Скачать 132.96 Kb.
Дата24.05.2018
Размер132.96 Kb.
ТипУрок

Необыкновенная физкультура



НЕОБЫКНОВЕННАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
Нестандартный и захватывающий урок физкультуры — это совсем не что-то нереальное и сложно организуемое. Это может быть просто тщательно продуманное занятие соревновательной и игровой направленности с использованием дифференцированного подхода в отдельно взятом уроке физической культуры. Тогда мотивация учеников к двигательной активности и познавательной деятельности будет банальна и проста: им интересно!
Как повысить интерес?
Для организации более качественных, содержательных и интересных уроков требуется соблюдение следующих условий:

— наличие хорошей спортивной базы: для каждого учащегося — мяч, скакалка, гантели, лыжи, коньки, другой раздаточный материал и спортивный инвентарь;

— построение работы на уроке блоками, предусматривающее выполнение основных упражнений из нескольких разделов программы (соединение в одном уроке элементов легкой атлетики и баскетбола; легкой атлетики и волейбола; гимнастики и полосы препятствий; лыжной подготовки и силовой тренировки; баскетбола и волейбола; подвижных игр и средств для развития двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости);

— учебно-тренировочная направленность занятия при моторной плотности, приближающейся к 80—95%;

— неординарный подход к планированию и подготовке каждого отдельно взятого урока — полный отказ от привычной классической формы проведения занятий, за исключением раздела «Гимнастика»;

— преимущественно фронтальный способ организации занятия;

— насыщение уроков игровыми и соревновательными заданиями;

— тщательный медицинский контроль и соблюдение всех правил техники безопасности.


Почти забытая игра

Мы привыкли к тому, что в городки играет лишь небольшое количество взрослых людей. Смеем предположить, что в них практически не играют в большинстве поселков и городов нашей необъятной России. При большом разнообразии других видов спорта постепенно забыли, что это за игра, нет в необходимом количестве любительских площадок, а профессиональные пришли в негодность или просто заброшены, нет организаторов, грамотных специалистов, энтузиастов городошного спорта и т.д. А ведь на любительском уровне в городки можно играть на любом ровном пространстве. Организовать игру для 20 учащихся и провести ее в интересной форме не так уж сложно.



Подготовка площадки

1. Выбрать ровную горизонтальную земляную площадку размером 30х15 м.

2. По краю широкой стороны натянуть веревку

3. Отмерив от веревки 6—7 м, начертить четыре квадрата — города — с длиной стороны 1,5—2 м. Можно пририсовать к каждому из городов снизу по горизонтали трапеции — пригороды, но можно обойтись и без них.

4. Используя эту же веревку натянуть ее вновь параллельно нижней линии города или пригорода, отступив 3—4 м от края — в зависимости от возраста играющих; жирно начертить точно напротив города линии полукона по 1,5—2 м.

5. В третий раз натянуть веревку на уровне линии полукона. Отмерить от нее 2—4 м и обозначить вторую стартовую линию — линию кона — также длиной 1,5—2 м.

6. Веревку убрать.

Итак, площадка для игры в любительские городки для четырех команд (по 5—б участников) готова. На это при хорошей сноровке уходит 20—30 мин. Обновить же площадку по старым линиям разметки не составит труда, делать это можно во время перерывов в игре.



Оборудование для игры

Для каждой команды изготавливают по 2—4 биты длиной 70—80 см из крепких березовых черенков для лопат, которые можно купить в магазине хозяйственных товаров (см. рис. 1).

Рюхи размером 15—20 см (5 шт.), из которых строятся фигуры, также выпиливают из черенков. Рюхи каждой отдельно взятой команды должны быть выкрашены в свой цвет, например в желтый красный, белый, синий. Для каждой команды нужно предусмотреть по 2—3 запасные рюхи, так как в процессе выбивания фигур они могут потеряться в траве.

Для того чтобы игра шла динамично, без сбоев, нужно изготовить из ватмана большой макет с изображениями и названиями фигур городков (см. рис. 2) и приклеить его к жесткому штативу, изготовленному из фанеры и досок. Ведь на первом этапе игры, да и в дальнейшем смотреть на него, чтобы вспомнить фигуры, придется очень часто.



Методика обучения

Чтобы быстро научить детей игре, выстраивают их так, чтобы они увидели весь процесс в боковой плоскости, не получив при этом травмы от отскочившей биты или рюхи, т.е. нужно отодвинуть учащихся на 6—7 м от площадки.

Перед построением проводят специальную разминку (12—15 мин.): бег, ОРУ, подвижная игра, выполнение различных движений, имитирующих игру в городки: стойка, замах, бросок.

Затем 3—4 взрослых или заранее подготовленных детей начинают обучающую (разъясняющую) игру (6—8 мин.), сосредоточив внимание ребят на следующем:

— фигур в игре 15: «пушка», «звезда», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо», «часовые», «тир», «вилка», «стрела», «коленчатый вал», «ракетка» , «рака», «серп», «самолет», «письмо»);

— расстояние от линии броска до фигур рекомендуется варьировать в зависимости от возраста учащихся — менее 5 м с линии полукона и менее 10 м с линии кона. Если большинство ребят не могут попасть в цель, то следует переместить линию ближе;

— пока предыдущая фигура не выбита из города полностью, последующая не устанавливается;

— выбивание фигур производится начиная с дальней линии кона и продолжается на линии полукона сразу же после первой выбитой из города рюхи по очереди 2—3 битами подряд, чтобы было интересно;

— игрок, выполнивший выбивание, сам бежит и приносит использованные биты на исходный рубеж, а затем уходит за линию, безопасную для замаха и броска, — в 2—3 м за линией кона, где находятся все игроки команды;

— как только последний городок выбивается из плоскости города, вся команда громко кричит:

«Есть!», «Ура!», «Готово!», «Второй!», «Пятый!» — и т.п.

-Следует предоставить им возможность произвольно выразить свои эмоции, сообщал тем самым трем другим командам, что они заработали очередное очко;

— учитель записывает очередное очко в таблицу на счет команды и объявляет общий счет каждой команды, поддерживая тем самым постоянный интерес детей;

— игра приобретает все более динамичный характер, в нее включаются все участники.



Методические рекомендации

Игра будет наиболее эффективной и интересной, если:

— составы команд будут смешанными — мальчики и девочки — и равными по силам. Для этого выбирают капитанов команд, а они, в свою очередь, набирают себе игроков. Поэтому при любом итоге игры обиженных не будет;

— расстояние от кона и полукона до города следует уменьшить в зависимости от возраста играющих: ситуация успеха необходима — попадать или задевать рюхи дети должны минимум 1 раз из 2—3 использованных подряд бит;

— места у команд при наличии только одного полигона для игры каждый раз будут новыми;

— включите негромкую музыку — она добавит положительных эмоций;

— задавать время игры — от 5 мин, до 1 ч — в зависимости от целей и задач каждой встречи: завершение урока, пауза для отдыха, смена видов деятельности или отдельное состязание;

— подсчет выбитых фигур будет осуществляться не по количеству затраченных бит, а по скорости выбивания, что поможет оживить игру;

— для учеников начальной школы будет заранее предусмотрено четыре комплекта любительского оборудования, изготовленного из черенков для граблей;

— в зависимости от температуры и времени года будет заранее выбрано место для площадки: на асфальте, скошенном газоне, земляном покрытии, на льду в спортивном зале;

— правила игры обсуждать заранее перед каждой игрой.
«Городская» физкультура?

Городки можно включать в большинство уроков физической культуры. Учащиеся наверняка полюбят эту игру, и она станет одной из любимых в разделе программы «Подвижные игры». В тренировочном процессе или внеурочной секционной работе городки можно использовать как отдых — переключение с одного вида деятельности на другой, как разминку тренировку для развития координационных способностей. С особым успехом уличные городки можно использовать как одно из любимейших средств неформального общения и активного отдыха на летних пришкольных площадках и в загородных лагерях. При желании турнир по городкам можно провести и для 6—8 команд одновременно, организовав его по вышеописанному принципу организации.






Тай—бо: нестандартная разминка

Безусловно, разминка — одна из важных частей урока, поэтому главная задача учителя на этом этапе — доступно и наглядно дно показать то или иное упражнение, объяснить его физиологический смысл и последовательность работы. Разминка должна соответствовать физиологическим закономерностям обменных процессов в организме, целям и задачам урока или тренировки, создавать эмоциональный фон для последующей работы. Как наиболее правильно и эффективно провести разминку на уроке физкультуры Универсальным средством здесь могут послужить многие упражнения из фитнеса — азробики и тай-бо.


Основные принципы разминки

Рекомендации для самостоятельных занятий

1. Разминка должна начинаться и заканчиваться мягкими, «потягивающими» движениями одной последовательности и одного содержания — как ритуал.

2. Затем начинайте выполнять маховые движения, плавные, с небольшой амплитудой, чтобы «подогнать» кровь к работающим мышцам.

З. Сосредоточьте внимание на том, что вы делаете. Сконцентрируйтесь — это поможет избежать травм.

4. Следите за дыханием. Своевременное поступление кислорода в организм поможет мягче войти в рабочий режим. Показатель эффективности разминки — появление легкого пота или небольшой испарины, в то время как обильное потоотделение является показателем неправильно подобранных упражнений или неверно рассчитанной нагрузки.

5. Правильно проведенная разминка вызывает чувство легкости и свободы, неправильная — чувство подавленности и усталости.

6. Если после разминки вы почувствовали себя неважно, нужно сразу обратиться к учителю или тренеру.

7. Разминка плавно переходит в основную часть урока, тренировки или соревнования. Необходимо помнить, что разминка перед соревнованием не должна быть похожа на разминку перед тренировкой: они решают разные задачи.
Информационные технологии в разминке

Разминку в стиле тай-бо можно проводить с применением информационно-компьютерных технологий.

Вся аппаратура располагается в оконном проеме и надежно защищена капроновой сеткой. При отсутствии широкоформатного телевизора можно использовать мультимедийный проектор. Экраном для него будет противоположная стена зала.

Схема расположения оборудования в спортивном зале: 1 — компьютер (ноутбук); 2, —DVD-плеер; З — плазменный широкоформатный телевизор диагональю свыше 110 см; 4— цифровая видеокамера с жестким диском от 40 Гб., 5 — усилитель, акустическая система, микрофон — для учителя.



Сам себе программист

Существует целая серия дисков с записями различных вариантов разминок в стиле тай-бо. В них можно найти достаточно много полезного. К сожалению, использовать их на уроках практически нереально, но можно применить в качестве шаблона для построения разминки.

Вооружившись видеокамерой, подберите способного юношу или девушку и запишите его или ее выступление перед экраном. Они смогут показать все упражнения, пусть и не на высокопрофессиональном уровне, а остальным учащимся будет интереснее выполнять упражнения.

Снимайте видеопрограмму фрагментами по одному упражнению, затем сделайте монтаж. Здесь все зависит от вашей фантазии: современные компьютерные программы позволяют наложить на запись титры и любимую музыку. К этой работе можно привлекать и старшеклассников. К тому же дети будут более эффективно заниматься под программу, созданную своими руками.



ХОДИМ ПАРОЙ...

Разминка в парах в движении

Разметку волейбольной площадки удобно использовать для проведения разминки при движении в парах. Учащиеся выполняют задания вдоль боковой линии (18 м), а перемещаясь вдоль лицевой линии (9 м), встряхивая руками и ногами, имеют достаточно времени для восстановления. На противоположной боковой линии дети или меняются ролями, или выполняют упражнение с другой ноги, другим боком, в другую сторону либо могут выполнять другое упражнение. девочки могут выполнять упражнения до средней линии, т.е. в половину нагрузки.



Упражнения с партнером

Упражнение 1

И.п. - стоя спиной друг к другу, боком по направлению движения; руки вверх в замок. Не размыкая и не опуская рук, поворачиваться вовнутрь по ходу движения. Темп медленный. На обратном пути упражнение выполняется с вращением в другую сторону.



Упражнение 2

И.п. — стоя лицом друг к другу, крепко взяться за руки, отклониться слегка назад, руки параллельно полу Раскручиваясь, как волчок, перемещаться по ходу движения в медленном темпе. Ноги прямые, стопы держать максимально близко к стопам партнера, плечи отведены назад. На обратном пути упражнение выполняется с вращением в другую сторону



Упражнение 3

И.п. стоя лицом друг к другу боком по направлению движения, руки в стороны параллельно полу ладони партнеров слегка касаются друг друга. Сделать два приставных шага, а затем, резко повернувшись на 180°, два приставных шага спиной друг к другу Руки не опускать. На обратном пути упражнение выполняется другим боком.



Упражнение 4

Первый партнер, стоящий впереди, берет второго за руку. Тот слегка отклоняется назад и оказывает сопротивление, упираясь в пол пятками. Первый энергично размахивает свободной рукой и выполняет бег с сопротивлением вполсилы. На обратном пути партнеры меняются ролями.



Упражнение 5

Первый партнер, стоящий впереди, отклоняется назад и таким образом оказывает сопротивление вполсилы, упираясь в пол пятками. Второй подталкивает его сзади в плечи, ни на секунду не ослабляя усилий, стараясь не уронить своего товарища. На обратном пути партнеры меняются ролями.



Упражнение 6

Один партнер располагается спиной по направлению движения, второй — лицом к нему, руки на плечах друг у друга. Учащиеся выполняют легкий бег. Необходимо добиться синхронной работы ног, т.е. первый ставит назад левую ногу, а второй — вперед правую, и т.д. На обратном пути партнеры меняются ролями.



Упражнение 7

Партнеры встают лицом друг к другу, боком по направлению движения, берут друг друга правыми руками и сильно сгибают ноги, расставленные чуть шире плеч. Любой из из них переносит сначала одну, затем другую ногу через соединенные руки, затём то же самое делает другой партнер. Руки не расцеплять. На обратном пути партнеры берут друг друга левыми руками.



Упражнение 8

Партнеры, стоя спиной друг к другу берут друг друга под локти на уровне пояса. Первый встает лицом по направлению движения, второй — спиной к нему. Первый сгибает спину и разворачивает второго на 180°, второй подгибает ноги под углом 90° во время поворота, а затем повторяет тот же самый цикл со своим партнером. На обратном пути можно выполнять повороты в другую сторону



Упражнение 9

Первый партнер отходит от второго на 2—З шага и принимает положение для чехарды, т.е. сгибает спину выставляет вперед одну ногу упираясь в колено этой ноги руками; голову опустить на грудь. Второй партнер разбегается и толчком обеих рук перепрыгивают. Партнеры встают лицом друг к другу, боком по направлению движения, берут друг друга правыми руками и сильно сгибают ноги, расставленные чуть шире плеч. Любой из из них переносит сначала одну, затем другую ногу через соединенные руки, затём то же самое делает другой партнер. Руки не расцеплять. На обратном пути партнеры берут друг друга левыми руками. вает через него, пробегая после приземления не более З шагов. Упражнение можно выполнять по всему периметру площадки.



Упражнение 10

Схема выполнения — та же, что в упр. 9, но препятствием являются широко расставленные ноги партнера, между которыми нужно пролезть другому партнеру. Расстояние между партнерами — не более 3 шагов.



Упражнение 11

Первый партнер располагается впереди, второй берет его ногу за голень. До средней линии первый партнер выполняет прыжки на одной ноге, затем на другой. На обратном пути партнеры меняются местами.




Упражнение 12. Ведение баскетбольного мяча.

Первый партнер, положив руку на голову второго, имитирует ведение баскетбольного мяча; второй выполняет прыжки в приседе. На обратном пути партнеры меняются ролями.



Упражнение 13

Первый партнер отводит левую ногу сторону второй — правую. Партнеры, удерживая друг друга за ноги «ближней» рукой выполняют прыжки, помогая себе «дальней» рукой. На обратном пути происходит смена ног и рук.



Упражнение 14. Рачка, или Крокодил

Первый партнер принимает положение упор лежа, второй держит его за ноги, и оба начинают движение таким образом. На обратном пути партнеры меняются ролями.



Упражнение 15. Полька

Партнеры, взявшись за руки скрестно, легко на носочках выполняют по 2 приставных шага с каждой ноги поочередно. Упражнение выполняется по всему периметру площадки.


Разминаемся играючи

Игровая разминка подходит для любого урока, но будет особенно уместна на баскетбольном занятии, так как большинство упражнений направлено на совершенствование работы ног. Нагрузка зависит от физического состояния занимающихся.



Задание 1

Два игрока приседают и, совершая мелкие прыжки, стараются толчком ладоней в ладони партнера вывести друг друга из равновесия. Руки могут быть согнутыми или прямыми, но их необходимо держать жестко, не допуская переплетения пальцев во время толчков руками.



Задание 2. Петушиный бой

Партнеры встают лицом друг к другу одной рукой обхватывают свою голень сзади, а другую руку отводят за спину Нужно вывести соперника из равновесия, толкая его только плечом. Периодически следует менять положение ног и рук.



Задание З

Партнеры располагаются спиной друг к другу и каждый, упираясь спиной, старается перетолкать соперника за черту. Работают только мышцы ног.



Задание 4

И.п. —. стоя лицом друг к другу перемещаясь на носках, каждый партнер старается легко наступить на носок соперника, а свою ногу вовремя убрать.

Учитель должен напомнить детям, что нельзя наступать на ногу товарищу всей стопой, чтобы не нанести ему травму

Задание 5

И.п. — то же. Сильно согнув ноги, перемещаясь в стойке баскетболиста, попытаться рукой коснуться голеностопа соперника и не дать ему в свою очередь, коснуться своей ноги.



Задание 6. Бой с тенью

И.п. — то же. Перемещаясь в стойке баскетболиста, каждый партнер старается достать рукой дальнее плечо соперника, не дав ему коснуться своего.



Задание 7

Упершись в плечи, друг друга руками, каждый партнер старается перетолкать соперника за черту.



Задание 8

И.п. — стоя боком друг к другу крепко взявшись за разноименные руки, каждый партнер старается перетянуть соперника за черту. Выполнить равное количество попыток обеими руками.



Задание 9

Упражнение выполняется в тройках. Первый партнер крепко берет за пояс второго, тот держит руки на поясе. Задача третьего — осалить первого за плечо наибольшее количество раз за отведенное время (не более 30 сек.). Пара двигается синхронно и все усилия направляет на то, чтобы не дать водящему — третьему игроку — осалить сзади стоящего — первого. Затем игроки меняются ролями.

Учитель должен напомнить водящему, чтобы он не наваливался на первого игрока, а выводил его из равновесия за счет обманных движений — финтов.

Задание 10

две тройки образуют круг, взявшись за руки. Затем выбирают водящего, который встает за кругом и показывает рукой на игрока, которого он будет догонять. Упражнение выполняется приставными шагами. Задача пятерки — не расцепляя рук, не дать осалить игрока, на которого показал водящий. Здесь важно, чтобы водящий постоянно менял направление перемещения и переходил с приставного шага на бег и т.д. Через 20—30 сек. водящего меняют.



Задание 11

То же, что в задании 10, но бегом.



Последние для упражнение является наиболее интенсивными, поэтому желательно, чтобы занимающиеся чаще мешались ролями, а между сменами следует делать перерывы, в 2 раза превышающие время выполнения упражнений.