страница1/6
Дата13.02.2018
Размер1.41 Mb.
ТипПрограмма

Особенности вида спорта и спортивных дисциплин


  1   2   3   4   5   6


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика (утвержден приказом Минспорта России от 5 февраля 2013 г. № 40) с учётом методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (утверждены приказом Минспорта России от 24 октября 2012 г. N 325). В Программе отражены основные цели, задачи, средства и методы на этапах годичного цикла тренировки и построение тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки: этапе начальной подготовки (далее – НП), тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) (далее – ТГ), совершенствования спортивного мастерства (далее – СС) и высшего спортивного мастерства (далее – ВСМ); распределение объёмов тренировочных нагрузок в микро-, мезо- и макроциклах; участие в спортивных соревнованиях.

В процессе многолетней спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика должны решаться следующие задачи:

1. Подготовка высококвалифицированных спортсменов для сборных команд Самарской области и Российской Федерации по виду спорта художественная гимнастика;

2. Укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие лиц, проходящих спортивную подготовку.

3. Подготовка инструкторов по спорту и судей по художественной гимнастике.

4. Приобретение теоретических знаний по спортивной тренировке, основам биомеханики, физиологии, лечебной физической культуре, психологии спорта.

Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение практических и теоретических занятий, контрольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное участие в соревнованиях.



Особенности вида спорта и спортивных дисциплин

Художественная гимнастика ациклический, сложнокоординационный вид спорта. Спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыкальное сопровождение. По ходу становления спортивного мастерства гимнасткам необходимо осваивать большой объем разнообразных двигательных действий: без предмета, с предметами, хореографических, акробатических элементов.

Современная художественная гимнастика отличается исключительно высоким уровнем спортивных достижений и острейшей конкуренцией спортсменов на международной арене.

Программа соревнований включает следующие виды:

Индивидуальная программа состоит из 4 упражнений (обруч, мяч, булавы, лента). Продолжительность каждого упражнения от 1'15" до 1'30". Личные соревнования в многоборье включают: квалификационные соревнования, финальные соревнования.

Программа для групповых упражнений состоит из 2 упражнений, первое упражнение с одним типом предметов, второе - с разными типами предметов (10 булав; 3 мяча, 2 ленты). Продолжительность каждого упражнения от 2'15" до 2'30". Соревнования по групповым упражнениям по многоборью включают квалификационные и финальные соревнования.

Виды упражнений меняются в соответствии с изменениями правил вида спорта «художественная гимнастика», утвержденных Международной федерацией художественной гимнастики – FIG.

В художественной гимнастике оценка складывается из баллов за исполнение и трудность элементов, показанных в соревновательной программе.

Особенности осуществления спортивной подготовки в виде спорта художественная гимнастика учитываются при:

- формировании групп спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки, начиная с тренировочного этапа (этапа спортивной специализации);

- составлении планов спортивной подготовки и индивидуальных планов спортивной подготовки;

- составлении плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий организации.

С учетом специфики вида спорта художественная гимнастика определяются следующие особенности спортивной подготовки:

- комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются в соответствии с возрастными особенностями развития;

- в зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований, подготовка по виду спорта художественная гимнастика осуществляется на основе обязательного соблюдения необходимых мер безопасности в целях сохранения здоровья спортсменов.

Структура системы многолетней подготовки лиц, занимающихся художественной гимнастикой в МБУДО КСДЮСШОР №10 «Олимп» включает в себя следующие этапы спортивной подготовки:

1. Этап начальной подготовки, в рамках которого формируются группы начальной подготовки (далее – ГНП). В этапе НП выделяют два периода: первый год, свыше года.

В задачи этапа начальной подготовки входит систематическое занятие спортом максимально возможного числа детей и подростков, направленное на развитие их личности, привитие навыков здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств, привлечение к регулярным занятиям художественной гимнастикой, определение дальнейшей спортивной специализации.

2. Тренировочный этап (этап спортивной специализации), в рамках которого формируются тренировочные группы (ТГ). В ТГ выделяется два периода: начальной специализации (до двух лет), углубленной специализации (свыше двух лет).

Задачами тренировочного этапа является улучшение состояния здоровья спортсменов, включая физическое развитие, и повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программы по виду спорта художественная гимнастика.

3. Этап совершенствования спортивного мастерства, в рамках которого формируются группы совершенствования спортивного мастерства (ГССМ). Основными задачами этапа совершенствования спортивного мастерства следует считать специализированную спортивную подготовку с учётом индивидуальных особенностей перспективных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд Самарской области и Российской Федерации.

4. Этап высшего спортивного мастерства, подготовка спортсменов на котором проходит в группах высшего спортивного мастерства (ВСМ). На этапе высшего спортивного мастерства проводится специализированная спортивная подготовка с учётом индивидуальных особенностей высококвалифицированных спортсменов для достижения ими высоких стабильных результатов и поддержания необходимого уровня здоровья при подготовке и выступлении на общероссийских и международных соревнованиях в составе сборных команд Самарской области и Российской Федерации по художественной гимнастике.

Основными формами тренировочного процесса являются: групповые тренировочные и теоретические занятия; работа по индивидуальным планам; медико-восстановительные мероприятия; тестирование и медицинский контроль; участие в соревнованиях и тренировочных мероприятиях (тренировочных сборах); инструкторская и судейская практика. Особенностью планирования программного материала является сведение максимально возможных параметров нагрузок, средств и методов тренировки и контроля в одну принципиальную схему годичного цикла тренировки.

Расписание тренировочных занятий составляется по представлению тренера или тренера-преподавателя в целях установления благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных, средних специальных и высших профессиональных образовательных организациях.



Структура Программы

Программа спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика имеет следующую структуру и содержание:

I. Нормативная часть.

II. Методическая часть.

III. Система контроля и зачетные требования.

IV. Информационное обеспечение Программы.

V. План физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

Программа учитывает современные исследования по вопросам теории и методики подготовки спортсменов в ациклических, сложнокоординационных видах спорта.


I. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

В группы начальной подготовки могут быть зачислены лица старше 6 лет и сдавшие нормативы общей и специальной физической подготовки. Минимальная наполняемость ГНП – 18 чел. Длительность прохождения спортивной подготовки на этапе начальной подготовки – до 3-х лет.

В тренировочные группы могут быть зачислены лица старше 8 лет и сдавшие нормативы общей и специальной физической подготовки. Минимальная наполняемость ТГ – 12 чел. Длительной прохождения спортивной подготовки на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – до 5 лет.

В группы совершенствования спортивного мастерства могут быть зачислены лица старше 13 лет и сдавшие нормативы общей и специальной физической подготовки. Минимальная наполняемость группы СС – 5 чел. Длительность прохождения спортивной подготовки на этапе СС – до 2-х лет, зависит от спортивных результатов, демонстрируемых перспективным спортсменом, и определяется решением тренерского совета и локальными нормативно-правовыми актами организации, в которой спортсмен проходит спортивную подготовку.

В группы высшего спортивного мастерства могут быть зачислены лица старше 15 лет и сдавшие нормативы общей и специальной физической подготовки. Минимальная наполняемость группы ВСМ – 3 чел. Длительность прохождения спортивной подготовки на этапе ВСМ не ограничивается, спортсмен может проходить спортивную подготовку пока соответствует критериям, установленным настоящей Программой и продолжает демонстрировать стабильный спортивный результат.

Лицам, проходящим спортивную подготовку на указанных этапах спортивной подготовки, не выполнившим предъявляемые Программой требования, предоставляется возможность продолжить спортивную подготовку на том же этапе спортивной подготовки.

Длительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика представлено в таблице 1.
Таблица 1. Характеристики формирования групп спортивной подготовки

Этапы спортивной подготовки

Длительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Наполняемость групп (человек)

Этап

начальной подготовки




3

6

18

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)




5

8

12

Этап

совершенствования спортивного мастерства




2

13

5

Этап

высшего спортивного мастерства




Весь период

15

3

Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика представлено в таблице 2.


Таблица 2. Соотношение объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика

Виды спортивной подготовки

Этапы спортивной подготовки

этап начальной подготовки

тренировочный этап (этап спортивной специализации)

этап совершенствования спортивного мастерства

этап высшего спортивного мастерства

Общая физическая подготовка (%)

70-90

16-24

8,5-11

8,5-11

Специальная физическая подготовка (%)

16-24

17-24

17-24

Техническая подготовка (%)

7,5-9

20-25

13-16,5

8,5-11

Тактическая подготовка (%)

-

4-6

4-6

8,5-11

Теоретическая подготовка (%)

4-6

8,5-11

8,5-11,5

4-6

Контрольные испытания (%)

4-6

13-17

23-27

23-27

Соревнования (%)

-

Инструкторская и судейская практика (%)

-

-

4-6

4-6

Восстановительные мероприятия (%)

-

4-6

8,5-11

13-17

Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании.

Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для успешной соревновательной деятельности в художественной гимнастике.

Тактическая, теоретическая и психологическая подготовка – это педагогический процесс повышения теоретического уровня мастерства спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями использовать их в тренировочных занятиях и соревнованиях.

Психологическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Медико-восстановительные мероприятия – комплекс мер и мероприятий по проведению врачебного контроля за состоянием здоровья спортсменов, восстановлению работоспособности, профилактике спортивных травм и заболеваний.

Технико-тактическая (интегральная) подготовка – это процесс овладения специальными двигательными навыками, характерными для художественной гимнастики, развития тактического мышления и творческих способностей спортсменов, эффективного применения полученных на тренировочных занятиях умений и навыков в соревновательном процессе.

Спортивные соревнования в художественной гимнастике являются основным элементом, определяющим всю систему подготовки спортсмена. Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку:

- соответствие возраста и пола участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях и правилам вида спорта художественная гимнастика;

- соответствие уровня спортивной квалификации участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта художественная гимнастика;

- выполнение плана спортивной подготовки;

- прохождение предварительного соревновательного отбора;

- наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;

- соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.

Календарный план спортивных мероприятий и тренировочных мероприятий (Приложение А) отделения по виду спорта художественная гимнастика следует формировать с учетом планируемых показателей соревновательной деятельности для спортсменов соответствующих этапов в рамках индивидуальных планов (Таблица 3).
Таблица 3. Планируемые показатели соревновательной деятельности

Виды соревнований

Этапы спортивной подготовки

этап начальной подготовки

тренировочный
этап (этап спортивной специализации)

этап совершенствования
спортивного мастерства

этап высшего спортивного мастерства

тренировочные

1

2

4

2

контрольные

1

4

6

8

основные

-

6

8

8

Всего соревнований за год

2

12

18

18

Минимальный объем соревновательной деятельности, инструкторской и судейской практики (нагрузки) на одного спортсмена на этапе начальной подготовки в первый год должен быть не менее 12 часов в год. Предельный (максимальный) объем – не более 19 часов в год. Во второй год и выше на данном этапе минимальный объем соревновательной нагрузки составляет 19 часа в год, минимальный – 28 часов в год.

Минимальный объем соревновательной деятельности, инструкторской и судейской практики (нагрузки) на одного спортсмена на тренировочном этапе (начальной специализации) должен быть не менее 81 часов в год. Предельный (максимальный) объем – не более 124 часов в год. В период углубленной специализации минимальный объем соревновательной нагрузки составляет 108 часов в год, максимальный – 177 часов в год.

На этапе СС минимальный объем соревновательной деятельности, на одного спортсмена должен быть не менее 287 часов в год, предельный (максимальный) объем – не более 393 часов в год, при этом минимальный объем инструкторской и судейской практики (нагрузки) – не менее 50 часов в год, а предельный (максимальный) объем – не более 87 часов в год.

На этапе ВСМ минимальный объем соревновательной деятельности, на одного спортсмена должен быть не менее 383 часов в год, предельный (максимальный) объем – не более 449 часов в год, при этом минимальный объем инструкторской и судейской практики (нагрузки) – не менее 67 часов в год, а предельный (максимальный) объем – не более 100 часов в год.

Контрольные соревнования проводятся с целью контроля уровня подготовленности спортсменов. В них проверяется эффективность прошедшего этапа подготовки, оценивается уровень развития физических качеств, выявляются сильные и слабые стороны в структуре соревновательной деятельности. С учетом результата контрольных соревнований вносятся изменения в индивидуальный план подготовки спортсмена, предусматривается устранение выявленных недостатков. Контрольную функцию могут выполнять как официальные соревнования различного уровня, так и специально организованные контрольные соревнования.

По результатам отборных соревнований комплектуют команды, отбирают участников главных соревнований. В зависимости от принципа, положенного в основу комплектования состава участников главных соревнований, в отборочных соревнованиях перед спортсменом ставится задача завоевать определенное место или выполнить контрольный норматив, позволяющий попасть в состав участников главных соревнований.



Основные и главные соревнования ориентированы на достижение максимально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление физических, технических и психических возможностей. Целью участия в главных соревнованиях является достижение победы или завоевание возможно более высокого места.

Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку:

- соответствие возраста и пола участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях и правилам по виду спорта художественная гимнастика;

- соответствие уровня спортивной квалификации участника в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией, положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях и правилам по виду спорта художественная гимнастика;

- выполнение плана спортивной подготовки (индивидуального плана спортсмена и календарного плана организации);

- прохождение предварительного соревновательного отбора;

- наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;

- соблюдение общероссийских антидопинговых правил.

Лицо, проходящее спортивную подготовку, направляется организацией, осуществляющей спортивную подготовку на спортивные соревнования в соответствии с содержащимся в Программе планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях и спортивных мероприятиях.

Требования к участию лиц, осуществляющих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях, определяются в соответствии с правилами вида спорта и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях организацией, осуществляющей спортивную подготовку.

Предельные тренировочные нагрузки представлены в таблице 4.


Таблица 4. Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки

Этапный норматив

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования

спортивного мастерства



Этап высшего спортивного

мастерства



Год подготовки

1-й

2,3-й

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

1-й

2-й

3-й и более

1-й и более

Количество часов в неделю

6

9

12

14

16

18

20

24

26

28

32

Количество тренировок в неделю

3-4

3-5

6

7-8

7-9

9-12

9-12

9-12

9-14

9-14

9-14

Общее количество часов в год

312

468

624

728

832

936

1040

1248

1352

1456

1664

Общее количество тренировок в год

190

190

280

360

450

450

450

570

570

570

570



Требования к материально-технической базе и инфраструктуре, собственной или используемой на основании договорных взаимоотношений организацией, осуществляющей спортивную подготовку:

- наличие тренировочного спортивного зала;

- наличие хореографического зала;

- наличие тренажерного зала;

- наличие раздевалок, душевых;

- наличие медицинского кабинета оборудованного в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 09.08.2010 № 613н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий» (зарегистрирован Минюстом России 14.09.2010, регистрационный № 18428);

Иные условия, в том числе финансового обеспечения спортивной подготовки:

- обеспечение проезда к месту проведения спортивных мероприятий и обратно;

- обеспечение питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий;

- осуществление медицинского обеспечения лиц, проходящих спортивную подготовку, в том числе организацию систематического медицинского контроля.

Оборудование помещений, в которых проходят спортивную подготовку лица, зачисленные в группы спортивной подготовки организации, должно соответствовать таблице 5. Спортивный инвентарь, передаваемый в личное пользование занимающихся представлен в таблице 6. Обеспечение спортивной экипировкой индивидуального пользования из расчета на одного занимающегося представлено в таблице 7.

Таблица 5. Оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для прохождения спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика



п/п


Наименование

Единица измерения

Количество изделий

Основное оборудование и инвентарь

1

Ковер гимнастический (13 x 13м)

штук

1

2

Булава гимнастическая

штук (пар)

18

3

Ленты для художественной гимнастики (разных цветов)

штук

18

4

Мяч для художественной гимнастики

штук

18

5

Обруч гимнастический

штук

18

6

Скакалка гимнастическая

штук

18

Дополнительное и вспомогательное оборудование, инвентарь

1

Гантели массивные от 0,5 до 5 кг

комплект

4

2

Зеркало 12 x 2 м

штук

1

3

Игла для накачивания спортивных мячей

штук

3

4

Канат для лазанья

штук

1

5

Мат гимнастический

штук

10

6

Медицинбол от 1 до 5 кг

комплект

3

7

Мяч волейбольный

штук

2

8

Насос универсальный

штук

1

9

Палка гимнастическая

штук

18

10

Пианино

штук

1

11

Пылесос бытовой

штук

1

12

Станок хореографический

комплект

1

13

Скамейка гимнастическая

штук

5

14

Стенка гимнастическая

штук

18

15

Тренажер для отработки доскоков

штук

1

16

Тренажер универсальный малогабаритный

штук

1

17

Тренажер для развития мышц рук, ног, спины

штук

1

18

Магнитофон или музыкальный диск (на одного тренера)

штук

1

Контрольно-измерительные и информационные средства

1

Видеокамера

комплект

1

2

Видеотехника для записи и просмотра изображения

комплект

1

3

Доска информационная

штук

1

4

Рулетка 20 м металлическая

штук

1

Таблица 6. Спортивный инвентарь, передаваемый в личное пользование занимающихся


п/п



Наименование спортивной экипировки индивидуального пользования

Единица измерения

Расчетная единица



Этапы спортивной подготовки

этап начальной подготовки


тренировочный этап (этап спортивной специализации)

этап совершенствования спортивного мастерства

этап высшего спортивного мастерства

количество

срок эксплуатации (лет)

количество

срок эксплуатации (лет)

количество

срок эксплуатации (лет)

количество

срок эксплуатации (лет)



Булава гимнастическая

пар

на занимающегося

-

-

1

2

2

1

3

1



Ленты для художественной гимнастики (разных цветов)

штук

на занимающегося

-

-

2

1

4

1

4

1



Мяч для художественной гимнастики

штук

на занимающегося

1

1

1

1

2

1

3

1



Обруч гимнастический

штук

на занимающегося

1

1

2

1

4

1

6

1



Скакалка гимнастическая

штук

на занимающегося

1

1

2

1

4

1

4

1

Таблица 7. Обеспечение спортивной экипировкой индивидуального пользования



Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование




п/п



Наименование спортивной экипировки индивидуального пользования

Единица измерения



Расчетная единица



Этапы спортивной подготовки

этап начальной подготовки


тренировочный этап

(этап спортивной специализации)



этап совершенствования спортивного мастерства

этап высшего спортивного мастерства

количество

срок эксплуатации (лет)

количество

срок эксплуатации (лет)

количество

срок эксплуатации (лет)

количество

срок эксплуатации (лет)

Обувь


1

кроссовки для зала

пар

на занимающегося





1

1

2

1

2

1

2

кроссовки для улицы

пар

на занимающегося





1

1

2

1

2

1

3

тапки для зала

пар

на занимающегося





1

1

1

1

1

1

4

полутапочки (получешки)

пар

на занимающегося





6

1

10

1

10

1

Одежда

1

кепка солнцезащитная

штук

на занимающегося





1

2

1

1

1

1

2

костюм ветрозащитный

штук

на занимающегося









1

2

1

2

3

костюм спортивный тренировочный

штук

на занимающегося





1

2

1

2

1

2

4

футболка (майка-полурукавка)

штук

на занимающегося





2

1

3

1

3

1

5

носки

пар

на занимающегося





2

1

4

1

6

1

6

носки утепленные

пар

на занимающегося





1

1

2

1

2

1

7

шорты спортивные (трусы спортивные)

штук

на занимающегося





1

1

2

1

2

1

8

костюм спортивный парадный для выступления на соревнованиях

штук

на занимающегося





1

2

1

1

1

1

9

купальник для выступлений на соревнованиях

штук

на занимающегося

1

1

2

1

3

1

4

1
Структура годичного цикла подготовки.

Рациональная периодизация подготовки спортсменов строится с учётом следующих положений:

1) традиционной периодизации подготовки гимнасток;

2) определения тренировочных задач, исходя из преемственности в многолетнем плане и годичных циклах спортивной подготовки;

3) выбора основных средств и методов спортивной подготовки;

4) динамики роста физической подготовленности;

5) основных принципов распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле.

Современное представление о планировании годичных циклов подготовки связано с ее определенной структурой, в которой выделяют: микроциклы, мезоциклы и макроциклы.

Структура подготовки в течение года обуславливается главной задачей, решению которой посвящена тренировка на этапе спортивной подготовки. В макроцикле обычно выделяются подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

Подготовительный период охватывает около двух месяцев в каждом из полугодичных циклов. В подготовительном периоде тренировки ре­шаются следующие основные задачи:



  • дальнейшее совершенствование физических качеств;

  • овладение трюковыми элементами с предметами, совершенство­вание технического мастерства при выполнении профилирующих равно­весий, поворотов, прыжков и т.п.;

  • составление новых композиций индивидуальных и групповых упражнений;

  • освоение упражнений обязательной программы;

  • воспитание выразительности при выполнении отдельных дви­жений;

  • совершенствование танцевальности движений;

  • воспитание музыкальности.

Основная направленность тренировочного процесса в подготовитель­ном периоде - большой объем тренировочных нагрузок (длительные занятия, выполнение большого количества элементов, а затем соедине­ний). Однако гимнастки выполняют и целые комбинации уже освоенных индивидуальных композиций, чтобы быть готовыми к возможным по­казательным выступлениям и, кроме того, поддерживать на достаточно высоком уровне специальную выносливость.

Подготовительный период принято разделять на общеподготовительный и специально-подготовительный этапы.

Задачи общеподготовительного этапа:


  1. Постепенное наращивание физической работоспособности.

  2. Восстановление, развитие и совершенствование физических способностей, базовых навыков, элементов «школы», квалификационных и модальных элементов.

  3. Изучение и совершенствование техники соревновательных элементов и соединений.

  4. Составление или уточнение соревновательной программы.

  5. В психологической подготовке - формирование установки на выполнение большого объема тренировочной работы.

Основные средства этого этапа: упражнения общей и специальной физической подготовки для развития всех значимых физических способностей; хореографическая подготовка соответствующего уровня; упражнения без предмета и с предметами; элементы, соединения и части соревновательных комбинаций.

Главным направлением в динамике тренировочных нагрузок является постепенное увеличение их объема и интенсивности (плотности) при определяющей роли объема. Темпы роста объема должны превышать темпы роста интенсивности, так как без большого объема разнообразной работы нельзя осуществить разнообразное воздействие на организм гимнастки, что в дальнейшем будет препятствовать максимально возможному росту спортивных достижений.

Завершается общеподготовительный период выполнением запланированных нормативов по ОФП и СФП в соответствии со стандартами спортивной подготовки.

Цель специально-подготовительного этапа – приобретение спортивной формы.

Задачи специально-подготовительного этапа:


  1. Достижение высокого уровня функциональной подготовленности.

  2. Дальнейшее совершенствование специальной физической подготовленности.

  3. Совершенствование техники и выразительности исполнения соревновательных комбинаций.

  4. Формирование психической готовности к достижению хороших спортивных результатов.

  5. Тактическая подготовка – разработка нескольких вариантов исполнения наиболее рискованных элементов и поиск путей исправления возможных ошибок.

  6. Интегральная подготовка – проведение контрольных занятий, модальных тренировок, прикидок, учебных соревнований.

Основные средства специально-подготовительного этапа: хореографические упражнения разминочно-поддерживающего характера; базовые и специальные упражнения без предмета и с предметами; соревновательные элементы, соединения и комбинации; поддерживающие упражнения общей и специальной физической подготовки. Разнообразие средств на данном этапе уменьшается, тренировка становится более специализированной.

Особенностью динамики нагрузки на специально-подготовительном этапе является ее возрастание в связи ростом интенсивности тренировочного процесса, так как именно интенсивность позволяет резко повысить работоспособность гимнасток. Повышение интенсивности достигается применением динамичных упражнений в разминке, сокращением пауз на объяснение упражнений, поточным методом проведения, увеличением количества целостных исполнений комбинаций, сокращением пауз между прогонами, и заполнением их работой над элементами и соединениями.

Специально – подготовительный этап состоит из контрольных и шлифовочных мезоциклов. Количество подготовительных соревнований устанавливается в зависимости от индивидуальных особенностей гимнасток.

Соревновательный период характеризуется завершением подготовки к соревнованиям и совпадает с фазой стабилизации спортивной формы. Его цель – подготовка гимнасток к достижению максимальных спортивных результатов.

Задачи соревновательного периода:


  1. Достижение технического и выразительного совершенства и надежности исполнения соревновательных комбинаций.

  2. Приобретение функциональной готовности к предельным напряжениям.

  3. Поддержание высокого уровня развития специальных физических способностей, базовых навыков и школы движений.

  4. Мобилизация сил и формирование оптимальной психологической готовности к соревнованиям.

  5. Приобретение опыта соревновательной борьбы.

Содержание и средства спортивной тренировки в соревновательном периоде аналогичны специально-подготовительному этапу, т.е. это – соревновательные элементы, соединения, комбинации, хореографические упражнения и упражнения специальной физической подготовки.

В соревновательном периоде для сохранения высокой спортивной работоспособности большое значение имеют правильный подбор нагрузок и их сочетание, а также отдых и использование различ­ных восстановительных средств.

Динамика тренировочных нагрузок зависит от структуры соревновательного периода. В кратковременном соревновательном периоде, т.е. при простой структуре, объем нагрузки несколько снижается, а потом становится относительно постоянным, интенсивность возрастает максимально и стабилизируется.

Если соревновательный период длителен, то он обычно имеет сложную структуру, состоит из соревновательных и промежуточных мезоциклов. В соревновательном мезоцикле сокращается объем и увеличивается интенсивность, затем в промежуточном мезоцикле вновь увеличивается объем и снижается интенсивность. Необходимость такой динамики обуславливается тем, что длительная интенсивная тренировка, в принципе, невозможна и это отрицательно скажется на сохранении спортивной формы.

Цель переходного периода – обеспечение полноценного отдыха и подготовка к очередному циклу.

Задачи переходного периода:



  1. Обеспечение полноценного активного отдыха спортсменок.

  2. Сохранение определенного уровня тренированности.

  3. Устранение ошибок и недостатков в подготовке гимнасток, выявленных в соревновательном периоде.

  4. Определение задач предстоящего цикла.

В этот период проводят ряд профилактических мероприятий, способствующих предотвращению утомления. Активный отдых организуется за счет смены деятельности, изменения обстановки и снижения тренировочных нагрузок.

Целесообразно заниматься туризмом, плаванием, спортивными и подвижными играми и.т.д. Проводить занятия на свежем воздухе. Это обеспечивает более полноценный отдых, закаливает занимающихся, повышает их общую физическую подготовку, делает ее более разносторонней.

Основная направленность в динамике тренировочных нагрузок в этом периоде выражается в уменьшении объема и интенсивности, в применении умеренной работы. Нельзя допускать чрезмерно большого спада и длительного перерыва в тренировках, т.к. это серьезно затруднит начало следующего цикла. Продолжительность переходного периода 4-6 недель, но может быть короче.

Правильное построение переходного периода позволяет гимнасткам не только восстановить силы после прошедшего макроцикла и настроиться на качественную работу в дальнейшем, но и выйти на более высокий уро­вень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествовавшего года.


  1   2   3   4   5   6