Скачать 19.62 Mb.
страница1/27
Дата05.12.2018
Размер19.62 Mb.
ТипОсновная образовательная программа

Образовательная программа основного общего образования


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27





ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 18 Г. ХИМКИ

2013год


СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка:

1.1.1.Введение

1.1.2.Особенности МБОУ СОШ №18 г. Химки

1.1.3.Цели и задачи реализации образовательной программы

1.1.4. Принципы и подходы к формированию образовательной программы

1.1.5 Концептуальные положения

1.1.6 Общая характеристика программы.

1.1.7 Учебно-методический комплекс

1.1.8. Состав участников образовательного процесса

1.2. Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы основного общего образования

1.2.1. Общие положения

1.2.2. Особенности оценки личностных результатов

1.2.3. Особенности оценки метапредметных результатов

1.2.4. Особенности оценки предметных результатов

1.2.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений

1.2.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию

1.2.7. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения



3.Организационный раздел

3.1. Базисный учебный план основного общего образования.

3.2. Система условий реализации основной образовательной программы

3.2.1. Психолого-педагогические условия реализации ООП

3.2.2. Описание кадровых условий

3.2.3. Материально-технические условия

3.2.4. Информационно-методические условия реализации ООП

3.2.4.1. Учебно-методическое обеспечение.

3.2.4.2. Учебно-дидактическое обеспечение.

3.2.4.3. Информационное обеспечение.

3.3. Финансово-экономическое обеспечение

3.4.Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ООО

3.5. Дорожная карта по формированию условий реализации ООП ООО (на 2013/2014 уч. г.)

Литература



ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка.

      1. Введение

Основная образовательная программа основного общего образования (далее – ООП ООО) разработана творческой инициативной группой педагогического коллектива муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы №18 (далее МБОУ СОШ №18) г. Химки Московской области в соответствии с требованиями:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010г). - М.: «Просвещение», 2011 г. );

- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (Основная школа. Составитель Е. С. Савинов. - М. Просвещение, 2011г.),

- с особенностями МБОУ СОШ №18 г. Химки, образовательными потребностями и запросами обучающихся, воспитанников, а также концептуальными положениями УМК, реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего.



      1. Особенности МБОУ СОШ №18 г. Химки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №18

открылась 15 января 1996 года.

Муниципальное учреждение обладает лицензией Министерства образования Московской области (приказ от 21 марта 2012 г., № 68822, серия РО МО № 001999), срок действия лицензии – бессрочно.

Государственный статус установлен при государственной аккредитации, Свидетельство о государственной аккредитации (от 10 июня 2011 г. регистрационный № 1367), срок действия до 10 июня 2023 г.

Тип учреждения – бюджетное общеобразовательное учреждение.

Вид учреждения – средняя общеобразовательная школа.

Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя для муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 18 городского округа Химки (МБОУ СОШ № 18), является Управление по образованию Администрации городского округа Химки Московской области.

Доля муниципалитета в уставном фонде составляет 100 %.

Структура управления муниципальным учреждением МБОУ СОШ № 18:

Учредитель – Руководитель учреждения – Управляющий Совет – Педагогический совет – Родительский комитет – Общее собрание трудового коллектива.

Директор школы с 2006 года - Васильева Татьяна Ивановна.

Основные результаты, достигнутые МБОУ СОШ № 18 на муниципальном и региональном уровнях за последние два года:


  • МБОУ СОШ № 18 является победителем муниципального этапа областного конкурса муниципальных образовательных учреждений в Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы (приказ Управления по образованию Администрации городского округа Химки от 13.02.2012 г. № 32-0);

  • МБОУ СОШ № 18 является победителем муниципального конкурса «Самое успешное общеобразовательное учреждение по внедрению системы ведения журнала и дневника успеваемости в электронном виде» (приказ Управления по образованию Администрации городского округа Химки от 08.05.2013 г. № 218-0);

  • МБОУ СОШ №18 является ресурсным центром – лучших общеобразовательных учреждений для введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в 5-ых классах (приказ Министерства образования Московской области от 13.03.2013 №986 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов основного образования в общеобразовательных учреждениях Московской области в 2013 – 2014 учебном году»).

      1. Цели и задачи реализации образовательной программы

Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;



- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

— обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта;

— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;

а также; создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей, социализацию и нравственное поведение в обществе.



Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

  • обеспечить соответствие основной образовательной программы требованиям Стандарта;

  • обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

  • обеспечить индивидуализированное психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося, формирование образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, создание необходимых условий для ее самореализации;

  • обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельность;

  • создать условия для поддержки и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развития духовно-нравственных качеств лицеистов.

Образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:

  • с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

  • с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

  • с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

  • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

  • с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

1.1.4. Принципы и подходы к формированию образовательной программы.

ООП ООО отражает стратегию развития образования МБОУ СОШ №18 г. Химки и строится на следующих принципах:

- равных возможностей получения качественного основного общего образования

(дети могут получать образование на дому, в форме экстерната, семейное образование);

- духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества

(в рамках реализации программы патриотического воспитания школы);

- преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования

(реализация данного принципа через кружковую, факультативную работу и элективные курсы);

- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России

(реализация данного принципа через воспитательные мероприятия школы);

- единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений

(через сетевое взаимодействие с другими образовательными организациями);

- демократизации образования и всей образовательной деятельности;

- формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом (участие в мониторинговых исследованиях школьного, городского и областного уровней );

-условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (реализация данного принципа через совершенствование материально-технической базы школы, методической и психолого-педагогической службы)

1.1.5. Концептуальные положения

ООП ООО МБОУ СОШ № 18 г. Химки основывается на последних достижениях педагогической науки и практики, в том числе:

- системно-деятельностном подходе к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);

- смысловой педагогике вариативного образования (А.Г. Асмолов, В.В. Рубцов);

- на результатах анализа и обобщения опыта применения в педагогической практике комплектов учебников по развивающим системам обучения «Планета знаний », «Россия 2100» для 1 -4ых классов;

- на идеях непрерывности (наличие последовательной цепи компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов и приемов, форм и результативности), а также преемственности образования (детский сад - школа - вуз).



1.1.6. Общая характеристика программы.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные характеристики выпускника ООО:

ООП МБОУ СОШ №18 г. Химки ориентирована на становление следующих характеристик выпускника:



  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;

  • готового к адаптации в современном обществе, т.е. к решению стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности, а именно: умение адаптироваться в условиях современного общества;

  • проявляющего интерес к конкретной области знания, наличие определённой системы базовых и расширенных предметных знаний и умений, позволяющих продолжить обучение в профессиональной или общеобразовательной школе, вузе.

1.1.7. Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс (или учебно-методическое обеспечение) обязательной части ООП включает в себя:

учебники, учебные пособия, рабочие тетради, справочники, хрестоматии, цифровые образовательные ресурсы, методические пособия для учителей, сайты поддержки учебных курсов, дисциплин и т.п.

Вариативная часть программы (учебные, развивающие, интегративные курсы, образовательные модули, внеурочная образовательная деятельность) сопровождается методическим обеспечением (план - графиком, расписанием, цифровыми ресурсами, материалами для учащихся и педагогов и т.п.).



Учебно-методическое обеспечение образовательного учреждения состоит из основного состава и дополнительного. Основной состав УМК используется учащимися и педагогами на постоянной основе, дополнительный состав – по усмотрению учителя и учащихся.

5 класс (2013 - 2014 учебный год)

п/п

ФП

Авторы, название учебника

Класс

Издательство

Коли-
чество
(экз.)


Филология

Русский язык

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. и др. Русский язык

5 а

Баласс

30

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык

5 б, в

Мнемозина

60

литература

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература

5

Баласс

30

Меркин Г.С. Литература в 2-х ч.ч.1

5

Русское слово

60

Англ.яз

Деревянко Н.Н., Жаворонкова С.В., Карпова Л.Г. и др. Английский язык

5

Титул

30




математика

Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Математика

5

Мнемозина

30

Гельфман Э.Г., Холодная О.В. Математика

5

БИНОМ. Лаборатория знаний

30

Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика

5

Мнемозина

30

ИКТ

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика

5

БИНОМ. Лаборатория знаний

90




история

Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецов А.В. и др. Всеобщая история. История Древнего мира

5

Баласс

90




биология

Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В. Биология

5-6

Просвещение

90




ИЗО

Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство.Ч1

5

Дрофа

30







Ломов С.П., Игнатьев С.Е., Кармазина М.В. Искусство. Изобразительное искусство. Ч2

5

Дрофа

30




музыка

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка

5

Просвещение

30




технология

Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. Технология. Обслуживающий труд

5

Дрофа

50




ОБЖ

Фролов М.П., Юрьева М.В., Шолох В.П. и др. / Под ред. Воробьёва Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности

5

Астрель

90




Физическая культура

Погадаев Г.И. Физическая культура

5-6

Дрофа

60

Реализация ООП обеспечивается доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по всему перечню дисциплин (модулей) программы.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями

основной учебной литературы по всем образовательным областям учебного плана, выпущенными в последние 5-10 лет.

Фонд дополнительной литературы включает справочные издания, научно-

популярные издания по предметам учебного плана и периодические издания.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27