Скачать 176.05 Kb.
Дата15.04.2019
Размер176.05 Kb.

Основы семейного физического воспитания



ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Зачатие и физическое воспитание в период беременности.

Воспитание здорового, полноценного ребенка начинается задолго до его рождения. К отрицательным факторам, влияющим на здоровье малыша, относят алкоголь, курение, стрессы.

Во Франции неполноценного от рождения ребенка называют “карнавальное дитя”. В средние века у французских крестьян существовал обычай устраивать ежегодные карнавалы, во время которых вино лилось рекой: допивалось старое вино, чтобы освободить бочки для вина нового урожая. Трудно сказать, сколько лет понадобилось людям, чтобы заметить - через девять месяцев после карнавалов рождаются дурачки, юродивые, ненормальные дети. У англичан таких детей называют “воскресными”. В Англии промышленные рабочие получали зарплату по субботам, а в воскресенье шли в питейные заведения.

Люди, усваивая уроки жизни, создавали мудрые свадебные обычаи. У древних славян, например, на свадьбе молодые не брали в рот хмельного.

А курение? Разве оно не сказывается пагубно на здоровье детей?

На всем протяжении беременности следует исключить половую активность. Для доказательства этого положения обратимся к природе. У животных после оплодотворения образуется вагинальная пробка, исключающая новые половые акты. Так создаются оптимальные условия для продолжения рода. Особенно опасна половая активность в первой и последней трети беременности.

На ранних стадиях беременности плод очень уязвим, для него опасны практически все факторы риска, особенно стрессы. Например, был проведен следующий эксперимент. У крольчих вызывали невроз с помощью постоянного шума. Если это делали в начале беременности, то крольчата рождались с серьезными уродствами, прежде всего дефектами или даже отсутствием конечностей и мозга. Неблагоприятное воздействие в более поздние периоды беременности, когда формирование органов плода уже завершено, вело лишь к рождению физиологически ослабленных крольчат.

На начальной стадии беременности формируются нервная система и все органы. Поэтому любое неблагоприятное воздействие может привести к серьезным последствиям в развитии плода.

Что же является полезным для нормального внутриутробного развития ребенка? В одном из японских родильных домов обратили внимание на то, что у некоторых женщин удивительно благополучно проходят роды, дети рождаются нормального веса, крепкие, без каких-либо признаков физической незрелости. Оказалось, что это женщины одной профессии- искательницы жемчуга, ныряльщицы. Тогда врачи, естественно, взяли под наблюдение и спортсменок- пловчих. Картина, которую они наблюдали, всех радовала. У пловчих легко, почти без токсикозов протекала беременность, нормально шли роды, их дети мало, в чем уступали детям искательниц жемчуга. И теперь японки получили рекомендации: плавание полезно беременным вплоть до последней недели перед родами.

У женщин, находящихся в родильном доме на сохранении, специалисты стали наблюдать за шевелением плода. И обнаружили интереснейшее явление. Через 1,5-2 ч после завтрака матери плод отдыхает и делает всего 3-4 шевеления в течение 20-25 минут. Но если будущая мама по просьбе врача пропускала обед, то через 10-11 часов после еды плод не давал покоя маме и “брыкался” 70-90 раз в течение часа, т. е. в 10-12 раз больше! Еще заметили, что у плода во время шевеления сразу учащается собственный пульс. А если мама поднимается без лифта на пятый этаж? Ей не хватает кислорода, она начинает чаще дышать. Плод тоже ощущает нехватку кислорода, начинает “брыкаться”, и его сердечко чаще сокращается и гонит больше крови через плаценту. Пусть кровь бедна кислородом, но ведь ее теперь приходит больше. То же самое происходит, если мать голодна. Плод начинает “брыкаться” и “добывает себе кусок хлеба”.

Следовательно, шевеление - естественная физкультура, доступная еще не родившемуся существу. Благодаря движению происходит не только трата энергии, но, как показали специалисты, - стимуляции восстановительных процессов.

Любопытно отметить, что когда будущая мама резко изменяет свое положение, то плод начинает шевелиться, и приводит свое тело в положение, которое у него было относительно гравитационной вертикали, т.е. ребенок различает верх-низ. И хоть в утробе матери находится почти в невесомости, тем не менее, вестибулярный анализатор у него действует, что позволяет ему ориентировать свое тело относительно этой вертикали. А если учесть, что вестибулярная стимуляция влияет на распределение тонуса мышц, то можно говорить о начальной физической подготовке малыша.

Будущей матери необходимы систематические прогулки на свежем воздухе, зарядка, легкая домашняя работа. На ранней стадии вполне допустимы пробежки, лыжные прогулки, плавание. Нужно только чтобы нагрузка приносила удовольствие. Положительные эмоции для беременной женщины не менее важны, чем нормальный режим питания и физической активности.

Полезно выделить пять советов, которые профессор И.А. Аршавский рекомендует будущим мамам:

1. Самое главное - сконцентрировать внимание на состоянии беременности, все свои поступки подчинить ему. И сама будущая мама, и ее окружающие должны бороться с отвлекающими факторами, которые могут вызвать стрессовую ситуацию. Статистика показывает, что у любящих, внимательных друг к другу супругов рождаются здоровые дети.

2. Будущий ребенок постоянно нуждается в поступлении кислорода из материнской крови. Установлено, что для него полезно частое дыхание беременной женщины (гипервентиляция, избыток кислорода в организме). Оптимальный режим гипервентиляции - ежедневно примерно 5 сеансов частого дыхания длительностью по 1-2 минуты. Выполняется это так: необходимо сесть на стул и участить дыхание. Особенно полезно такое упражнение при поздних токсикозах.

3. Ребенку необходим режим, стимулирующий его двигательную активность. Такой режим возникает при периодическом дефиците кислорода и питательных веществ. Лучший способ создать такой дефицит - время от времени выполнять физические упражнения, вызывающие отток крови от плода к активно работающим мышцам. Наиболее доступные формы физических упражнений, это: прогулки в среднем темпе, подъем по лестнице на 2-4 этаж, общеукрепляющая гимнастика.

4. Двигательный режим необходим не только в интересах ребенка, но и матери. Он должен подготовить ее к родам, и способствует тому, чтобы ее фигура была такой же, как и до беременности. Целесообразны упражнения для укрепления мышц живота, промежности, тазового дна (наклоны, приседания и т.п.).

5. Питание ни в коем случае не должно быть чрезмерным.
Физическое воспитание ребенка в возрасте до 1 года.

В прежние времена новорожденные нередко подвергались самым невероятным испытаниям. Дитя могло родиться зимой в пути, на 30-40 градусном морозе, когда мать ехала на оленях в соседний поселок. Так, тунгуски нередко разрешались от бремени во время перекочевки, под открытым небом и при сорокаградусном морозе. У них рождение ребенка вообще не считалось событием, а простым физиологическим актом.

У финнов и русских, например, ребенок рождался (и жил затем целую неделю) в бане, где температура могла быть +50 С. Считалось, что тогда все ткани тела становятся мягкими, очень легко проходят роды. Новорожденный выдерживал и жару, и свирепый мороз. Диапазон температур 90 .

А после рождения? У одних народностей был обычай окунуть детей в прорубь, у других обтирать снегом или обсыпать ...солью.

Младенец выдерживал все.

Секрет такой надежности человеческого организма заключается в “принципе функциональной избыточности”. Например, аорта выдерживает давление в 20 атмосфер, хотя сердце даже у гипертоника не может создать давление более 0,3 атмосферы. Другой пример: чтобы человек не умер от кровотечения, в его крови в 500 раз больше тромбина (вещества, вызывающего свертывание), чем надо для свертывания крови и т.д. Итак, ребенок родился! Главное, конечно, первое кормление. Во многих странах принято первый раз прикладывать ребенка к груди еще в родильной комнате, буквально через 15-20 минут после рождения. Почему это важно? Всасывание капелек молозива ребенком, оказывается, помогает созреванию молочной железы, и тогда молоко приходит вовремя. Раннее прикладывание к груди резко снижает вероятное заболевание маститом. А у ребенка сразу начинает хорошо работать желудок, так как содержащиеся в молозиве ацидофильные палочки обсеменяют кишечник и т.п. Главное же достоинство молозивного молока - повышенное количество иммунобиологических компонентов. Поэтому дети, получающие его, менее подвержены инфекционным заболеваниям. Вероятность же появления диатеза падает во много раз.

В организме новорожденного, находясь как бы на взводе, готово к пуску множество различных систем, органов, приспособительных и защитных механизмов, регуляторов и рефлексов. Сразу после рождения ребенку надо дышать, пытаться поддерживать постоянную температуру тела, чередовать сон и бодрствование и т.п. Если, например, ребенок при рождении попадает в жару, включаются терморегуляторы, т.е. средства, спасающие организм от перегревания, а если в холод, то от переохлаждения: в случае необходимости включается система иммунитета. А включение в работу означает и развитие, укрепление.

Наши предки крестили новорожденного в холодной воде и этим заставляли работать терморегуляторы в самом напряженном режиме. А сейчас в родильном доме его купают в воде температурой 37°С, заворачивают в стерильные пеленки. И огромное количество приспособительных и защитных реакций оказывается ненужным и в бездействии начинает быстро ослабевать в силу закона “свертывания функций за ненадобностью”. А через 1,5-2 мес. “стерильных” условий жизни ребенку будут опасны и струя свежего воздуха, и холодные пеленки, и не кипяченая вода в ванной.

Поэтому закаливание является первейшим средством физического воспитания ребенка. Уже в первые дни пребывания дома целесообразно оставлять его в комнате голеньким, так чтобы в сумме это время составляло от одного до 3-4 ч. Это можно делать во время кормления. Ежедневное купание, а также обтирание холодной водой способствуют закаливанию. Сильнодействующая, простая, экономная процедура, применяющаяся у всех народов и во все времена - это ходьба босиком. Дело в том, что на подошвах неизмеримо больше “холодовых” и “тепловых” точек, чем где-либо на поверхности тела, и они мгновенно дают сигналы к запуску всех систем терморегуляции. Следующим немаловажным фактором является солнце. Солнце - лучшее естественное средство борьбы против малокровия и рахита.

Что касается движения, то люди, по-видимому, никогда еще широко не пытались полностью использовать те огромные возможности, которые предоставляет в этом отношении природа только что родившемуся человеку.

Новорожденный обладает целым комплексом двигательных рефлексов. Сразу после рождения он может не только сосать (сосательный рефлекс) и мигать (мигательный рефлекс), но и стоять (опорный), и ходить (шаговый), и плавать (плавательный), и висеть (рефлекс Робинзона), и ползать (ползанья).

Все эти рефлексы, а не только сосательный рефлекс, целесообразно использовать в физическом воспитании ребенка с первых дней жизни.

Младенец, если ему попадает в ладошку палец взрослого, крепко цепляется за него, и требуется дополнительное усилие, чтобы этот палец потом высвободить. Это “обезьянье” упражнение очень нравится малышам и заставляет их напружиниваться, садиться, вставать, сидеть, висеть, что в свою очередь укрепляет мышцы его спины, живота, рук и ног, и главное стимулирует проприоцепторы кисти.

Если младенца поставить на ножки (естественно с поддержкой), то ноги его напружинятся, и он весь выпрямится. Бытует мнение, что нельзя ставить ребенка в первые месяцы жизни, так как у него очень слабые хрящики и ноги могут стать кривыми. Однако если дать этим “хрящикам” оптимальную нагрузку, которая определяется их врожденной способностью выдерживать вес собственного тела, то они из слабеньких делаются сильными и развиваются нормально. Именно нагрузка, движения выпрямляют кости, а бездействие грозит слабостью и разного рода искривлениями и отклонениями от нормы.

Важно отметить, что мышцы младенца напрягаются и тогда, когда берешь его прохладными руками или умываешь холодной водой. Тот же эффект получается, если обращаешься с ребенком энергичнее, смелее, но не грубее (брать на руки, пеленать, переворачивать) - малыш в ответ напружинивается, как бы желая помочь и проявляя собственную мышечную способность.

“Плавать раньше, чем ходить!” Увлечение это не проходит, как мода, а непрерывно растет. Дети, начавшие плавать с рождения, намного крепче своих “сухопутных” и лежачих сверстников, у которых плавательный рефлекс так и остается неиспользованным.

Итак, врожденные рефлексы способствуют развитию функциональных систем организма, обеспечивающих его двигательную деятельность.

Подводя итог, важно отметить, что включение в напряженную работу скелетно-мышечной системы ведет к совершенствованию всех органов и систем - к созданию тех резервов мощности и прочности организма, которые определяют меру крепости здоровья..

Движение является одним из главных источников развития ребенка и в более позднем возрастном периоде. А резервы, заложенные в двигательной сфере его, огромны. Так, с 1,5-2 лет малыш свободно может поспевать за взрослым при ходьбе, а его возят в коляске и в 3 и в 4 года, тем самым, уничтожая в ребенке желание двигаться. А ведь бег, ходьба для нормальных детей - удовольствие, самый естественный и приятный способ движения.

Древние греки высекли когда-то на камне: “Хочешь быть здоровым - бегай. Хочешь быть красивым - бегай. Хочешь быть умным - бегай”. Ну, со здоровьем и красотой вроде бы все понятно, а вот с интеллектом.

Вернемся к врожденным рефлексам. В Мюнхене был проведен эксперимент, в результате которого все 750 малышей, научившиеся плавать раньше, чем ходить, по уровню умственного развития оказались выше среднего. Оказывается, движения, особенно движения пальцев руки, сами по себе сильно стимулируют развитие мозга, разных его отделов. Возьмем, к примеру, детей африканок, которые обычно носят новорожденных за спиной. Ребенок постоянно при матери: во время ходьбы, любой работы и т.п. То, что видит она, видит и он. И что же? Африканские двухлетние малыши по интеллектуальному развитию намного обгоняют своих европейских сверстников из цивилизованного общества.

Подводя итог, определим задачи физического воспитания детей с позиции психофизиологии:

1. Развитие реакций выпрямления и равновесия, т.е. так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу. При помощи этих реакций происходит выравнивание головы, шеи, туловища и конечностей. Реакции выпрямления и равновесия тормозят неправильные позы и движения и играют основную роль в сохранении мышечного тонуса умеренной интенсивности, который должен быть достаточным, чтобы противостоять силе земного притяжения и обеспечивать необходимую фиксацию для движений, и в то же время не настолько высоким, чтобы затруднять движения.

2. Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности.

3. Развитие зрительно-моторной координации.

4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений. Без специальных упражнений ребенок ощущает только свои неправильные позы и движения, что тормозит развитие двигательных систем головного мозга.

5. Повышение общей подвижности.

Процесс развития двигательных функций должен базироваться на следующих закономерностях:

1. Становление двигательных навыков идет по пути преемственности и поэтапности. Для овладения той или иной функцией в полном объеме развитие ребенка должно пройти несколько этапов, во время которых происходит закладка фундамента будущих функций. Например, для того, чтобы сидеть ребенок должен научиться держать голову и выпрямлять спину (табл. 5.1).

2. Последовательные стадии в развитии двигательных функций перекрывают друг друга. Ребенок, совершенствуясь в выполнении одних двигательных навыков, одновременно начинает осваивать другие. Например, полугодовалый малыш тренируется в выпрямлении спины и в поворотах головы и в то же время пытается овладеть навыком сидения.

3. В ходе сенсомоторного развития возникает и далее реализуется возможность дифференциации и изоляции некоторых движений. Например, у ребенка постепенно формируется умение свободно поворачивать голову без участия в этом туловища.

4. Развитие и совершенствование движений начинается от головы к верхним, а затем к нижним конечностям (цефало-каудальный принцип развития моторики). Координация двигательных навыков развивается по этому же принципу, поэтому контроль за положением головы, формируется раньше, чем за положением ног (рис.5.1).

5. Развитие двигательных функций совершенствуется от проксимального к дистальному направлению, т.е. движения частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, совершенствуются раньше, чем движение в более удаленных областях. Например, контроль за движением плеч устанавливается раньше, чем контроль над движениями пальцев рук.



Рис 5.1. Последовательность формирования движений у ребенка

1.Головы. 2. Рук и плечевого пояса 3. Туловища 4. Ног

1-2-3-4 совместных движений


Основными средствами реализации закономерностей нормального двигательного развития являются выпрямительные реакции и реакции равновесия (Н.Н.Леонтьева, 1976). Реакции равновесия наряду со статокинетическими рефлексами составляют основу развития двигательных функций. Развитие двигательных функций тесно связано с представлением о схеме тела, которое формируется, прежде всего, на основе ощущений его положения и перемещения. Выполнение любого произвольного движения зависит от проприоцептивной регуляции (мышечно-суставной чувствительности).

Таблица 3


Этапы моторного развития ребенка

Этап

Возраст

Показатели моторного развития

1

момент рождения до 4 мес

Формирование контроля над положением головы и возможности ее свободной ориентации в пространстве

2

4-6 месяцев

освоение начальной функции сидения

3

6-8 месяцев

освоение ползания

4

8-12 месяцев

развитие двигательных механизмов, необходимых для вставания и сохранения положения стоя

5

12-18 месяцев

самостоятельная ходьба, но с участием рук для сохранения равновесия тела

6

18-24 месяца

совершенствование самостоятельной ходьбы с освобождением рук для манипулятивной деятельности во время передвижений

7

24-30 месяцев

совершенствование тонких движений, способствующих развитию предметно-практической деятельности и на ее основе формированию представлений о величине, форме предметов, об их положении в пространстве


Методика обучения детей грудного возраста плаванию.

Начинать практические занятия в ванне с совершенно здоровыми детьми можно в середине первого или в начале второго месяца после рождения ребенка. Однако не нужно обучать малыша классическому кролю, брассу и т.п., они сложны и недоступны младенцу. Ими можно будет заняться через 2-3 года, когда ребенок подрастет. А пока придется обучать такому способу плаванья, какой “подскажет” сам малыш. В основе его будут лежать наиболее удобные для ребенка и инстинктивно выполняемые им самим движения.

Конечная цель - в течение 9-12 месяцев научить ребенка:

1. Самостоятельно держаться на поверхности воды в течение 20-30 мин.

2. Нырять на небольшую глубину, плавать под водой в течение 7-8 с.

Во время занятий следует соблюдать следующие условия: создавать у ребенка только положительные эмоции, чтобы не вызвать страха, нельзя создавать обстановку полной тишины и одиночества, не допускать у ребенка утомления или замерзания, ванна должна быть тщательно вымыта и продезинфицирована, лучшим тренером является мать, затем отец и т. д.; уроки следует проводить в одно и то же время: ни в коем случае нельзя торопиться и проходить материал в более сжатые сроки. Всего за весь год обучения ребенок пройдет 150-200 уроков.

В первые 4 месяца проводится закаливание, воспитывается привычка к воде. Время тренировки следует увеличивать с 5 мин (на первых трех занятиях) до 10 (к 15-му занятию), а потом прибавлять по 30 секунд или минуте на каждом уроке. Температура воды на первых занятиях может быть 37, на 5-м- 36,5, на 9-м - 36, на 14-м - 35,5, на 20-м, 35-м и на 24-м - 34 С. Эти цифры ориентировочные.

В первом периоде обучения нужно осваивать и научиться применять 6 способов поддержки ребенка в воде:

1. Тело ребенка поддерживается двумя руками: левой ладонью - головка ребенка, правой - сверху вниз обхватывается (с наружной стороны) область тазобедренных суставов ребенка. Этот способ применяется на первых 15 занятиях и во всех случаях, когда ребенок начинает в воде капризничать.

2. “Солдатиком” - усложненный вариант первого способа. Правая рука не обхватывает ребенка, а подхватывает снизу в области таза и поясницы. Применяется на 5-15-м занятиях и при обучении нырянию.

3. “Люлька” - поддержка только левой рукой. Головка ребенка покоится на локтевом суставе, а туловище и таз - на предплечье и ладони. Правой рукой можно поиграть с малышом. Этот способ применяется на 8-20-м занятиях.

4. “Вдоль ванны” - положение ладоней следующее: мизинцами внутрь большие пальцы снаружи - они плотно смыкаются друг с другом и все пальцы выпрямляются. Образуется широкое и гибкое ложе, которое может приспособиться к форме таза, спины и головки ребенка.

5. “Головка назад” - повторяет четвертый способ. Вначале 2 занятия ладони учителя подводятся под бедра ребенка, потом (2 занятия) - под таз. Затем под спинку и, наконец, только под головку. Ладони учителя находятся под спиной ребенка, на лучезапястных суставах и нижних частях предплечья покоится головка.

6. “Проволакивание” - головка ребенка поддерживается правой или левой рукой. Вначале на слегка согнутой ладони лежит затылок ребенка, а затем опорой служат кончики трех-четырех пальцев. Ребенок за счет усилий руки учителя проволакивается вдоль ванны.

Во время занятий должны соблюдаться следующие правила:

- все отведенное время следует держать ребенка, чтобы он чувствовал действие воды на всю поверхность тела;

- сохранять горизонтальное положение так, чтобы, затылок, шея и спина лежали в одной плоскости;

- поддержка всегда должна быть минимальной;

- при любом способе поддержки нужно создавать максимально выгодные условия для движения руками и ногами;

- рядом с ребенком должны плавать игрушки.

К 15-му уроку вы должны освоить 5 способов поддержки и научить ребенка держаться на воде с вашей помощью. 15-й урок является тестовым и поэтому его целесообразно привести полностью:

Продолжительность 10 минут.

Температура воды 36 С.

1. Взять ребенка первым способом поддержки и войти в ванну. Взять его вторым способом и раскачивать в диапазоне 40-50 см в течение 1,5 мин, постепенно увеличивая скорость раскачивания.

2. Пауза - 30 с. Держать ребенка третьим способом.

3. Упражнение в четвертом способе поддержки. С помощью движения рук, сгибая и разгибая туловище в стороны заставить ребенка выполнять боковые колебания со скольжением по воде в диапазоне 60-80 см в течение 2 мин.

4. Упражнение в пятом способе поддержки (“головкой назад”). Выполняется так же, как и предыдущие, в течение 2 мин.

5. Упражнение в усложненном 5-м варианте: способ поддержки (одной рукой) - 3 мин.

6. Активный отдых - 30 с. Поиграть с ребенком.
Любимые упражнения детей, обязательные для составления программ физического совершенствования

Когда ребенок занимается любым видом деятельности, им движут два мотива - это интерес и игра. В процессе выполнения движений у ребенка есть семь любимых упражнений, которые он с удовольствием выполняет:

1. Вис. Даже 3-х месячный ребенок жадно тянется к перекладине, установленной в кроватке, хватается за нее и начинает вставать. Для начинающего ходить перекладина дополнительная опора. А малыш постарше любит повисеть на ней (забор, дерево и т. п.).

2. Качание. Вначале на руках матери, потом на качелях детских площадок.

3. Катание с горы на санках, лыжах, на коньках - любимое развлечение детей. Оно похоже на качание, но здесь необходимо еще и сохранять равновесие.

4. Вращение. Стоит ребенка взять на руки и быстро начать вальсировать, как он от удовольствия закроет глаза и начнет смеяться. Дети часто просят покрутить их за ручки. Все детские парки насыщены различными каруселями.

5. Равновесие. Детей не оставляют равнодушными ни рельсы, ни дощечка через канаву. Им очень нравится пройти именно по ним.

6. Прыжки. Овладев хождением, ребенок обязательно пытается прыгнуть, а, залезая выше, спрыгнуть. Девчонки могут прыгать на скакалке часами. На речке все отвесные берега усыпаны прыгающими мальчишками и т. п.

7. Лазание. Малыш залезает на горку, на дерево с целью покачаться, а затем спрыгнуть и т. п., и делает это он с удовольствием.

Как можно удовлетворить потребность малыша в этих естественных для него движениях? Это возможно при помощи элементарных приспособлений, установленных в квартире.

В коляске или кроватке трехмесячного ребенка установить турничек и повесить на него игрушку. В проеме дверей можно установить съемную перекладину, малыш подходит к перекладине, тянется к ней, ухватившись, пытается поджать ножки и повиснуть. Это первое упражнение детей годовалого возраста. Страховка не требуется.

Другой снаряд для виса - кольца. Хотя и являясь подвижной опорой, они привлекают годовалых ребят не меньше, чем перекладина.

Помимо поджатия ножек, малыши выполняют еще одно упражнение, условно назовем его “вертолет”. Взявшись за кольца, ребенок начинает закручиваться в какую-либо сторону, а затем, когда веревки сплетаются в один жгут, ребенок поджимает ноги, жгут с ускорением начинает раскручиваться, вращая малыша все быстрее и быстрее.

В комплекс снарядов для физических упражнений включают качели. Упражнение на них способствует развитию вестибулярного и двигательного аппаратов. Важно, чтобы ребенок сам залез на качели. Нельзя его раскачивать сильно, он сам знает, с какой амплитудой и в каком темпе необходимо раскачиваться.

Хорошим снарядом для качания в вертикальной плоскости являются вертикальные качели, которые состоят из упругих резиновых жгутов, прикрепленных к потолку и к поясу ребенка. Натяжение их можно подобрать таким образом, чтобы при приземлении оно было равно весу ребенка.

В спортивном уголке дома можно предусмотреть такой снаряд, как горка, наклоненная к полу под углом 30 градусов.

Упражнений, связанных со скольжением по горке, можно придумать много. Основной целью является научиться соскальзывать в вертикальной стойке.

Другие снаряды: гимнастическая стенка, батут, шест, канат, также можно легко установить в комнате малыша.



Итак, в основе семейного физического воспитания лежат, прежде всего, педагогические воздействия на ребенка со стороны родителей. Направленность этих воздействий должна быть на три функциональные системы, условно назовем их: «Кисть», «Стопа», «Вестибулярный аппарат». Главным условием является учет психофизиологических закономерностей развития малыша и его потребности в движениях.