Скачать 114.02 Kb.
Дата16.12.2017
Размер114.02 Kb.
ТипМетодическая разработка

Народные и подвижные игры в структуре учебных занятий по физической культуре в начальных классах



Юрина Нина Васильевна

МОУ «Краснояружская СОШ №1»



Народные и подвижные игры в структуре учебных занятий по физической культуре в начальных классах

(Методическая разработка)



Автор: Юрина Н.В., учитель

физической культуры МОУ

«Краснояружская СОШ №1»

п. Красная Яруга. 2013г.

Юрина Нина Васильевна



Содержание



  1. Развивающее значение народных и подвижных игр и задачи уроков физической культуры. ________________________________________1

  2. Педагогическое воздействие народных и подвижных игр на младших школьников, как неотъемлемая часть физического воспитания. ______2

  3. Отбор народных и подвижных игр для игровой части программы по физическому воспитании. _____________________________________3

  4. Технология организации игры на уроках физической культуры. _____3

  5. Результативность работы ______________________________________4

  6. Заключение. _________________________________________________5

  7. Список литературы. __________________________________________5

Юрина Нина Васильевна




1. Развивающее значение народных и подвижных игр и задачи

уроков физической культуры
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Учащиеся младших классов с большим удовольствием занимаются физической культурой. Особенный интерес вызывает у них различного вида игры, начиная от народных, заканчивая спортивными играми.

Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, улучшению физического развития, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка. Народные и подвижные игры – одно из самых любимых и полезных занятий детей. В их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, в то же время способствуют решению важнейших специальных задач физического воспитания.

Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы. Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой народных и подвижных игр. Именно поэтому грамотное использование народных и подвижных игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное вкючение элементов игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоническому развитию и физической подготовленности учащихся.
Целью моей работы является активное использование народных и подвижных игр в процессе физического воспитания обучающихся младших классов. С учетом воспитательно-развивающего значения народных игр ставятся следующие задачи физического воспитания:

-- укрепления здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому развитию, закаливание;

-- формирование знаний и умений в области личной гигиены;

-- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и играми;

-- воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости;

-- ознакомление учащихся с народными и подвижными играми.

Юрина Нина Васильевна
2. Педагогическое воздействие народных и подвижных игр на младших школьников как неотъемлемая часть физического воспитания

Народные и подвижные игры являются традиционным средством педагогики. До наших дней дошло множество народных игр: передаваемые из поколения поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. По играм мы можем судить о культуре и быте, о нормах поведения, существовавших на Руси.


Кто из взрослых не помнит своего детства! «Палочка-выручалочка», «Казаки-разбойники», «Колдунчики» и многие другие. Они объединяли детей разного возраста общей радостью, неповторимым настроением.

Однако основная функция народных игр заключается в воспитании. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, добиваться успеха.

По содержанию все народные и подвижные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В них каждый может найти себе активную роль по силам и способностям. В играх больше чем в других физических упражнениях участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют им их индивидуальные особенности.

Итак, народные и подвижные игры в комплексе с другими элементами урока физической культуры в младших классах представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.




  1. Отбор народных и подвижных игр для игровой части программы по физическому воспитанию

Для занятий с детьми важное значение имеет выбор игры. Игры для урока выбираются прежде всего в зависимости от их двигательного содержания: игра с бегом и прыжками, с переноской предметов, с преодолением препятствий, с лазанием и др. Игры нужно подбирать так, чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений. Например: при обучении прыжкам не следует проводить на уроке игру с прыжками. Это объясняется тем, что при обучении прыжкам учитель стремиться к тому, чтобы дети овладели техникой прыжка и часто избирают для этого метод разучивания по частям, а прыжки в игре, выполняемые как элементы игрового процесса, не будут выполняться так точно, как бы хотелось учителю, и, следовательно, не будут способствовать закреплению пройденного на уроке материала. Преждевременное применение игр может повлечь за собой образование неправильного навыка в движениях. Необходимо помнить, что закрепление изученных в игровой деятельности технически сложных основных движений возможно и должно только после того. как умение выполнять то или иное движение перешло у детей в навык. Например: закрепляя прыжок « в шаге» , можно перепрыгивать через ров (в игре «Волк во рву» изученным способом.

Игры со сложными правилами, требующие большой сосредоточенности и внимания или вновь разучиваемые, не следует проводить на тех уроках, на которых разучиваются или осваиваются технически сложные упражнения. В этих условиях надо выбирать игры хорошо знакомые детям.
Юрина Нина Васильевна
При выборе игры для урока необходимо предусматривать:

-- педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой;

-- место игры в уроке;

-- основное двигательное содержание игры;

-- физическую и эмоциональную нагрузку;

-- состав детей по возрасту, полу, физической подготовленности;

-- место проведения, необходимые пособия;

-- место организации детей для игры


Знакомясь с игровым запасом детей и их уменисм играть необходимо в 1 классе, особенно в первые месяцы, проводить игры, в которые дети играли в детском саду. Среди игр детского сада есть много таких, которые являются подводящими к играм предусмотренным программой школы («Совушка», «У медведя во бору» и т.д.) В

1-2-х классах проводятся преимущественно такие игры, где нет деления на группы, команды («Совушка», «Хитрая лиса» и др.) В 3-м классе проводятся более сложные игры. Это игры с водящим ( «Третий лишний», «Салки с мячом» и т.д.), подготовительные к спортивным играм.

При планировании игры распределяются по четвертям с учетом времени года.


  1. Технология организации игры на уроках физической культуры

Основным условием успешного внедрения народных и подвижных игр в учебный процесс младших школьников всегда было и остается свободное владение обширным игровым репертуаром, также методикой педагогического руководства. Учитель физической культуры, творчески используя игру, как средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. В ходе игры учитель привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, соответствие правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает эмоционально-положительное настроение, добиваться поставленной цели. Одним словом, задача учителя заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть

При разучивании и проведении игр большое внимание обращается на воспитательную работу с учащимися. Игры должны дисциплинировать учеников, помогать созданию дружного коллектива. Этому способствует строгое соблюдение правил игры, точное выполнение обязанностей. В зависимости от решаемых задач, подготовленности занимающихся можно упростить или усложнить некоторые пункты правил, изменить число играющих и т.п. Кроме контроля за соблюдением правил, нужно следить и за тем, чтобы учащиеся правильно выполняли технические приемы, на закрепление которых нацелена игра. За каждый технический прием (удачный) можно начислять дополнительные очки. Игру нужно заканчивать в тот момент, когда учащиеся еще увлечены, но видны уже первые признаки утомления. Эти признаки проявляются в снижении интереса играющих, проявляется вялость в движениях, нарушении правил, покраснении кожи, потоотделении и т.д. Окончание игры не должно быть для учащихся неожиданным. Можно предупредить играющих: «Играем еще 3 мин.» и т.д.

Для снятия чрезмерного физического напряжения в ходе игры нужно периодически делать перерывы, заполняя их анализом технических ошибок, уточнением отдельных пунктов правил.

Кроме формирования соответствующих спортивных умений и навыков важно формировать самостоятельность учащихся как свойство личности. Одно дело – просто

Юрина Нина Васильевна


уметь что-то делать, другое – быть самостоятельным в выборе тех или иных упражнений, в поступках. Начинать работу по воспитанию самостоятельности необходимо уже с 1-го класса. В основе любого поступка лежат мотивы и они являются мощным стимулом активизирующим личность. Необходимо создать условия, активизирующие систему мотивов в целом к воспитанию самостоятельности младших школьников на уроках физической культуры.

Начиная с младших классов учащиеся последовательно овладевают умениями и навыками, необходимыми для самостоятельных занятий физическими упражнениями. На уроках физической культуры есть возможность предоставлять учащимся время для физкультурных занятий по интересам. В подготовительной части урока школьники занимаются в соответствии с требованиями, которые существуют в школе и обязательны для исполнения учащимися. Во второй половине основной части урока им может быть разрешено самостоятельно выполнять ряд физических упражнений, по желанию совершенствоваться в чем-то конкретном, например используя для этого различные виды национальных физических упражнений (Городки - для развития силы, координации, лапта – удары битой по мячу – сила, координация).

Для подготовки учащихся к самостоятельному выполнению физических упражнений необходимо:

--- предоставлять детям на уроке больше свободы, создавая предпосылки проявления инициативы, активности, творчества;

--- предоставить возможность выбора, создавая условия для занятий разными упражнениями, с разным спортивным инвентарем;

-- в сотрудничестве с учителем овладевать двигательными действиями в соответствии с учебной программой.

Таким образом учитель постепенно уменьшает степень собственного контроля над учащимися и предоставления им больше самостоятельности. Ребенок будет самостоятельным, если он будет уметь быть самостоятельным.

Предоставления младшим школьникам свободы выбора упражнений на уроках физкультуры становится предпосылкой проявления ими активности, инициативы, самостоятельности. Возможность выбора способствует возникновению устойчивого интереса к уроку, обучению с увлечением. А все это в конечном счете пробуждает и развивает познавательную активность.

Все те навыки и умения, которые обязательны для учащихся начальных классов согласно учебной программе, при таком подходе осваиваются весьма успешно. Самый главный результат заключается в том , что уроки проходят без принуждения, ученики сами хорошо знают, что они умеют делать и чему бы хотели научиться и выбирают вид физических упражнений по душе.
5. Результативность работы

В течение двух лет, а именно с 20011 по 2013 учебные года, прослеживался уровень физической подготовленности учащихся 2 «Б» класса.

Контрольные нормативы по физической подготовке принимались в начале каждого учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май).
Нормативы, по которым определялся уровень физической подготовленности:


  1. Бег 30 метров с высокого старта (сек.);

  2. Прыжки в длину с места (см.);

  3. Подтягивание (мальчики), поднимание туловища (девочки).

Юрина Нина Васильевна


Динамика изменения уровня физической подготовленности

учащихся 2 «Б» класса за период 2011-2013гг

Год

Уровень подготовки

Уровень подготовки

Уровень подготовки

Уровень подготовки




Высокий (%)

В/среднего (%)

Средний (%)

Н/среднего (%)

2011-2012


10

18

61

11

2012-2013


20

29

47

4

В конце каждого учебного года определялся уровень физической подготовленности каждого учащегося.

Число учащихся с высоким уровнем физической подготовленности увеличилось на 10% (с 10% до 20%);

Число учащихся со средним уровнем физической подготовленности увеличилось на 4% (с 68% до 72%);

Число учащихся с низким уровнем физической подготовленности уменьшилось на 13% (с 11% до 4%).

Сравнительный анализ результатов уровня физической подготовленности на начало и конец эксперимента позволил сделать вывод об улучшении функциональных качеств учащихся – скоростных, скоростно-силовых, силовых и общей выносливости.




  1. Заключение

Роль народных и подвижных игр в развитии физических качеств в начальной школе трудно переоценить. Использование игры обеспечивает комплексное совершенствование двигательной деятельности, где вместе с двигательными навыками формируются и развиваются физические качества. Народные и подвижные игры помогают оживить и разнообразить уроки физической культуры. Эмоциональное переключение несет в себе эффект активного отдыха – это помогает восстановить силы непосредственно в ходе занятий и облегчает овладение материалом. Хороший уровень физического развития придает младшему школьнику силы и уверенность в себе, делает его жизнерадостным, активным, самостоятельным, позволяет противостоять болезням. А все это необходимо ему и в учебной, и в спортивной деятельности.


Список используемой литературы


  1. Аникеева Н.П. «Воспитание игрой», М. Просвещение, 1987, 144с.

  2. Былеева Л.В.., Коротков И.М., Климкова Р.В., Кузмичева Е.В. «Подвижные игры» , ТВТ Дивизион, М. 2005.

  3. Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр с детьми дошкольного и школьного возраста. (журнал «Вестник образования»).М. 2001.

  4. Покровский Е.А. «Детские игры, преимущественно русские». М. 2005.

  5. Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры. Набережные челны.1996, 100с.

Главная страница
Контакты

    Главная страница



Народные и подвижные игры в структуре учебных занятий по физической культуре в начальных классах

Скачать 114.02 Kb.