Скачать 38.07 Kb.
Дата20.03.2018
Размер38.07 Kb.
ТипУрок

Общая выносливость на уроках физкультуры в 9-11 классах



Общая выносливость на уроках физкультуры в 9-11 классах

(методические рекомендации на основе опыта учителей Карелии)
Байтман Леонид Борисович

Почётный работник общего образования Российской Федерации

Заслуженный работник физической культуры РК

Высокий уровень развития общей выносливости у человека в наше время крайне необходим в связи с постоянно ускоряющимся ритмом жизни. Нагрузки от потоков информации, от постоянно повышающихся умственных нагрузок, изменяющихся с большой скоростью условий жизни, работы – предъявляют повышенные требования к физическому состоянию человека.

Представление об общей выносливости в практической жизни в последнее время существенно меняется.

Это не просто аэробная производительность, не только способность длительное время выдерживать однообразную нагрузку.

В практической деятельности человека под общей выносливостью понимается способность и возможность выполнять большую нагрузку, причём разного вида и характера, например в производственной деятельности: переноска грузов, передвижения с грузом, многократное повторение сильных кратковременных действий через очень короткие интервалы и, что самое главное – высокая работоспособность. То есть понимание об общей выносливости становится более универсальным, расширенным.

Отсюда и требования к развитию этого универсального комплексного качества, которое является следствием здорового образа жизни, постоянными, системными тренировками и нагрузками.

На уроках физической культуры в 9-11 классах объем упражнений для развития и совершенствования общей выносливости следует систематически увеличивать, используя различные средства и методы.

Упражнения могут выполняться в любое время учебного года. Учитывая, что в 9-11 классах программа строится в основном на методах совершенствования физических качеств, следует выбирать преимущественно форму комплексных уроков. Особенно хорошо соответствуют задачам уроки в форме круговой тренировки, так как прохождение станций с разными заданиями позволяет, используя разные средства, хорошо регулировать темп, варьировать нагрузку. Учебный год в 9 классе начинается с втягивания в беговую работу. Уроки проводятся на открытом воздухе, на площадке, стадионе.

Чередование ходьбы и бега в разных режимах – от медленного до быстрого – на отрезках 50-200 метров.

Быстрая ходьба 50 метров, медленный бег 100 метров в течение трёх-четырёх минут, 6-8 упражнений на растягивание: наклоны, повороты, выпады.

Быстрая ходьбы 50 метров, медленный бег 200 метров в течение 8 минут, упражнение на расслабление, маховые упражнения.

6-8 минут силовые упражнения, отжимания в упоре лёжа, приседания, поточные прыжки на отрезках 30-50 метров.

Сочетание ходьбы и бега в течение сентября-октября следует довести до 15-20 минут, со скоростью преодоления одного километра за 5,5-6,5 минут.

В ноябре-марте, на уроках в зале, во время проведения комплексных уроков и уроков по методу круговой тренировки необходимо все упражнения силовой направленности, акробатически упражнения, упражнения с использованием гимнастических снарядов: низкая перекладина, брусья, гимнастическая стенка – повторять сериями по 10-15 раз, с 2-3 минутным интервалом 4-6 раз.

Если в декабре, январе, феврале проводятся уроки лыжной подготовки, то всю работу необходимо строить на чередовании передвижения на отрезках от 200 до 800 метров с разной скоростью и сменой способов передвижения на лыжах.

За одно занятие ученик должен преодолевать от 6 до 10 километров дистанции. Но движение обязательно должно быть разным по темпу. Быстрые и медленные отрезки на дистанции должны чередоваться, а вся дистанция должна проходиться без остановок.

Если есть тренажерный зал, то все упражнения на тренажерах должны выполняться с небольшими весами – 40% - 60% по 8-12 движений в 4-6 сериях через 1,5-2 минуты.

Упражнения на тренажерах должны чередоваться с упражнениями на расслабления и висами на перекладине и гимнастической стенке, наклоны и прогибания на широко расставленных ногах.

Постоянно увеличивая нагрузку по времени и количеству повторений обязательно нужно использовать домашние задания. Необходимо с помощью домашних заданий приучать школьника систематически заниматься развитием физических качеств. Для домашних занятий следует рекомендовать: отказ от городского транспорта, передвижеие только пешком. Но ходьба должна быть пульсирующей – чередование быстрой и относительно медленной.

Ежедневно выполнять упражнения на развитие мышц брюшного пресса, стопы, мышц рук, приседания.

Работа над развитием общей выносливости должна вестись и на уроках спортивных игр: волейбола, баскетбола, футбола. Игровые упражнения должны чередоваться с пробежками, темп выполнения простых игровых элементов должен быть высоким и выполняться сериями по 15-20 повторений.

В 10-11 классах содержание работы на уроках остаётся в предлагаемых вариантах, но увеличивается по объёмам и скорости выполнения.

В уроки, любой направленности необходимо включать упражнения для основных групп мышц, ног, брюшного пресса, грудных, спины, рук – необходимо выполнять по 12-15 раз, 5-6 серий.

Опыт показал, что использование этой методики проведения уроков, даже при двух уроках в неделю, даёт заметное улучшение физической подготовленности учащихся, общей выносливости, работоспособности.



Сейчас, при введении третьего урока, нагрузка будет соответствовать методическим и физиологическим требованиям и закономерностям. Систематичность занятий определённой направленности прочно поставит уроки физкультуры в программу создания прочных навыков здорового образа жизни.