страница1/24
Дата02.10.2018
Размер3.64 Mb.
ТипОбразовательная программа

Образовательная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса в структуре системы многолетней подготовки


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Настоящая программа является дополнительной общеобразовательной пред профессиональной программой. Она предназначена для подготовки пловцов в группах начальной подготовки, тренировочных группах и группах спортивного совершенствования.

При разработке настоящей программы использованы следующие нормативные документы:

- Федеральный закон РФ от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995г. № 233 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»;

- Приказ Госкомспорта РФ от 28.06.2001г. № 390 «Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮСШОР, ШВСМ и УОР)»;

- Приказ Минспорттуризма России от 03.04.2009г. № 157 «Об утверждении этапов многолетней подготовки спортсменов»;

- Федеральный стандарт спортивной подготовки по плаванию;

- Единая всероссийская спортивная классификация;

- Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства. – М.Советский спорт, 2004. – 216с (Допущено Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту);

- СанПиН 2.4.3.1186-03. О допуске к занятиям физической культурой и спортом и распределении занимающихся по группам.

Данная программа адаптирована к деятельности и условиям ДЮСШ плавания «Касатка» на период действия нормативных документов новой системы оплаты труда, утвержденных в Республике Татарстан.

Образовательная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса в структуре системы многолетней подготовки.

1.2. Основные термины, определения, сокращения.

1.2.1. В программе используются следующие термины, определения, обозначения и сокращения:

Федеральный стандарт спортивной подготовки (ФССП) – государственный документ, устанавливающий основные положения системы спортивной подготовки.

Спортивное плавание - олимпийский вид спорта, в котором целью является как можно более быстрое покрытие определенного расстояния, не нарушая при этом техник способа плавания (на спине, баттерфляй, брасс, вольный стиль), который используется.

Пловец – спортсмен, систематически занимающийся спортивным плаванием.

Программа спортивной подготовки (ПСП) – программа по этапной поэтапной подготовки физических лиц по плаванию.

Спортивная подготовка (СП) – тренировочный процесс, который подлежит планированию.

Группы начальной подготовки (ГНП) – возрастная категория юных спортсменов (от 8 лет), занимающихся плаванием в спортивной школе в соответствии с ПСП.

Тренировочные группы (ТГ) – возрастная категория юных спортсменов (от 10 лет), занимающихся плаванием в спортивной школе, пошедших необходимую подготовку и участвующих в спортивных соревнованиях в соответствии с требованиями ПСП и ЕВСК.

Группы совершенствования спортивного мастерства (ГССМ) – возрастная категория (от 13-14 лет) спортсменов высокой квалификации, занимающихся плаванием в спортивной школе и участвующих в спортивных соревнованиях в соответствии с требованиями ПСП и ЕВСК.

Общая физическая подготовка – ОФП

Специальная физическая подготовка – СФП

Техническая подготовка – ТехП

Тактическая подготовка –ТакП

1.3. Характеристика вида спорта.

1.3.1. Плавание – вид спорта, заключающийся, в преодолении вплавь, за наименьшее время различных дистанций. Плавание — наиболее массовый и популярный вид спорта, который оказывает огромное влияние на широкие слои населения. Плавание — олимпийский вид спорта.

Спортивное плавание  характеризуется системой специальной подготовки и участием в соревнованиях, которые проходят по определенным правилам. К классическому виду спортивных соревнований относят состязания в бассейнах стандартных размеров (ванны длиной 25м и 50м) путем преодоления различных строго регламентированных расстояний (дистанции) за определенное время. Основная задача пловца в спортивном плавании – подготовиться к скоростному преодолению дистанции и показать свой максимально возможный результат на соревнованиях. Саму дистанцию преодолевают различными строго регламентированными правилами соревнований способами.

Способы спортивного плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй. С помощью плавания развиваются практически все органы и системы организма. Наибольшее же влияние плавание оказывает на дыхательную и сердечнососудистую систему. Понятие «развивающее» в большей мере подходит для детско-юношеского возраста, так как в данном возрасте идет интенсивный рост организма, а плавание дополнительно стимулирует естественный рост и развитие всех органов и систем молодого организма. Также развиваются физические качества как выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость.

1.4. Система многолетней спортивной подготовки

1.4.1.Система многолетней спортивной подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности:

- оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности;

- рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется;

- строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок;

- одновременное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.

1.4.2. Организация занятий по Программе осуществляется на следующих этапах подготовки:

- этап начальной подготовки – 2года (ГНП-1, ГНП-2);

- тренировочный этап (период базовой подготовки) – 2 года (УТГ-1 и 2);

- тренировочный этап (период спортивной специализации) – 3 года (УТГ-3,4,5);

- этап совершенствования спортивного мастерства – 2 года (ГСС-1 и 2).

Целью многолетней подготовки юных пловцов является подержание оптимальной динамики развития физических качеств, функциональных возможностей и формирование специфической структуры спортивных способностей к возрасту высших достижений.

Многолетняя подготовка – единый педагогический процесс, который строится на основе следующих методических положений:

- целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству процессе подготовки всех возрастных групп;

- преемственность задач, средств и методов тренировки всех возрастных групп;

- поступательное увеличение нагрузок при строгом соблюдении принципов постепенности;

- своевременное начало спортивной специализации;

-постепенное изменение соотношения между объемами средств общей и специальной физической подготовки: увеличение удельного веса объема СФП по отношению к удельному весу ОФП;

- одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств и наиболее благоприятные для этого возрастные периоды;

- учет закономерностей возрастного и полового развития;

- постепенное введение дополнительных средств, ускоряющих процессы восстановления после напряженных нагрузок и стимулирующих рост работоспособности.
1.5. Краткая характеристика этапов многолетней подготовки:

Основной целью организаций, осуществляющих спортивную подготовку, является подготовка спортивного резерва в связи с чем, для ее достижения на каждом ее этапе необходимо обеспечить решение конкретных задач.



Этап начальной подготовки. К занятиям на этом этапе допускаются дети, прошедшие предварительную подготовку в спортивно-оздоровительных группах, а также учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься плаванием и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе работа направлена на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовленность, овладение жизненно необходимых навыков плавания, обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков.

Тренировочный этап (этап спортивной специализации) - укрепление здоровья, повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки; освоение и совершенствование всех способов плавания; приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта плавание.

Этап совершенствования спортивного мастерства – работа направлена на: повышение функциональных возможностей организма спортсменов, совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки; обеспечение стабильности в демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях; поддержание высокого уровня спортивной мотивации; сохранение здоровья спортсменов.
II. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Основные задачи деятельности ДЮСШ плавания «Касатка» на этапах подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку.

Содержание этапов спортивной подготовки определяется программами спортивной подготовки, разработанными и реализуемыми МАОУ ДО «ДЮСШ плавания «Касатка» в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.

Эффективность работы школы зависит от правильного выбора задач каждого этапа и их преемственности.

Основные задачи этапа начальной подготовки:

• улучшение состояния здоровья и закаливание;

• устранение недостатков физического развития;

• привлечение максимально возможного числа детей и подростков к занятием плаванием, формирование у них устойчивого интереса, мотивации к систематическим занятием спортом и к здоровому образу жизни;

• овладение жизненно необходимых навыков плавания;

• обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;

• приобретение детьми разносторонней физической подготовленности: развитие аэробной выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей;

• воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;

• поиск талантливых в спортивном отношении детей на основе морфологических критериев и двигательной одаренности.

Основные задачи тренировочного этапа:

• укрепление здоровья, закаливание;

• устранение недостатков в уровне физической подготовленности;

• освоение и совершенствование техники всех способов плавания;

• планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности; гармоничное совершенствование основных физических качеств с акцентом на развитие аэробной выносливости;

• формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало интеллектуальной, психологической и тактической подготовки;

• к концу этапа - определение предрасположенности к спринтерским или стайерским дистанциям;

• воспитание физических, морально-этических и волевых качеств; профилактика вредных привычек и правонарушений.



Основные задачи этапа спортивного совершенствования:

• повышение общего функционального уровня (к концу этапа - максимальное развитие аэробных способностей);

• постепенная подготовка организма юных спортсменов к максимальным нагрузкам, характерным для этапа спортивного совершенствования;

• дальнейшее совершенствование технической и тактической подготовленности;

• формирование мотивации на перенесение больших тренировочных нагрузок и целевой установки на спортивное совершенствование.
Таблица 1. Схема реализации системы многолетней подготовки юных пловцов

Этап спортивной подготовки

Продолжительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Минимальная

наполняемость

групп


Начальной подготовки

2

7

14-15

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

5

9

8-12

Совершенствование спортивного мастерства

без ограничений

12

4-7

В школу принимаются дети, при предъявлении медицинского заключения (справки) о состоянии здоровья ребенка, свидетельствующего об отсутствии противопоказаний к занятиям плаванием. Зачисление в спортивную школу происходит в соответствии с Правилами приема ДЮСШ плавания «Касатка».



2.2. Режимы тренировочной работы и требования к спортивной подготовленности

Режимы тренировочной работы основываются на необходимых для достижения высоких результатов объемах тренировочных нагрузок, постепенности их увеличения и оптимальных сроках достижения спортивного мастерства.

Устанавливаются следующие режимы тренировочной работы и требования к спортивной подготовленности.

Таблица 2. Режимы тренировочной работы и требования к спортивной подготовленности

Этапы спортивной подготовки

Год обучения

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Наполняемость групп (чел)

Количество учебных часов

в неделю


Требования по физической и спортивной подготовке на конец спортивного года

Начальной

подготовки



1

8

15

6

Выполнение нормативов по ОФП

2

9

14

8-9

и технической подготовке

Тренировочный (начальной и углубленной специализации)

1

10-11

12

12

Уровень

2

11-12

12

14

спортивных результатов,

3

12-13

10

16

выполнение нормативов

4

13-14

10

18

по ОФП и СФП

5

14-15

8

20

и технической подготовке

Совершенствование спортивного мастерства

1

15-16

7

24

Уровень

2

16-18

7

26

спортивных результатов,













выполнение нормативов













по ОФП и СФП

Перевод занимающихся в следующие группы и увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обуславливаются стажем занятий, уровнем общей и специальной физической подготовленности, состоянием здоровья, уровнем спортивных результатов.

Возраст учащихся определяется годом рождения и является минимальным при зачислении в учебные группы. Допускается превышение указанного возраста не более чем на 2 года.

Недельный режим тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Начиная с тренировочных групп третьего года обучения, недельная тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах общего учебного плана, определенного данной учебной группы.

Единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательной работы в спортивной школе является занятие продолжительностью 45 минут (один академический час). Продолжительность одного занятия не должна превышать:

- в группах начальной подготовки первого года обучения 2-х часов;

- в группах начальной подготовки свыше года и в тренировочных группах 3-х часов;

- в группах, где нагрузка составляет 20 и более часов в неделю, - 4 часов, при двухразовых тренировках в день – 3-х часов.

В зависимости от периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный), начиная с этапа спортивной специализации третьего года обучения, недельная тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах общегодового плана спортивной подготовки, определенного данному этапу. Так, во время каникул и в период пребывания в спортивно-оздоровительных лагерях, во время тренировочных сборов тренировочная нагрузка увеличивается с таким расчетом, чтобы общий объем плана спортивной подготовки каждой группы был выполнен полностью.

Выполнение программы по каждому году обучения и требования по общей и специальной физической подготовке, показанный спортивный результат в соревнованиях служат основными критериями работы отдельного тренера-преподавателя.

Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:

групповые занятия; индивидуальные занятия; работа по индивидуальным планам;

участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях; теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, кинокольцовок, кино- или видеозаписей, просмотра соревнований); занятия в условиях спортивно-оздоровительного лагеря, тренировочного сбора; инструкторская и судейская практика; медико-восстановительные мероприятия; тестирование и контроль. Спортсмены старших возрастных групп должны участвовать в судействе соревнований и могут привлекаться проведению отдельных частей тренировочного занятия в качестве помощника тренера.

Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки осуществляется на этапе совершенствования спортивного мастерства.

С учетом специфики вида спорта плавание определяются следующие особенности спортивной подготовки:

- комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляется в соответствии с гендерными и возрастными особенностями развития;

- в зависимости от условий и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований подготовка по виду спорта плавание осуществляется на основе обязательного соблюдения мер безопасности в целях сохранения здоровья лиц, проходящих спортивную подготовку.

Для проведения занятий на этапе совершенствования спортивного мастерства кроме основного тренера–преподавателя по виду спорта плавание допускается привлечение дополнительного второго тренера-преподавателя по общефизической и специальной физической подготовке при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку.



Для обеспечения круглогодичности спортивной подготовки, подготовки к спортивным соревнованиям и активного отдыха (восстановления) лиц, проходящих спортивную подготовку, организуются тренировочные сборы, являющиеся составной частью (продолжением) тренировочного процесса в соответствии с перечнем тренировочных сборов согласно ФССП.

Таблица 3. Перечень тренировочных сборов

№ п/п


Вид тренировочных сборов

Предельная продолжительность сборов по этапам спортивной подготовки (количество дней)

Оптимальная число участников сбора

Этап ССМ

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап начальной подготовки

  1. Тренировочные сборы по подготовке к соревнованиям

1.1.

Тренировочные сборы по подготовке к международным соревнованиям

21

18

-

Определяется Школой

1.2.

Тренировочные сборы по подготовке к чемпионатам, кубкам, первенствам России

18

14

-

1.3.

Тренировочные сборы по подготовке к другим всероссийским соревнованиям

18

14

-

1.4.

Тренировочные сборы по подготовке к официальным соревнованиям РТ

14

14

-

  1. Специальные тренировочные сборы

2.1.

Тренировочные сборы по общей или специальной физической подготовке

18

14

-

Не менее 70% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенно этапе

2.2.

Восстановительные тренировочные сборы

До 14 дней

Участники соревнований

2.3.

Тренировочные сборы для комплексного медицинского обследования

До 5 дней, но не более 2 раз в год

В соответствии с планом комплексного медицинского обследования

2.4.

Тренировочные сборы в каникулярный период

-

До 21 дня подряд и не более двух сборов в год

Не менее 60% от состава группы лиц, проходящих спортивную подготовку на определенно этапе

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Образовательная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса в структуре системы многолетней подготовки