страница1/4
Дата14.04.2019
Размер0.65 Mb.
ТипОтчет

Отчет управление образования Администрации города Нижний Тагил


  1   2   3   4

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ

Управление образования

Администрации города Нижний Тагил
О РЕЗУЛЬТАТАХ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА НИЖНИЙ ТАГИЛ ЗА 2014 ГОД



  1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ



  1. Вводная часть.

Нижний Тагил – крупный культурный и промышленный город Горнозаводского округа. Нижний Тагил – второй по величине населения город Свердловской области. Численность постоянного населения города Нижний Тагил на 1 января 2015 года составила 360,7 тыс. чел. Демографическая ситуация является важным фактором, влияющим на развитие образования. Сохраняется тенденция увеличения количества детей дошкольного возраста, что обуславливает рост потребности в дошкольных образовательных учреждениях и необходимость оптимизации сети образовательных учреждений.

Традиционно промышленность города представлена таким отраслями как металлургическая, химическая, а также легкая, пищевая и деревообрабатывающая. Число хозяйствующих субъектов на 01.01.2015 г. составило 8421 единицу. Численность занятых в экономике – 195,2 тыс. человек. Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец периода) - 1221 человек. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников (без субъектов малого предпринимательства) – 30 857,9 рублей. Контактная информация органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования: г. Нижний Тагил, проспект Ленина, д. 31; начальник управления образования Юрлов Игорь Евгеньевич - (3435) 41-30-13; сайт: http://upro-ntagil.org/.

За отчетный период приоритеты развития муниципальной системы образования были определены в соответствии с государственной политикой в сфере образования:

Обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения дошкольного и общего образования детьми в соответствии с их образовательными потребностями в муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях.

Обеспечение доступности качественных образовательных услуг в сфере дополнительного образования детей.

Повышение эффективности и качества общего образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего и дошкольного образования.

Совершенствование содержания и форм воспитательной работы в общеобразовательных организациях.

Создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению.

Реализация государственной политики в сфере образования:

1) приоритетный национальный проект «Образование»:

– обеспечение доступности дошкольного образования;

– поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования;

– достижение стратегических ориентиров, заявленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»;

– развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании;

2) областная целевая программа «Развитие системы образования в Свердловской области («Наша новая школа») на 2011–2015 годы» по направлениям:

– переход на новые образовательные стандарты;

– развитие системы поддержки талантливых детей;

– совершенствование учительского корпуса;

– изменение школьной инфраструктуры;

– сохранение и укрепление здоровья школьников;

– развитие самостоятельности школ (перевод образовательных учреждений в автономные);

3) комплекс мер по модернизации общего образования:

– проведение капитальных ремонтов зданий общеобразовательных учреждений;

– приобретение учебно-лабораторного оборудования;

– пополнение фондов школьных библиотек;

– приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся сельских и городских общеобразовательных учреждений;

– приобретение оборудования для школьных столовых;

– развитие школьной инфраструктуры;

– повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений.

Повышение уровня эффективности использования ресурсного обеспечения системы образования.

Создание условий для профессионального развития, повышения социального статуса и общественного престижа работников системы образования.

Обеспечение современных условий для организации образовательного процесса в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Создание в образовательных организациях условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Создание условий для обеспечения здоровьесберегающего образовательного процесса, улучшения питания, физического развития детей и подростков.

Обеспечение соответствия состояния зданий и помещений муниципальных образовательных организаций требованиям пожарной, антитеррористической безопасности и санитарного законодательства.

Совершенствование инфраструктуры учреждений отдыха и оздоровления детей, обеспечение безопасности пребывания детей в оздоровительных учреждениях, повышение качества отдыха и оздоровления детей и подростков.

Повышение качества предоставления услуг в сфере образования в электронном виде, обеспечение открытости деятельности управления образования и образовательных организаций.

При подготовке доклада использовались статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики города Нижний Тагил, материалы управления образования Администрации города Нижний Тагил и подведомственных организаций, итоги мониторинга, проведенного в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 15.01.2014 № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования».




  1. Анализ состояния и перспектив развития системы образования.

Муниципальная система образования представлена следующими образовательными учреждениями:

Дошкольные общеобразовательные учреждения (ДОУ) – 10 объединений дошкольных образовательных учреждений (из них 1 – автономное, 1 – казенное, 8 – бюджетные), в которые входят 143 структурных подразделения.

По состоянию на 31 декабря 2014 г. посещают ДОУ 19 474 ребенка в возрасте от 1 до 7 лет (на 01.01.2014 – 18720 чел.), что составляет 74 % детей от 1 года до 7 лет, проживающих в городе Нижний Тагил (2013 г. – 72 %). Охват услугами дошкольного образования детей от 3 до 7 лет, проживающих в городе Нижний Тагил, составляет 89 %, обеспеченность от числа нуждающихся в услугах – 98,5 % (2013 г. – 98 %).

Общеобразовательные учреждения (ОУ) – 64 (из них 5 – автономные, 4 – казенные, 55 – бюджетные), в том числе 1 начальная школа – детский сад, 2 начальных школы, 1 основная школа, 60 средних школ (из них – 10 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 3 гимназии, 2 лицея). В сельской местности расположены 4 школы.

Численность обучающихся в образовательных учреждениях города на начало 2014–2015 учебного года увеличилась по сравнению с 2013–2014 учебным годом на 346 человек и составила 33806 человек (2013-2014 уч. год – 33460 чел., 2012–2013 уч. год – 33252 чел., 2011–2012 уч. год – 33184 чел.). Во вторую смену обучаются 3353 человека (2013-2014 уч. год – 3058 чел., 2012–2013 уч. год – 3303 чел., 2011–2012 уч. год – 3017 чел.).

В 82 классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общее образование получают 853 человек (2013-2014 уч. год – 80 классов, 879 чел., 2012–2013 уч. год – 82 класса, 883 чел., 2011–2012 уч. год – 79 классов, 889 чел.). В 247 классах с углубленным изучением отдельных предметов обучаются 4704 человек (2013-2014 уч. год – 272 класса, 4415 чел., 2012–2013 уч. год – 272 класса, 4992 чел., 2011–2012 уч. год – 320 классов, 5477 чел.). В 17 классах профильного обучения занимаются 390 человека (2013-2014 уч. год – 19 классов, 403 чел., 2012–2013 уч. год – 4 класса, 78 чел., 2011–2012 уч. год – 4 класса, 91 чел.).

Учреждения дополнительного образования детей (УДОД) – 16 (с 20 структурными подразделениями), из них 2 – автономные, 14 – бюджетные. Количество воспитанников – 23259 человек в возрасте от 6 до 18 лет (2013-2014 уч. год – 23197 чел., 2012–2013 уч. год – 23109 чел., 2011–2012 уч. год – 23431 чел.). Система дополнительного образования детей представлена:

– 2 дворцами детского и юношеского творчества;

– 2 домами детского и юношеского творчества;

– 2 станциями юных техников;

– станцией юных натуралистов;

– станцией юных туристов;

– художественно-эстетической школой;

– центром детского творчества;

– 2 детско-юношескими спортивно-адаптивными школами;

– 4 детско-юношескими центрами.

Прочие учреждения – 6:

–Муниципальное бюджетное учреждение информационно-методический центр;

– Муниципальное бюджетное культурно-образовательное учреждение «Нижнетагильский Дом учителя»;

– Муниципальное казенное учреждение «Центр бухгалтерского, экономического, правового и инженерно-технического обеспечения муниципальных учреждений образования города Нижний Тагил»;

– Муниципальное учреждение «Центр организации отдыха и оздоровления детей»;

– Муниципальное учреждение «Детский оздоровительный комплекс “Звездный” им. В. Г. Удовенко»;

– Муниципальное бюджетное учреждение «Детский оздоровительный комплекс «Антоновский».

Сеть общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей на протяжении последних трех лет остается стабильной.

Сеть учреждений дошкольного образования продолжает увеличиваться со 140 детских садов в 2013 году до 143 учреждений в 2014 году. Увеличение количества ДОУ произошло за счет введения в 2014 году новых детских садов (д/с № 181 на 270 мест, д/с № 189 на 270 мест, д/с № 15 на 270 мест, д/с № 165 на 110 мест), в связи с аварийным состоянием здания прекращена деятельность д/с № 111.

Изменения контингента обучающихся, воспитанников в ДОУ, ОУ и УДОД города Нижний Тагил представлены на диаграмме 1. На основании данных, можно сделать вывод, что за последние годы контингент учащихся и воспитанников образовательных учреждений города имеет тенденцию к увеличению. Так, с 2007 года:

– увеличение количества воспитанников муниципальных учреждений дошкольного образования составило 3831 чел.;

– увеличение количества учащихся общеобразовательных школ составило 1619 чел.;

– увеличение контингента воспитанников учреждений дополнительного образования составило 3249 чел.



Диаграмма 1

Изменение контингента обучающихся, воспитанников ОУ города Нижний Тагил

Количество ставок педагогических и руководящих работников в муниципальных образовательных учреждениях города по состоянию на 1 апреля 2014 года составляет 6659,69 ставки, а количество работников –


6193 человек, таким образом, количество ставок превышает количество реальных сотрудников, осуществляющих педагогическую деятельность. Средняя педагогическая нагрузка сохранилась на уровне прошлого года и составляет в школах – 1,22 ставки, в УДО – 1,11 ставки, в ДОУ – 1,06 ставки. Данное превышение не является существенным и составляет 7,0 %.

Общее количество работников системы образования на 1 апреля 2014 года составляет 10473 человека, информация представлена в таблице 1:



Таблица 1


Количество

работников

Школы

Дошкольные

образовательные учреждения

Учреждения

дополнительного образования

Всего

Общее количество работающих (чел.)

4073

5440

960

10473

из них педагогических и руководящих работников (чел.)

2919

2659

615

6193

Общее количество работников муниципальной системы образования в сравнении с 2013–2014 учебным годом сократилось на 59 человек, а педагогических и руководящих работников увеличилось на 71 человека. Общее количество работников системы образования в сравнении с предыдущими годами представлено в таблице 2:

Таблица 2


Годы

Школы

Дошкольные

образовательные учреждения

Учреждения

дополнительного образования

Всего

Общее количество работающих /

из них педагогических и руководящих работников (чел.)



2010

4364 / 2865

5247 / 2430

1012 / 632

10623 / 5927

2011

4190 / 2810

5271 / 2480

976 / 615

10437 / 5905

2012

4062 / 2828

5375 / 2542

957 / 609

10394 / 5979

2013

4042 / 2843

5517 / 2671

973 / 608

10532 / 6122

2014

4073 / 2919

5440 / 2659

960 / 615

10473 / 6193

Для города по-прежнему характерно абсолютное преобладание педагогов-женщин, количество мужчин-педагогов, работающих в муниципальных образовательных учреждениях города, сохранилось на уровне прошлого года и составляет 384 человека (6,2 %).

Информация о распределении педагогических и руководящих работников по возрасту представлена в диаграмме 2.



Диаграмма № 2

Распределение педагогических и руководящих работников по возрасту



Приведенные данные свидетельствуют о том, что в городе, как и в регионе, сохраняется проблема старения педагогических кадров. Увеличился процент педагогических и руководящих работников в возрасте старше 56 лет: в 2014 году таких работников 15,7 %, в 2013 году их было 14,9 %. Увеличилось количество работающих пенсионеров из числа педагогических и руководящих работников. В 2013–2014 учебном году в образовательных учреждениях города работало 1038 пенсионеров, что составляет 16,8 % (2013 год – 973 человек; 15,9 %), из них: в школах – 17,5 % (2013 год – 16,9 %); в дошкольных образовательных учреждениях – 15,2 % (2013 год – 14,1 %); в учреждениях дополнительного образования – 20,2 % (2013 год – 18,9 %).

Вместе с тем за последние три года сохраняется достаточно высоким процент педагогов, имеющих возраст до 30 лет – 19 %. Средний возраст педагогических работников в муниципальных образовательных учреждениях составляет 42,7 года, 51 % педагогов в возрасте от 30 до 50 лет, оптимальном для профессиональной деятельности.

Диаграмма № 3

Распределение педагогических и руководящих работников

по стажу педагогической работы


Исходя из данных, представленных на диаграмме № 3, следует отметить, что за последние три года увеличивается доля педагогов, имеющих стаж до 10 лет, в 2014 году она составляет 33 % (2013 год – 32,0 %, 2012 год – 31,3 %).

Вместе с тем в связи с увеличением доли педагогических и руководящих работников пенсионного и предпенсионного возраста увеличивается и процент педагогов, имеющих педагогический стаж свыше 30 лет: 2014 год – 17,8 %, 2013 год – 17,0 %, 2012 год – 16,6 %.

Информация о распределении педагогических и руководящих работников по образованию представлена в таблице 3.

Таблица 3

Распределение педагогических работников по образованию


Высшее (чел.)

Среднее

специальное (чел.)

Среднее (чел.)

Не имеют

педагогического

образования (чел.)

2013

2014

2013

2014

2013

2014

2013

2014

4134

67,5 %


4185

67,6 %


1527

24,9 %


1556

25,1 %


109

1,8 %


77

1,2 %


352

5,8 %


375

6,1 %



Диаграмма 4

Распределение педагогических и руководящих работников

по уровню образования

Из представленной информации следует, что существенных изменений в распределении педагогических и руководящих работников по уровню образования нет. По-прежнему преобладает процент педагогических и руководящих работников, имеющих высшее образование, и составляет


67,6 % (2013 год – 67,5 %), из них:

– в школах – 87,1 % (2013 год – 87,5 %);

– в дошкольных образовательных учреждениях – 47,4 % (2013 год – 47,8 %);

– в учреждениях дополнительного образования – 62,0 % (2013 год – 60,7 %).

В образовательных учреждениях города, как на постоянной основе, так и по совместительству работают 38 кандидатов педагогических наук,
1 доктор педагогических наук, учатся в аспирантуре 10 человек.

Следует отметить, что текучесть кадров сократилась с 6,9 % в 2013 году до 5,7 % в 2014 году. За последние три года сокращается количество педагогов, ушедших из системы образования на пенсию и в другие сферы деятельности: 2012 год – 253 человека, 2013 год – 230 человек, 2014 год – 213 человек. За прошедший год из образовательных учреждений выбыло 353 человека, из них:

– выбыли в другие образовательные учреждения – 140 человек
(2013 год – 195 чел.);

– ушли на пенсию – 78 человек (2013 год – 74 чел.);

– ушли из системы образования – 135 человек (2013 год –156 чел.).

Проблема развития кадрового обеспечения в стремительно меняющихся социально-экономических условиях в стране, городе является ключевой в развитии муниципальной системы образования. В связи с этим необходимо принятие дополнительных мер по сохранению и развитию механизмов обеспечения и воспроизводства профессиональных кадров на основе прогнозирования потребностей муниципальной системы образования.

Из 5364 педагогических работников муниципальных образовательных учреждений аттестованы 4405 человек, что составляет 82 %, из них аттестованы на высшую квалификационную категорию – 443 человека (10 %), на первую квалификационную категорию – 3507 человек (80 %), на вторую квалификационную категорию – 277 человек (6 %), аттестованы на соответствие занимаемой должности – 178 человек (4 %), не имеют квалификационной категории – 959 человек (18 %).

Доля аттестованных педагогических работников в школах составляет 84 %, в детских садах – 82 %, в учреждениях дополнительного образования – 74 %.

Большинство аттестовавшихся педагогов имеют стабильно высокие результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ.

Результаты аттестации педагогов и руководителей свидетельствуют о том, что в городе обеспечены необходимые и достаточные условия для развития профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников.

Достижение нового качества образования в значительной степени зависит от обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами. В 2014 году одним из приоритетных направлений в деятельности управления образования являлось создание условий, обеспечивающих мотивацию педагогов к профессиональному развитию, посредством включения педагога в систему непрерывного образования (самообразование, повышение квалификации и переподготовка в учреждениях дополнительного профессионального образования, участие в научно-методической работе образовательного учреждения, района, города, области).

В 2014 году увеличилось количество педагогических и руководящих работников, повысивших квалификацию в учреждениях дополнительного профессионального образования на образовательных программах и в различных формах сопровождающего образования. Повысили уровень профессиональной компетентности 3526 (57, 6 %) работников муниципальных образовательных учреждений (в 2012–2013 году – 3382 человека, что составило 55,2 %).

Увеличилась доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации на образовательных программах, отвечающих современным квалификационным требованиям, таких, как «Управление развитием воспитательных систем в соответствии с Федеральными государственными стандартами», «Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС общего образования: проектирование и организация», «Государственно-общественное управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС общего образования», «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», «Управление качеством дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» и других.

Финансирование отрасли «Образование» определяется основными конституционными гарантиями (ст. 43 Конституции РФ), положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Новый Федеральный закон вносит изменения в полномочия публичных образований в сфере образования и систему распределения расходных обязательств между бюджетами бюджетной системы.

В 2014 году из областного бюджета финансируются следующие направления расходов:

– финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов на оплату труда работников, расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек;

– осуществление мероприятий по организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях;

– обеспечение бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатного проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

На условиях софинансирования за счет средств местного бюджета из областного бюджета финансируются мероприятия:

– создание дополнительных мест в муниципальных системах дошкольного образования;

– капитальный ремонт, приведение в соответствие с требованиями пожарной безопасности и санитарного законодательства зданий и помещений, в которых размещаются муниципальные образовательные учреждения;

– приобретение и (или) замена автобусов для подвоза обучающихся в муниципальные общеобразовательные учреждения, оснащение аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС, тахографами автобусов для подвоза обучающихся (воспитанников) в муниципальные общеобразовательные учреждения;

– информатизация муниципальных образований;

– организация отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярное время;

– капитальный ремонт, приведение в соответствие с требованиями пожарной безопасности и санитарного законодательства зданий и сооружений муниципальных загородных оздоровительных лагерей.

Расходные обязательства местного бюджета обеспечивают следующие расходы:

– организация и обеспечение получения дошкольного образования, создание условий для присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных дошкольных учреждениях;

– организация предоставления общего образования и создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных учреждениях;

– обеспечение условий для реализации муниципальными образовательными учреждениями программ дополнительного образования и других особых программ;

– организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных учреждениях дополнительного образования;

организация мероприятий по укреплению материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений, муниципальных учреждений общего и дополнительного образования, муниципальных загородных оздоровительных учреждений;

– приобретение и (или) замена торгово-технологического, холодильного оборудования, ультрафиолетовых фильтров проточного типа на холодную воду в муниципальных образовательных учреждениях;

– реализация мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, защите населения от чрезвычайных ситуаций;

– капитальный ремонт, приведение в соответствие с требованиями пожарной безопасности и санитарного законодательства зданий и помещений, в которых размещаются муниципальные образовательные учреждения;

– разработка проектно-сметной документации для проведения капитальных ремонтов с целью приведения зданий и помещений образовательных учреждений, зданий и сооружений муниципальных загородных оздоровительных учреждений в соответствии с требованиями пожарной безопасности и санитарного законодательства;

– обеспечение деятельности органов местного самоуправления (центральный аппарат);

– обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих экономическое, бухгалтерское и правовое сопровождение предоставления услуг в сфере образования;

организация деятельности учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере образования;

– организация проведения мероприятий в сфере образования;

– проведение мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей и подростков;

– профессиональное развитие кадрового потенциала органов местного самоуправления и обеспечение социальных гарантий муниципальных служащих.

Из федерального бюджета на условиях софинансирования за счет средств местного бюджета выделяются средства на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы с целью создания условий для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательных учреждений.

Бюджет отрасли «Образование» на 2014 год с учетом уточнений в первом полугодии утвержден в объеме 4329214,8 тыс. рублей, что составляет 81,0 % от расчетной потребности в финансировании для обеспечения непрерывного функционирования учреждений образования, развития их материально-технической базы, осуществления текущих и капитальных ремонтов зданий и помещений. В общем объеме утвержденного бюджета средства местного бюджета составляют 1920526,2 тыс. рублей (44,4 %), областного бюджета – 2408688,6 тыс. рублей (55,6 %), выделение средств федерального бюджета планируется во втором полугодии 2014 года.

Динамика объемов финансирования, определяющих бюджетную обеспеченность отрасли, представлена в таблице 4.



Таблица 4

Объемы финансирования за период с 2009 по 2014 гг.


Годы

Плановая

потребность,

тыс. руб.

Фактически

утверждено,

тыс. руб.

Обеспеченность, %

2009

3014325

2138139

70,9

2010

3642815

2419957

66,4

2011

4728347

3087265

65,3

2012

4888906

3444675

70,5

2013

4908336

4127387

84,1

2014

5343366

4329215

81,0

Бюджетные ассигнования на обеспечение функционирования и развитие учреждений различных типов в структуре бюджета 2014 год распределены следующим образом:

– дошкольное образование – 1693881,9 тыс. руб. – 39,1 %;

– общее образование (школы и учреждения дополнительного образования детей) – 2320218,5 тыс. руб. – 53,6 %;

– организация отдыха и оздоровления детей – 210125,9 тыс. руб. – 4,9 %;

– прочие учреждения, осуществление мероприятий в области образования – 104988,5 тыс. руб. – 2,4 %.



Таблица 5

Структура утвержденного бюджета по экономическим статьям расходов


Направление расходов

2013 год

2014 год

Утверждено по бюджету,

тыс. руб.

%

Утверждено по бюджету,

тыс. руб.

%

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

3137138

76,0

3546814

81,9

Коммунальные услуги

278219

6,7

133153

3,1

Оплата работ, услуг, прочие расходы, увеличение стоимости основных средств, материальных запасов

712030

17,3

649248

15,0

Итого

4127387

100,0

4329215

100,0
  1   2   3   4