Скачать 156.6 Kb.
Дата06.02.2018
Размер156.6 Kb.

Основные направления проведения студентами научной работы по физическому воспитанию





На кафедре физического воспитания и спорта работается студенческий научный кружок, который насчитывает в своем составе 26 студентов различных факультетов. Руководит научным кружком заведующий кафедрой физического воспитания и спорта доцент, кандидат педагогических наук Куликов В.М.





Основные направления проведения студентами научной работы по физическому воспитанию.


  1. Обоснование необходимости занятий физической культурой и спортом.

  2. Обоснование механизма формирования потребности студентов в здоровом образе жизни.

  3. Разработка методик самостоятельных занятий студентов различными видами спорта.

  4. Разработка методики повышения умственной работоспособности студентов.

  5. Изучение истории олимпийского движения в СССР и Республики Беларусь.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ

по физическому воспитанию ДЛЯ студентов БГТУ, временно освобожденных от практических учебных занятий по физической культуре

(Наименование тем, порядок оформления и написания рефератов)



Студенты, по медицинским показаниям освобожденные от практически занятий по физическому воспитанию, осваивают теоретический материал курса. Формой контроля является компьютерный тест либо реферат.
Студент вправе выбрать одну из ниже перечисленных тем рефератов и обязательно должен согласовать ее с преподавателем.

  1. Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта. Физическая культура и спорт в государствах древнего мира.

  2. Физическая культура и спорт в средние века и новое время.

  3. История олимпийского движения.

  4. Известные спортсмены Белоруссии.

  5. Физическая активность и ее особенности на различных этапах онтогенеза.

  6. Характеристика средств и методов, применяемых в спортивной тренировке.

  7. Реабилитация в физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности.

  8. Диагноз и краткая характеристика заболевания студента. Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие.

  9. Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при данном заболевании (диагнозе).

  10. Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и доступных средств физической культуры (с указанием примерной дозировки).

  11. Составление индивидуальной программы самостоятельных занятий.

  12. Составление и проведение комплексов утренней гигиенической гимнастики.

  13. Подготовка материалов для проведения соревнований по избранному виду спорта.

  14. Разработка тестовых заданий для тестирования теоретических и методических знаний по избранному виду спорта или системе физических упражнений.

  15. Подготовка мультимедийных презентаций по избранному виду спорта или системе физических упражнений.

  16. Разработка рисунков и схем по избранному виду спорта или системе физических упражнений.

  17. Подготовка видеоматериалов по избранному виду спорта или системе физических упражнений.

  18. Изготовление плакатов по избранному виду спорта или системе физических упражнений.

  19. Роль физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни людей.

  20. Значение физической культуры и спорта в организации свободного времени студентов.

  21. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов сельскохозяйственного института.

  22. Самоконтроль, организация и методика самостоятельных занятий физическими упражнениями (по выбору).

  23. Лечебная и оздоровительная дыхательная гимнастика.

  24. Методика закаливания организма.

  25. Использование физических упражнений с лечебной и оздоровительной целью при наиболее распространенных заболеваниях (по выбору).

  26. Механизмы оздоровительного и лечебного действия физических упражнений.

  27. Аэробика и здоровый образ жизни.

  28. Двигательная активность и здоровье.

  29. Роль физических упражнений в повышении устойчивости организма к неблагоприятным фактором.

  30. История развития летних Олимпийских игр.

  31. Учеба и здоровье студентов.

  32. Туризма - как важное средство оздоровления студентов.

  33. Влияние физических упражнений на умственную работоспособность людей.

  34. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа среди студентов по месту жительства (общежитии).

  35. Участие в учебно-исследовательской работе студентов.

  36. Понятие здоровья. Анализ состояние здоровья населения Беларуси и, в частности, молодежи.

  37. Изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах организма во время мышечной деятельности и под влиянием многолетних и систематических занятий физическими упражнениями.

  38. Изменения в иммунной системе организма во время мышечной деятельности и под влиянием многолетних систематических занятий физическими упражнениями.

  39. Изменения в нервной системе организма во время мышечной деятельности различной направленности и под влиянием многолетних систематических занятий физическими упражнениями.

  40. Изменения в опорно-двигательной системе организма во время мышечной деятельности и под влиянием многолетних систематических занятий физическими упражнениями. Энергетическое правило скелетных мышц.

  41. Оздоровительный бег. Понятие. Методики. Изменения в организме во время бега и под влиянием многолетних занятий оздоровительным бегом.

  42. Физиологические изменения в организме во время плавания и под влиянием многолетних систематических занятий оздоровительным плаванием.

  43. Физиологические изменения в организме во время ходьбы на лыжах и под влиянием многолетних систематических занятий лыжными гонками.

  44. Обучение студентов плаванию. Подготовительные упражнения по освоению с водой.

  45. Обучение студентов ходьбе на лыжах. Подготовительные упражнения для обучения ходьбе на лыжах.

  46. Обучение студентов игре в баскетбол. Подготовительные упражнения для обучения игре в баскетбол.

  47. Обучение студентов игре в волейбол. Подготовительные упражнения для обучения игре в волейбол.

  48. Обучение студентов ходьбе на лыжах. Начальные упражнения для обучения ходьбе на лыжах.

  49. Физическая работоспособность организма. Методы оценки физической работоспособности.

  50. Физическая работоспособность организма. Занятия физическими упражнениями для повышения физической работоспособности.

  51. Умственная работоспособность организма. Занятия физическими упражнениями для повышения умственной работоспособности организма.

  52. Стресс. Понятие. Характеристика фаз стресса. Занятия физическими упражнениями для повышения устойчивости организма к стрессорным воздействиям.

  53. Адаптация. Понятие. Виды. Закономерности развития адаптации. Занятия физическими упражнениями для повышения адаптационных возможностей организма. Акклиматизация.

  54. Контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.

  55. Лечебная физическая культура (ЛФК). Понятие. История. Средства. Общее влияние на организм. Основы методики.

  56. ЛФК при заболеваниях органов зрения.

  57. ЛФК при желудочно-кишечных заболеваниях.

  58. ЛФК при заболеваниях органов дыхания.

  59. ЛФК при заболеваниях сердца.

  60. ЛФК при заболеваниях сосудов.

  61. ЛФК при заболеваниях почек.

  62. ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

  63. ЛФК при заболеваниях нервной системы.

  64. ЛФК при заболеваниях женских органов.

  65. Занятие физическими упражнениями для повышения настроения и улучшения психической устойчивости организма к неблагоприятным факторам.

  66. Иммунитет. Понятие. Виды. Органы иммунитета. Факторы, снижающие и повышающие иммунитет. Занятия физическими упражнениями для повышения иммунитета.

  67. Физическое качество сила. Понятие. Виды силы. Физиологические основы проявления силы. Занятия физическими упражнениями для развития силы.

  68. Физическое качество выносливость. Понятие. Виды выносливости. физиологические основы общей выносливости. Занятия физическими упражнениями для развития общей выносливости.

  69. Физическое качество гибкость (подвижность в суставах). Понятие. Анатомические и физиологические основы гибкости. Занятия физическими упражнениями для развития гибкости.

  70. Физическое качество координация. Понятие. Физиологические основы координации. Развитие координации с помощью физических упражнений.

  71. Специфический биологический цикл женщины. Особенности занятий физическими упражнениями с учетом фаз специфического биологического цикла.

  72. Изменения в организме женщины во время беременности. Двигательный режим, режим дня, питание и гигиена беременной женщины.

  73. ЛФК в первой и второй фазе беременности.

  74. ЛФК в третьей фазе беременности и при подготовке к родам.

  75. Занятия физическими упражнениями с грудными детьми.

  76. Занятия физическими упражнениями с детьми 1-3 лет.

  77. Занятия физическими упражнениями для снижения массы тела.

  78. Осанка. Физиологическое значение правильной осанки. Нарушения осанки. Изменения в организме при нарушениях осанки. Занятия физическими упражнениями для коррекции осанки.

  79. Врожденные и приобретенные особенности организма. Генотип. Изменчивость. Тренируемость.

  80. Гиподинамия и гипокинезия. Понятие. Изменения в организме под влиянием гиподинамии и гипокинезии.

  81. Закаливание. Влияние на организм. Средства. Основы методики.

  82. Влияние сауны и русской бани на организм. Методики посещения сауны и русской бани.

  83. Основы сбалансированного питания. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, вода. Пищевая ценность продуктов.

  84. Тренажеры и тренировочные устройства. Понятие. Классификация. Общие правила занятий физическими упражнениями с использованием тренажеров и тренировочных устройств. Техника безопасности. Гигиенические правила.

  85. Правила игры в баскетбол.

  86. Правила игры в волейбол.

  87. Способы передвижения на лыжах. Лыжные ходы. Классификация лыжных ходов.

  88. Основы организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

  89. Средства и методы физического воспитания, обеспечивающие развитие и совершенствование физических качеств студентов на основе баскетбола.

  90. Физическое совершенствование по баскетболу - условие здорового образа жизни студентов и их самоопределения в физкультурно-спортивной деятельности.

  91. Физкультурно-спортивные занятия по баскетболу для активного отдыха и повышения функциональных возможностей занимающихся.

  92. Использование ФК и спорта в борьбе с курением.

  93. Здоровый образ жизни - основа творческого долголетия.

  94. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.

  95. Социальное значение физической культуры и спорта.

  96. Особенности использования физических упражнений при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

  97. Особенности использования физических упражнений при заболеваниях органов дыхания.

  98. Физическая культура в системе научной организации труда.

  99. Гигиенические основы физической культуры и спорта.

  100. Особенности использования физических упражнений при заболеваниях органов пищеварения.

  101. Особенности использования физических упражнений при нарушении зрения.

  102. Особенности использования физических упражнений при нарушении осанки, сколиозах и плоскостопии.

  103. ФК и спорт в высших учебных заведениях.

Требования к написанию и оформлению реферата.

Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу студента. Тема реферата согласуется с преподавателем. Текст реферата должен содержать аргументированное изложение определенной темы (предметной области психологической науки) и отражать точки зрения психологических школ или психологов, не утративших своей актуальности. Реферат содержит следующие разделы:

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Заключение.

4. Литература (список используемых источников).

Во введении автор указывает на актуальность темы, приводит ее обоснование. В основной части кратко и логично излагается теоретический аспект реферируемой проблемы, приводятся результаты исследования, которые подтверждают или ставят под сомнение теоретические положения, аргументируется собственный взгляд на данную проблему. В заключении автор реферата обобщает положения, высказанные во введении и основной части; формулирует гипотезу о возможности экспериментальной проверки собственной аргументации.



Список используемых источников оформляется по алфавиту: автор, инициалы, название работы, место, название и год издания, общее количество страниц. Список должен содержать не менее пяти публикаций, как правило, за последние четыре - пять лет, включая работы, опубликованные по данной проблеме в психологических журналах за последний год.

Объем реферата: 10-15 страниц машинописного текста формата А-4, что соответствует объему параграфа курсовой работы.



Требования к оформлению реферата:

1. Обложка (титульный лист). На обложке пишется наименование учебного заведения, факультета, отделения, номер группы; Ф.И.О. студента, тема; фамилия и инициалы преподавателя, его ученая степень и/или звание; место и год выполнения работы.

2. Оглавление. В оглавлении приводятся названия структурных компонентов реферата: ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЕ ПУНКТОВ и подпунктов основной части,   ЗАКЛЮЧЕНИЕ,  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ с указанием страниц.

3. Нумерация страниц начинается с 3-ей страницы (обложка и оглавление не нумеруются). Расстояние между введением, пунктами основной части, заключением и списком используемых источников одинаковое (2 интервала).

4. Основная часть. В зависимости от содержания и логики изложения материала, основная часть делится на пункты и подпункты.

Реферат следует печатать, соблюдая следующие требования: гарнитура шрифта «Times New Roman», размер шрифта 14 пт, параметры страниц устанавливаются следующие: верх и низ 2,5 мм, слева 30 мм, справа 1,5 мм. Межстрочный интервал выставляется «минимум 17 пт» (количество строк на странице от 38 до 42). Количество знаков в строке, включая интервалы, - 62-65.

Библиографические ссылки в тексте реферата оформляются в квадратных скобках:


  • номер библиографической записи [7]. Например, Я.Л. Коломинский [7] в книге «Человек: Психология»...

  • ссылка с указанием страниц цитируемых работ. Например, как видно из исследований [7, с. 7] или [7, С. 7 - 14].

  • ссылка на ряд работ. Например, [7; 10; 14].

5. Заключение. Объем заключения обычно не превышает 0,5 -1 страницу.

6. Список используемых источников. Список источников приводится в алфавитном порядке, оформляется в зависимости от количества авторов.


Представление реферата и его защита
Основная работа по написанию реферата должна быть закончена к началу аттестационного периода. К этому времени студент обязан представить на кафедру реферат в черновом варианте. Ведущий преподаватель оценивает реферат и делает соответствующее заключение по аттестации данного студента.

Оставшееся время до начала зачетной сессии студент оформляет свой труд в чистовом варианте и представляет его преподавателю не позднее, чем за 10 дней до дня зачёта по физическому воспитанию в его учебной группе.

Каждая реферативная работа рецензируется преподавателем кафедры не позднее, чем в 3-х дневный срок с момента её сдачи студентом. После получения отрицательной рецензии (в устном или письменном виде) автор устраняет указанные недостатки и не позднее, чем за 3 дня до зачёта сдаёт её рецензенту (преподавателю).

Если получена положительная рецензия, студент устраняет в работе отдельные замечания (при наличии таковых) и готовится к её защите во время зачета на кафедре физического воспитания.



Защита рефератов проводится следующим образом:

  • сообщение студента об основных положениях и результатах работы (тема, задачи, используемые методы, основные результаты, выводы и практические предложения) - до 5 минут.

  • Ответы на вопросы преподавателя и присутствующих, обсуждение реферата - до 5 минут.

  • Подведение итогов и выставление соответствующей оценки («зачтено» - «не зачтено»).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ



УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Кафедра физического воспитания и спорта


Р Е Ф Е Р А Т
Тема:_____________________________________________________________

Подготовил: Ф.И.О., студент ____ факультета,

__ курса, ____ группы
Проверил: Ф.И.О. преподавателя

Подпись: _______________

Дата: ___________________

Оценка: ___________(зачтено или не зачтено)

Если получена оценка «не зачтено», то студенту даются конкретные замечания, устранив которые он, в порядке установленным деканатом, допускается к повторной защите реферата.
Р Е К О М Е Н Д У Е М А Я Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Афанасьев Т.А. Школа йога: восточные методы психофизического самосовершенствования - Мн.: Полымя, 1991.-153 с. ил. (за здоровьем  и долголетием).  

2. Виру А.А. и др. Аэробные упражнения /Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А.- М.: ФиС, 1988.-142 с., ил.- (наука - здоровью).  

3. Гужаловский А.А. Сегодня и каждый день.- М.: ФиС, 1983.-143 с., ил.  

4. Женская гимнастика. Под. общ. ред. Л.С. Яансон.- М.: ФиС, 1976.  

5. Жужиков В. 650 гимнастических упражнений.- М., ФиС, 1970.

 6. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия: Пер. англ. - 2-е изд. доп. перераб.- М.: ФиС, 1987.-192 с.

 7. Рейзин В.М. и др. Гимнастика в высшей школе / В.М.Рейзин, А.С.Ищенко.- М.: Выс. школа, 1981.-118 с., ил.  

10. Методика обучения л/атлетическим упражнением: Учебное пособие для ин-тов физ.культуры и фак. физ. воспитания вузов / Под общ. ред. М.П.Кривоносова, М.П. Юшкевича.- Мн.: Высшая школа, 1986.-312 с.  

11. Найдин В.Л. Десять тысяч шагов к здоровью. – М.: ФиС, 1978. - 128 с.   

12. Основы легкой атлетики.- М.: ФиС , 1976.  

14. Сотников М.П. Ходьба для здоровья - 2-е изд.,доп.-М,: ФиС , 1984.-31с, с ил.  

15. Бег для всех (сборник) /сост. А.К. Шедченко /.- М.: ФиС , 1984.- 112 с. 16. Макеева Н.Н. и Темкин Н.Б. Здоровье и бег. - М.: ФиС , 1976.  

17. Мильнер Е.Г. Выбираю бег / Предисл. Т. Казанкиной.- М.: ФиС, 1984.-80с.  

18. Медико-биологические основы физического воспитания.- М.: ФиС,  1984.  

19. Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки.- М.: ФиС, 1987.  

20. История физической культуру.- М.: ФиС, 1985.  

22. Спортивные игры.- М.: ФиС, 1984.  

23. Введение в эстетику спорта: Учебное пособие для ин-тов  физической культуры. - М.: ФиС , 1984. - 104 с.  

24. Учись быть здоровым / Б.Г.Жбанков, Э.А.Макаревич, Т. Г. Минчукова и др./ Под общ.ред. Р.Г.Жбанкова,-3-е изд. перераб. и доп.- Мн.: Полымя, 1990 -173 с.   

25. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. В 3-х т. Т.3 .- М.: ФиС, 1978.- 123 с. 

26.Агаджанян И.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма /посл. О.А.Боготольца - 2-е  изд. испр., доп.- М.: Знание, 1981. - 175 с.  

27. Резервы нашего организма.- М.: Знание, 1981. – 143 с.  

28. А.Ю.Аксельрод. Кислород в нашей жизни. - М.: Знание, 1977.-122 с.  

29. А.В.Алексеев  Себя преодолеть-3-е изд. перераб. и доп.- М.: ФиС, 1985.-192 с.  

30. Башкиров В.Ф. Комплексная реабилитация спортсменов после травм опорно-двигательного аппарата.- М.: ФиС, 1984. - 240 с.  

31. Белякова Н. Г., Юровский С.В. Дневник самоконтроля для девушек.- М.: ФиС, 1984.- 36 с, ил.

 32. Бирюков А.А. Самомассаж - источник бодрости и здоровья.- М.: ФиС, 1972.- 63 с.

 33. Богданов Я.М., Краковяк Г.М., Минх А.А.  Гигиена. - 3-е изд. Учебник для студентов ин-тов физ.культ. - М.: ФиС, 1966.- 399 с.

 34. Верещагин В.Г. Физическая культура индийских йогов. - Мн.: Полымя,1982.- 144 с, ил.

 35. Виру А.А. Спорт и внутренняя секреция. - М.: ФиС. – 1971 - 48с

 36. Советы мужчинам: Пер. с польск. - М.: ФиС, 1987 -127с, ил.

 37. Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1970. - 232с.

 38. Гриненко М.Ф., Решетников Г.С. С помощью движений. - М.: ФиС, 1984. – 126 с, 20 ил.

 41. Искусство быть здоровым /Авт.-сост. Чайковский А.М., Шенкман С.Б.-М.: ФиС, 1984.- 375с, ил.

 42. Сердце и работоспособность спортсмена / Карпман В.Л., Хрущев С.В. Борисова Ю.А./.- М.: ФиС, 1978. – 120 с.

 43. Карпман В.А.и др.  Тестирование в спортивной медицине.- М.: ФиС, 1988. – 208 с, ил.

 44. Крефф Альберт-Франсуа, Каню Мишель-Франсуа.  Женщина и спорт. (Пер. с фр.). – М.: ФиС, 1986.- 142 с., ил.

 45. Куколевский Г.М. Здоровье и физическая культура. - М.: Медицина, 1979.- 192с, ил. - (Научн. попул. мед. лит-ра, Физ-кая культ. и закаливание).

 46. Лаптев А.П. Гигиена массового спорта, М.: ФиС. – 1984. -144 с.

 47. Медицинский справочник тренера [М.А.Абрикосова, В.Н.Артамонов, З.Б.Белоцерковский и др.].-М,: ФиС , 1976.-270 с, ил.

 48. Мильнер Е.Г. Формула жизни: Медико-биологические основы оздоровительной культуры.- М.: ФиС, 1991.- 112с, ил. (Наука - здоровью).

 51. Практические занятия по врачебному контролю. Изд. 2-е доп.  и перераб. под общ. ред. А.Г.Дембо – М.: ФиС, 1976. – 128 с, ил.

 52. Доктор "ФиС": Советы детям и родителям - 2-е изд., перераб. доп.- М.: ФиС, 1984.-144с, ил.

 53. Рейзин В.М. Физические упражнения в режиме дня студентов.- Мн.: Высшая школа, 1977. - 47с.

 54. Решетников Г.С. Ваши мышцы.- М.: ФиС, 1971.- 48с .

 55. Рубцов А.Т. Уроки общей физической подготовки для женщин.- М.: ФиС, 1970. - 167с.

 56. Рубцов А.Т. Группы здоровья. - 2-е изд., перераб. - М.: ФиС, 1984.- 191с, ил.

 57. Синяков А.Ф. Профилактика травм при занятиях оздоровительным бегом. – М.: ФиС, 1988. - 32с, ил.

 58. Туманян Г.С., Мартиросов Э.Г. Телосложение и спорт. – М.: ФиС, 1976.-239с, ил.

 59. Упражнения на выносливость - программа на выносливость. Пер. с нем /Под общ. ред. Х.Кёлера.- М.: ФиС, 1984.- 48 с.

 60. Физкультура и здоровье. Массовое научное популярное издание для самостоятельных занятий / сост. Т. Рябухина.- М.: ФиС, 1986. – 63 с. Вып.2.

 63. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье- 3-е изд. доп. и перераб.- М.: ФиС, 1987.- 64 с, ил.

 64. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. – М.: ФиС, 1988.- 208 с, ил.

 65. Белякова Н.Т., Юрковский С.Ю. Стань сильным, ловким, выносливым. -М.: ФиС, 1984.- 126с, ил.

 66. Гзовский Б.М. и др. Организация физического воспитания студентов /Б.М.Гзовский, Н.А.Нельга, В.Н.Кряж. - М.: Высшая школа, 1978.- 96 с.

 67. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. 3-е изд. перераб. и доп.- Мн.: Высшая школа, 1985. - 256 с, ил.

 68. Гутько И.П. и др. Азбука здоровья / И.П. Гутько, В.А.Секоров, К.К. Заборевский. -  Мн.: Полымя, 1988.- 173с.

 70. Ильин В.И. ППФП студентов вузов: научн.-метод.и орг.основы.-М.: Высшая школа, 1979. - 144 с, ил.

 71. Массовая физ. культура в вузе: Учебное пособие для вузов / Бердников И.Г. и др. под ред. В.В.Маслякова, В.С. Матяжева. -  М.: Высшая школа, 1991.-239 с, ил.

 73. Методы оптимизации учебно-тренировочного процесса в вузах; С.П.Войченко, Д.А.Лышпер, М.Е.Геллер. - М.: Высшая школа, 1988.- 46 с.

 74. Нестеров В.Н. Нормативные основы физ. воспитания студенческой молодежи.- М.: Высшая школа, 1980.- 96 с.

 75. Сто советов по физической культуре и спорту. Изд.2-е исп. и доп. - М.: ФИС , 1976.

 76. Тер.Аванесян А.А. Педагогические основы физ.воспитания. - М.: ФиС, 1978. - 206 с, 2 ил.

  78. Осипов И.Т., Верзин А.А., Стуль Н.С. Здоровье и движение. - М.: ФИС, 1987.- 32 с, ил.

 79. Белорусские олимпийцы: (Сборник / Ред. сост. Л.В.Зданович). - М.: ФиС, 1978. – 159 с.

 81. Вилькин Я.Р. Откуда пошли Олимпиады.- М.: Полымя, 1980. - 46 с, ил.

 82. Григорьев Е.Е. и др. Мюнхен: Олимпиада и политика. Игры от зари до зари.- М.: Советская Россия, 1974

 83. Олимпийские игры. – М.: ФиС, 1964.- 195с.  

 85. Олимпийские игры. Гл. ред. К.А.Андрианова. – М.: Сов.энциклопедия, 1970.

 86. Рейзин В., Михайловский, Ищенко А.С. Физическая культура в жизни студента / Науч. ред. А.А.Логинов.- Мн.: Высшая школа, 1972.

 87. Супонев М.Н. Олимпийская поступь: Очерки о белорусских спортивных именах - чемпионов Олимпиады-80.- Мн.: Беларусь, 1981. - 143 с.



 89. Боганов А.И., Капилов А.Я. Дорога на олимп. - Мн.: Беларусь, 1972.-195 с.

 90. Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия.- М.: ФиС, 1988.-157 с.