Скачать 144.39 Kb.
Дата02.09.2019
Размер144.39 Kb.
ТипДоклад

Основные направления физического воспитания школьников и анализ их реализации в мбоу тсш №1



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Токаревская средняя общеобразовательная школа № 1


Доклад на тему:


Основные направления физического воспитания школьников и анализ их реализации в МБОУ ТСШ №1

Подготовил:

учитель физической культуры

Н.В. Кузина

2011г

Особое внимание вопросам физической культуры школьников стало уделяться после принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи», а также федерального компонента государственного стандарта общего образования, который предусматривает увеличение в учебных планах школ удельного веса занятий физической культурой и повышения их качества.



Одним из важнейших направлений физического воспитания является приобщение детей и взрослых к физической культуре. Физическая культура является частью общей культуры, совокупностью достижений общества в деле создания и использования специальных средств физического совершенствования народа. Без овладения основами физической культуры современный человек не может считаться культурным.

Наша система физического воспитания детей включает в себя следующие звенья:

укрепление здоровья и закаливания, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма;

формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний;

развитие основных двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты и ловкости);

воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы и товарищества, навыков культурного поведения, порядочное отношения к труду и общественной собственности;

формирование привычки и воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями;

привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене физических упражнений и закаливанию;

привитие организаторских навыков, подготовка физкультурного актива.

Осуществление этой системы может считаться удовлетворительным, если у школьника сформирована потребность и он овладевает необходимыми умениями собственного физического совершенствования, использует эти умения в организации своей жизни.

Задачи физического воспитания могут быть успешно решены только при воздействии на детей всей системы физического воспитания.
В настоящее время ведущими направлениями в работе по физическому воспитанию являются:
— создание условий, содействующих формированию навыков здорового образа жизни, сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта; оснащение учебно-тренировочных занятий физкультурно-спортивным оборудованием и инвентарем;
— обеспечение тесного взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей учащихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;
— формирование физической культуры личности школьников с учетом их индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;
— совершенствование врачебно-педагогического контроля за организацией физического воспитания, периодический анализ и самооценка деятельности педагогического коллектива по реализации современных требований, обеспечивающих развитие физической культуры и спорта в учебном заведении;
— профилактика асоциального поведения учащихся средствами физической культуры и спорта.
Для осуществления данных направлений в нашей школе используются:

стадион, в т.ч. футбольное поле, гандбольная площадка, беговая дорожка длиной 400 м., а так же яма для прыжков, полоса препятствий.

Все это мы используем для выполнения учебных программ по физической культуре и образовательных программ дополнительного образования детей.

Состояние и оснащенность спортивного зала оборудованием и инвентарем укомплектовано, соблюдено санитарно-гигиеническое состояние всех физкультурно-спортивных объектов, регулярно проводятся медицинские осмотры школьников, заполнены листки здоровья в классных журналах.

Все это помогает добиться высокой степени реализации рекомендуемого объема двигательной активности обучающихся, для чего также организована физкультурная деятельность в группах продленного дня, в т.ч. проведение спортивного часа.


В наличие имеется:
• общеобразовательная программа по физической культуре ;
• записи в специальном журнале о результатах испытания спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств, акт-разрешения на проведение занятий в спортивном зале;
• инструкции по охране труда при занятиях легкой атлетикой, спортивными и подвижными играми, лыжной подготовкой, гимнастикой и акробатикой; утверждена, оформлена и доведена до сведения обучающихся;
• оборудование и инструменты в медицинском кабинете, необходимые для обследования физического состояния школьников.
Формы физического воспитания
1.Уроки физической культуры это главная форма физического воспитания школьников.
На уроках физической культуры необходимо прохождение и освоение учебной программы, построение правильной структуры и организации урока, возможность добиться хорошей физической нагрузки учащегося, высокой общей и моторной плотности урока, обучение двигательному действию, использование материальной базы физического воспитания, осуществление взаимосвязи уроков физической культуры и внеклассной работы по физическому воспитанию.

Таким образом, системный подход в построении урока физической культуры, по существу, "развязывает" учителю руки в подборе двигательного материала и дозировании физической нагрузки, что позволяет ученику без лишних психических и физических перегрузок справляться с этим материалом, сохраняя положительную мотивацию на уроке и после него.

Итогом воспитания и образования на уроках физической культуры в школе являются приобщение учащихся к систематическим занятиям физической культурой на основе воспитания интереса и создания мотивации для развития двигательных способностей; углубление знаний о гигиене, закаливающих процедурах, физическом развитии, о значении физической культуры в режиме дня; получение знаний о методике самостоятельных занятий по развитию основных физических качеств и использованию их для организации здорового образа жизни, досуга и развлечений; овладение навыками по всем разделам учебной программы; совершенствование строевой подготовки; использование приобретенных двигательных умений, навыков и физических качеств в повседневной жизни.

2.Факультативные (дополнительные) уроки физической культуры

Проводятся дополнительные занятия с детьми



3.Физическое воспитание учащихся с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе:

— индивидуальный учет состояния здоровья, даются рекомендации по его улучшению

( В нашей школе, освобожденных от основной группы в подготовительную - 24 ребенка, из них в начальной школе – 10 детей, с 5 по 9 класс – 8, в 10 – 11 классах – 6 человек. Освобождение полностью имеют -5 обучающихся нашей школы)

4.Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в режиме учебного дня. Для проведения зарядки готовятся 2-3 ученика из класса. Комплекс УГ меняется 1 раз в две недели, разрабатывается учителями физической культуры и разучивается с детьми, ответственными за проведение УГ. Контроль за проведением УГ осуществляет учитель-предметник, который проводит 1 урок. Зарядка длится 7 минут.



5.Подвижные перемены

6.Спортивный час в группах продленного дня

7.Тестовые испытания физического развития и физической подготовленности:
ИТОГИ ТЕСТИРОВАНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Приняли

участие

Показатели развития

нормальное физическое развитие

дефицит массы тела

избыток массы тела

низкий рост

к-во

%

к-во

%

к-во

%

к-во

%

 420

 354

  84%

 10

 2,3%

 35

  8%

 21

 5%

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ





Возраст

Всего обучающихся

Приняли участие

Итоги тестирования уровня физической подготовленности

обучающихся 7-17 лет

Абсолютное количество

%

(от общего количества об-ся, принявших участие)



высокий

%

средний

%

низкий

%

7-10 лет

138

131

95 %

 36

 27%

 64

49% 

31 

 24%

11-15 лет

229

220

96%

 106

48% 

 95

43% 

 19

9% 

16-17 лет

80

69

86%

 26

38% 

 36

52% 

7

10% 

Итого:

447

420

94%

 168

 40%

 195

46% 

 57

 14%



8.Спортивные секции (Волейбол, гиревой спорт, баскетбол)

Спортивные секции - создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. При создании спортивной секции прежде всего учителями физической культуры учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю.


9.Спортивный клуб «Юность»

- количество 175 учащихся, занимающихся в разных спортивных секциях

Предназначение.

Целостное формирование у детей и подростков потребности и осознанной мотивации на здоровый образ жизни средствами физической культуры и спорта.


Цель.

Интегрировать физическую и спортивную культуру на основе их здоровьеформирующей и социокультурной функций.


Задачи.

1. Привлечь к организованным формам физкультурно-оздоровительной работы во внеурочное время дополнительного числа учащихся школы в целях приобщения их к нормам здорового образа жизни посредством регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.


2.Создать условия (дополнительное образовательное пространство) для деятельности школьника, результат которых - самоопределение, самореализация, физическое самовоспитание и формирование интегративных ключевых компетенций школьника в области физической культуры и спорта.
3. Формировать устойчивую мотивацию позитивного самопреобразования и осуществлять профилактику асоциального поведения школьника средствами физической культуры и спорта.
4. Формировать физическую культуру личности школьника через комплекс деятельностных форм спортивно – оздоровительной направленности и сферу физического воспитания.
10. Участие в районных, зональных, областных спортивных соревнованиях

Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы по физическому воспитанию. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями дома и в коллективе физкультуры, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.

Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются в общий годовой план работы нашей школы. В начале учебного года точно определяются сроки проведения, положение и программы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям.

11.Проводятся дни здоровья

Все эти виды активного отдыха проходят без чрезмерной повышенной физической нагрузки, интересно для всех учащихся. Для подготовки и проведения дней здоровья директор школы Летуновская Л.Д. привлекает весь педагогический коллектив школы во главе с организатором внеклассной и внешкольной работы. Необходимо, в рамках проведения дней здоровья привлекать родительский комитет школы, обеспечивая присутствия родителей на спортивных праздниках по плану школы.

Основным показателем результативности дня здоровья является массовость. Поэтому, при проведении главное внимание в нашей школе уделяется занятости школьников, активному участию всех их в запланированных видах программы. Временно освобожденные врачом от занятий физической культурой учащиеся также находятся в составе класса на местах проведения спортивных мероприятий, что положительно сказывается и находит достойное применение полученных знаний и навыков в дальнейшей жизнедеятельности учащихся, повышает уровень учебной и внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе.

Однако они не участвуют в соревнованиях, играх, в выполнении физических упражнений, а оказывают посильную помощь учителям физического воспитания, классным руководителям в их проведении.

.

12.Праздники физической культуры в нашей школе обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы. На торжественном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.

Как результат систематической физкультурно-оздоровительной работы можно рассматривать тот факт, что ежегодно учащиеся выбирают физкультуру в качестве экзаменационного предмета в 9 классах, показывая хорошие и отличные знания по теории и высокий уровень владения практическими навыками.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, а также активный отдых и формирование здорового образа жизни – все это создает максимально благоприятные условия для развития не только физических, но и духовно-нравственных качеств личности ребенка.

Главной задачей физического воспитания в школе является воспитание гармонично развитой личности со здоровым телом, высоко развитыми интеллектом, нравственностью, эстетическим вкусом.

Школьный возраст рассматривается как жизненный период , во время которого закладываются и развиваются основные двигательные качества, являющейся основой для формирования здоровой полноценной личности, причем физическое воспитание выделяется в качестве одного из доминирующих факторов, способствующих сохранению здоровья школьников, их социально-педагогической, психофизиологической адаптации, успешному обучению и развитию.

Итак, физическое воспитание – одно из важнейших направлений в целостном процессе воспитания личности. Физическое воспитание можно рассматривать как условие полноценного воспитания духовно-нравственной, эстетической и интеллектуальной сфере личности. Важную роль в этом вопросе играет школа. Организация в ней воспитательного процесса должна способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников их успешному обучению и развитию.

В системе здоровьесберегающего обучения выделяют следующие основные направления: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое.

Оздоровительно-рекреативное здоровьесберегающее обучение – это отдых, восстановление сил с помощью средств здоровьесберегающего обучения (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные развлечения). Термин рекреация (от лат Recreatio) означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. Чтобы оттенить специфический смысл этого термина в сфере здоровьесберегающего обучения, часто говорят “физическая рекреация”.



Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и другие.

Оздоровительно-реабилитационное здоровьесберегающее обучение – это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановление функций организмов, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Применение отдельных двигательных форм и движений с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения.

Общее представление о лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом, как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов.

Самостоятельные занятия.

Большую роль в системе подготовке спортсмена играет спортивно-реабилитационное здоровьесберегающее обучение. Она направлена на восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма после двигательных периодов напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм.

Гигиеническое здоровьесберегающее обучение – это различные формы здоровьесберегающего обучения, включенные в рамки повседневного быта. Ее основная функция – оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.

Таким образом, физическая культура является одним из важнейших компонентов здоровьесберегающего обучения школьников. Физическая культура способствует совершенствованию двигательной активности, повышению уровня работоспособности, профилактике простудных заболеваний и заболеваний, связанных с опорно-двигательным аппаратом. Занятия физической культурой способствуют привлечению к здоровому образу жизни.



В заключение своего выступления я хочу отметить, что необходимо стремится к тому, чтобы физические упражнения стали ежедневной потребностью каждого учащегося школы, чтобы его девизом стали слова «С физкультурой по жизни!»

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Основные направления физического воспитания школьников и анализ их реализации в мбоу тсш №1

Скачать 144.39 Kb.