Скачать 164.08 Kb.
Дата04.05.2018
Размер164.08 Kb.
ТипРеферат

«Отличительные особенности специальной баскетбольной подготовки юношей в возрасте 12-14 лет, развитие быстроты и выносливости в подростковом возрасте»




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Центр образовательных услуг и консалтинга


ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ПРОГРАММЕ



«Инновационные технологии повышения работоспособности в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности»
На тему: «Отличительные особенности специальной баскетбольной подготовки юношей в возрасте 12-14 лет, развитие быстроты и выносливости в подростковом возрасте»

Выполнил:

Добында А.А._______________

Самара 2014


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение……………………………………………………………………...2

2. Анатомо-физиологические особенности юношей

12-14 лет……………………………………………………………………….4

3. Организация учебно-тренировочного процесса

в подростковый период (до и после полового созревания)………………..7

4. Общая характеристика быстроты……………………………………………10

5. Методы и средства развития быстроты у детей 12-14 лет…………………11

6. Общая характеристика выносливости……………………………………………12

7. Методы и средства развития выносливости у детей 12-14 лет ……..…….13



8. Практические рекомендации………………………………………………14

9. Список используемой литературы……………………………………….15

-1-


ВВЕДЕНИЕ

Современный баскетбол является атлетической игрой, одной из самых популярных в нашей стране и в мире. Для нее характерны разнообразные движения, которые осуществляются в противоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ и деятельности всех систем организма занимающихся.

В последнее время уровень физического развития детей значительно снизился. В школах постоянно увеличивается количество детей, освобожденных от занятий физической культуры частично и полностью. В большинстве случаев в справках стоят диагнозы заболеваний сердечно­сосудистой системы, дыхательных путей и опорно-двигательного аппарата. У детей, особенно в подростковом возрасте, такие нарушения могут быть вызваны интенсивными изменениями, происходящими в организме в связи с половым созреванием. Поэтому занятия баскетболом имеют немаловажное значение, так как эта игра содействует разностороннему физическому развитию. Игра развивает не только силу мышц, ловкость, гибкость, но и быстроту и выносливость. Развитие этих качеств помогает укреплять здоровье и расширять диапазон двигательных навыков.

Баскетбол, как и другие виды спортивных игр, используется для физического развития занимающихся, воспитания у них моральных и волевых качеств. Наиболее характерные особенности баскетбола таковы:

- коллективность действий;

- соревновательный характер игровой деятельности;

- комплексный и разносторонний характер воздействия баскетбола на функции организма и появления двигательных качеств;

- непрерывность и внезапность изменения условий игры;

- большая самостоятельность действий;

-2-


- высокая эмоциональность игровой деятельности;

- трудность регулирования физической нагрузки.

Многолетнее обучение детей баскетболу требует учета особенностей их возрастного развития и в связи с этим тщательного подбора средств и методов учебной работы.

Задачами этапа начальной подготовки юных спортсменов являются:



  1. отбор способных к занятиям баскетболом детей.

  2. формирование стойкого интереса к занятиям.

  3. всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.

  4. воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.

  5. обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.

  6. привитие навыков соревновательной деятельности с правилами мини-баскетбола.

-3-


Физическая и психическая перестройка организма у мальчиков 12-14 лет, вызываемая половым созреванием, включает повышенную неуравновешенность в движении и психике. В этой фазе человеческого развития, занятия спортом необходимы более чем когда-либо для преодоления неуравновешенности, неуверенности и изолированности и как раз позволяют привести в равновесие двигательные функции.

Кризис половой зрелости является тем моментом, во время которого ребёнок приобретает определённые соматические характеристики, далее приобретаются определённые привычки и делаются определённые выводы в отношении выбора вида спорта. Это всё оказывает влияние на поведение и формирование личности, тренер должен чётко осознавать, что он находится перед молодёжью с глубинными проблемами физического равновесия. Прежде всего тренер должен учитывать личность молодого человека. Необходимо также поддерживать заинтересованность молодых спортсменов и весёлую атмосферу. В этом возрасте они могут легко заняться множеством других развлечений или заинтересоваться другими видами спорта.

Проблемы, связанные с движением, можно повысить с помощью быстроты, выносливости и умением правильно управлять частями тела во время выполнения различных упражнений (ведение мяча, пас, бросок, отскок). И это всё зависит от прибавления в росте, которое не поддаётся никакому контролю. Это период действительной физической и функциональной дисгармонии, т.к. в период полового созревания характерно относительное снижении ловкости движений. Для ребят данного возраста характерно состояние постоянного беспокойства и нарушение двигательной координации. Настроение у них меняется от неоправданного энтузиазма до сильной депрессии. Тренер по баскетболу должен уделять особое внимание личным проблемам своих игроков, стараясь приспособить тренировку под интересы каждого.

Для поддержания роста мастерства необходимо обращать внимание на то, что мышцы у спортсменов становятся более сильными. А их сердце укрепляется.

-4-

В этом возрасте характерно также полная незащищённость от стрессов, а по этой причине можно спровоцировать неверную дозировку двигательной активности, перегрузку и стресс, который часто приводит к опасным последствиям.



Период полового созревания является наиболее критическим в развитии и протекает очень бурно. Тренер должен учитывать, что с увеличением веса и силы, происходят и другие изменения. Так, сердце, например, помимо выполнения своей работы ещё и формируется в определённой степени. Вес и сила подростков в этом возрасте удваиваются, размеры сухожилий уменьшаются. Пока происходят все эти изменения, сердце должно продолжать свою нормальную деятельность, поэтому оно становится более неустойчивым и хрупким. В это период после лёгкого напряжения сердце резко меняет свои размеры, что проявляется в виде сердцебиений.

Огромный объём работы, выполняемый внутренними органами для достижения функциональной зрелости, требует больших затрат энергии, что вызывает серьёзные осложнения у подростков.

Период полового созревания - это время повышенной утомляемости, часто необъяснимой. Иногда такое поведение рассматривается взрослыми лишь как проявление лени. Баскетбол берёт на себя ответственность действительного удовлетворения запросов подростков, т.к. после долгой психологической эволюции они готовы понять и полностью принять эту коллективную игру. Подростки, избрав свой любимый вид спорта, уже сами в состоянии научиться систематическому прилежанию, овладеть техникой движения, правильно принимать управляемый тренировочный процесс.

В период полового созревания подросток чувствует в себе избыток сил и энергии, и глядя на своих любимых чемпионов, склонны перенапрягать свой организм. В связи с этим фигура тренера приобретает очень важное значение. Зная реальное состояние и возможности воспитанника, тренер должен предлагать сбалансированные нагрузки и проявлять находчивость при проведении своих занятий.

-5-

Также при организации занятий следует избегать использование методики подготовки взрослых команд. Не следует пользоваться услугами известных тренеров. Тренеру необходимо постоянно помнить, что перед ним практически ещё дети, которые учатся тому , как стать спортсменом, обладающим , несомненно, особыми психофизическими качествами.



После завершения полового созревания наступает гармония соматических пропорций и органических функций. Тренер оказывается перед подростком, который обладает уже всеми качествами, делающие его сильным энергичным. Быстрым, владеющим всеми своими возможностями, что это как раз и является отражением проделанной работы в период полового созревания ребёнка. В эти годы подросток готов раскрыться и проявить свои лучшие качества, при условии, что тренер не пренебрегал правильной методикой его подготовки. Тренер должен строить свои занятия таким образом, чтобы сделать пригодным каждого отдельного подростка, а не общей безликой группы. Можно отметить, что в период после полового созревания (а у каждого он проходит по-разному) молодой человек пожинает плоды своего воспитания: психомоторного, физического и спортивного.

Причём настоящее спортивное воспитание начинается лишь тогда, когда остаётся позади период детских игр, через которое проходит развитие каждого человека.

-6-

Ребёнок в возрасте 3-6 лет не придаёт значения орудиям игры, а когда начинает общение с другими детьми, к нему приходит понимание того, что необходимо придерживаться определённых правил поведения, тогда он достигает фазы игровых видов спорта. По мере своего развития ребёнок начинает понимать, что одних правил поведения недостаточно, и начинает искать новые побудительные мотивы. Тогда тренеру следует вводить технические правила, определяющие назначение обоих орудий игры. В этот период спортсмены находятся уже в спортивной фазе. Следуя этому, тренеру необходимо разработать специальную методологию, базирующуюся на следующих основных принципах:



  1. объяснение и демонстрация тренера (одновременно)

  2. приобретение ребёнком практического опыта( доведение выполнения движений до автоматизма путём постоянной тренировки).Тренер лишь подсказывает правильное техническое исполнение.

3. убыстрение приобретения ребёнком практического опыта путём создания спортивной ситуации (участие ч соревнованиях)

4. соединение и запоминание нескольких приобретённых навыков.( всегда в виде соревновательной деятельности)

Каждое игровое упражнение должно нести определённую смысловую нагрузку и опираться на реальную игровую ситуацию (спорный мяч, игра по боковой лини площадки), формируя тем самым у ребёнка общее представление о баскетболе.

Порядок применения данной методологии на протяжении 3 лет должен быть следующим:

- для игроков, которые ранее никогда не играли в мини-баскетбол

- для игроков, которые уже имеют опыт игры в мини-баскетбол

В первом случае очень важно, чтобы учащийся овладел выполнением упражнений на пространственно- временную координацию, индивидуальных и парных упражнений на подвижность и силу как с мячом , так и без мяча. Также не забывать об упражнениях по постановке дыхания.
-7-

Прежде всего ребёнок должен знать смысл игры, в которой выражается следующее:

1.Спорный мяч

2.Вбрасывание из-за боковой линии площадки

3. Вбрасывание из-за лицевой линии площадки

Из этих трёх ситуациях ребёнку становиться известно о правилах, он узнаёт разницу между собственной корзиной и корзиной соперника, ограничительными линиями и т.д.

Далее надо обучать ведению мяча (запрет на хождение с мячом и бегание с мячом в руках), броскам по корзине (для победы необходимо забросить в корзину соперника больше мячей), выполнению передач (невозможно играть одному, надо взаимодействовать с партнёрами), защите (не давать сопернику забрасывать мячи в вашу корзину) Это четыре основных правила мини-баскетбола, которые должны быть изучены ребёнком.

Данная смысловая игра познаётся через игровые упражнения, тренировочное обучение и сочетания игровых упражнений. Ребёнку важно как можно быстрее достичь ситуации 5 на 5, далее необходимо усложнять игровые упражнения, организовать игру 5 на 5 и тщательно отрабатывать переход от обороны к атаке и наоборот.

В течении последнего года в нападении должны быть разобраны следующие ситуации: как отдать пас и уйти, передача и уход в отрыв, передача и уход за спину соперника, в защите: защита игрока с мячом и без мяча, разбор игроков и т.д.

Во втором случае после развития программы мини-баскетбола в обучении необходимо уделять особое внимание следующим моментам:

- тренировка необходимых навыков с мячом и без мяча (индивидуально и в парах

- упражнения для тренировки координации

- упражнения для тренировки подвижности

- силовые упражнения

- упражнения для правильной постановки дыхания.

-8-


Далее надо развивать некоторые ситуации, идущие от смысловой игры, а именно: понятие атаки вместе с понятиями обороны. Эти ситуации дадут молодому спортсмену возможность прочувствовать баскетбол через ощущения собственного тела. С целью лучшего объяснения основной стойки, телодвижений и положения « прибытия» необходимо включать определённые упражнения. Завершающим этапом будет «реальная игра». Тренер должен предлагать такие решения для нападения. Как выполнение передачи и уход, выполнение передачи и уход за спину соперника. Передача и отрыв, быстрый прорыв. А в обороне надо изучать такие вопросы, как защита игрока, владеющего мячом, и защита игрока, не владеющего мячом,

также подбор мяча под щитом и разбор игроков соперника.


-9-
Быстрота - это способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Выделяют элементарные и комплексные формы проявлений быстроты.

Быстрота является физическим качеством, которое позволяет выполнять движения с большой скоростью и частотой. Высокий уровень развития быстроты содействует успешному росту других двигательных способностей. Чем выше уровень проявления быстроты удается достигнуть положительных результатов при обучении.

Развитию быстроты у детей в 12-14 лет способствует выполнение упражнений в постепенно ускоряющемся темпе, в заранее заданном и

постоянном темпе, в максимально-быстром темпе с возможной частотой

движений.

Начальные упражнения для развития быстроты не должны создавать затруднений в работе сердечно-сосудистой системы. Они должны быть короткие по времени и сопровождаются упражнениями, успокаивающими дыхание. Кроме этих сторон развития быстроты необходимо развивать быстроту двигательной реакции, что в период занятий должно стать основным направлением.

При развитии быстроты у детей решают две основные задачи : увеличение скорости одиночных простых движений и увеличение частоты движений. Быстрота реакции ребенка в очень большой степени зависит от типа его нервной системы, и являются качеством, наследуемым от родителей, но и его можно развивать с помощью соответствующих упражнений.

С возрастом быстрота изменяется, причем в 12-14 лет при специальной тренировке быстрота развивается более интенсивно, чем у старшеклассников. Быстрота тесно связана с силой мышц, техникой гибкости и способностью к расслаблению, степенью волевого усилия занимающегося.
-10-
Наиболее сложным в методическом отношении является спринтерская подготовка, потому что бег на короткие дистанции требует от занимающихся не только максимальной быстроты движений, но и довольно сложной техники, в рамках которой должна проявляться быстрота.

Быстрота бега зависит от ряда факторов, главным из которых являются техника движений, их частота, сила отталкивания и не в последнюю очередь, волевые усилия занимающихся.

Сложность совершенствования быстроты бега заключается в том, что при более или менее длительном упражнении в беге после некоторого первоначального улучшения результаты перестают расти, наступает так называемый «скоростной барьер»: который трудно переступить во многих случаях.

Поэтому очень важно при совершенствовании быстроты применять широкий круг подготовительных и специальных упражнений.

Примерные упражнения на развитие быстроты:


  • развитие скорости бега осуществляется путем повторного перебегания с максимальной скоростью 30 м;

  • бег с высоким подниманием колена;

  • броски набивных мячей;

-11-

Выносливость - способность человека выполнять какую-либо работу в заданном режиме возможно продолжительное время. Различают несколько видов выносливости: общую, скоростную, специальную и силовую.

Выносливость детей 12-14 лет развивают постепенным увеличением нагрузок. Организм ребенка постепенно приспосабливается к утомлению, приобретает способность выполнять движения продолжительное время быстрее восстанавливать силы. Нагрузка, которую выполняет занимающийся, регулируется продолжительностью и интенсивностью выполнения упражнений средней трудности.

Выносливость к статическим усилиям наиболее быстро увеличивается в младшем школьном возрасте. Это объясняется тем, что дети в этом возрасте более подвижны, чем старшеклассники. Под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью.

Выносливостью является время, в течение которого возможно выполнение работы заданного характера и интенсивности. Для развития выносливости необходимо продолжительное время двигательного или иного воздействия на организм.


-12-
Выполнение продолжительной физической работы невозможно без достаточного развития выносливости. Поэтому, какие бы задания не выполнялись на занятиях, эффект зависит от того, сколько раз учащиеся в состоянии повторить упражнение, или от того, как долго они его выполняют.

Особое место в физической подготовке занимают упражнения на выносливость циклического характера: бег в медленном темпе, прыжки со скакалкой, передвижение на лыжах и кроссовый бег. По продолжительности и интенсивности работы, а также как и по физиологическим сдвигам в организме, они очень близки.

Следует также помнить и о большом оздоровительном значении упражнений на выносливость. Эти упражнения способствуют развитию и функциональному совершенствованию внутренних органов и систем

организма. Систематическое включение бега в занятия приучает детей к

нагрузке. Важно разнообразить условия выполнения бега, переносить по

возможности такие занятия с площадки на местность.

-13-


Примерные упражнения на развитие быстроты и выносливости:

  1. Рывки и ускорения из различных исходных положений ( сидя, лежа, стоя на коленях, по зрительному сигналу).

  1. Прыжки через скакалку.

  2. Рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками;

4. Развитие скорости бега осуществляется путем повторного

перебегания с максимальной скоростью 30 м.



  1. Бег 28 метров в максимальном темпе с высоко и низкого старта (2 подхода)

  2. Бег прыжками – 20-30м

  3. Бег с высоким подниманием колена с максимальной частотой шагов.

  4. быстрый бег с внезапными остановками

  5. быстрый бег спиной вперед

  6. чередование прыжков на месте с небольшими рывками вперед

  7. бег пригнувшись

  8. выполнение различных элементов техники без мяча и с мячом во время бега

  9. бег по диагонали. Преподаватель неожиданно идет на сближение с бегущим, который должен вовремя изменить направление своего бега.

  10. стоя парами лицом друг другу на расстоянии 1-1,5м один от другого в положении выпада, ученики придерживают ладонью вытянутой руки стоящую на полу гимнастическую палку. По сигналу они должны поменяться местами, опустив свою и поймав палку партнера до того, как она упадет на землю.

  11. прыжки в длину с места. Выполнять быстро, подряд.

  12. .Броски набивных мячей.

-14-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




  1. А.Николич, В Параносич «Отбор в баскетболе»-Москва-ФиС- 1984г.

  2. Г.Л. Апанасенко «Физическое развитие детей и подростков»-Киев- 1985г.

  3. В.Г.Башкирова, А.Т. Петросян «Некоторые рекомендации по тактике нападения против личной и зонной защиты»-Москва-1999г.

  4. Баскетбол. «Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ»-Москва- «Советский спорт»-2004г.

  5. А.М Зинин «Детский баскетбол»-Москва-ФиС-1969г.

  6. Т.Петерсон «Мини-баскетбол»-Москва-ФиС-1973

  7. К.Би, К.Нортон «Упражнения в баскетболе»-Москва-ФиС- 1972г.

  8. Ю.Н. Чусов «Физиология человека»-Москва-Советская медицина, 1981г.

  9. Ф.Линдеберг «Баскетбол: игра и обучение»-Москва-ФиС-1971г.

  10. А.А.Гужаловский «Физическое воспитание школьников в критические периоды развития»-Москва-ФиС-1997г.

  11. А.Б.Мацак, В.Г.Башкирова, Е.А.Чернова «Некоторые рекомендации

по работе с детьми 12-14 лет»-Самара-2002

  1. Ю.А.Ермолаева «Возрастная физиология»-Москва-Высшая школа, 1985г.

  2. Т.А.Зельдович, С.А. Кераминас « Подготовка юных баскетболистов» Москва-ФиС-1986г.

-15-

Главная страница
Контакты

    Главная страница



«Отличительные особенности специальной баскетбольной подготовки юношей в возрасте 12-14 лет, развитие быстроты и выносливости в подростковом возрасте»

Скачать 164.08 Kb.