Скачать 430.49 Kb.
страница1/3
Дата07.04.2018
Размер430.49 Kb.
ТипУчебное пособие

Обучение технике футбола


  1   2   3

В.С. Лекарев



ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ФУТБОЛА

Москва - 2013

Рецензенты: Быченков С.В. — к.п.н., доцент кафедры физкультуры и спорта Рос НОУ
Хайруллина Г.Н. — к.б.н., доцент Рос НОУ

Аннотация

В.С.Лекарев. Обучение технике футбола. Учебное пособие для студентов и преподавателей физкультуры вузов

В книге дается описание техники выполнения приемов в футболе, примерные упражнения для их разучивания.

Печатается по решению кафедры физического воспитания и спорта РосНОУ

Оглавление
Введение .............................................................................................4

1.0. Методика проведения занятий ........................................ ....... ........5

2.0. Обучение технике игры . ..................................................................6

2.1. Обучение ударам по мячу ногой .....................................................7

2.1.1. Обучение удару внутренней стороной стопы .....................8

2.1.2. Обучение удару серединой подъема ....................................9

2.1.3. Обучение удару внутренней частью подъема....................11

2.1.4. Обучение удару внешней частью подъема........................13

2.1.5. Обучение удару носком ..................... ................................14

2.1.6. Обучение удару пяткой ........................................................15

2.1.7. Обучение удару внешней стороной стопы.........................17

2.2. Обучение ударам по мячу головой.................................................17

2.2.1. Обучение удару серединой лба с места................................18

2.2.2. Обучение удару серединой лба в прыжке...........................19

2.3. Обучение остановкам мяча............................ ..................................21

2.3.1. Обучение остановке катящегося мяча внутренней

стороной стопы........................................................................22

2.3.2. Обучение остановке низколетящего мяча внутрен-

ней стороной стопы...................................................................24

2.3.3. Обучение остановке катящегося мяча подошвой.............. 25

2.3.4. Обучение остановке опускающегося мяча

подошвой ...................................................................................26

2.3.5. Обучение остановке мяча грудью..........................................27

2.4. Обучение ведению мяча ................. ...................................................28

2.5. Обучение финтам.................................................................................30

2.5.1. Обучение финту “Ложная остановка мяча подошвой”.......31

2.5.2. Обучение финту "Проброс мяча мимо соперника"..............32

2.5.3. Обучение финту "Ложный замах для удара"........................32

2.5.4. Обучение финту "Убирание мяча внутренней или внеш-

ней частью подъема влево или вправо".............................. ..33

2.5.5. Обучение финту "Переступание через мяч"..........................34

2.5.6. Обучение финту "Уходом"....................................... ...............34

2.6. Обучение отбору мяча .........................................................................35

2.6.1. Обучение отбору мяча перехватом..................... ............35

2.6.2. Обучение отбору мяча толчком....................................... 36

2.6.3. Обучение отбору мяча подкатом......................................37

2.7. Обучение вбрасыванию мяча...............................................................39

Список использованной и рекомендуемой литературы ..................41



Введение

Во многих учебных заведениях в настоящее время в программу по физическому воспитанию введены занятия по футболу. Поскольку посредством футбола, на наш взгляд, можно успешно решать оздоровительные, воспитательные, образовательные задачи в процессе подготовки специалистов, футбол, как учебный предмет введен в программу по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений.

В вуз поступают учащиеся из самых различных школ, где у одних ни разу не проводились занятия по футболу, у других - занятия проводились очень редко, у третьих, как, например, в сельских школах, играли в футбол постоянно, но без методики обучения технике футбола. В связи с этим актуальное значение приобретает рассмотрение успешного решения задач (по обучению, закреплению, совершенствованию) занятий по футболу у студентов. Автор считает, что только целенаправленный подход к занятиям по футболу поможет каждому преподавателю, каждому студенту поднять эту игру на более качественный уровень как на занятиях, так и вне их.

Для эффективного планирования занятий по футболу преподавателям следует иметь в виду, что подготовка футболистов включает как теоретическую, так и их техническую, тактическую, физическую и психологическую подготовку.

В этой книге мы рассмотрим лишь некоторые вопросы технической подготовки футболистов-студентов вузов.

1.0. Методика проведения занятий

Педагогам необходимо на каждом уроке ставить учебные задачи, связанные с освоением нового материала, решение которых должно осуществляться с учетом постоянного возвращения к ним через определенный период времени на последующих уроках, но на более высоком уровне достигнутой подготовленности занимающихся и с применением новых упражнений для совершенствования разучиваемых технических приемов.

Конспекты уроков составляются в соответствии с тематическим планом. Это позволяет построить содержание урока в нужной последовательности, подобрать средства и методы обучения, предусмотреть организацию и постановку задач с учетом конкретных условий.

К занятию следует приступать заранее. Она включает в себя: проверку экипировки занимающихся, подготовку мячей, места для занятий. Учебные занятия начинаются со своевременного построения и отметки присутствующих. В начале занятия, с целью повышения сознательности и активности занимающихся, , следует коротко и ясно объяснить задачи урока.

Как известно, урок состоит из таких частей как подготовительная, основная и заключительная.

Подготовительной части отводится 10-20 мин. Она направлена в основном на подготовку организма занимающихся к решению главных задач занятия. Для этого используются: ходьба и бег с различными способами и изменениями темпа и направлений, общеразвивающие упражнения, стартовые ускорения 3-5 м с различных исходных положений; прыжки по лестнице вверх и вниз, склону; махи ногой вперед, назад, в стороны; упражнения на растягивание мышц; жонглирование мячом с помощью ног, бедер, головы и т. п.

Чтобы добиться высокой эффективности в подготовительной части урока, необходимо проводить упражнения без больших пауз, особенно в холодную погоду. Чередовать общеразвивающие упражнения с бегом, упражнения на силу с расслаблением, и упражнениями на гибкость, чередовать выполнение упражнений в медленном и быстром темпе.

В процессе каждого занятия необходимо соблюдать принципы постепенности в нарастании и снижении нагрузки.

Основной части уделяется 60-70 мин. В начале основной части планируется включать изучение нового материала.

На каждом занятии отводится время для учебной игры, в которой закрепляется и совершенствуется изученный материал. По ходу игры преподавателем даются методические указания, направленные на исправление ошибок.

Одна из важных задач преподавателя в игре - дозировка нагрузки. Высокая эмоциональность игровой деятельности затрудняет контроль за своим состоянием. В результате, легко могут возникнуть состояния перевозбуждения и утомления.

При появлении выраженных признаков усталости /пассивность, нарушение точности и контролируемости действий, бледность лица пр./ необходимо снижать нагрузку. Регулировать ее можно различными методами:

а/ сокращением времени игры;

б/ введением перерывов,

в/ изменением количества играющих;

г/ уменьшением игровой площадки.

Игру нужно заканчивать своевременно, заблаговременно предупреждая об этом занимающихся. Преждевременное и внезапное прекращение игры вызывает неудовлетворенность. Следует стремиться, чтобы в игре были достигнуты поставленные цели. В этом случае игра доставит удовлетворение и вызовет у занимающихся желание повторить ее.

Заключительной части уделяется 3-5 мин, где преследуется задача перевода организма занимающихся из состояния повышенной функциональной активности в относительно спокойное состояние.

Средствами могут служить: медленный бег, ходьба, строевые упражнения, упражнения для развития дыхания и внимания, расслабления и растягивания мышц. Затем подводятся итоги и дается материал для самостоятельной работы.

2.0. Обучение технике игры
Техника игры является одним из наиболее важных разделов нападения в футболе. Она включает в себя удары по мячу ногой и головой, остановку, ведение, обводку и вбрасывание мяча. Студентов вузов на занятиях по футболу не следует обучать всему многообразию приемов, осваемых мастерами футбола, достаточно освоить лишь основные и необходимые для полноценного участия в игре, поскольку основной интерес для них представляет сама игра.

2.1. Обучение ударам по мячу ногой

Удары по мячу ногой обычно подразделяются на удары внутренней и внешней стороной стопы, серединой, внутренней и внешней частью подъема, носком и пяткой.



Рис. 1. Части стопы, которыми наносится удар по мячу

Преподаватель показывает и кратко рассказывает занимающимся как выполняются эти удары. Обучение приему следует начинать с сильной ноги. После этого легче перейти к выполнению ударов со слабой ногой. Сначала разучиваются удары по неподвижному мячу, затем по катящемуся мячу, далее - удары по летящему мячу с места и с разбега. На первых порах основное внимание уделяется технике приема, затем - точности и силе. Обучение лучше проводить индивидуально у стенки или, расположив занимающихся в шеренгах , колоннах, разделить на пары, тройки. Применяются упражнения в движении и взаимодействии друг с другом.




2.1.1. Обучение удару внутренней стороной

стопы

Рис. 2. Удар внутренней стороной стопы


1. Взгляд. Взгляд направлен на мяч.

2. Разбег. Совершается по прямой линии и по направлению удара.

3. Постановка опорной ноги. Опорная нога согнутая в колене, носком в направлении удара, ставится рядом с мячом на расстоянии 10-15 см от него.

4. Положение туловища до удара. Держится прямо.

5. Замах. При замахе бьющая нога слегка согнутая в колене поворачивается в тазобедренном суставе наружу. Производится слабый замах, но резкое движение на мяч напряженной ногой с закрепленным голеностопным суставом.

6. Удар. Удар производится стопой, развернутой наружу. Бьющая нога сопровождает мяч. Стопа возвращается в исходное положение.

Благодаря большей площади соприкосновения ноги с мячом и небольшому замаху, такой удар очень точен. Им пользуются в тех случаях, когда требуется точная передача на короткие и средние расстояния, при ударах по воротам с близкого расстояния.

Примерные упражнения для разучивания приема


1. Занимающиеся встают в одну шеренгу и имитируют удар стопой, развернутой наружу на 90 градусов.

2. Занимающиеся бьют по неподвижному мячу.

3. Занимающийся слегка откатывает мяч рукой, бежит за ним и внутренней частью стопы передает его партнеру.

4. Партнер, стоя напротив, несильно подает мяч, который следует возвращать ударом сперва стоя на месте, затем после медленного разбега.

5. Трое занимающихся располагаются треугольником и выполняют передачу мяча, катящегося сбоку. Бить по нему необходимо дальней ногой; при ударе обучаемый стоит лицом к партнеру, которому собирается направить мяч.

6. Двое занимающихся попеременно передают друг другу мяч. Расстояние между ними то увеличивается, то сокращается.

7. Обозначается круг диаметром 20 м. Один из занимающихся встает внутрь круга. Остальные размещаются по линии круга на одинаковом расстоянии друг от друга. Занимающийся, стоящий внутри круга, поочередно посылает мяч каждому из участников, те же одним касанием возвращают его обратно. После нескольких передач мяча первым занимающимся в круг становится следующий занимающийся.

8. Занимающиеся сильным ударом с 8-11 м стремятся забить мяч в ворота, защищаемые вратарем.



2.1.2. Обучение удару серединой подъема


Рис. 3. Удар серединой подъема

1. Взгляд. Взгляд направлен на мяч.

2. Разбег. Этот удар выполняется с прямого разбега в 6-7 м по направлению к цели. В последнем шаге опорная нога, слегка согнутая в колене, ставится на линию с мячом несколько сбоку от него.

3. Постановка опорной ноги. Опорная нога, согнутая в колене, ставится рядом с мячом носком в направлении удара на расстоянии 10-15 см.

4. Положение туловища до удара. Тяжесть тела на опорной ноге, туловище слегка наклонено вперед.

5. Замах. Одновременно с последним шагом подхода к мячу происходит широкий замах ударяющей ногой. Голень, отстающая от бедра получает дополнительное ускорение и быстро движется к мячу. При этом стопа слегка напряжена, носок оттянут вниз.

6. Удар. Удар наносится точно в середину мяча серединой подъема. Этот удар применяется при передачах мяча на средние и дальние расстояния, обстреле ворот, выполнении штрафных ударов.

Примерные упражнения для разучивания приема


1. Занимающиеся выполняют имитацию удара без мяча.

2. Занимающиеся выполняют удары с места по подвешенному или по подброшенному мячу.

3. Занимающиеся выполняют удары по неподвижному мячу с места.

4. Занимающиеся выполняют удары по неподвижному мячу с разбега в несколько шагов.

5. Двое занимающихся встают в 10-14 м друг от друга. Один из них накатывает мяч навстречу партнеру, который ударом серединой подъема возвращает его обратно. Через 10-12 ударов занимающиеся меняются ролями.

6. Занимающиеся требуемым ударом возвращают мяч в руки партнеру, стоящему напротив в 6-9 м; партнер подает мяч накатом.

7. Занимающиеся выполняют медленный разбег 4-5 м с мячом в руке. При этом мяч подбрасывается до высоты груди. За это время надо выполнить замах и ударить падающий мяч недалеко от земли, направляя его партнеру или в стенку.

8. Занимающиеся, после одного отскока подброшенного вверх мяча, требуемым ударом посылает его партнеру или в стенку.

9. Занимающиеся выполняют то же упр. /см. 8/, но только с разбега в несколько шагов, производя удар после первого отскока.

10. С небольшого расстояния /3-4 м/ партнер бросает мяч по дуге, его надо ударить на лету, возвратив партнеру в руки. Занимающиеся выполняют этот удар с места.

11. Занимающиеся выполняют то же упр. /см. 10/, но только с разбега в 5-6 м.

12. Занимающиеся пробегают с мячом в руке несколько шагов вперед, затем подбросить мяч, в момент отскока его от земли выполняют удары, посылая мяч в стенку или в руки партнеру, находящемуся в 10-12 м.

13. Занимающиеся в медленном беге бросают мяч перед собой так, чтобы ударом сходу послать его в цель, после второго или третьего отскока его от грунта.

14. Первый занимающийся с расстояния 6-10 м подбрасывает мяч, второй - в момент его отскока ударом с ходу направляет обратно в руки партнеру.

15. Двое занимающихся встают друг против друга на расстоянии 20-24 м. Между ними встает третий. Занимающиеся поочередно направляют мяч друг другу так, чтобы он летел по дуге и его не смог перехватить третий игрок.

16. Вратарь накатывает мяч игроку, который с разбега наносит сильный удар по воротам с 11-12 м.



2.1.3. Обучение удару внутренней

частью подъема

Рис. 4. Удар внутренней частью подъема


1. Взгляд. Взгляд направлен на мяч.

2. Разбег. Для удара по неподвижному мячу можно разбегаться по дуге, под малым или большим углом. Направление разбега не совпадает с направлением полета мяча. Разбег выполняется с равномерным ускорением с 6-10 м. Шаг перед подходом к мячу немного удлиняется.

3. Постановка опорной ноги. Опорная нога, согнутая в колене, ставится несколько позади и сбоку от мяча.

4. Положение туловища до удара. Туловище отклоняется в сторону от мяча, его вес переходит на опорную ногу.

5. Замах. Одновременно с последним шагом разбега бьющая нога при замахе отводится назад, разворачиваясь носком наружу.

6. Удар. Удар наносится с внутренней стороны подъема. Во время удара нога напрягается в голеностопном суставе. В зависимости от того, на какую высоту предполагается послать мяч, удар наносится ниже середины мяча или по центру мяча. После удара бьющая нога выносится чуть накрест перед телом, как и рука со стороны, противоположной ударяющей ноге. Туловище отклоняется назад.

Данным способом чаще всего выполняются передачи верхом на средние и дальние расстояния, а также штрафные, свободные удары по воротам. Благодаря большой площади соприкосновения бьющей ноги с мячом, этот удар довольно точен.

Примерные упражнения для разучивания приема


1. Занимающиеся имитируют удар по мячу.

2. Занимающиеся встав на расстоянии 4-6 м от стенки выполняют удары по неподвижному мячу с места, стараясь послать его низом

3. Двое занимающихся с места, встав на расстояние 10-12 м друг от друга, поочередно, ударом по неподвижному мячу посылают его верхом друг другу в руки.

4. Двое занимающихся располагаются в 8-10 м друг против друга. Один из них накатывает мяч партнеру, другой бьет по катящемуся мячу.

5. Занимающиеся накатывают себе мяч и с разбега посылают его верхом в стенку.

6. Занимающиеся с расстояния 8-10 м наносят удары по катящемуся мячу в квадрат размером 1х1 м или 2х2 м, обозначенный на стенке. Мяч может накатываться как спереди, так и сбоку от бьющего игрока.

7. Двое занимающихся передают друг другу мяч в одно касание, меняя расстояние между собой. Мяч посылается только низом.

8. Двое занимающихся встают в 10-16 м друг от друга. Между ними устанавливаются препятствия (стойки). Задача занимающихся - ударом по неподвижному мячу направить его партнеру через стойку.

9. Занимающиеся выполняют штрафные удары на силу по неподвижному мячу. Чередование ударов левой и правой ногой.

10. Занимающиеся выполняют удары на дальность. Соревнующиеся с линии ворот футбольного поля поочередно выполняют по 5 ударов правой и левой ногой, стараясь послать мяч как можно дальше. Определяется лучший участник, сумевший нанести самый дальний удар каждой ногой.




2.1.4. Обучение удару внешней

частью подъема

Рис. 5. Удар внешней частью подъема


1. Взгляд. Взгляд направлен вперед, на цель, а затем переводится на мяч.

2. Разбег. Точка начала разбега, мяч и цель находятся примерно на одной линии. Скорость разбега постепенно увеличивается.

3. Постановка опорной ноги. Опорная нога сгибается в колене и ставится несколько сбоку от мяча и сзади.

4. Положение туловища до удара. Туловище наклонено вперед.

5. Замах. Бьющая нога сгибается в колене и максимально отводится назад.

6. Удар. Нога в момент удара напрягается в голеностопном суставе, стопа с оттянутым носком несколько повернута во внутрь. Удар выполняется внешней частью подъема, т.е. частью стопы, прилегающей к мизинцу. В зависимости от того, на какую высоту предполагается послать мяч, удар наносится ниже середины мяча, или по центру мяча. После удара бьющая нога движется по инерции, по направлению к цели.

Большая площадь соприкосновения ноги с мячом позволяет достичь высокой точности удара. Этот прием применяется при коротких и средних передачах, при штрафных, свободных, угловых ударах и ударах по воротам.

Примерные упражнения для разучивания приема

1. Занимающийся держит мяч в руках перед собой. Затем выпускает его и до соприкосновения мяча с землей бьет по нему внешней частью подъема напротив стоящему в 6-7 м партнеру или в стенку.

2. Занимающийся после четырех-пяти шагов медленного разбега бросает мяч перед собой и описанным выше приемом передает партнеру или в стенку.

3. Занимающийся бросает мяч перед собой и после отскока от земли бьет партнеру, стоящему в 6-7 м.

4. Первый занимающийся стоящий в 4-5 м напротив партнера бросает ему мяч по небольшой дуге, тот требуемым ударом, после одного отскока от грунта, возвращает его обратно.

5. Занимающиеся выполняют удары внешней частью подъема в момент отскока мяча от грунта.

6. Занимающиеся выполняют то же, что в упр. 2, но бить по мячу с ходу в момент его отскока от грунта.

7. Вначале обучаемый так бросает мяч перед собой, чтобы он в первый раз отскочил от грунта до уровня головы, и после того как только мяч отскочит от земли второй раз, в момент его отскока посылает с ходу партнеру.

8. Занимающиеся выполняют то же, что в упр. 4, но удар с ходу в момент второго отскока мяча от грунта.

9. Занимающиеся выполняют удары по неподвижному мячу с одного шага, затем - с разбега.

10. Занимающиеся выполняют передачу мяча второму партнеру, который накатывается его сзади-сбоку /или игрок сам себе накатывает мяч/.

11. Занимающиеся с места выполняют удары по мячу, который накатывает партнер, стоящий напротив.

12. Занимающиеся с разбега выполняют удары по мячу, который накатывает партнер, стоящий напротив.

13. Занимающиеся с разбега выполняют удары по мячу, сначала ногой, ближней к мячу, затем дальней, который сбоку накатывает партнер.

14. Занимающиеся выполняют удары по воротам. Мяч накатывают или бросают из разных точек.




2.1.5. Обучение удару носком

Рис. 6. Удар носком


1. Взгляд. Взгляд направлен на центр мяча. Периферическим зрением следует смотреть по направлению полета мяча.

2. Разбег. Этот удар производится с места или с разбега. Если удар с разбега, то следует разбегаться по прямой линии по направлению предстоящего полета мяча.

3. Постановка опорной ноги. Слегка согнутая в колене опорная нога ставится немного в сторону и сзади от мяча.

4. Положение туловища до удара. Туловище немного отклоняется назад.

5. Замах. Замах при ударе небольшой.

6. Удар. Удар наносится в центр мяча или чуть ниже. В момент удара голеностопный сустав напряжен, носок немного приподнят.

Этот удар проводят чаще по неподвижному и катящемуся мячу и очень редко по летящему.

Этот удар применяется тогда, когда необходимо произвести удар неожиданно, без подготовки, по цели: в условиях скученности футболистов, при атаке ворот, отборе мяча у противника, реже при передачах. Он эффективен при выбивании мяча защитником у противника в выпаде или в шпагате. Чаще применяется на размокших полях. Высока скорость полета мяча.

Техника удара носком почти полностью совпадает с техникой удара серединой подъема. Отличие лишь в разном положении стопы. Поэтому при разучивании удара носком применяются те же упражнения, что и при обучении удару серединой подъема. Удары носком в технике футбола занимают незначительное место и при обучении им не следует уделять особого внимания.
2.1.6. Обучение удару пяткой

Рис. 7. Удар пяткой


1. Взгляд. Взгляд вначале направлен на мяч, потом переводится на соперника. Затем, после замаха, "перешагнув" через мяч, футболисту следует наблюдать за ним периферическим зрением.

2. Разбег. Удар выполняется с места, в ходьбе или с прямолинейного разбега. Направление полета мяча не совпадает с направлением разбега, т.е. чаще они противоположны.

3. Постановка опорной ноги. При выполнении удара опорная нога ставится сбоку и несколько спереди от мяча.

4. Положение туловища до удара. Туловище немного наклонено вперед.

5. Замах. Бьющая нога, сделав замах, проносится через мяч.

6. Удар. Удар производится пяткой по центру мяча энергичным движением бедра и голени назад.

Удар пяткой применяется тогда, когда возникает необходимость выполнить неожиданную и скрытную передачу назад или в сторону.

Примерные упражнения для разучивания приема

1. Занимающиеся делятся на пары и встают друг за другом на расстоянии 6-8 метров. Первые наносят удары пяткой. Вторые останавливают мяч, затем поворачиваются на 180 градусов и требуемым способом возвращают его обратно. И так далее меняясь ролями.

2. Занимающиеся выполняют то же самое упр, что и в !, но удары выполняют с более дальнего расстояния и с разбега.


3. Занимающиеся встают в 2-4 м от стенки спиной к ней. Впереди каждого на расстоянии 1-2 м устанавливается по мячу. По сигналу преподавателя они делают шаг вперед через мяч, а затем выполняют удары пяткой по мячу.

4. Двое занимающихся встают один за другим. Первый легко посылает мяч вперед низом. Второй делает рывок и, догнав мяч, пяткой возвращает его партнеру и т. д. После 6-8 рывков партнеры меняются ролями.

5. Из двух стоек сооружаются ворота шириной в 1 м. Два партнера занимают позиции по ту и другую сторону от ворот. Их задача - с расстояния 6-8 м ударом пяткой по мячу попасть в ворота. Удары сначала наносятся по неподвижному, а затем катящемуся мячу с места и с разбега.

6. Упражняются двое занимающихся. Первый ведет мяч, второй следует за ним на расстоянии 4-6 м. Первый делает передачу пяткой назад, второй подхватывает мяч, обгоняет впереди бегущего и, в свою очередь, выполняет ему аналогичную передачу и т. д.


  1   2   3