Скачать 57.67 Kb.
Дата06.12.2017
Размер57.67 Kb.

Олимпийское движение как фактор межкультурных взаимодействий в современном мире



Олимпийское движение как фактор межкультурных взаимодействий в современном мире

В XX в. олимпийское движение превратилось в важный фактор общественной жизни и культуры, охватило все страны и континенты, вовлекло в свою орбиту сотни миллионов людей. С самого начала своего возникновения это явление рассматривалось, прежде всего, как адекватное восстановление главных принципов и ритуалов античного олимпизма, древнегреческих олимпийских игр. Определяющие принципы, философия, ритуалы античного олимпизма оказались наполненными таким гуманистическим содержанием, такими высокими нравственностью и интеллектуальным потенциалом, что превратились не только в одну из мощных сфер античной цивилизации, но стали общечеловеческой ценностью, способной играть созидающую роль в процессе развития мировой культуры. Благородные ценности олимпизма приобретают все большую актуальность и значимость в современном мире, наполненном разрушительными природными катастрофами, жестокими войнами, господством преступности, духовным опустошением.

Активизация спортивной жизни со всей очевидностью показала взаимосвязь олимпийского спорта с другими сферами культуры, поскольку, с одной стороны, всестороннее развитие физической культуры, спорта возможно только при общекультурном взаимообмене, в условиях мирного сотрудничества, с другой стороны, физическая культура, спорт нужны миру как средство, обогащающее человечество, как важное оружие в борьбе за взаимопонимание, общение людей. Таким образом, развитие сотрудничества между разными (в отношении культурных традиций, социально-политической ориентации) странами в сфере физической культуры, с одной стороны, способствует пропаганде идей олимпизма, а с другой - служит средством межкультурного общения на равноправной и справедливой основе.

Олимпийские игры придают спорту особый статус. Они выводят его из узких ведомственных рамок и вводят в более общий социальный контекст. В свете олимпийских игр спорт предстает как важнейшее социокультурное явление, которое проявляется каждый раз по-разному, подчас открыто и прямолинейно, иногда - противоречиво и даже парадоксально.

Казалось бы, нет сомнений в том, что для человека и общества важна гуманистическая, культурная ценность большого спорта. Ведь спортивный результат - это не только и не столько конкретное достижение. Немалую ценность для общества представляет процесс достижения этого результата, то есть постоянная борьба человека за превосходство над временем и пространством, стремление к самопознанию, самовыражению, самоутверждению и - как результат всего этого - к воспитанию и самовоспитанию личности. Именно в этом, пожалуй, и заключается гуманистическая ценность спорта - в глубоком преобразовании физического и духовного в человеке, в постоянном совершенствовании личности.

Однако существуют определенные и достаточно серьезные противоречия в развитии и функционировании современного спорта как фактора воздействия на личность и как общественного явления.

Поскольку олимпийское движение - важнейший элемент международного спорта, в нем фокусируются различные тенденции, имеющие место в физической культуре современности, проявляются процессы, происходящие в мировой культуре. Так, для олимпийского движения характерно проявление противоречивых тенденций - демократических и консервативных. Это объясняется условиями его зарождения, развития, наличием в нем представителей различных общественно-политических систем, социальных течений. Как уже отмечалось, на ранних этапах становления и развития неоолимпизма гуманистические, общедемократические принципы в основном только декларировались, но не воплощались, не реализовывались на деле в полной мере.

Пути развития современного спорта, в особенности олимпийского движения, усложнены двумя взаимозависимыми группами факторов: в первую группу входят негативные факторы общего характера: социальные, экономические и политические потрясения последних десятилетий (землетрясения, войны, политическая и экономическая напряженность), вторую группу составляют внутриспортивные проблемы (ведомственность, авторитарность, коммерциализация, употребление допингов и т. п.).

Спорт становится, как утверждает теоретик спорта М. Сараф, жизненно важной ценностью и органически входит в образ жизни всех социальных слоев, хотя общественно-государственное устройство не гарантирует всем соответствующее воспитание. «Поэтому, - пишет он, - для современной цивилизации особенно важно внедрение в массовое сознание гуманистических олимпийских идеалов (или, по другому сказать, гуманистических идеалов олимпизма), способных наполнить социально значимым содержанием разнообразные формы физкультурно-спортивной активности, различных демографических групп и значительно ограничить распространение утилитаристских, отработанных, индивидуалистических и асоциальных ориентации некоторых молодежных субкультур».

Важнейшими инструментами такого процесса являются: введение олимпийского образования в систему средней и высшей школы; развитие институализированных форм олимпийского движения в виде олимпийских школ, олимпийских академий, олимпийских объединений; развитие и активизация спортивно-гуманистических движений, близких по своей ориентации к идеям олимпизма, таких, например, как «СпАрт». Олимпийская идея не только способна интегрировать в себе общечеловеческие, национальные, социально-групповые и личностно-индивидуальные интересы, но и инициировать их дальнейшее развитие.

В современных условиях определились два пути развития современного спорта. Первый связан с наращиванием гуманистического потенциала, с активизацией деятельности по распространению философии античного олимпизма, с воспитанием нового поколения на традициях мира и справедливости. Второй - с переосмыслением концепции олимпизма и роли спорта в современной культуре, с господством прагматического (технократического) подхода, при котором главное - победа и результат. В этой альтернативе спорт соединится с бизнесом в глобальном масштабе, а Олимпийские игры могут превратиться в торговые ярмарки спортивной индустрии и фармакологии.

Олимпийские игры, безусловно, стали тем мощным импульсом, который позволил спорту распространиться практически на все сферы человеческой жизнедеятельности. Моральные аспекты олимпийского движения все более контрастно подчеркивают взаимосвязь спорта и культуры в целом. При этом не выпадает из поля зрения роль олимпийского воспитания в деле формирования гармонично развитой личности.

Олимпийские игры привнесли в систему социальных отношений не только особенный дух, но и ряд нравственных положений, которые неразрывно с ними связаны (например, принципы «Фэйр Плэй» честной игры). Если позволительно такое сравнение, то принципы «Фэйр Плэй» для олимпизма являются тем же, чем сам спорт является для культуры.

Современное олимпийское движение динамично развивается. Широко отмеченный столетний юбилей возрожденных олимпийских игр показал, что древнегреческая идея олимпиад прижилась в современной культуре XX в. Более того, она наполняется новым содержанием, соответствующим меняющейся социокультурной ситуации. Олимпийские игры XX в. фактически стали самым массовым и значимым социокультурным феноменом, в котором как ни в каком другом наиболее ярко реализуется интегративная направленность современной культуры.

XX в. вошел в историю как век бурного развития научно-технического прогресса, механизации и автоматизации производства, реактивной авиации и освоения космоса, компьютеризации и робототехники, биотехнологии и синтеза ядерной энергетики. Вместе с тем, XX в. войдет в историю и как век возрождения и небывалого по своим масштабам развития современного международного олимпийского движения. Сегодня, в летних и зимних Олимпийских играх принимают участие тысячи спортсменов, представляющих сотни стран планеты. За ходом спортивных состязаний следят уже не миллионы, а миллиарды телезрителей. Газеты и иллюстрированные журналы с миллионными тиражами подробно освещают ход спортивной борьбы олимпийцев. К научному обеспечению спорта привлекаются крупнейшие научно-исследовательские институты. В научных исследованиях принимают участие видные ученые в области медицины, психологии, биохимии, биомеханики, кибернетики, педагогики и т. д. Все это направлено на достижение максимальных спортивных результатов спортсменов-олимпийцев, которые находятся сегодня на пределе возможностей человека. Значение современного Олимпийского движения вышло далеко за рамки международных спортивных соревнований. Олимпийские игры превратились в событие крупнейшего общепланетарного значения. К ним неизменно привлекается пристальное внимание видных политических, государственных и общественных деятелей, различных политических партий, молодежных организаций, средств массовой информации.

Список литературы:

1. Родиченко В.С. Твой олимпийский учебник. – М.: ФиС, 2004. – С.33-39.

2. Олимпийское образование в школе: Метод. пособие / Авт. сост.: Г.М. Шеблов. – Наб. Челны, 2004. – С. 4-12.



3.Хавин Б. И. Все об олимпийских играх. – М.: 1979. – С.12-18.