Скачать 51.83 Kb.
Дата05.10.2018
Размер51.83 Kb.
ТипУрок

«Нарушение осанки и плоскостопие»



МБОУ СОШ № 8

Конспект урока по биологии в 8 классе



Тема: «Нарушение осанки и плоскостопие»

Составила: учитель биологии Новикова Е.Б.

20016 год

Конспект учебного занятия

Предмет: « Биология. Человек»

Место в структуре образовательного процесса: урок в 8 классе по учебному плану.



Тема урока: Нарушение осанки и плоскостопие

Тип урока: комбинированный

Методы, используемые на уроке: репродуктивные, частично- поисковые

Оборудование: таблицы с изображением мышц и скелета человека; мультимедийный экран, презентация по теме.



Цель урока:

Продолжить формирование и углубление знаний об особенностях опорно – двигательной системы.



Задачи урока:

1.Разъяснить отрицательные последствия нарушенной осанки, плоскостопия;

2. Показать, каким способом можно выявить эти нарушения и как их можно скорректировать.

Этапы урока:

1.Организационный момент- 2 мин.

2. Повторение пройденного материала – 8 мин.

3. Изучение нового материала -20 мин.

4. Закрепление материала, изученного на уроке -7 мин.

Ход урока

Вступительное слово учителя: Заканчивая тему «Опора и движение» мы говорим о том, что скелет и мышцы не только обеспечивают движение, но и формируют осанку, влияют на работу внутренних органов.

Чтобы мы с вами могли разобраться в этом и сделать правильные выводы , давайте повторим изученный материал.

Проверка знаний: два человека идут готовиться к доске по вопросам.



  1. Как действуют мышцы – антагонисты при движении костей в суставах?

  2. Какие особенности строения позвоночника придают ему прочность и подвижность?



  1. Как регулируется работа мышц? За счет какой энергии происходит сокращение мышц? (На этот вопрос ученик отвечает с места)

Подводим итоги ответов учеников;

Итак, мы выяснили, что позвоночник должен обладать двумя противоположными свойствами: прочностью (стабильностью) и гибкостью.



  1. Подобно тому, как туго натянутые канаты укрепляют мачту и не дают разбалтываться её основанию, так сильные мышцы брюшного пресса и спины удерживают поясничный отдел позвоночника, делая его прочным и неподвижным. К тому же сильный брюшной пресс положительно влияет на печень и желчный пузырь.

  2. Позвоночник должен иметь некоторую степень некоторую степень подвижности (мобильности) она обеспечивается естественной подвижностью позвонков относительно друг друга. Позвонки должны двигаться как бы в суставе, образованном межпозвонковым диском и телом позвонка.

Мы подошли к теме нашего урока: записываем в тетрадь:

Тема: «Нарушение осанки и плоскостопия»

Человека без осанки не бывает. Правильная она или неправильная – другой вопрос, и мы попробуем в нём разобраться. В учебнике на странице 40 даётся описание правильной осанки (Дать вслух прочесть!)

Запишем определение :

Осанка – это привычное положение тела человека в покое и движении.

Запомните, нет таких лекарств, которые сделают связки и мышцы вашего позвоночника сильными. Укрепить их могут только физические упражнения и соблюдение правильного положения тела в пространстве.

Например, поднятие головы, автоматически приводит к «подбиранию» живота и выпрямлению спины за счёт тонических рефлексов. Напротив, опускание головы ведет к расслаблению мышц живота и спины.



Физкультминутка.

Правильно сидеть за партой учат уже в первом классе. Но всегда ли мы следуем полезным советам. Знакомые нам физкультминутки можно выполнять так: два ученика , по очереди показывают правильное выполнение упражнений.

Слова учителя:

Следует помнить, что у детей кости обладают гибкостью и деформируются значительно сильнее, чем у взрослых, так как бедны солями. Недостаток в пище «Р» и «Са», а также витамина «Д», без которого эти элементы не могут пройти через стенки кишечника и быть усвоенными организмом, может отрицательно сказаться на формировании скелета. Некоторые люди с детства обладают правильной осанкой, другим же для её выработки следует приложить немало усилий.

Что же вызывает нарушение осанки? Фронтальная работа с классом.


  1. Ношение тяжестей в одной руке.

  2. Неправильная посадка за столом.

  3. Неполноценное питание

  4. Привычка сутулиться при ходьбе.

Какие нарушения возникают в организме при неправильной осанке? (боковое искривление – сколиоз, сутулость, «прямая спина», искривление в области поясницы.)

Как проверить правильность осанки? В учебнике на странице 198 этот материал так и называется. Пользуясь им мы покажем приёмы измерения с помощью которого выявляется наличие такого дефекта, как сутулость.

Для того, чтобы провести измерения нам нужна «медсестра» (назначаем девочку, даём ей калькулятор), она будет записывать результаты и ученик «врач» -проводить измерения.



Определение сутулости и круглой спины

Наблюдения

Обсуждение результатов и выводы

В области плечевых суставов на плечах найти наиболее удалённые друг от друга точки

Расстояние между найденными точками со стороны груди надо разделить на расстояние между ними со стороны спины

Расстояние между точками со стороны груди Р гр.=

Ргр. : Рсп. ≥ 1. Осанка нормальная.

Расстояние между теми же точками со стороны спины Р сп.=

Ргр. : Рсп. ≤ 1. Осанка нарушена. Чем меньше дробь, тем сильнее выражена сутулость

Комментарий ученика - «врача» : Различают 3 степени нарушения осанки:

Первая степень – отклонения выражены слабо, исчезают в прямой стойке.

Вторая степень – отклонения устойчивы, не исчезают в прямой стойке, но связаны только с нарушениями мышц, а потому подвергаются исправлению.

Третья степень – искривления затрагивают скелет, это уже сколиоз, он с трудом поддаётся лечению.

Следует помнить, что нарушения осанки легко возникают в периоды ускоренного роста, когда увеличение длины тела обгоняет увеличение массы. Вы, ребята, как раз находитесь в этом периоде. Отставание развития мышц от развития скелета приводит к тому, что подростки начинают сутулиться, опускать голову.

В период усиленного нарастания длины тела кости становятся менее устойчивыми к искривлениям и в этом отношении сходны с костями грудного ребёнка.

Принято думать, что рахит – это болезнь грудных детей. Правильнее же считать, что это болезнь интенсивно растущего организма в условиях дефицита «Р» и «Са», а также витаминов.



Многое делается для профилактики нарушений осанки гигиенистами.

Например, по их рекомендации школьники носят учебники не в портфеле, который перетягивает туловище, а в ранце, за спиной.

Однако для выработки осанки , правильной и красивой необходимо активное участие самого школьника, его осознанное отношение к своему здоровью.

Подведем итоги урока и сделаем выводы:

Для формирования правильной осанки необходимо:


  1. Соблюдение правильного положения тела.

  2. Укрепление мышц спины и брюшного пресса специальными упражнениями.

  3. Употребление в пищу продуктов, содержащих «Са», «Р» и

витамин «Д». В каких продуктах содержатся эти вещества?

Сообщение ученика о продуктах, содержащих кальций.



Домашнее задание: стр 65 – 72 , вопросы 1 - 3