Скачать 110.66 Kb.
Дата21.11.2017
Размер110.66 Kb.

Некоторые вопросы правового и организационного обеспечения сохранности фото-, фоно- и аудиовизуального наследия в Украине



Некоторые вопросы правового и организационного обеспечения сохранности фото-, фоно- и аудиовизуального наследия в Украине

Топишко Нина,

директор Центрального государственного

кинофотофоноархива Украины

имени Г.С. Пшеничного


Во все времена главной задачей архивов было и есть обеспечение сохранности документов. Вопросы правовых и организационных форм обеспечения сохранности архивных документов на нетрадиционных носителях информации являются чрезвычайно актуальными для Центрального государственного кинофотофоноархива Украины имени Г.С. Пшеничного. На сегодняшний день это единственный в Украине архив, который хранит эти специфические документы. Одновременно он остается научно-методическим центром для архивов, учреждений, организаций, хранящих профильные документы.

Архив существует с 1932 г. и представляет собой многосторонний комплекс аудиовизуального наследия по истории Украины, включает в себя более 600 тысяч единиц хранения документов, которые в силу своей уникальности имеют большую культурную ценность и выступают важнейшей составной частью национального достояния нашей страны. Сохранить эти ценные свидетельства нашей истории, создать необходимые условия для их хранения - одна из главных наших задач.

До начала 90-х годов прошлого столетия вопросы управления архивным делом в Украине, как и в целом в СССР, были устоявшимися, мало менявшимися с течением времени. В условиях построения независимого государства, кардинальных социально–экономических преобразований в обществе ситуация резко изменилась.

За период независимости страны система архивных учреждений получила дальнейшие развитие. Главной целью проведения государственной политики в области архивного дела является формирование оптимального состава и обеспечения сохранности Национального архивного фонда. Ее достижение и определило задачи, которые требовалось решать:

- совершенствования нормативно–правовой базы деятельности архивных учреждений;

- совершенствования организации работы на основе внедрения передового научного и технического опыта;

- развития материально-технической базы;

- повышение эффективности мероприятий по обеспечению сохранности документов;

- внедрения автоматизированных архивных технологий;

- расширения доступа к информационным ресурсам архивных учреждений с использованием сети Интернет и т. д.

За последнее десятилетие нормативно–правовая база деятельности архивных учреждений Украины подверглась существенным изменениям. В 1993 г. был принят Закон Украины «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях» (в 2001 г. принята его новая редакция), который регулирует отношения, связанные с формированием, учетом, хранением и использованием Национального архивного фонда.

На этой новой правовой основе, с учетом накопленного опыта работы архивных учреждений и зарубежной архивной практики Госкомархив разработал и в 2004 г. утвердил Основные правила работы государственных архивов Украины. Они отражают кардинально новую в современных условиях исходную позицию государственных архивов как хранилища документальных культурных ценностей, специфической информационной системы, органа государственного управления качественно новой категории – Национального архивного фонда – и всей сферой архивного дела.

Таким образом, были заложены законодательные основы, которые регулируют формирование, организацию хранения, учет, использование архивов и архивных фондов и управление ими в целях обеспечения сохранности архивных документов и их всестороннего использования в интересах граждан, общества и молодого независимого государства.

Законодательные изменения коснулись всех уровней управления архивным делом, включая и обеспечение сохранности документов, в их числе и аудиовизуального наследия. Именно это направление остается одним из ведущих в деятельности и кинофотофоноархива.

По главным вопросам обеспечения сохранности киновидеофотофоно-документов, которые уже находятся в архиве, отработаны четкие организационные формы и правила. К примеру, взять такой непростой вопрос сохранности документов на нетрадиционных носителях как обеспечение их физической сохранности и создание страхового фонда и фонда пользования. У нас определены планы, существует порядок, выполняются работы, связанные с обеспечением и улучшением физического состояния аудиовизуальных документов.

Так все фильмохранилища оснащены металлическими стеллажами Пшеничного типа «Ёлочка», которые обеспечивают раздельное хранение каждой коробки кинодокументов. Фотодокументы хранятся в специально изготовленных деревянных шкафах, фоно- и видеодокументы размещаются на стеллажах из дюралюминия.

Нестабильность носителя информации аудиовизуальных документов требует постоянного контроля за его техническим состоянием, проведением консервационно-реставрационных работ, их периодического перекопирования, создания страхового фонда (СФ) и фонда использования (ФИ).

Изготовление (СФ) было приостановлено в середине 90-х годов так как на то время были изготовлены копии на все выявленные особо ценные (ОЦ) кинофотодокументы. Ныне необходимо скопировать для СФ 116 ед.хранения ОЦ кинодокументов, 150 ед. хранения фотодокументов, 780 ед. хранения фонодокументов. Работа по созданию страхового фонда прекратилась из-за отсутствия надежной аппаратуры и необходимого финансирования.

И тем не менее, мы вынуждены констатировать, что при всем внимании, которое уделяется вопросу сохранности, он остается и самым проблемным.

Среди проблем, которые необходимо решить в первую очередь, - готовность самого архива работать в новых условиях, к выполнению требований законов по обеспечению формирования и сохранения НАФ.

Прежде всего, необходимо отметить тенденцию изменений в традиционной системе комплектования архивного фонда, а также оценку его эффективности с точки зрения создания наиболее полно отвечающего интересам государства и общества ретроспективного информационного ресурса. Одним из основополагающих направлений здесь является работа по определению состава источников комплектования архива. Глубокие изменения в обществе, выразившиеся в перестройке системы управления, юридическом признании права частной собственности, в том числе и на информацию, а также реформирование экономики, придали данному направлению архивной деятельности новое содержание.

В соответствии с профилем ЦГКФФА Украины им. Г.С. Пшеничного принимает на хранение хроникально–документальные кинофильмы, научные и научно–популярные документального характера, фильмы–концерты, киножурналы, спецвыпуски, киносюжеты и т. п. в соответствующей комплектности. До передачи в архив кинодокументы хранятся на студиях в кинотеках.

Реальная ситуация здесь сегодня такова. Документальное кино в Украине переживает период стагнации, находится в большом упадке, студии практически не работают. И этот источник комплектования перестал практически существовать - сейчас архив принимает остатки кинодокументов за 1991 – 1995 гг.

По аналогии с кинодокументами должны приниматься на хранение и видеодокументы. Но отношение и сотрудничество архива с телестудиями и телеканалами складываются достаточно сложно. Они отказываются передавать видеодокументы на государственное хранение в архив, поскольку не получают государственной финансовой поддержки для подготовки к передачи документов на хранение. А, как известно всем, это финансово дорогая процедура. А потому мы вынуждены на собственные средства приобретать видеокассеты BETACAM (дорогостоящие), что предполагает выборочный и весьма ограниченный отбор видеодокументов на государственное хранение. Перезапись производит или организация – источник комплектования или сам архив, технические возможности которого весьма ограничены. Возникают проблемы и с описанием и расшифровкой видеодокументов, которые, как правило, поступают без монтажных листов.

Телестудии и телеканалы в последнее время вообще отказываются передавать видеодокументы - создают у себя собственные видеотеки. Но далеко не везде видеодокументы хранятся в соответствующих условиях, на долгосрочных носителях и с необходимой описательной документацией.

Сохранность кино- и видеодокументов, образующихся в деятельности общественных и частных телекомпаний вообще остается на сегодняшний день бесконтрольной. Более того, часто их возглавляют люди с жесткими установками только на рыночные отношение, не знакомые и не желающие знакомиться с архивным законодательством, с подготовкой и порядком передачи на государственное хранение аудиовизуальных документов.

Фотодокументы на государственное хранение регулярно передает только Украинское национальное информационное агентство (Укринформ). Редакции газет и журналов изменили форму собственности и не считают нужным и целесообразным передавать негативы на постоянное хранение в архив. А с применением новых цифровых и электронных технологий этот вопрос заходит вообще в глухой угол.

Фонодокументы на магнитной ленте с художественными записями передает Национальная радиокомпания Украины. В последнее время архив пополняется грампластинками, передаваемыми частными лицами. Частные звукозаписывающие студии, также как и другие студии, фонодокументы не передают.

Научно–исследовательские учреждения хранят у себя образующиеся у них фотографии и звукозаписи.

И вот здесь мы сталкиваемся с тем, что существующая нормативно–правовая и база и старые, ранее себя оправдывающие, организационные формы не позволяют решать проблему сохранности аудиовизуального наследия на должном уровне.

Прежде всего, имеет место несогласованность и разночтение по данным вопросам в разных законах, отсюда – возникающие разногласия и противоречия и, как результат, нарушение системности формирования НАФ, и, что совсем недопустимо, угроза в обеспечении сохранности документального наследия.

К примеру, в 1998 г. принят Закон Украины «О кинематографии». Статья 17 в нем гласит, что исходные фильма и фильмокопии должны хранится в государственном фонде фильмов, положение о котором утверждается центральным органом исполнительной власти в области кинематографии. И ни слова - о Национальном архивном фонде. По нашему мнению, исходные материалы фильмов документального характера произведений кино- и видеолетописи должны хранится в ЦГКФФА. Потому мы инициировали обращение к Верховной Раде Украины с предложением внести в статью 17 этого Закона необходимое уточнение относительно передачи этих материалов на хранение Национальному архивному фонду.

Назрела и другая большая проблема, которая остается неразрешимой, - невыполнение фондообразователями требований Закона Украины «Об обязательном экземпляре документов». Закон четко и однозначно определяет, что фото-, фоно- и аудиовизуальные документы должны передаваться в архив в течении года после завершения их производства или выхода в свет. Есть и механизм реализации его положений – разработано и утверждено в Министерстве юстиции «Положение о порядке передачи киновидеофотофоно-документов на постоянное хранение».

Но сегодня мы вынуждены констатировать - Закон не выполняется. И не только негосударственными, но и государственными производителями аудиовизуальной продукции. Фондообразователи отказываются передавать обязательный экземпляр документов на государственное хранение.

Причины здесь разные. Во-первых, об этом уже упоминалось выше, это требует от фондообразователей дополнительных финансовых затрат.

Во-вторых, немаловажное значение имеет и такой момент – в новых условиях информация превратилась в товар, который используется в коммерческих целях. При реализации архивного законодательства к числу наиболее сложных относится проблема понимания авторского права и смежных прав. По нашему мнению, подлежат разграничению права, обязанности и ответственность, связанные с полномочиями сторон. Архив пытается решать эти вопросы, но без соответствующего правового и организационного обоснования делать это не так просто.

Отказ от передачи в НАФ первичных документов создает реальную угрозу тому, что не все наследие будет собрано, ибо нет никакой гарантии, что все что создано, будет сохранено вне НАФ. В конечном счете, все это может привести к невосполнимым утратам ценной документной информации. По-прежнему архивисты остаются заложниками ситуации. Как правило, статьи законов и постановлений об ответственности за сохранность документов трактуются не в пользу архивов.

Не говоря уже о том, практически существует пробел по работе с электронными документами. Нет принципиальных решений и достаточного опыта работы с такими документами.

Что мы намерены предпринимать?

Во-первых, будем продолжать работу по уточнению состава источников комплектования архива, в том числе в связи с реорганизацией и созданием государственных и негосударственных структур, активизировать работу по контролю за обеспечением сохранности, учетом, отбором и подготовкой для передачи на постоянное хранение и аудиовизуальных документов, находящихся на ведомственном хранении.

Во-вторых, необходим поиск новых подходов к комплектованию НАФ, что могло бы обеспечить более полную сохранность аудиовизуального наследия, избежать потерь важной документной информации из-за того, что она не попадает в НАФ. Как нам кажется, это происходит из-за того, что недостаточно проработан механизм взаимодействия с собственниками документов негосударственной части архивного фонда по обеспечению сохранности и учету таких документов, а также обеспечения доступа к ним.

Как нам кажется, новое время требует и новый полноценный механизм организации учета и использования аудиовизуальных документов, находящихся в собственности юридических и физических лиц. Практически он пока отсутствует у нас. Возможным выходом для выполнения нашим архивом задачи по формированию и обеспеченности сохранности Национального архивного фонда, могли бы стать:


  • учет наличия разных форм собственности организаций-источников комплектования негосударственной части архивного фонда;

  • законодательно установленный контроль за состоянием хранения аудиовизуальных документов в организациях-источниках комплектования негосударственной части архивного фонда;

  • осуществление регистрации профильных документов независимо от места хранения и формы собственности на них;

  • осуществление в установленном порядке права собственности на документы НАФ, которые принадлежат государству и должны хранится в архиве;

  • законодательно установленный контроль соблюдение права собственности на другие зарегистрированные архивные документы.

В-третьих, с учётом изложенного во втором пункте, мы хотим инициировать внесение изменений в законодательную базу в целях установления государственного контроля за соблюдением правил хранения, комплектования, учета, использования документов. Необходимо решать эту проблему на государственном уровне, вплоть до предоставления права применять штрафные санкции по отношению к нарушителям архивного законодательства, а в исключительных случаях – даже лишения лицензии фондообразователей за невыполнение действующего законодательства об архивном деле.

При этом считаем, что должно быть продолжено совершенствование законодательства, которое касается архивного хранения аудиовизуального наследия. Крайне необходим закон об аудиовизуальном наследии, о праве использования архивной аудиовизуальной информации в коммерческих целях, об ответственности за неправомерное использование информационных ресурсов, составляющих национальное достояние и др.



В-четвертых, проблема обеспечения сохранности аудиовизуального наследия непосредственно связана, с вопросами финансирования. В Украине принята государственная программа развития библиотечного и архивного дела до 2005 года. Однако, она практически не выполняется – архив не получил по ней никаких средств на свое развитие. Сегодня финансирование мероприятий осуществляется, в основном, за счет внебюджетных средств. Без поддержки и особой заботы государства нельзя дать гарантии выполнения основной задачи архивов - сохранения и полноценного использования документального наследия в интересах граждан, общества и государства.

Конечно же, насколько наши устремления будут эффективными, обеспечат нахождение новых правовых и организационных форм в обеспечении сохранности аудиовизуального наследия, помогут в преодолении существующих проблем – покажет время. Надеемся, что поможет нам выработать более правильные решения в этом на будущее и обсуждение данного вопроса нашей конференцией.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Некоторые вопросы правового и организационного обеспечения сохранности фото-, фоно- и аудиовизуального наследия в Украине

Скачать 110.66 Kb.