Скачать 263.15 Kb.
Дата21.01.2018
Размер263.15 Kb.

Организация обучения детей плаванию



Организация обучения детей

плаванию в условиях

крытого бассейна МДОБУ

«Детский сад № 38 г. Орска»

Опыт представлен: Железновой Л.Б., методистом

кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ


Авторы опыта:

Кондракова Е.В., Широковская О.Л.,

ст. воспитатель, инструктор по физической культуре

Актуальность проблемы

Актуальность проблемы связана с выходом Приказа Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» в котором определены основные части образовательной программы любого дошкольного учреждения. Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Вторая часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия и всесторонней двигательной подготовленности. Плавание является универсальным средством закаливания, физического развития, воспитания.

Новизна

Создание системы оздоровления, закаливания детского организма и вовлечения детей дошкольного возраста в занятия плаванием.



Главное

Плавание является универсальным средством закаливания, физического развития, воспитания, стимулом к активному развитию ребенка, воздействует практически на все органы и системы детского организма: оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую систему, улучшается терморегуляция, увеличивается интенсивность кровотока, укрепляются сердечные мышцы, способствует улучшению газообмена, благотворное воздействие на нервную систему, «снимая» утомление, улучшая сон и повышая работоспособность. Плавание благотворно влияет на формирование личностных качеств ребенка: настойчивости и решительности, смелости и дисциплинированности. На занятиях по обучению плаванию у ребенка воспитывается самостоятельность и целеустремленность, поэтому неслучаен интерес к обучению плаванию детей уже с самого раннего возраста.



Доступность

Программа может быть использована при организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях, дополнительном образовании детей, в частных и семейных детских садах.



Результативность

В процессе обучения плаванию ребенок:

– приобретает определенную систему знаний о физических уп­ражнениях на воде, их структуре, оздоровительном воздействии на орга­низм;

– осознает свои двигательные действия;

– усваивает физкультурную и пространственную терминоло­гию;

– узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;

– ребенок познает свое тело, у него формируется телесная реф­лексия;

– закрепляет зна­ния об окружающей природе, свойствах воды;

– обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;

– учится рационально использовать навыки в самостоятельной двигательной деятельности;

– приобретает грацию, пластичность, выразительности дви­жений;

– развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

– учится самоорганизации, взаимопомощи.

Физическое образование в процессе обучения плаванию способствует приобщению ребенка и к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор. Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию.


Сущность опыта

В детском саду № 38 «Солнышко» комбинированного вида г. Орска была разработана общеобразовательная программа «Расти здоровым, малыш». Реализация программы направлена на воспитание здорово­го, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка от 3 до 7 лет.

Раздел «Плавание» основной общеобразовательной программы МДОБУ «Детский сад №38 комбинированного вида г. Орска» расширяет содержание образовательной области «Физическая культура» и рассчитан на детей от 3 до 7 лет.

Цель программы

Содействие оздоровлению, закаливанию детского организма, в обеспечении всесто­ронней физической подготовки; вовлечения детей дошкольного возраста в занятия физкультурой и спортом.



Оздоровительные задачи направлены на охрану жиз­ни и укрепление здоровья ребенка.

1. Способствовать гармонич­ному психосоматическому развитию.

2. Совершенствование защит­ных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воз­действиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

3. Совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

4. Разви­тие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям.

5. Формирование у ребенка рациональных, эконом­ных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь



Образовательные задачи

– предполагают формирование двигательных умений и на­выков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гиб­кости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигатель­ных способностей (функции равновесия, координации движений);

– способствуют воспитанию творческой, разно­сторонне и гармонично развитой личности ребенка.
Основные положения программы

Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с принципами, определёнными Федеральными государственными требованиями:

– соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

– обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

– строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

– основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

– предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

– предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;



– принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Возрастные особенности усвоения программного материала

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Возраст является благоприятным возрастом для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости).


Развивается моторика. Ребёнок способен активно и осознанно усваивать разучиваемые движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными. В связи с этим обучение детей движениям целесообразно основывать на наглядном показе. Вместе с тем в дошкольном возрасте происходит активное овладение речью. Поэтому объяснение при разучивании движений имеет большое значение.

Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок способен к освоению сложных движений. Наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек. Ребенок способен усваивать сложные по координации дви­жения, и именно плавание содействует их развитию. Дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения. Выполне­ние каждого упражнения должно быть кратковременным. Зато в каждом занятии следует использовать большое количество разно­образных плавательных движений. Это значительно повышает заинтересованность ребенка в целенаправленных действиях, способ­ствует дисциплинированности, эффективности обучения.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Свойства центральной нервной системы таковы, что дети быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений.



Условия реализации программы

Педагогические условия

Реализацию содержания образовательной программы «Расти здоровым, малыш», направленную на обучение детей 3-7 лет плаванию осуществляет инструктор по физической культуре дошкольного учреждения, имеющее специальное образование, владеющей методикой обучения плаванию детей дошкольного возраста.



Содержательные условия.

Оптимальный возраст дня начала обучения плаванию 6-7 лет, но подготовительные упражнения могут быть использованы на занятиях с детьми 3-5 лет. Перед посещением бассейна проводится размин­ка в зале, которая состоит из общеразвивающих упражнений, специальных упражнений программы обучения пла­ванию, игр.



Задачи и средства поэтапного обучения плаванию

Этап обучения

Методы

Задачи обучения

Этап начального

обучения
Цель: эмоционального воздействия



игры для начального обучения



предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде; познакомить новичков с условиями плавучести и равновесия своего тела, помочь им ориентироваться в воде, предупредить возможные причины возникновения чувства страха

ознакомление со свойствами воды: плотностью, текучестью, сопротивлением и т. д.; развитие ориентировки в воде, обучение передвижению шагом и бегом в игровой форме.




Этап углубленного обучения плаванию

Цель:

ознакомления с элементами прикладного плавания; развитие физических качеств



игровые упражнения: «ло­дочка с веслами», «ледорез», «рыба», «крокодил», «рак», «лошадка» и т.д.

  1. Научить двигаться в воде в различных направлениях и в разных положениях: лежа на груди, на спине, бегать с игрушками по воде и без них.

игровые упражнения «дождь» «Кто хочет зайти в гости к утке?», «Ниагарский водопад», «Спящий кро­кодил», «Водолазы», «Поезд и тоннель»,«Рыбаки и рыбки», «Пятнашки», «Спрячься в воду», «Циркачи», «Хоровод», «Гудок», «Сядь на дно», «Насос»

  1. Учить детей нырять в воду с головой – нырнуть, пригнувшись, чтобы вода доходила до уров­ня глаз, потом — лежа на спине, окунуть голову, придерживая ее руками и задержать дыхание, посмотреть под водой сквозь пальцы рук.

использование различных резиновых игрушек: круги, надувные подушки и т.д.

  1. Обучать движениям ног вверх-вниз, сначала сидя на берегу, а потом уже сидя в воде, в положении лежа на спине или на груди (в неглубоком месте)

игровое упражнение «крокодил»

  1. Обучать движениям рук, используя сначала скамеечки, затем в воде, вначале касаясь ногами дна. Это упражнение напоминает плавание сти­лем кроль, только без выбрасывания рук вперед.

Игровое упражнение «охладим горячий чай»

  1. Учить выдоху в воду в ходе упражнения. С ладошки дети учатся сдувать легкий предмет (бумажку, листок, перо и т.д.). В воде, нырнув до подбородка, дети стараются «сдуть» воду, нырнув, делать выдох в воде.

игры и игровые упражнения: «Море», «Акробаты», «Буксир», «Утки– нырки», «Ныряльщики», «Поднырни», «Водолазы», «Винт», «Стрелы», «Крокодилы на охоте», «Лягушки-квакушки», «Дельфины»

  1. Освоение и совершенствование безопорного положения на занятиях используются

Игры и игровые упражнения: «Корабли», «Кто дольше проскользит?», «Рыбы в океане», «Торпеды». Освоение толчка, обеими ногами одновременно происходит в игре «Оттолкнись пятками».

  1. Отработка навыка скольжения

Этап результирующей отработки действия
Цель: совершенствования отдельных упражнений и элементов техники

Сюжетные игры – основаны на определенной тематике: например, «Караси и карпы», «Рыбаки и рыбки» и т. д.

Бессюжетные

Повторение пройденного материала.

Обучение эле­ментам спортивного плавания: движения ног при плавании способом «брасс» (на груди), движения ног при плавании способом «кроль» на спине, выдох в воду, движения ног при плавании способом «брасс» с выдохом в воду.



Контрольный

Командные игры — участники делятся на команды, и действия каждого играющего, его умения направлены на победу коллектива.

Некомандные — участники не делятся на команды; каждый играющий самостоятельно решает поставленные задачи.

Игры соревнования

Анализ результатов обучения


Распределение времени между разделами обучения плаванию

Составляющие образовательной

деятельности

% соотношение

Упражнения по ознакомлению со свойствами воды

10,2%

Упражнения обучающие погружению и всплытию

3,3%

Упражнения для выработки навыка лежания

9,5%

Упражнения для выработки навыка скольжения

25,7%

Упражнения обучающие дыханию 

13,6%

Упражнения вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения

31,4%

Упражнения на овладение простейшими прыжками

6,3%

ИТОГО:

100%

Продолжительность образовательной деятельности в бассейне 1 раз в неделю:

3-4 года

20 минут

4-5 лет

30 минут

5-6 лет

35 минут

6-7 лет

45 минут

Продолжительность занятий в зале (разминка)

5-10 минут


Организационные условия реализации программы

Пространство вокруг чаши бассейна должно быть свободным от посторонних предметов. Оформление зала и бассейна должно соответствовать гигиеническим (САНПиН2.4.1.2660-10) и эстетическим требованиям.

В помещении бассейна находится необходимый физкультурный инвентарь: плавательные доски, поплавки, резиновые шапочки, игрушки, очки, длинный шест (2-2,5 м) для поддержки и страховки, обручи, надувные мячи, круги, мелкие игрушки, разделяющая дорожка, массажные дорожки, обручи, надувные крупные игрушки. Инвентарь хранится в стойках, корзинах.

Дети занимаются плаванием в плавках, в резиновых шапочках. Для передвижения по детскому саду до и после занятия необходимы махровые или фланелевые халаты с капюшонами и длинными рукавами; обувь на резиновой подошве (исключая шлепанцы). В детском саду имеются мыло, мочалки и полотенца для проведения гигиенических процедур.

Помещение должно проветриваться каждые 30-40 минут в течение 5-7 минут. Два раза в день проводится сквозное проветривание. В помещении бассейна должна работать вентиляция.

Перед посещением бассейна обязательно предшествуют гигиенические процедуры. Перед тем как принять душ, дети обязательно посещают туалет, затем они тщательно, быстро моются в душе, приучаясь делать это самостоятельно или с помощью сверстников. После занятий дети вновь принимают непродолжительный душ, вытираются полотенцем, сушат волосы, одеваются и отдыхают.

Температура воды 20—24° С, а температура воздуха 24—28°С. Уровень воды в бассейне, должен быть не выше плечевых суставов ребенка, стоящего на дне бассейна.

Обязательным условием для занятий является хорошее самочувствие ребенка.



Функциональное распределение обязанностей между сотрудниками

Старший воспитатель обеспечивает методическое сопровождение субъектов образовательной деятельности в реализации данного раздела основной общеобразовательной программы Учреждения; осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм реализации программы и за освоением детьми содержанием программы.

Инструктор по физической культуре руководит образовательной деятельностью, консультирует воспитателей и родителей по вопросам обучения плаванию, отвечает за безопасность детей

Медицинская сестра проверяет условия проведения образовательной деятельности, приучает детей к строгому соблюдению правил гигиены, отвечает за безопасность детей, оказания доврачебной помощи, осуществляет контроль гигиенических условий и физической нагрузки на детей в бассейне.

Воспитатель подготавливает детей к деятельности в бассейне, проводит закаливающие мероприятия, организует экскурсию и беседу о деятельности в бассейне, наблюдает за детьми во время плавания, оказывает помощь инструктору, отвечает за безопасность детей.

Родители обеспечивают детей необходимой одеждой, продолжают оздоровительные мероприятия в условиях семьи, обеспечивают потребность в двигательной активности детей и совершенствование двигательного навыка через совместное посещение бассейна, открытых водоемов, участие в спортивных мероприятиях учреждения.

Формы организации детей в структуре образовательной деятельности

Формы образовательной деятельности

Режимные

моменты


Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые



Индивидуальные

Подгрупповые



Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные


Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные


Гимнастика после сна

Дыхательная гимнастика

Точечный массаж;

Закаливающие процедуры: ходьба по ребристой дорожке, массажным коврикам, соляной дорожке и сухой, босохождение, облегченная одежда в помещении, сон с доступом воздуха, без маек (в теплое время года)

Контрастные воздушные ванны


Игра

Игровые упражнения



Ориентиры

звуковые (голос, свисток, хлопки в ладоши, удары в гонг, барабан, бубен), зрительные (жесты) и комбинированные (сочетание звуковых и зрительных).

Наглядные методы демонстрация способов плавания и различных упражнений, показ фотографий, рисунков, плакатов, игрушек

Словесные методы

объяснения, рассказ, сравнения, замечания, указания, распоряжения, команды, подсчет, анализ



Практические методы

упражнения, изучения движений в целом и по частям, совместное выполнение упражнений




Игровая беседа с

элементами движений.

Чтение.

Рассматривание.

Эксперимент.

Игра.


Утренняя гимнастика

Физическая культура (в теплое время года проводится на улице)

Интегративная

деятельность. Спортивные и

физкультурные досуги.

Спортивные состязания

Наблюдения за обитателями аквариума, птицами


Прогулка в

первой и второй

половине дня

самостоятельная организация

подвижных игр и физических упражнений

Двигательная активность

(в том числе в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях,

музыкально-

двигательных

импровизациях и др.)



Беседа, консультация

Открытые просмотры

Родительский клуб

Совместные игры

Физкультурный досуг на воде

Физкультурные праздники на воде

Интерактивное общение

Мастер-класс




Непосредственная образовательная деятельность детей в условиях крытого бассейна имеет свою структуру: гигиенические процедуры; подготовительная часть (5-10 мин) выполнение различных общеразвивающих и подготовительных упражнений (ходьбы, бега, прыжков по дну бассейна) (частично могут проводиться на суше или/и в воде), знакомство с подвижными играми.

Основная часть (10-30 мин). Формирование новых и совершенствование ранее приобретенных навыков с помощью упражнений, игр, эстафет. Заключительная часть (5 мин). Снижение физической и эмоциональной нагрузки. Самостоятельное плавание с индивидуальной работой. Подведение итогов.

Результаты освоения детьми программы (промежуточные и итоговые результаты)

Планируемые промежуточные результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы

Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками» по программе обучения плаванию «Расти здоровым, малыш»

3-4 года

Обозначены в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой – М., 2010. – С. 82-86

Умеет отталкиваться руками от воды, держаться на воде с помощью подвижной опоры, опускать лицо в воду, делать выдох в воду, работать ногами, как при плавании кролем, прыгать с бортика бассейна, ложиться на руки взрослому (спиной и животом), принимать безопорное положение в воде, отталкиваться ногами ото дна, выпрыгивать из воды и падать на нее

4-5 лет

Обозначены в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой – М., 2010. – С. 115-120

Умеет скользить на груди с подвижной опорой, лежать на воде с задержкой дыхания, спрыгивать в воду из положения, сидя на бортике, работать руками и ногами, как при плавании кролем, передвигаться по дну в различных положениях

5-6 лет

Обозначены в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой – М., 2010. – С. 151-155

Умеет скользить на груди и спине с подвижной опорой, лежать на воде на спине и на груди с задержкой дыхания, спрыгивать в воду из положения, сидя на бортике, работать руками и ногами, как при плавании кролем, принимать безопорное положение на воде, всплывать

6-7 лет

Совпадают с итоговыми результатами освоения Программы. Обозначены в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой – М., 2010.

Умеет лежать на спине и на груди, скользить по воде после толчка от борта бассейна без работы ног, проплывать 25м при помощи работы ног кролем на спине или кролем на груди, находиться некоторое время под водой без дыхания, прыгать с бортика бассейна. Умеет согласовывать дыхание с движением ног, рук. Умеет выполнять задания в воде «поплавок», «звездочка», «стрелка», «торпеда», «тоннель», «буксир», «катер»

Сформированы поло­жительные черты характера (организованности, скромности, отзыв­чивости и т.п.); нравственные основы личности (чувства соб­ственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе); волевые качества (смелость, ре­шительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);

Имеется культура чувств, эстетическое отношение к фи­зическим упражнениям



Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы (ФГТ п. 3.5.):



  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

  • любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

  • эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; 

  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

  • умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

  • овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.


Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения детьми программы

Цель мониторинга – изучить процесс достижения детьми 3-6 лет планируемых итоговых результатов освоения программы обучения плаванию «Расти здоровым, малыш» МДОБУ «Детский сад №38 г. Орска» на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных ка­честв, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.

Содержание мониторинга определяют мониторинговые индикаторы, в качестве которых выступают планируемые результаты формиро­вания интегративного качества «Физически развитый» в каждой возрастной группе и имеют преем­ственный с возрастной точки зрения характер. Их распределение по уровням достижения планируемых результатов позволяет дифференцировать и индивидуализировать образова­тельный процесс.

Мониторинговые индикаторы по освоению расширенного содержания образовательной области «Физическая культура», демонстрирующие планируемые результаты формирова­ния интегративного качества «Физически развитый», отражают перспективные линии развития ре­бенка-дошкольника, показывают, как происходит оформление тех показателей развития, ко­торые рассматриваются как итоговые интегративные качества, складывающиеся к 7 годам.



Форма и процедура мониторинга. Организация мониторинговой процедуры предполагает участие специалистов Учреждения под руководством старшего воспитателя: воспитатель, инструктор по физической культуре.

Специалист ДОУ

Интегративные качества ребенка

Специалист ДОУ

Диагностические методики

Физически развитый

овладевший основными культурно-гигиеническими навыками



Инструктор по физ­культуре,

педагог-психолог,

воспита­тель


Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов с приложением на электронном носителе / Н.О. Беризина, И.А.Бурлакова, Е.Е.Клопотова под редакцией И.А.Бурлаковой, М.И,Степановой – М.: Просвещение, 2011 – С. 6-25 + СD диск

Физическое воспитание дошкольников В.Н. Шебеко, Москва. «Академия». 1997г. С.120 – 144



Овладевший умениями и навыками, не­обходимыми для освоения навыка плавания

Воспитатель,

Инструктор по физ­культуре



Наблюдение за техникой выполнения контрольных игровых упражнений по критериям Л.Ф.Еремеевой Программа обучения плаванию детей дошкольного возраста: методическое пособие – СПб.: Издательство «Детство – ПРЕСС», 2005 – 112 с., С. 71 -92

Периодичность мониторинга – три раза в год (сентябрь, декабрь, май).

В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образо­вательных потребностей, среднему уровню – зона базовых образовательных потребностей, низ­кому и низшему – зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.

В середине учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и корректируется программа с учетом уровня ее освоения воспитанником.

В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потреб­ностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.
Динамика формирования интегративного качества

«Физически развитый, овладевший основными двигательными навыками по обучению плаванию»

Дата проведения ________________201_ г Группа__ «__________________________»_

Инструктор по физической культуре _____________________________________

Воспитатель:_________________________________________________________







Ф.И. ребенка

Владение основными культурно–гигиениче-скими навыками

Самостоятель-ное выполне-ние доступных возрасту гигиенических процедур

Сформиро-ванность физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта в воде

Сформиро-ванность потребность в двигательной активности

Сформиро-ванность представлений о здоровом образе жизни

Соблюдение

элементар-ных правил здорового образа жизни



Всего баллов

Суммарный уровень

1




























2




























3































Итого
























Сводная по группе



Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Низший

Количество детей













Показатели %














Выводы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________