страница1/3
Дата14.04.2019
Размер0.58 Mb.
ТипОбразовательная программа

Образовательная программа для детей раннего возраста


  1   2   3

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад № 3 «Ромашка»

Корсаковского городского округа Сахалинской области



Образовательная программа для детей раннего возраста
(приложение № 4 к образовательной программе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад № 3 «Ромашка» Корсаковского городского округа Сахалинской области, утвержденной приказом заведующего дошкольным учреждением от 10.09.2012 № 70/1)

г. Корсаков

2013

Содержание:





Оглавление:

Номера

страниц:

1.

Пояснительная записка

3

2.

Цель и задачи образовательной программы для детей раннего возраста

3

3.

Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении

4

4.

Особенности осуществления образовательного процесса в группе раннего возраста

7

5.

Принципы и подходы к формированию образовательной программы для детей раннего возраста

8

6.

Организация режима пребывания детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении



9

7.

Содержание образовательной работы направлениям деятельности


16

8.

Планируемые результаты освоения образовательной программы для детей раннего возраста



22

9

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы для детей раннего возраста

23

10

Приложения


25




  1. Пояснительная записка

От рождения до 3 лет ребёнок проходит половину своего интеллектуального развития, т.е. в самые первые часы жизни закладываются основные качества его психики, начинают формироваться его первые способности. Именно эти первые годы в огромной степени зависят от взрослых, от того, что они предпримут для развития ребёнка. Возможность развиваться не остается неизменной. После рождения, вместе с ростом ребёнка, мозг его дозревает и становится способным к функционированию. Это время и есть самое лучшее для начала развития всех многообразных человеческих способностей. Уникальность этого периода состоит, в том числе в стремительности развития ребёнка, что требует самого пристального внимания родителей, педагогов.

Для детей раннего возраста ориентиром в неизведанном мире взрослых, сверстников, предметов является педагог. Современный воспитатель должен владеть знаниями особенностей раннего детства, которые помогут ему выбрать правильный подход к маленькому ребёнку. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания детей раннего возраста была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Ребёнок раннего возраста еще не несёт каких-либо серьезных обязанностей перед обществом. Это период наибольшей зависимости от взрослых. Круг общения ребёнка ограничен близкими людьми (а позднее – также и группой сверстников), причём это общение носит преимущественно интимно-личностный характер, строится на основе эмоциональных контактов. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему:

- чувство психологической защищённости;

- доверие к миру;

- эмоциональное благополучие;

- формирование базиса личностной культуры;

- развитие индивидуальности.

Личностный рост продолжается в течение всей жизни человека. Но уже в раннем детстве вклад в становление будущей личности огромен. Речь идет о появлении самосознания ребёнка, его «Я», которое складывается, прежде всего, из его отношений с другими людьми: «Я и моя семья», «Я и моя мама», «Я и мой дом» и т.д. Именно эту формулу ребёнок осваивает в период раннего детства, достигая к трём годам той точки, с которой начинается фактическое развитие личности. Психологи называют этот момент «кризисом трёх лет». Именно с этого времени у ребёнка будет складываться достаточно прочная система отношений к самому себе и к миру, который его окружает.


  1. Цель и задачи образовательной программы для детей раннего возраста


Основная цель программы реализовать принцип преемственности и непрерывности в развитии и воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

Цель развития и воспитания детей раннего возраста состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка.

Реализация цели предполагает решение ряда задач.

1. Разработка содержания, обеспечивающего:

- воспитание и развитие личностных качеств ребёнка;

- развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);

- развитие эмоциональной сферы.

2. Формирование опыта игровой, практической, познавательной, творческой и др. деятельности.

3. Формирование опыта самопознания.

Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья малышей, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды. В соответствии с современными психолого-педагогическими представлениями содержание образования детей должно быть интегрированным. Принцип интеграции предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребёнка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие.



Результатом всего хода развития и воспитания ребёнка в раннем возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребёнком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей; умение общаться со взрослыми и сверстниками, развитие основных двигательных навыков.


  1. Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении

В МБДОУ функционирует 1 группа общеразвивающей направленности для детей раннего возраста с 2 до 3 лет:
Возрастные особенности детей 2- 3 лет

На 3 году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине 3-го года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

К 3 году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизм, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть.

Раннее детство - особый период становления органов и систем ребёнка, и прежде всего функций его мозга. Доказано, что функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. На втором-третьем году ребёнок овладевает всеми видами основных движений: ходьбой, бегом, лазаньем, бросанием, прыжками. У ребёнка совершенствуется нервная система, поэтому его работоспособность заметно увеличивается, период бодрствования достигает 6 - 6,5 ч в день.

Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребёнок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Для каждого здорового ребёнка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что, если дети ограничены в получении информации и переработке её в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Сенсорные (чувственные) потребности вызывают и высокую двигательную активность ребёнка, а движение - естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию. Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции, так необходимые при проведении режимных процессов - кормлении, бодрствовании ребёнка, формировании его поведения и навыков, обеспечении его всестороннего развития. Интерес к окружающему в раннем детстве является непроизвольным и в значительной степени обусловлен социально. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции.

К концу третьего года жизни малыш становится младшим дошкольником. Это период, когда особенно ясно выступает связь поведения и развития ребёнка со второй сигнальной системой, ребёнок осознает себя как личность. Взрослый оценивает достижения ребёнка, одобрение и похвала рождают у малыша чувство гордости - личностного новообразования раннего детства. Под влиянием оценки взрослого ребёнок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности. Хотя предметная деятельность по-прежнему занимает ведущее место в развитии ребёнка, но приобретает новые черты - с каждым днём он становится все более самостоятельным и умелым. Стремление к самостоятельности - это ведущая тенденция в развитии ребёнка третьего года жизни. Ребёнок сам ставит перед собой задачу, но её исполнение пока невозможно без помощи взрослого, который помогает удерживать цель, выполнять действия, а к концу третьего года формируется целеустремленность - способность удерживать поставленную задачу, соотносить полученный результат с тем, что хотел получить.

Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребёнка, связанный с овладением речью. В ходу совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу 3 года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Общение становится не только предметно-действенным, но и речевым, слово становится регулятором поведения ребёнка, с помощью слова он обозначает предметы, действия, качества, связывает слова в предложения. В общении с ребёнком в контексте предметной деятельности может проявляться отношение малыша к предметному миру. Идёт интенсивное сенсорное развитие (знание цветов, форм, величин и т.д.), восприятие является ведущим познавательным процессом.

На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное развитие малыша, развивается наглядно-действенное мышление. От 2,5 до 3 лет интенсивно развивается воображение. В процессе общения со взрослыми развивается сюжетно-отобразительная игра, в которой ребёнок использует предметы-заместители, действует «как будто», «понарошку». То есть ребёнок начинает действовать в воображаемой ситуации.

Роль опыта, приобретаемого детьми раннего возраста, очень значима для дальнейшего психического развития: овладение предметной деятельностью, речью, общением со взрослыми и сверстниками закладывают основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане, творческого воображения и фантазии, овладения социальными навыками, появления новых познавательных и коммуникативных потребностей, способствуют формированию более глубоких знаний о себе.




  1. Особенности осуществления образовательного процесса в группе раннего возраста

Весь воспитательно-образовательный процесс в группе раннего возраста строится на основе игровой деятельности, которую тщательно продумывает педагог. В режиме дня выделено время, которое заполняется полезными и увлекательными для детей делами в зависимости от их возраста, интересов и желаний. Воспитатель сам определяет время занимательных дел, их содержание и длительность, место проведения, количество занимающихся, обращая внимание на следующее:

- детям сложно более 10 минут заниматься рисованием, лепкой, слушать книгу и т.п., так как они находятся в статичном положении;

- если ребенок утомлен, даже любое любимое дело, удовлетворяя эмоциональные потребности малыша, может привести к возникновению отклонений в состоянии его здоровья;

- ребенка необходимо переключать с одного вида деятельности на другой, последняя должна быть другой не только по содержанию и характеру, но и по участию различных групп мышц.

Для детей раннего возраста ориентиром в неизведанном мире взрослых, сверстников и предметов является педагог. Главным условием организации жизни малышей является создание у детей чувства эмоционального благополучия и психологической защищенности, доверия к миру, формирование базиса личностной культуры, развитие его индивидуальности. Важны поддержка, поощрения, добрая улыбка, ласково произносимое имя ребёнка. Нужно обеспечить ребёнку возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать, пробовать на вкус, обонять предметы окружающего мира. Это значительно облегчит для него процесс адаптации и привыкания к новым взрослым и сверстникам.

Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности:

- игровой;

- развитие движений;

- музыкальной;

- общение.

Главным условием развития ребенка в образовательном процессе дошкольного учреждения является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.


  1. Принципы и подходы к формированию образовательной программы для детей раннего возраста

Образовательная программа для детей раннего возраста МБДОУ «Детский сад № 28» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа разработана с учетом следующих принципов:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (т. е. позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму);

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей раннего возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой раннего возраста;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра);



- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

  1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении


РЕЖИМ ДНЯ 1-я МЛАДШАЯ ГРУППА (с 2 до 3 лет)

Режимные процессы

Холодный

период года

Теплый

период года

Приём детей, утренний фильтр, образовательная деятельность

7.30 - 8.20

7.30 - 8.25

Утренняя гимнастика

8.20 - 8.30

8.25 - 8.35

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30 - 8.50

8.35 - 8.50

Подготовка и проведение непосредственно образовательной деятельности, самостоятельная детская деятельность

8.50 - 9.30




Образовательная деятельность, самостоятельная детская деятельность

9.30 – 10.10

8.50 - 9.15

Второй завтрак

10.10 –10.20

10.00 - 10.15

Подготовка к прогулке, прогулка

10.20 - 11.20

9.15 - 11.40

Возвращение с прогулки, игровая деятельность, образовательная деятельность в режимные моменты

11.20 - 11.30

11.40-11.50

Подготовка к обеду, обед

11.30 - 12.00

11.40-12.00

Подготовка к сну, сон

12.00 - 15.00

12.00 - 15.00

Постепенный подъём, гигиенические процедуры

15.00-15.30

15.00-15.30

Подготовка и проведение непосредственно образовательной деятельности

15.30 - 15.40

16.20 – 16.35

Образовательная деятельность, самостоятельная детская деятельность

15.40-16.00

15.30-15.45

Усиленный полдник (ужин)

16.00-16.20

15.45-16.05

Подготовка к прогулке, прогулка

16.20-17.30

16.05-17.45

Возвращение с прогулки, образовательная деятельность, самостоятельная детская деятельность, взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

17.30-18.00

17.45-18.00


Соотношение режимных процессов

Возраст

кормление

(количес-тво)



Максима-льная длительность бодрство-вания

Сон

кол-во периодов днем

продолжительность

днем

ночью

Всего

с 2 до 3 лет

5

5,5-6 часа

1

2-2,5 часа

10-11

13-12,5 час

Дошкольное учреждение устанавливает максимальный объем недельной образовательной нагрузки воспитанников во время непосредственно образовательной деятельности, соответствующий федеральным государственным требованиям. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, составляет:

- для детей раннего возраста от 2 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю, продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 минут; непосредственно образовательная деятельность осуществляется в первую и во вторую половину дня (по 8 – 10 минут); в теплое время года непосредственно образовательную деятельность осуществляют на участке во время прогулки.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, музыкальной, развитие движений, общение) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач (приложение 1).

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей детей раннего возраста, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми, должен отвечать определенным требованиям:

- основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

Расписание непосредственно образовательной деятельности в группе составляется в соответствии с реализуемыми программами, рассматривается и утверждается на педагогическом совете (приложение 2).

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми, должен отвечать определенным требованиям:

- основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.


План график образовательной работы (1-я младшая группа)

Дата____________________ День недели______________________________________

Утро: Прием детей, взаимодействие с родителями. Цель включить детей в общий ритм жизни, создать бодрое настроение. Игровая деятельность, речевое развитие (образовательные области: общение, игровая)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Наблюдение в природе (общение, познание)_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальная работа __________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сенсорное развитие (общение, познание, социализация)_______________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Игры малоподвижные, пальчиковые (развитие движений, общение)_____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Утренняя гимнастика (развитие движений) комплекс № ______________________________________________

КГН (социализация, здоровье)_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________
Непосредственно образовательная деятельность (НОД):
1.Образовательные области______________________________________________________________

Наименование НОД_____________________________________________________________________

Тема:__________________________________________________________________________________

Задачи:_________________________________________________________________________________
2.Образовательные области______________________________________________________________

Наименование НОД_____________________________________________________________________

Тема:__________________________________________________________________________________

Задачи:________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Прогулка: наблюдения в природе, труд (познание, общение)__________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Подвижные игры (развитие движений)______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальная работа __________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дидактические игры (познание, игровая, общение)____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сюжетно-ролевые игры (игровая, общение)__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вторая половина дня

Гимнастика после сна (здоровье, физическая культура) комплекс № ________________________________

Образовательная деятельность:беседы, педагогические ситуации, продуктивная деятельность чтение художественной литературы, (общение, игровая) ____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Индивидуальная работа с детьми__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дидактические игры (конструктивные, сенсорные, развитие логического мышления)_______________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, театрализованные игры(общение, игровая, музыка)________________________________________________________________________________________



_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прогулка: наблюдения в природе (познание, общение)______________________________________________

______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Подвижные игры (развитие движений)______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальная работа __________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дидактические игры (познание, игровая, общение)____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сюжетно-ролевые игры (социализация, игровая, общение)_____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________



Вечер:(чтение художественной литературы, закрепление пройденного материала по образовательным областям, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, самостоятельная детская деятельность)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Адаптация к условиям жизни в дошкольном учреждении
Адаптация детей к условиям детского сада является предметом внимания широкого круга специалистов: врачей, педагогов, психологов. Понятие адаптации многоаспектно. Н.М. Аксарина, основываясь на учении И.П. Павлова, характеризует адаптацию как установление наиболее правильных отношений между организмом и внешней средой. Нарушение этих отношений снижает приспособительные возможности организма ребёнка и ведёт к деформации функций тех или иных органов. Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций.

Переход из семьи в детское учреждение для многих малышей означает резкое нарушение привычек, ломку сложившего стереотипа. У некоторых детей в период адаптации изменения в состоянии здоровья (нарушение функций нервной системы, поведения, эмоционального состояния, аппетита, сна и т.д.) наблюдаются в течение длительного времени - до 2 месяцев и более. Критическим для привыкания считается первое полугодие второго года жизни. К этому возрасту у ребёнка сформированы разнообразные привычки, а умения, самостоятельность, речь ещё несовершенны. Поэтому жизнь малыша тесно связана с окружающими его взрослыми, разлуку с которыми он переносит крайне болезненно. Различаются три степени адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая. Основными показателями их являются сроки нормализации эмоцио-нального самоощущения малыша, появление положительного отношения к воспитателям и сверстникам, интереса к предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.



Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию малыша к дошкольному учреждению. Первая группа факторов, определяющих характер адаптации, связана с физическим состоянием ребёнка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями системы адаптационных механизмов, он легче справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, значительно большие трудности в яслях. Следующим фактором, влияющим на характер адаптации к новым условиям, является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребёнка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребёнка общения с окружающими и предметной деятельности. Обычно процесс адаптации протекает более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в дошкольное учреждение, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. Большое влияние на течение адаптации оказывает отношение ребёнка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к детскому саду, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.
Условия ослабления адаптационного синдрома
Изучение ребёнка до поступления его в дошкольное учреждение, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. Поэтому предварительное знакомство воспитателя с ребёнком и родителями является важным условием эффективной организации адаптационного периода. Прежде всего воспитателю нужно хорошо осознать необходимость совместной работы с родителями, которая должна начинаться до прихода ребёнка в ясли. Воспитателю следует познакомиться с родителями, наладить контакт с малышом в привычных для него домашних условиях. Если по какой-то причине посещение семьи затруднено, можно организовать встречу с ним на территории детского учреждения. Главное — заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз прийти в детский сад, предупредить появление страха перед посторонними людьми и новой средой. Перед поступлением ребёнка в дошкольное учреждение воспитателю следует обсудить с родителями ряд проблем: узнать его распорядок дня, познакомить родителей с распорядком дня в яслях, полученную информацию учитывать в процессе последующей индивидуальной работы с ребёнком. Воспитатель должен знать, в какой степени ребёнок владеет навыками самообслуживания. Нужно обратить внимание родителей на то, чтобы они поощряли в нём стремление сделать что-то самостоятельно, поддерживали желание самому есть, одеваться и пр.

Необходимо выяснить, как ребёнок относится к посторонним взрослым, умеет ли общаться с другими детьми. Если он испытывает трудности в этой сфере, нужно посоветовать родителям чаще водить его на детские площадки, приглашать в гости сверстников, налаживать совместную игру с ними.

Большое значение имеет участие матери в процессе адаптации. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребёнка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе является следующим немаловажным условием ослабления адаптационного синдрома.

Педагогу необходимо владеть арсеналом приёмов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей. Он может предложить:



  • игры с песком и водой (дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);

  • монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);

  • сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);

  • рисование фломастерами, маркерами, красками;

  • слушание негромкой, спокойной музыки («Утро» Грига, «Король гномов» Шуберта, «Мелодия» Глюка);

  • заняться смехотерапией.

Основная задача игр с детьми в адаптационный период — наладить доверительные отношения с каждым ребёнком, вызвать положительное отношение к детскому саду. В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием.

Определение психологической готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение - это еще одно важное условие успешной адаптации малыша. Все привычки и особенности ребёнка сразу выяснить сложно, но в беседе и в процессе анкетирования можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы, склонности, и сделать прогноз готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение. Изучение ребёнка до поступления его в дошкольное учреждение, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного процесса.


Создание условий для обучения и воспитания детей раннего возраста
Первый блок

Оздоровительная направленность образовательного процесса:

- использование в режимных моментах дыхательной гимнастики, комплекса упражнений для охраны зрения;

- строгий контроль развития детей, который помогает своевременному обнаружению отставаний в развитии и организации индивидуального подхода;

- использование при организации непосредственно образовательной деятельности приемов сюрпризности, занимательности, наглядности;

- создание условий для положительного эмоционального состояния детей.
Второй блок

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка предусматривает:

- создание предметно-развивающей среды соответствующей возрасту;

- вариативность режима;

- разнообразие будней;

- правильная организация общения (исключение авторитарного стиля);

- использование музыкальной терапии и приемов психогимнастики;

- строгое дозирование нагрузок;

- исключение интеллектуально-физических и психоэмоциональных перегрузок путем рационального построения режима жизнедеятельности детей раннего возраста.


Третий блок

Лечебно-профилактическая работа, которая включает в себя:

- тщательный уход за детьми;

- формирование культурно-гигиенических навыков;

- закаливание, сон, витаминотерапия.


Четвертый блок

Социально-педагогическая и психологическая поддержка семей обеспечивается:

- организацией предварительной работы с родителями детей, поступающих в ДОУ;

- организацией работы с тяжело адаптирующимися детьми; с семьями группы риска;

- организацией родительских клубов с целью ознакомления взрослых с возрастными особенностями детей и обучения родителей приемам взаимодействия с детьми раннего возраста.





  1. Содержание психолого-педагогической работы по направлениям деятельности


Развитие движений
Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

1. Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации), накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями):

- Формирование умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

- Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

- Развивать движения в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности.

- Закреплять навыки ползания, лазанья, разнообразные действия с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).

- Развивать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.



2. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

- Воспитывать желание выполнять физические упражнения на прогулке. Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Развивать умение играть в игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание, катание). Формировать выразительность движений, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей.




Программно-методическое обеспечение

- Физическое воспитание в детском саду. /Степаненкова Э.Я. Издательство Мозаика-Синтез, 2009.

- Игровая деятельность в детском саду/ Аверьянова А. П.

Издательство Мозаика-Синтез 2006;

- Развитие игровой деятельности в первой младшей группе /Губанова Н.Ф. Издательство Мозаика-Синтез, 2010;

- Сборник подвижных игр./ Степаненкова Э.Я. Издательство Мозаика-Синтез, 2009

- Занятия на прогулке с малышами 2-4 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Теплюк С.Н. Издательство Мозаика-Синтез, 2010;

- Методика проведения подвижных игр. / Степаненкова Э.Я. Издательство Мозаика-Синтез, 2010;



Игровая деятельность
Содержание направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

  1. Развитие игровой деятельности детей.

  2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

- Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.

- Воспитывать отрицательные отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. д.

- Продолжать формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого); излагать собственные просьбы спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста».

- Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.



  1. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу:

- Образ Я.Начать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада. Закреплять умение называть свое имя.

- Семья. Развивать умение называть имена членов своей семьи.

- Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.) Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

- Родная страна. Напоминать детям название города, в котором они живут.

  1. Сенсорное развитие.

- Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать детям обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

- Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.

- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющие одинаковое название (одинаковые лопатки; большой - красный мяч - маленький синий мяч).

- Формировать умение называть свойства предметов.



5. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

- Развивать продуктивную (конструктивную) деятельность.

- В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

- Развивать умение детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

- Способствовать пониманию пространственных соотношений.

- Предлагать использовать дополнительные сюжетные игрушки, соразмерные масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.)

- По окончании игры приучать убирать игрушки на место.

- Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

- Предлагать совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины.

- Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

- В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.)

6. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора:

- Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель.

- Формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения.

- Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы, подбирать предметы по тождеству, группировать их по способу использования.

- Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

- Знакомить детей с доступными явлениями природы.

- Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных и их детенышей и называть их; узнавать на картинках некоторых диких животных и называть их.

- Наблюдать за птицами и насекомыми на участке. Приучать детей подкармливать птиц. Учить различать по внешнему виду фрукты и овощи.

- Помогать детям, замечать красоту природы в разное время года.

- Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Учить основам взаимодействия с природой.





Программно-методическое обеспечение

- Дети раннего возраста в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми от рождения до 2 лет:/Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Издательство: Мозаика-Синтез. Год: 2005

- Доронова Т., Доронов Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей. – М., 1997.

- Детский сад и семья. Методика работы с родителями/: Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А.

- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду 2 -7 лет. М.,2008

- Нравственное воспитание в детском саду/: Петрова В. И., Стульник Т. Д.

- Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада/: Теплюк С. Н.

- Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. /Соломенникова О.А. Издательство Мозаика-Синтез, 2010;

- Экологическое воспитание младших дошкольников./ Николаева С. Н. Технология к программе «Юный эколог», одобренной Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования России. Издательство Мозаика-Синтез, 2010;

- Развитие воображения дошкольника. / Дьяченко О. М. Издательство Мозаика-Синтез, 2010;

- Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2 - 7 лет /Дыбина О.В. Издательство Мозаика-Синтез, 2010






Общение
Содержание направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:

- Способствовать развитию речи как средству общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми.

- Предлагать детям самостоятельно рассматривать картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а так же об интересных событиях. На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т. д.

- Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.

3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.


Программно-методическое обеспечение

- Развитие речи в детском саду: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет (под ред. Комаровой Т.С., Гербовой В.В.)/: Гербова В.В. Издательство: Мозаика-Синтез, Год: 2005;

- Развитие правильной речи ребенка в семье: Пособие для родителей и воспитателей: Для занятий с детьми от рождения до 7лет /: Максаков А.И. Издательство: Мозаика-Синтез. Год: 2005;

- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999;

- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985;

- Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей; Для занятий с детьми от рождения до 7лет /: Максаков А.И. Издательство: Мозаика-Синтез. Год: 2005

- Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Автор: Максаков А. И.

- Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993;

- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 19834

- Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1966;

- Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. – М.: Просвещение, 1993.




Музыкальная деятельность
Содержание направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

1. Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству:



Слушание. Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

- Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы музыкального характера, понимать о чем (о ком) поется и эмоционально реагировать на содержание.

- Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

- Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.)

- Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).

- Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.



Программно-методическое обеспечение

- Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду 2 – 7 лет. М.,2008;

- Культурно-досуговая деятельность в детском саду/: Зацепина М. Б;

- Дзержинская И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985;

- Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.





  1. Планируемые результаты освоения Программы для детей раннего возраста


К концу 3 года жизни ребенок должен:

  • Иметь активный словарный запас (не менее 1000-1200 слов).

  • Повторять за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание.

  • Ответить на понятный вопрос взрослого.

  • Поделиться информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).

  • Сопровождать речью игровые и бытовые действия.

  • Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

  • Пользоваться речью как средством общения со сверстниками.

  • Активно участвовать в образовании групп из отдельных предметов, различать «много» предметов и «один».

  • Различать большие и маленькие предметы.

  • Узнавать шар и куб.

  • Слушать стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.

• Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.

  • Радоваться своим рисункам, называть то, что на них изображено.

  • Знать, что из глины можно лепить, что она мягкая.

  • Раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.

• Лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться глиной.

Различать основные формы деталей строительного материала.



  • С помощью взрослого строить разнообразные постройки, используя большинство форм.

  • Разворачивать игру вокруг собственной постройки.

  • Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий — низкий).

  • Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.

  • Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.

  • Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

  • Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.




  1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы для детей раннего возраста

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы для детей раннего возраста обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.



Периодичность мониторинга устанавливается дошкольным образовательным учреждением в соответствии с годовым календарным графиком (один раз в полугодие, сентябрь – май) и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Содержание мониторинга определяется комплексной программой: «Радуга» Т.Н. Дороновой. Система мониторинга выстроена с использованием только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Цель мониторинга – определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания и качество всей воспитательно-образовательной работы ДОУ.

Систематический мониторинг позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребенка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательную работу, определить для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия (приложение 2).

Мониторинг имеет методологическую основу и опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания. Он носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения.

Развитие ребенка идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно, поэтому при оценке нервно-психического развития детей раннего возраста исходят из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризные сроки).

Помимо нервно-психического развития осуществляется контроль поведенческих реакций, таких как сон, аппетит, настроение, а также индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребенка.

Методы мониторинга:

- метод опроса матери (при приеме ребенка в ДОУ и в дальнейшем по ходу его развития);

- метод наблюдения в группе за поведением детей;

- метод диагностики психического развития ребёнка.

Мониторинг (метод диагностики) проводится по единой методике, с помощью определённого материала, в конкретной ситуации, которая должна быть максимально приближена к естественным условиям жизни малыша.

В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы (наблюдение за поведением детей), старший воспитатель или педагог-психолог (диагностика нервно-психического развития), врач (общая оценка развития ребенка – группа здоровья).

Для диагностики подбирается рекомендуемый материал (по каждому возрасту – эпикризным срокам), который не используется в повседневной жизни и хранится в методическом кабинете (приложение 3).

Итоги мониторинга представляются в таблице (приложение 4).




Расписание непосредственно образовательной деятельности (НОД)

1-я младшая группа


Понедельник

Время

Направление деятельности

Наименование НОД

Объем НОД

9.00 – 9.10

Музыка

Музыкальная деятельность

1

9.20 – 9.30

Общение

Развитие речи

1

Вторник

9.00 – 9.10

Развитие движений

Физическая культура

1

15.25 – 15.35

2- я половина дня



Игровая

Дидактические игры

1


Среда

9.00 – 9.10

Общение

Ознакомление с окружающим

1

Четверг


9.00 – 9.10

Игровая

Конструктивные игры

1

15.20 – 15.30

2- я половина дня



Музыка

Музыкальная деятельность

1

Пятница

9.00 – 9.10

Развитие движений

Физическая культура

1

2-я половина дня

15.30 – 15.40



Общение

Художественная литература

1

Продолжительность непрерывной образовательной деятельности:


10 минут


Объем недельной нагрузки:


1 час 30 минут
  1   2   3