Скачать 76.52 Kb.
Дата13.02.2018
Размер76.52 Kb.

Ответы на олипиадные задания: 7,8 классы I



ОТВЕТЫ НА ОЛИПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ:

7,8 классы
I.

1. В чём проявляется сходство царств растений и грибов? Укажите не менее 4-х признаков.

Элементы ответа: 1) прикрепленный образ жизни; 2) клеточное строение, характерное для всех эукариот, твердая клеточная стенка; 3) неограниченный рост в течение всей жизни; 4) всасывание питательных веществ.

2.Назовите части цветка и объясните их функции.

Элементы ответа: 1) 1 - тычинки, участвуют а половом размножении, образуют пыльцу с мужскими гаметами (спермиями); 2) 2 - завязь пестика, участвует в половом размножении, содержит семязачаток с яйцеклеткой (женской гаметой); 3) 3 - чашелистики и лепестки венчика (околоцветник), служат для защиты тычинок и пестика, участвуют в привлечении насекомых (опылении).

3.Указать не менее 3-х особенностей строения цветков злаковых растений, способствующих их опылению ветром.

Элементы ответа:

1) цветок злака с редуцированным околоцветником;

2) тычинки с длинными тычиночными нитями, с пыльниками на их концах, содержащими много мелкой сухой пыльцы;

3)пестик один с перистыми рыльцами, расположенными открыто.



4. Какие особенности строения земноводных обеспечили им выход на сушу в процессе эволюции?

Элементы ответа: выход земноводным из воды на сушу обеспечило:

1) развитие парных рычажных конечностей;

2) замена жаберного дыхания легочным и кожным;

3) появление трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения.



5. Почему птицы, в отличие от пресмыкающихся, живут на Земле во всех природных зонах - от Арктики до побережий Антарктиды?

Элементы ответа: 1) обладают теплокровностью, которая обеспечена 4-х камерным сердцем и снабжением тела артериальной кровью; 2) имеют совершенную теплорегуляцию, обусловленную высоким уровнем обмана веществ и наличием перьевого покрова; 3) приспособлены к сезонным изменениям мест обитания путем кочевок и перелетов.

6. В песчаных пустынях земноводные практически отсутствуют. Объясните, с какими особенностями их строения и размножения это связано.

Элементы ответа:

1) кожа не защищает земноводных от высыхания, а в пустыне высокая температура и сухо;

2) нарушится дыхание, так как газообмен происходит только через влажную кожу, а лёгкие слабо развиты;

3) земноводным нужна вода для наружного оплодотворения и развития личинок.



7. Чем отличается размножение и развитие большинства представителей класса земноводных от размножения и развития полуводных пресмыкающихся - крокодилов и морских черепах?

Элементы ответа:

1) оплодотворение у большинства земноводных наружное, происходит в воде, у крокодилов и черепах оплодотворение внутреннее и необходимость в воде отсутствует;

2) у земноводных икринки бедны питательными веществами; яйца пресмыкающихся богаты питательными веществами и покрыты плотными оболочками;

3) развитие эмбрионов у земноводных происходите превращением - есть стадия свободноживущей личинки; развитие зародыша пресмыкающегося - прямое- происходит в яйце.



8.Современные кистеперые рыбы находятся в состоянии биологическою регресса. Приведите данные, подтверждающие это явление.

Элементы ответа:

1) невысокая численность вида: в настоящее время известен только один вид этих рыб - латимерия;

2) небольшая площадь ареала: латимерия имеет ограниченное распространение в участке Индийского океана;

3) латимерия приспособлена к жизни только на определённой глубине, т.е. она - узко специализированный вид.



9.Какие признаки в строении тела являются общими только для человека и человекообразных обезьян?

Элементы ответа: 1) наличие ногтей вместо когтей;

2) наличие копчика и отсутствие хвоста;

3) одинаковая зубная система;

4) сходная форма ушей, лицо без сплошного волосяного покрова.


9 классы

1. Вирус ВИЧ давно выделен, но до сих пор не получена вакцина. Почему?

Элементы ответа: 1) ВИЧ обладает высокой скоростью мутировании, что приводит к появлению новых вирионов ВИЧ и затрудняет получение вакцины;

2) вирус поражает клетки крови, ответственные за выработку иммунитета, что затруднит вакцинацию.



2.Почему препарат инсулина, необходимый для лечения больных диабетом, выпускается только в виде ампул для инъекций, а не в пиле таблеток'?

Элементы ответа:

1) при инъекции препарат быстро поступает и кровь, не изменяясь, и оказывает своё действие;

2) в пищеварительной системе человека инсулин, будучи белком, легко расщепляется на мономеры (аминокислоты) под действием ферментов и теряет своё действие.

3.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Передние корешки спинного мозга включают в себя. отростки чувствительных нейронов. 2. Задние корешки состоят из отростков двигательных нейронов. 3. При слиянии передних и задних корешков образуется спинномозговой нерв. 4. Общее количество спинномозговых нервов - 34 пары. 5. Спинной мозг имеет полость, заполненную спинномозговой жидкостью.



Элементы ответа: ошибки допущены в предложениях:

1) передние корешки спинного мозга содержат отростки двигательных нейронов;

2) 2 - задние корешки спинного мозга содержат отростки чувствительных нейронов;

3)4- общее количество спинномозговых нервов - 31 пара.



4.Почему безусловные рефлексы относят к видовым признакам поведения животных, когда они формируются и какую роль играют в их жизни?

Элементы ответа: 1) характерны для всех особей данного вида; 2) безусловные рефлексы - врожденные, они передаются пи наследству; 3) безусловные рефлексы обеспечивают приспособления организмов к постоянно действующим факторам внешней среды.

5.При экспериментальном исследовании для проверки вкусовых ощущений человеку были предложены две таблетки со сладким и горьким вкусом. Вкусовые ощущения при сильном волнении были ослаблены по сравнению со спокойным состоянием. Объясните, почему.

Элементы ответа: 1) вещества, вызывающие вкусовые ощущения, действуют в растворенном виде и раздражают вкусовые рецепторы; 2) при сильном волнении тормозится секреция слюнных желез, уменьшается слюноотделение и вкусовые ощущения будут ослаблены.

6.Ферменты слюны в ротовой полости, по теряют свою активность в желудке. Чем это можно объяснить?

Элементы ответа: 1) ферменты слюны активны в нейтральной или слабощелочной среде, которая характерна для ротовой полости; 2) в желудке среда кислая, поэтому ферменты слюны неактивны.

10,11 классы

1.В природе осуществляется круговорот кислорода. Какую роль играют в этом процессе живые организмы?

Элементы ответа: 1) кислород образуется в растениях в процессе фотосинтеза и выделяется в атмосферу;

2) в процессе дыхания кислород используется живыми организмами;

3) в клетках живых организмов кислород участвует в окислительно – восстановительных процессах энергетического обмена с образованием воды и углекислого газа.

2.Общая дегенерация - один из путей достижения биологического прогресса, которым сопровождается паразитический образ жизни. Объясните, какие черты организации паразитического червя - бычьего цепня способствуют его процветанию.

Элементы ответа: 1) обитание в теле хозяина, защищенность от неблагоприятных условий, , обеспеченность пищей, отсутствие врагов способствовали редукции некоторых систем органов и формированию сильно развитой половой системы; 2) плотные покровы тела препятствуют его перевариванию, а органы прикрепления удерживают в теле хозяина; 3) самооплодотворение, высокая плодовитость, сложный цикл развития позволяют ему широко расселяться.

3.К каким последствиям могут привести различные виды антропогенного воздействия на окружающую среду? Приведите не менее 4-х последствий.

Элементы ответа: 1) сжигание топлива приводит к накоплению в атмосфере СО2 и парниковому эффекту; 2) работа промышленных предприятий способствует загрязнению окружающей среды твердыми отходами (пылевые частицы), газообразными продуктами (оксидами азота и.др.), что вызывает кислотные дожди; 3) использование фреонов приводит к образованию озоновых дыр и проникновению ультрафиолетовых лучей, губительно влияющих на всё живое; 4) вырубка лесов, осушение болот, распашка целинных земель приводят к опустыниванию.

4. В последние годы благодаря достижениям биотехнологии появился новый источник пищи - белок, получаемый из микроорганизмов. Какие преимущества имеет использование микроорганизмов для производства белка по сравнению с традиционным использованием для этой цели сельскохозяйственных растений и животных?

Элементы ответа: 1) не требуется больших площадей для посевов и помещений для скота, что снижает энергозатраты; 2) микроорганизмы выращивают на дешевых или побочных продуктах сельского хозяйства или промышленности; 3) с помощью микроорганизмов можно получить белки с заданными свойствами (например, кормовые белки).

5.Какое значение имеет поддержание биологического разнообразия в экосистемах?

Элементы ответа:

1) обеспечивается устойчивость экосистемы за счёт разветвленных сетей питания;

2) служит основой для более полного круговорота веществ.

6. Приведите не менее 3-х изменений в экосистеме смешанного леса, к которым может привести сокращение численности насекомоядных птиц.

Элементы ответа: 1) увеличение численности насекомых;

2) сокращение численности растений, поедаемых и повреждаемых насекомыми;



3) сокращение численности хищных животных, питающихся насекомоядными птицами.

7. Где используются организмы, полученные путем искусственного мутагенеза?

Элементы ответа: 1) и селекции растений, микроорганизмов для получения новых сортов и штаммов; 2) в генетических исследованиях для выявления последствии влияния мутагенов па организм.

8.Почему безусловные рефлексы относят к видовым признакам поведения животных, когда они формируются и какую роль играют в их жизни?

Элементы ответа: 1) характерны для всех особей данного вида; 2) безусловные рефлексы - врожденные, они передаются пи наследству; 3) безусловные рефлексы обеспечивают приспособления организмов к постоянно действующим факторам внешней среды.

II.
Зигота- это оплодотворенная сперматозоидом яйцеклетка.

Некроз – это патологический процесс, выражающийся в местной гибели ткани в живом организме.

Пигмент – красящее вещество в животном и растительном организме, придающее окраску ткани.

Оплодотворение – слияние мужской и женской половых клеток, в результате чего образуется одна клетка, являющаяся началом нового организма.

Рефлекс – реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы.

Гамета - половые (репродуктивные) клетки животных и растений, обеспечивающие при слиянии развитие новой особи и передачу наследственных признаков от родителей потомкам.

Нимфа - стадия развития членистоногих животных с неполным превращение (без метаморфоза).

Фибриноген – растворимый белок плазмы крови, способный под действием фермента тромбина превращаться в нерастворимый белок фибрин.

Гомеостаз - физиологический процесс поддержания постоянства внутренней среды организма.

Мутагенез – процесс возникновения наследственных изменений (мутаций), появляющихся естественно (спонтанно) или вызываемых(индуцируемых) различными физическими и химическими факторами – мутагенами.

Ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы или сфера человеческого разума.

Архегоний -женский половой орган у мхов, папоротникообразных и голосеменных растений для созревания женских половых клеток.
III.


Интоксикация
Гипотония
Корнеклубень
Стресс
Хроматофор