страница1/5
Дата05.12.2018
Размер0.92 Mb.
ТипОсновная образовательная программа

Образовательная программа дошкольного образования мбоу вощиковская ош имени А,И. Королёва


  1   2   3   4   5

Основная образовательная программа

дошкольного образования

МБОУ Вощиковская ОШ имени А,И.Королёва



Содержание
Введение
I Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации программы
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
1.4. Принципы и подходы к формированию программы
1.5. Значимые характеристики развития детей раннего и дошкольного возраста.
2. Планируемые результаты освоения воспитанниками

основной образовательной программы дошкольного образования


2.1. Целевые ориентиры к началу дошкольного возраста (к 3 годам)
2.2. Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования

( к 7 годам)


3. Особенности проведения педагогического мониторинга
II Содержательный раздел


  1. Образовательные области




    1. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов




    1. Приоритетное направление

III. Организационный раздел


Введение
Основная образовательная программа дошкольного образования

разработана в соответствии с Федеральным государственным

образовательным стандартом дошкольного образования, отвечает запросам

современного общества и семьи к воспитанию ребенка от младенчества до

поступления в школу.

В центре Программы – современный ребенок, его уникальная и

творческая личность. Программа задает базисное содержание дошкольного

образования, обеспечивающее поддержку индивидуальности каждого

ребенка, его социальное, нравственное, интеллектуальное, физическое и

эстетическое развитие. Системно-деятельностный подход, положенный в

основу Программы, создает условия для самоизменения и саморазвития всех

участников образовательных отношений педагогов, детей и их родителей.

Модернизация образования сегодня – это не только государственный заказ и одно из условий развития общества, но также реальный шанс повлиять на будущее наших детей, страны, человечества.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской

Федерации» дошкольное образование России приобрело статус первого

уровня общего образования. Отношения в сфере дошкольного образования

при реализации образовательных программ регулируются теперь на

основании Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), основная миссия которого –

преемственность целей, задач и содержания различных уровней образования

при сохранении уникальности и самоценности дошкольного детства как

важного социально значимого этапа в жизни человека.




  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ




    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня в обществе происходят сложные социально-экономические

процессы, коренным образом меняются цели и ценности образования.

Главной целью образования на всех его уровнях признается воспитание



активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации.

Перенос акцента образовательной деятельности с подготовки к школе

на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребенка,

развития его личности способствует изменению представлений о



результатах дошкольного образования.

Под результатами мы понимаем, в первую очередь, формирование

таких качеств личности дошкольника, как любознательность, активность и

самостоятельность; готовность к преодолению ошибок и неудач, применению новых знаний для решения проблем, поиску решений в нестандартных ситуациях; умение брать ответственность за сделанный выбор, свои действия (или бездействия); умение работать в команде, проявлять заботу и уважение по отношению к себе, другим, обществу, стране, окружающей среде и др. Все это создаст основу не только для готовности ребенка к школе, но и для его успешной самореализации на каждом жизненном этапе.

Очевидно, что достижение этих результатов должно быть связано с

«перестройкой мышления» взрослых, оказывающих влияние на воспитание и

развитие ребенка. В ситуации динамичного развития образовательной

системы педагоги и родители должны сами стать инициаторами и

непосредственными участниками преобразований и инноваций в духе

времени.


Именно поэтому наша программа ориентирована на создание развивающей образовательной среды, в которой все участники образовательных отношений – педагоги, дети, родители получат импульс для

собственного развития – каждый на своем уровне.


    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Цель Программы: накопление ребенком культурного опыта

деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с

окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем

(в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании

целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию,

саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.



Задачи реализации Программы

• охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и

психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание

комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок

чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают

таким, какой он есть;

• развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных,

эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для

гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;

• формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и

творить самого себя в основных формах человеческой деятельности,

готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

• формирование общей культуры личности ребенка, в том числе

ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности,

инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной

позиции;

• развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми,

взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и

идеалов, прав свободного человека;

• воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости

за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных

ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах

человека, семьи, общества;


    1. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Принцип психологической комфортности. Взаимоотношения между

детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и

взаимопомощи.

Принцип деятельности. Основной акцент делается на организации

самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов

деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает,

прежде всего, как организатор образовательного процесса.



Принцип целостности. Стратегия и тактика воспитательной-

образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной

жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное

представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях.



Принцип минимакса. Создаются условия для продвижения каждого

ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем

темпе, на уровне своего возможного максимума.

Принцип творчества. Образовательный процесс ориентирован на

развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им

собственного опыта творческой деятельности.

Принцип вариативности. Детям предоставляются возможности

выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности

и общения, информации, способа действия и др.

Принцип непрерывности. Обеспечивается преемственность в

содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим

образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития.

Принятая в Программе методология позволяет придать процессу

развития ребенка целостность и системность, создать условия для

построения непрерывной образовательной траектории при переходе от

предыдущего уровня образования к следующему, полноценно проживая

каждый возрастной период.

Данная методологическая позиция опирается на личностно-

ориентированную педагогику, обусловливая чрезвычайно бережное

отношение к ребенку как к активно развивающейся личности – уважение его

индивидуальности, личностного достоинства, принятие ребенка таким, каков

он есть.



    1. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

• Совместная с семьей забота о сохранении и формировании

психического и физического здоровья детей.

• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение

(амплификация) детского развития.

• Учет индивидуально-психологических и личностных особенностей

ребенка (типа высшей нервной деятельности, преобладающего вида

темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия

способностей и интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе,

активности ребенка и т.д.).

• Целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и

саморазвитию всех участников образовательных отношений.

• Содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей),

признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.

• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

(игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской,

изобразительной, музыкальной и др.).

•Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

• Формирование познавательных интересов и познавательных действий

ребенка в различных видах деятельности.

• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие

условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

• Учет этнокультурной ситуации развития детей.

• Построение партнерских взаимоотношений с семьей.

• Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего

Образования.





    1. ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ



ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
Общая характеристика физического и психического развития

детей. Темпы физического развития детей второго года жизни несколько

снижаются по сравнению с первым годом. Ребенок ежемесячно прибавляет в

весе 200-250 г, длина тела увеличивается в месяц примерно на 1 см. К концу

года рост ребенка колеблется от 83 до 91 см, а вес – от 11 до 13 кг.

Постепенно совершенствуются все системы организма. Повышается

работоспособность нервной системы. На втором году ребенок может

бодрствовать 4-4,5 часа подряд. Суточное количество сна уменьшается до

12,5 часа. Ребенок меньше спит днем и с 1 года 6 месяцев переводится на

один дневной сон.

Совершенствуются все психические процессы, в первую очередь

ведущий психический процесс зрительное восприятие и во взаимосвязи с

ним память, наглядно-действенное мышление. Обследующие действия после

неоднократных повторений постепенно выполняются не только зрительно-

двигательным, но и зрительным способом. Формируются первые сенсорные

ориентировки в форме, величине, цвете, от которых зависит успешность

предметных действий. Интенсивно развиваются фонематический слух и

понимание речи, увеличивается активный словарь. К концу года ребенок в

норме говорит простыми предложениями из 3-4 слов. Речь становится

средством общения. Формируются предпосылки к разным видам

художественной деятельности, основанной на ассоциациях и подражании

взрослому.

Более четко оформляется потребность и интерес к взаимодействию с

взрослыми. Малыш все больше нуждается в оценке, одобрении и похвале.

Соответственно возникают разнообразные эмоции: радости, огорчения,

смущения, удовлетворения собой. На этой основе формируется

представление о себе и отношение к себе.

Ребенок осваивает элементарные правила взаимоотношений с другими

людьми, испытывает доброжелательные чувства по отношению к близки

людям (взрослым и детям) и выражает их разными способами: мимикой

(сопереживание, нежность, сочувствие, сострадание); жестом (заглядывает в

глаза, гладит по голове, обнимает); словом. Закрепляется чувство

привязанности к близким людям. Со сверстниками возможны элементарные

взаимодействия (обмен игрушками), но действует и играет малыш в

основном «рядом» с другими. К концу второго года появляется интерес к

другим детям, стремление привлечь к себе внимание сверстника,

продемонстрировать себя. Следовательно, социальная ситуация развития

ребенка расширяется, обогащается отношениями в детском сообществе.
Особенности социальной ситуации развития ребенка. Детско-взрослая событийная общность сохраняется и преобразуется. Расширяются

возможности вхождения ребенка в окружающий мир, поэтому единство

«взрослый-ребенок» преобразуется. Стремление ребенка к

самостоятельности, автономности усиливается, однако реально ребенок по-

прежнему нуждается в практической помощи взрослого во всех жизненных

ситуациях и видах деятельности. Кроме того, у ребенка появляется

потребность в оценке взрослым его действий, все более активных,

расширяющихся по содержанию и способам выполнения. Это противоречие

между стремлением к самостоятельности и объективной зависимостью от

взрослого разрешается в совместной деятельности ребенка и взрослого.

Форма совместности сотрудничество. Общение из ведущей деятельности

превращается в средство взаимодействия ребенка и взрослого в контексте

других видов деятельности, в первую очередь, – в ведущей предметной

деятельности.



Ведущая деятельность. Основное развитие происходит во

взаимодействии взрослого и ребенка в контексте ведущей предметной

деятельности, которая зарождается в ситуативно-деловом общении на первом

году жизни. Содержание совместной предметной деятельности – передача

взрослым и освоение ребенком способов употребления предметов.

Поскольку малыш сам не может открыть назначение предмета (функцию) и

способ его употребления или действия, освоение идет только во

взаимодействии с взрослым.

Мотивы предметной деятельности ребенка (интерес к предметам и

действующий с ними взрослый) обусловлены наличием предметного

окружения, примером взрослых и специально организованными действиями

взрослого. Важнейшее приобретение детей в раннем возрасте – овладение

орудийными действиями на основе действий взрослого, взятых за образец. В

предметной деятельности ребенок сначала выделяет функцию предмета и

соответственно смысл действия, а затем его операционально-техническую

сторону. Он способен к обобщению предметов по функции (назначению) и к

переносу действия в новые условия.

В этом возрасте ярко выражена инициативная сенсомоторная,

познавательная активность. Сенсомоторная исследовательская деятельность

стимулируется предметным окружением. Повышенный интерес ребенка к

окружающим предметам психологи назвали «предметным фетишизмом»,

когда каждая вещь обладает притягательной силой, «аффективно заряжена».

Малыш смело экспериментирует, испытывает удовольствие от

исследовательской деятельности, испытывает радость открытия новых

свойств предметов в самостоятельном наглядно-действенном познании.

В недрах предметной деятельности зарождается и появляется

процессуальная игра с предметными игровыми действиями (действия

одноактные, не связанные по смыслу, репродуктивные – ребенок

воспроизводит те действия, которые усвоил в игровом взаимодействии с

взрослым).



ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
Общая характеристика физического и психического развития

детей. На третьем году жизни ребенок может прибавлять в весе от 2,5 до 3

кг, а его рост увеличивается на 7-8 см. К концу года рост может составлять от

99 до 101 см, а вес – от 14 до 16 кг. Ребенок меняется и внешне. Исчезает

округлость тела, ноги становятся длиннее. Время бодрствования

увеличивается до 6-6,5 часов. Однако надо помнить, что нервная система

ребенка еще не отличается выносливостью, поэтому он быстро утомляется.



Ведущая деятельность – предметная. Ребенок овладевает многими

предметными, орудийными действиями. Процесс освоения действия – от

совместного с взрослым через совместно-раздельное к самостоятельному.

Это происходит в разных видах деятельности, все более отчетливо

выделяющихся из предметной: игре, конструировании, труде,

изобразительной деятельности. Ребенок становится все более активным,

самостоятельным и умелым, возможно проявление предпосылок творчества.

Происходит перенос и обобщение способов действия; проявляется особая

направленность на результат деятельности, настойчивость в поиске способа

его достижения.

Появляются предпосылки позиции субъекта предметной деятельности:

инициативное целеполагание на основе собственной мотивации, умение

выполнять действие на основе сенсорной ориентировки, достижение

результата при элементарном самоконтроле, установление с помощью

взрослых связей между результатом и способом действия. Ребенок выявляет

сенсорные признаки предметов, обобщает свои представления о предметах

по функции (назначению), по отдельным сенсорным признакам, по способу

действия. Формируются первые целостные представления об окружающем

мире и наглядно проявляемых связях в нем.

Познавательная активность в форме инициативной сенсорно-моторной

деятельности сохраняется, развиваются коммуникативные способы познания

(речевые в форме вопросов, опосредованные – через художественные

образы). Расширяется сфера интересов ребенка. При некотором свертывании

в восприятии наглядно-практических действий и при развитии речи

появляются представления, символические образы – зарождается наглядно-

образное мышление.

Формируются способы партнерского взаимодействия. Ребенок

проявляет при этом доброжелательность и предпочтение отдельных

сверстников и взрослых, все в большей степени в поведении и деятельности

начинает руководствоваться правилами отношения к предметам, взрослым,

сверстникам. Осваиваются основные способы общения с взрослыми и

сверстниками (преимущественно вербальные). Речь становится средством

общения и с детьми. В словарь входят все части речи, кроме причастий и

деепричастий. Ребенок по своей инициативе вступает в диалог, может

составить небольшой рассказ-описание, рассказ-повествование.

Появляются первые успехи в изобразительной деятельности и

предпочтения в эстетическом восприятии мира. Ребенок способен

эмоционально откликаться на содержание художественного образа, на

эстетические особенности окружающих предметов и выражать свои чувства,

увлеченно использует разнообразные художественные материалы

(карандаши, фломастеры, краски). У него появляются эстетические,

нравственные, познавательные предпочтения: любимые игры и игрушки,

книжки, музыкальные произведения, бытовые вещи.

Социальная ситуация развития. Событийная общность

характеризуется расширяющимися и усложняющимися отношениями

ребенка с взрослыми и детьми. Роль взрослого во взаимодействии остается

ведущей, но стремление к самостоятельности и независимости от взрослого

интенсивно развивается, достигая к концу года позиции «Я сам», которую

ребенок ярко демонстрирует, утверждает и защищает. Наступает кризис

третьего года жизни. Стремясь к самостоятельности и независимости,

ребенок в то же время хочет соответствовать требованиям значимых для него

взрослых. У него проявляется повышенная заинтересованность в оценке

взрослого, стремление быть хорошим; при этом крайне важен интерес и

позитивная оценка результата его деятельности. Взрослые и их отношение к

ребенку становятся центром его внимания (Е.О. Смирнова).

Новообразование этого периода в развитии: ребенок начинает видеть

себя через призму собственных достижений, признанных и оцененных

другими людьми. Это проявляется в своеобразном комплексе поведения,

названном психологами «гордость за достижения» (Т.В. Гуськова), что

выражается в стремлении к получению результата; желании

продемонстрировать свои успехи взрослому и получить позитивную оценку;

обостренном чувстве собственного достоинства (повышенная обидчивость,

хвастливость, преувеличение своих успехов, обостренная реакция на оценку

взрослых).

У ребенка появляется чувствительность к отношению сверстников,

формируется потребность в общении с ними. Общение обогащается по

содержанию, способам, участникам, становится одним из средств реализации

любой совместной деятельности с ребенком. Взрослый – внимательный,

добрый, сотрудничающий, поддерживающий – остается при этом главным

мотивом общения для ребенка третьего года жизни.

Формируется «система Я» – потребность в реализации и утверждении

собственного «Я» (Я хочу, Я могу, Я сам). Меняется отношение к миру.

Оформляется позиция «Я сам», актуализируется требование признания

окружающими новой позиции ребенка, стремление к перестройке отношений

с взрослыми. Позитивный образ «Я» формируется в зависимости от

успешности ребенка в деятельности и доброжелательных оценочных

отношений со стороны окружающих. Формируются личностные качества:

самостоятельность в действиях, целенаправленность, инициативность в

общении и познании, предпосылки творческого решения задач.




ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие

детского организма, совершенствуются все физиологические функции и

процессы. По данным Всемирной организации здравоохранения (далее –

ВОЗ) средние антропометрические показатели к четырем годам следующие:

мальчики весят 16,3 кг при росте 102,4 см, а девочки весят 15,9 кг при росте

100,7 см. При этом главный показатель нормы – комфорт и хорошее

самочувствие ребенка.

  1   2   3   4   5