Скачать 87.81 Kb.
Дата11.07.2019
Размер87.81 Kb.

Опыт применения танцевально-двигательной терапии в реабилитационной работе с пациентами, страдающими психическими расстройствами, в условиях сообщества



Опыт применения танцевально-двигательной терапии в реабилитационной работе с пациентами, страдающими психическими расстройствами, в условиях сообщества

И.В. Бирюкова, Т.А. Солохина

Институт Практической Психологии и Психоанализа, Москва

ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН, Москва

РБОО «Семья и психическое здоровье», Москва

В танцевально-двигательной терапии (ТДТ) танец рассматривается как базовая форма коммуникации. Танцетерапевты обращаются к целительной силе танца, чтобы через развитие телесной связанности и осознанности тела, через эмоциональное самовыражение в движении способствовать развитию ощущения целостности и психологического комфорта личности. Тело и душа рассматриваются в неразрывном единстве, где одно является отражением другого.

Известно, что в психиатрии танцевально-двигательная терапия (ТДТ) стала применяться с 40-50 годов ХХ столетия. Среди основоположников этого направления в психиатрической практике, прежде всего, стоит назвать Мэриан Чейс и Труди Шуп. Они начинали свою практику с тех пациентов психиатрических клиник, которые были не доступны для вербальной терапии – они не разговаривали. Оказалось, что для части пациентов танцетерапевтичекие сессии служили толчком восстановления коммуникации с миром не только через движение, но и через вербальное взаимодействие. В ТДТ момент двигательного взаимодействия является основным, при этом движение рассматривается как целостность, в которой важны не только ощущения, форма движения или жест, но также чувства, образы и фантазии. В ТДТ любое движение несет коммуникативный смыл, оно является отражением личности: ее установок, потребностей, намерений.

М. Чейс считала, что здоровое тело изначально стройно и скоординировано, а нарушения в форме и функциях – это реакция организма на боль или конфликт. Она писала: «Поскольку мышечная деятельность, выражающая эмоции, является основой танца, и поскольку танец – это средство структурирования и организации такой деятельности, можно предположить, что танец мог бы стать мощным средством коммуникации для реинтеграции пациентов с серьезными психическими нарушениями»1 . Т. Шуп считала координацию тела необходимым условием для достижения нормального социального взаимодействия. В качестве важного фактора она выделяла навык ритмической координации как частей тела человека в движении, так и нахождения совпадений ритма между участниками танцетерапевтических занятий. Она полагала, что это то, чему люди, имеющие нарушения в социальных коммуникациях, могут научиться. Она писала: «Каждый человек является частью вселенского ритма, и я ни за что не поверю, что найдется хоть кто-то, кто бы выпадал из этого ритма. И все же каждый раз, когда я предлагаю ритмические упражнения на моих занятиях, находится как минимум один участник, который начинает объяснять мне, что он никогда не сможет попасть в ритм. Но как только пациент прекращает защищаться от предложенного ритма, я могу раскрыть его ритмическое пространство. От признания ритма мы можем перейти к его неприятию и научиться говорить «я не буду» так же, как и «я буду». Пациент может научиться создавать свои собственные ритмические комбинации в рамках заданного музыкального размера.» 2  В результате танцетерапевтических сессий с Труди Шуп большинство пациентов переживали более глубокий и богатый уровень общения, выражая чувства через движение, двигаясь в общем ритме.

В современной ТДТ временной фактор движения (шкала ускорения- замедления) и ритм рассматриваются как основа коммуникативных навыков.

Исходя из теоретических предпосылок ТДТ, наиболее приемлемым подходом для работы с психически больными является подход, направленный на установление коммуникации и улучшение качества межличностных взаимодействий. Как правило, при работе с такими пациентами это может быть достигнуто за счет следующих компонентов: реинтеграции телесного уровня, поддержки в межличностном взаимодействии, обеспечения безопасного контейнируемого группового пространства. Это дает возможность обратиться к эмоциям, используя групповое движение, воображение, символы и метафору. (Sandel S.L, 1982; Levy F., 1988; Stanton-Jones K.,1992; Pallaro P.& Fisсhlein-Rupp A., 2002, Грёнлюнд Э. & Оганесян Н., 2004)

В России в последние десятилетия ТДТ начала использоваться в работе с психическими больными, но опыт применения движения и танца в работе с больными шизофренией пока еще недостаточен. И очень мало работает дипломированных танцетерапевтов в этой области.



Проект по внедрению ТДТ в практику работы с больными шизофренией осуществляется кафедрой Танцевально-двигательной психотерапии Института Практической Психологии и психоанализа и РБОО «Семья и психическое здоровье» непосредственно в сообществе в социальном клубе пациентов «Анима» в течение уже 2,5 лет, начиная с апреля 2010 г. Участники программы получают комплексную реабилитационную помощь (ТДТ, арттерапия, досуговая программа и проч.). Все они являются членами общественной организации, прошли развернутое клиническое и психологическое обследование. Приведем их некоторые клинические и демографические характеристики.

Всего, в обследовании приняло участие 24 человека (11 мужчин и 13 женщин). Средний возраст участников ТДТ 34,6 лет ± 10,4 лет. У 17 участников (68% ) диагностирована параноидная шизофрения (непрерывное и приступообразно-прогредиентное течение). Больные с диагнозом вялотекущая шизофрения составили 32% (8 человек). Ведущими синдромами в структуре заболевания были галлюцинаторно-параноидный (29,1%) и аффективно-бредовой (29,1%) синдромы. При этом на момент обследования преобладали невротический (45,8%) и аффективный синдромы (37,5%). Негативные проявления у большинства обследованных участников соответствовали картине простого дефицита (79,1%). Картина ремиссии включала астенический (37,5%), стенический (29,1%) и тимопатический (20,8%) типы. Все участники программы ТДТ страдали шизофренией более 10 лет, имели 2 группу инвалидности. При этом, несмотря на большую длительность заболевания, большинство из них госпитализировалось 1 раз в 4 года (18 человек 72%), остальные 1 раз в 8 лет и реже (7 человек 28%), а длительность госпитализаций у всех обследованных не превышала 1,5 – 2 месяцев.



Методические особенности проведения ТДТ. Танцедвигательные сессии проходят в открытой группе, что является особенностью работы. С учетом этого, каждое занятие имеет завершенную форму. Это позволяет новым участникам присоединяться к группе, а постоянным участникам посещать занятия в своем режиме. Основная цель работы в открытых ТДТ-группах – телесная интеграция, которая предполагает развитие разнообразного спектра движения и дифференциации частей тела, их координации, чувствования основных динамических характеристик движения (вес или сила, внимание в пространстве, поток, скорость), исследование кинесферы как репрезентации личностного пространства и границ, включение базовых паттернов телесной связанности, развитие способности выражать свои чувства и эмоции через движение, улучшение способности взаимодействовать на невербальном уровне.

Мы рассматриваем двигательный репертуар пациентов с точки зрения психомоторного развития и развития образа тела, используя психоаналитические теории развития личности для понимания психологических задач. Работая с телесной интеграцией, мы обращаемся к самой первой стадии развития образа тела, такой, как «наделение тела позитивным аффектом», что достигается через получение радости от движения, своей активности. Чувство телесной радости – важный компонент работы, так как именно это чувство часто служит основой стрессоустойчивости и позитивного взгляда на себя и на мир. У некоторых пациентов эта стадия развития сохранна и является хорошим ресурсом, а для тех участников, у которых чувство телесной радости не развито, появляется возможность получить этот опыт через синхронное и ритмическое групповое движение, эмоциональное вовлечение в танец. Тело становится менее враждебным и непонятным «объектом».

Задачей каждого занятия является создание безопасного принимающего пространства для того, чтобы участники группы научились чувствовать свое тело и взаимодействовать друг с другом через движение. Для этого используется круговая структура, так называемый «Чейсианский круг», который позволяет участникам группы видеть каждого и присоединяться к движению на невербальном уровне, брать на себя роль лидера и ведомого, тем самым, улучшать свои коммуникативные навыки. В основе работы терапевта – кинестетическая эмпатия.

Занятия состоят из трех частей.



  1. Разминка. Проходит в стиле body jazz. Эта форма позволяет работать с дифференциацией частей тела. По сути, body jazz работает с тем, с чем сталкивается ребенок на стадии раннего развития. Он познает и научается владеть двигательными возможностями частей своего тела, чтобы потом почувствовать целостность своего тела, связанность его частей между собой и возможность управлять телом, расширять диапазон своих двигательных возможностей.

  2. Основная импровизационная часть. Она посвящена импровизации и созданию групповой истории с использованием приемов М. Чейс и оппозиционных динамических качеств (усилий) из системы двигательного анализа H. Лабана (LMA). Например, танцетерапевт может предложить к исследованию в движении полярность таких качеств: тяжелое-легкое, быстрое-замедленное, маленькое-большое движение и т.п. При формулировании полярности ведущий группы ориентируемся на преобладающие качества движений в группе, которые могут нести как личностные характеристики и быть весьма устойчивыми, так и выражать эмоциональное состояние участников в данный момент. Здесь используются такие техники ТДТ, как: (а) групповое ритмичное движение –для создания атмосферы доверия через координацию в ритме; (б) символичное движение, которое позволяет соединять выразительное движение с образами, и через образы приглашать выражение эмоций, и (в) зеркальное отражение движения- как основа развития кинестетической эмпатии, служит развитию межличностных взаимодействий: как чувствовать себя и быть с другими, дает опыт взаимопонимания и принятия. Группа следует за лидером, и лидерство всегда передается, что способствует развитию коммуникативных навыков на невербальном уровне и чувству сопричастности и единства. Из импровизационного танца может родиться тема или история. Достижение групповой общности при сохранении и принятии индивидуальности каждого является одной из целей этой фазы танцетерапевтичекого занятия.

  3. Завершение. Создание группового движения или танца на заданную тему. Это, либо разучивание группового танца, например, кадрили или, греческого танца, либо создание группового импровизационного танца на темы «Мое имя», «Мое чувство на завершение», «Мой способ сказать до свидания!» и проч. Эффективность ТДТ подтверждена результатами пилотажного исследования, которое проводилось в динамике (через з месяца и 12 месяцев от начала занятий). Было показано, что танцевальнодвигательные сессии способствуют телесной интеграции пациентов, как характеристики изменения физического Я-образа через расширение спектра двигательных качеств. У участников наблюдалось улучшение координации движения, развитие способности к взаимодействию на невербальном уровне (следование за лидером, предложение своего движения, очередность движения в двигательной последовательности и совместном групповом движении), расширение выразительного спектра в невербальном взаимодействия. При социологическом опросе получены высокие показатели удовлетворенности участников данной программы занятиями ТДТ.

Внедрение этого вида терапии в практику работы с больными шизофренией, получающими реабилитационную помощь во внебольничных условиях, непосредственно в сообществе, представляется важным и перспективным направлением по их психосоциальному восстановлению.

Об авторах:

Бирюкова И.В. – ВС-DMT - аккредитованный Американской ассоциацией танцевальной терапии (ADTA) преподаватель-супервизор в области ТДТ, заведующая кафедрой танцевально-двигательной психотерапии Института практической психологии и психоанализа, президент Ассоциации танцевально-двигательной терапии (АТДТ).

Солохина Т.А. – докт. мед. наук, заведующая отделением социально-демографических и экономических проблем психиатрии отдела организации психиатрических служб ФГБУ «НЦПЗ» РАМН, исплнительный директор РБОО «Семья и психическое здоровье».

Литература:

Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души // Журнал практической психологии и психоанализа, 2001, №1-2; http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2747

Грёнлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб: Речь, 2004.

Чайклин Ш., Шмайс К. Подход Чейс в танцевальной терапии// Журнал практической психологии и психоанализа, 2005, №1 http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2069

Bartenieff I., Lewis D., Body movement: Coping with the environment. NY: Gordan and Breach, Science Publishers, Inc., 1980

Chaiklin, H. (ed.) Marian Chace: Her Papers. Columbia, MD: ADTA. 1975.

Levy F.J. Dance/Movement therapy. A healing art. USA: The American Alliance for Health, Physical Education, Recreation, and Dance. 1988

Pallaro P., Fischlein-Rupp A. DMT in a psychiatric rehabilitative day treatment setting.// The USA body psychotherapy journal, vol.1, #2, 2002.

Sandel S. The process of individuation in dance-movement therapy with schizophrenic patients// The Arts in psychotherapy, #9, 1982.

Schmais C. Healing process in group dance therapy. //American Journal of Dance Therapy, #8, 1985.

Shoop T., Mitchell,P. Won’t you join the dance? A dancer’s essay into the treatment of psychosis. USA: Mayfield Publishing Co., 1974

Stanton-Jones K. An introduction to dance-movement therapy in psychiatry. L-NY: Routledge. 1992.



1 Chaiklin, H. (ed.) Marian Chace: Her Papers. Columbia, MD: American Dance Therapy Association. 1975, с. 71.

2 T.Shoop, P.Mitchell . Reflections and projections: Shoop approach to dance therapy. // in Theoretical Approaches in Dance-Movement Therapy. Ed. by Penny Lewis. Kendall/Hant Publishing House, Iowa, USA. Vol. 1, 1984. Chapter 4 (пер. А.Спивак)



Главная страница
Контакты

    Главная страница



Опыт применения танцевально-двигательной терапии в реабилитационной работе с пациентами, страдающими психическими расстройствами, в условиях сообщества

Скачать 87.81 Kb.