Скачать 440.13 Kb.
страница1/3
Дата03.06.2018
Размер440.13 Kb.
ТипМетодическая разработка

Недоношенные дети с экстремально низкой массой тела при рождении


  1   2   3

Методическая разработка для студентов VI курса на тему:

«Недоношенные дети с экстремально низкой массой тела при рождении»
Актуальность темы обусловлена тем, что наибольший процент заболеваемости, смертности в неонатальном периоде приходится на недоношенных детей, в первую очередь с ЭНМТ. Выхаживание глубоконедоношенных детей является одной из актуальных проблем современной педиатрии. Частота рождения таких новорождённых растёт с каждым годом. С улучшением качества медицинских услуг стало возможным выхаживание глубоконедоношенных детей, в том числе с зкстремально низкой массой тела, которые нуждаются в правильно подобранном и подсчитанном парентеральном питании. При правильной организации выхаживания и вскармливания недоношенных младенцев с ЭНМТ, основанных на знании анатомо-физиологических особенностей их развития, принципах гуманистического неонатального ухода, эти показатели имеют тенденцию к снижению. Правильное, биологическое полноценное питание способствует оптимальному функционированию пищеварительной системы, благоприятному течению обменных процессов, оказывает положительное влияние на состояние иммунологических, гематологических показателей. Хорошо известны противоанемический и противорахитический эффекты женского молока.

2. Учебные цели:

- овладение алгоритмом современного неонатального гуманистического ухода и вскармливания недоношенных детей с ЭНМТ на различных этапах медицинского обеспечения, постановки клинического диагноза, назначения интенсивной терапии и выхаживания с учетом особенностей течения заболеваний (респираторной патологии, инфекционно-воспалительных заболеваний, гипоксии и родовой травмы, анемии недоношенных), профилактические мероприятия по развитию ретинопатий, БЛД, ПВЛ;

- формирование клинического мышления;

- формирование врачебное профессионального поведения, основанного на деонтологических принципах взаимоотношений с матерью младенца с ЭНМТ;



- формирование умственных, сенсорных и моторных навыков, необходимых врачу-педиатру для выполнения своих профессиональных обязанностей.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

  • Санитарно - гигиенический и противоэпидемический режим отделения для недоношенных детей;

  • анатомо-физиологические особенности недоношенных новорожденных с ЭНМТ и особенности неонатальной адаптации;

  • методику обследования;

  • определение степени зрелости, гестационного возраста по морфологическим признакам;

  • основные принципы выхаживания в роддоме и на II этапе в зависимости от тяжести состояния и имеющейся патологии;

  • частоту недоношенности и показатели физического развития как дополнительный критерий экологического фона региона;

  • правила и особенности перевода недоношенных с ЭНМТ на II этапе выхаживания;

  • основные принципы выхаживания недоношенных детей с экстремально низкой массой при рождении;

  • вскармливание недоношенных детей с экстремально низкой массой при рождении (энтеральное и парентеральное);

  • методы расчета питания недоношенным детям, методики кормления (через зонд, из бутылочки и т.д.); особенности искусственного вскармливания;

  • современные принципы ВОЗ/ЮНИСЕФ по пропаганде грудного вскармливания;

  • особенности психического развития детей с ЭНМТ и отдаленные последствия;

  • современную классификацию перинатальных поражений нервной системы, пневмонии, сепсиса, анемии недоношенных новорожденных;

  • особенность клиники, течения и лечение различной патологии (респираторной, церебральной патологии, инфекционно-воспалительных заболеваний, анемий и ретинопатий),

  • методы оксигенотерапии, фототерапии, особенности инфузионной и антибактериальной терапии у младенцев с ЭНМТ;

  • профилактику невынашивания и РДС при преждевременных родах;

  • профилактику БЛД и ретинопатий недоношеных с ЭНМТ;

  • приказ МЗ РФ №318 от 04.12.92г «О переходе на рекомендованные ВОЗ критерии живорождения и мертворождения»;

  • методическое письмо № 15-0/10/2-11336 от 16.11.2011г. «Интенсивная терапия и принципы выхаживания детей с экстремально низкой массой тела при рождении».

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

  • собрать целенаправленно анамнез у матери ребенка с ЭНМТ, выбрать из данных анамнеза сведения, ведущие к пониманию причин развития невынашивания (течение беременности, соматическая патология, вредные привычки, нерациональное питание, прием лекарств во время беременности, наследственность и т.д.);

  • провести объективное обследование по всем органам и системам ребенка с ЭНМТ с оценкой тяжести РДС по шкале Сильвермана, Довнеса;

  • оценить степень недоношенности и физическое развитие;

  • организовать уход в зависимости от тяжести состояния с учетом принципов гуманистической перинатальной медицины (осуществить физиологическую укладку, дополнительный обогрев в кроватке-грелке или кувезе, обеспечить охранительный режим, затененные условия и т.д.);

  • рассчитать питание, кормить недоношенного ребенка из бутылочки, через зонд, при необходимости назначить парентеральное питание;

  • назначить план дополнительного лабораторного и инструментального обследования и оценить их результаты (клинический и биохимический анализ крови, мочи, бактериологические исследования различных локусов, гистология и бактериологическое исследование плаценты, иммунограмма, ИФА и ПЦР крови на специфические инфекции, коагулограмма, ЭКГ, ЭхоКГ, КЩР крови, АД, рентгенограмма ОГК; УЗИ ОБП, НСГ, показатели спинно-мозговой жидкости, кал на копрологию и дисбактериоз, при необходимости компьютерной томографии мозга, ЯМР);

  • провести дифференциальный диагноз с заболеваниями, протекающими с дыхательными нарушениями, неврологической симптоматикой, интоксикацией или сердечно-сосудистыми нарушениями (если таковые имеются);

  • сформулировать и обосновать клинический диагноз в соответствии с современной классификацией МКБ Х, используя диагностические критерии;

  • назначить лечение церебральной патологии, инфекционно-воспалительных заболеваний, пневмопатии, пневмонии, анемии с учетом особенностей клинических форм, степени тяжести, наличия сопутствующей патологии, особенностей иммунного статуса;

  • провести оксигенотерапию, определить сатурацию кислорода в крови пульсоксиметром, провести фототерапию;

  • составить план диспансерного наблюдения и профилактических мероприятий при выписке ребенка по достижению им массы 1800г;

  • провести беседу с мамой недоношенного новорожденного с ЭНМТ (объяснить причины преждевременного рождения ребенка, убедить в необходимости сохранения грудного вскармливания, предупредить о возможных последствиях, научить уходу);

  • самостоятельно работать с учебной информацией, вести поиск информации;

  • владеть профессиональным языком, медицинской терминологией;

  • проводить научно- исследовательскую работу по теме занятия.


Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

3.1. Вопросы для самоподготовки:

  • Недоношенные дети с экстремально низкой массой тела при рождении (ЭНМТ).

  • Влияние региональных особенностей на частоту недоношенности. Частота недоношенности и показатели физического развития как дополнительные критерии экологического фона региона.

  • Особенности неонатальной адаптации. Дифференцированные программы выхаживания на различных этапах медицинского обеспечения (родильный дом, второй этап выхаживания, амбулаторный этап). Особенности вскармливания. Особенности психического развития и заболеваемости. Профилактика и лечение ретинопатий недоношенных.

  • Особенности клиники, течения и лечения респираторной патологии, инфекционно-воспалительных заболеваний, гипоксии и родовой травмы. Отдаленные последствия заболеваний. Анемии у недоношенных детей. Классификация. Этиология. Патогенез. Лечение. Профилактика.


  1   2   3