Скачать 356.46 Kb.
Дата04.09.2019
Размер356.46 Kb.
ТипРеферат

Национальные интересы России в интеграционных процессах на Азиатско-Тихоокеанском регионе





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет Мировой экономики и мировой политики

Отделение Международные отношения
Кафедра Мировой политики


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему Национальные интересы России в интеграционных процессах на Азиатско-Тихоокеанском регионе

Студент группы № 468

Андреева Юлия Сергеевна

Руководитель ВКР

Братерский Максим Владимирович

Москва, 2013


Содержание:

Введение.................................................................................................................-3-

1. Интересы России в экономической интеграции

1.1.Интересы в сфере энергетики........................................................................-8-

1.2 Интересы в сфере транспорта и логистики.................................................-14-

1.3 Интересы в продовольственной сфере.........................................................-20-

1.4 Интересы в сфере туризма............................................................................-22-

1.5 Интересы в сфере образования, культуры...................................................-25-

2. Интересы России в военно-политической интеграции................................-27-

Заключение...........................................................................................................-30-

Список использованной литературы..................................................................-33-

Введение.

Сегодня, в начале 21 века, в мире происходят сильные геоэкономические и геополитические сдвиги. В центре всех перемен находится Азиатский континент. Благодаря «экономическим чудесам», достигнутым в прошлом веке, страны Азиатско-Тихоокеанского региона все активнее включаются в формирование мироой повестки дня. Центр глобальной политики постепенно перемещается в Тихий океан. Азия молниеносно выходит на роль ключевого региона мира. Существуют также прогнозы, что нынешний век станет «Азиатским» или «Тихоокеанским». В условиях, когда шансы Запада доминировать на мировой арене сокращаются с каждым днем, на фоне постепенного сползания в рецессию, государства Азиатско-Тихоокеанского региона выходят на сцену крепкими, независимыми и достаточно привлекательными игроками.

Азиатско-Тихоокеанский регион очень сложный и разнородный. Но здесь активным образом идут процессы интеграции, в первую очередь экономической. Сегодня многостороннее сотрудничество и укрепление связей в регионе является приоритетным направлением для правительств каждой страны. Что отвечает также и задачам нашего руководства.

Россия на сегодняшний день слабо присутствует АТР. Теоретически Россия уже участвует в интеграционных процессах – членство в АТЭС, СТЭС, партнерство АСЕАН по диалогу. Однако это носит скорее формальный характер. Но ситуация меняется. Новые перспективы выхода на новый уровень сотрудничества с АТР были запущены в связи с подготовкой и проведением Саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году. Российское руководство ясно дало понять, что поворот в АТР носит необратимый характер, а присутствие страны в регионе будет только расширяться.

Так сложилось, что Россия на протяжении всей своей истории практически всегда смотрела в сторону Запада и на Запад, и в соответствии с этим, ставила приоритеты во внешней политике на развитие взаимовыгодных отношений и сотрудничества с европейскими странами. Однако, сегодня настал тот момент, когда нужно срочно активизировать российскую политику в Азии и использовать все имеющиеся для этого возможности и потенциал.

Уникальная особенность России – это межцивилизационная сущность. Благодаря своему географическому положению она вобрала в себя черты сразу двух цивилизаций: как европейской, так и азиатской.1 Именно наличие территорий такого региона, как Дальний Восток, позволяет России претендовать на значимую роль в одном из динамично развивающихся регионов мира. Интеграция российской экономики в АТР не возможна без богатого и обширного Дальнего Востока, являющегося единственным и естественным выходом в Азию.

Дебаты о развороте на Восток в сторону Тихого океана ведутся в российских политических и научных кругах ведутся уже на протяжении длительного времени. Однако на фоне кризиса в Еврозоне и стремительного подъема и экономического роста Азиатского региона, а также нарастающих различий во взглядах российского и европейских государств на современные ценности, такие разговоры приобретают более практичный характер. Интерес к данной теме нынешнего руководства постепенно возрастает и выливается в конкретные действия. Ярким тому подтверждением служит четко обозначенный в новой Концепции внешней политики приоритет в отношениях с АТР. Также особый акцент делается на развитие эффективного и взаимовыгодного внешнеполитического и экономического сотрудничества с такими крупными игроками региона, как Китай, Индия, Корея, Япония.

Дальний Восток, как форпост России в АТР, открывает вполне солидные перспективы для успешной реализации тихоокеанского вектора развития и укрепления наших позиций в регионе. Сегодня полностью осознается тот факт, что только через выполнение стратегических задач по социальному и экономическому развитию и подъему Дальнего Востока, а также освоению огромного разнообразия природных ресурсов, которые таит в себе регион, Российская Федерация сможет заявить о себе в Тихоокеанском регионе, только тогда азиатские тигры будут с нами считаться и играть на равных.

Российские интересы на Тихом океане, где наша страна имеет не только все шансы, но и полное право считаться полноправным и равным участником происходящих политических и экономических процессов, составляют важную часть общегосударственных приоритетов. Стратегия интеграции и присутствия России в регионе должна быть всеобъемлющей и касаться экономических, политических и военных аспектов.

Целью данной работы является рассмотрение российских национальных интересов на основе анализа подходов России по включению в интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Для раскрытия данной цели были поставлены следующие задачи: выявить экономические и военно-политические национальные интересы России в интеграции со странами АТР; рассмотреть экономический потенциал восточных территорий России для выявления основных интеграционных возможностей и преимуществ; рассмотреть сотрудничество России со странами АТР на основе реализации крупных мегапроектов; рассмотреть особенности данных проектов в контексте реализации российских преимуществ для формирования эффективного сотрудничества; сделать соответствующие выводы.

Так как тема работы относится к современной истории и актуальным событиям, основная часть использованной литературы – периодические издания, в особенности по направлению мировая политика или международные отношения, монографии и научные издания.

Важно отметить факторы, обеспечивающие Дальнему Востоку уникальное место по сравнению с остальными регионами. В первую очередь, это географическое положение, подразумевающее отдаленность от развитого центра и соседство только с Восточной Сибирью. Другой аспект – это богатейший минерально-сырьевой потенциал. Развитие которого стало системообразующим фактором всей региональной экономики, и наличие которого создает России имидж «сырьевого придатка». Этим объясняется также сильный перекос в экономике в сторону добывающих отраслей.

Руководство нашей страны принимает множество мер, проводит различные форумы, конференции для обсуждения и выработки совместными усилиями тактических шагов для решения региональных проблем и скорейшего развития территорий. Принятая в 2009 году, «Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» является программой №1, ставящая главной целью «реализацию геополитической задачи закрепления населения ... за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека .. а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития».2 Данная реализация берет за основу полное использование конкурентных преимуществ региональной экономики ( транзитного и минерально-сырьевого потенциала), модернизацию инфраструктуры и упор на инновационную модель развития. Данная стратегия является региональной компонентой Стратегии развития России до 2020 года и носит чрезвычайно важный геополитический и стратегический характер.

Большое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций для регионального развития и для повышения интенсификации взаимодействия региона с экономиками АТР. Минерально-сырьевая база уже сегодня объект пристального внимания, одновременно и вложения долгосрочных инвестиций со стороны Азиатских соседей. Пока что наиболее активное сотрудничество ведется с бизнесом Южной Кореи (например, совместное строительство судоверфи в Большой Камне; вложения в модернизацию оборудования на газовых объектах) и Китая ( самые крупные потоки из всех, в размере 3 млрд. долларов, направленных в основном на создание специальных китайских зон на территории региона). В период кризиса продовольствия и воды, Дальний Восток может предложить также такие ресурсы, как земля и вода, роль которых возрастает день ото дня, в особенности в Тихоокеанских экономиках.

1.1 Интересы в сфере энергетики

Участие России в укреплении энергетической безопасности в АТР и поставки углеводородов являются неотъемлемыми шагами на интеграционном пути страны. Для России важно занять место в формирующейся в регионе архитектуре энергетического сотрудничества. Для нас также интересно участие в развитии традиционных и нетрадиционных источников энергии, участие в проектах по разведке и разработке месторождений. Правильная реализация проектов, связанных с добычей нефтяных и газовых ресурсов России, позволит сформировать достаточно крепкую основу экономического сотрудничества и интеграции нашей страны в АТР.

Реализация энергетических проектов поможет создать систему переработки углеводородов, что отвечает интересам российского руководства по смене модели развития нефтегазовой отрасли от экспортно-сырьевой к ресурсно-перерабатывающей.

Энергетическое сотрудничество выгодно также и российским энергетическим компаниям, так как такое партнерство сопровождается взаимным обменом ресурсами, активами, технологиями, участием в научно-исследовательских разработках и освоении новых месторождений.

Одна из главных выгод для России – это масштабное развитие инфраструктуры Дальнего Востока: от энергетической до транспортной.

Освоение энергетического ресурсного потенциала станет своего родом локомотивом для развития как данных территорий, так и для всей России. Созданная энергетическая инфраструктура в России ускорит подъем всего Востока и способствует решению многих внутриэкономических задач ( снизит отток населения вследствие создания новых рабочих мест, поможет преодолеть инфраструктурную разобщенность как Дальнего Востока и Восточной Сибири, так данных регионов и всей страны).3 А также станет частью интегрированной региональной энергетической инфраструктуры.

Для наиболее эффективного использования ресурсов в ноябре 2009 года была утверждена энергетическая стратегия России до 2030 года. В качестве одной из главных задач было принято решение о диверсификации нашего энергетического экспорта. Сегодня, в 21 веке, когда ведется активная борьба за ресурсы, прежде всего за энергоресурсы, Россия имеет все шансы в ближайшие годы, с ее огромным сырьевым потенциалом, занять одно из ведущих мест в мировой политике. Важнейшим шагом здесь является поворот на АТР. Страны данного региона уже ощущают нехватку собственных и потребность в иностранных энергоресурсах. С каждым годом эта тенденция будет все ярче проявляться. Сейчас самое время говорить о формировании новой энергетической конфигурации в АТР (создании системы нефти- и газопроводов, поставки СПГ судами из восточных регионов России).4 Создание единого энергетического рынка на пространстве АТЭС с участием России кажется очень реалистичным. Поэтому в соответствии со стратегией предполагается, что доля российского экспорта на европейских рынках должна будет сокращаться, а объемы поставок топливно-энергетических ресурсов на новые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона увеличиваться. Доля Азиатского экспорта будет возрастать именно только благодаря освоению ресурсов Дальнего Востока. Такое пристальное внимание к азиатскому направлению позволит также значительно снизить зависимость России от европейского рынка, где нам постоянно диктуют правила игры. В большей степени это касается газа.

Доказанный рост спроса на газ за несколько десятилетий позволяет говорить о дальнейшем повышении потребности в газе и наступлении эры угля и нефти, что приведет в конце к эпохе природного газа. Именно он отвоюет лидирующее место среди других энергоресурсов и у России, обладающей внушительными запасами природного газа, есть все возможности стать мировым газовым лидером. Именно на данном направлении Дальний Восток уже показал свою значимость и важность.

Здесь, в поселке Пригородное на юге острове Сахалин, нефтегазовым консорциумом Sakhalin Energy Investment Company Ltd. был запущен первый в России и, что еще существеннее, в Азии, завод по сжижению природного газа в рамках одного из крупнейших нефтегазовых проектов «Сахалин 2». В рамках проекта газ будет поступать по трубопроводам от двух нефтегазовых месторождений на северо-востоке сахалинского шельфа: Пильтун-Астохского и Лунского.5 Поставки газа на сегодняшний день успешно осуществляются по контрактам с 9 фирмами. Более 60% поставок приходится на Японию, что позволяет говорить об уже существующей зависимости японского рынка от российского газа. В то время как США планирует построить в Калифорнии терминал для приема российского газа, Китай уже открыл терминал в провинции Шаньдун. Южная Корея также является одним из потребителей сахалинского СПГ. Очень трудно переоценить значение данного завода. Благодаря ему Россия открыла двери на перспективные рынки СПГ, впервые смогла диверсифицировать экспорт газа.

Главным проектом ТЭК России последнего десятилетия в этой области стало строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий Океан». Реализация данного проекта идет пошагово. В 2009 году была запущена первая очередь от Тайшета Иркутской области через Усть-Кут , Ленс и Алдан в Сковородино Амурской области. Запланировано также строительство отводов на нефтеперерабатывающие заводы в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Ориентировочный срок сдачи второй очереди – участка нефтепровода Сковородино - Кузьмино Приморского края – 2014 год. 6 Благодаря данному проекту Россия сможет поставлять на рынки АТР около 50 миллионов тонн нефти ( в то время как на европейские рынки приходится около 120 тонн).7 Благодаря чему мы сможем не просто выйти, но и укрепить наши позиции на новых перспективных рынках АТР. Что еще весомее, строительство Восточного нефтепровода в первую очередь направлен на развитие регионов.

КНР нуждается в российских энергоносителях как ни кто другой. По трубопроводу Сковородино – Дацин (ответвление от ВСТО) в начале 2011 года пошла первая нефть.

Еще один многообещающий проект в сфере энергетики – это подписание 30-летнего контракта с Китаем о поставках газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» с Чаяндинского месторождения в Якутии (Якутск – Хабаровск – Владивосток).8 Начало работ по реализации данной газотранспортной системы позволяет вести переговоры с Китаем о «восточном маршруте».

В рамках данного проекта планируется строительство завода по производству сжиженного природного газа и завода химических удобрений в Приморье, а также газоперерабатывающего и газохимического комплекса в Амурской области. Таким образом в регионе постепенно создается инфраструктура транспортировки углеводородного сырья.

Весной этого года Российские власти предложили возобновить переговоры по проекту «Азиатское суперкольцо». Первоначальные разработки велись еще в 2000-х годах. Проект предусматривает интеграцию энергетических систем России, Южной Кореи, Китая, Японии. Однако, в 2003 году проект был заморожен.9 Первыми к вернуться к данной идее предложили японцы после аварии на Фукусиме в рамках поступившего предложения об увеличении экспорта электроэнергии из России. Именно Россия и Япония могут выступить инициаторами данной инициативы. Речь идет о создании энергомоста с острова Сахалин в Японию для передачи электроэнергии со строящейся на острове ГРЭС-2.

Реализация газовой программы даст толчок к поднятию уровня газификации дальневосточных территорий.

Развитие нефтяной, газовой, угольной промышленности и электроэнергетики укрепит позиции не только на азиатских энергетических рынках, но и усилит роль России как мирового энергетического лидера.Полномаштабный выход России на энергетические рынки региона позлужит стимулом к развитию российского Дальнего Востока, поэтому разработка комплексной энергетической стратегии России в АТР крайне необходима.

На дальневосточной территории создается один из крупнейших лесозаготовительных и деревоперерабатывающих комплексов, благодаря первому месту региона по площади лесов и второму по запасам10. Здесь сконцентрированы крупные лесные ресурсы и многочисленные ценные породы. Уровень фактической вырубки лесов намного ниже потенциально возможного, что говорит о неполном и недостаточном развитии лесной промышленности.

Основным потребителем дальневосточного леса выступает Китай. Ожидается, что дефицит лесных ресурсов в странах АТР будет увеличиваться, и число покупателей российского леса значительно возрастет. Уже сейчас поставки леса постепенно увеличиваются. Главная проблема заключается в том, что большая часть экспорта- необработанная древесина. Поэтому меры по повышению экспортных пошлин на такую древесину вынудили, например, Китай расположить в Хабаровской и Амурской областях заводы по переработке леса. Однако, этого недостаточно. Только создание крупных лесопромышленных комплексов сможет повысить возможности использования потенциала восточных земель.11



1.2 Интересы в сфере транспорта и логистики

Россия, в особенности Дальний Восток, занимает уникальное географическое положение: она является мостом, соединяющим Европу и Азию. Что позволяет говорить и возможностях транспортного транзита через территорию России. Для его обеспечения необходимо создание трансконтинентальных транспортных коридоров. Это позволит интегрироваться в международную транспортную систему, как и укрепить единое экономическое, социальное, политическое пространство России. Развитие транспортной сети приведет к заметному увеличению и расширению торгово-экономического оборота между Россией и АТР. Реализация крупных трансграничных транспортных и инфраструктурных проектов неминуемо выведет товарооборот и хозяйственную кооперацию между Россией и странами АТР на новый уровень. Работы и сотрудничество в данном направлении несет и региональное значение: это позволит решить многие региональные проблемы и задачи путем сокращения социально-экономической асимметрии, посредством создания условий для более интенсивного освоения территорий Дальнего Востока и увеличения транзитных возможностей в разы.

Статистика показывает, что Россия не располагает необходимыми ресурсами на сегодняшний день для эффективного формирования международных транспортных коридоров. Мощность российских транспортных ресурсов – около 85 млн. Тонн ежегодно, и около 80%пирходится на внутренние перевозки. К примеру, в 2011 году грузооборот между АТР и ЕС составил 950 млн. тонн, и 98% грузов было перевезено через Суэцкий канал морским транспортом.12

Для того, чтобы переломить ситуацию необходимо создание современных сверхскоростных железнодорожных и автомобильных путей, которые соединили бы восточные регионы и западные, а также вышли бы на Калининград.

На сегодняшний день у России имеется две магистрали, имеющие стратегически важное геополитическое значение. Транссибирская магистраль- первая в мире по протяженности, пропускной способности, грузонапряженности железнодорожная линия, также являющаяся продолжением общеевропейского транспортного коридора №2 и выходящая на железные дороги АТР13, и являющаяся срединной частью межконтинентального транспортного коридора «Восток-Запад». Большое преимущество перевозки грузов по Транссибу – это достаточно сокращенное время пребывания в пути. Первым шагом на пути повышения эффективности и потенциала использования Транссибирского транспортного коридора было принятие в 2001 году Федеральной целевой программы «Модернизация Транспортной системы России». В новой стратегии, рассчитанной на срок действия до 2030 года, ясно подчеркивается, что « по своему географическому положению российские железные дороги являются частью евразийской железнодорожной сети, они непосредственно связаны с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии».14 Согласно стратегии планируется реконструкция Транссиба. Другая трасса, примыкающая к Транссибу и взаимодополняющая его, загруженная всего лишь на треть, Байкало-Амурская магистраль. Одна из главных задач – это увеличение пропускной способности данных линий. Транспортные пути проходят через регионы, которые являются очень перспективными в плане освоения природных ресурсов. Поэтому решения о развитии магистралей имеют также внутриэкономическую подоплеку, так как при успешном ходе социально-экономическое положение всего региона может сильно измениться в лучшую сторону.

Третьим значимым аспектом в рамках транспортной интеграции является строительство тоннельно-мостового перехода с материка на остров Сахалин и с Сахалина в Японию. Проект соединения материка с островом( Селихин – Ныш-Ильинск) через пролив Невельского сегодня находится на стадии активных разработок и уже включен в Стратегию развития железных дорог до 2030 года. Строительство планируется начать в 2011-2013 годах. При успешной реализации проекта Россия получит третий выход к Тихому океану. Что будет очень кстати, так как уже сегодня два других выхода – порты Ванино и Советская гавань (Приморский край) не справляются с грузопотоками.

Строительство железнодорожного перехода между островом Сахалин и Хоккайдо через пролив Лаперуза кажется пока более туманным, однако, весьма перспективным. Так как пропускная способность крупных российских транспортных узлов не соответствует ежегодно увеличивающимся грузопотокам, остров Сахалин – быстрое и долгосрочное решение к созданию новых ворот России на Дальнем Востоке. Трудно не признать заинтересованность японской стороны к проекту, так как Япония из островного государства превратится в континентальную страну и получит выход к Европе. Соединение Транссибирской магистрали и БАМа с данными переходами создаст Трансконтинентальный железнодорожный коридор Европа-Россия-Япония. Использование данной транспортной системы в будущем является короче по времени, дешевле и намного безопаснее ( учитывая факт пиратства в Аденском заливе ).

Претворение в жизнь проекта-моста, связующего Японию и Россию, не возможно без реализации проекта по соединению Сахалина с материком. Единственный способ связи острова с материком – паромная переправа Ванино-Холмск- давно исчерпала свои возможности и не может больше обеспечивать стабильное сообщение. Модернизация паромного комплекса – это краткосрочное решение, а вот строительство железнодорожной линии с железнодорожным переходом через пролив Невельского в самом узком месте равному семи километрам несет долгосрочные перспективы и обеспечит устойчивую транспортную связь. Уже разработан документ «Обоснование инвестиций в строительство железнодорожной линии материк - о. Сахалин с тоннельным (мостовым) переходом через пролив Невельского и развития (модернизации) железнодорожной сети о. Сахалин». Начало финансирования проекта запланировано пока что на 2015 год. Осуществление проектов, связанных с островом Сахалин ускорит социально-экономическое развитие острова, привлечет новые инвестиции и поможет решить главную проблему Сахалинской области – непрекращающийся отток населения. Проекты в сфере транспорта важны для области, которая является крупнейшим нефти и газодобывающим регионом, так как помогут диверсифицировать экономику области.

Проект объединения Транскорейской железной дороги ( железных дорог КНДР и Республики Корея) с Транссибом дает перспективу создания самого короткого транзитного коридора со сроком доставки груза равного двум неделям. С начала 2008 года активно ведутся работы по реконструкции железнодорожного полотна Хасан (Россия) – Туманган – Раджин (КНДР) и строительству контейнерного терминала на территории Кореи. Данный евро-азиатский коридор является самым перспективным и в скором времени Россия получит ещё один выход к странам АТР.

Скорейшая реализация всех этих проектов очень важна сейчас, так как уже формируются транспортные коридоры без участия российской территории.

Реализация в сфере логистики принесет ощутимые результаты железнодорожному транспорту и всей сети России. Портовые города Советская Гавань и Ванино могут стать крупными логистическими международными центрами. Развитие портовой инфраструктуры и модернизация портов являются продолжением сухопутной транспортной инфраструктуры. Развитие портов не только направлено на активное включение в морские коридоры, но и на увеличение транзитных возможностей Дальнего Востока, а также увеличение экспортных возможностей регионов.

Отдельным пунктом, с которым связано достаточно много российских интересов и амбиций, является развитие Северного морского пути. Возобновление судоходства, что является реально осуществимым приоритетом в следствие таяния ледников, даст мощный толчок к увеличению объемов транзитных перевозок. Это также позволит России активными темпами развивать свою арктическую зону. Японцы проявляют активный интерес к Северному морскому пути, так как его использование позволит сократить расходы на перевозку грузов на 40% и расстояние вдвое. Несмотря на то, что таяние ледников предоставляет новые возможности мировому сообществу для грузоперевозок, необходимо строительство объектов инфраструктуры для создания устойчивого торгового пути.

Особое внимание стоит уделить такому мощному российскому транспортному узлу в АТР, как порт Ванино. Благодаря географическому расположению он имеет выход в мировой океан, а также выход на две железнодорожные магистрали – БАМ и Транссиб. Данные преимущества полностью оправдывают его международный статус. Несмотря на это и на полную загруженность, потенциальные возможности и мощи порта остаются достаточно высокими. Реконструкция железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре – Советская гавань и работы на автомобильной дороге Хабаровск - Лидога – Ванино являются частью комплексной модернизации порта. Дорога Лидога – Ванино – продолжение магистрали Чита – Хабаровск, при успешном строительстве мостового перехода между о. Сахалин и Японией, станет неотъемлемой частью нового транспортного коридора – Москва – Чита – Хабаровск – Сахалин – Хоккайдо. Именно такое параллельное развитие морской и транспортной инфраструктуры региона приведет к созданию мощного транспортного центра.

В завершение 21-й сессии АТПФ 2013г. была принята резолюция «Развитие транспортной инфраструктуры в Азиатско-тихоокеанском регионе». Экономики АТЭС намерены до 2015 года увеличить пропускную способность транспортных цепочек, в первую очередь сокращая время и стоимость перевозки товаров. Согласно документу надежные логистические цепочки являются важнейшими для обеспечения устойчивого развития, поддержания продовольственной, энергетической безопасности в регионе. Страны также призвали друг друга принимать меры для реализации проектов для повышения надежности транспортных путей.

Россия как никогда ранее и как никто другой заинтересована в таких намерениях, так как это отвечает нашим стратегическим интересам и приоритетам. Участие в формировании единой транспортной системы в регионе для России крайне полезно и важно.

1.3 Интересы в продовольственной сфере

На фоне международного финансового кризиса в АТР заметно обострилась проблема продовольственной безопасности. Странами активно обсуждается вопрос о создании системы обеспечения продовольственной безопасности для повышения производительности аграрного сектора, повышения качества продукции, стабилизации цен и поставок.

Россия может удовлетворить постепенно растущий спрос на сельскохозяйственную продукцию в регионе. Территории Дальнего Востока обладают плодородными черноземными почвами. В Амурской области активно развивается сельскохозяйственная отрасль. Россия может удвоить поставки зерна в АТР вдвое, что позволяют сделать более 50% земель, не использовавшие в сельскохозяйственных целях ранее. Но для этого необходимо строительство соответствующей инфраструктуры, включая специальные терминалов в портах. Реализация такого проекта позволит создать новый зерновой коридор. Со строительством нового бункерного терминала около Владивостока Россия сможет стать полноправным членом зернового рынка в регионе и конкурировать на равных с традиционными экспортерами зерна.

Помимо экспорта пшеницы, возможно наращивание экспорта сои и создание соевого кластера в регионе.

В рамках председательства в АТЭС Россия выдвинула проект об «Улучшении доступа на международные рынки российского зерна» с целью создания «дальневосточного зернового коридора» путем ослабления административных издержек, развития инфраструктурного строительства.15 России также интересно участие в проектах в таких областях, как облегчение доступа к продовольствию, развитие технологий, предотвращение угроз в агросфере и борьба с климатическими изменениями.

Прибрежные воды Дальнего Востока богаты разнообразными биологическими ресурсами, и обеспечивают 61,3% добычи морепродуктов от общероссийского уровня.16 Это придает исключительную важность региону в контексте обеспечения продовольственной безопасности страны. Сахалин и Курильские острова располагаются в наиболее продуктивных районах Мирового океана. Ведется добыча практически всех видов рыб, также крабов, кальмаров, моллюсков и водорослей. Географические выгоды позволили создать здесь крупнейший в России рыбопромысловый комплекс. Ежегодно около половины вылова отправляется на экспорт в соседние страны, такие как Республика Корея, Китай, Япония, США. Около 80% рыбы в общем объеме экспорта- свежемороженая, то есть первичное сырье.17 Поэтому одна из задач государста именно развитие обрабатывающего производства в дальневосточном бассейне и диверсификация экспорта.

Наиболее тесное, взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество в рыбной отрасли достигнуто прежде всего с Японией на основе межправительственных соглашений. Принимая во внимание потери и убытки, которые понесла Страна Восходящего Солнца в данной отрасли по причине недавнего землетрясения, можно говорить о существенной активизации сотрудничества между странами и наиболее глубоком развитии отношений.

1.4 Интересы в сфере туризма

Россия заинтересована в том, чтобы превратить туристический рынок Дальнего Востока в важнейший и неотъемлемый в границах национального рынка, а также в границах всего Азиатско-Тихоокеанского региона.

Дальний Восток – уникальный регион с богатым культурно-историческим прошлым и природным потенциалом. Эта земля полна местами, сохранившимися в первозданном виде и не соприкоснувшимися до сих пор с цивилизацией. Древнейшие этнические группы продолжают развивать свою самобытную культуру. Здесь в гармонии друг с другом живут самые разные виды животных, растений в разнообразных экосистемах. Неповторимый ландшафт сочетает в себе кристально чистейшие реки, красочные леса, величественные скалистые горы и даже песчаные пляжи. Что делает возможным развитие любого вида туризма: лечебно-оздоровительного, экологического, рыболовного, пляжного, развлекательного, делового, агротуризма, автотуризма. Туризм – как неисчерпаемый и самовоспроизводящийся ресурс, именно та отрасль, позволяющая без эксплуатации природных ресурсов, приносить доход в бюджет страны. Что особенно важно говоря о восточных территориях России.
Выход в АТР и граница с Китаем- прекрасные возможности для дальнейшего развития международного туризма. К тому же спрос на туризм в странах данного региона ежегодно увеличивается. На фоне того, как Япония, Китай, Корея сами активно разрабатывают программы по привлечению туристов, важно делать регион привлекательным для посетителей, прежде всего из данных стран.

На данный момент наиболее популярным видом туризма являются рыболовно-сплавные туры по горным рекам ( например Таймень, Кур, Хуку). Число людей, желающих заняться дайвингом у побережья Курильских островов и Сахалина ежегодно увеличивается вдвое. Такие памятники, как Кладбище динозавров в Кундуре (Амурская область), один из древнейших рифов – Чандализ и Лазовский заповедник в Приморском крае также пользуются спросом.

Большим потенциалом для привлечения внимания туристов со всего света обладает Командорский заповедник ( неописуемые по красоте острова с лежбищами морских котиков, сивучей, колониями редких птиц) и Курильский заповедник ( с археологическими и этнографическими памятниками, вулканами и выходами термальных вод).

Для более тесного сотрудничества территорий необходим туристический проект, который объединял бы достопримечательности региона, смог также пополнить местные бюджеты, способствовать развитию инфраструктуры, создать благоприятный инвестиционный климат для развития всего экономического комплекса региона.18 Таким проектом может стать инициатива губернатора Хабаровского края В. Ишаева по созданию «Восточного кольца России». Уже сейчас разрабатываются несколько вариантов данного проекта, но несомненно он пройдет через Камчатку, Якутию, Сахалин, Приморье и Приамурье. Однако сегодня в регионе достаточно проблем, которые препятствуют реализации такого проекта. Это слаборазвитость, а местами и отсутствие транспортной инфраструктуры; слишком высокая себестоимость услуг; дефицит инвестиционных средств и слишком слабый туристический имидж, особенно на фоне АТР.

Наиболее перспективным проектом на сегодняшний день является возведение туристско-рекреационной особой экономической зоны на острове Русский вблизи Владивостока. Здесь, помимо проектов к саммиту АТЭС 2012, будут построены океанариум, дендропарк, зоопарк с амурскими тиграми и леопардами, школы дайвинга и т.д.

Прошедший во Владивостоке саммит АТЭС должен дать мощный импульс развитию туризма в регионе.

В комплекс задач по развитию туристической отрасли восточных территорий входит создание конкурентоспособной диверсифицированной туриндустрии, с опорой на курорты мирового уровня на основе уникальных природных ландшафтов, формирование и продвижение бренда Дальнего Востока как туристко-рекреационной зоны.

1.5 Интересы в сфере образования, культуры

Интеграция в АТР интересна России для создания научно-производственных комплексов. Наука – еще одна важная и перспективная сфера сотрудничества. Проведение крупных исследований в сфере как фундаментальных, так и прикладных наук выгодно многим странам, в том числе и России. Оценивая международные университетские партнерства между Россией и странами АТР, можно сказать, что наша страна слабо включена в научно-образовательную систему региона.

Все же, активное вовлечение в азиатскую систему образования является одним из эффективных плацдармов для интеграции. Благодаря технической помощи, подготовке преподавателей вузов, СССР создал достаточно крепкий фундамент своего присутствия в образовательных системах многих стран АТР.

Данным образом образовательная политика СССР ставила цель на создание условий для эффективной интеграции образовательных учреждений стран. Такое сотрудничество приводило также к наращиванию и упрочнению политических контактов между странами.

После распада СССР Россия потеряла образовательную связь с АТР. Сейчас необходимо активно восстанавливать двустороннее сотрудничество между университетами. Создание университетских партнерств, совместные исследовательские проекты, проведение летних школ и специальных образовательных программ, студенческие обмены и обмен профессорско-преподавательского состава должны стать основой стабильного и эффективного сотрудничества в университетской среде. Партнерские университеты должны стать плацдармом для России для продвижения своих интересов и последующего расширения влияния.

Вовлечение вузов в программы помощи развитию, реформирование планов учебных дисциплин, переподготовка местных образовательных и политических кадров всегда являлись традиционными методами как образовательной, так и экономико-политической интеграции.

Наличие у России такого фундамента как партнерские отношения между университетами, доставшегося в наследство от СССР, дают России возможность начать активизировать образовательную политику в странах АТР. Развитие такиого проектного сотрудничества необходимо, так как это позволит расширить присутствие в образовательной системе.

При успешной реализации такого курса, Дальний Восток может стать центром международного образовательного, гуманитарного, научно-технологического сотрудничества.

Дальневосточный Федеральный Университет, в особенности после проведения саммита АТЭС, имеет все шансы стать международным образовательным центром, занимающимся подготовкой высококвалифицированных специалистов международного уровня, способных внести вклад в укрепление российского сотрудничества с АТР.

Россия имеет ряд договоров о гуманитарном и культурном сотрудничестве со странами АТР.

Для повышения имиджа и привлекательности Дальнего Востока, важное значение имеет проведение различных форумов, конгрессов, фестивалей, активное участие в выставочной деятельности. Уже стало традицией проведение, к примеру, Международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого», Международных конгрессов по различным тематикам.

Говоря о научно-технологическом сотрудничестве, приоритетными направлениями для России являются разработка энергоэффективных, информационных, ядерных, космических технологий, медицинского оборудования, биотехнологий.



2. Интересы России в военно-политической интеграции .

Сегодня в АТР сохраняется большое количество разногласий, этнических, религиозных конфликтов, территориальных споров. Как следствие, правительства стран АТР ежегодно увеличивают расходы на оборонную сферу и на закупку вооружений. Однако, такое стремление к наращиванию своей военной компоненты может привести в будущем к вооруженным конфликтам.

На просторах Азиатско-Тихоокеанского региона идет формирование системы коллективной региональной безопасности. Для России жизненно необходимо интегрироваться в формирующиеся азиатские институты. В регионе уже активно ведутся работы по созданию институтов коллективной безопасности.

Однако, существенной проблемой является достаточно слабое военное присутствие России в регионе. Необходимо количественное наращивание войск, создание на Тихом океане мощного современного военно-морского флота. Необходимы также существенные изменения в военной доктрине.

Россия, наравне с Китаем и США, является ядерной державой, которая преследует свои интересы в регионе. Между США и Россией подписаны ряд соглашений по контролю и ограничению ядерных вооружений. Но Китай пока не связывает себя никакими соглашениями. В интересах России привлечь и присоединить Китай к системе контроля над ядерными вооружениями. Необходимо, чтобы Китай стал активным участником данного процесса.19

Вопрос ядерного оружия применим также к Северной Кореи. Россия глубоко заинтересована в мирном урегулировании конфликтов на Корейском полуострове, так как от этого напрямую зависит судьба Транскорейского трубопровода и железнодорожной линии. А объединенная единая Корея может претендовать на роль главного геополитического союзника в регионе.

АТР все больше привлекает внимание США. Американская политика в регионе направлена на укрепление военного присутствия, посредством наращивания потенциала военной базы Гуам.

Россия видит необходимым осуществление военного сотрудничества на базе уже созданных институтов, но непременно на фоне их модернизации и трансформации. Наиболее перспективным является участие в Восточноазиатском сообществе.

Россия выступает за принцип неделимости безопасности в регионе, за коллективные поиски мирного решения назревших проблем.

Эффективное сотрудничество между Китаем и Россией вносит весомый вклад в формирование стабильной и безопасной системы. За последние годы военное сотрудничество только окрепло, растет число совместно проводимых военных учений. Россия будет и дальше укреплять контакты и сотрудничество на двусторонней основе, будет двигаться к углублению рационального сотрудничества в области безопасности и проведения совместных учений. Это положительно сказывается и на экономической интеграции, укрепляя взаимодоверие между странами. Проведение учений является демонстрацией со стороны России важности ее военного присутствия в АТР .

Приоритетом России также является наращивание сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским парламентским форумом и продолжение партнерства в рамках диалога Россия –АСЕАН (АРФ), так как это один из влиятельных институтов в области безопасности в регионе.

Особая роль отводится России в разрешении региональных конфликтов. Роль независимого арбитра принесет немалые как политические, так и экономически выгоды.

Для России крайне важно участие в интеграционных процессах в сфере международной безопасности в АТР. Без стабильного и мирного развития не возможен будет экономический рост и социальное благополучие жителей Дальневосточного региона.

Россия намерена и дальше активно развивать и укреплять Шанхайскую Организацию Сотрудничества.

Российское правительство будет проводить политику по реализации инициатив по многостороннему переговорно-консультационному механизму по вопросам безопасности и сотрудничества для снятии напряженности и решения локальных конфликтов.

Одной из российских инициатив является предложение Д.Медведева и Ху Цзиньтао в сентябре 2010 года об укреплении безопасности в регионе путем признания приверженности всеми странами региона принципам неделимой безопасности, путем отказа от политики укрепления национальной безопасности за счет безопасности других стран.

Данная инициатива отражает принцип сетевой дипломатии – горизонтального взаимодействия многосторонних механизмов в сфере безопасности. Сетевая дипломатия может стать фактором формирования новой открытой, равноправной архитектуры международной безопасности в регионе. В.Путин неоднократно высказывался по данному вопросу, подтверждая российскую заинтересованность в формировании такой системы безопасности.

Заключение.

России жизненно необходимо активно отслеживать и вовлекаться в интеграционные процессы на Азиатско-Тихоокеанском регионе, для того чтобы максимально эффективно вписать в регион.

Дальневосточным территориям отводится особая роль в качестве связующего звена между странами Европы и Азии, что является геостратегическим приоритетом России в интеграционных процессах. Такое географическое положение необходимо использовать для экономического роста региона и комплексной модернизации с помощью интеграционной политики. Интеграция России в АТР нереализуема без интеграции восточных территорий в экономические процессы региона, что в свою очередь невозможно без использования стратегических преимуществ и экономического потенциала Дальнего Востока.

Дальний Восток – уникальная территория, открывающая еще более уникальные перспективы и возможности для России заявить о себе в самом динамично развивающемся регионе мира, да при том в качестве равноправного партнера. Благодаря наличию огромного потенциала, возможно говорить о Дальнем Востоке как о форпосте российской интеграции в АТР.

Развитие Дальнего Востока – это реализация ясно сформулированных государственных приоритетов в рамках объявленного вектора на интеграцию в АТР. Данное развитие в первую очередь предполагает масштабную реализацию мегапроектов на восточных территориях в различных областях, с активным участием иностранных инвесторов.

Несмотря на большие объемы поставок углеводородов, доля России в региональных энергетических балансах незначительна. Такая роль сырьевого придатка создает реальные угрозы превращения Дальнего Востока всего лишь в поставщика сырья, а также в объект демографической и экономической экспансии. Что представляет собой угрозу обеспечения национальной безопасности страны. И все-таки, именно на минерально-сырьевую базу, которая уже по сути является частью минерального комплекса в пределах АТР, руководство делает большие ставки в наращивании межрегионального сотрудничества.

Модернизация Дальневосточного региона уже сейчас приоритетное направление государства. Необходимым является разработка комплексной, системной, с упором на высокие технологии, программы для скорейшего подъема и развития территорий. Она должна состоять из направлений по развитию инфраструктуры, инновационной деятельности и высокотехнологичной продукции для привязывания азиатских рынков к российскому; созданию рабочих мест для закрепления населения и повышения качества жизни. Утвержденная стратегия по развитию региона включает все эти задачи, при правильном и пошаговом исполнении может принести результаты уже в скором будущем.

Тут нужно учесть факт, что подъем Дальнего Востока не будет успешным без внешнеэкономических связей и интеграции в АТР, в то же время, интеграция в АТР просто невозможна без модернизации Дальневосточных территорий. Однако, укрепляя торгово-экономические связи с соседними регионами, нужно принимать во внимание, что дальневосточная экономика уже в большей степени ориентирована на азиатские рынки. Важно принимать меры по интегрированию региональной экономики и энергетической системы в экономику и Единую энергосистему России. Иначе, изолированность будет только увеличиваться.

Развитие инфраструктуры будет способствовать укреплению интеграции в АТР и увеличению доли России на азиатских рынках.

Невозможно только собственными силами модернизировать такой большой и достаточно сложный регион. Уже идут прямые капиталовложения в нефтегазовый сектор. Однако, нужно делать привлекательными для инвестиций и другие объекты, которые пока находятся в зоне риска. Также нужно привлекать зарубежные технологии и рабочую силу.

Переориентация на восток отвечает важным стратегическим целям нашего государства. Таким, как географическая диверсификация рынков экспорта, что снизит зависимость от традиционного европейского рынка. Сам выход на рынок АТР - важнейшая геополитическая задача. Это даст мощный толчок для улучшения Дальневосточных территорий и подстегнет модернизацию и развитие экономики России в целом по всей стране.

Однако, по ряду причин потенциал наших восточных территорий остается используемым не до конца. Это связано с наличием назревших проблем в данном регионе. Наиболее острые из них это: сильная изолированность по многим аспектам от остальной части России; сильная отсталость в развитии региона по сравнению со странами АТР; ухудшающаяся демографическая ситуация ( отток населения) вследствие отсутствия комфортных условий для жизни; слаборазвитость транспортной и коммуникационной системы; сырьевой ярко выраженный характер экономики, и как следствие, неразвитая обрабатывающая промышленность.



России крайне важно разработать долгосрочную стратегию присутствия в регионе.

Список использованной литературы:

  1. Бородавкин А. Н. Восточное направление российской внешней политики // Международная жизнь. 2011. №1. -http://www.interaffairs.ru/arpg.php?pg=385

  2. Иванов А. А. Азиатско-Тихоокеанский регион и Россия: новая роль в глобальном развитии // Международная жизнь. 2010. №8. -http://www.interaffairs.ru/arpg.php?pg=292

  3. Меламеда И.И. Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе:перспективы интеграции. – Владивосток:Изд-во Дальневосточного федерального университета, 2011

  4. Брутенц К. Россия и Азия // Международная жизнь. 2011. №3. -http://www.interaffairs.ru/arpg.php?pg=426

  5. 2010 год. Россия смотрит на Восток? // Международная жизнь. 2011. №1. -http://www.interaffairs.ru/arpg.php?pg=385

  6. Иванов А. Азиатско-Тиоокеанский регион и Россия: новая роль в глобальном развитии // Международная жизнь. 2010. №8. - http://www.interaffairs.ru/arpg.php?pg=292

  7. К Великому океану, или новая глобализация России. Аналитический доклад международногодискуссионнго клуба «Валдай»

  8. Иващенцев. Г. Азиатский вектор Российской энергетики // Международная жизнь. - http://www.interaffairs.ru/index.php

  9. Золотые ворота в Азию. Тасс форум. №1, 2012

  10. Панов А. Интеграция России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Перспективы 2020

  11. Троекурова И.С. Проблемы расширения внешнеэкономических связей России в АТЭС. – Москва: ИДВ РАН, 2010. 439 с.

  12. На Дальнем Востоке выстроят русское «Восточное кольцо» // Электронный журнал «Bigness.ru» - http://www.bigness.ru/articles/2008-02-04/eastring/88486/

  13. Сорокин Н. Еще раз о развитии трансконтинентальных транспортных коридоров. // «Мост на Сахалин» - http://www.mostsakhalin.ru/publications/detail.php?ID=2270

  14. Леса Дальнего Востока // Природные ресурсы Дальнего Востока. - http://lesportal.biz/category/forest_potential/

  15. О развитии рыбаловства на Дальнем Востоке // Электронный журнал WEBРЫБА. - http://webryba.ru/?mod=shownews&id=583

  16. Тупкина Е.Н. О состоянии и проблемах рыбной отрасли Дальнего Востока РОссии // Фундаментальные исследования. 2006. №11. -www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=2426

  17. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года // 28.12.2009

  18. «Сахалин энерджи» - http://www.sakhalinenergy.ru/ru/project.asp?p=explore_phase2

  19. Нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий океан. Спрака // Риановости – http://www.rian.ru/economy/20091229/202161419.html

  20. Ю. Крупнов. Солнцев России восходит с востока. – www.kroupnov.ru

  21. О. Гарин. Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность - http://olegarin.com/olegarin/atr-p7.html



1 Брутенц К. Россия и Азия // Международная жизнь. 2011. №3. -http://www.interaffairs.ru/arpg.php?pg=426


2 Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года // 28.12.2009. С. 7.

3 Иващенцев. Г. Азиатский вектор Российской энергетики // Международная жизнь. - http://www.interaffairs.ru/index.php

4 Троекурова И.С. Проблемы расширения внешнеэкономических связей России в АТЭС. – Москва: ИДВ РАН, 2010. С.238.


5 “Сахалин энерджи” - http://www.sakhalinenergy.ru/ru/project.asp?p=explore_phase2

6 Нефтепровод Восточная Сибирь-Тихий океан. Спрака // РИА Новости -http://www.rian.ru/economy/20091229/202161419.html

7 Троекурова И.С. Проблемы расширения внешнеэкономических связей России в АТЭС. – Москва: ИДВ РАН, 2010. С.247.

8 Виньков А. Ресурсная взаимность. РИА Новости

9 Идем на сближение. Российская газета // http://www.rg.ru/2013/03/11/sblijenie.html

10 Леса Дальнего Востока // Природные ресурсы Дальнего Востока. - http://lesportal.biz/category/forest_potential .

11 Троекурова И.С. Проблемы расширения внешнеэкономических связей России в АТЭС. – Москва: ИДВ РАН, 2010. С.280.

12 Россия устремляется на Дальний Восток. Независимая газета // http://www.ng.ru/courier/2012-09-17/9_east.html

13 Сорокин Н. Еще раз о развитии трансконтинентальных транспортных коридоров. // «Мост на Сахалин» - http://www.mostsakhalin.ru/publications/detail.php?ID=2270

14 Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.

15 Салюд П. Зерновой коридор России – «поворотный момент» для Азии? Business Mirror, Phillipines

16 Троекурова И.С. Проблемы расширения внешнеэкономических связей России в АТЭС. – Москва: ИДВ РАН, 2010. С.299.

17 О развитии рыбаловства на Дальнем Востоке // Электронный журнал WEBРЫБА. - http://webryba.ru/?mod=shownews&id=583.

18 На Дальнем Востоке выстроят русское «Восточное кольцо» // Электронный журнал «Bigness.ru» - http://www.bigness.ru/articles/2008-02-04/eastring/88486/


19 Кравченко В.Ю. Досье: Аналитический вестник Совета Федерации,март,2013