Скачать 172.03 Kb.
Дата02.09.2019
Размер172.03 Kb.

Организация работы по физическому воспитанию в школе



Организация работы по физическому воспитанию в школе.

Физическое воспитание в образовательных учреждениях решает две взаимосвязанные задачи: сохранение, укрепление здоровья обучающихся и формирование потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании на последующие периоды их жизни.


Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии двигательных умений и навыков, обеспечивающих подготовку к выбору будущей профессии.

Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.


В настоящее время в связи с разрушением целостной государственной поддержки развития массового спорта и физического воспитания, и ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения Правительством России уделяется существенное внимание поиску путей управления здоровьем населения и совершенствования физического развития детей и подростков (постановление Правительства РФ от 29.12.2001 г., № 916). В связи с этими приоритетными направлениями в работе общеобразовательных учреждений являются совершенствование процесса физического воспитания, создание условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта (приказ Минобразования РФ, Минздрав РФ, Госкомитете РФ по физкультуре и спорту, РАО от 16 июля 2002 г., № 2715/227/166/19).

Целью физического воспитания является всестороннее физическое развитие личности обучающегося, укрепление его здоровья и повышение социальной активности.

Данная целевая установка реализуется посредством решения следующих задач:


- формирования потребности обучающихся в регулярных занятиях физической культурой и спортом, овладения ими знаниями и умениями по основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;
- повышения физической подготовленности обучающегося, развития функциональных возможностей его организма, совершенствования физических качеств средствами физической культуры;
- расширения двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями повышенной координации и спортивной ориентации, физическими упражнениями корригирующей и оздоровительно-профилактической направленности;
- формирования навыков здорового образа жизни, использования занятий физической культурой в целях организации и профилактики вредных привычек, наркомании, антиобщественного поведения;
- спортивной подготовки и участия в спортивно-массовых мероприятиях.

Решению задач физического воспитания в общеобразовательных учреждениях способствует организация целостной педагогической системы, охватывающей все формы образовательного процесса:


- урочные формы занятий по предмету «физическая культура»;
- дополнительные (или факультативные) занятия физическими упражнениями;
- занятия лечебной физической культурой, ориентированные на физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия согласно режиму дня, направленные на оптимизацию работоспособности и профилактику переутомления обучающихся в процессе учебной деятельности (физкультминутки, физкультпаузы, подвижные игры на переменах, «часы здоровья», «спортивные часы»);
- внеклассные формы занятий, ориентированные на укрепление здоровья и физической подготовки обучающихся (спортивные кружки и секции, группы ДЮСШ, самостоятельные занятия общефизической подготовкой, включая выполнение домашних заданий);
- спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия (спортивные соревнования, турниры, спартакиады, спортивные праздники и фестивали, Дни здоровья и Дни спорта).

В общеобразовательной школе физическое воспитание, будучи целостным процессом, по своей направленности, содержанию, формам организации, методам реализации и некоторым другим характеристикам дифференцируется на четыре основные разновидности: 1)учебный предмет «Физическая культура»; 2) физкультурно- оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школы (лицея, гимназии, колледжа); 3) внеклассная спортивно- массовая работа; 4) общешкольные физкультурно- массовые и спортивные мероприятия.



Управление деятельностью по физическому воспитанию учащихся осуществляется руководителем образовательного учреждения (директором).

Директор:
- обеспечивает согласованную работу своих заместителей и других сотрудников учебного заведения и медицинского персонала по организации и проведению учебных, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
- организует приобретение физкультурного, спортивного оборудования и инвентаря для организации всех форм физического воспитания;
- обеспечивает в соответствии с законодательством РФ проведение регулярных медицинских осмотров и врачебно-педагогического контроля, проверок (тестирования) физического состояния обучающихся, выполнение всех гигиенических требований к санитарному состоянию и обслуживанию мест физкультурных занятий обучающихся;
- организует систематический контроль за процессом физического воспитания, эффективным использованием имеющейся базы; ежегодное рассмотрение на педагогическом совете с участием медицинского персонала итогов физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися и конкретных мер по укреплению их здоровья;
- обеспечивает соблюдение гигиенического режима в образовательном учреждении.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- совместно с учителями физической культуры обеспечивает выполнение учебных программ, планомерность проведения учебных занятий по физической культуре на протяжении всего учебного года;
- осуществляет контроль ведения необходимой документации планирования и учета процесса физического воспитания, обеспечивающих выполнение программных требований и государственного образовательного стандарта;
- обеспечивает условия для организации занятий физическими упражнениями обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья (медицинская группа - третья специальная «А») и дополнительных занятий обучающихся со слабой физической подготовленностью и низким уровнем физического развития;
- координирует деятельность педагогов школы по формированию у обучающихся гигиенических и других знаний, связанных с укреплением здоровья и формированием навыков здорового образа жизни;
- организует проведение оздоровительной гимнастики (физкультминуток, физкультурных пауз), «подвижных» перемен.

Заместитель директора образовательного учреждения по воспитательной работе:
- организует планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий в образовательном учреждении и внеклассной работы по физическому воспитанию;
- совместно с учителями физической культуры и классными руководителями организует спортивно-массовую, физкультурно-оздоровительную и туристскую работу, обеспечивает активное участие в ней всего педагогического коллектива;
- возглавляет работу по созданию физкультурно-спортивных клубов по интересам обучающихся;
- оказывает помощь учителям физической культуры в подготовке общественного физкультурного актива и проведении работы по пропаганде физической культуры и спорта среди обучающихся и их родителей.

Учитель физической культуры:
- совместно с педагогическим коллективом и с помощью общественных организаций образовательного учреждения проводит работу по физическому воспитанию, развитию спорта и туризма среди обучающихся;
- несет ответственность за выполнение комплексной программы физического воспитания и обеспечение базового уровня физической подготовленности обучающихся, предусмотренного государственным образовательным стандартом;
- осуществляет формирование общего плана (программы) работы по физическому воспитанию обучающихся и совместно с руководителем образовательного учреждения определяет перспективы и направления развития физической культуры и спорта в учебном заведении;
- планирует, организует и проводит уроки, факультативные и внеурочные занятия по физическому воспитанию;
- совместно с медицинским работником и классными руководителями проводит контрольные (тестовые) испытания по определению уровня физической подготовленности обучающихся;
- проводит работу по контролю за состоянием здоровья и физическим развитием обучающихся в течение всего периода обучения;
- совместно с учителями других предметов организует физкультурные паузы на уроках и производственных занятиях, «подвижные» перемены;
- составляет и знакомит учителей и воспитателей групп продленного дня с комплексами оздоровительных упражнений, готовит для них инвентарь и оборудование;
- организует учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях в физкультурных кружках;
- проводит физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия с регулярным участием в них всех школьников;
- руководит сборными командами образовательного учреждения в ходе их участия в различных соревнованиях;
- проводит работу по оборудованию и поддержанию в соответствии с гигиеническими требованиями мест занятий физической культурой и спортом;
- осуществляет приобретение спортивного инвентаря, обеспечивает правильную его эксплуатацию, хранение и уход за ним;
- обеспечивает санитарно-гигиенические условия и меры по технике безопасности на всех видах занятий физической культурой;
- проводит индивидуальные занятия с отстающими обучающимися, в том числе уроки с обучающимися, отнесенными к специальной медицинской группе «А»;
- оказывает организационную и методическую помощь воспитателям групп продленного дня, классным руководителям, всем педагогам и физкультурному активу в проведении занятий по физической культуре и в организации соревнований;
- проводит подготовку общественного физкультурного актива из числа обучающихся, учителей и родителей для работы в образовательном учреждении;
- ведет установленную отчетность по физической культуре и спортивно-массовой работе.
- готовит к урокам необходимый спортивный инвентарь и оборудование;
- ведет учет имеющегося спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения и наглядных пособий и участвует в их приобретении;
- выделяет воспитателям группы продленного дня спортивный инвентарь для проведения «спортивного часа»;
- готовит перечень инвентаря, требующего ремонта;
- участвует в оповещении учащихся о различных физкультурно-спортивных мероприятиях.

Классный руководитель:
- добивается вместе с родителями соблюдения обучающимися режима дня и правил гигиены, выполнения ими утренней гимнастики;
- обеспечивает выполнение гигиенических требований при проведении учебных занятий;
- разрабатывает и реализует планы спортивно-оздоровительных мероприятий в классе, организует и представляет класс во всех спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях образовательного учреждения;
- проводит с помощью спортивного актива и закрепленного за классом учителя физкультуры спортивные мероприятия;
- содействует вовлечению обучающихся в занятия спортивных секций, кружков и групп учебного заведения;
- совместно с учителем физкультуры и медицинским работником участвует в проведении тестовых испытаний обучающихся по физической культуре, следит за динамикой изменений их физического развития и подготовленности, участвует в подготовке предложений по совершенствованию физического воспитания обучающихся.

Воспитатель группы продленного дня:
- следит за выполнением учащимися режима дня и правил личной гигиены во время пребывания их в группе продленного дня;

- организует ежедневные физкультурные занятия в группе продленного дня (спортивный час);


- проводит физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий, игры во время прогулок;
- содействует выполнению учащимися домашних заданий по физической культуре.

Учитель, преподающий общеобразовательные предметы:
- осуществляет межпредметные связи между преподаваемыми им учебными дисциплинами и физической культурой;
- проводит физкультминутки (физкультпаузы) на своих уроках, следит за осанкой учеников во время уроков и гигиеническим состоянием класса (кабинета, мастерской), в котором проводятся занятия;
- участвует в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований в школе.

Педагог - организатор:
- организует физкультурные мероприятия, входящие в содержание работы детской организации;
- принимает участие в подготовке обучающихся к физкультурным соревнованиям, дням здоровья, физкультурным праздникам, конкурсам, спортивным играм типа «Стартов надежд» и другим физкультурным и спортивным мероприятиям;
- содействует вовлечению детей в спортивные секции, подбирает спортивных вожатых (физкультурный актив) для выполнения общественных поручений.

Медицинский персонал образовательного учреждения:
- организует совместно с администрацией образовательного учреждения практические занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
- участвует в проведении (не реже двух раз в учебном году) тестовых испытаний физического развития и подготовленности обучающихся;
- принимает участие в организации и проведении общешкольных физкультурно-оздоровительных мероприятий;

- совместно с учителями физической культуры не реже одного раза в году готовит для обсуждения на педагогическом совете материалы, характеризующие состояние работы по укреплению здоровья учащихся.



Школьный коллектив физической культуры
Практика подтвердила жизненность «Положения о коллективе физической культуры общеобразовательной школы». В настоящее время оно не является обязательным для исполнения и носит рекомендательный характер.

Общие положения


Школьный коллектив физической культуры — самодеятельная организация учащихся, способствующая развитию физической культуры, спорта и туризма в школе.

Задачи школьного коллектива физической культуры:



  • создавать условия для привлечения школьников к систематическим занятиям физической культурой, спортом и туризмом;

  • закреплять и совершенствовать умения и навыки учащихся, полученные ими на уроках физической культуры, и на этой основе содействовать формированию жизненно необходимых физических качеств;

  • воспитывать у школьников общественную активность и трудолюбие; развивать творческую инициативу, самодеятельность организаторские способности.


Функции коллектива физической культуры:

  • организует постоянно действующие спортивные секции и группы общей физической подготовки для учащихся;

  • проводит внутриклассные и внутришкольные соревнования, товарищеские спортивные встречи с другими школами;

  • принимает участие в соревнованиях, организуемых органами управления образования;

  • организует подготовку спортсменов-разрядников;

  • проводит физкультурные праздники, показательные выступления ведущих спортсменов школы, района, города;

  • организует туристические походы и игры на местности;

  • готовит юных общественных инструкторов и судей по видам юрта;

  • ведет широкую пропаганду физической культуры и спорта в коле;

  • расширяет и укрепляет материально-спортивную базу школы (оборудование спортивных школьных сооружений и уход за ними, ремонт и изготовление простейшего спортивного инвентаря).

Организация работы совета коллектива физической культуры.


Общее педагогическое руководство деятельностью коллектива осуществляет директор школы. Организационное и методическое руководство осуществляет учитель физической культуры. Коллектив физической культуры ежегодно на собрании представителей классов избирает совет из 5-15 человек, который непосредственно руководит его работой. Совет коллектива избирает из своего состава председателя секретаря. Между членами совета распределяются обязанности по руководству комиссиями: спортивно-массовой, по пропаганде, по под­готовке общественных инструкторов и судей, хозяйственной и др. Совет коллектива физкультуры отчитывается один раз в году перед конференцией представителей классов. Свою работу совет организует с помощью представителей классов и физоргов, являющихся непосредственными организаторами физкультурных мероприятий в классах.

Обязанности членов коллектива физической культуры.


Член коллектива обязан:

  • успешно сочетать учебу в школе с регулярными занятиями физической культурой и спортом;

  • сдавать нормативы (соответственно возрасту) на получение спортивного разряда;

  • принимать активное участие в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях школы;

  • соблюдать рекомендации школьного врача по вопросам самоконтроля и соблюдения правил личной гигиены;

  • способствовать укреплению материально-спортивной базы школы.


Учет и отчетность.
В школьном коллективе физической культуры ведется следующая документация:

  • журнал учета работы коллектива физической культуры и календарь спортивно-массовых мероприятий на учебный год;

  • дневник учета работы физорга класса;

  • журнал учета занятий в спортивных ceкциях, кружках и группах ОФП;

  • приказы на спортсменов-разрядников (подтвержденные соответствующими протоколами);

  • книга рекордов учащихся школы.


Планирование и учет.
Внеклассная физкультурно-спортивная работа в школе планируется на учебный год. В план включаются следующие разделы: 1. Подготовка физкультурного актива. 2. Физкультурно-оздоровительная и спортивно - массовая работа. 3. Роль педагогического коллектива и родителей в организации работы пот физическому воспитанию учащихся. 4. Медицинский контроль. 5. Хозяйственная работа (приложение 1).
План утверждает директор школы и доводит до сведения всех учителей.

К числу документов, отражающих внеклассную спортивно – массовую и физкультурно-оздоровительную работу в школе, относятся: журнал учета занятий в спортивных секциях, кружках и группах ОФП, выписки из приказов по школе на спортсменов- разрядников, юных инструкторов и судей по спорту, копии отчетов, книга рекордов школы, учетно-отчетная документация по поведению и организации соревнований и спортивных мероприятий и праздников.



О результатах физкультурно-оздоровительной и спортивно- массовой работы учитель физической культуры периодически докладывает на педагогическом совете, совещаниях при директоре или на специальном совещании по внеклассной и внешкольной воспитательной работе.


Заключение.

Физическое воспитание школьников играет большую педагогическую роль. Оно воспитывает в школьнике здоровый дух, помогает ему в дальнейшем, добиться успехов, быть физически подготовленным к трудностям. Физически воспитанные школьники становятся здоровыми людьми и полноценными гражданами в обществе.

В последнее время наряду с другими проблемами, физическое воспитание подрастающего поколения является весьма актуальным. Именно в детство закладывается фундамент физического и психического здоровья. Важное место в сохранении здоровья учащихся занимает образовательная область «Физическая культура», которая является организующим началом для всех форм физкультурной деятельности. Именно на ее базе создается единая система физкультурного образования.

Физкультурные и оздоровительные мероприятия, проводимые в школах, время от времени не могут улучшить создавшуюся ситуацию. Для получения заметного положительного эффекта необходимо создание продуманной системы дополняющих друг друга мероприятий.

Поэтому в настоящее время школа должна выбирать оптимальные пути совершенствования оздоровительной работы и правильно организовывать физическое воспитание детей.

Предложения:



    1. Усилить ВШК за организацией и работой физвоспитания в школе. Итоги подвести в мае.

    2. Учителям физической культуры обратить внимание на оформление спортивных залов.

    3. Оформить информационные стенды по физкультуре и спорту.

    4. Привлекать в систему дополнительного образования максимально возможное число обучающихся.

    5. Изменить отношение учителей физической культуры к проведению спортивных секций.

    6. Возобновить работу клуба по физвоспитанию.


ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ МБОУ «ЦЕЛИННАЯ СОШ ИМ.Н.Д.ТОМИНА» на 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД



МЕРОПРИЯТИЯ

Дата проведения

Ответственны за выполнение

1

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня:

        Обсудить на педсовете (или совещании при директоре) порядок проведения физкультминуток, подвижных игр на переменах.

        Провести беседы в классах о режиме дня школьника, о порядке проведения гимнастики, подвижных игр на переменах и физкультминуток.

        Проводить подвижные игры и занятия физическими упражнениями на больших переменах.

       Проводить физкультминутки на общеобразовательных уроках.


 

 

 



До 1 сент.

 

 



 

 

До15 сент.



 

 

 Ежедневно.



 

 



 

 

 



Администрация

 

 



 

 

Кл. руководит.



 

 

 Физорги.



 

 

 



2

Спортивная работа в классах и секциях:

        В классах назначить физоргов ответственных за проведение подвижных игр на больших переменах и организующих команды для участия в соревнованиях.

        Составить расписание занятий секций, тренировок команд.

        Организация «часов здоровья».

        Классные часы «Здоровый образ жизни».


 

До 15 сент.

 

 

 



 До 15 сент.

 

Еженедельно



В теч. года.

 

Кл. руководит

 

 

 



 Уч. физкульт.

 

Кл. руковод.



Уч. физкульт.

Кл. руковод.



3

Внеурочная работа в школе:

        Участие в районной Спартакиаде по видам спорта; лёгкая атлетика, гимнастика, волейбол, футбол, пионербол, настольный теннис, шашки, шахматы, баскетбол и др.

        День здоровья, неделя спорта





 
 

 

 



4

Агитация и пропаганда:

        оформление стенда «лучшие спортсмены школы», с рекордами школы, с разрядными нормативами по легкой атлетике и лыжной подготовке, расписанием внеклассных занятий.

        Организовать проведение бесед и лекций по классам на темы: «утренняя гимнастика школьника», «гигиена школьника», «отказ от вредных привычек» с привлечением волонтеров.

        Выпускать информационный листок спортивных событий в школе - «СПОРТИВНЫЙ ВЕСТНИК» в компьютерной обработке.

        Провести спортивный вечер



 

Сентябрь


 

 

 



 

 

В течении года.



 

Каждый месяц.

 

 

февраль



 

 

Уч. физкульт.

 

 

 



 

 

Кл. руковод.



 

 

 Учит.физк.



Спорт. актив.

 

 Учит. Физ-ры.



5

Работа с родителями учащихся и педагогическим коллективом:

        Лекции для родителей на темы: «личная гигиена школьника», «распорядок дня и двигательный режим школьника», «воспитание правильной осанки у детей».

       Консультации для родителей по вопросам физического воспитания детей в семье, закаливания и укрепления их здоровья.

        Приглашать родителей на спортивные мероприятия.

        Организовать для учителей секцию.

        Вовлечение учителей в участие в спортивных мероприятиях.



 

 

 



Род.собрания

 

 



 

 

В теч. года



 

 В теч. года

 

В течении года



 

 

 



Учит. Физ-ры.

 

 



Учит.физ-ры

Кл.рук-ль

Мед.раб-к.

 Кл.рук-ль

Уч. физ-ры

Уч. физ-ры

 Уч. физ-ры


6

Хозяйственные мероприятия:

        Косметический ремонт спортзала;

        Слежение за правильным хранением спортинвентаря.

        Ремонт спортинвентаря.

 


 

Июнь


 

В течении года

Январь

 

 



 

Администрация

Уч. физ-ры

Уч. физ-ры

Спорт. актив