Скачать 464.96 Kb.
страница1/3
Дата06.02.2018
Размер464.96 Kb.
ТипРеферат

Обобщение педагогического опыта «Развитие точности движений в упражнениях с предметами у гимнасток группы начальной подготовки»


  1   2   3

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеская спортивная школа»

Яковлевского района Белгородской области



Обобщение педагогического опыта

«Развитие точности движений в упражнениях с предметами у гимнасток группы начальной подготовки».


Тренер-преподаватель:

Каптюх А.В.


2012г.

Содержание



Введение

3


1. Проблема развития точности движений в упражнениях с предметами в художественной гимнастике


4

1.1. Точность движений, как проявление координационных способностей



4

1.2. Значение точности движений в спорте


16

2 Методика Развития точности движений в художественной гимнастике


21

Выводы


31

Практические рекомендации


32

Список литературы

33

Введение



Актуальность Бурный рост спортивных достижений, высокая плотность результатов, поиск талантливых в двигательном, физическом и функциональном отношении детей и подростков и их ранняя специализация требуют поиска и разработки новых технологических подходов к спортивной тренировке. Это диктует, в настоящие время, необходимость изучения и оценки всех функциональных систем и организма в целом, определяющих рост спортивного мастерства.

Умение точно рассчитать свои движения во времени и в пространстве в произвольных упражнениях, упражнениях без предметов и с предметами во многом определяет успех в художественной гимнастике и является сложной двигательной задачей. Такая способность теснейшим образом связана с освоением и совершенствованием чрезвычайно сложных произвольных движений, выполняемых в необычных условиях пространственной ориентации. В художественной гимнастике упражнения затруднены различного рода поворотами, вращением тела вокруг поперечной и продольной оси тела, а также работой с предметами. В таких условиях, по мнению некоторых авторов, технически правильное и безопасное выполнение упражнений зависит от точного определения спортсменом положения тела и предмета в пространстве в момент двигательных действий. Точность движений, особенно при маховых, вращательных движениях и действиях с предметами необходимо рассматривать в тесной связи с особенностями функции вестибулярного анализатора в процессе координационной тренировки.

Ю.В. Менхин (2002) подчеркивает, что гимнастам необходимо уметь точно оценивать пространственное положение тела различной ориентации: вверх и вниз головой, в горизонтальных положениях. Влияние тренировки точности на другие параметры движения не однозначно. Такая способность, как дифференцирование амплитуды движений после раздражения вестибулярного аппарата вращательными действиями, ухудшается в возрасте 8-13 лет.

В настоящее время в методике занятий художественной гимнастикой существует противоречия: с одной стороны, соревновательные программы упражнений постоянно усложняются, с другой стороны, проблема совершенствования методики развития точности движений при выполнении соревновательных упражнений с предметами в художественной гимнастике остается мало разработанной.

Таким образом, современный уровень высших спортивных достижений в художественной гимнастике предъявляет высокие требования к совершенствованию способности выполнять сложно - координационные действия. Поскольку композиции гимнасток включают разнообразные по форме, сочетаниям и характеру движения, осложненные работой с предметами, то проблема развития точности движений в упражнениях является актуальной.

1. Проблема точности движений в упражнениях с

предметами в художественной гимнастике

1.1. Точность движений как проявление координационных

способностей

При характеристике техники двигательных действий к их точности в процессе занятий физической культурой и в условиях жизненной практики предъявляются различные требования. Так, в одних случаях требуется особенно точное соответствие заданным пространственным параметрам (например, принятым в гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду канонам расположения и перемещения тела и его звеньев в пространстве), в других - особая точность во времени (например, в стартовых движениях на обусловленный сигнал), в третьих - итоговая общая так называемая финальная точность действия при том, что отдельные параметры движений жестко не лимитируются (например, при поражении цели в играх с мячом или шайбой, ударах в боксе, уколах в фехтовании). Отдельные проявления точности движений количественно оценивают с помощью соответствующих измерительных процедур по величине расхождений между заданными и фактически наблюдаемыми при выполнении действия пространственными, временными и динамическими параметрами движений (например, между заданной и фактической длиной шагов в беге, величиной непредельного усилия, выполняемого на динамометре без контроля зрения и т. п.). Для суждения о двигательно-координационных способностях такие частные показатели точности движений важно учитывать в комплексе. В этой связи надо иметь в виду, что для совершенной координации целостных двигательных действий требуется не только точность каких-либо отдельных параметров движений (пространственных, или временных, или динамических), но и тонкое регулирование их соотношений в составе целого (Матвеев Л.П., 1991).

В процессе спортивной тренировки проблема развития точности движений, а, следовательно, координационных способностей, занимает как бы промежуточное, пограничное положение между развитием физических качеств человека, прежде всего, таких как двигательная ловкость, способность к мышечному расслаблению и т. д. и процессом управления двигательными действиями, например, через ориентационные и ритмические способности. От степени развития мышечного чувства и проявления пластичности корковых нервных процессов зависит скорость образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим (Платонов В.М., 1986).

Методика совершенствования точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способностей к воспроизведению, оценке, а также к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений. Эти способности основаны преимущественно на проприоцептивной чувствительности, поскольку двигательные ощущения и восприятия имеют наибольшее значение для управления движениями (зрительные, слуховые, вестибулярные и др.).

Точность любого двигательного действия зависит как от чувствительности участвующих в управлении сенсорных систем, так и от способности человека осознанно воспринимать свои ощущения. Способность воспринимать и различать изменения в движениях (вплоть до минимальных) по пространственным и временным параметрам хорошо тренируема. Труднее воспринимаются величины мышечного напряжения.

В каждом виде физических упражнений и виде спорта мышечно- двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. В процессе тренировки вырабатываются специализированные восприятия, получившие наименования: «чувство дистанции» - у фехтовальщиков и боксеров; «чувство времени» - у бегунов, пловцов, конькобежцев; «чувство мяча» - у волейболистов, баскетболистов и др. Из этого следует, что пространственная, временная и силовая точность движений связана с тонкостью специализированных восприятий и их совершенствованием.

Гимнастику в целом можно характеризовать как вид спорта, в котором сложно-координационные действия выполняются в относительно постоянных условиях с оценкой мастерства спортсменки по критериям трудности программы, ее композиции и качества исполнения. Условно все гимнастические элементы или соединения, за исключением простейших, относятся к тем или иным группам трудности. Количество трудных элементов и соединений оговариваются правилами соревнований для каждого спортивного разряда, и характеризует их содержание.

Наряду с содержанием оценивается и их композиция. Под композицией в гимнастике понимается общее построение комбинации с учетом специфических закономерностей связывания частей в единое целое и специальных требований, отражающих современные тенденции в развитии гимнастического мастерства. Наиболее характерными признаками современных упражнений являются их динамичность, оригинальность и насыщенность рискованными элементами.

Гавердовский Ю.К. (1986) отмечает, что полноценная специализированная подготовка должна строиться с учетом всех уровней сложности двигательного навыка, начиная от элементарного навыка на уровне «школы», проходя через сложный двигательный навык - один целостный элемент и заканчивая целостными элементами, их соединениями и комбинациями.

В настоящее время продолжается тенденция к повышению сложности программ, насыщенности композиций сложными элементами на фоне более высокого технического мастерства и совершенствования гармонии и эстетики движений в целях большей активизации судейства и стимулирования роста мастерства гимнасток. Женский технический комитет ФИЖ периодически пересматривает международные правила судейства. В частности многие элементы, переставшие быть уникальными, редко исполняемые, переходят в более низкую группу трудности.

В процессе обучения сложным техническим упражнениям, характерным для гимнастики, особая роль отводится формированию ориентировочной основы действий. Это обусловлено, во-первых, тем, что создаваемый образ-модель новой техники опирается на приобретенный ранее двигательный образ; во-вторых, если форма действия новая, она представлена лишь в форме модели - мысленной, или, что особенно часто встречается в гимнастике, графической (схематической). Ориентировочная основа двигательной деятельности становится полной только тогда, когда возникают мышечно-двигательные ощущения и представления. Отсюда - роль идеомоторных упражнений в гимнастике (Архипова Ю.А., 1998).

Устойчивость навыков в гимнастике обеспечивается путем взаимодействия технической и специальной психической подготовки, и происходит в несколько этапов: 1 этап - сначала стабилизации навыков необходимо исключать приемы, облегчающие выполнение упражнений, и вводить отдельные трудности, усложняющие задачи управления движениями (усложнять пространственные и временные условия, ограничивать зрительный самоконтроль, использовать отягощения и т.д.); 2 этап - с приближением соревнований нужно моделировать в тренировке соревновательные ситуации, отличающиеся высокой психической напряженностью, что способствует повышению степени надежности навыков, используя при этом методы контроля и коррекции возникающих ошибок, а также методы, мобилизующие спортсмена на преодоление трудностей (Горская И.Ю., 1993).

Сложность двигательного действия, а, следовательно, и сложность координированности часто возрастает вследствие большого разнообразия и количества взаимосвязей между частями двигательного действия.

Под координационными способностями понимаются: способность целесообразно строить целостные двигательные акты, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим соответственно требованиям изменяющейся остановки (Горская И.Ю., 1993). Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, можно в определенной мере разбить их на 3 группы (Зациорский В.М., 1971).

Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений. Они зависят от «чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства»

Вторая группа. Способности поддерживать статистическое и динамическое равновесие. Они зависят от способности удерживать статистическое положение тела, то есть равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статистических положениях и ее балансировке во время перемещений.

Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности). Это управление тактической напряженностью и координационной напряженностью.

В таких видах спорта, которые имеют периодически обновленную программу состязаний, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду, синхронное плавание и т.д., необходимо образовывать новые, все усложняющиеся формы движений.

Высокий уровень развития сложно-координационных способностей означает, что спортсмен:


  1. умеет выполнять сложные двигательные действия,

  2. выполняет их точно (точность в данном случае означает, что биомеханические характеристики этих движений близки к эталонным),

  3. быстрее других перестраивает свою деятельность при изменении внешних условий,

4) быстрее осваивает новые двигательные действия.

Обобщая многочисленные определения сложно-координационных способностей, В.Н. Платонов (1986) предложил под такими способностями понимать умение человека наиболее совершенно, быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи, особенно сложные и возникающие неожиданно.

Сложно-координационные способности и теории и методике физкультурного образования и спортивной тренировки обычно рассматриваются как одно из специфических физических качеств.

Зациорский В.Н. (1971) предлагает несколько критериев ловкости, которые дают возможность количественно определить эту способность.



  1. Координационная трудность двигательной задачи. Двигательная задача (например, перепрыгнуть через козла, сделать соскок со снаряда) может представлять различную трудность. В данном отношении важны координационно-моторные требования.

  2. Точность выполнения. Движение будет точным, если его пространственные, временные и силовые характеристики соответствуют двигательной задаче. В спортивной практике часто ограничиваются фактом самого выполнения движения (подъём махом - выполнен или не выполнен). Однако движение может быть выполнено с различной степенью целесообразности, экономичности. Точные движения отличаются особо высокой экономичностью. В научных исследованиях можно, поэтому привлекать в качестве меры ловкости определенные признаки экономичности выполнения движений (например, степень эффективности при данной затрате сил).

  3. Время освоения. Мерой ловкости может служить и учебное время, которое требуется атлету для овладения необходимой точностью движений или для исправления его. Если он начинает «с ходу» выполнять новые для него движения, то его, очевидно, следует считать более ловким, чем того, кто затрачивает на их освоение больше времени.

  4. В спортивной практике с целью испытания ловкости часто предлагают различные двигательные задачи в определенной последовательности. Общее время, затрачиваемое спортсменом на решение всех этих задач, служит мерой ловкости, так как в нем находят свое отражение быстрота, целесообразность и последовательность их решения.

  5. Ловкость - важная предпосылка изучения и совершенствования спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в таком виде спорта как гимнастика, в которой проявляется высокие требования к координации движений. Ловкость играет большую роль и в тех видах спорта, где необходима способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации в соревнованиях. При этом ловкость проявляется в целесообразном выборе предварительно приобретённых навыков и в сознательном исправлении движений.

  6. Большая ловкость нужна и при так называемых реактивных движениях, когда спортсмену приходится немедленно рефлекторно восстанавливать нарушенное равновесие (поскользнувшись, спотыкнувшись, столкнувшись). Повышенная способность приспособления требуется также тогда, когда спортсмен встречается с непривычными условиями (травяное, песчаное, бетонное, или паркетное покрытие беговой дорожки; мягкий жесткий неровный грунт и т.п.; размеры, освещение место соревнований, эластичность, вес, форма снарядов, непривычная одежда, меретеорологичекие факторы - ветер, дождь, снег и т.д.).

Мы проводим различие между общей ловкостью (проявляемой в многообразных сферах спортивной деятельности) и специальной (способность к освоению и вариантному применению техники соответствующего вида спорта). На основе комплексности каждый вид специальной ловкости тесно связан с другими факторами, определяющими достижения в данном виде спорта и поэтому не переносится на иные виды. Под координационными способностями понимают способность, во-первых, овладевать сложными двигательными координациями, во- вторых быстро научится спортивным движениям и совершенствовать их, в-третьих, целесообразно применять навыки и в соответствии с требованиями меняющейся обстановки быстро и рационально перестраивать их.

Координационные способности - важнейшая предпосылка изучения и совершенствования спортивной техники и поэтому имеет первостепенное значение в тех видах спорта, где необходимо умение приспосабливаться к изменяющейся ситуации в соревнованиях, В этом координационные способности проявляются в целесообразном выборе предварительно приобретенных навыков и в сознательном координировании движений.

Хорошие координационные способности нужны и при так называемых реактивных движениях, когда человеку приходится немедленно рефлекторно восстанавливать нарушенное равновесие (поскользнувшись, споткнувшись, столкнувшись). Повышенная способность приспособления требуется также тогда, когда человек встречается с непривычными внешними условиями (травяное, песчаное, бетонное, паркетное, покрытие беговой дорожки; мягкий, жесткий, неровный грунт и т.п.; размеры; освещение мест соревнований; эластичность, вес, форма снарядов; непривычная одежда или метереологические факторы - дождь, снег и т.д.).

Существует прямая зависимость между вестибулярной устойчивостью и качеством выполнения сложных упражнений, связанных с вращением тела. От уровня вестибулярной устойчивости зависит точность дифференцировки в пространстве и качество формирования двигательных навыков.

В системе управления движениями одним из важнейших понятий, на основе которого строятся другие, является понятие координация движений - «организация управляемости двигательного аппарата».

Организация, программирование и управление любым двигательным действием на разных этапах центральной нервной системы по принципу динамической субординации. Это означает, что высшие (ведущие) уровни построения движений всегда регулируют смысловые и программирующие стороны движений, а низшие уровни, находящиеся под контролем высших, обслуживают исполнительские, или моторные стороны движений. Сенсоры коррекции как ведущих, так и фоновых уровней (последние могут протекать бессознательно) обеспечивают двигательные действия, устойчивость опорных частей тела, энергетичность, плавность всех звеньев участвующей цепи, экономичность мышечных затрат, пространственную точность, стабильность и т.п. (Лях В.И., 1998)

При определении понятия координационные способности, принципиальными является вопрос: каковы критерии оценки этих способностей. Результаты многолетних исследований позволяют сделать следующие обобщения. Каковы же главные критерии оценки координационных способностей? При ответе на этот вопрос мы отталкивались от современных позиций физиологии и современных позиций физиологии и психологии активности, кибернетики, биомеханики физических упражнений, раскрывающих особенности поведения сложных систем, включая систему управления движениями, где ведущую роль играют категории оптимальности целенаправленности.

В соответствии с этим, главными критериями оценки координационных способностей мы считаем следующие четыре основных признака: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики (Матвеев Л.П., 1991). Рассмотрим признаки, отражающие координационные способности. Правильность выполнения двигательных действий имеет две стороны:



  1. качественную (названную Н.А. Бернштейном адекватностью), которая заключается в приведении движений к намеченной цели.

  2. количественную - точность движения.

Во всех случаях речь идёт о целевой точности, непосредственно связанной с успешным решением двигательной задачи. Эта точность может носить «финальный характер», относясь к конечному моменту совершаемого движения.

Обнаружен положительный перенос целевой точности, проявляемой в различных баллистических движениях, имеющих установку на меткость.

В другой группе случаев целевая точность « применяет процессуальный характер», обнаруживаясь по направлению, протяжению, дозированию мышечных усилий, т.е. по ходу движений (Назаров В.П., 1964).

Следует различать точность воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движений; точность реакции на движущийся объект; целевую точность или меткость. Хотя в литературе имеются сведения о том, что между данными показателями точности в отдельных случаях существуют положительные связи, однако гораздо больше оснований считать, что названные показатели являются относительно самостоятельными проявлениями точности, которые с разных сторон характеризует координационные способности человека.

Быстрота как критерий оценки координационных способностей выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действии в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными действиями, быстроты достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях. При этом уже давно экспериментально установлено, что человек, быстрее других обучающихся одним движениям («например: гимнастическим»), в других случаях («например: при основании спортивно-игровых двигательных действий») может быть в числе последних.

Рациональность двигательных действий имеет также качественную и количественные стороны. Качественная сторона рациональности - целесообразность движений, количественная - их экономичность. Экономичность двигательной деятельности является весьма специфическим признаком, характеризующим координационные способности. Можно, например, отличаться высокой экономичностью в беге на средние и длинные дистанции, но не проявлять этого признака при осуществлении спортивно-игрового двигательного действия.

Экономичность количественно характеризует соотношение результата деятельности и затрат на его достижения.

Показатели экономичности зависят не только от эффективности двигательных действий, но и от функциональных возможностей спортсмена.

Находчивость (по мнению Бернштейна) складывается из устойчивости (стабильности) к непредвиденным, сбивающим воздействиям, отрицательно влияющим на двигательный навык, на его отдельные компоненты и детали, и из инициативности (активная сторона находчивости), проявляющейся в поиске наилучших вариантов решения двигательной задачи.

Стабильность - это обобщенная количественная характеристика выполнения двигательных действий с относительным диапазоном отклонений. Различают: стабильность результата и стабильность выполнения отдельных характеристик движений. Примерами стабильности результата могут быть: устойчивое количество попаданий вдостижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях. При этом уже давно экспериментально установлено, что человек, быстрее других обучающихся одним движениям («например: гимнастическим»), в других случаях («например: при основании спортивно-игровых двигательных действий») может быть в числе последних.

Рациональность двигательных действий имеет также качественную и количественные стороны. Качественная сторона рациональности - целесообразность движений, количественная - их экономичность. Экономичность двигательной деятельности является весьма специфическим признаком, характеризующим координационные способности. Можно, например, отличаться высокой экономичностью в беге на средние и длинные дистанции, но не проявлять этого признака при осуществлении спортивно-игрового двигательного действия.

Экономичность количественно характеризует соотношение результата деятельности и затрат на его достижения.

Показатели экономичности зависят не только от эффективности двигательных действий, но и от функциональных возможностей спортсмена.

Находчивость (по мнению Бернштейна) складывается из устойчивости (стабильности) к непредвиденным, сбивающим воздействиям, отрицательно влияющим на двигательный навык, на его отдельные компоненты и детали, и из инициативности (активная сторона находчивости), проявляющейся в поиске наилучших вариантов решения двигательной задачи.

Стабильность - это обобщенная количественная характеристика выполнения двигательных действий с относительным диапазоном отклонений. Различают: стабильность результата и стабильность выполнения отдельных характеристик движений. Примерами стабильности результата могут быть: устойчивое количество попаданий в кольцо или цель в каждой серии из 10 бросков; выполнение гимнастом программы всякий раз на примерно одинаковую оценку (7,1 - 7,2 балла).

В качестве примеров стабильности отдельных характеристик движений можно назвать приблизительно одинаковую точность воспроизведения пространственных, временных или силовых параметров движений в серии из 5-10 повторений. Например: средняя ошибка воспроизведения угла на кинематометре из 10 попыток - каждый раз 1,7 - 1,8 ошибка точности дифференцирования мышечного усилия составляет 0,7 - 0,8. Следовательно, чем меньше разброс, тем выше стабильность.

Последнюю следует отличать от надёжности, хотя они в известной мере связаны друг с другом или совпадают. Например, если установлена нижняя граница, удовлетворяющая эффект выполнения упражнения и спортсмен в каждом случае выступает на заданном уровне (точности, быстроты, экономичности) или выше его, то его действие отличается не только стабильностью, но и надёжностью.

Стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания может измениться под влиянием таких факторов как состояние спортсмена, действия соперника, внешние условия. Например: если точность броска в кольцо снижается при изменении времени выполнения различных его фаз в определенном диапазоне, увеличении расстояния до корзины, некоторым изменениям структуры движения, сопротивлении соперника, утомление, значит, двигательный навык имеет высокую устойчивость ко всем этим неблагоприятным фактором (Волков А.В., 1981).

Стабильность техники в различных видах спорта зависит от взаимоотношения стабильности и вариативности элементов координации движений в подготовительной, основной и заключительной фазах. В видах спорта с относительно стандартной структурой (гимнастика, прыжки в воду), стабильными должны быть все фазы техники совершаемого действия, а в видах спорта с вариативной структурой действий(спортивные игры), стабильность основной фазы может повышаться за счёт увеличения вариативности подготовительной. Например: при изучении вариативности и стабильности подготовительной и основной фаз броска в процессе технического совершенствования баскетболистов было установлено, что по мере повышения квалификации спортсменов увеличивается вариативность подготовительной фазы броска, основная фаза всё более стабилизируется. При чём эта стабилизация прямо пропорциональна увеличению вариативности подготовительной фазы.

Критерии оценки координационных способностей - обобщенные понятия, которые конкретизируются при определении соответствующих и специфических координационных способностей.

В процессе управления и регулирования, сложных в координациях отношений двигательных действий, спортсмен может координировать свою двигательную деятельность по одному критерию. Например, если отвлечься от других критериев, то показатели оценки координационных способностей в общеразвивающих упражнениях без предметов (Все возможные сочетания движений рук, ног, туловища) являются почти всегда правильность (точность) выполнения этих движений.

Ведущими признаками оценки координационных способностей, относящихся к группе баллистических движений с установкой на точность, будет меткость попадания и т.п. (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., 2000)

Задачи развития координационных способностей в сочетании с освоением техники и элементов тактики отдельных видов спорта в младшем школьном возрасте только намечается, в среднем - становиться очевидным, в старшем - процесс разностороннего развития координационных способностей осуществляется уже в самой тесной связи с углубленным техническим совершенствованием.

  1   2   3

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Обобщение педагогического опыта «Развитие точности движений в упражнениях с предметами у гимнасток группы начальной подготовки»

Скачать 464.96 Kb.