команды с модельными характеристиками.

Дипломная работа изложена на 56 страницах и состоит из введения, 3 глав, заключения, выводов и списка литературы. В работе использовано 34 источника научно-методической литературы, из них современных – 14.



ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ

1.1.Современные тенденции технико-тактической деятельности в мини-футболе

Технико-тактическая подготовка мини-футболистов тесно связана с их физической подготовленностью. Следует отметить, что в структуре физической подготовленности наиболее важными ее компонентами являются координационные, скоростные, силовые качества и выносливость. В мини-футболе, как и в других спортивных играх, тактика тесно переплетается с техникой. Последняя служит средством реализации тактических замыслов футболистов: чем выше техническая подготовка игроков, тем разнообразнее их тактические действия. Для ведущих команд в мини-футболе характерна гибкая тактика, т.е. умение играть разнообразно, меняя в ходе матча тактический рисунок. Если команда играет всегда одинаково против любого соперника, последний легко может приспособиться к такой однообразной тактике. Вот почему в каждой команде тактической подготовке необходимо уделять самое серьезное внимание. Причем, этот процесс неразрывно связан с изучением технических приемов. Решая, кому и какую сделать передачу, применить ли обводку для обыгрывания соперника или использовать партнера, когда целесообразно взять на себя инициативу игры, игрок использует свое тактическое мышление. Осуществляя после принятого решения само действие, он показывает свое техническое мастерство. Вот почему эту подготовку чаще всего в спортивных играх обозначают как «технико-тактическая».

Средства подготовки, к которым можно отнести упражнения различной направленности, являются основным компонентом тренировочного процесса.

Все упражнения в мини-футболе условно подразделяют на специализированные и неспециализированные.

Специализированность упражнений в мини-футболе оценивается по степени совпадения элементов и последовательности их выполнения в соревновательном режиме, а также сопряженности задач, решаемых в тренировочном процессе. Принцип подбора средств основывается на так называемом «сопряженном воздействии» - методе, который позволяет решать одновременно две задачи – совершенствовать технико-тактическое мастерство, а также развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая специальную работоспособность игроков на оптимальном уровне [27;28].

Неспециализированные средства подготовки как общеподготовительные упражнения в основном представлены комплексами скоростно-силовой и силовой подготовки, которые чрезвычайно редко используются в системе тренировки мини-футболистов. В то же время исследованиями показано их положительное влияние на развитие стартовой скорости и прыгучести. В процессе тренировочной работы в залах скоростно-силовые средства подготовки должны составлять не менее 20-25% от общего объема выполняемой работы. В теории и методике физического воспитания вопрос разработки средств физической подготовки спортсменов изучен достаточно полно. Тем не менее, динамика роста современного спортивного мастерства требует изыскания новых, еще более эффективных путей повышения специальной физической и технико-тактической подготовленности с учетом точных количественных критериев оценки структуры и динамики физических нагрузок.

При рассмотрении вопросов управления тренировочным и соревновательным процессами в подготовке спортсменов различной квалификации выделяют педагогический контроль как одну из важнейших составляющих функций, обеспечивающих реализацию управления этим процессом. Эффективность управления тренировочным процессом определяется точностью знания соревновательной деятельности. Контроль соревновательной деятельности (СД) определяется задачами, а именно, тем какую информацию хотел бы получить тренер для определения подготовленности игроков или же оценки групповых командных действий в атаке и в обороне. Одной из особенностей СД в мини-футболе является наличие двух субъектов исследования: команды как единой системы и отдельных игроков.

Результаты наблюдений за игрой сборной команды России показали [19], что: за игру один игрок выполняет в среднем 62,6 технико-тактических действия, из них на передачи мяча приходится 38,7; ведение мяча – 5,1, обводку игроков – 4,8, перехват – 8,3, удары по воротам – 5,6. Общее количество составляет 501 технико-тактическое действие, выполняемое командой за одну игру. Анализ атакующих действий сборной команды России по мини-футболу показал, что за игру команда проводила от 83 до 114 атак на ворота соперника. Из них в среднем 36% атак имели логическое завершение, т.е. удары в сторону ворот. Из этого количества эффективных атак лишь 47% достигали ворот: 18% завершились голами, и 29% мячей отразил вратарь. Следовательно, 53% мячей или накрывались соперником, или шли мимо ворот. Важно отметить, что из зоны защиты (от своих ворот) команда начинала 54% атак, а эффективными были лишь 16%. Наиболее эффективными были атаки, начатые из средней зоны нападения, они составляли соответственно 41 и 28% .

Анализ литературы показывает, что по характеристике игровой деятельности мини-футболистов имеются разные подходы к технико-тактической подготовке в построении тренировочного процесса. Эти направления всегда были и остаются центральными в теории и методике подготовки спортсменов. Несмотря на широкий спектр вопросов подготовки футболистов, который вытекает из изученной нами литературы, проблема построения контроля за тренировочным процессом в мини-футболе представлена недостаточно. Эффективное управление тренировочным и соревновательным процессами в мини-футболе нуждается в точных знаниях особенностей игровой деятельности.
1.2. Цели, задачи общей и специальной подготовки и принципы обучения техническим действиям в мини -футболе

Процесс обучения в мини-футбол направлен на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками, постоянное их развитие и совершенствование, а также на формирование системы знаний по вопросам, техники, стратегии и техники, правил игры, методики тренировки и т.п.

Решение задач обучения предполагает вооружение занимающихся широким кругом знаний о современном мини-футболе, необходимых для понимания изучаемого материала и перспектив его развития, практическое осмысление их. Немаловажную роль здесь играет воспитание у учащихся стремления к постоянному развитию творческой мысли, к поискам самостоятельных решений.

Действенность знаний - необходимое условие для того, чтобы их можно было применять на практике и на их базе приобретать новые. Это особенно важно для футболиста, так как в процессе игры все решения должны приниматься самостоятельно, действовать необходимо быстро и четко.

Значительное место в обучении занимает не только развитие физических и моральных качеств, но и формирование специальных умений и навыков, которыми футболист должен владеть в совершенстве. Занимающиеся должны научиться рационально пользоваться приобретенными навыками, опираясь на знания и умения. В этом суть процесса обучения [5].

Освоение двигательных навыков предполагает такую степень владения движениями, когда управление ими осуществляется автоматизировано, а вся система движений устойчиво к действию обивающих факторов.

Как известно, в основе навыка лежит система закрепленных связей, для образования которых необходимо многократное повторение их в определенных условиях. Однако система этих связей должна обеспечивать возможность свободного варьирования элементами движения. В процессе обучения приемам игры важно с биомеханической точки зрения, но и умения применять эти движения в игре. Поэтому обучение техническим приемам и индивидуальным техническим действиям должны идти параллельно. В начале, технику изучают раздельно по приемам; в дальнейшем изолированные приемы объединяют в игровые действия, в которые могут входить два, и более разных приемов.

Приемы техники нападения изучают раньше, нежели приемы защиты. Они предваряют собою овладение соответствующими защитными действиями: лишь только после того, как изучены соответствующие приемы нападения, можно изучать контрприемы - приемы защиты, направленные на противодействия соответствующему приему нападения [10].

В спорте предметом обучения являются приемы ведения соревновательного противоборства - спортивная техника и тактика; в футболе это технические приемы игры и тактические действия. Техника приема игры - это способ выполнения приема игры, при котором наиболее эффективно достигается решение двигательной задачи (рациональная техника). Под структурой приема игры понимают упорядочный состав взаимосвязанных частей целостного двигательного акта, систему, ориентированную на успешное решение двигательной задачи. При анализе техники движений выделяют кинематическую (пространственную, временную, пространственно-временную), динамическую (силовую) и ритмическую или координационную структуру движений. Эти вопросы изучает биомеханика. Тактические действия служат формой организации соревновательного пространства спортсмена и максимальной реализации в нем технических приемов.

В процессе обучения решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Образовательные задачи проявляются в следующих особенностях.

Первая. Главным в процессе овладения технико-практическим содержанием служит активная двигательная деятельность, связанная с расходованием потенциальных сил, что требует учета закономерностей работоспособности человека, которая зависит от различных факторов: наследственных, приобретенных в процессе жизни и способов регулирования деятельности в конкретных условиях. Спорт является моделью для изучения резервных возможностей человека в экстремальных условиях. Все это требует системы знаний возможностей человеческого организма, возрастных особенностей занимающегося.

Вторая. Формирование системы двигательных навыков (в футболе - комплекс взаимосвязанных технических приемов и тактических действий). Такая система определяет характер и уровень физической подготовленности человека. Она выбирается в зависимости от задач и направленности физического воспитания, в данном случае в школе. В футболе это отражает уровень спортивного мастерства занимающихся.

Третья. Связь с развитием комплекса физических качеств: во-первых, формирование двигательных навыков, техники приемов игры неразрывно связано с развитием физических качеств - в процессе их выполнения проявляются, востребуются качества; во-вторых, освоение приема игры происходит успешнее при направленном развитии специфических для него качеств; в третьих, развитие специальных качеств будет более эффективным при одновременном развитии других качеств.

Содержание учебного материала и нагрузки дифференцируются по возрасту, полу и подготовленности с учетом медицинских показателей. Соответственно подготавливаются места, оборудование, инвентарь и экипировка обучаемых и обучающего для занятий. Эффективность обучения в футболе во многом зависит от соблюдения принципов обучения - основных теоретико-практических положений, отражающих общие научно-педагогические, физиологические и психологические закономерности деятельности человека применительно к специфике физического воспитания и спорта, к особенностям обучения технико-техническим действиям и развития физических качеств.

Методика обучения технике футбола включает в себя следующие задачи:



  • определение сильных и слабых сторон отдельных игроков и команды в целом.

  • выявление тенденции дальнейшего развития технических, возрастных, ростовых, физических и функциональных параметров футболистов.

Для определения сильных и слабых сторон отдельных игроков и команды в целом необходимо участие в соревнованиях, которые позволяют тренеру выявлять наиболее подготовленных игроков и наименее подготовленных. На основании этих наблюдений строится учебно-тренировочный процесс с индивидуальным подходом к каждому игроку [21].

Совершенное овладение техникой игры - одна из центральных задач подготовки игроков. Процесс сложный, он требует длительного времени, поэтому специализированными занятиями футболом начинают в детском возрасте и техническая подготовка занимает большое место. Чтобы обучение технике на начальном этапе необходимо учитывать следующее. Во первых: обучаемые должны овладеть рациональной, наиболее целесообразной техникой; во-вторых, эту технику надо сделать для них доступной. Первое условие успешного обучения - развитие специальных физических способностей, от которых зависит овладение техникой, второе - умелое использование подводящих упражнений, которые делают сложную технику доступной для новичков, не искажая при этом ее сущности. В процессе совершенствовании техники добиваются прочного овладения приемами игры. При этом очень важно обеспечить надежность навыков выполнения технических приемов как в обычных, так и в сложных условиях игры. Совершенствование техники осуществляется с учетом индивидуальных морфо-функциональных особенностей спортсменов, а также той игровой функции, какую они выполняют в своей команде.

В процессе совершенствовании техники необходимо избегать шаблона, так как условия, в которых выполняются технические приемы, весьма разнообразны.

Можно выделить основные факторы, которые необходимо учитывать при обучении техники игры:



  • достаточный уровень развития специальных физических способностей, от которых зависит эффективность технических приемов;

  • совершенное овладение техникой всех приемов и способами их выполнения, высокая степень надежности техники в сложных условиях игры;

  • высокий уровень овладения индивидуальными тактическими действиями при выполнении технических приемов;

  • высокая степень надежности опорно-двигательного аппарата и систем организма, несущих основную нагрузку при многократном выполнении приемов игры;

  • владение системой специальных знаний.

На прочной технической основе достигается высокий уровень организации индивидуальных, групповых и командных действий [7].

С учетом вышеизложенного обучение техническим приемам игры происходят в такой последовательности:



  • развитие специальных физических способностей опорно-двигательного аппарата и тех групп мышц, которые несут основную нагрузку при выполнении технического приема.

  • овладение движениями, составляющими прием игры (подводящие упражнения).

  • соединение движений в целостный акт приема (упражнения по технике).

  • совершенное овладение способами реализации приема игры и умение полностью использовать высокий уровень специальных физических способностей (упражнения по технике и тактике).

  • умение эффективно и надежно применять технические приемы и их способы в игре с учетом конкретной игровой обстановки (двусторонние игры и соревнования).

Указанной последовательности обучения придерживаются используя подготовительные и подводящие упражнения а также упражнения по технике и тактике. В конечном счете объединению всех компонентов способствуют специальные знания, которые ставятся перед обучаемыми в игре.

На начальном этапе все обучаемые должны освоить прочно рациональную технику приемов футбола. Средства и методы здесь универсальны для всех занимающихся. Совершенствование техники происходит с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого и его игровой функции в команде.В конечном счете следует стремится к высокому уровню всесторонней технической подготовленности спортсменов. Это предполагает формирование у обучаемых прочной основы технических приемов, устойчивой к сбивающим факторам, высокую надежность при применении основных приемов и техническое совершенство применительно к игровой функции спортсмена в команде.

Процесс обучения должен проходить при максимальной плотности занятий, включая в себя упражнения как для разучивания технических приемов в группе занимающихся, так и для индивидуальной тренировки [15].

Учебный процесс нужно начинать с обучения техники ударов по мячу ногой, которые являются основой техники игры. Они подразделяются на: удары внутренней стороной стопы; серединой; внутренней и внешней частью подъема; носком и пяткой. Удар внутренней стороной стопы применяются для передач мяча на короткие и средние расстояния, для взятия ворот с близкого расстояния. Выполняются как с места, так и с разбега. Опорная нога, слегка согнута в колене, ставится в 10-15 см чуть с боку от мяча. Стопа, согнутой в коленном суставе, маховой ноги разворачивается пяткой наружу. При ударе по мячу середина стопы касается середины мяча. После завершения удара бьющая нога, как бы продолжает движение за мячом. Это называется проводкой и распространяется на все виды ударов по мячу.Для обучения этому техническому приему применяются следующие упражнения.

Удар серединой подъема. Выполняется в футболе довольно часто, особенно при передачах мяча и ударах по воротам. Удар наносится с прямого разбега. Слегка согнутая в колене опорная нога ставится рядом с мячом, носок ее при этом смотрит точно по направлению удара. Бьющая нога отводится назад и сгибается в колене. Затем маховым движением бедра нога выносится в перед. Удар наносится в середину мяча. При этом носок бьющей ноги оттягивается вниз, голеностоп напрягается, туловище наклоняется вперед.

Удар носком эффективен при обстреле ворот соперника, так как наносится с небольшого замаха, а следовательно, внезапно для вратаря. Также применяется при отборе мяча в выпаде. Выполняется как с места, так и с разбега. Опорная нога становится на уровень мяча, а носок указывает направление его полета. Бьющая нога, согнутая в коленном суставе, у опорной ноги резко выпрямляется. Ее носок точно соприкасается с серединой мяча. При этом стопа бьющей ноги должна образовать прямой угол с голенью. В момент удара туловище слегка отклоняется назад, опорная нога слегка сгибается в коленном суставе. Техника этого удара в основном аналогична технике выполнения удара серединой подъема. Отмечаются различия лишь в деталях. Поэтому при разучивании удара носком, можно использовать те же упражнения, что и при освоении удара серединой подъема [21;23].

Удар внутренней частью подъема применяется для выполнения длинных передач, а также при выполнении стандартных положений.

Опорная нога ставится несколько позади и сбоку от мяча, на нее переносится вся тяжесть тела, туловище отклоняется в сторону от мяча. Бьющая нога сгибается в колене. Стопа бьющей ноги несколько разворачивается наружу, голеностоп закрепляется, а носок оттягивается. Удар приходится точно в нижнюю часть мяча. Так выполняется удар с места. Чтобы выполнить этот прием с разбега, нужно встать в 3-4 м от мяча и несколько с боку. Разбег происходит по дуге к направлению полета мяча.

Удар внешней частью подъема применяется при ударам по воротам, при выполнении стандартных положений, при выполнении скрытой передачи партнеру. Особенность этого удара в том, что мяч в полете закручивается и летит, несколько отклоняясь в сторону. Чтобы правильно выполнить удар, необходимо разбежаться точно по направлению предполагаемого полета мяча. При этом немного согнутая опорная нога ставится на уровне мяча на такое расстояние от него, чтобы не мешать бьющей ноге. Носок последней оттягивается вниз, голеностоп закрепляется, и вся нога разворачивается внутрь. Туловище наклоняется вперед, и тяжесть тела переносится на опорную ногу. Высота полета мяча при этом ударе зависит от расстояния между опорной ногой и мячом, а также от степени поворота стопы бьющей ноги внутрь. Следует помнить: чем ближе опорная нога и чем больше повернута внутрь, тем ниже траектория полета мяча.

Удары с полулета. Наносятся в момент отскока мяча от земли. Этот удар, как правило, получается очень сильным. Его применяют в основном при ударах по воротам. Этот прием осуществляется всеми сторонами стопы, но чаще всего серединой и внешней частью подъема. При приземлении мяча опорная нога ставится рядом с ним и чуть сгибается в коленном суставе. Бьющая нога отводится назад, а затем быстро устремляется к мячу. В момент удара носок ее сильно оттягивается вниз, туловище отклоняется назад.

Удар с лета. Является самым сложным техническим приемом. Его выполняют любым способом. Обратить внимание нужно на правильность соприкосновения бьющей ноги с мячом. Нужно стремиться нанести удар по летящему с боку мячу, чтобы направить его в цель. Повернуться лицом к мячу и в момент его приближения, наклоняя туловище в сторону опорной ноги, постараться попасть серединой подъема в середину мяча. Если это удастся, то мяч полетит точно в цель. Если нет, он полетит выше ворот. Эта особенность характерна и при ударе с лета внутренней стороной стопы и внешней частью подъема.

Остановки мяча.

Способы остановки мяча могут быть самыми различными. Они, как правило, достигаются уступающим движением той или иной частью тела и расслаблением определенных мышечных групп.Разучивание способов остановки мяча целесообразно проводить одновременно с разучиванием техники ударов.

Остановка мяча подошвой выполняется, когда мяч движется навстречу игроку. Останавливающая нога, слегка согнутая в коленном суставе, выносится навстречу приближающемуся мячу. Приподнятый носок и опущенная пятка, как бы образуют над мячом косую крышку. При соприкосновении мяча с подошвой нога за счет сгиба в колене отводится чуть назад, мягко прижимая мяч, а туловище подается вперед.

При игре м мини-футбол приходится укрощать мячи, не только катящиеся по земле. Опускающиеся мячи также приходится укрощать подошвой, или внутренней стороной стопы.

Остановка летящих мячей внутренней стороной стопы во многом напоминает остановку этим же приемом катящегося мяча. Опорная нога, слегка согнутая в коленном суставе. Останавливающая нога выносится вперед-вверх с таким расчетом, что мяч соприкоснулся с внутренней стороной стопы. В этот же миг ее подают назад, гася скорость полета мяча.

Остановка серединой подъема применяется при укрощении опускающегося перед футболистом мяча. При этом опорная нога сгибается в колене, а другая, тоже чуть согнутая, выносится вперед-вверх. Стопа ее оттягивается вниз. Опускающейся мяч встречается с серединой подъема, и останавливающая нога быстрым, но мягким движением опускается вниз, гася скорость полета мяча.

Удары по мячу головой. Это очень эффективный технический прием, позволяющий выигрывать у соперника борьбу на «втором этаже», поражать ворота соперника. Удары головой выполняются с места, в прыжке и броске.

При ударе головой с места ноги ставятся на ширину плеч и чуть сгибаются в коленях. Одна нога выставляется вперед. Туловище перед ударом откланяется назад, а мышцы спины напрягаются. Затем тяжесть тела переносится на вперед стоящую ногу, и резким движением головы наносится удар лбом в середину мяча. В момент удара глаза следят за полетом мяча.

Удар головой в прыжке выполняется отталкиванием ногами, с правильно скоординированными движениями в наивысшей точке прыжка. Прыжок может выполнятся толчком как одной, так и двумя ногами. Перед ударом туловище и голова отклоняются назад, а в наивысшей точке коротким движением туловища и кивком головы резко наносится удар по мячу. Этими ударами можно также послать мяч в сторону. В этом случае в момент удара голова и туловище поворачивается в сторону, куда предполагается, направит мяч [1;9].

Удар в броске - самый сложный удар головой. В футболе он применяется тогда, когда игрок не успевает применить другой прием. Он является неожиданным и для соперников. Выполняется этот прием так: оттолкнувшись от поверхности поля вперед-вверх, игрок взмахивает руками, вытянув их в стороны, и совершает полет в горизонтальном положении головой вперед, следя за мячом. Совершив удар по мячу, игрок мягко приземляется на руки, затем на ноги и, наконец, на туловище.

При ударе боковой частью головы необходимо выставить дальнюю от мяча ногу в сторону, согнуть ее в колене и перенести на нее тяжесть тела. В момент удара туловище наклоняется в сторону мяча, и делается резкое движение головой с тем расчетом, чтобы коснуться мяча боковой частью головы [26].

Ведение мяча.Ведение мяча широко используется в мини-футболе для выхода игроков на свободную позицию или же когда все партнеры закрыты и некому сделать точную передачу. Футболист, уверенно владеющий этим приемом, оказывается очень полезным команде. Ведение выполняется несильными ударами ногой по мячу внутренней стороной стопы, носком, внешней частью подъема. Чтобы мяч находился под контролем, ему придается обратное вращение. В этом случае удары наносятся в нижнею часть мяча. Прежде всего, нужно стремится при движении с мячом, голову держать так, чтобы видеть и мяч и обстановку на поле. При свободном пространстве дистанции удары по мячу могут быть сильнее, для большей скорости передвижения. Если же соперник находится в непосредственной близости, мяч далеко отпускать нельзя.

Обманные движения. В игре часто приходится выполнять обманные движения, или, как их еще называют, финты. Эти приемы украшают игру, делают ее зрелищной. Они необходимы, когда нужно избавиться от опеки соперника или же обыграть его при подходе к чужим воротам. Финтами должны владеть все игроки.

Финты выполняются как ногами, так и движением туловища. Они как бы стоят из двух неразрывно связанных собой частей: ложного движения, рассчитанного на то, чтобы ввести соперника в заблуждение и, истинного движения, которое начинается сразу же после того, как соперник среагирует на обманное движение. Ложное движение выполняется в замедленном темпе, чтобы противник его хорошо видел, а истинное - быстро.

Отбор мяча. Владеть приемами отбора мяча необходимо всем игрокам. Ведь в мини-футболе каждому приходится действовать и в отборе, и в атаке. Наиболее часто в игре используются такие способы, как отбор мяча перехватом и в выпаде. Отбор мяча перехватом применяется очень часто. Когда соперник, двигаясь с мячом навстречу, слишком далеко отпускает от себя мяч, нужно, уловив момент, резким движением овладеть мячом или попытаться отбить его, ставя на его пути ногу.

В игре можно применять разные варианты этого способа. Основной же прием выполняется так: сближаясь с соперником, владеющим мячом, постараться занять выгодную позицию на его пути. В то же время стремиться, чтобы бьющая нога повторяла почти те же движения, что и при ударе внутренней стороной стопы: с начало она отводится назад, ее мышцы сильно напрягаются, после чего она выносится вперед, встречая мяч. В этот момент, натолкнувшись на ногу, соперник как бы по инерции продолжит движение вперед оставляя мяч.

Отбор мяча в выпаде применяется тогда, когда уже нет возможности отобрать мяч у соперника каким-либо другим способом. Этот прием можно выполнять, находясь спереди или сбоку от соперника, владеющего мячом.

Определив, что еще есть возможность выбить мяч из под ноги игрока, необходимо сделать выпад дальней от соперника ногой, выталкивая мяч или внешней частью подъема.

Каждый игрок в мини-футбол должен уметь опекать своих соперников. Без этого не мыслится игра команды. Тот, кто умело закрывает соперника, получает благоприятную возможность своевременно вступить в борьбу за мяч, не дать получить мяч сопернику и таким образом сорвать атаку противоположной команды. В различных ситуациях закрывание может осуществляться по разному. Однако во всех случаях закрывающий должен занять место между соперником и своими воротами. При этом: чем ближе соперник расположится к воротам, тем плотнее его нужно опекать [15].

Таким образом, обучение технике игры в мини-футбол в секции общеобразовательной школы должно строиться с учетом закономерностей формирования двигательных навыков. В процессе обучения наряду с образовательными необходимо решать воспитательные и оздоровительные задачи. Эффективность обучения в мини-футбол во многом зависит от соблюдения принципов обучения: сознательности и активности;   наглядности;    доступности и индивидуализации; систематичности;         постепенности.

Процесс обучения должен проходить при максимальной плотности занятий, включая в себя упражнения как для разучивания в группе занимающихся, так и для индивидуальной тренировки. Особенность отбора содержания и методики построения учебно-тренировочного процесса заключается в обеспечении высокой плотности занятий даже при низком уровне материально-технической базы.

 

1.3. Особенности технико-тактической подготовки в мини-футболе

Все увлекающиеся мини-футболом должны стремиться не только совершенствовать технику, они также должны постигать тактические секреты игры, а именно: правильно опекать соперников и открываться на свободное место, своевременно делать передачи партнерам, умело осуществлять обводку и наносить удары по воротам. Главное же – каждый должен стремиться научиться «читать» игру, т. е. замечать все маневры соперников и намерения партнеров.

Мини-футбол – игра коллективная. Поэтому каждый футболист должен уметь подчинять свои действия интересам команды. Ведь тактика определяет способ и манеру ведения игры команды и конкретные обязанности отдельных игроков или группы футболистов. Конечно, в тактике мини-футбола содержится немало из багажа футбола. Однако отсутствие правила «вне игры», ограниченность поля, скученность игроков вносят в тактику мини-футбола специфические штрихи, присущие только ему. 
    Открывание – важнейший тактический прием мини-футбола, означающий выход футболиста на свободную позицию, дающую возможность освободиться от опеки соперника, оторваться от него и, получив мяч, выполнить передачу партнеру или удар по воротам. Открывшийся игрок может также увести соперника за собой, освобождая путь к воротам противоположной команды одному из своих партнеров. Выход на свободное место в мини футболе, как правило, осуществляется на скорости. Этому могут предшествовать предварительная имитация игроком некоторой пассивности в целях введения опекуна в заблуждение или же обманные движения, запутывающие соперника. Открываться можно вперед, в сторону, а при необходимости и назад. Причем делать это надо своевременно, а именно в момент, когда партнер готов сделать передачу насвободноеместо.

     Каждый игрок в мини-футболе должен уметь опекать своих соперников. Без этого не мыслится успешная игра команды. Тот, кто умело закрывает соперника, получает благоприятную возможность своевременно вступить в борьбу за мяч, не дать получить мяч сопернику и таким образом сорвать атаку противоположной команды. В различных ситуациях закрывание может осуществляться по-разному. Однако во всех случаях закрывающий должен занять место между соперником и своими воротами. При этом учитывайте следующее требование: чем ближе соперник расположится к воротам, тем следует ближе к нему находиться. 

     Ведение и обводка – эффективные приемы игры. Умело используя ведение мяча различными способами и на различной скорости в сочетании с обменными движениями, футболист получает благоприятную возможность для выхода на свободное место или для нанесения удара по воротам. Играя в мини-футбол, многие любят использовать эти приемы, но зачастую это делается в ущерб команде. Поэтому в тех случаях, когда партнер занял выгодную позицию, следует направить ему мяч. Ведь своевременная и точная передача – тоже грозное оружие.

Футболисты, владеющие разнообразными, сильными и неожиданными ударами по воротам, значительно повышают атакующий потенциал своей команды. Удары по воротам не должны наносить одни и те же игроки нападения. В мини-футболе этим важнейшим тактическим действием должны владеть все игроки [14].

Игрок, владеющий искусством выполнять точные и своевременные передачи партнерам, приносит большую пользу команде, украшает ее действия. С помощью передач, как правило, организуется атака на ворота соперников, подготавливается момент для завершающего удара по воротам. Вот несколько заповедей, которых следует придерживаться при выполнении передач. Отдавать мяч необходимо тому, кто занимает более 
выгодную позицию. Лучше всего это сделать так, чтобы партнер смог принять мяч в движении и тут же продолжить атаку или нанести удар по воротам. В процессе игры стремитесь разнообразить выполнение передач, то 
есть выполнять и короткие, и средние, и длинные. Чередовать следует также передачи низом и верхом, а также поперечные и продольные. Это затруднит действия соперников, не даст возможности им приспособиться к вашей игре. 
     Тактическая комбинация в мини-футболе – это действия на поле двух или нескольких футболистов, решающих определенную задачу. Эффективность комбинаций во многом зависит от умения игроков тактически правильно мыслить, от их сыгранности между собой. Комбинации могут осуществляться как в игровых эпизодах, так и при розыгрышах стандартных положений (при введении мяча в игру начальным ударом, ударом от ворот, при вбрасывании мяча из-за боковой линии, угловых, штрафных, свободных ударах). При этом комбинации могут иметь место, как при обороне своих ворот, так и при атаке ворот соперников. Комбинации при обороне преследуют цель отразить атаки соперников с последующим переходом в наступление. Основой всякой наступательной комбинации является быстрота и неожиданность перемещений игроков и выполнение быстрых и точных передач. А сейчас расскажем вам о наиболее часто встречающихся в игре комбинациях. 

Треугольник – комбинация, основанная на передаче мяча между тремя партнерами. Она выполняется без смены мест, со сменой мест игроками, а также с отвлекающими действиями. «Стенка» – комбинация, состоящая из передач в одно касание между двумя или несколькими игроками. Эта комбинация запутывает соперника, ошеломляет его. В этом ее главное достоинство. Однако, несмотря на кажущуюся простоту, игра «в стенку» требует от игроков осмысленных и умелых действий. Суть комбинации вот в чем: игрок, на пути которого находится соперник, отдает мяч в сторону партнеру, который словно бы исполняет роль стенки. Быстро переместившись на свободное место, игрок получает от партнера ответную передачу в одно касание. При этом обратная передача в одно касание выполняется с таким расчетом, чтобы игрок мог овладеть мячом, не снижая скорости бега. Освоение этой комбинации можно начать с выполнения упражнений с пассивным сопротивлением партнеров. В качестве «соперника» на начальном этапе рекомендуется использовать какие-либо предметы, например стойки, флажки, камни. По мере освоения данного приема партнер, исполняющий роль соперника, должен действовать все более активно. крестное движение – комбинация (она-же комбинация «стенка»), суть которой в том, что два партнера (один из которых владеет мячом) следуют навстречу друг другу чаще всего поперек поля. В момент пересечения их путей соперники затрудняются определить, кто не останется с мячом [3].

Розыгрыш стандартных положений – хорошая предпосылка для острых решений, заранее наигранных ходов и результативных атак. Например, на первом чемпионате мира по мини-футболу при розыгрыше угловых футболисты Венгрии и США часто использовали прострелы. А игроки сборных Бразилии и Голландии, выполняя штрафные вблизи ворот соперников, стремились их поразить сильным прицельным ударом. Значительная часть этих ударов была результативной. Подумайте сами о вариантах таких розыгрышей стандартных положений. 

Быстрый прорыв. Успешные взаимодействия игроков в мини-футболе очень часто завершаются быстрым прорывом или быстрой контратакой. Она применяется и тогда, когда соперники, увлекшись атакой, теряют мяч, не успев организовать оборону своих ворот. Этому способствует и отсутствие в минифутболе правила «вне игры». Условием успешного начала быстрого Прорыва является своевременный отрыв находящегося впереди игрока от соперника и точная передача ему на ход. Например, вратарь, овладев мячом, быстро посылает его вперед открывшемуся игроку, который устремляется с мячом к воротам соперников. На первом чемпионате мира быстрый прорыв наиболее успешно использовали игроки сборных Бразилии, США, Голландии. 

Отбор мяча посредством согласованных действий в мини-футболе выглядит как взаимостраховка игроков при защите своих ворот. Взаимостраховку необходимо использовать для оказания помощи партнерам, когда те по какой-либо причине оказались обыгранными соперниками. Используется взаимостраховка и в тех случаях, когда страхуется опасная зона перед воротами, например, если партнер уводится из зоны соперником. Отбор мяча посредством согласованных действий требует от игроков большого взаимопонимания, слаженности в игре. Освоение взаимостраховки рекомендуем проводить в такой последовательности: сначала два защитника играют против одного нападающего, затем три защитника против одного нападающего, три защитника против двух нападающих, два защитника против двух нападающих, три против трех, четыре против четырех и, наконец, три против четырех.


1.4. Педагогический контроль в футболе

Для успешного управления процессом подготовки команды футболистов тренер должен располагать объективной информацией о здоровье и психическом состоянии каждого спортсмена, о влиянии физических нагрузок и о вызываемых ими изменениях в функциональных системах организма юных футболистов и уметь оперативно оценивать уровень технико-тактического мастерства, для успешного воспитания футболистов высокого уровня подготовки.

Высокий уровень подготовки футболистов во многом зависит от использования в тренировочном процессе специализированных упражнений избирательно воздействующих как на физическую подготовленность, так и на технико-тактическое мастерство. Тактические действия, выполняемые футболистами во время игр, являются реализацией тактических знаний, а также решений, принимаемых ними после оценки, сложившейся на поле ситуации. Поэтому можно полагать, что уровень тактического мышления обуславливает эффективность техники, позволяет использовать потенциал в наиболее целесообразных формах и условиях.

По современным представлениям спортивная тренировка является педагогическим процессом управления состоянием футболиста, а стержневым, основным путем к этому является реализация педагогического контроля. Круглогодичная тренировка, применяемая в подготовке футболистов, делится на соответствующие периоды, а подготовительный период на этапы. Решение задач, стоящих перед тренерами в различные периоды и этапы подготовки футболистов, немыслимо без врачебно-педагогического контроля именно потому, что педагогические исследования в ходе учебно-тренировочного процесса на различных этапах подготовки ставят целью выяснить, как увеличивается тренированность футболистов, предупредить перетренированность и перенапряжение.

Оценка физической, технической и тактической подготовки футболистов определяется на основании многочисленных наблюдений, сравнительных характеристик их действий в тренировке и игре, что позволяет тренеру моделировать процесс подготовки, программировать средства и методы учебно-тренировочного процесса.

Особое место в тренировочном процессе занимает контроль и оперативная оценка подготовленности футболистов. В настоящее время бесспорным является положение о том, что планирование учебно-тренировочного процесса должно осуществляться по результатам педагогического контроля.

Целью педагогического контроля является повышение эффективности физического воспитания и тренировки, путем оптимизации на основе объективной оценки состояния двигательной функции футболистов в конкретных условиях спортивной деятельности. Предметом контроля в спорте являются содержание учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон подготовленности футболистов (технической, технико-тактической и др.), их работоспособность, возможности функциональных систем.

Эффективность контроля нагрузок в футболе зависит от того, какие показатели используются, насколько взаимосвязаны разновидности контроля нагрузок, каким должно быть состояние тренировочных и соревновательных нагрузок, при помощи, каких критериев оценивается воздействие нагрузок. Петровский В.В. в своей работе «Педагогический и организационно-педагогический контроль в спортивной тренировке» утверждает, что: «Спортивная тренировка всегда является процессом направленного, регулируемого извне изменения морфологических и функциональных возможностей организма спортсмена. Эти изменения происходят под влиянием запланированных тренировочных воздействий, физических упражнений и различных их сочетаний (тренировочных уроков, циклов и т.д.)».

Исходя из этого, под педагогическим контролем следует понимать совокупность способов получения информации о направлении и причинах морфологических и функциональных изменений, происходящих в организме человека под влиянием тренировки, которая может, быть использована тренером в целях управления, т.е. оценки характера (направления, величины) изменения в организме, эффективности применяемых средств и методов тренировки и выработки на основе этой информации новых управляющих команд.

Поскольку в основе развития тренированности лежат срочные кумулятивные (накопительные) приспособительные изменения в организме, проблема педагогического контроля в общем виде сводится к разработке системы методов срочных и куммулятивных адекватных реакций организма.

Вся информация педагогического контроля может быть разделена на срочную и периодическую. К срочной информации могут быть отнесены следующие сведения:


  1. состояние здоровья занимающихся;

  2. степень востановленности после предыдущих занятий;

  3. соответствие выполняемых упражнений их моделям;

  4. соответствие условий занятия (характер упражнений, их последовательность, условий чередования упражнения с отдыхом, величина нагрузки) решению поставленных перед занятием педагогических задач;

  5. характер и длительность восстановительного периода.

К периодической информации относятся сведения о том, что:

  1. соответствует ли фактическое изменение функциональных возможностей организма, происходящее под влиянием серии тренировочных занятий, планируемому;

  2. чем обусловлен тот или иной характер и направление кумулятивных изменений.

На основании сложившегося опыта мы выделяем следующие организационные формы педагогического контроля:

  1. самоконтроль спортсмена;

  2. педагогический контроль;

  3. научно-методический контроль.

Годик М.А. в своей книге «Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок» утверждает, что, объективной основой любых планов, с помощью которых реализуются принятые решения, является информация, полученная в процессе контроля.

В спортивной тренировке контроля требуют:



  • действия спортсмена на соревнованиях (с последующей оценкой структуры соревновательного упражнения);

  • состояние спортсмена;

  • нагрузка, выполняемая им.

Наиболее целесообразной для определения программы (плана) представляется такая последовательность действий:

1. Для перспективной программы подготовки спортсменов:



  • исследование структуры соревновательной деятельности и выявление факторов, обусловливающих достижение высоких результатов;

  • подбор тестов, информативных по отношению к этим факторам;

  • создание программы этапного комплексного контроля (ЭКО);

  • тестирование, оценка и анализ его результатов;

  • составление этапного плана подготовки и его реализация в условиях тренировочного процесса;

  • проведение в конце этапа повторного тестирования по программе ЭКО;

  • сопоставление динамики результатов в соревновательном упражнении и тестах и показателей нагрузки за этап с обоснованием стратегии последующей подготовки;

  • Составление плана подготовки на новый этап.

2. Для текущего плана тренировки спортсменов:

  • выбор тестов текущего контроля и создание программы текущего обследования;

  • проведение текущего обследования, сопоставление его результатов с показателями текущего контроля нагрузки;

  • составление (коррекция) текущих планов подготовки.

3. Для оперативного плана тренировки:

  • выбор тестов оперативного контроля и создание программы оперативного обследования;

  • проведение оперативного обследования и анализ его результатов;

  • составление (коррекция) оперативного плана тренировки

Контроль объема нагрузки:

  • время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность ( кол-во часов, дней, недель и т.д.)

  • кол-во тренировочных занятий (циклов, этапов, периодов и т.д.)

Анализируя литературу, можно согласиться, что такой подход к организации педагогического контроля является научно обоснованным и представляет тренеру полную картину физического и технико-тактического состояния футболистов на конкретном этапе подготовки, но, к сожалению, научно-методический контроль в детском спорте может себе позволить лишь небольшое количество клубов, имеющих хорошую материальную базу.

Чтобы тренировка протекала в нужном направлении и давала максимальный эффект, необходимо установить систематический педагогический контроль за её влиянием на тренирующихся. Педагогический контроль в процессе тренировки футболистов является основной формой оценки их подготовленности к состязаниям. Осуществляется он тренером, который учитывает содержание, объём, интенсивность проведённых занятий и анализирует выполнение планов тренировки .

Анализу подвергаются:


  • планы тренировки команды (перспективные, текущие, оперативные) и их выполнение;

  • средства и методы тренировки и их использование в занятиях;

  • изменение состояния здоровья и функциональных возможностей футболистов;

  • изменение уровня развития физических качеств, техники, тактики;

  • изменение состояния тренированности футболистов (по этапам подготовки);

  • распределение состязаний, занятий и отдыха в тренировочных и межигровых циклах;

  • изменение длительности и интенсивности занятий;

  • методы педагогического и врачебного контроля и пр.

Помимо перечисленных должны использоваться и дополнительные методы изучения и обобщения опыта тренировки, позволяющие более глубоко изучить те или иные вопросы тренировки. Этапы изучения и обобщения опыта таковы:

Первый этап: изучение и обобщение опыта тренировки в подготовительном периоде.

Второй этап: изучение и обобщение опыта тренировки в соревновательном периоде, обработка и обсуждение в команде материалов по этому периоду.

Третий этап: обработка и обсуждение в команде итоговых материалов, изучение и обобщение опыта тренировки и написание отчёта.

Четвёртый этап: составление планов подготовки команды на следующий год.

Для педагогического контроля за тренировкой футболиста составляются комплексные контрольные упражнения. В них для оценки изменений в физическом развитии футболистов включаются упражнения, позволяющие оценивать развитие всех основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости). При этом берутся упражнения для оценки как общего, так и специального развития двигательных качеств. Упражнения для оценки изменений в специальном развитии физических качеств футболистов должны быть близкими по форме к основным спортивным движениям, чего не требуется от упражнений для оценки изменений в общем развитии двигательных качеств. Количество упражнений для оценки изменений в развитии общих физических качеств должно быть не более четырех-пяти, такое же число и для оценки специальных физических качеств. В комплекс контрольных упражнений включается также упражнения, позволяющие оценить изменения в технике владения мячом, выполнение тактических приёмов и комбинаций. Тренер организует систематическое наблюдение над футболистами в процессе их выступлений в соревнованиях и в ходе тренировочных занятий.

В круг наблюдений должно входить:


    1. проявление футболистами в состязаниях активности и работоспособности. Оценка дается по выполнению в состязании работы и её плотности (бег, прыжки, ходьба, единоборство, ведение, приём, отбор мяча, удары, обводка);

    2. контроль за устойчивостью у футболистов двигательных навыков в состязаниях. Оцениваются характер нарушения устойчивости навыка, время и последствия нарушения, обстоятельства, предшествовавшие нарушению;

    3. регистрация коэффициента полезного действия футболиста с мячом (%). Количество рационально выполненных действий;

    4. характеристика выполнения футболистами поставленных тактических задач;

    5. изучение в состязаниях психической устойчивости у футболистов. Оценивается внимание мобильность действий, смелость, быстрота ориентировки и другие качества [15].

Систематический педагогический контроль является неотъемлемой частью процесса тренировки футболиста и имеет чрезвычайно важное значение для роста мастерства футболистов и укрепление их здоровья.

Планирование и контроль - важные условия совершенствования всей системы тренировки. При помощи планирования упорядочивается процесс будущей тренировки. Планирование тренировки должно обязательно основываться на контроле физического состояния спортсмена, уровня его технической и тактической подготовленности и нагрузки, которую он выполняет. Информация о состоянии футболиста может быть предоставлена комплексом показателей, отражающих уроков всех видов подготовки. Тренер должен стремиться к целенаправленному изменению этих показателей за счёт управления тренировочными нагрузками.

В практической работе тренеру приходиться учитывать следующие виды состояний: устойчивое, текущее, оперативное.

Устойчивое состояние сохраняется в течение относительно длительного промежутка времени - несколько недель или даже месяцев. Показатели, характеризующие устойчивое состояние, могут служить основой для перспективного планирования тренировочного процесса.

Текущее состояние - это такое, в котором находится спортсмен, выполнивший одно или серию тренировочных занятий. Известно, что любое тренировочное занятие оставляет «следы», сохраняющиеся несколько дней. Глубина и характер всех этих сдвигов характеризуют текущее состояние и служат основой для планирования нагрузки на следующее тренировочное занятие.

Оперативным называется такое состояние, в которое приходит организм спортсмена после того, как он выполнил одно или серию физических упражнений. Оперативное состояние очень кратковременно, но контроль за ним является основой для управления тренировочной нагрузкой в ходе самого занятия [21].

Для оценки трёх видов состояний в практике рекомендуется использовать три вида контроля: периодический (поэтапный), текущий, оперативный.

Оперативный контроль предназначен для регистрации нагрузки тренировочного упражнения, серии упражнений и целостного занятия. Анализ результатов оперативного контроля основан на исследовании зависимости типа «доза-эффект», где «дозой воздействия» служит величина выполненной нагрузки, а «эффектом» -объём и направленность вызванных ею в организме биохимических сдвигов. В связи с этим одна из главных задач оперативного контроля нагрузки является определение соотношения между параметрами физической и физиологической нагрузок упражнений, серии упражнений, тренировочного занятия.

Текущий контроль предполагает регистрацию нагрузок в микро циклах, длительность которых в различных видах спорта колеблется от 5 до 14 дней. В основе текущего контроля лежат данные оперативной регистрации нагрузки за каждый тренировочный день, которые после суммирования рассматриваются как итог работы спортсмена за микроцикл. Одна из главных задач текущего контроля нагрузок - определение оптимального соотношения между зонами характеристик нагрузок. Решение её в значительной степени основано на исследовании закономерностей отставленного тренировочного эффекта.

Этапный контроль - предполагает регистрацию нагрузки на этапах, длительность которых колеблется от двух - пяти микро циклов до нескольких месяцев. Главная задача этапного контроля нагрузок - на основании оценки зависимости между приростами достижений в соревнованиях и тестах, с одной стороны, и частыми объёмами нагрузок за этап, с другой - определение наиболее эффективных нагрузок, обладающих ярко выраженным развивающим воздействием.

Охарактеризовать состояние футболистов можно с помощью тестов и контрольных упражнений. Тестом называется - задание стандартной формы, применяемое с целью определения умственного развития, волевых качеств, двигательных способностей и других сторон личности человека.

В практике футбола чаще всего применяются следующие тесты:



  1. Бег на 15 метров со старта - стартовая скорость.

  2. Бег на 15 метров с ходу - «частота движений».

  3. Прыжок в высоту с места, отталкиваясь двумя ногами - оценка прыгучести.

  4. Прыжок в длину с места- оценка скоростно-силовых качеств.

  5. Тест Купера, 12-мин. бег-оценка выносливости

  6. Бег 300 метров - скоростная выносливость.

Для оценки координационных способностей используются тесты, в которых футболисты должны по заданию воспроизвести определённые величины силовых, пространственных и временных характеристик движения.

Таким образом, рассматривая физическую подготовленность в мини-футболе с точки зрения управления процессом спортивной тренировки, следует подчеркнуть, что, во-первых, оценка уровня развития физических качеств может свидетельствовать о соответствии или несоответствии подготовленности спортсмена тем результатом, которые ему запланированы на данный этап тренировки. Во-вторых, колебания физической подготовленности позволяют судить об уровне тренированности спортсмена, т.е. является важным объективным показателем общего состояния его организма. Поэтому не случайно многие опытные тренеры достаточно точно оценивают текущее состояние спортсмена по результатам нескольких контрольных упражнений.




  1   2   3

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Педагогический контроль за технико-тактической деятельностью игроков команды по мини-футболу