Скачать 201.22 Kb.
Дата06.09.2019
Размер201.22 Kb.
ТипОтчет

Одизшщишзгтхшотхщтхщтхщтзлотттттттттттзщшотзшотзщшторртзшгтзшотзшот


Творческий отчет:


«РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ».
Воспитатель, высшая категория, Семина Елена Николаевна

Эмоционально-волевая сфера играет важную роль в становлении личности ребенка. От того, как она формируется зависит его эмоциональное благополучие, умение общаться и понимать других людей, способность самостоятельно принимать решения, чувствовать себя комфортно и уверенно.

Важным направлением психического развития в дошкольном возрасте является формирование волевых процессов как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями.

Волевые качества не даны ребенку от рождения, они формируются в результате жизненного опыта под влиянием воспитания. Этому способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.

Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Поэтому важнейшую роль в формировании воли ребенка играет его нравственное воспитание. Воспитание патриотизма, любви к Родине, уважения к людям и их труду формируют у ребенка благородные стремления, высокие общественные мотивы деятельности и являются необходимыми для развития волевых качеств будущего гражданина нашего общества.

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. Именно в этот период ребенок начинает осваивать окружающий его мир, учится взаимодействовать с детьми, проходит первые этапы в своем нравственном развитии.

Значительное влияние на развитие и формирование социальных навыков эмоционально-волевой сферы ребенка оказывает социокультурная среда, которая служит источником развития ребенка.

В исследованиях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского и др. убедительно показано, что среда развития ребенка является источником материала для самопознания, она создает условия для осмысления себя целостной личностью.

Под социокультурной средой понимают «конкретное... социальное пространство», посредством которого ребенок включается в культурные связи общества.

Обращаясь к современным исследованиям и программам дошкольного образования можно увидеть, что проблема развивающей среды детского образовательного учреждения рассматривается как наиболее актуальная.

Изучением вопросов о воспитательном потенциале развивающей среды, ее влиянии на развитие личности ребенка дошкольного возраста занимались многие ведущие известные педагоги и психологи: Божович Л. И, Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Макаренко А.С., Новикова Л.И., Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Поддьяков Н.И., Зворыгина Е.В., Новоселова С.Л., Комарова Т.С. и другие.

Концепция дошкольного образования определяет развивающую предметную среду детской деятельности как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.

Исходя из актуальности этого вопроса, темой моей работы стала «Развитие волевых качеств у детей дошкольного возраста в специально созданной социокультурной среде».

На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, индивидуальные особенности психики и поведения.

Работая в данном направлении, я пришла к выводу, что сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей, а также специально подготовленная развивающая среда могут обеспечить их эмоциональное благополучие, развитие волевых качеств и полноценное психическое развитие.

Воля – это психический процесс, возникающий при преодолении человеком препятствий для достижения поставленной цели.

Воля связана с чувствами и со всеми познавательными процессами. Она не проявляется и не существует вне деятельности и поведения человека.

Воля выполняет несколько функций для человека:

- стимулирующая – помогает человеку стремиться к цели, преодолевать препятствия, без колебания совершать все свои действия.

- регулирующая – заставляет человека испытывать борьбу мотивов и колебаний, воздержаться или отказаться от чего-либо и продолжить свою работу.

- задерживающая – помогает человеку задержать свое желание, влечение или отказаться от чего-либо ради достижения поставленной цели.

Волевые качества – это целеустремленность и настойчивость, мужество и дисциплинированность, решительность и т.д.

В психолого-педагогической литературе развитие воли и произвольности рассматривается как основная и центральная линия развития личности ребенка.

Проблему связи воли и произвольности рассматривали: С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский, А.Н.Божович, А.В.Запорожец. Их исследования свидетельствуют о том, что именно процесс становления произвольности является магистральным для развития личности ребенка. Воля понимается как овладение своими побуждениями.

О ее начале можно говорить только тогда, когда ребенок становится способным управлять своими мотивами и создавать новые личностные смыслы.

Развитие воли и терпения, умение регулировать свое эмоциональное состояние занимают важное место в педагогике М.Монтессори. Основной целью воспитания и обучения Монтессори считала подготовку ребенка к самостоятельной жизни, его адаптацию в обществе, умение общаться и понимать других людей.

Согласно многим авторам, именно дошкольный возраст является периодом интенсивного развития воли.

Известно, что эмоциональное состояние человека сопровождается какими-либо действиями, в том числе и волевыми. Эмоции ребенка непосредственно переходят в действия и рассматриваются как внешний знак внутреннего мира.

А..К. Леонтьев подчеркивал, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности, её мотивам.

Дети уже в раннем возрасте отмечают свои успехи или неудачи в
деятельности соответствующими эмоциональными реакциями на них. Взаимоотношения ребенка с окружающей средой выражаются в его реакциях, действиях, поступках, в той или иной ситуации. Поэтому очень важно, в какой социокультурной среде растет и развивается ребенок.

Н.А. Ветлугина, В.А. Петровский под средой понимают мир природы, людей, предметно-пространственное окружение, способное обеспечить социально-культурное становление ребенка. Авторы подчеркивают, что максимальный эффект воздействия среды на ребенка достигается при грамотном сочетании всех компонентов среды.

В.И.Слободчиков, В.А.Петровский, Н.Б.Крылова, М.М.Князева, С.Л.Новоселова отмечают, что развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

В концепции В.А. Петровского и Л.М. Клариной раскрыты и научно обоснованы принципы построения предметной развивающей среды.

В педагогической технологии, разработанной М.Монтессори, среде отводится решающая роль в процессе самопостроения, самообразования ребенка, становления его личности, развития внутреннего потенциала, освоения социальных ролей, приобретения качеств самостоятельности и ответственности, развития учебных навыков. Это среда – социокультурная, развивающая, образовательная.

Сегодня в мире практикуется огромное количество воспитательных систем. Все они ориентированы на то, чтобы вырастить из ребенка гармоничную и развитую личность, но каждая идет к этой цели своей дорогой.

Наш детский сад работает по методике Марии Монтессори – известного итальянского педагога, врача, философа, психолога.

Предметно-развивающая среда разновозрастной группы, работающей на принципах гуманистической педагогики М.Монтессори, центрирована на ребенке, создается взрослыми и детьми, являющимися одновременно ее неотъемлемой частью.

Выделяют основные принципы построения предметно-развивающей среды:

- продуманное зонирование

- расположение материалов в определенном порядке и соблюдение этого порядка

-доступность любого материала для каждого ребенка

-наличие только одного дидактического материала в среде

Эти принципы обоснованы и соблюдение их, наравне с выполнением правил жизни группы и реализацией методов организации взаимодействия детей с предметной средой, способствуют формированию определенных социальных и учебно-познавательных компетенций.

В таких условиях ребенок получает не только определенные знания и личный опыт, но и возможность свободных взаимоотношений с окружающими его детьми и взрослыми. Такие взаимоотношения очень похожи на семейные, ведь в группе есть дети старшего и младшего возраста, поэтому развитие принимает естественные формы.

В нашей группе находятся дети от 3 до 7 лет. Детский коллектив очень дружный. Ребята вместе играют, занимаются, помогают друг другу, участвуют в событиях детского сада. Наши дети очень общительны, приветливы, доброжелательны, любознательны. Им нравится узнавать что-то новое, интересное, необычное.

Несмотря на хорошую подготовленную развивающую среду, благополучную атмосферу в детском коллективе, дружеские отношения с взрослыми возникают какие-то проблемы и неразрешенные вопросы.

Для того, чтобы начинать работу по этому направлению, необходимо знать исходные данные состояния эмоционально-волевой сферы детей. Поэтому первым этапом в моей работе был сбор информации о развитии волевых качеств каждого ребенка в группе, то есть диагностика. Для этого я использовала:

- рисуночный тест «Лестница»

- метод изучения волевых проявлений

- анкетирование родителей и педагогов

- метод изучения понимания эмоций, переживаемых другими людьми

-социометрический опросник (для исследования эмоциональных социальных предпочтений, для получения информации об адаптации в группе, о реализации потребности в общении).

Вместе с психологом дети прошли экспресс-диагностику «РОФЭС», тест тревожности, тест Люшера.

Результаты диагностики помогли выявить общие групповые и индивидуальные направления работы. Опираясь на полученную информацию, я составила план работы, наметила цели и задачи, разработала перспективный тематический план, подобрала необходимую литературу.

Основная цель - раскрыть творческий, нравственный, интеллектуальный потенциал у детей, развивать у них навыки самостоятельности, целеустремленности, саморазвития, повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с окружающими людьми, обеспечить гармоничное развитие личности и эмоциональный комфорт.

Основные задачи:

- научить детей понимать собственное эмоциональное состояние; понимать и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

- научить детей контролировать свое эмоциональное состояние в ходе общения с другими людьми.

- сформировать у детей навыки самодисциплины, умение следовать правилам.

- сформировать у детей представления о качествах личности, эмоциональных свойствах, о нормах поведения.

- сформировать умение понимать и оценивать поступки окружающих людей.

- научить самостоятельно находить выход из конфликтных ситуаций

- научить проявлять терпение и выдержку при выполнении определенного вида деятельности, доводить начатое дело до конца.

- научить детей приемам саморасслабления.

За основу были взяты программы по эмоциональному развитию детей Крюковой С.В. и Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Князева О.Л. «Я - Ты – Мы» (программа социально-эмоционального развития дошкольников).

Отдельные идеи, упражнения, игры были взяты из не менее интересных программ: «Азбука общения» (программа по развитию личности ребенка, навыков общения с взрослыми и детьми), «Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников» Р.Калининой, «Психологическая помощь дошкольнику» Н.Яковлевой.

Были использованы следующие формы работы:

-этюды, разыгрывание ситуаций

-чтение художественных произведений

-творческие игры

-психогимнастические упражнения

-работа на круге

-развивающие и коммуникативные игры

-уроки тишины

-работа на линии

-упражнения творческого и подражательно-исполнительского характера

-моделирование и анализ заданных ситуаций

-уроки социальной жизни

Ребенок приходит в группу детского сада с уже сложившимся опытом социальных отношений. Часто он носит негативный характер. Попадая в Монтессори - группу, ребенок оказывается в среде, где усилиями педагогов создаются условия для коррекции его поведения и оказания помощи в становлении у него коммуникативных компетенций.

Важную роль в процессе воспитания волевых качеств у ребенка играет знакомство с основами культуры поведения в обществе. Это, прежде всего умение адекватно выражать свои эмоции, сдерживать негативные порывы, уметь контролировать свое поведение.

Поэтому наши первые занятия начались с обсуждения правил поведения в группе. Ребята сами принимали решение о том, какие правила нам необходимы и почему важно не забывать их выполнять. Этих правил немного. Они сформулированы кратко и четко. Выполняя их, ребенок учится не только уважать права и интересы других детей, но и ждет того же самого от окружающих.

Очень важно в процессе общения уметь внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции.

Владея собственными жестами и выразительными движениями, ребенок способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и движения тела другого человека.

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и с взрослыми.

Участвуя в различных этюдах, дети учились подражать, изображать животных и людей в различных ситуациях, фантазировать, совершенствовать технику выразительных движений.

Этюды помогли нам познакомиться с разными эмоциональными состояниями человека, такими как радость, огорчение, страх, удивление, любопытство, робость и т.д.

У каждого ребенка была возможность прожить определенное эмоциональное состояние, а потом рассказать, что он чувствовал. Кроме того, этюды помогли многим детям преодолеть, нейтрализовать свой страх, свою тревогу, неуверенность в себе, робость. Дети стали более открытыми, общительными.



Моделирование и анализ заданных ситуаций дают ребенку возможность адекватно оценивать свои поступки, действия окружающих людей и применять свои знания на практике.

Для сплочения и дружбы детского коллектива у нас проводятся различные коммуникативные игры и треннинговые упражнения. С их помощью дети учатся говорить друг другу комплименты, приветливо здороваться, ласково называть по имени и даже просто улыбаться. Например, для Вани Г. и Паши было большой трудностью просто посмотреть в глаза и сказать что-то хорошее своему товарищу. Сейчас этот барьер они преодолели.

Часто дети сами проводят такие игры без участия взрослого. А у педагога есть возможность понаблюдать за поведением ребят и сделать соответствующие выводы.

Коммуникативные игры хороши тем, что могут быть включены практически в любое общее занятие, быть его началом или завершением, они объединяют детей, создают необходимую атмосферу общности, близости, принятия друг друга.

Круг – одна из форм проведения занятий в Монтессори-группе. Собираясь в круг, мы с детьми не только занимаемся, но и просто беседуем на какую-нибудь тему, обсуждаем наболевшие вопросы, строим планы на будущее.

Сидя в кругу около свечи дети обсуждают, как прошел сегодня день, что нового и интересного они узнали, чему научились, планируют свою работу на следующий день.

У детей есть возможность высказать свое мнение, что-то предложить и обсудить вместе со всеми. Постепенно у ребенка формируется уверенность в себе, совершенствуются коммуникативные навыки, исчезает чувство страха сказать или сделать что-то не так. Он чувствует поддержку своих товарищей и взрослого.

Один раз в неделю проводятся уроки социальной жизни. Это своеобразное общее занятие разновозрастной группы, которое обычно планируется заранее, но может быть посвящено теме, которую воспитателю хочется обсудить с детьми внепланово, если в группе произошел конфликт, или какая-либо проблемная ситуация.



Урок социальной жизни - это практическое занятие, в форме интерактивного урока, на котором обязательно проигрывается проблемная, конфликтная ситуация, с последующим подведением (через вопросы) детей к выводам. На таких занятиях дети учатся находить выход из трудных ситуаций, самостоятельно принимать решения, управлять своими эмоциями, то есть развивать свои волевые качества.

Часто на занятиях по социально-личностному развитию для эмоционального сближения и взаимодействия детей, предлагаю выполнить какую-либо совместную работу или общий рисунок. Совместное рисование сопровождается записью звуков природы. Такая работа способствует творческому воображению детей, помогает в развитии у них коммуникативности.

Несколько раз в неделю у нас проходят уроки тишины.

Это особый вид упражнений, с помощью которых дети развивают навыки самообладания. Они имеют также социальный эффект – учат детей не мешать окружающим, контролировать свое эмоциональное состояние, развивать терпение и выдержку. Такие упражнения исключают говорение и движение. Уроки тишины помогают детям самостоятельно поддерживать и соблюдать тишину.

Конечно, трудней всего приходится малышам, так как у них еще не сформированы волевые проявления, им трудно не двигаться даже непродолжительное время. Но со временем все получается.

Работа на линии – это особые виды движений, упражнения направленные на развитие координации движений и самообладания.

При движении на линии ребенок концентрирует свое внимание на работе мышц своего тела. В этих упражнениях ребенок развивает особо правильную осанку.

Движения нашего тела выражают нашу душу. Они влияют на воспитание доверия к себе. Красивая осанка, грациозная ходьба способствуют позитивному восприятию мира и окружающих людей. Это очень важно для формирования личности ребенка.

Еще одна любимая детьми форма работы по социально-личностному развитию – драматизация и театрализация проблемных, конфликтных ситуаций. Здесь наши дети имеют достаточно широкую свободу выбора совместной деятельности: драматизация стихов («Расскажи стихи руками»), проигрывание разнообразных эмоционально окрашенных этюдов, театрализация авторских и народных сказок и рассказов, и сказок, придуманных детьми; постановка кукольных спектаклей; привлечение родителей и совместная с ними театрализованная деятельность и т.п.

Известно, что театральная деятельность носит психопрофилактический характер, а вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую деятельность вызывает различные эмоциональные переживания. Поэтому театральной деятельности мы уделяем большое внимание.

Но, конечно, самое важное в этой совместной деятельности – сам процесс проигрывания ролей, проникновение в характеры, изображение детьми эмоционального состояния героев, проживание ими нравственной ситуации сказки.

Игровая форма позволяет ребенку выплеснуть разные чувства. Свобода выражения дарит ощущение уверенности в своих силах.

Важной частью своей работы считаю обучение детей приемам саморасслабления, снятию психомышечного напряжения. Для этого используются игры и этюды на тренировку отдельных групп мышц: рук, ног, туловища, лица, шеи. Это такие этюды, как: «На берегу моря», «Волшебный сон», «Шум дождя» и т. д.

Важную роль в процессе общения играет умение управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, уметь слушать собеседника. Одним из компонентов такого умения является способность к произвольному расслаблению.

При обучении детей ауторелаксации используется релаксационная музыка, запись природных звуков: пение птиц, шум моря, водопада и другие. После таких упражнений на напряжение-расслабление мы с детьми обсуждаем, что они чувствовали, какие испытывали ощущения.

Во время таких занятий детям предоставляется возможность почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением, спокойным состоянием, необходимым для нормального дружеского общения.

Значительное место в развитии нравственных чувств и эмоций занимает художественная литература. Использую разные жанры: от потешки до сказки. С разным содержанием: познавательные, юмористические и на тему морали. Вовремя используемая пословица нравственно воздействует а поведение. А рассказы и сказки помогают формировать понятия: добро-зло, трудолюбие-лень, честность-ложь, смелость-трусость.

Дети вместе с героями переживают беду и радость. У них возникает желание подражать положительным героям. Формируется эмоциональная отзывчивость, способность владеть некоторыми приемами самоуправления.

Ежедневно ребенок попадает в различные жизненные ситуации: дома, на улице, в детском саду, в общественном транспорте, магазине и т.д. Все что он видит, в чем участвует – он переносит в игру. Особенно хорошо это проявляется в сюжетно-ролевых играх. Ведь игра для ребенка – доступный способ моделирования окружающей жизни.

В игре они стараются подражать нам взрослым, изображая маму, бабушку воспитателя или врача. Меня радеет, что несмотря на разный возраст, ребята в моей группе играют очень дружно. Всем находится место в игре, и малышам и старшим.

Дети постарше объясняют малышам правила игры, стараются самостоятельно придумать сюжет, подобрать атрибуты.

Кроме того в процессе игры, во время распределения ролей и обсуждения сюжета, ребята учатся общаться друг с другом. Это и умение договариваться, избегать конфликтных ситуаций; и умение вежливо и доброжелательно разговаривать, умение слушать своих товарищей, учатся общаться на уровне старший - младший и наоборот.

В игровой деятельности детей часто возникают ситуации, требующие согласования действий, проявление умения отказаться от личных желаний, доброжелательного отношения к партнерам по игре. В этих ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения. Особенно трудно это малышам. Поэтому учу старших быть терпеливыми, внимательными, объяснять и помогать младшим, быть примером для них.

Так же постоянно использую дидактические игры на закрепление правил этикета – «Разбери картинки», «Что хорошо, что плохо».

При обучении детей правилам этикета, они учатся понимать, что живут среди людей, и что каждый их поступок и желание отражается на людях. Дети знакомятся с правилами, существующими в обществе, усваивают такую манеру поведения, без которой общение их с другими людьми будет затруднено.

В своей работе использую игры и упражнения на развитие общей осведомленности, восприятия, воли, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, творческой фантазии, речи.

Моя работа не может быть успешной без помощи родителей. Семья играет важную роль в жизни ребенка. В условиях семьи складываются убеждения и идеалы, отношение к окружающим людям.

Моя задача – раскрыть перед родителями важные стороны эмоционально-волевой сферы ребенка.

Провела анкетирование родителей, чтобы лучше узнать, каким родители его представляют, какие интересы и увлечения в семье. По готовым результатам была запланирована работа с родителями.

Проводились различные беседы за круглым столом, индивидуальные консультации, предлагалась соответствующая литература, оформлялись различные папки и выставки, проводился специальный обучающий семинар для родителей, организовывались встречи с психологом, дефектологом, врачом.

Радует то, что родители проявляют уважение и интерес к жизни садика. Они очень отзывчивые, с удовольствием принимают участие в праздниках, организовывают экскурсии, помогают изготавливать различные пособия, делятся своими проблемами. Очень многие пересмотрели свое отношение к ребенку, стали более внимательными, терпеливыми и заботливыми

«Чем раньше мы начнем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно самостоятельных и свободных людей», - говорила М.Монтессори. Педагог способствует этому, соответствующим образом подготавливая развивающую среду.

Социокультурная предметно-пространственная развивающая среда разновозрастной группы, работающей на принципах гуманистической педагогики М. Монтессори


  • соответствовует возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребенка разновозрастной группы, определенным сензитивным периодам развития;

  • предоставляет возможность для проявления инициативы ребенка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала;

  • является источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка, для самообучения;

  • предоставляет возможность свободно выбирать деятельность, реализовать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать и отвечать за результат своей деятельности;

  • предоставляет возможность широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях;

  • обеспечивает потребность ребенка в создании личного пространства деятельности, а при необходимости - уединения и релаксации;

  • предоставляет возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы;

  • предоставляет возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, совершать ошибки, без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно;

  • способствует формированию самодисциплины, умению следовать правилам;

Все развивающие дидактические материалы, Монтессори – материалы и дополнительные игры, пособия, книги, оборудование для творческой деятельности и труда доступны для каждого ребенка, имеют свое определенное место и назначение.

Правила построения предметной развивающей среды предусматривают наличие на полках материалов только в одном экземпляре. Это помогает детям научиться простым, но важным в жизни социальным навыкам как умение договориться, бесконфликтно общаться, уважать выбор другого, терпеливо ждать

Таким образом, специально подготовленная социокультурная развивающая среда Монтессори – группы, являясь естественной средой обитания ребенка значительную часть его жизни, способствует формированию тех социальных компетенций, которые помогают ему на пороге школы быть готовым к успешной адаптации в новой для него социальной среде и выполнять новые социальные роли.

Социально-культурная предметно-пространственная развивающая среда разновозрастной группы, работающей на принципах Монтессори – педагогики, способствует развитию у детей таких важных социальных навыков и качеств, как самостоятельность, независимость, умение делать выбор и нести ответственность за него, произвольность поведения, умение договариваться, разрешать конфликты, помогать другим, сотрудничать со взрослыми и детьми, умение и желание учиться, что, в конечном результате, ведет к формированию социальных компетенций.


Планы на будущее:

- в конце учебного года провести диагностическое обследование детей, чтобы проследить динамику развития волевых качеств.

- продолжать и расширять работу по теме

- пополнять наглядный, игровой и методический материал.

- создать видеотеку интересных занятий, нравственных ситуаций, игр, упражнений по теме.

Достигнутые результаты:

- создана комфортная атмосфера в группе.

- дети научились понимать и распознавать чувства людей через мимику, жесты, выразительные движения.

- дети научились снимать эмоциональное напряжение

- сформировалось умение контролировать свое поведение

- дети научились анализировать свои поступки и поступки других людей.

- повысилась культура поведения детей.

- родители стали более заинтересованы в развитии волевых качеств у детей.

- улучшились межличностные отношения в группе.

- у многих детей повысилась самооценка

- закрепилось умение находить выход из трудных ситуаций.



Литература:

  1. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (авт. Крюкова С.В., Слободяник Н.П.)

  2. «Мир детских эмоций детей 5-7 лет» (авт. Кряжева Н.Л.)

  3. Программа по развитию личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками «Азбука общения» (авт. Шипицина Л.Л.)

  4. «Очень важный разговор» (авт. Дурова Н.В.)

  5. «Психологическая помощь дошкольнику» (авт. Яковлева Н.)

  6. «Воспитание сказкой» (авт. Фесюкова Л.Б.)

  7. Программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я – Ты – Мы» (авт. Стеркина Р., Князева О.)

  8. «Практикум по дошкольной психологии» (авт. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.)

  9. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» (авт. Виноградова А.М.)

  10. «Мой метод» (авт. М.Монтессори)

  11. «Помоги мне это сделать самому» (авт. М.Монтессори)

  12. «Дети другие» (авт. М.Монтессори)