Скачать 328.82 Kb.
Дата08.04.2018
Размер328.82 Kb.

P. S. Жирным курсивом в тексте выделены изменения и дополнения по сравнению с «серой» книгой!


«УТВЕРЖДАЮ»


Президент Туристско-спортивного союза России
_____________________ С.Н.Панов

____ ________________200 __ г.


P.S. Жирным курсивом в тексте выделены изменения и дополнения по сравнению с «серой» книгой! Не жирным - наши правки.


Положение о системе подготовки кадров

в спортивном туризме Российской Федерации


(проект)

1. Общие положения


1.1. Настоящее «Положение...» определяет основные принципы и требования к системе подготовки кадров в спортивном туризме (СТ) Российской Федерации.

1.2. Подготовка кадров осуществляется в целях:

- эффективного развития туристско-спортивного движения в стране;

- усиления социальной значимости, содержательности и экологической культуры туристско-спортивного движения;

- повышения безопасности спортивных походов и путешествий;

- подготовки человека к выживанию в экстремальных природных условиях;

-создание правовых и социально-экономических условий для деятельности актива туристско-спортивного движения.

-Обеспечения профессиональными кадрами туристско-спортивных мероприятий (ТСМ)

и профессиональной работы в туризме.

1.3. Подготовка и переподготовка кадров осуществляется по следующим направлениям:

«А» - организация и проведение учебных мероприятий (школ, семинаров, сборов и т.п., далее по тексту - школ) по подготовке кадров для проведения спортивных походов (СП), спортивных туров (СПТ) и путешествий (П), экспедиций и других ТСМ в основе которых лежит организация прохождения туристского маршрута с включением категорированных локальных и (или) протяженных препятствий (ЛП,ПП);

«Б» - организация и проведение учебных мероприятий (школ, семинаров, сборов и т.п., далее по тексту - школ) по подготовке кадров для организации и проведения всех видов соревнований на всех типах дистанций (длинные, короткие, специальные технические и экстрим) и чемпионатов спортивных походов и путешествий.

«В» - подготовка кадров для организация работы профессиональных и общественных туристско-спортивных организаций (ТСО) и их структур (подготовка председателей ТСО, федераций и их комиссий, председателей турсекций, и т.п.).

Нормативные требования и программы по подготовке по направлениям «Б» и «В» определяются отдельными положениями; утверждаемыми Туристско-спортивным союзом России (ТССР).

1.4. Настоящее «Положение...» распространяется на подготовку кадров в СТ РФ по направлению «А», является основой для создания и функционирования государственно-общественной системы подготовки кадров в СТ.

«Положение…» соответствует требованиям нормативной базы СТ, изменения и дополнения в настоящее «Положение...» могут вноситься по решению Съезда ТССР.
Общая схема системы подготовки кадров СТ приведена на рис.1 (см. Приложение.)

1.5.К туристско-спортивным кадрам, по направлению «А» подготовку, переподготовку, аттестацию, переаттестацию и учёт которых осуществляет МКК, от­носятся следующие категории:

- организаторы СТ;

- участники и руководители СП I-VI категории сложности (см. п.2.1 и рис.2);



- гиды-проводники СТ;

- гиды-проводники маршрутов1 категории;

-гиды-проводники маршрутов 2 категории;

- гиды-проводники маршрутов 3 категории;

-гиды-проводники маршрутов 4 категории;

- гиды-проводники маршрутов 5 категории;

- гиды-проводники СТ международного класса;

- инструкторы– тренеры второй категории СТ;

- старшие инструкторы– тренеры первой категории СТ;

- инструкторы международного класса – тренеры высшей категории СТ.


Кроме указанных категорий кадров СТ могут быть организованы школы по подготовке иных категорий туристских кадров на уровне начальной туристской подготовки. Например: юный турист, турист России, инструктор детско-юношеского туризма и т.п. Учебные планы и программы по подготовке таких категорий кадров разрабатываются проводящими туристскими организациями (ТСО), турклубами, центрами детско-юношеского туризма и т.д. Положения об этих школах, их учебные программы и планы утверждаются ТССР.

По согласованию с полномочной ТСО, подготовка кадров может производиться в государственных (на­пример, образовательных учреждениях высшего, среднего профессионального и дополнительного образования), общественных и частных организациях, развивающих спортивный туризм, и являющихся в обязательном порядке коллективными членами ТСО. Взаимоотношения между такими организациями и ТСО строится на договорной основе, с обязательным соблюдением требований настоящего «Положения...». При организации школ по подготовке кадров вне структур спортивного туризма, государственные, общественные и иные организации должны согласовать утверждение такой школы с полномочным региональным объединением ТССР.

При подготовке кадров спортивного туризма в государственных учебных заведениях блок «Специальная подготовка», должен быть согласован с ТСС РФ до утверждения данной программы в Министерст­ве образования РФ.

Подготовка в объеме начального и базового уровней (см. п.2.1), при выполнении соответствующих требований табл. 1 и 2, может производиться в ЦДЮТур, «лицейских классах» или в других формах туристской подготовки учащихся. В этом случае программы курса этих уровней могут входить составными частями в программы обу­чения наряду с другими дисциплинами, при этом минимальный объ­ем тем начального или базового уровней должен соответствовать примерным учебным планам и программам курса «Спортивно-оздо­ровительный туризм».

Обучение может производиться на бесплатной, платной, спонсорской или комбинированной основах, включая государственный и иные заказы.

2. Общие принципы и требования, предъявляемые при подготовке кадров


2.1.Общая схема подготовки кадров СТ по направлению «А» при­ведена на рис.2 и в Табл.1 Приложения.

2.2. Система подготовки кадров СТ по направлению «А» базируется на следующих основных принципах:

а) по видам подготовки - пятиуровневая система обучения с учетом опыта слушателей: начальной, базовой, специализированной, высшей туристской подготовки и повышения квалификации. Перечень категорий кадров, которые могут быть подготовлены на каждом из этих уровней, представлен на рис.2. На первых четырёх уровнях перечисленные категории кадров могут обучаться совместно по единым программам. Подготовка кадров на каждом уровне, включает обучение и контроль полученных знаний (в форме зачетов и экзаменов). На пятом уровне обучение проводится в виде семинара повышения квалификации, без УТП. Каждый слушатель заканчивающий определённый уровень обучения, имеет возможность (в зависимости от желания и способностей) аттестоваться на гида-проводника или инструктора-тренера СТ соответствующего уровня. Перед аттестацией необходимо повысить уровень своей спортивной подготовки до нормативного и пройти стажировку (обязательна для инструкторов-тренеров СТ и гидов-проводников всех категорий) согласно требованиям табл. 3.

б) по содержанию учебных программ - это единый, дифференцированный по виду туризма и уровню обучения объем знаний, навыков и умений, необходимый для качественной подготовки кадров в СТ и дальнейшей работы, включая профессиональную

в) по механизму выпуска слушателей всех уровней обучения - это дифференцированный принцип аттестации кадров, в основе которого заложен учет их способностей, спортивного опыта и уровня усвоенных знаний;

г) по непрерывности обучения - обеспечение совместимости программ различных уровней и возможности продолжения обучения по программам более высокого уровня.

2.3. Подготовку кадров в СТ осуществляет ТССР и уполномоченная им территориальная (ведомственная) ТСО республиканского, краевого, областного и другого уровня, являющаяся коллективным членом ТССР. Подготовка кадров осуществляется в рамках проведения учебных мероприятий (школ, семинаров, сборов и т.п.). Непосредственную подготовку и учет кадров в ТСО осуществляет маршрутно-квалификационная комиссия (МКК) совместно с видовой комиссией. При большом объёме работ по подготовке туристских кадров МКК ТСО может создать свой кадровый сектор. Планирование проведения, рассмотрение и утверждение учебных мероприятий, выпуск в учебно-тренировочный поход (УТП), аттестация и переаттестация кадров, выработка единых подходов при разработке методических разделов учебных планов и программ, подготовка судей соревнований СП, СПТ и П (направление «Б») находится в компетенции МКК.

2.4. Обучение на начальном уровне по видам туризма не разделяется. На базовом, специализированном и высшем уровнях обучение, как правило, проводится по видам туризма (одному или нескольким). По решению МКК, в зависимости от туристского опыта слушателей, особенностей района проведения УТП, выбранного маршрута и других причин, допускается объединение в одну школу НУ+БУ; начиная с БУ, обучение может производиться по двум и более видам туризма одновременно (комбинированная подготовка). Обучение в комбинированных по видам школах, проводится по скорректированным программам, утверждаемым полномочной кадровой комиссией.

2.5. Категория выпускаемых ТСО кадров должна соответствовать квалификации инструкторско-преподавательского состава школы, право на их утверждение - полномочиям МКК (аналогично аттестации кадров, см. п.4.2). Полномочия МКК по выпуску туристских групп на УТП определяются в соответствии с «Положением о туристско-спортивных маршрутно-квалификационных комиссиях». Полномочия МКК по утверждению учебных мероприятий и аттестации кадров даются вышестоящей МКК по следующему принципу:

- уровень утверждения учебных мероприятий и категорий аттестуемых кадров, как правило, должен быть на одну (категорию) ниже, чем полномочия МКК по соответствующему виду туризма (для утверждения и аттестации кадров по специализированному уровню подготовки МКК должна иметь полномочия выпуска групп в СП (IV к. с), а по базовому уровню - в СП Ш к.с.); ( На мой взгляд - пишет В.Говор - это надо убрать, так как противоречит первой части этого абзаца и не соответствует развитию туризма в регионах и определяется решением вышестоящей МКК).

- утверждение школ и аттестация кадров высшего уровня подготовки находится в компетенции ТССР и уполномоченных им МКК.

2.6. Учебные мероприятия могут проводиться по одной из следующих форм:

- очные выездные (сборы), где слушатели проходят экспресс-подготовку по теории и совершают зачетный УТП в том же районе;

- очные стационарно-выездные (школы, семинары), где слушатели регулярно посещают занятия, например, в турклубе, а затем, выезжают в зачетный УТП;

- очно-заочные, где слушатели выполняют и отправляют организаторам контрольные работы по теоретическому курсу и, при зачете их, вызываются в зачетный УТП.

-дистанциенное обучение, где обучение проводится по Интернету с рассылкой методических материалов и заданий, а проверка знаний, сдача зачетов и экзамена проводится в режиме IСQ при этом школа вправе направить слушателя в УТП, проводимый региональной постоянно действующей школой, которая может проводить аттестацию слушателя, после завершения УТП.

2.7. Формами учебных занятий являются: лекции, семинары, практические занятия, УТП, консультации, самостоятельные и контрольные работы слушателей, диалоги по Интернет в режиме Q.

2.8. Требования к слушателям и инструкторско-преподавательскому составу школ подготовки кадров СТ представлены в таблице 2.

Таблица 1. Требования к слушателям и инструкторско-преподавательскому составу школ подготовки кадров для СТ (см. приложение!)





2.9. Минимальный возраст учащихся должен соответствовать требованиям предъявляемым к участникам спортивных походов (см. «Правила проведения соревнований туристских спортивных походов..» - табл. №1). Слушатели, не достигшие необходимого для руководства СП возраста, получают справки об обучении, участии в УТП, стажировке и сдаче экзамена. Аттестация их на присвоение звания проводится после достижения ими необходимого возраста и выполнения аттестационных требований.

2.10. Местом проведения и материально-технической базой учебных мероприятий могут служить турклубы, постоянно-действующие школы по подготовке и переподготовке кадров, общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образования, средние и высшие учебные заведения, турфирмы (соответствующего профиля, коллективные члены ТСО), турбазы, туристские полигоны и лагеря и т.д, не зависимо от форм собственности.

2.11. Учебные мероприятия включают, как правило, УТП. Категория сложности УТП должна соответствовать уровню учебного мероприятия. При переподготовке кадров возможно проведение обучения без УТП (в форме методических семинаров и дистанционного обучения).

2.12. После окончания обучения производиться оценка уровня усвоенных слушателем знаний путем приема экзаменов. Экзаменационная комиссия, как правило, состоит из преподавателей школы, представителей МКК, утверждавшей школу, и представителей видовой комиссии ТСО (см. пп. 3.11-3.13).

2.13. После завершения учебного мероприятия слушателю выдают диплом (см. приложение 1), в котором указывается фактический объем и содержание освоенной программы. В диплом записывается решение инструкторско-преподавательского совета о возможности дальнейшей аттестации слушателя на звание инструктора СТ (старшего инструктора СТ, инструктора СТ международного класса) либо на звание гида-проводника СТ соответствующего маршрута и вида туризма, гида-проводника международного класса) в зависимости от уровня усвоенных знаний, предрасположенности к дальнейшей деятельности, а также наличия спортивного опыта и способностей. После успешной стажировки и выполнения требований, предъявляемых к слушателям при аттестации (см. табл. 3), им присваивается соответствующее звание (категория) и выдается удостоверение. Для гидов-проводников всех категорий и инструкторов всех категорий выдается удостоверение личности единого образца с указанием кода допуска к ТСМ соответствующей категории сложности в каждом виде туризма. Сведения об обучении и практике туриста заносятся в учетную карточку спортсмена (приложение 2).

При выполнении инструкторского норматива и прохождения стажировки на СПТ одновременно может быть присвоено соответствующее звание гида-проводника соответствующей категории.



Инструкторское звание дает право работать на маршрутах СПТ соответствующих коду допуска к работе, указанном в удостоверении личности инструктора СТ

2.14. После завершения учебного мероприятия (утверждения отчёта) инструкторско-преподавательскому составу, стажёрам и участникам выдаются справки и дипломы (приложение 3).

2.15. Для получения звания инструктора-тренера соответствующего уровня, после окончания учебного мероприятия или сдачи экзамена экстерном, слушатель должен пройти стажировку. Стажировка может быть засчитана:

- при работе стажёром (инструктором) в школе на одну ступень ниже уровня обучения и участии в УТП;

- при работе руководителем либо инструктором в учебно-оздоровительных передвижных туристских лагерях с прохождением категорированного СП (для базового уровня)

- при работе инструктором в школе соответственно на два уровня ниже уровня обучения и участии в УТП;

- при работе в качестве методиста, педагога дополнительного образования туристского профиля (для инструкторов-тренеров), тренера туристской секции и участии в УТП.

2.16. Периодически, в зависимости от изменения нормативных требований и по мере развития СТ, проводятся учебные мероприятия по переподготовке соответствующих категорий кадров. При их организации предъявляются требования, аналогичные указанным в табл. 2 и 3; кроме того, могут включаться дополнительные требования, выдвигаемые проводящей или утвердившей данное мероприятие ТСО. (Такое обучение может поводиться дистанционно)

2.17. Учебные мероприятия проводятся по учебным планам и программам, которые разрабатываются на основе примерных планов и программ ТССР курса «Спортивно-оздоровительный туризм», представляющие собой обязательный перечень тем и вопросов, знания которых позволяют получить после аттестации соответствую­щие кадровые звания и категории. При этом все основные темы должны повторяться на следующих уровнях обучения с соответствующей уровню глубиной, детализацией и специализацией.

По согласованию с МКК, ТСО (утвердившее учебное мероприятие) может разрешать изменения, связанные с увеличением количества учебных часов или изучением дополнительных вопросов.

При достаточном опыте слушателей, по решению МКК ТСО (утвердившей учебное мероприятие), допускается сокращение общего количества лекционных часов по отдельным темам за счет их самостоятельного изучения или путем переноса занятий на период проведения УТП.

2.18. В общий объем занятий, необходимых для подготовки той или иной категории кадров СТ, входят:

- лекционные, семинарские и практические занятия в помещении и на местности;

- практические занятия в УТП;

- самостоятельная подготовка слушателя;

- работа со стажерами;

- подготовка и проведение УТП, его защита (работа над отчётом);

- контроль уровня подготовки (контрольные работы, зачёты и экзамены).

Примерный объем часов (при минимальном количестве часов на УТП) указан в табл. 4.

Расчет часов учебных занятий, идущих в зачет при аттестации кадров, производится следующим образом:

- для классных занятий - в соответствии с утвержденным учебным планом;

- для тренировочных выходов - не более 8 часов в сутки;

- для УТП - не более 10 часов в сутки и в соответствии с продолжительностью активной части похода, в зависимости от категории сложности УТП;

- при подготовке к УТП и его зачету - по 8 часов в сутки;

- для выполнения контрольных заданий часы определяются инструкторско-преподавательским составом и отражаются в отчетных документах.

Расчет часов на УТП производится следующим образом:

- минимальное количество часов на подготовку - 16 (2 дня по 8 час)+ 8 час (1 день) на заключительный этап или всего 24 часа;

- количество часов в походе определяется из расчета занятий по 10 часов ежедневно, умноженного на количество планируемых походных дней, при этом минимальное количество дней должно быть не менее минимального количества дней для похода выбранной категории сложности согласно табл. 2, «Единой Всероссийской спортивной классификации маршрутов»;

Общее минимальное количество часов составит: для УТП I к.с. - 24 + 6 х 10 = 84 часа, для II к.с.-24+8х10 = 104 часа, для III к.с.-124 часа, для IVк.с.-154 часа, для V к.с.-184 часа


Таблица 4. Общее количество часов (не менее) по темам и уровням* подготовки







Наименование тем


Количество часов

НУ

БУ

СУ

ВУ



















1

Общая подготовка

8

26

17

12

2

Специальная подготовка

42

100

80

76




Учебно-воспитательная подготовка

-

-

58

64

3

Методическая подготовка

-

-

139

74

4

Массовые мероприятия

-

2

22

4




Итого:

50

128

316

230



















5

Проверка готовности групп к УТП

2

8

16

16

6

УТП (минимальная продолжительность в уч.часах/дни)

12/2

36/6

60/10

96/16

7

Экзамены

6

6

6

6

8

Разбор школы

2

2

2

2




Итого:

22

52

84

120






















Всего:

72

180

400

350

* - для уровня «Повышение квалификации» будет определяться индивидуально.
2.19. Стаж работы в учебных мероприятиях, на семинарах, сборах, и СП в качестве начальника (руководителя), начальника учебной части (начуча), инструктора, преподавателя, или тренера (в том числе и до выхода настоящего «Положения...») засчитывается как тренерско-преподавательский (педагогический).

2.20. Туристско-спортивным кадрам за подготовку туристов-разрядников может присваиваться квалификация тренера соответствующего уровня.



2.21. При проведении аттестации по ETC (Единой тарифной сетке) работникам школ туристской подготовки либо работникам туристских клубов, центров, федераций туризма, туристско-спортивных союзов и других организаций, занимающихся подготовкой кадров спортивно-оздоровительного туризма, необходимо учитывать их профессиональную подготовку по спортивному туризму через соответствие званий инструкторов СТ следующим квалификационным категориям: инструктор СТ - второй квалификационной категории; старший инструктор СТ - первой квалификационной категории; инструктор СТ международного класса - высшей квалификационной категории.

Работники, претендующие на первую или высшую квалификационные категории должны иметь высшее образование. Аттестация туристских кадров на первую и высшую тренерские квалификационные категории по ETC проводятся аттестационными комиссиями региональных агентств по физической культуре и спорту.

3. Организация и проведение учебных мероприятий


3.1. После решения ТСО о проведении школы (семинара, сбора) соответствующего уровня, МКК, по рекомендации видовой комиссии, рассматривает и утверждает кандидатуру начальника школы и при необходимости, начальника учебной части (начуча) учебного мероприятия. Они отвечают за организацию и проведение обучения, а также обеспечение безопасности. Руководителем (начальником) школы может быть утвержден турист, соответствующий требованиям, указанным в табл.2. Должность начальника учебной части вводиться при наличии в школе более трех отделений. Начальник школы может быть освобожден от руководства учебным отделением при наличии в школе трех учебных отделений, а начальник учебной части - четырех и более отделений.

Учебные мероприятия и их инструкторско-преподавательский состав утверждаются проводящим ТСО, согласно требованиям п. 2.5. настоящего «Положения...»

3.2. Исходя из требований изложенных в таблице 2, руководящий состав школы подбирает инструкторско-преподавательский состав (ИПС), готовит учебные материалы и не позднее, чем за месяц до начала учебного мероприятия представляют на рассмотрение и утверждение в МКК следующие документы:

- заявка на проведение школы, где указывается ее уровень, проводящая организация, место проведения занятий, район проведения УТП, в приложении – список ИПС и туристский и инструкторский опыт преподавателей, инструкторов и стажеров. Заявка подписывается проводящей ТСО; а также документы, подтверждающие их опыт, в соответствии с требованиями п. 2.7;

- объявление о наборе слушателей (уровень туристской подготовки, вид туризма, предполагаемый) район проведения УТП, ориентировочная дата начала работы школы, место занятий и сроки проведения УТП);

- учебный план (если он отличается от примерного плана курса «Спортивно-оздоровительный туризм»);

- план работы со стажёрами;

- ориентировочный поэтапный план-график реализации учебного плана школы (расписание занятий, зачёты, УТП, эказамены);



Примечание. На период восстановления российского инструкторского корпуса кадров спортивного туризма, при недостаточном инструкторском опыте преподавательского состава для предлагаемого учебного мероприятия, ТССР может, в порядке исключения, разрешить проведение школ с зачетом опыта их проведения преподавательскому составу после утверждения отчета о данном мероприятии. Для утверждения таких школ в ТССР за два месяца до начала учебного мероприятия, подается заявка от проводящей организации, со всеми необходимыми документами:

спортивный и инструкторский опыт инструкторов, подробные нитки маршрутов УТП, график похода и т.п. (см.п.3.2).

3.3. МКК, не более, чем в двухнедельный срок рассматривает представленные документы и утверждает их или возвращает на доработку, а также может назначить куратора школы из своего состава.

3.4. После утверждения документов школы, ИПС проводит набор слушателей с учётом требований изложенных в таблице 2 и формирует учебные отделения. При формировании учебных отделений рекомендуется соблюдать следующие требования по количеству слушателей в них:

- минимальное количество слушателей: не менее 6 человек в отделении всех уровней;

- максимальное количество слушателей: в отделении школ начального уровня - не более 15 человек, базового и специализиро­ванного уровней - не более 12, высшего - не более 10.

3.5. Для очных стационарно-выездых учебных мероприятий после набора слушателей и оценки их опыта согласно требованиям п. 2.3. настоящего «Положения...» окончательно принимается решение о проведении школы и одновременно сообщается слушателям дата начала и место проведения занятий.

3.6. После завершения набора слушателей при очно-стационарной форме обучения ИПС приступает к первому этапу обучения - проведению лекционных и практических занятий. При очно-заочной и дистанционной формах обучения на данном этапе инструкторско-преподавательский состав занимается зачетом работ слушателей и подготовкой к УТП.

3.7. Учебные мероприятия включают, как правило, УТП. Категория сложности УТП должна соответствовать уровню учебного меро­приятия. В зависимости от опыта слушателей, маршруты УТП должны включать 1-2 локальных препятствия максимальной трудности, характерных для наиболее высоких категорий сложности УТП данного уровня обучения. При этом, в учебных группах должно быть не более 30% участников, имеющих опыт прохождения таких же локальных препятствий на две полукатегории трудности ниже, чем заявленные в данном УТП. Остальные участники - на полукатегорию ниже, а руководитель - иметь опыт прохождения локального препятствия такой же категории трудности.

В одном мероприятии в зависимости от спортивного опыта участников допускается проведение УТП с разделением на группы, проходящие маршруты различной категории сложности; до двух последовательных к.с. (например Ш-IУ к.с. для специализированного уровня). Для УТП допускается сокращение (длины) протяженности маршрута на 25% от норматива, при сохранении всего набора определяющих препятствий, характерных для заявленной категории сложности маршрута.

3.8. Утверждение в МКК маршрутных документов на прохождение УТП производится в соответствии с требованиями «Правил проведения соревнований туристских СП...». При этом в МКК представляются следующие документы:

- маршрутные книжки на каждое отделение с пометкой, кто инструктор, а кто стажёр, и что это учебная группа школы соответству­ющего уровня;

- расписание занятий в УТП с примерной привязкой к нитке маршрута;

- список слушателей, инструкторов и стажёров (по отделениям) участвующих в УТП;

- памятка по безопасности в УТП (указать потенциальные опасности конкретных маршрутов УТП, действия при экстремальных ситуациях и взаимодействие всех групп учебного мероприятия) с подписями всех участников о знании её содержания;

- график взаимодействия учебных групп.

С целью определения готовности слушателей к УТП МКК может предложить учебным группам пройти проверку готовности на практическом выходе (или на соревнованиях типа кросс-поход).

3.9. Для повышения безопасности УТП (особенно для мероприятий, где слушатели приезжают из различных регионов), проводящая учебное мероприятие МКК может создавать выездную МКК с функциями поисково-спасательного отряда.

3.10. После проведения УТП, ИПС проводит разбор похода как на инструкторско-преподавательском совете школы (на который приглашают куратора от МКК данного учебного мероприятия), так и вместе со слушателями. Затем слушатели сдают экзамены и вместе со своими инструкторами готовят отчет о проведённом УТП.

3.11. Для приёма экзаменов МКК назначает экзаменационную комиссию и сроки проведения экзаменов. В состав экзаменационной комиссии входят опытные инструктора (не работавшие в данной школе), куратор школы, представитель видовой комиссии, ИПС и стажёры школы.

3.12. Каждый слушатель сдаёт экзамены рабочей комиссии, в составе которой должно быть не менее двух экзаменаторов. После завершения экзамена экзаменационная комиссия заполняет и подписывает экзаменационную ведомость. При этом выставляются две оценки. Первая - рабочей комиссией по результатам экзаменов, вторая – инструктором и стажерам за практические занятия и УТП.

3.13. При неудовлетворительном результате экзамена, по решению экзаменационной комиссии слушателю может быть разрешена переэкзаменовка.

3.14. После защиты руководством школы в МКК отчёта о проведённом учебном мероприятии, на основании экзаменационной ведомости слушателям выдаются дипломы, а ИПС и стажёрам – соответствующие справки (Приложение 1 и 3).

3.15. Очно-выездные и очно-заочные учебные мероприятия рекомендуется дополнить следующими действиями:

а) при наличии достаточного опыта, утвердить выездную МКК из ИПС, с полномочиями внесения изменений в заявочные документы участвующих в УТП групп;

б) костяк групп (50-100%) вместе с инструкторами может формироваться в регионах, откуда приезжают слушатели, а группы дополняются отдельными участниками. Это упрощает обеспечение групп снаряжением и продуктами;

в) перед началом УТП слушатели (обязаны сдать зачёт) сдают зачет по теоретической и практической подготовке. При отрицательном результате этого зачёта инструкторско-преподавательский совет учебного мероприятия вправе предложить слушателю принять участие в УТП более низкой категории сложности, чем в том, где он может участвовать согласно имеющимся у него справкам о совершённых СП.

3.16. Допускается сдача экстерном экзаменов за все уровни подготовки при наличии соответствующего спортивного опыта и сданного экзамена за предшествующий учебный уровень (см. таблицу 3). Для приёма экзаменов экстерном, полномочная МКК создаёт приёмную комиссию (см. пп.3.11 - 3.13). Претендент должен подготовить методическую разработку по указанной комиссией теме и защитить её на экзамене, который, как правило, проводится вместе с экзаменами одной из школ или дистанционно в диалоговом режиме. При положительном результате экзамена претенденту выдаётся справка о сдаче экзамена экстерном (приложение 4).

3.17. Методы, формы, учебные планы и этапы организации и проведения учебных мероприятий по переподготовке кадров более разнообразны и поэтому определяются совместным решением проводящей ТСО и полномочной МКК.



4. Порядок присвоения звании (аттестация и переаттестация кадров)

4.1. Аттестация в системе подготовки кадров для СТ осуществляется в МКК, имеющей необходимые полномочия и проводится в соответствии с требованиями, приведенными в табл.3 (см. Приложение).



4.2. Документы на присвоение званий поступают в МКК, имеющую соответствующие полномочия (см. п.2.5).

Для рассмотрения материалов на присвоение звания «Организатора СТ» не менее чем два члена комиссии должны иметь звание инструктора СТ; звания «Инструктор СТ» - не менее чем два члена комиссии должны иметь звание старшего инструктора СТ; звания «Старшего инструктора СТ» - не менее чем два члена комиссии должны иметь звание инструктора СТ международного класса (либо по разрешению ТССР один член комиссии должен иметь звание инструктора СТ международного класса и два члена комиссии - старшего инструктора СТ).

При положительном решении о присвоении квалификации «Организатор СТ» издается приказ по организации, при которой функционирует МКК, рассматривавшая документы. При отрицательном решении документы возвращаются обратно с мотивацией отказа и записью, что необходимо сделать для выполнения норматива. Движение документов на присвоение званий осуществляется по технологии, аналогичной утверждению маршрутных документов в МКК.

Звания «Гид-проводник СТ» всех категорий, «Инструктор СТ», «Старший инструктор СТ», присваиваются региональной ТСО при наличии полномочий на присвоение звания и соответствующей категории гида проводника.. Звания «Гид-проводник СТ международного класса» и «Инструктор СТ международного класса» присваиваются ТССР.

4.3. Требования по аттестации кадров, отражающие их квалификационные уровни, приведены в табл. 3.

4.4. Удостоверение личности единого образца и знак установленного образца гидам-проводникам и инструкторам СТ всех категорий выдается ТССР или ТСО, которому ТССР делегирует такие полномочия. При этом фамилии, имена и отчества гидов-проводников и инструкторов, а также их личные порядковые номера и коды допуска к работе заносятся в базу данных ТССР и размещаются на сайте. При получении удостоверения личности в первый раз присваивается порядковый номер, который становится личным номером, сохраняющемся при выдаче удостоверений личности последующих уровней квалификации или при изменении кодов допуска к работе. В удостоверении личности всех категорий гидов-проводников ( кроме международного класса указаны сроки переаттестации, совпадающие с окончанием срока действия удостоверения.

Инструкторам (старшим инструкторам СТ), не участвовавшим в работе по подготовке туристских кадров более 10 лет, при привлечении их к проведению учебных мероприятий необходимо пройти переаттестацию или им может быть предложено пройти соответствующую стажировку.

4.5. Для аттестации (переаттестации) на звание инструктора или гида-проводника всех уровней в МКК ТСО необходимо представить копии следующих документов (приложение 7):

- представление рекомендующей организации (с печатью) на звание (приложение 5);

- диплом об окончании соответствующего уровня обучения* (приложение 1);

- справку о сдаче экстерната за соответствующий уровень* (приложение 4);

- справки о руководстве зачетными для данного звания СП;

- справку о стажировке, работе в школах по подготовке кадров* и на маршрутах СПТ (приложение 3);

- печатную работу* по спортивному туризму (методическая разработка, проблемная статья, учебник, путеводитель по району) - для инструктора МК;

- две фотографии размером 3х4 см.

Примечание. Необходимость представления отмеченных звездочкой документов определяется вариантом выбора требований при аттестации (переаттестации) кадров (см. табл. 3),

4.6. Аналогично аттестации проводится переаттестация кадров (см. разд. 4).

4.7. Приём экстерната проводится аналогично требованиям, изложенным в п.п.3.11-3.13.

4.8. Присвоения званий в региональном ТСО производится на основании протокола МКК об аттестации-переаттестации (см. приложение 6). Региональные МКК обязаны включать в свой ежегодный отчёт в ТССР данные о проведённых аттестациях (переаттестациях). И направлять информацию для постановки на сайт ТССР. Для присвоения звания «Инструктор СТ международного класса» либо «Гид-проводник международного класса» в ТССР подается представление по форме (Приложение 5). Для получения удостоверений личночти единого образца и знаков гидов-проводников СТ, а также и инструкторов СТ в ТССР направляется ходатайство региональных ТСО и копия протокола МКК о присвоении звания (Приложение б), в котором указываются фамилия, имя и отчество туриста, присвоенные ему категории кадров и его высший опыт участия и руководства спортивными походами и СПТ по всем видам туризма, который обозначается тринадцатиразрядным кодом по аналогии с кодом МКК. Опыт заверяется МКК ТСО. Удостоверение оформляются в ТССР и высылаются в ходатайствующее ТСО.


4.9. Инструкторские звания, присвоенные в системе советов по туризму и экскурсиям (до 1992 года), соответствуют следующим но­вым званиям:

- инструктор туризма - инструктору СТ;

- старший инструктор по туризму - старшему инструктору СТ;

- старший инструктор-методист - инструктору СТ международного класса.

Выданные до 1992 удостоверения подлежат замене (для старших инструкторов-методистов без процедуры переаттестации, но с оформлением приказов, остальные категории через процедуру переаттестации ).

4.10.ТССР оставляет за собой право, в порядке исключения, присваивать по совокупности инструкторские звания туристам, имеющим высокие спортивные звания, учитывая их квалификацию и большой вклад в развитие спортивного туризма.

4.11. Учет кадров СТ и контроль за их подготовкой осуществляют совместно МКК и видовая комиссия ТСО. Информацию обо всех кадровых изменениях МКК ТСО включают в ежегодный отчёт о работе ТСО (приложение), который (передаётся) подается в ТССР.

5. Права и обязанности кадров спортивного туризма


5.1. Аттестованные кадры в СТ пользуются преимущественным правом:

- участия в учебных мероприятиях, экспедициях, походах и других спортивных мероприятиях, проводимых для повышения квалификации актива ТСО;

- обеспечения на время учебной работы необходимым снаряжением за счет организации, проводящей мероприятие;

- получения от ТСО соответствующих рекомендаций и направлений для работы в государственных, общественных или коммерческих организациях, в туристских фирмах на турбазах, в лагерях, (фирмах) перенести и т.п.;

- пользования необходимой для работы в учебном мероприятии маршрутной или иной информацией и другой организационно-методической помощью ТСО.

5.2. Основные обязанности всех категорий кадров спортивного туризма:

- активно участвовать в развитии спортивного туризма;

- систематически повышать свою квалификацию;

- заботиться об усилении социальной значимости, содержательности и экологической культуры туристско-спортивного движения;

- проводить все туристские мероприятия в соответствии с правилами проведения соревнований туристских СП, СПТ, П и другими нормативными документами СТ.



6. Поощрения и взыскания

6.1. Аттестованные кадры в СТ могут быть подвергнуты взысканию или поощрены по результатам своей деятельности.

6.2. Решение о поощрении может принять и реализовать любая ТСО, где осуществляется их деятельность.

6.3. Поощрение может быть как моральным, так и материальным.

6.4. В качестве материальных поощрений могут быть:

- приглашения в учебные мероприятия более высокого уровня, на более высокую должность;

- продажа со скидкой туристского снаряжения;

- награждение грамотой, отличительным знаком, ценным подарком или денежной премией.

6.5. Взыскания на кадры могут налагаться:

- за нарушение правил, положений и распоряжений, принятых ТССР, как обязательных для исполнения в спортивном туризме, независимо от того, допущено нарушение в учебном мероприятии или СП, СПТ или П

- за халатное или недобросовестное отношение к обязанностям в учебном мероприятии;

- за нарушение морально-этических норм поведения;

- за действия или бездействия, признаваемые нарушениями в соответствии с нормативными документами СТ.

6.6. Взыскания накладываются ТСО, присвоившим звание, или вышестоящим по представлениям нижестоящих подразделений ТССР, или инструкторско-преподавательским составом учебных мероприятий, клубов, спортобществ, турфирм и третьих лиц после рассмотрения в присутствии заинтересованных сторон или одной из них при повторной неявке другой. Непосредственное рассмотрение нарушения, его разбор и подготовка решения по данному вопросу, осуществляется полно­мочной МКК, совместно с видовой комиссией.

6.7. На все аттестуемые категории кадров могут быть наложены следующие взыскания:

- ограничения на участие в учебных мероприятиях и в комиссиях ТСО на срок до 3 лет;

- запрещение работы в учебном мероприятии (соответствующего ранга) на срок до 5 лет;

- понижение в звании или лишение звания на срок до трех лет;

- понижение в звании или повторная стажировка;

- лишение звания с правом повторного выполнения нормативов;

- полный запрет работы в учебных мероприятиях и на маршрутах СТП.

6.8. Снятие взысканий может происходить автоматически по истечении срока или досрочно по решению организации, наложившей взыскание.

6.9. Взыскание может быть снято досрочно организацией, наложившей взыскание, по представлению заинтересованной организации, после его рассмотрения с участием заинтересованных сторон.

6.10. Сведения о поощрениях и взысканиях заносятся в учетную документацию ТСО.




7. Примерный учебный план и программа курса «Спортивно-оздоровительный туризм» в системе подготовки кадров спортивного туризма Российской Федерации


Введение

Курс «Спортивно-оздоровительный туризм» - это минимальный набор тем, позволяющий организациям, занимающимся развитием спортивно-оздоровительного туризма, готовить квалифицированные кадры соответствующего уровня туристской подготовки для организации и проведения спортивных походов, путешествий, спортивных туров и других массовых спортивных туристских мероприятий.

Задачи курса - дать слушателям знания, умения и навыки, необ­ходимые:

- для обеспечения безопасного проведения туристских меропри­ятий;

- для работы с группой в условиях природной среды на маршру­тах различной категории сложности, с учетом возрастных, физиче­ских и других особенностей участников;

- для работы в учреждениях по подготовке кадров для СТ;

- для подготовки человека к выживанию в экстремальных условиях.

Примерный учебный план и примерная программа являются минимально необходимой базовой основой для разработки учебных планов и рабочих программ образовательных учреждений или ор­ганизаций, проводящих подготовку кадров для спортивного туриз­ма, и содержат следующие разделы:



- общая подготовка: дает понятие о роли, задачах, технологии и структуре функционирования спортивно-оздоровительного ту­ризма в России, знакомит с основными нормативными документами по спортивному туризму;

- специальная подготовка: раскрывает вопросы организации, подготовки и проведения туристского путешествия (СП, СПТ и П), его тактико-технического обеспечения, безопасности на маршруте и действий в экстремальных ситуациях;

- учебно-воспитательная подготовка: знакомит с особенностями организации обучения и воспитания кадров для СТ, с учетом раз­личного уровня подготовки слушателей;

- методическая подготовка: излагает методические ос­новы проведения мероприятий по подготовке кадров для СТ; массовых туристских мероприятий;

- организация и проведение массовых туристско-спортивных мероприятий: знакомит с вопросами организации и проведения туристских вечеров, слётов, чемпионатов и туриад, основами соревнований по туристскому многоборью;

- организация и проведение спортивных туров (кроме гидов-проводников факультативно): обучает особенностям работы гидов-проводников, обслуживанию туристов на маршрутах и проведению спортивных туров; основам менеджмента и маркутинга; финансирование туристских мероприятий и организа­ция платных услуг.

Курс рассчитан на пять уровней туристской подготовки:

- начальный (основы туризма): вневидовой, для подготовки участников и руководителей походов выходного дня (ПВД), инструкторов детско-юношеского туризма (подго­товка проводится факультативно, в соответствии с положением об этой категории кадров), знакомит с основами туристских навыков.

- базовый (введение в вид): для подготовки участников и руководителей походов I-II к.с., организаторов спортивного туризма, гидов-проводников 1-2 категории;

- специализированный (совершенствование опыта) - для подготовки участников и руководителей походов III-IV к.с., гидов-проводников 3-4 категории и инструкторов-тренеров спортивного туризма;

- высший (спортивное мастерство): для подготовки участников и руководителей походов V-VI к.с., гидов-проводников спортивного туризма 5-6 категории и старших инструкторов спортивного туризма;

- повышения квалификации: для подготовки гидов-проводников международного класса и инструкторов МК-тренеров высшей категории по СТ.



(В настоящее время в спортивном туризме до конца не определен четкий перечень требований, что необходимо знать и уметь после освоения соответствующих разделов учебной программы. Причина состоит в том, что при экстремальных услови­ях показатели трудности естественных препятствий могут значи­тельно изменяться. Поэтому при уточнении объема учебного курса и расширении тем занятий следует исходить из задач кур­са и следующих требований к выпускникам:

- организаторы спортивного туризма должны уметь планиро­вать и организовывать работу туристских групп, кружков, объединений по интересам, туристских секций и клубов в колле­ктивах физической культуры и в муниципальных образованиях, по месту жительства, проводить мас­совые ТСМ (походы), вести занятия в туристских секциях и кружках, координировать туристскую и краеведческую работу в образовательных учреждени­ях, молодежных, спортивных, патриотических и других клубах;

- участники СП - выпускники всех уровней подготовки кадров для спортивного туризма должны иметь объем знаний, умений и на­выков, необходимый для обеспечения безопасного прохождения маршрута, категория сложности которого соответствует уровню их туристской подготовки;

- руководители спортивных походов должны уметь качественно выполнять функции руководителя спортивной группы в соответст­вии с «Правилами…» (спортивных походов;) - гиды-проводники спортивных туров (соответствующего уровня) должны уметь качественно выполнять функции гида-про­водника и ( или) руководителя в группах совершающих спортивные туры, а также функции руководителей спортивных походов; иметь необхо­димые знания и навыки оказания доврачебной медицинской помощи, владеть основами психологии малых групп, знать маршрут, на котором предстоит работать, владеть основами экскурсионной ра­боты, и правилами проведения спортивных туров на территориях национальных парков и заповедников, знать нормативную базу спортивного туризма, иметь знания и навыки обслуживания туристов на маршрутах.

- инструкторы-тренеры спортивного туризма должны уметь организо­вывать и проводить учебные мероприятия по подготовке кадров для СТ, соответствующие уровню их подготовки; выполнять функции тренера, заместителя руководителя и или руководителя, готовя команды к УТП, спортивному похо­ду или соревнованиям по техническим дистанциям; иметь практический опыт по подготовке и руководству спортивными по­ходами; инструкторы спортивного туризма всех трех кате­горий должны уметь качественно выполнять функции гидов-про­водников, соответствующего уровня подготовки, знать норматив­ную базу спортивного туризма.

Методические указания


Учебная работа по каждому курсу проводится в форме лекций, бесед, семи­нарских и практических занятий в помещении и на местности, УТП, консультаций, самостоятельных и контрольных работ слушателей, при дистанционном обучении - общении по Интернету. В практические занятия включают специальную физическую под­готовку, занятия по технике туризма и конкретного вида туризма, участие слушателей в слетах и соревнованиях по технике вида или ТСМ, судействе ТСМ, преодолении ЛП в 1-3 дневных походах, выполнение контрольных нормативов и т.п. В зависи­мости от вида туризма и опыта слушателей допускается перераспределение лекционных часов на: самостоятельное изуче­ние отдельных тем, объединение или расширение отдельных тем за­нятий, а также увеличение общего количества часов .

В качестве самостоятельных работ рекомендуется давать слуша­телям следующие темы: -- на начальном уровне: описание маршру­тов походов выходного дня, степенных и не категорированных, составление описаний туристских объ­ектов и объектов туристского показа ( природных, исторических, архитектурных и т.д.), заполнение маршрутных листов с разработкой графика движения, составление календаря массовых мероприятий и смет к нему, расчет стоимости ПВД, степенных и не категорированных походов, разработка положения массового ТСМ и т.д. по темам курса.



-на базовом уровне: методические разработки по теме любого из заня­тий курса как лекционного, так и практического, включая УТП.

-на специализированном уровне: разработка методических по­собий и рекомендаций, подготовка статей на туристские конференции, участие в специализированных форумах в Интернете и т.д.

-на высшем уровне: - проблемно-ориентированные работы по спортивно-оздоровительному туризму, обслуживанию на маршрутах, безопасности, участие в специализированных конференциях, форумах, подготовка публикаций по туристской тематике.

В общее число занятий входят часы на подготовку и проведение учебно-тренировочных походов. Окончательное количество часов выноси­мых на УТП определяется ТПС проводящей организацией и согласовывается МКК с учетом категории сложности маршрута, вида туризма и опыта слушателей.

Зачётные требования (в объеме пройденной программы) на за­ключительном этапе учебного мероприятия включают:

- устный (при дистанционном обучении в режиме Q, без времени на подготовку). экзамен по теоретической подготовке;

- зачет по практическим навыкам;

- зачёт по методической разработке.

Желательно, чтобы каждый слушатель, после обучения, стажировки и практики про­ведения спортивного похода (спортивного тура) на соответствую­щем уровне, выполнял следующие разрядные требования:

- начальный уровень - Ш спортивный разряд;

- базовый уровень - П спортивный разряд;

- специализированный уровень -1 спортивный разряд;

- высший уровень - кандидат в мастера спорта.

Работа по подготовке туристских кадров, стажировке и практике засчитывается как педагогическая. Работа гидом- проводником на СПТ в турфирмах зачитывается в общий стаж работы.



Примерные учебные планы в системе подготовки кадров спор­тивного туризма представлены в таблице 4 (см. Приложение):

Таблица 4 Примерные учебные планы и программы

(см. Приложение)