Скачать 443.2 Kb.
страница1/6
Дата11.09.2019
Размер443.2 Kb.
ТипПрограмма

Название программы


  1   2   3   4   5   6



Информационная карта

Название программы «Пешеходный туризм»


Тип программы - дополнительная общеразвивающая

Направленность программы - туристско-краеведческая

Образовательная область – пешеходный туризм

Вид программы по авторскому вкладу - модифицированная


Форма организации содержания - однопрофильная


Уровни усвоения программы - базовый (5 лет обучения)


Целевые установки программы - освоение техники и тактики



туризма
Сроки реализации программы - 5 лет

Возраст обучающихся 7 - 14 лет -



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа “Пешеходный туризм” имеет туристско-краеведческую направленность. Она создана на основе программ Смирнова Д.В. «Юные туристы-краеведы», созданной в 2006 году и рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации для системы дополнительного образования детей и Андреева М.В., Андреевой С.В. «Туризм и автономное существование»

Программа рассчитана на пять лет обучения (базовый уровень). Для обучающихся от 7 до 14 лет, не имеющих специальных туристских навыков, проявляющих интерес к туризму, спортивному ориентированию, имеющих медицинский допуск на участие в походах и соревнованиях.

Актуальность программы.

Туризм является одним из широко распространенных видов

спорта в нашей стране. В последние годы все большую популярность приобретают соревнования по технике преодоления естественных препятствий, встречающихся в туристских путешествиях, и ориентированию на местности. В связи с этим проводится большое количество туристских соревнований различного уровня. Подготовка и проведение соревнований требуют соблюдения определенных условий.

На соревнованиях ребенок должен продемонстрировать максимальный уровень своей подготовленности, и в этом немаловажную роль играет организация соревнований. Низкий уровень подготовки и проведения соревнований может провести к травматизму и демонстрации результатов, которые не отражают реальный уровень подготовки спортсменов.



Отличительные особенности программы.

Важно отметить, что качество проведения туристских соревнований определяет не только успех выступлений спортсменов, но и привлекает интерес зрителей. Известно, что туризм, обладает зрелищностью и эмоциональностью, вызывают у детей потребность в занятиях данным видом спорта.



Практическая значимость

Туризм обладает высоким педагогическим потенциалом. В процессе туристкой деятельности у обучающихся формируются такие жизненно-важные качества, как упорство, честность, мужество, взаимовыручка. Обучаясь по основам походной жизни, ребёнок привыкает к самостоятельности, учиться переносить трудности, высокие физические и психологические нагрузки, в нем воспитывается чувство ответственности за свои поступки, способность понимать товарищей.



Цель программы:

Создание условий для формирования разносторонне развитой и физически здоровой личности, способной к саморазвитию и самоопределению в социуме.



Задачи программы:

Обучающая: расширение кругозора по биологии, географии, истории Пензенской области; подготовка к туристическим слетам, соревнованиям в качестве участников, судей;

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе;

Развивающая: укрепление здоровья и развитие творческих способностей обучающихся;

Сроки реализации программы и возраст обучающихся

Программа рассчитана на пять лет обучения.


Организация учебного процесса

Занятия организуются на базовом уровне подготовки.



Режим занятий, возрастные особенности и наполняемость групп:

Базовый уровень включает в себя 5 лет обучения:



  • Состав группы 1 года обучения 15 человек, возраст – 7 -10 лет. Общее число часов – 144, (2 раза в неделю по 2 часа);

  • Состав группы 2 года обучения 12- 15 человек, возраст 8-12лет. Общее число часов – 216, (2 раза в неделю по 3часа);

  • Состав группы 3 года обучения 10-12 человек, возраст 9-13лет. Общее число часов – 216, (2 раза в неделю по 3часа);

  • Состав группы 4 года обучения 8 - 10 человек, возраст 10-14лет. Общее число часов – 324, (3 раза в неделю по 3часа);

  • Состав группы 5 года обучения 8 - 10 человек, возраст 12-16лет. Общее число часов – 324, (3 раза в неделю по 3часа.


Основные цели, задачи программы:

Первый год обучения – базовый уровень

Цель: создание условий для формирования у обучающихся интереса к туризму и систематическому посещению объединения

Задачи:

- укрепить здоровье;

-привить интерес к занятиям спортом и туризмом;

-овладеть основными понятиями техники туризма и спортивного

ориентирования, элементарными приёмами техники преодоления препятствий;

-приобрести практические умения и навыки в подборе снаряжения, в

организации привалов и ночлегов;

-познакомить с принципами составления рационов питания для походов

выходного дня;

-достичь уровня начальной физической подготовки.



Второй год обучения – базовый уровень

Цель: изучение теории и овладение элементами практики пешеходного туризма, установление связей между школьными предметами и туризмом.

Задачи:

- углубить знания и приобрести практические умения различного способа преодоления естественных и искусственных препятствий;

- овладеть знаниями грамотного составления рационов питания и приобрести практические умения и навыки приготовления пищи в походе;

- приобрести практические умения различного способа преодоления естественных и искусственных препятствий;

- овладеть знаниями грамотного составления рационов питания в походе в зависимости от типа путешествия, опираясь на принципы совместимости продуктов и их максимальное усвоение;

- приобрести практические умения и навыки приготовления пищи в походе.



Третий год обучения – базовый уровень

Цель: систематизирование знаний обучающихся, совершенствование техники и тактики спортивного ориентирования, туристского многоборья.

Задачи:

-изучить основы техники пешеходного туризма и тактических приемов преодоления естественных препятствий;

- приобрести умения и навыки быстрого ориентирования в незнакомой местности и правильного выбора дальнейшего маршрута;

- приобрести опыт оказания первой медицинской помощи;

- пропагандировать здоровый образ жизни, развить системы профилактики и коррекции здоровья;

- воспитать целеустремленность, упорство в достижение цели, трудолюбие, взаимопомощь, добросовестность, аккуратность, знания законов, правил, традиций, норм поведения на природе;

- повысить уровень общей и специальной физической подготовки.

- развить организаторские способности обучающихся.



Четвертый год обучения – базовый уровень

Цель: формирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании в технике и тактике пешеходного туризма.

Задачи:

- приучить любви к природе;

-приобрести умения разрабатывать интересные в спортивном; краеведческом плане маршруты;

- развить моральные и волевые качества;

- развить организаторские способности;

- повысить уровень общей и специальной физической подготовки;

- приобрести опыт подготовки, организации и проведения походов;

- приобрести опыт судейства соревнований по туризму и ориентированию;

- научить действовать в различных походных ситуациях, грамотно обеспечивать личную и групповую безопасность;

- помочь овладеть методами и формами проведения занятий по туризму.



Пятый год обучения – базовый уровень

Цель: формирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании в технике и тактике пешеходного туризма.

Задачи:

- приобрести опыт судейства соревнований по технике туризма, спортивному ориентированию;

- овладеть приёмами корректировки карт местности и составление спортивных карт для соревнований;

- совершенствовать приобретённые умения и навыки по автономному существованию в природе;

- приобрести опыт выполнения индивидуального графика тренировок;

- приобрести опыт ведения дневника самоконтроля;

-совершенствовать практические умения и навыки воспитанников в подготовке и проведении спортивного похода, подведении его итогов, технике и тактике преодоления препятствий;

- совершенствовать опыт судейства соревнований по туризму и ориентированию.


Теоретические, практические и общеразвивающие функции

дополнительной общеобразовательной программы «Пешеходный туризм»

1 год обучения

Теоретическая часть:

  • законы туристов

  • общее понятие о туризме

  • основные понятия техники туризма

  • перечень личного снаряжения для летних и зимних походов

  • основные требования к месту привала и бивака

  • туристские должности в группе

  • классификация дистанций

  • содержание походной аптечки

Практическая часть:

  • укладка рюкзака

  • работа со снаряжением, уход за снаряжением

  • бивачные работы

  • составление меню и списка продуктов для одно-, двух-, трехдневного похода

  • приготовление пищи на костре

  • ориентирование по сторонам горизонта и по местным признакам

  • оказание первой помощи условно пострадавшему

  • отработка техники преодоления естественных препятствий

Общеразвивающая часть:

  • посещение краеведческих музеев

  • совершение пешеходных и лыжных походов выходного дня

  • сведения об истории развития туризма

  • история края, исторические места

  • участие в соревнованиях

  • значение закаливания

2 год обучения

Теоретическая часть:

  • виды местности

  • формы рельефа

  • виды ориентирования

  • основные понятия техники туризма

  • основные тактические приемы

Практическая часть:

  • измерение прямолинейных и криволинейных расстояний

  • построение заданного азимутального маршрута

  • изготовление контурной карты

  • зарисовка топознаков

  • вязка узлов

  • преодоление короткой полосы препятствий

  • организация страховки и самостраховки

  • транспортировка пострадавшего

Общеразвивающая часть:

  • географическое положение и туристические возможности края

  • история края, исторические и культурные памятники, музеи

  • участие в соревнованиях

  • различные виды спорта как средство физической подготовки туриста

3 год обучения

Теоретическая часть:

  • разработка маршрута

  • составление меню

  • инструктаж по технике безопасности

  • сигналы бедствия

  • правила организации и проведение туристских соревнований учащихся РФ

  • права и обязанности судей

  • ведение индивидуального дневника тренировок

Практическая часть:

  • проведение похода

  • судейство соревнований по технике пешеходного туризма, по спортивному ориентированию в качестве контролёров, судей старта и финиша, этапов

  • секретарская работа

  • кросс – походы

  • корректировка и рисовка карт

  • передача и приём сигналов бедствия

Общеразвивающая часть:

  • посещение музея

  • значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля на тренировках

  • сведения о прошлом края

  • участие в городских, областных соревнованиях по технике туризма

4 год обучения

Теоретическая часть:

  • нормативные документы по туризму

  • разработка маршрутов

  • составление отчёта о походе

  • тактика в туристском многоборье

  • организация судейской страховки на этапах

  • ведение индивидуального дневника тренировок и самоконтроля

Практическая часть:

  • техника в туристском многоборье

  • корректировка и рисовка карт

  • судейство соревнований по технике пешеходного, лыжного туризма, по спортивному ориентированию в качестве судей

  • организация и участие в фотовыставках на туристскую тематику

  • ремонт и изготовление снаряжения для походов и соревнований

Общеразвивающая часть:

  • совершение пешеходных и лыжных походов

  • участие в районных, городских, областных соревнованиях по технике туризма на дистанциях 2-го и 3-го классов

  • встречи с представителями науки, культуры, спорта, туризма

  • посещение музеев загородные экскурсии

5 год обучения

Теоретическая часть:

  • организация походов

  • инструктаж по технике безопасности

  • планирование дистанции

  • мандатная комиссия

Практическая часть:

  • изучение района и разработка маршрутов для проведения учебных походов в качестве стажеров – руководителей групп

  • постановка дистанции на местности

  • судейство соревнований по технике пешеходного и лыжного туризма, по спортивному ориентированию в качестве старших судей этапов, судей старта и финиша, помощников начальника дистанции

  • секретарская работа

  • комплексы для развития скоростной и силовой выносливости

  • организация судейской страховки на этапах

Общеразвивающая часть:

  • совершение пешеходного, лыжного походов

  • участие в районных, городских, областных соревнованиях по технике туризма на дистанциях 2-го и 3-го классов

  • встречи с представителями науки, культуры, спорта, туризма

  • посещение музеев загородные экскурсии


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

После успешного прохождения 1 года обучения программы обучающиеся знают:

- нормативы турпоходов и обязанности членов туристских групп;

- технику безопасности при подготовке к походу на маршруте;

- географию Пензенской области, туристические возможности родного края;

- состав и назначение медицинской аптечки;

- условные знаки спортивных карт;

- классификацию узлов и их назначение.



Умеют:

- укладывать рюкзак, разжигать костёр, ставить палатку, надевать страховочную систему, вязать узлы;

- составлять меню на поход выходного дня;

- оказывать первую медицинскую помощь при травмах и заболевании;

- пользоваться простыми приёмами ориентирования карты, движение по азимуту, измерение расстояний;

- преодолевать естественные препятствия.


После прохождения 2 года обучения программы

обучающиеся знают:

- историческое и экономическое прошлое и настоящее Пензенского края;

- особенности питания в разных походах;

- виды спортивного ориентирования;

- виды повязок;

- способы транспортировки пострадавшего через естественные препятствия;

- виды специального снаряжения.



Умеют:

- составлять меню на 3-хдневный поход;

- оказывать медицинскую помощь при травмах и заболеваниях;

- составлять отчет о походе;

- преодолевать любые естественные препятствия.

После успешного прохождения 3 года обучения программы

обучающиеся знают:

- историческое прошлое и настоящее Пензенского края;

- особенности питания в разных походах;

- приемы спортивного ориентирования;

- виды повязок;

- способы транспортировки пострадавшего через естественные препятствия;

- виды специального снаряжения, их назначение;

- правила проведения, организации туристических соревнований;

- технику безопасности в походах, соревнованиях.

Умеют:

- составлять рацион питания на многодневные походы;

- оказывать медицинскую помощь при травмах и заболеваниях;

- использовать тактико-технические приемы на дистанциях по спортивному ориентированию;

- анализировать пройденные дистанции;

- составлять отчет о походе;

- преодолевать любые естественные препятствия;

- работать контролёром, судьёй этапов на соревнованиях по спортивному ориентированию и технике туризма;

- подбирать продукты и снаряжение для похода.

После успешного прохождения 4 и 5 годов обучения

обучающиеся знают:

- правила проведения, организации туристических соревнований;

- сигналы бедствия;

- технику безопасности в походах, на соревнованиях.



Умеют:

- рисовать и корректировать карты по спортивному ориентированию;

- разрабатывать маршрут похода, подбирать продукты и снаряжение для похода;

- изготовлять простое снаряжение для походов и соревнований;

- работать контролёром, судьёй этапов на соревнованиях по спортивному ориентированию и техник туризма;

- ориентироваться в экстремальных ситуациях;

- обеспечивать себя водой и пищей в автономных условиях;

- изготовлять жилища в разных природных зонах;

- изготовлять снаряжение, бытовую утварь из природных материалов.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения

Базовый уровень





N.


Наименование темы

Всего
Теория
Практика

1.

2.

2.1.


2.2.
2.3.

2.4.


2.5.

3.

4.

4.1.


4.2.

5.

6.

6.1


6.2

7.

7.1.
7.2.


7.3.

Введение

Основы туризма

Личное и групповое туристское снаряжение

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги

Туристские должности в группе

Питание в походе

Походы выходного дня



Краеведение

Ориентирование

Техника и тактика ориентирования

Соревнования

Медицинская подготовка

Физическая подготовка

Общая подготовка

Специальная подготовка

Туристское многоборье

Основы техника в туристском и лыжном многоборье

Основы тактики в туристском и лыжном многоборье

Соревнования

Всего:


2 2 -

44 6 38

12 2 10


8 1 7
4 1 3

6 2 4


14 - 3

8 2 6

24 10

18 10 8


6 - 6

8 2 6

24 2 22

12 1 11


12 1 11

34 6 28

20 4 16
6 2 4


8 - 8

144 30 114





Тема №1: «Введение»

Взаимное знакомство воспитанников и инструкторов. Беседа о туризме, виды туризма . Законы туристов. Общее понятие о туризме. Образовательная программа, реализуемая в объединении. Знакомство с подготовками и учебными дисциплинами. Перспективы занятия туризмом.



    Тема №2: «Основы туризма»
  1   2   3   4   5   6