Скачать 170.38 Kb.
Дата10.04.2018
Размер170.38 Kb.

На протяжении многих тысячелетий человечество создавало определенные формы художественного осмысления мира, через которые шло познание окружающего мира



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Аллакская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательский проект

«Зрелища, возникшие в древности»

Автор работы: Лебедева Софья Николаевна

Каменский район, с.Аллак,

МКОУ «Аллакская СОШ», 5 класс

Руководитель:

Шабанова Людмила Геннадьевна,

Учитель истории МКОУ

«Аллакская СОШ»


С.Аллак, 2017

Оглавление

1.Введение _______________________________________________________ 3

2. Зрелища Древней Греции _________________________________________ 4

2.1. Олимпийские игры: древность и современность ________________ ____4

2.2. Театр: древность и современность ________________________________ 7

3. Зрелища Древнего Рима. _________________________________________ 9

3.1. Римский театр_________________________________________________ 9

3.2. Гладиаторские бои ____________________________________________ 11

3.3. Цирк в Древнем Риме __________________________________________13

4. Заключение ____________________________________________________15

Список использованных источников информации ______________________17

1. Введение

На уроках истории мы знакомимся с историческим развитием стран Древнего мира. Меня заинтересовали уроки, на которых мы изучали древнегреческий театр и олимпийские игры. Я решила узнать какие еще зрелища были интересны жителям древнего мира, и какие из них сохранились в наше время.



Актуальность работы - на протяжении многих тысячелетий человечество создавало определенные формы художественного осмысления мира, через которые шло познание окружающего мира.

Цель работына основе изучения и анализа исторических материалов, рассмотреть основные массовые зрелища древности и современности

Задачи:

  1. Изучить литературу и узнать, какие зрелища, возникшие в древности, любимы в наши дни

  2. Узнать, почему многие из зрелищ были запрещены.

  3. Сравнить театральные постановки и олимпийские игры в древности и современности.

Объект исследования – художественная культура Древнего мира

Предмет исследования – массовые зрелища Древнего мира.

Гипотеза – история возникновения и развития зрелищ может рассказать об истории народов и государств.

Методы и способы исследования:

  1. Изучение и анализ литературы и интернет –сайтов по теме.

  2. Сравнение зрелищ древнего мира и современности.

  3. Оформление проекта

Массовые праздники и зрелища имеют богатую историю, уходящую своими корнями вглубь веков, в древние народные обряды и действа. По зрелищам, т.е. по одному из самых массовых видов искусства, мы можем судить о стране, об эпохе, о народе.
2. Зрелища Древней Греции

2.1. Олимпийские игры: древность и современность

С богами связаны все древнегреческие спортивные праздники. Наиболее ярким выражением были знаменитые Олимпийские игры, которые Греция подарила миру, посвященные Зевсу Олимпийскому, и которые приобрели общегосударственный характер, содействовали единству греков.

Их возникновение относят к 776 году до н.э. Они проходили в священной роще у подножия горы Олимп раз в четыре года, сначала включая только спортивные состязания, позднее превратились в грандиозный праздник, где собирались лучшие умы и блестящие таланты 1.

С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия, и заключалось перемирие, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний.

Как известно, женщинам запрещалось посещать Олимпийские игры. Однако либерально настроенные власти решили проводить специальные женские спортивные игры. Победительница получала оливковый венок и съестные припасы, в частности, мясо. Такие игры назывались гереи, проводились они в честь богини Геры2. Самыми известным спортсменками были, конечно, спартанки, потому что физическое воспитание девочек в Спарте было не менее важным, чем воспитание мальчиков. Такие Игры был разрешено посещать мужчинам, которые могли выбрать себе на них невесту.

Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.



В IV веке до н.э. наблюдаются постепенные изменения содержания Олимпийских игр. На проведение игр повлияли постоянные войны, которые вела Греция. Зрителей все больше привлекала борьба, кулачный бой и панкратион (сочетание борьбы с кулачным боем), богатые острыми, драматическими моментами. Да и в этих видах происходят перемены, если раньше исход схватки решало преимущественно быстрота, ловкость, то в этот период решающим качеством становится физическая сила.

Города, стремясь продемонстрировать свою мощь и завоевать расположение богов, привлекают наиболее известных бойцов, даже если они живут в других местах или не соответствуют олимпийским правилам. В связи с этим в состязаниях впервые принимают участие атлеты-профессионалы.

Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине II в. до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми)3.

Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в IV в. до н.э. общий упадок греческой культуры. Они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.

В 394 г. н.э. Олимпийские игры были запрещены - как «пережиток язычества» - римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство. Вскоре после запрета Олимпийских игр все олимпийские сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 г. н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек4.

Возрождены игры были только в конце XIX в. В 1894 г. по инициативе общественного деятеля, педагога Пьера де Кубертена в Париже был создан Международный олимпийский комитет, который занялся подготовкой к играм. Возрожденные Игры прошли в Афинах в 1896 г5.

На Олимпийских играх современности были введены новые виды состязаний, а затем с 1924 года были введены зимние Олимпийские игры. В современных Олимпийских играх сохранились некоторые традиции древних игр.6

История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи – состязания бегунов с горящими факелами. Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов. Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.

2.2. Театр: древность и современность

Театр – одно из древнейших искусств. Театр возник из народных охотничьих и земледельческих игр, носящих магический характер. Веря, что подражают животному, его внешности и повадкам повлиять на результат охоты, первобытные люди устраивали пляски одетых в звериные шкуры людей.

В 497 г. до н.э. возник первый театр Древней Греции в городе Афины7. С возникновением земледелия появились празднества, отмечавшие сбор урожая. На празднике в честь бога виноделия Диониса виноградари в козлиных шкурах изображали различные эпизоды из жизни Диониса, воспевали силу виноградной лозы, дающей радость.

Со временем греческие театральные зрелища утратили связь с почитанием бога Диониса, они рассказывали о жизни других греческих богов, героев, а также об обыкновенных людях.

Театр называли «школой для взрослых». Он воспитывал любовь к родине, уважение к труду, мужество и другие замечательные качества, подмечал недостатки в устройстве общества.

Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Трагические и комедийные актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством, так как в наиболее патетических местах драмы актеры исполняли арии. Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали у себя силу, звучность и выразительность голоса, безукоризненность дикции и доводили до большого совершенства искусства пения. Но кроме этого, греческий актер должен был владеть искусством танца и вообще искусством движения в самом широком смысле этого слова. Поэтому греческому актеру необходимо было много работать над гибкостью и выразительностью тела.

Актеры носили маски, так что мимика из игры была исключена. Тем больше должны были греческие актеры работать над искусством движения и жеста.

Театральные представления происходили в дни всенародных праздников Диониса. Все дела в это время приостанавливались. Суды закрывались, должники освобождались от уплаты долгов на время всех дней праздника. Даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы они могли принять участие в общем празднике. Наряду с мужчинами в театре бывали женщины, дети и даже слуги, домашние рабы8.

Театральные представления были двух видов – трагедия и комедия. Со временем театральные постановки стали более разнообразными. Появляется новое в драматургии театра.

Греческий театр оказал огромное влияние на развитие театрального искусства народов современной Европы. Театр нашего времени заимствовал не только терминологию греческого театра, но и обязан грекам многими своими особенностями и приемами.



3. Зрелища Древнего Рима.

3.1. Римский театр

Праздники занимали важное место не только в культуре Древней Греции, но и в культуре Древнего Рима. Они связывались с земледельческим календарем, началом и окончанием работ, сменой времен года (весеннее, летнее солнцестояние), посвящались различным богам, и общегреческим и местным и даже историческим событиям.

Театр получил широкое распространение и в Риме начиная с III в. до н. э., после того, как между Римом и Грецией установились тесные связи9. В начале, представления происходили в примитивных деревянных театрах, но в 55г. до н. э. Полтей построил в Риме первый каменный театр, вмещавший до 27тысяч зрителей. Позже такие каменные театры были построены по всей Римской империи. Руины театров позволяют нам представить себе, как они могли выглядеть в древности.

Для каждого класса римского общества была предназначена своя часть зрительного зала. Чем беднее были зрители, тем выше были места для них. Прямо перед сценой иногда устанавливались дополнительные скамьи, лучшие места на которых предназначалась для сенаторов.

Декорации были нарисованы на полотнищах, натянутых на сцене позади исполнителей. Перемена декораций производилась с помощью специальных машин. Выходя на сцену, актеры надевали маски, т. к. римские пьесы были построены на определенных типах характеров. Маски помогали зрителям из дальних рядов понять, кто есть кто на сцене. Сначала только мужчины могли играть на сцене, а позже играть было позволено и женщинам.

Первая пьеса была представлена в Риме в 240 г. до н. э. Она представляла собой греческую драму, переведенную на латинский язык бывшим рабом-греком по имени Ливий Андроник10.

Несмотря на то, что поначалу популярными были серьезные пьесы, публике хотелось солнце на сцене и веселые комедии. Самыми знаменитыми римскими комедиографами были Плавт и Теренций. Постепенно театральные представления становились всё более зрелищными, способными соперничать со скачками и общественными играми. Теперь зрители приходили в театр полюбоваться не столько игрой актеров, сколько особыми сценическими эффектами.

3.2. Гладиаторские бои

Если греки, предшественники римлян на троне властителей Античного мира, предпочитали театральные представления и спортивные игры, то римляне жаждали иных спектаклей. Более острых и кровавых. Гладиаторские бои - вот их излюбленное зрелище.



Основной причиной возникновения гладиаторских игр являлся заимствованный у этрусков погребальный обряд, подобный древней борьбе сумо в Японии11. Потенциальные жертвы человеческих жертвоприношений — не только рабы, но и свободные — должны были с мечами в руках сражаться около могилы, и, таким образом, погибал слабый, а сильный оставался в живых, вызывая восторг присутствующих. 

В 106 году до нашей эры гладиаторские игры вводятся в число публичных зрелищ12. .Для проведения этих игр в большинстве городов империи были построены амфитеатры. Гладиаторами становились чаще всего пленники, преступники, рабы, а иногда — вольнонаемные воины, сражавшиеся для развлечения зрителей. Такие бои часто устраивали знаменитые римляне в честь какого-нибудь знаменательного события, например победы в крупном сражении. Поначалу в боях участвовало небольшое число гладиаторов, но постепенно поединки становились все более пышными. Так, император Траян устроил гладиаторские бои, продолжавшиеся 117 дней! В них приняли участие около 10 тыс. гладиаторов13.

Игры начинались обычно утром. Их открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора или знатного римлянина, распоряжавшегося боями. За гладиаторами следовали танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.

Затем следовала травля зверей. Некоторых редких животных просто показывали

публике. Менее экзотичных животных, таких, как медведи, пантеры и быки, стравливали друг с другом. На них также устраивали охоту, приглашая стрелков из лука, или, наоборот, выпускали диких зверей на беззащитных узников. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийства тысяч людей и животных. После боев обычно выступали комики, мимы и шуты, устраивая потешные бои. Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов. Побежденный или раненый гладиатор мог попросить пощады. Руководствуясь криками зрителей, распорядитель боев особым жестом показывал, какая участь ожидает побежденного. Если большой палец поднимался вверх, бойцу сохраняли жизнь.

К началу IV века гладиаторские бои и звериные травли стали постепенно

приходить в упадок. Это было время, когда некогда Великая Римская империя стала буквально изнемогать под ударами многочисленных «варварских» племен. Положение усугублялось непрекращающимся экономическим кризисом и сами римляне практически не работали, а привозимые товары непрерывно дорожали. А потому у римских императоров того периода хватало забот, помимо устройства дорогостоящих игр. И, тем не менее, они продолжались, хотя уже и без прежнего размаха.

В 357 году император Константин II запретил военнообязанным юношам вступать в гладиаторские школы, а в 399 году закрылась последняя из них14. Но, расстаться с привычкой видеть смерть, живущую в обществе долгое время, было не так-то просто.

Через пять лет, понадобился новый императорский указ решительно и бесповоротно запрещающий организацию, как школ, так и гладиаторских сражений. Поводом для этого послужила трагическая гибель христианского послушника в 404 году, некого Телемаха. Монах выбежал на арену и пробовал

успокоить дерущихся, но вместо этого сам был разорван разъярѐнной толпой. После этого император Ганорий запретил гладиаторство15. Навсегда.

3.3. Цирк в Древнем Риме

Цирк. Это слово, означающее для нас веселые и красочные зрелища, восходит ко временам еще Древнего Рима. Что же представляли собой цирк и публичные игры у древних римлян?



Цирк  — у древних римлян общественное здание в виде вытянутого овала, место конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ, происходивших в известные праздничные дни и называвшихся цирковыми играми. В современном языке аналогичное сооружение называется греческим словом ипподром.

В Риме насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым древним из них являлся так называемый Большой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя холмами,— Палатином и Авентином.

С древнейших времен и до падения империи здесь, в долине, ежегодно проводилось большинство игр, заключавшихся в конных бегах на колесницах. По преданию, такие бега были установлены одним из основателей Рима, Ромулом, и устраивались они сначала один раз в год — после жатвы хлебов и сбора плодов. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов.

В дальнейшем, примерно за 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором, бронзой и к началу нашей эры оформился в грандиозный ипподром, рассчитанный на 150 тысяч зрителей16.

По своему устройству Большой цирк представлял, прежде всего, прямоугольную арену — длиной свыше 500 метров и шириной 80 метров. По всей ее протяженности с обеих сторон были расположены повышающиеся рядами места для публики. На мраморных сиденьях располагалась знать, а на верхних, деревянных скамьях теснилась беднота

Любопытной особенностью цирковой арены была спина — широкая (в 6 метров) и невысокая (в 1,5 метра) каменная стена, которая, подобно хребту, разделяла арену на две половины. Тем самым спина препятствовала произвольному переходу состязавшихся лошадей с одной части арены на другую. Стену украшали памятники — обелиски, статуи и небольшие храмы римских богов.

Как проходили игры? Сразу же после помпы (торжественного шествия по цирку жрецов и устроителей игр) распорядитель бегов бросал на посыпанную песком арену белый платок: тем самым подавался знак к началу игр. Под громкие звуки труб и ободряющие вопли публики вылетали стремглав четыре легкие двухколесные, колесницы, запряженные четверками лошадей. Один заезд... Третий... Седьмой! Победитель на взмыленных конях вихрем проносился через триумфальную арку, воздвигнутую в конце арены, а затем медленно направлялся к ложе устроителей игр, где и получал награды. Все это время зрители находились в полной власти своих эмоций: они неистово хлопали в ладоши, кричали изо всех сил, грозили, кривлялись, сквернословили (особенно в тех случаях, когда возницы опрокидывались на поворотах). И так в течение целого дня игр, от восхода и до захода солнца, когда число состязаний доходило иной раз до тридцати!

Заключение

Изучив литературу и интернет – ресурсы я узнала много нового о зрелищах Древней Греции и Древнего Рима. Основные зрелищные мероприятия можно назвать грандиозными – гладиаторские бои в амфитеатрах, гонки на колесницах, цирковые представления, шествия пленных, выступления редкостных зверей, олимпийские игры. Большую популярность имели театральные представления, сольные пантомимы (обычно на мифологический сюжет) под музыку и пение хора, комедии.

Также я сравнила зрелища древности и современности. Пришла к выводу, что многие зрелища древности дошли до нашего времени, но с изменениями.

В отличие от современных театров древнегреческий и древнеримский театр не были местом, куда можно было бы ходить в любой день и посмотреть любую постановку из предложенного репертуара. В театре играли всего 2 раза в год. Роли исполняли только мужчины. Не было постоянных групп актеров. В Древней Греции за участие в представлении давали бронзовый кубок, а сейчас это постоянная работа и за это платят деньги.

Раньше театры были похожи на современные стадионы, а сейчас театр – это специальное здание с огромным залом и сценой, с занавесом для театральных постановок.

Спектакли раньше длились не 1-2 часа, а целый день. В Древней Греции в начале представления на орхестру выходили три поэта. Каждый из них предлагал три своих постановки и представлял их. В конце, пока жюри выбирало лучшего поэта, игралась легкая и забавная «сатировская» драма. В заключении жюри вручало победителю бронзовый кубок.

Произошли изменения и в проведении олимпийских игр. Они стали делиться на летние и зимние. Проводятся не 5 дней, а сейчас от 12 до 15 дней. Состязания проводились под открытым небом, в них участвовали только мужчины. У Олимпийских игр появилась своя символика и девиз. Участниками состязаний могут быть народы разных стран и континентов.

Зрелища, которые несли жестокость, были запрещены с принятием христианства. Были запрещены театры, которые разыгрывали плохие сцены из про Иисуса, Также были запрещены гладиаторские бои, в результате которых погибали гладиаторы.

В результате проведенного исследования и сравнения я выяснила, что между зрелищами древности и современности много различий. Но, не смотря на это, современные люди с удовольствием посещают театры, смотрят и участвуют в Олимпийских играх.

А вот римские цирковые представления сейчас – это ипподромы, где проводятся скачки на лошадях.

С результатами своего проекта я хочу познакомить своих одноклассников на уроках истории. Этот материал можно также использовать на классных часах.

Список использованных источников информации

Литература:

1. Греки. Иллюстрированная мировая история. (Сьюзан Пич, Энн Миллард) – М.: РОСМЭН, 1995

2. Барбич В.М., Плетнева Г.С. Зрелища древнего мира. – М.:РОСМЭН, 1996

3. Римляне. Иллюстрированная мировая история. (Энтони Маркс, Грехэм Тинджэй) – М.: РОСМЭН, 1997

4. Твой олимпийский учебник:Учеб. Пособие для учреждений образования России. 3-е изд. Перераб. И доп. / В.С.Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 1999

5. Энциклопедический словарь юного историка: А.А. Искендеров, М. Педагогика – пресс, 1994


Интернет – источники:

6. http://interesnik.net/drevnie-olimpijskie-igry/

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Театр_в_Древней_Греции

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Цирк_(Древний_Рим)

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гладиатор

10. http://studopedia.ru/6_14043_teatr-drevnego-rima.html



1 Твой олимпийский учебник:Учеб. Пособие для учреждений образования России. 3-е изд. Перераб. И доп. / В.С.Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 1999 – c. 14

2 http://interesnik.net/drevnie-olimpijskie-igry/

3 Твой олимпийский учебник:Учеб. Пособие для учреждений образования России. 3-е изд. Перераб. И доп. / В.С.Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 1999 – c. 18

4 Твой олимпийский учебник:Учеб. Пособие для учреждений образования России. 3-е изд. Перераб. И доп. / В.С.Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 1999 – c. 19

5 Твой олимпийский учебник:Учеб. Пособие для учреждений образования России. 3-е изд. Перераб. И доп. / В.С.Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 1999 – c. 23

6 http://interesnik.net/drevnie-olimpijskie-igry/

7 https://ru.wikipedia.org/wiki/Театр_в_Древней_Греции

8 Греки. Иллюстрированная мировая история. (Сьюзан Пич, Энн Миллард) – М.: РОСМЭН, 1995 – с.

9 Барбич В.М., Плетнева Г.С. Зрелища древнего мира. – М.:РОСМЭН, 1996 – с. 15

10 http://studopedia.ru/6_14043_teatr-drevnego-rima.html

11 https://ru.wikipedia.org/wiki/Гладиатор

12 https://ru.wikipedia.org/wiki/Гладиатор

13 Римляне. Иллюстрированная мировая история. (Энтони Маркс, Грехэм Тинджэй) – М.: РОСМЭН, 1997 – с.

14 https://ru.wikipedia.org/wiki/Гладиатор

15

16 https://ru.wikipedia.org/wiki/Цирк_(Древний_Рим)


Главная страница
Контакты

    Главная страница



На протяжении многих тысячелетий человечество создавало определенные формы художественного осмысления мира, через которые шло познание окружающего мира

Скачать 170.38 Kb.