Скачать 186.69 Kb.
Дата09.02.2018
Размер186.69 Kb.

О регулировании туристической деятельности в Китае




О регулировании туристической деятельности

в Китае

За последние десятилетия туризм в Китае развивался стремительными темпами. Этому во многом способствовала политика китайского руководства, направленная на укрепления достатка среднего слоя населения и снятие существенного количества ограничений на посещение Китая иностранцами.

В настоящее время Китай является третьей страной в мире по объемам въездного и выездного туризма, в настоящее время в стране формируется крупнейший в мире внутренний туристический рынок.

Так, в 2010 году страну посетили 55,98 млн. иностранцев, доход от туризма в иностранной валюте составил 45,8 млрд. долларов США (что являлось четвертым показателем в мире). Число туристов внутри страны («внутренний туризм») достигало 1,61 млрд. человек, что обеспечило получение дохода в размере 777,1 млрд. юаней.

По прогнозам Всемирной организации туризма (World Tourism Organization), к 2020 году Китай станет крупнейшей туристической державой.

1. Законодательство

Несмотря на заметное место, занимаемое туризмом в стране, в китайском законодательстве до настоящего времени отсутствует единый кодифицирующий акт в виде закона, регулирующего эту отрасль. По данным печати, проект закона КНР о туризме до сих пор находится в стадии разработки.

Активная работа по регулированию и совершенствованию правовой системы туристической отрасли была проведена в годы реализации планов 10-й пятилетки (2000-05 гг.). Именно в это время Государственным управлением по делам туризма КНР (ГУДТ КНР) совместно с рядом заинтересованных ведомств был разработан ряд документов по стандартизации и совершенствованию управления туризмом в стране.

В частности, в целях совершенствования управления отраслью ГУДТ КНР в 2000 году издало в форме декретов «Управленческие методы планирования развития туризма» и «Временные методы установления подлинности объектов для планирования туристической деятельности». В 2001 году были пересмотрены «Положения об управлении туристическими агентствами от 1996 года». Положения были дополнены статьями, подразделяющими туристические агентства на международные и внутренние. Отдельная глава была посвящена турагентствам, созданным с участием иностранного капитала.

Были разработаны методы оценки классов гостиниц на основании их рейтинга (с присвоением им определенного количества «звезд») и определены основные туристические города (top tourist cities). Эти подходы сформулированы в документах ГУДТ КНР: «Уведомлении о дальнейшем ускорении работы по оценке рейтинга гостиниц» и «Временных методах по управлению работой по созданию основных китайских туристических городов».

Определенный интерес представляет разработанный в рамках 11-го пятилетнего плана «План развития туристической отрасли Пекина», принятый в 2006 году. Документ в качестве общей идеи и цели развития туризма предусматривал использование всех возможностей, связанных с проведением летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине. Были сформулированы основные задачи по развитию туристического рынка:

1. Развитие и регулирование пунктов назначения туризма:

- активное развитие рынка въездного туризма. Рынок въездного туризма Пекина условно можно разделить на следующие 3 категории:

(а) так называемые зрелые рынки – включают Японию, Корею, Америку, Великобританию и др.;

(б) новые рынки – включают Восточную Европу, Индию, Канаду и др., где имеются большие возможности для развития;

(в) рынки, которые будут развиваться – в том числе Африка, Латинская Америка и другие страны.

- наиболее полное развитие рынка внутреннего туризма;

- системное развитие рынка выездного туризма;

- улучшение взаимодействия между рынками городского и сельского туризма в целях содействия координации и развития городов и сельской местности;

- создание надежной системы пунктов назначения на туристических рынках:

(г) в целях удовлетворения потребностей, связанных с проведением Олимпиады 2008 года в Пекине, ставилась задача в кратчайшие сроки улучшить информационную сеть, обслуживающую поездки по Пекину, для обеспечения туристов справочной информацией о маршрутах поездки, о возможности бронирования и оплаты билетов по Интернету.

(д) содействие развитию Олимпийского туризма. Следование концепции «Зеленая Олимпиада, Олимпиада высоких технологий и Олимпиада народов».

2. Ключевые моменты в развитии туристических продуктов:

- серьезное изучение и разработка возможностей туризма по достопримечательностям Пекина, туризма в форме деловых конференций, развлекательного туризма, фольклор-туризма, отдыха и сельского туризма;

- использование преимуществ и возможностей, связанных с проведением Олимпиады, для организации разнообразных форм спортивного туризма.

3. Строительство вспомогательных объектов системы туристической индустрии:

- ускорение установления прямых воздушных авиалиний с основными мировыми туристическими пунктами назначения;

- создание системы хорошо оборудованных центров туристической информации;

- контроль над развитием сети гостиниц;

- более рациональное управление стандартами туристических агентств при одновременном осуществлении контроля и надзора за их деятельностью;

- поддержка интернационализации пищевой промышленности и системы общественного питания;

- приготовление знаменитых блюд Пекинской кухни и привлечение китайских и иностранных деликатесов в Пекин;

- использование преимуществ Олимпиады для распространения туристических сувениров, являющихся ценными в культурном отношении и удобными в транспортировке;

- повышение общей культуры и уровня образования работников, занятых в индустрии туризма.

В январе 2010 г. ГУДТ КНР были изданы два документа по вопросу учреждения постоянных представительств иностранных туристических агентств: «Временные административные положения об учреждении в КНР постоянных представительств иностранными правительственными туристическими организациями» и «Положения о создании в Китае туристических постоянных представительств иностранными предприятиями».

Следует отметить, что в настоящее время акцент в нормотворческой деятельности в области туризма смещен на провинциальный уровень. Местные власти и региональные отделения ГУДТ КНР в рамках своей компетенции принимают нормативные акты, направленные на регулирование туристической деятельности в провинциях и муниципальных образованиях.

В Приложении 1 к настоящей информации приведен перечень основных документов, регулирующих туристическую деятельность в КНР.

Тексты документов на английском и китайском языках опубликованы на сайте ГУДТ КНР: http://en.cnta.gov.cn.

2. Регулирующие органы

Государственное управление по делам туризма КНР – ГУДТ КНР (China National Tourism Administration - CNTA) официально создано в 1964 году. (До этого с 1954 года регулирующим органом в стране был China International Travel Service). ГУДТ КНР является органом государственной власти КНР, ответственным за развитие туризма в стране. Он находится в непосредственном подчинении Государственного совета КНР, его штаб-квартира расположена в Пекине, а региональные отделения (бюро) - в различных китайских провинциях, они подотчетны в своей деятельности перед ГУДТ КНР (Приложение 2).
China National Tourism Administration

Add: 9A Jianguomennei Ave., Beijing 100740, China

Tel: (0086-10) 65201114 Fax: (0086-10) 65122096
ГУДТ КНР возглавляется председателем, который имеет четырех заместителей. В структуре ГУДТ КНР работает 7 департаментов:

- Департамент общего управления;

- Департамент всесторонней координации;

- Департамент политики и права;

- Департамент маркетинга и коммуникации;

- Департамент управления промышленности;

- Департамент планирования и финансов;

- Департамент кадров.

Более подробная иллюстрация организационной структуры ГУДТ КНР приводится в Приложении 3.

Основными функциями ГУДТ КНР являются:



  • разработка руководящих принципов, стратегии и планов для развития туризма; выработка решений по важнейшим проблемам в экономической туристической деятельности; подготовка положений, правил и отраслевых стандартов, и контроль над их осуществлением;

  • координация осуществления связанной с туризмом политики в целях равномерного развития туристической деятельности, особенно в таких вопросах, как туристические путешествия, безопасность туризма, помощь туристам в чрезвычайных ситуациях, а также страхование туризма;

  • разработка стратегии изучения и развития международного туристического рынка; организация важных акций и освещение самобытности национального туризма; организация и непосредственное развитие важнейших туристических продуктов;

  • укрепление и развитие внутреннего туристического рынка; разработка стратегических мер и направлений их реализации; контроль над соблюдением порядка на туристическом рынке и качеством услуг; обработка жалоб, поступающих от туристов, и обеспечение прав и интересов потребителей туристических услуг;

  • организация исследований и оценки туристических ресурсов; непосредственное планирование и развитие важнейших туристических регионов; ведение туристической статистики;

  • разработка политики выездного туризма применительно к отношениям с зарубежными странами, Гонконгом, Макао и Тайванем; руководство туристическими связями и сотрудничество с другими странами; представление Правительства КНР при подписании международных протоколов по вопросам туризма; разработка и контроль над выполнением правил и положений, касающихся выездного и приграничного туризма;

  • организация образования в сфере туризма и подготовка кадров; разработка системы лицензирования и системы квалификационных критериев для туристических работников и их осуществление;

  • руководство местными органами управления туризмом в целях развития регионального туризма;

  • установление тесных взаимоотношений с партией и народом, и аффилированными организациями; руководство и управление аффилированными организациями;

  • выполнение иных функций, определенных Госсоветом КНР.

ГУДТ КНР имеет 16 зарубежных представительств (Китайские национальные бюро по туризму - China National Tourism Offices), основной задачей которых является популяризация китайского туризма и привлечение иностранных туристов в Китай. Офисы зарубежных представительств расположены в 13 важнейших с точки зрения туризма странах и регионах. Например, в Европе действуют офисы, зарегистрированные в Москве, Лондоне, Париже, Франкфурте, Цюрихе.

Список зарубежных офисов ГУДТ КНР приведен в Приложении 4.



Туристические агентства (travel agencies) расположены во всех крупных городах Китая. Среди них следует выделить три основные структуры, обслуживающие прибывающих в Китай туристов:

- «China International Travel Service» – туристическое агентство для обслуживания иностранных туристов. Штаб-квартира расположена в Пекине, а отделения во всех провинциях, автономных районах, муниципалитетах и некоторых открытых для посещения иностранцев городах;

- «China Travel Service» и «Overseas Chinese Travel Service of China» - обслуживают зарубежных китайских резидентов, компатриотов из Гонконга, Макао и Тайваня, а также проживающих за границей китайцев, посещающих в качестве туристов своих родственников. Штаб-квартиры обоих агентств расположены в Пекине, а отделения в открытых китайских городах, а также в виде постоянных представительств в Гонконге, Макао и Тайване.

- «China Youth Travel Service» - турагентство, расположенное в Пекине, обслуживает преимущественно иностранную молодежь, проживающих за границей китайцев и компатриотов из Гонконга, Макао и Тайваня.

Следует также упомянуть о таких крупных туристических компаниях, как «China International Sports Travel Company», «China Culture Travel Service», «China People’s International Travel Company», «China Tian’s International Travel Company» и «China Women’s Travel Service», которые также обслуживают иностранных туристов.

3. Развитие и защита туристических ресурсов

Административные ведомства народных правительств уездного уровня и выше, отвечающие за развитие туризма, совместно с заинтересованными органами, отвечающими за планирование в области культуры, лесного хозяйства, водных ресурсов, вопросов вероисповедания, национальности и др., разрабатывают планы развития туристической отрасли на уровне своих отделов и представляют их на утверждение вышестоящего органа, отвечающего за туризм.

Планирование развития туризма должно соответствовать общегородскому планированию в области землепользования и другим видам специализированного планирования, связанного с достопримечательностями, историческими местами и культурными объектами, природоохранными районами, находящимися под защитой государства.

Если по вопросу использования и эксплуатации туристических ресурсов у двух местных правительств имеется разногласие, оно подлежит разрешению правительством вышестоящего уровня.



4. Управление операциями в области туризма

Законодательством установлены требования в отношении туристических операторов. В частности, туристические операторы (юридические или физические лица, занятые в качестве основного вида деятельности туризмом или специализирующиеся на туристических операциях, такие как турагентства, туристические рестораны, гостиницы, магазины, туристические транспортные компании и пр.) не вправе заниматься туристической деятельностью без соответствующего разрешения.

Туристические операторы должны обнародовать предмет своей деятельности, стандарты, цены на предоставляемые услуги. В своей деятельности операторы должны руководствоваться установленными государством фиксированными ценами на услуги, не манипулировать ценами и не публиковать рекламные и пропагандистские объявления, вводящие туристов в заблуждение.

Компании, предоставляющие экскурсоводов, должны отчитываться перед административными органами, они не вправе заниматься агитационной деятельностью.

Оценка и присвоение соответствующих классов ресторанов и гостиниц, а также система их пересмотра, осуществляется на основе соответствующего законодательства и стандартов.

Управляющий и обслуживающий персонал высшего звена обязан получить образование в области профессиональной этики, пройти повышение квалификации и иметь соответствующий сертификат. Персонал среднего звена и технические работники также должны иметь сертификаты на право занятия соответствующей должности.

Персоналу, занятому в туристической деятельности, ни в какой форме не разрешается понуждать туристов к даче чаевых. Данное деяние является административным правонарушением и наказывается по закону.

Административные ведомства, отвечающие за организацию и управление туризмом, контролируют деятельность подведомственных подразделений, принимают и урегулируют жалобы, связанные с туристическими услугами, и публикуют информацию о проведенных проверках качества туристических услуг.

Туристические операторы вправе создавать профессиональные ассоциации туризма для координации деятельности и защиты своих прав.


5. Права и обязанности туристов

Законодательством, в частности положениями о туризме, принятыми на провинциальном уровне, определен круг прав и обязанностей туристов. В числе прочих прав туристы имеют право на:

- защиту личной безопасности и собственности;

- соблюдение их личного достоинства, национальных обычаев и свободы вероисповедания;

- получение правдивой и полной информации о туристических пунктах обслуживания, предоставление туроператорами соответствующих материалов, услуг, стандартов цен и т.п.;

- самостоятельный выбор туроператора и пунктов обслуживания, самостоятельное приобретение товаров, самостоятельное принятие решения о принятии предлагаемых контрактом услуг;

- получение услуг и товаров в разумном соотношении качества и цены, предусмотренных контрактом;

- иные права, предоставляемые законами и положениями.

Туристы должны нести следующие обязательства:

- соблюдать законы, положения и нормы морали;

- уважать обычаи и религиозные свободы посещаемых во время путешествий мест;

- защищать туристические ресурсы и заботиться об охране окружающей среды, бережно относиться к туристическим объектам;

- соблюдать порядок, положения о безопасности и охране здоровья;

- выполнять положения туристических контрактов.

Туристы, чьи законные права нарушены, вправе потребовать от туроператоров компенсации за понесенные потери и направить жалобу в местные административные органы по туризму, комитеты по защите прав потребителей и другие инстанции.

После получения такой жалобы уполномоченный административный орган в течение 7 дней должен принять решение о ее принятии. Отказ в принятии жалобы должен быть четко обоснован. При принятии жалобы, об этом уведомляется сторона-ответчик, которая должна дать на нее письменный ответ в течение 15 дней. Административный орган по туризму выносит решение в течение 45 дней с даты ответа организации-ответчика.



6. Правовая ответственность

Законодательством к туристическим операторам и работникам туристического бизнеса установлены различные виды юридической ответственности:

- при серьезности нарушений требований законодательства в отношении стандартов услуг и цен, административным департаментом может быть наложен на нарушителя штраф в размере от 1 до 5 тыс. юаней;

- на туристического оператора, нарушающего условия контракта путем изменения пунктов назначения, расценок на предоставляемые услуги, взимания дополнительных платежей за предоставляемые услуги, следует подать жалобу в контролирующий административный орган для принятия мер. В серьезных случаях на нарушителя может быть наложен штраф в размере от 2 до 10 тыс. юаней;

- на действия туристического оператора, нарушающего положения законодательства об обеспечении системы безопасности, следует направить жалобу в контролирующий административный орган. При серьезности проступка может быть вынесено решение о прекращении деятельности туроператора;

- о действиях любого физического лица, работающего в сфере бизнеса и понуждающего к даче чаевых за обслуживание, следует информировать контролирующий административный орган. При наличии серьезных обстоятельств, на виновное лицо может быть наложен штраф в размере от 1 до 5 тыс. юаней;

- при наличии признаков состава преступления может наступить уголовная ответственность.

7. Развитие законодательства о туризме


  • Новые Нормы и правила «О туристических агентствах»

С 1 мая 2009 г. вступили в силу новые Нормы и правила
«О туристических агентствах», которые ликвидируют некоторые ранее действовавшие ограничения в отношении иностранных инвестиций. В настоящее время иностранные инвесторы имеют право регистрации в КНР туристических агентств в форме совместного контрактного предприятия, совместного паевого предприятия, а также в форме предприятия с 100%-ым иностранным капиталом.

Основными ограничениями, которые были ликвидированы с 1 мая, являлись запрет на создание филиалов туристическими агентствами с участием иностранного капитала, отдельное требование к минимальной сумме уставного капитала (не менее 4 млн. юаней), а также особые условия к иностранному инвестору. В случае создания туристического агентства в форме совместного предприятия или предприятия с 100%-м капиталом иностранный инвестор до 1 мая должен был являться туристической компанией с уставным капиталом не менее 40 млн. юаней или 500 млн. юаней соответственно. Отмена данных требований открывает внутренний китайский рынок туристических услуг широкому кругу инвесторов.

Следует заметить, что по информации Управления по делам туризма
г. Пекина, механизма выдачи лицензий туристическим агентствам с участием иностранного капитала пока нет из-за отсутствия внутренних инструкций и правил.

В соответствии с новыми Нормами и правилами после получения лицензии туристические агентства с участием иностранного капитала смогут вести деятельность по организации въездного туризма (приему туристов в КНР) и туризма на территории КНР. Компании не имеют права организации выездного туризма (выезд туристов из КНР в другие страны) сразу после получения лицензии.

Для создания туристического агентства с иностранным капиталом необходимы: фиксированное место ведения хозяйственной деятельности, необходимое для работы оборудование, а также уставный капитал в размере не менее 300 000 юаней. Аналогичные требования предъявляются и к туристическим агентствам национального капитала.

В случае отсутствия нарушений в течение 2 лет с момента получения лицензии туристическое агентство с участием иностранного капитала сможет подать заявление на получение права организации выездного туризма.

Регистрация филиалов осуществляется в управлении промышленно-торговой администрации по месту расположения филиала на основании лицензии турагентства. После регистрации в управлении ПТА необходимо в течение 3 рабочих дней подать документы на регистрацию филиала в управлении туризма по месту его расположения.

В течение 3 рабочих дней после получения лицензии туристическое агентство должно открыть банковский счет в одном из банков, уполномоченном Государственным управлением по туризму КНР, и внести сумму гарантии качества. Для туристического агентства, занимающего внутренним туризмом и приемом туристов в КНР, гарантийная сумма составляет 200 тыс. юаней жэньминьби. При получении права на организацию выездного туризма турагентство должно дополнительно внести на счет 1,2 млн. юаней жэньминьби. В случае открытия филиалов гарантийная сумма увеличивается на 50 тыс. юаней за каждый филиал для туристического агентства, занимающего внутренним туризмом и приемом туристов в КНР, или 300 тыс. юаней за каждый филиал для турагентства, имеющего право на организацию выездного туризма. Гарантийная сумма возвращается только после прекращении турагентством всей деятельности в сфере туризма.

Данная гарантийная сумма используется для компенсации ущерба туристам в случае нарушения туристическим агентством положений заключенного договора об оказании услуг или компенсации предварительной оплаты услуг в случае роспуска или банкротства турагентства. В случае компенсации ущерба туристу из гарантийной суммы, туристическое агентство должно довнести до установленной нормы средства в течение 5 дней с момента получения уведомления о доплате.

В случае если в течение 3 лет с момента перечисления или доплаты отсутствовали факты применения к туристическому агентству административных взысканий и наказаний в связи с нарушением прав туристов, Государственное управление по туризму КНР вправе уменьшить гарантийную сумму турагентства в два раза.

Кроме того, с 3 мая 2009 г. вступили в силу Подробные правила применения Норм и правил «О туристических агентствах», предусматривающие подробные правила применения вышеуказанных Норм и правил.


  • Расширение сферы деятельности туристических агентств с иностранным капиталом

22 августа 2010 года глава Государственного управления по делам туризма КНР Шао Цивэй заявил о том, что в ближайшее время управление разработает меры по допуску туристических агентств с иностранным капиталом к организации выездного туризма для граждан КНР. В настоящее время туристические агентства с иностранным капиталом вправе вести деятельность в сфере внутреннего туризма в КНР и въездного туризма для иностранных граждан.

На первом этапе будут определены пробные районы, в которых туристические агентства с иностранным капиталом получат право на организацию выездного туризма для граждан КНР. В дальнейшем эксперимент будет распространен на всю страну.

Расширение сферы деятельности туристических агентств с иностранным капиталом было предложено в Рекомендациях Государственного совета КНР «Об ускорении развития туризма» (№ 41 [2009]). Данный документ указывает основные задачи по развитию туризма в КНР - увеличение открытости рынка туризма, улучшение потребительского климата, поощрение цивилизованных и здоровых форм туризма, развитие инфраструктуры туризма, диверсификация туристических продуктов на рынке, повышение качества услуг в сфере туризма, обеспечение энергосбережения, экологичности и сбалансированного развития туристических районов.

Кроме того, в документе Государственный совет КНР устанавливает основные цели развития отрасли: к 2015 г. обеспечить рост внутреннего туризма на 10% ежегодно (до 330 млн. выездов ежегодно), выездного туризма – на 9% ежегодно (до 83 млн. выездов ежегодно), увеличить рост выручки в сфере туризма на 12% ежегодно, довести сферу туризма до 4,5% от ВВП и обеспечить создание 500 тыс. рабочих мест в сфере туризма ежегодно.



  • Страхование ответственности туристических агентств

В целях защиты законных прав и интересов туристов Национальное управление по туризму КНР и Комиссия по регулированию страхового дела КНР 25 ноября 2010 года совместно обнародовали «Меры по управлению страхования ответственности туристических агентств» - «Measures for Administration of Travel Agency Liability Insurance» (именуемые в дальнейшем «Меры»).

Согласно Мерам, созданные в соответствии с законом на территории Китайской Народной Республики туристические агентства, должны купить так называемую «страховку ответственности туристического агентства».

Страховая ответственность по страховке включает ответственность за компенсацию, которую несет туристическое агентство в соответствии с законом при организации туристической деятельности, за травмы лиц и гибель имущества туристов, личные травмы гидов и тур-лидеров, которые назначаются туристическим агентством и предоставляют услуги для туристов, включая такие обстоятельства, за которые туристическое агентство несет ответственность в виде компенсации за свою небрежность или вину, а также ответственность за компенсацию при возникновении аварий.

Меры предписывают, что при покупке страховки ответственности туристического агентства, оно должно в соответствии с законом заключить в письменной форме со страховой компанией Страховой договор об ответственности туристического агентства. После заключения договора страхования, туристическое агентство должно выплачивать страховые премии в соответствии с условиями контракта. Страховая компания не вправе расторгать договор страхования, за исключением случаев, предусмотренных в Законе КНР «О страховании». Если туристическое агентство расторгает договор страхования, оно должно одновременно подписать новый договор и уведомить в письменной форме административный отдел по туризму на уровне уезда или выше в месте своего нахождения, за исключением случаев расторжения контракта по причине отзыва или аннулирования бизнес-лицензии туристического агентства в соответствии с законом.

Что касается компенсации по страховым случаям, то в Мерах указано, что в случае возникновения аварии при организации туристической деятельности, за которую туристическое агентство несет ответственность, страховая компания в соответствии с условиями договора страхования производит возмещение в пределах лимита ответственности страховки туристических агентств. Лимит ответственности может быть определен на переговорах между туристической и страховой компаниями в пределах предмета, масштабов их деятельности и возможности управления рисками туристического агентства, уровня местного экономического и социального развития, и потребностей туристического агентства. Однако предел ответственности за травмы не должна быть ниже, чем 200.000 юаней на каждого человека.

После наступления страхового случая, если рамки ответственности по компенсации туристического агентства определены, страховая компания должна по просьбе туристического агентства выплатить страховую сумму непосредственно пострадавшим туристам, гидам и тур-лидерам. Если туристическое агентство не в состоянии сделать такой запрос, пострадавшие туристы, гиды и тур-лидеры вправе запросить непосредственно страховую компанию о выплате страховой суммы в отношении части, на которую они имеют право в качестве компенсации.

Если иное не предусмотрено в договоре, страховая компания должна своевременно сделать проверки и вынести определения после получения запроса о выплате страховой суммы, и соответствующих сертификатов и материалов. Если случай является сложным, страховая компания должна сделать проверки и вынести определения в течение 30 дней. Страховая компания должна уведомить бюро путешествий и пострадавших туристов, гидов и тур-лидеров о результатах проверок. Если случай подпадает под страхование гражданской ответственности, страховая компания должна в течение десяти дней после заключения соглашения о выплате страхового возмещения с туристическим агентством, выполнить обязательства по выплате страховых сумм.

Документ также предусматривает меры наказания за соответствующие нарушения законов туристическими агентствами и страховыми компаниями.



Меры вступили в силу с 1 февраля 2011 года.