Скачать 427.71 Kb.
страница1/3
Дата30.11.2019
Размер427.71 Kb.
ТипОбразовательная программа

Образовательная программа туристско-краеведческой направленности


  1   2   3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Центр патриотического воспитания «Доблесть»


Дополнительная общеразвивающая

образовательная программа

туристско-краеведческой направленности

«Военно-патриотический поисковый отряд «Каскад»
Возраст учащихся от 14 до 18 лет

Срок реализации 1 год

Автор-составитель: Касап

Сергей Александрович,

педагог дополнительного образования

г. Югорск, 2017 г.


Содержание


1

Комплекс основных характеристик программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи программы

5

1.3

Содержание программы

6

1.4

Планируемые результаты

17

2

Комплекс организационно-педагогических условий

17

2.1

Оценочные материалы

17

2.2

Ресурсное обеспечение программы

23

2.3

Методические материалы

23

2.3.1

Методика подготовки и проведения поисковой экспедиции (памятка)

23

2.3.2

Инструкция по технике безопасности при проведении работ в зоне бывших военных действий

24

2.3.3

Техника безопасности при проведении поисковых работ

25




Список литературы

26




      1. Комплекс основных характеристик программы




    1. Пояснительная записка

«Никто не забыт и ничто не забыто»
Отмечая очередную годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне, чествуя немногих оставшихся в живых ветеранов, возлагая цветы к мемориалам и братским могилам, каждый из нас отдает свою дань памяти и скорби.

До сих пор миллионы людей не знают, но хотят знать, где погибли и захоронены их братья, отцы и деды. Многие сотни тысяч пропавших без вести солдат Родины лежат на местах былых боев не захороненными.

Сегодня, чтобы восполнить пробел безвременья, отдать дань памяти и уважения сложившим свои головы воинам, одним из направлений военно-патриотического воспитания молодежи является формирование поисковых отрядов для организации экспедиций на места былых боёв Великой Отечественной войны.

Практикой доказано, что поисковая работа является одной из эффективных форм деятельности, способствующей всестороннему развитию личности, имеет большую мотивирующую силу, направленную на развитие умственной и творческой активности подростков, на формирование у них волевых качеств, способностей преодолевать препятствия и не пасовать перед трудностями. У обучающихся развивается творчество и инициатива, проявляется высокая степень самостоятельности и личной ответственности за результаты поиска, что, несомненно, сказывается на развитии качеств коммуникативной образованности участников поисковой деятельности.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493, нацелена на формирование у подрастающей молодежи гражданско-патриотических качеств, личностно - ориентированных на выполнение долга по защите Отечества.

Данная программа имеет туристско-краеведческую направленность.

Вид программы - составительская и составлена на основании программ, утверждённых Министерством образования РФ:


  • программа клуба «Военная археология», А.А. Лукин, г. Курск, 2002 год;

  • программа экспедиций «Поиск – мужество, героизм и воля», Н.И.Некрасов,

г. Новосибирск, 2002 год;

  • программа «Курс молодого бойца для членов поисковых отрядов образовательных учреждений», Н.Г. Куликовских, г. Смоленск, 2002 год.

Представленная программа может быть рекомендована создающимся поисковым организациям на территории Российской Федерации.

Отличительной особенностью программы является использование педагогом в работе по программе личностно-ориентированную систему обучения и воспитания (автор А.В. Хуторской). Данная система предполагает:

- признание обучающегося основным субъектом процесса обучения;

- признание основной целью развитие индивидуальных способностей обучающегося;

- определение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъектного опыта воспитанника, целенаправленного развития его личности в процессе обучения.

Педагогическая целесообразность: программа имеет межпредметные связи с учебными курсами общего образования – это история, анатомия, география, основы безопасности жизнедеятельности человека, литература, физическая культура, что способствует расширению знаний и получению определенного практического навыка по предметам во внеурочной деятельности.

Программа ориентирует обучающихся в выборе профессий, таких как: учитель истории, архивариус, корреспондент, журналист, военнослужащий.

Знания теории и практические навыки позволяют обучающимся принимать участие в городских и окружных научно-исследовательских конференциях молодых исследователей.

Новизна программы заключается в том, что программа комплексная и включает в себя следующие образовательные области: военную историю; военную археологию; туристическую, общефизическую, медицинскую подготовки; основы инженерного дела.

Время доказало, что военно-патриотическое воспитание молодежи не теряет своей актуальности и обостренности, а наоборот, отсутствие его сказывается крайне негативно, как на формировании патриотического и гражданского долга, так и на физическом развитии подрастающего поколения.

Не будем перечислять все те негативные факторы современности, оказывающие пагубное воздействие на неокрепшие души и сердца российской молодежи. Крылатые слова: «Дети – это наше будущее!» - сегодня актуальны, как никогда. В настоящее мы, взрослые, с переменным успехом стараемся направить энергию молодых в так называемое «правильное русло», то есть помогаем нашим детям определиться с выбором жизненного пути, выработать у них необходимые качества морального, психологического и физического плана, устойчивые жизненные принципы и позиции. Способов решения этих проблем много, но какой из них наиболее правильный?

Время доказало, что поисковая работа является одним из наиболее эффективных способов гражданско-патриотического воспитания молодежи, развивает у них такие качества как милосердие, сострадание к чужой беде и боли, трудолюбие, чувство долга и справедливости, а самое главное – патриотизм.



Адресат программы: воспитанники Центра патриотического воспитания «Доблесть», члены военно-патриотического поискового отряда «Каскад».

Возраст детей и подростков, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы составляет от 14 до 18 лет.



Количественный состав поискового отряда: 10 – 15 человек.

Продолжительность реализации программы составляет 1 год. Программа циклична, поэтому все этапы механизма реализации программы обучающиеся проходят за первый год обучения. За второй год обучения, при необходимости, совершенствуются первоначальные навыки обучающихся. Все последующие года идёт совершенствование знаний и умений архивно-исследовательской, музейной и полевой поисковой работы.

Для наиболее успешного выполнения поставленных задач образовательного процесса программой предусмотрены следующие очные формы обучения:


  • теоретические занятия (лекции, семинары, дискуссии, учебная игра, инструктажи, беседы, встречи, конференции и т.д.);

  • практические занятия (экскурсии, экспедиции, архивно-исследовательская работа, туристические походы и т.д.);

  • комбинированные формы (слёты, конкурсы, занятия – соревнования и т.д.);

  • проведение экскурсий в музей «Боевой Славы», участие в мероприятиях военно-патриотического и благотворительного направления

Формы организации учебного процесса: лекции, беседы, тестирование, слеты, поисковая экспедиция, практические занятия. Возможна организация индивидуальных занятий по специальному графику.

Основной формой подведения итогов реализации программы ВППО «Каскад» будет являться зачёт, участие в поисковой экспедиции и в окружном слёте поисковых отрядов.




    1. Цель и задачи программы

Данная образовательная программа способствует овладению учащимися основными ключевыми компетенциями: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенцией личностного самосовершенствования (по А.В. Хуторскому), что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей не только в рамках данного направления деятельности.

Цель: патриотическое и нравственное воспитание детей и подростков через изучение героического прошлого и настоящего нашей Родины, увековечивание памяти воинов, погибших за свободу и независимость Отечества, повседневная забота о живых участниках Великой Отечественной и других войн, вдовах погибших.

Задачи:


  1. Обучить основам поисковой и архивно-исследовательской работы.

  2. Расширить кругозор знаний у детей, подростков и молодежи в области военной истории.

  3. Воспитывать подрастающее поколение в духе гордости за свою Отчизну, свой родной край, готовности способствовать её процветанию и в случае необходимости защите.

  4. Формировать военно-профессиональную ориентацию молодых людей на прохождение службы в Вооруженных Силах и правоохранительных органах России.

Основные уровни освоения программы: программа учитывает потребности и запросы детей, предусматривает получение поисковой, архивной деятельности.



Ключевые понятия и последовательность образовательного процесса:

Уровни отношения к поисковой деятельности

Начальный

Общие представления о поисковой работе, неустойчивый интерес, несформированные потребности

Элементарный

Сформированное представление о поисковой работе. Неустойчивая потребность

Продвинутый

Вхождение личности в тонкости поисковой работы, человеком и обществом, ее включение в процесс освоения поисковой культуры и практической деятельности.

Высокий

Целостное представление о поисковой работе. Сформированная потребность в общественно-полезной деятельности.

Профессионально-достаточный

Сформированная убежденность необходимости занятий поисковой работы, благодаря широким и глубоким знаниям, которая выражается в единстве знаний и умений и особом профессиональном отношении к ним, определяющим поведение и активность личности.

Творческий

Сформированная установка на общественно значимое поведение и действия по поисковой работе, овладение творческим отношением к основам поисковой работы.



1.3 Содержание программы

Программа содержит 3 интенсивных образовательных модуля, общей продолжительностью 280 часов, объединенных задачей расширения познаний учащихся в области поисковой деятельности посредством теоретической и практической деятельности.


Модуль 1. «Теория поисковой работы»
Образовательная задача модуля
Формирование системы теоретических знаний, необходимых для дальнейшего осуществления поисковой деятельности.

Учебные задачи модуля


  1. Познакомиться с историей поисковой деятельности.

  2. Углубить знания истории Великой Отечественной войны, в том числе в районах предполагаемых поисковых экспедиций.

  3. Познакомиться с особенностями вооружения и экипировки армий - противников.

  4. Познакомиться с основами оказания первой доврачебной медицинской помощи.

  5. Улучшить туристическую и общефизическую подготовку.


Форматы реализации

  • лекция;

  • практическое занятие;

  • интерактивная форма занятий


Содержание модуля


  1. Основы поискового движения.

  2. История Великой Отечественной войны.

  3. Боевая техника и вооружение Красной Армии и Вермахта.

  4. Обмундирование и снаряжение.

  5. Медицинская подготовка.

  6. Туристическая подготовка.

  7. Общефизическая подготовка.

  8. Изучение боевых действий в районе поиска.


Количество часов 1 модуля – 112.
Модуль 2. «Практика поисковой работы»
Образовательная задача модуля
Получение учащимися практических навыков поисковой деятельности.
Учебные задачи модуля:


  1. Освоить навыки техники безопасности на период проведения поисковых работ.

  2. Познакомить учащихся с основами музееведения.

  3. Познакомить учащихся с основами архивного дела.

  4. Ознакомить с особенностями разведки местности с помощью металлоискателей и щупов.

  5. Ознакомить с работой большой сапёрной и малой пехотной лопаты.

  6. Ознакомить с порядком эксгумации не захороненных останков.

  7. Ознакомить с порядком оформления протоколов эксгумации.


Форматы реализации

  • лекция;

  • практическая работа;

  • поисковая экспедиция;

  • архивная работа

  • музейная работа.

Содержание модуля


  1. Техника безопасности.

  2. Специальное оборудование и снаряжение.

  3. Военная археология.

  4. Основы музееведения.

  5. Основы архивного дела.


Количество часов 2 модуля - 105.
Модуль 3. «Я – гражданин страны великой!»
Образовательная задача модуля

Формирование военно-профессиональной ориентации обучающихся, получение навыков трансляции знаний.


Учебные задачи модуля:


  1. Ознакомить с особенностями состояния Вооруженных Сил РФ на современном этапе.

  2. Расширить представление о календаре героико-патриотических событий и праздников, в том числе государственных.

  3. Обучить способам и формам трансляции знаний.


Форматы реализации

  • лекция;

  • практическая работа;

  • экскурсии;

  • выставки;

  • акции;

  • слеты поисковиков.



Содержание модуля


  1. Вооружённые силы России – защитники нашего Отечества.

  2. Выставочно-просветительская деятельность.

Количество часов 3 модуля – 63.
Программа модулей


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы контроля

всего

теория

практи-

ка


Модуль 1.

«Теория поисковой работы», 112 час.

Раздел 1. Основы поискового движения

1.1

Зарождение поискового движения

2

2

0

лекция

опрос

1.2

Цели и задачи поискового отряда

2

2

0

беседа

опрос

Раздел 2. История Великой Отечественной войны

2.1

Начало Великой Отечественной войны

2

2

0

лекция с использованием мультимедиа

беседа

2.2

Битва за Москву

2

2

0

лекция с использованием мультимедиа

беседа

опрос


2.3

Блокада Ленинграда

2

2

0

лекция с использованием мультимедиа

беседа

тест


2.4

Трагедия под Харьковом

1

1

0

рассказ

беседа

опрос


2.5

Сталинградская битва

2

2

0

лекция с использованием мультимедиа

тест

2.6

Курская битва

2

2

0

лекция с использованием мультимедиа

тест

2.7

Освобождение Украины

2

2

0

лекция с использованием мультимедиа

беседа

опрос


2.8

Освобождение Белоруссии

2

2

0

лекция с использованием мультимедиа

беседа

опрос


2.9

Трудовой фронт

1

1

0

рассказ

беседа

опрос


2.10

Победа!

2

2

0

рассказ

беседа

опрос


2.11

Цена Победы советского народа в Великой Отечественной войне

1

1

0

лекция с использованием статистических материалов

тест

Раздел 3. Боевая техника и вооружение Красной Армии и Вермахта

3.1

Бронетанковая техника

1

1

0

лекция с использованием мультимедиа

беседа

опрос


3.2

Авиация

2

2

0

лекция с использованием мультимедиа

беседа

опрос


3.3

Артиллерия

1

1

0

лекция с использованием мультимедиа

беседа

опрос


3.4

Стрелковое оружие

4

4

0

лекция с использованием мультимедиа

беседа

тест


3.5

Боеприпасы

2

2

0

лекция с использованием мультимедиа

беседа

опрос


3.6

Инженерные боеприпасы

2

2

0

лекция с использованием мультимедиа

беседа

опрос


Раздел 4. Обмундирование и снаряжение

4.1

Униформа

2

2

0

лекция с использованием мультимедиа

беседа

опрос


4.2

Обмундирование, снаряжение

2

2

0

лекция с использованием мультимедиа

беседа

опрос


4.3

Документы, медальоны

2

2

0

лекция с использованием музейных фондов

беседа

опрос


4.4

Знаки отличия и различия

2

2

0

лекция с использованием мультимедиа

беседа

опрос


4.5

Награды и нагрудные знаки

4

4

0

лекция с использованием музейных фондов

беседа

опрос


Раздел 5. Медицинская подготовка

5.1

Оказание первой помощи при ранениях, переломах и вывихах

4

0

4

практическая работа

зачет

5.2

Оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, отравлениях

2

0

2

практическая работа

зачет

5.3

Оказание первой помощи при утоплении, удушении и поражении электрическим током

2

0

2

практическая работа

зачет

5.4

Выведение из шокового состояния

2

0

2

практическая работа

зачет

5.5

Реанимация и транспортировка пострадавших

2

0

2

практическая работа

зачет

5.6

Состав медицинской аптечки

2

2

0

лекция

тест

Раздел 6. Туристическая подготовка

6.1

Требования к участнику похода

1

1

0

лекция

беседа

опрос


6.2

Групповое и личное туристическое снаряжение

2

2

0

лекция

беседа

опрос


6.3

Правильный подбор вещей и продуктов

2

2

0

лекция

тест

6.4

Установка палаток и обустройство лагеря

6

0

6

практическая работа

зачет

6.5

Ориентирование на местности

6

0

6

практическая работа

зачет

Раздел 7. Общефизическая подготовка

7.1

Занятия в тренажёрном зале. ОРУ. Упражнения на тренажёрах, с гантелями, на перекладине, отжимания в упоре лёжа. Игра в футбол, волейбол.

26

0

26

практические упражнения

сдача нормативов

Раздел 8. Изучение боевых действий в районе поиска

8.1

Обзор хода ведения боевых действий по документальным источникам

4

4

0

работа с документами

опрос

8.2

Выявление мест кровопролитных боёв и массовой гибели воинов

4

4

0

работа с документами

опрос

Модуль 2.

«Практика поисковой работы», 105 час.

Раздел 1. Техника безопасности

1.1

Инструктаж по мерам безопасности на период экспедиции

2

2

0

инструктивная лекция

зачет

1.2

Уголовная ответственность несовершеннолетних

2

2

0

лекция

опрос

Раздел 2. Специальное оборудование и снаряжение

2.1

Разведка местности с помощью металлоискателей и щупов

6

1

5

практическая работа, экспедиция




2.2

Работа с большой сапёрной и малой пехотной лопатой

10

1

9

практическая работа,

экспедиция






Раздел 3. Военная археология

3.1

Порядок эксгумации не захороненных останков

10

1

9

экспедиция




3.2

Порядок эксгумации останков из неучтённых захоронений

8

1

7

экспедиция




3.3

Порядок оформления Протоколов эксгумации

6

1

5

экспедиция




3.4

Порядок перезахоронения и оказания воинских почестей

2

0

2

экспедиция




3.5

Способы и методика установления данных медальонов, документов, боевых наград и именных вещей

6

2

4

экспедиция, работа с архивами, составление каталога




Раздел 4. Основы музееведения

4.1

Реставрация экспонатов

12

2

10

практическая работа с использование музейных технологий




4.2

Правила оформления экспозиции

10

2

8

практическая работа с использованием музейных технологий

зачет

Раздел 5. Основы архивного дела

5.1

Виды архивов

1

1

0

лекция

опрос

5.2

Порядок проведения архивно-исследовательской работы

2

2

0

лекция,

демонстрация



опрос

5.3

Работа с архивными документами

10

0

10

практическая работа




5.4

Установление судеб военнослужащих

6

0

6

практическая работа




5.5

Составление запросов в военные комиссариаты

6

0

6

практическая работа




5.6

Систематизация сведений о судьбах военнослужащих

6

0

6

практическая работа

оформление базы данных

Модуль 3.

«Я – гражданин страны великой!», 63 час.

Раздел 1. Вооружённые силы России – защитники нашего Отечества

1.1

История создания Вооружённых Сил России

2

2

0

лекция

беседа

1.2

Дни воинской славы России

2

2

0

лекция

беседа

1.3

Виды Вооружённых Сил России

2

2

0

лекция

тест

1.4

Боевая техника Вооружённых Сил России

4

4

0

лекция с использованием мультимедиа

опрос

1.5

Есть такая профессия - Родину защищать!

3

1

2

лекция,

экскурсия в в/ч



беседа

Раздел 2. Выставочно-просветительская деятельность

2.1

Организация передвижных тематических выставок

15

0

15

выставки




2.2

Работа со средствами массовой информации

10

0

10

написание статей, репортажи, сюжеты на ТВ




2.3

Участие в патриотических акциях

10

0

10

акции




2.4

Участие в слетах поисковых отрядов

15

0

15

слеты,

соревнования



дипломы, грамоты

Итого:

280

91

189









Модуль 1. «Теория поисковой работы»
  1   2   3